VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управление взаимодействием малого и крупного бизнеса на муниципальном уровне

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004073
Тема: Управление взаимодействием малого и крупного бизнеса на муниципальном уровне
Содержание
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ
Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра государственного, муниципального и экономического управления


                                                                                 Слушатель Колмаков А.А.


Магистерская диссертация
Управление взаимодействием малого и крупного бизнеса на муниципальном уровне (на примере деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска)

Допускается к защите



Доцент кафедры                                                   Доцент кафедры
Кандидат экономических наук                            Кандидат экономических наук
Доцент                                                                    Доцент
 _________________________                             ___________________________


«  »_____________2016 г.                                    «   » ________________2016
     
     
     
     
     
     
     Новосибирск 2016
     Аннотация
     Выпускной квалификационной работы студента Колмакова А.А. «Механизмы взаимодействия субъектов  малого и крупного бизнеса на примере деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска. В работе приведены результаты исследования современных проблем взаимодействия  малого и крупного бизнеса промышленно – развитых стран. В частности, северо – американская модель взаимоотношений государства и бизнеса на примере США, азиатская модель на примере Японии. Приведены статистические данные роли малого и крупного бизнеса в региональных экономиках в сравнительной характеристике с малым бизнесом в России. Определены отличительные особенности развития кооперационных связей в России, где более важную роль в экономики государства занимают крупные градообразующие и  ресурсодобывающие компании. 
     Определены существующие механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий, дан анализ практики развития управления кооперационных взаимодействий в городе Новосибирске, обозначена социальная роль малого бизнеса в общественных отношениях. Представлена и проанализирована практика управления взаимодействием малого и крупного бизнеса на примере деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска. Выявлены проблемные направления взаимодействия малого и крупного бизнеса экономики города Новосибирска. 
     Автором диссертационного исследования выработаны практические рекомендации по совершенствованию управления взаимодействием механизмов кооперационных связей малого и крупного бизнеса на примере  деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска.
     Магистерская работа содержит 117 страниц и ссылок на 58 нормативно – правовых и литературных источника. В работе приведены исследования и представлена статистика (динамика) взаимодействия малого и крупного бизнеса в промышленно – развитых странах Российской Федерации и в самом крупном муниципальном образовании России - городе Новосибирске.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1. КРУПНЫЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПОНЯТИЕ, МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ	8
1.1 Понятие малый и крупный бизнес. Механизмы взаимодействия в промышленно развитых странах	8
1.2 Механизмы взаимодействия малого и крупного бизнеса в России	32
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ПО УПРАВЛЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА 	53
2.1 Структура и формы развития малого и крупного бизнеса в городе Новосибирске	53
2.2 Исследование практики деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска по управлению взаимодействием малого и крупного бизнеса	72
3. ВОЗМОЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА	95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	109
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	112
     

