- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и роль государственной национальной политики.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016418 |
Тема: | Понятие и роль государственной национальной политики. |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ВГУ») ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА Понятие и роль государственной национальной политики. Стратегия государственной национальной политики России БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Направление подготовки 40.03.01 - Юриспруденция Профиль– государственное право Зав. кафедрой д.ю.н., проф. Бялкина Т.М. Студент (а) 5 курса 3 группы заочной формы обучения Проводникова Сергея Сергеевича Руководитель д.ю.н., проф. Бутусова Н.В. ВОРОНЕЖ 2018 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 7 1.1. Понятие и виды государственной национальной политики. 7 1.2. История и современное состояние межнациональных отношений в России 9 1.3. Цели, задачи и принципы современной национальной политики российского государства 17 1.4. Конституционно-правовое регулирование межнациональных отношений в России. 28 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН. 32 2.1.Перспективы развития межнациональных отношений в Республике Татарстан. Механизмы реализации государственной национальной политики 32 2.2.Состояние межнациональных отношений и гражданская идентичность в республике Татарстан. 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42 Введение Всем известно, что наша страна, Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором насчитываются более 190 различных национальностей, народов, каждый из которого богат неповторимыми национальными ценностями духовной и материальной культуры. Национальная политика в любом государстве, тем более многонациональном и многоконфессиональном, является ключевой, поскольку напрямую влияет на его устойчивость и возможность поступательного развития. После развала СССР Россия оказалась в довольно противоречивой ситуации: ей повезло с советским наследием мирного сосуществования многих народов и конфессий, основанного на взращенных десятилетиями идеях патриотизма, интернационализма, дружбе народов, на реальной поддержке самобытных культур малых народов, сохранившей многообразие этнической палитры страны, на неукоснительно соблюдавшемся светском характере государства, то есть на всем том, что еще поддерживает нашу страну от сползания в окончательную дестабилизацию. Государственная национальная политика является неотъемлемой составляющей реализуемых правительством мер по реформированию социально-экономических и политических отношений в РФ, поскольку она нацелена на создание проживающим в России народам оптимальных условий для полноценного экономического, политического, правового, национально-культурного развития. Состояние этнонационального вопроса в современных условиях доведено до того, что он чаще всего усиливает влияние негативных тенденций на состояние государства и общества, ограничивает права и свободы граждан. Актуальность темы исследования. Политико-правовой опыт последних десятилетий показывает, что процессы глобализации сопровождаются обострением межнациональных отношений во многих регионах мира. Причины такой ситуации кроются в противоречии между общей тенденцией универсализации политики и права, которая в сфере межнациональных отношений выражена как легитимация этнонациональных прав и свобод и региональными трудностями импликации данной тенденции. Унифицирующая функция глобализации в сфере этнокультуры фактически приводит к наращиванию консервативных ориентаций не только в общественном сознании, но и в политико-правовой практике многих государств. Процессы глобализации в сфере национальной жизни характеризуются тремя основными признаками: 1. Рост национального самосознания, стремление к самоопределению и самореализации. 2. Интернационализация жизни наций, стремление к сближению и интеграции на основе обмена материальными, духовными и научными ценностями. 3. Цивилизационная интеграция, объединение в целях самозащиты на основе родственности истории и культуры, религии и мировоззренческих стереотипов. Эта тенденция представляет значительную угрозу большинству государств мира, характеризующихся полиэтническим составом общества. Так, на фоне обострения национального самосознания и стремления к цивилизационно-культурной интеграции объективно изменяются принципы социального и политического строительства, ведя к центробежным тенденциям, дестабилизируя общество и ослабляя государство. Это делает национальный вопрос основным вопросом национальной политики многих государств. К сожалению, политико-правовая практика часто идет по пути нивелирования этнокультурной определенности либо основывается на прямом или косвенном регулировании этнического состава населения. Последнее наглядно представлено в правовой национальной политике государств Западной Европы и США, что является прямым нарушением принципов и норм прав и свобод человека и не может вести к эффективному решению национальных проблем. Поскольку национальный вопрос отражает уровень реализации этносами и нациями