ВВЕДЕНИЕ
     
     
     Актуальность темы исследования. Проблема взаимодействия малого и крупного бизнеса остается по прежнему актуальной в нашей стране. Обладая значительным экономическим потенциалом государство не в полной мере использует принципы предпринимательской экономики. К ним относится и эффективное взаимодействие крупного, и малого бизнеса, оказывающее влияние на качество экономического роста.1
     В то же время, в развитых экономических странах, крупное производство является локомотивом удовлетворения массового спроса при повсеместном обновлении ассортимента товаров и услуг, разнообразием и доступностью продукции, и в условиях жесткой конкуренции - здоровой ценовой приемлемостью. Малый бизнес, в выстраивании взаимодействия с крупным бизнесом, не дистанцирован, а, наоборот, находится в рамках кооперационного взаимодействия, занимая в нем обширную социально – экономическую нишу.
     Не смотря на повсеместную формулу взаимодействия «большое + малое» в развитых экономических странах, вопрос выживаемости малого бизнеса в России по прежнему остается актуальным и взаимодействие с крупным бизнесом осложняется не только отсутствием корпоративной культуры развития кооперационных взаимоотношений, но и не совершенным законодательством в области деятельности субъектов малого бизнеса. Например: в части защиты от не правовых методов работы государственных и муниципальных органов власти, что приводит в целом к выстраиванию дополнительных барьеров с крупным бизнесом. В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса особую роль играет государство, которое предоставляет льготы малому бизнесу, делая его привлекательным для крупного бизнеса, существенным показателем сокращения издержек крупного бизнеса является размещение заказов на малых предприятиях.
     Сравнительная характеристика малого и крупного бизнеса показывает существенные различиях в рамках технологического и организационного уклада. Крупный бизнес, если мы говорим о России, обладает мощным инвестиционным ресурсом и сырьевой базой, но зачастую культура взаимодействия с другими предприятиями в развитии кооперационных связей не выходит за рамки советской плановой экономики, где ассортимент и количество выпускаемой продукции диктовалось с центра. Один из главных факторов развития взаимодействия малого и крупного бизнеса является конкуренция среди гигантов за выход на внутренние и международные рынки. Потребность в «гибких», быстро перестраивающихся малых предприятиях, возрастает, а модернизация и расширение массового производства открывает путь к взаимодействию  малого и крупного бизнеса. 
     В выпускной квалификационной работе исследуются теория и практика муниципального управления взаимодействием малого и крупного бизнеса на примере деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска. Новосибирск  не только самое крупное муниципальное образование России, но и сибирский центр сосредоточения крупных промышленных предприятий оборонной, машиностроительной, химической, металлургической, газовой и других направлений промышленного производства. За период с 2010 по 2015 год количество субъектов малого бизнеса в городе Новосибирске  выросло более чем в два раза и на сегодня по разным данным составляет более 110 тысяч, в основной своей массе микро фирм и индивидуальных предпринимателей. Более 40% экономически активного населения города Новосибирска реализует себя в рамках предпринимательской деятельности (предприниматели и нанятые работники). Цифра впечатляет, особенно в период неустойчивого экономического роста страны и города Новосибирска, в частности.2
     В Теоретической части работы были использованы труды отечественных и зарубежных исследователей: Йозефа Шумпетера., Бусыгина А.В., Алешин А. В., Дорошенко А. В., Выжитовича А. М., Полбициной Л. Г. и др.,  рассматривающих возможности эффективного взаимодействия крупного и малого бизнеса в рамках субконтрактации и  аутсорсинга и другие экономически формы взаимодействия, в определении понятия малый и крупный бизнес. В работе были использованы высказывания государственных деятелей, представителей общественных организаций, занимающихся вопросами развития  субъектов предпринимательства. Приведены результаты статистических исследований, что дало возможность более актуализировать работу.Были проанализированы также нормативные и законодательные акты, в частности регламентирующие деятельность малого бизнеса.
     В целом, тема имеет большое практическое значение для города Новосибирска в рамках развития кооперационных связей между малым и крупным бизнесом города Новосибирска.
     Целью выпускной квалификационной работы является исследование муниципального управления взаимодействием малого и крупного бизнеса и разработка практических рекомендаций направления их развития в деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска.
     Поставленная цель определила следующие задачи:
     1)  охарактеризовать основные формы и специфические черты крупного и малого бизнеса, определить кооперационные формы взаимодействия в промышленно развитых странах и в России;
     2) проанализировать сложившиеся формы, методы и инструменты взаимодействия малого и крупного бизнеса в городе Новосибирске; 
     3) разработать практические рекомендации по совершенствованию муниципального управления  взаимодействием малого и крупного бизнеса на примере деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска.
     Объект исследования – взаимодействие малого и крупного бизнеса, возможности управления на муниципальном уровне 
     Предмет исследования – механизмы и направления управления взаимодействием малого и крупного бизнеса в деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска.
     Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав.
     В первой главе исследован опыт взаимодействия малого и крупного бизнеса в развитых промышленных странах. Практика отношений между институтами малого и крупного бизнеса, отдельные национальные особенности развития экономик и участие государства в стимулировании взаимодействия малого и крупного бизнеса. Обобщены результаты такого взаимодействия и показана сравнительная характеристика с процессами, происходящими в России, её отличительные особенности, положительные и отрицательные стороны такого взаимодействия. 
     Во второй главе исследована практика деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска по управлению взаимодействием малого и крупного бизнеса.
     В третьей главе даны практические рекомендации по развитию муниципального управления взаимодействием малого и крупного бизнеса на примере деятельности комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска. 
     Для решения задач в работе использовались: теоретические методы обобщения, обработки, сбора, а также элементы системного, структурно - функционального, историко - логического, институционального анализа.
     Эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составили нормативно - правовые акты Российской Федерации, законодательные акты органов местного самоуправления города Новосибирска.
     Отдельные положения и выводы настоящего исследования представлены в следующей публикации: 
1. Колмаков А.А., Толстова И.Э. Проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса на примере муниципального образования г. Новосибирска /Сборник научных трудов студентов, магистрантов и аспирантов «Современный взгляд на будущее управленческой науки». Новосибирск, ФГБОУ ВО НГАУ, 2016.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1. КРУПНЫЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПОНЯТИЕ, МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
     
1.1 Понятие малый и крупный бизнес. Механизмы взаимодействия в промышленно развитых странах
     
     Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя. В большинстве учебниках, написанных в разное время и для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками. На наш взгляд понятие «бизнес» нельзя рассматривать отдельно без понятия «предпринимательство» (табл.1.1).
     
     Таблица 1.1 - История развития понятия «предпринимательство»
Понятие
Источник

                                                                        
1
2
«Предприниматель — это человек, пытающийся превратить новую идею или изобретение в успешное нововведение. В частности, предпринимательство представляет собой силу творческого разрушения, действующую на рынках и в производстве, одновременно создавая новые товары и модели предпринимательства, где творческое разрушение обеспечивает динамичный и долгосрочный экономический рост».
Комментарий. Самой популярной базовой теорией предпринимательства до сих пор остается концепция Йозефа Шумпетера, сочетающая 
Автономов В. С. «Несвоевременные» мысли Йозефа Шумпетера» журнал «Экономика» 1995 год.

экономическое обоснование предпринимательской функции с попыткой отображения психологического портрета предпринимателя. Он считал предпринимателя основным двигателем развития капитализма, а предпринимательство характеризовал как процесс «творческого разрушения»3

«Искусство ведения деловой активности», «мыслительного процесс», «особый настрой души, форма деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций», «умение организовать собственный бизнес и достаточно осуществлять функции связанные с ведением собственного дела»4
Комментарий. Это личное высказывание Бусыгина А. В. Его видение деловой активности предприимчивого человека.
Бусыгин А.В. «Предпринимательство. Основной курс» 2008 год, стр.111
«Сильный, успешный человек не является жертвой окружения. Он сам создает благоприятные условия. Его собственные внутренние силы и энергия делают все вокруг него таким, каким он желает его видеть», «Чтобы научиться бегать, нужно бегать. Чтобы научиться плавать, нужно плавать. Чтобы развить силу воли, ее необходимо проявлять в деловой жизни. Пользуясь силой воли, мы укрепляем ее. Воля становится сильнее на практике»5
Комментарий. Как основатель термина «новое мышление» Марден верил, что мысли человека влияют на его жизнь и
его жизненные обстоятельства. Он говорил, что мы сами создаем мир, в котором мы живем, и формируем наше собственное окружение.
Марден О. С. «Стальная воля» 1897 год, 52 стр.



















«Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».6
Комментарий. Понятие, которое употребляется в написании нормативно-правовых документов, связанных с поддержкой предпринимательства.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10. 1994 года, ст.2, п.1, абз.3
      *Источник: составлена автором на основании исследования понятия «предпринимательство» из вышеуказанных источников.
     