закрепленной в международном праве возможности реализации своей этнокультурной идентичности, своего дальнейшего развития и самоопределения, то его адекватное решение возможно лишь на основе последовательной реализации прав и свобод человека, включающих этнонациональную определенность в качестве одного из основных компонентов. При этом необходимо признать, что универсальных политико-правовых технологий решения этой проблемы не существует, поскольку во многом содержание национального вопроса определяется особенностями истории, культуры, социума народов, представляющих единое государственное целое. Для России национальный вопрос всегда был предметом особого внимания. Государство, в котором проживает более 180-и национальностей, должно рассматривать национальную политику одним из основных приоритетов в своей деятельности по обеспечению безопасности и процветания граждан. Следует отметить взвешенность и эффективность государственной национальной политики России на всех этапах ее истории. При этом отмечаемая порой некоторыми учеными и публицистами русификация никогда не имела места. Имперская Россия выработала такой эффективный принцип национальной политики, позволяющий реализовывать в большом объеме национальную идентичность народов, ее населяющих, как сотрудничество. Нужно признать, что больших успехов национальная политика достигла в Советском Союзе в ходе формирования новой гражданской идентичности советского народа. Однако практика репрессий и депортаций значительно снизила достижения в этой сфере. Современная Россия отличается достаточно последовательной национальной политикой, правовую основу которой составляет значительный законодательный пласт, включающий международные и внутренние нормативно-правовые документы, реализующие нормы этнонациональных прав и свобод. Российское законодательство, имеющее отношение к национальному вопросу, содержит институциональные противоречия, выражающиеся в непоследовательном политико-правовом обеспечении реализации этнических прав и свобод. Основные группы противоречий формируются, во-первых, на основе двойственной нормативно-правовой регламентации статусности (гражданской и этнической составляющих); во-вторых, на нарушении принципа правового равенства в регулировании общественных отношений; в-третьих, поскольку законодательство, имеющее отношение к этничности, в первую очередь направлено на реализацию прав и свобод малых этносов и наций, объем этнических прав и свобод значительно уже гражданских, что также ведет к правовому неравенству; в-четвертых, на фактическом ущемлении прав и свобод русского народа, поскольку он не рассматривается в качестве объекта и предмета этноправового регулирования. Цель дипломной работы выяснить: 1. Каковы особенности государственной национальной политики и сравнение её с национальной политикой республики Татарстан. Поэтому в данной бакалаврской работе выставляю и постараюсь раскрыть такие задачи как: 1.Понятие, роль, стратегия государственной национальной политики в России; 2.История, современное состояние межнациональных отношений и перспективы развития; 3.Правовое регулирование и содержание государственной национальной политики в РФ. Раскрытие темы дипломной работы будет осуществляться путём: 1. Изучения проблем темы, исследованности в литературе. Как на уровне законодательства, так и на уровне изучения литературы такой науки как политология. 2. Ознакомление, изучения нормативно-правовых актов и законодательства в целом, регламентирующих государственно-национальную политику. 3. Анализ особенностей, реализации государственной национальной политики и сравнение с особенностями государственной национальной политики республики Татарстан. Глава 1. Понятие, роль и стратегия государственной национальной политики в России 1.1. Понятие и виды государственной национальной политики. Государственная национальная политика- система последовательно осуществляемых государством и другими политическими субъектами мер по регулированию национальных отношений на основе общепринятых в том или ином обществе принципов, правил и норм.1 Государственная национальная политика является неотъемлемой составляющей реализуемых правительством мер по реформированию социально-экономических и политических отношений в Россиийской Федерации, так как она нацелена на создание проживающим в России народам оптимальных условий для полноценного экономического, политического, правового, национально-культурного развития. Как известно, национальная политика не только является крайне сложной сферой социальных взаимоотношений, но и чрезвычайно тонкой, чувствительной ее стороной. Состояние межнациональных отношений шатко, сложно наладить межнациональные отношения, либо спокойное сосуществование разных религий. Сложность состоит также в многогранности проявления результатов национальной политики, а равно — проявлений в условиях отсутствия или неверного ее курса. И неизвестно, что еще хуже — отсутствие внятной политики в сфере межнациональных отношений или неверные ориентиры, недостаточно выверенные стратегия и тактика такой политики. Не стоит забывать, что неправильная национальная политика (впрочем, ее отсутствие тоже можно назвать политикой; здесь подразумевается прежде всего практическая плоскость, а не намерения) имеет далеко идущие последствия, чью разрушительную силу трудно точно рассчитать, хотя возможно в общих чертах спрогнозировать. Тем не менее история доказывает, что пренебрежение этими вопросами, недостаточное к ним внимание, недопонимание или неверная трактовка способно развалить государство, взорвать социум изнутри. Исходя из целей проведения национальной политики можно выделить такие виды как: -национальная консолидация - процесс интенсивного сближения различных этносов, в результате которого они сливаются, утрачивая свою этническую обособленность, самосознание былой этнической принадлежности; -межэтническая интеграция - заключается в экономическом, социальном и культурном взаимодействии уже сложившихся этносов, что ведёт к постепенному сближению и слиянию этносов в сфере культуры и по др. этническим параметрам; - сближение; - слияние. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального и инонационального влияния.2 1.2. История и современное состояние межнациональных отношений в России После развала СССР Россия оказалась в довольно противоречивой ситуации. Ей повезло с советским наследием мирного сосуществования многих народов и конфессий, основанного на взращенных десятилетиями идеях патриотизма (к тому же подкрепленного общими победами, общей судьбой народов), интернационализма, дружбе народов, на реальной поддержке самобытных культур малых народов, сохранившей многообразие этнической палитры страны; на неукоснительно соблюдавшемся светском характере государства, то есть на всем том, что еще поддерживает нашу страну от сползания в окончательную дестабилизацию. Во-первых, до сих пор не признана, во всяком случае, не артикулирована на высоком уровне ошибочность отказа от успешной практики национальной политики советского периода, например, того же интернационализма, давшего хорошие плоды, доказавшего свою значимость в условиях совместного проживания многих этносов, наличия большого числа смешанных браков, в воспитании подрастающего поколения. Интернационализм (от лат. inter — «между», natio — «народ») — идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями, понятие используется как антитеза национализма, а иногда и толерантности (от лат. tolerantia — «терпимость»). Последняя определяется, как «настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение права на отличие»; заметим при этом, только настроенность, а не само понимание и признание. Именно интернационализм создал в советские годы условия для складывания надэтнической общности — советского народа. К концу 1980-х гг., заметим, это достижение ставилось под сомнение многими, включая обществоведов, но жизнь доказала правоту этой точки зрения, но лишь тогда, когда сама страна, породившая советский народ как явление, исчезла. Тем не менее очевидно, что единая наднациональная общегражданская общность людей3 (что и представлял собой советский народ), проживающая на одной территории, говорящая хотя и на разных языках, но имеющая объединяющих всех язык (в нашем случае — русский, который знали все граждане), придерживающаяся единых ценностей, в том числе основывающихся на дружбе народов и солидарности (что воспитывалось с детства), равноудаленности от разных религиозных воззрений (подчеркнем, не отрицания, а именно размежевания государства и религии), является цементирующим фактором для любого государства. Причем интернационализм не отрицал этническое многообразие: достаточно вспомнить, что в советских паспортах национальная принадлежность стояла отдельной строкой, и далеко не все народы были довольны ее исчезновением с введением российских паспортов, поскольку большинство из них считали себя одновременно в двух ипостасях. Можно как угодно к этому относиться, но светскость государства, как и атеизм, порой жестко проводимые в советский период государством, позитивно сказались на межконфессиональных и межнациональных отношениях; и это также для нас должно стать уроком. Наш собственный опыт это показывает, но нынешняя Россия проводит несколько иной курс, отнюдь не способствующий консолидации общества. Так, светский характер российского государства в настоящее время уже далеко неочевиден, особенно когда в МИФИ и других высших учебных заведениях открываются кафедры теологии, не философии, заметим, а именно теологии, основанной на догматах, что отражает не только уровень падения нашей науки, но и в целом культуры. Стремительное вторжение РПЦ в светские дела, как и постоянная демонстрация руководством и истеблишментом страны своих религиозных взглядов, явные преференции православию (например, массовое строительство православных храмов так называемой «шаговой доступности» в столице) не остается незамеченным представителями других конфессий. Но ведь Россия, например, и мусульманская страна тоже; ислам у нас традиционно исповедуют миллионы наших сограждан (вполне ожидаемы их симметричные требования строительства мечетей шаговой доступности). Традиционные для России религии также иудаизм и буддизм, немало и атеистов (свобода совести предусматривает отказ от религиозных взглядов), есть и язычники (уж это исконно отечественное верование) и т. д. Да и идет ли на пользу самому православию такое повсеместное вхождение в государственную жизнь, в чем-то даже напоминающая реваншистские устремления некоторых представителей церкви, еще неизвестно. Отметим также, что, по сути, интернационализм, который, будучи новым явлением, стал логическим продолжением предыдущего исторического пути нашего государства, поскольку лег на благодатную почву. Российская государственность изначально строилась на многоэтничности (финноугорские, славянские, тюркские, балтские и др. племена), при этом всегда находился адекватный алгоритм выстраивания отношения в рамках одного государства, который менялся, трансформировался, переживал кризисы: тем не менее, со времен Киевской Руси мы, разные этносы, исповедующие разные религии, совместно обустраивали общее для всех государство, так что терпимость для нашей страны давно уже пройденный этап. Если исключительно призывать к толерантности, столь модной ныне у нас, то она уже показала свою уязвимость в западных странах, для нас это означает призыв в прошлое, еще больший для нас откат и регресс. В то же самое время, уйдя от исключительно пролетарского интернационализма к просто интернационализму, что не отменяет, тем не менее, пролетарскую солидарность, от воинствующего атеизма к признанию свободы совести, можно было бы сохранить многое позитивное в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Во-вторых, до сих пор не предложена четкая и выверенная долгосрочная стратегия национальной политики Российской Федерации (не в смысле конкретного документа, который недавно был принят, а в смысле генеральной линии, выстроенной системы последовательных и четко обоснованных мер), основанная на идеологии, общенациональной доктрине, соответственно, на ясных целях и принципах, хотя без этого трудно выстраивать локальные действия. К тому же к такой стратегии, естественно, имеются свои требования, в частности, она должна носить системный характер, быть последовательной, внутренне не противоречивой, ее тактика должна быть гибкой, точнее — быстро реагирующей на угрозы в этой тонкой сфере, быть ресурсно-обеспеченной, иметь слаженную информационную поддержку и пр. В соответствии с Указом Президента РФ №1666 от 19 декабря 2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.4, безусловно, заслуживает внимания и является шагом в нужном направлении, даже несмотря на то, что разрабатывалась она кулуарно, без должного общественного обсуждения. Данный документ, тем не менее, оказался вполне подробным и даже всеобъемлющим, содержащим не только задачи, но и механизмы по достижению основных целей. Среди основных вопросов, требующих особого внимания со стороны государственных и муниципальных органов, стоят такие, как сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности, обеспечение прав коренных малочисленных народов, создание дополнительных условий для обеспечения межнационального мира и согласия на Северном Кавказе, поддержка проживающих за рубежом соотечественников. Приоритетным направлением было названо совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов. Здесь даже было заявлено среди принципов такой, как «преемственность исторических традиций солидарности и взаимопонимания народов России», что дает основания надеяться на преодоление ориентации на исключительно толерантность. В заслугу авторов Стратегии можно, безусловно, отнести также признание необходимости взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества. Однако и этот солидный документ можно признать в большей степени декларативным, поскольку сохраняются сомнения в претворении в жизнь заявленных задач, многие из них не рассматриваются в других направлениях государственной политики и экономики, хотя в документе и говорится о «комплексном межотраслевом социально ориентированном характере» Стратегии. Грамотная стратегия любой политики, в том числе национальной, должна выстраиваться лишь на системной основе, а этого у нас уже давно нет. К сожалению, российская политика носит социально ориентированный характер только на бумаге. Правда, авторы Стратегии признают наличие проблем и даже «некоторых просчетов в государственной национальной политике». Вместе с тем трудно представить, как можно реализовать задачи Стратегии, например, в сфере поддержки русского языка как государственного, если сокращаются часы в школьной программе на изучение русского языка и литературы. Внутренних противоречий немало: с одной стороны, заявляется необходимость формирования общегражданской российской нации, с другой — прослеживаются уже отмечавшаяся постепенная утрата светскости государства, явное и даже чрезмерное присутствие РПЦ в государственной жизни, чему во многом способствует сама власть и что не идет на пользу православию. Государство все еще действует хаотично, в частности, запоздало либо не вполне жестко реагирует на экстремистские вылазки, на те же националистические марши (кстати, вполне прогнозировавшиеся, например, при введении нового официального праздника 