     Такое разнообразие определений связано с тем, что бизнес и предпринимательство - очень сложные и многогранные явления. Они является объектом изучения в курсах: «Экономической теории», «Гражданского права», «Менеджмента», «Маркетинга», «Экономики предприятия» и др. И каждая из этих дисциплин вносит свой вклад в понимание этих явлений и по-своему определяет, что такое бизнес. Кроме того, и бизнес, и предпринимательство постоянно изменяются по мере развития производительных сил, условий экономической и социальной деятельности. Несмотря на некоторые общие признаки, на практике реальная деятельность предпринимателей сильно различается (табл. 1.2).
     
     Таблица 1.2 - Сходства и различия в определении понятий «бизнес» и «предпринимательство».
Крупный бизнес
Предпринимательство (малый бизнес)

Одна из основ современной экономики  государства
Служит показателем развития и состояния развития государства
Предпринимательство – основа бизнеса
Комментарий: общая основа бизнеса и предпринимательства
Предполагает собственное дело, на средства владельца
Крупный бизнес не может строиться по принципу копирования «с другого магазина»
Предпринимательство в большинстве своем случаев является «инновационным»
Крупный бизнес подвержен «меньшим рискам» и политическим колебаниям государства
Предпринимательство находится в большей зависимости от состояния государственной политики и экономики в целом
      *Источник: составлена автором на основании исследования авторского блога Николая Якименко  «Предпринимательство как образ жизни»7
     
     Согласно общемировой практики понятие крупный бизнес (Bigbisness) - это крупный самостоятельный субъект с юридическими правами, производящий большие объемы продукции, выполнение работ и оказание услуг для удовлетворения потребностей потребителей, принося тем самым миллиардную прибыль стране, тем самым определяя политическую и экономическую мощь страны.
     Крупный бизнес характеризуется следующими чертами:
     * международные независимые компании, работающие на глобальных рынках, используя при этом более дешевые ресурсы мировой экономики, размещая в разных странах свое производство, в котором задействован большой рабочий штат, производящий огромный объем продукции, оказание услуг для удовлетворения потребностей покупателей всей страны, мира, континента, тем самым приносящие миллиардную прибыль;
     * это организация, производящая значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризующаяся, как крупная по объемным показателям: количество занятых (1000 человек и более), объем продаж, размер активов;
     * это организация, площадью 1000 м. 2 и более;
     * это преимущественно государственный бизнес, градообразующий;
     * это одна из основ современной экономики.8
     Крупный бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие «крупный бизнес» применяется к таким гигантам как: «IBM» и «GeneralMotors», «JPMorganChase» (США).Также к крупнейшим  фирмам относят: «RoalDutch» (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США), Mitsubishi (Япония), «Microsoft» (США), БАСФ ("Бадише анилин унд сода фабрик" – Германия), «Газпром» (Россия). Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, ведь большинство из  них – международные компании, которые благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации, способны сами для себя создавать эффективную рыночную и социальную инфраструктуру (табл.1.3). 
     
     
     Таблица 1.3 - Сравнительная характеристике крупного бизнеса в России и промышленно – развитых странах.
Крупный бизнес в России
Крупный бизнес за рубежом
                                                                        
1
2
Численность занятых в организации
от 500 и выше
Численность занятых в организации
от 1000 и выше
Концентрация в сырьевых отраслях экономики направленной на экспорт
Инновационное направление развития
производства исходя из ограниченности ресурсов
Бизнес основан на интуиции без учета издержек производства
Расширение сферы рационализации бизнеса при интенсивных методах оптимизации
Высокорискованный бизнес основанный на монополизации деятельности
Группа предприятий основана на тесных кооперационных взаимодействиях
Локальные организации регионального значения
Трансконтинентальные компании
Локомотивы национальной экономики
Осуществляют деятельность по принципу «малое + большое»
      *Источник:  составлена автором на основании статьи Кондратьева В. Б. - «Роль крупного бизнеса в модернизации экономики страны».9
     
     Для исследования возможных механизмов взаимодействия малого и крупного бизнеса необходимо проанализировать слабые и сильные стороны крупных компаний (табл. 1.4).
     
     Таблица 1.4 - Основные преимущества и недостатки крупного бизнеса.
Сильные стороны крупного бизнеса
Слабые стороны крупного бизнеса
Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства
Снижение стимулов к росту эффективности производства
Возможности создавать и накапливать достижения НТП
Возможность для ограничения  доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса
Экономия на издержках  производства
Падение эффективности управление с ростом объема фирмы
Устойчивость
Негибкость, возможность потери контакта с потребителем
      *Источник: составлена автором на основании статьи Боярчук А. В. -  «Роль крупного бизнеса в экономике страны».10
     
     Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что все перечисленные особенности крупных предприятий создают в свою очередь возможности для устойчивого развития субъектов малого предпринимательства.
     Если понятие крупный бизнес - это понятие в основном экономическое, то малый бизнес определяется, как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В самом общем виде под «малым бизнесом» понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных условиях.
     Роль малых предприятий в экономике трудно переоценить. Экономическая роль малого бизнеса в странах с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости в сложившихся условиях.
     Малое предпринимательство эффективно по всем параметрам и рост субъектов малого предпринимательства зачастую снимает часть социальных вопросов, связанных с занятостью населения. Во второй главе будет представлен анализ 2015 года по субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске, где по официальным данным «Новосибирскстата» на 110 тысяч зарегистрированных предпринимателей малого и среднего бизнеса приходится 42% экономически трудоспособного населения (предприниматели и наёмные работники) города Новосибирска. Согласно «Новосибирскстата» количество крупных отраслевых предприятий города Новосибирска, с количеством работающих 500 и более человек, не превышает 140 единиц.11
     Если мы говорим о характерных особенностях крупного бизнеса, необходимо провести аналогию с малыми формами бизнеса (табл. 1.5). 
     
Таблица 1.5 -  Основные преимущества и недостатки малого бизнеса.
Сильные стороны малого бизнеса
Слабые стороны малого бизнеса
Гибкость, восприимчивость к нововведениям
Высокорискованный характер
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом
Интуитивный характер и  неспециализированное управление
Использование незанятых  ресурсов на неформальных рынках
Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства
Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации
      Источник: таблица 1.5 составлена автором на основе проведенного исследования12
     
     На наш взгляд таблица позволяет сделать вывод, что малый бизнес обладает такими преимуществами, как технологическая мобильность и высокая рентабельность.  При этом, предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества.
     Немаловажным фактором развития как малых, так и крупных предприятий, является конкурентная среда (табл.1.6).
     
Таблица 1.6 - Сравнительные конкурентные преимущества малых и крупных предприятий.
Факторы конкурентных преимуществ
Малые предприятия
Крупные предприятия
Оперативность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры

высокая

низкая
Накладные издержки, отнесенные 
на себестоимость продукции

низкая

высокая
Затраты на содержание персонала

низкие

высокие
Возможности оперативного обновления технологий

высокие

низкие
Скорость осуществления инноваций

высокая

низкая
Доступность адресных поддержек

высокая

низкая
Возможности обновления основных фондов

низкие

высокие
Доступ к заемным финансовым ресурсам

низкий

высокий
Возможности системных маркетинговых исследований и активной рекламы

низкие 

высокие
      *Источник: Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. «Конкуренция и антимонопольное регулирование». Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Логос, 2006. - 368 с.13

     На наш взгляд, при всех перечисленных достоинствах, малый бизнес обладает и слабыми сторонами. Одной из главных проблем остаётся понятие «выживание» в современных экономических условиях и здесь преимущество крупного сектора экономики гораздо выше. Малый бизнес подвержен более высокорискованному характеру хозяйственной деятельности, где зачастую экономика управления носит интуитивный характер и неспециализированное управление. При этом, одним из самых проблемных компонентов остаётся ограниченный доступ к высококачественным ресурсам, что в свою очередь могут позволить крупные компании. Нельзя не отметить ограниченный доступ малых предприятий к «длинным деньгам», что не способствует к экономическому развитию при ограниченности финансовых ресурсов. Все эти элементы приводят к определённой экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.
     Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса, в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере.14
     Ярким примером для развития малого бизнеса, при непосредственном взаимодействии с крупными компаниями и государственным регулированием экономических отношений, является изучение опыта управления малым бизнесом в США.
     Согласно градации  предприятия в США делятся на:
     * от 1 до 24 человек - наименьшее;
     * от 25 до 99 человек - малое;
     * от 100 до 499 человек - промежуточное;
     * от 500 до 999 человек - крупное;
     * свыше 1000 человек предприятие считается крупнейшим.15
     Система государственной поддержки малого бизнеса в США включает:
     * прямые дотации через бюджет (390 млн. долларов в год); 
     * размещение госзаказа на крупных предприятиях, посредством государство установления обязательного процента заказов, которые теперь обязаны передавать малому бизнесу; 
     * государство выступает в качестве гаранта при получении малыми предприятиями банковских кредитов; 
     * малый бизнес имеет налоговые льготы, поскольку суммарно налоги составляют 44% дохода (З6 - федеральные, 8 - штата). Доля малых и средних предприятий в ряде стран составляет 70-80% от числа хозяйственных организаций. В США такими фирмами производится около половины валового национального продукта, они создают более 1/2 новых рабочих мест, на их долю приходится около 25% общего объема промышленного производства (табл.1.7).
     
     Таблица 1.7 - Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США в %.
Отрасль промышленности
менее 25 чел.
менее 210 чел.
менее 220 чел.
менее 250 чел.
Добывающая промышленность
52,4
67,1
80,5
91,5
Перерабатывающая промышленность
37,0
52,5
67,5
82,6
Оптовая торговля
50,3
71,5
86,9
96,4
Розничная торговля
64,9
81,5
91,1
97,2
Строительство
64,5
81,7
91,8
97,6
Коммерческие  услуги
76,4
87,1
93,6
97,5
      *Источник: Сабликова М. С.,  статья /«Малый бизнес в России и за рубежом»/16
     
     Исходя из анализа таблицы 1.7 можно сделать вывод об участии субъектов МСП  США не только практически во всех областях экономической жизни государства, но и о количестве предпринимателей малого бизнеса в отдельной сфере, где цифры, в сравнении с Россией, выглядят в огромном отставании последней. 
     В следующей таблице представлены показатели участия субъектов малого бизнеса в промышленно развитых  государствах (табл. 1.8).
     
     Таблица 1.8 - Основные показатели развития малого предприятия в промышленно развитых странах и России
Страны
Количество малых предприятий (в тыс.)
Количество малых предприятий в ранге на 1000
жителей
Доля работающих в общей численности занятых, %
Доля малых предприятий в ВВП страны, %
Великобритания
2630
46,00
49,0
50-53
Германия
2290
37,00
46,0
50-54
Италия
3920
68,00
73,0
57-60
Франция
1980
35,00
54,0
55-62
США
19300
74,20
54.0
50-52
Япония
6450
49,60
78,0
52-55
Россия (всего 5,500 млн.)
ИП (Микро- МП): 2900; Юр. Лица (Микро – МП): 2574
28,0
25,0
21-22
      Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016 года – Федеральная Налоговая служба (согласно «Труд и занятость в РФ» кол. субъектов МСП за  2015 год составляла4,500 млн. субъектов МСП) 17
      Источник: Территориальный орган государственной статистики по Новосибирской области - официальная статистика «Росстата» по количеству субъектов малого предпринимательства в городе Новосибирске за 2015 год (количество занятых в секторе МСП в городе Новосибирске на 110 тысяч субъектов, 42% экономически активного населения (в России 25%).18
     Анализ таблицы 1.8 показывает превалирование крупного сектора экономики  России в ВВП страны и характерном отличии в отношении количества субъектов малого бизнеса в расчете на тысячу жителей государства в отличии от промышленно развитых стран. На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что во всех современных промышленно развитых странах более 90% предприятий - это малые субъекты предпринимательства.
     На наш взгляд созданные механизмы взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса в развитых промышленных странах не в полной мере находят свою реализацию в современной экономики нашего государства.
     В современных промышленно – развитых государствах основными формами интеграции и кооперационного взаимодействия крупного и малого бизнеса являются: 
     1) Субконтрактация – это форма организации промышленного производства, рассчитанная на использование широкой сети поставщиков. Классическое понимание процесса субконтрактации подразумевает наличие головного предприятия – «контрактора» и множества малых и средних предприятий – «субконтракторов».
     В результате проведенной реструктуризации предприятие контрактор избавляется от всех нестратегических производств и заказывает необходимые комплектующие субконтракторам. Субконтракторы специализируются на выполнении ограниченного числа производственных процессов и стремятся соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к качеству продукции, соблюдению условий согласованного графика поставок. Обе стороны процесса заинтересованы друг в друге: контрактору нужны стабильные поставки, субконтракторам нужны долгосрочные заказы и постоянное сотрудничество. Опыт развитых стран показывает, что предприятие – контрактор, часто за свой счет проводит на предприятиях – субконтракторах, внедрение и сертификацию системы управления качеством, предоставляет помещения и оборудование.
     Использование механизма субконтрактации явилось одной из причин промышленного роста таких стран, как: Япония, Италия, Франция, Турция.19
     Характерными особенностями такого взаимодействия являются:
     * низкими издержками производства у субподрядчика; 
     * временным недостатком производственных мощностей на крупной фирме при перегруженном портфеле ее заказов; 
     * наличием так называемых маргинальных партий изделий (либо объем заказа недостаточно велик для большой фирмы, либо необходимо производство сугубо специализированных видов изделий); 
     * потребностью в проникновении на рынок с малыми партиями товара, без затрат на создание сбытовых систем; 
     * обеспечением адаптации к «пиковым» ситуациям на рынке.
     Таким образом, субконтрактация дает малому бизнесу возможность перейти от простейших схем добавленной стоимости к собственному промышленному производству. Крупным предприятиям субконтрактация позволяет снизить издержки и сосредоточить все внимание на выпуске основной продукции.20
     В организации субконтрактных отношений экономисты выделяют две модели, которые в литературе получили название: американской и японской.
     Американская модель (иногда ее еще называют моделью «вытянутой руки»). Для американской модели субконтрактации отношения между Контрактором и Субконтрактором строятся в рамках одного конкретного заказа и не рассчитаны на долгосрочную перспективу. Широкое предложение со стороны Субконтракторов (Поставщиков) позволяет Контрактору выбрать наилучший вариант для исполнения своего заказа. Основным критерием отбора Субконтрактора служит предлагаемая цена. Такая система существует в тесной связи с развитым малым предпринимательством, инновационной активностью фирм-исполнителей, доступностью лизинговых отношений для Субконтракторов и т.п. Обычно крупное автомобилестроительное предприятие имеет 2-2,5 тыс. Субконтракторов. Такие гиганты американского автомобилестроения, как «Chrysler», «Ford» и «GeneralMotors», изготавливают самостоятельно чуть больше 1/3 комплектующих (34, 38 и 47 % соответственно). Остальные комплектующие поставляются в рамках субконтрактных заказов. Развитию американской модели субконтрактации способствовала не только либеральная экономическая политика, но и система государственных заказов, в частности - для оборонного сектора.21
      Японская модель субконтрактации отличается от американской тем, что в этой стране получила широкое распространение концепция финансово-промышленных групп (сюданов), как основы организации бизнеса. Предприятия, входящие в состав их промышленных объединений (кэйрэцу), в большинстве случаев выстроены по принципу вертикальной интеграции смежников. Отношения между ними определяются, как отношения реляционного обмена (relationalexchange). К.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44