4 ноября), на шовинистические, псевдопатриотические заявления и призывы, убийства на национальной, расовой почве. Не пресекает должным образом власть и разжигание национальной и религиозной вражды в СМИ, зачастую подливающих масла в огонь. Недостаточное внимание уделяется правоохранительным органам, например, тому, как их сотрудники подготовлены к работе с представителями различных народов и конфессий, не заражены ли сами радикальными взглядами, не говоря уже о проблеме коррупции в их рядах. Отдельная большая тема — государственная образовательная политика5: введение новых предметов, а вернее сказать, уход от чисто светского характера российской школы неизбежно усугубит межнациональную и межконфессиональную напряженность и разобщенность в обществе. Поэтому стоило бы отказаться от введения в средних общеобразовательных школах ныне обязательного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также от призыва привлекать к преподаванию в школе клерикалов. Как компромисс можно было бы предложить всемерную поддержку воскресных и приходских школ. В-третьих, в условиях глобализации национальная политика должна проводиться в самой тесной связи с миграционной политикой, поскольку ныне без этого просто не обойтись; влияние миграционной составляющей на ситуацию в межнациональных отношениях только растет, причем весьма быстрыми темпами. Однако в современной России на государственном уровне об этом не очень задумываются (в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. об этой задаче говорится, но недостаточно; к тому же важно, чтобы все государственные органы выступали с единых позиций), не говоря уже о практике. Остановимся в этой связи на данном тезисе несколько подробнее. То, что соотношение разных этносов в населении многих крупных городов изменилось, что стало следствием в том числе увеличения с середины 1990-х гг. миграционных потоков в Россию и эмиграции из России, широко известно, но не нашло своего адекватного отражения ни в миграционной, ни в национальной политике РФ, даже несмотря на упоминание в новой Стратегии на период до 2025 года. Вместе с тем очевидно, что здесь требуется комплексный подход, согласование, соотношение задач миграционной и национальной политики государства. Вместо этого законодательство часто менялось, намерения власти не всегда были ясны как гражданам, так и мигрантам. Не было и должного просвещения населения6, разъяснений происходивших изменений, например, почему поменялся национальный состав в той же столице: не только из-за миграции, но и ввиду резкого роста смертности и падения рождаемости, особенно среди русских, многие из которых к тому же покинули пределы страны. Да и внутренние передвижения населения осложнили ситуацию7: известно, что многие русские, бежавшие из Чечни, к примеру, не прижились в центральной России8, а выходцы из многонационального Дагестана порой воспринимаются как приехавшие из другого государства. Противоречивость целей миграционной политики9, вызванная частой сменой политического заказа (то либерализация, то, наоборот, ужесточение, которое уже показало у нас и в других странах свою низкую эффективность), негативно сказывается не только на взаимоотношениях местного и пришлого населения, заметно отличающегося по этническому и конфессиональному составу, культуре, но и на взаимоотношениях между самими россиянами. Понятно, что на бытовом уровне негативное отношение, вызванное мигрантофобией, ксенофобией и прочими фобиями к представителям того или иного народа, рано или поздно будет перенесено на россиян, этнически схожих с временно прибывающими в РФ мигрантами, которые порой вызывают раздражение у местных жителей (иногда вполне обоснованное, чаще же основанное на предрассудках, невежестве, социальном недовольстве или искаженной в СМИ информации). А ведь у нас, повторим, многонациональная (например, много этнических армян, таджиков или грузин, которые много поколений живут в России, в том числе в столице) и поликонфессиональная страна (в той же Москве давно проживают многочисленные мусульмане, иудеи и пр.). Да и надо ли создавать себе лишних недоброжелателей в лице временных мигрантов, возвращающихся зачастую на свою родину с чувствами унижения и обиды, порожденной в том числе недостатками в проведении национальной политики: то же безразличие к подаче материалов в СМИ по отношению к неславянским мигрантам воспринимается как одобрение со стороны власти, а нежелание серьезно разобраться в нападениях со стороны националистически настроенных россиян на мигрантов с обязательным учетом расовой, национальной или религиозной подоплеки, строго наказать виновных (безнаказанность, кстати, провоцирует новые преступления, расширяет ряды националистов всех мастей) — как проявление скрытого шовинизма, пренебрежение правами человека со стороны российского государства. Стоит ли удивляться, что растут сепаратистские настроения в отдельных регионах страны, находят поддержку ваххабиты и т. д. Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги демократии и прав человека, обосновывают идеи отрицания наций-этносов, отчитываясь о решении национального вопроса и провозглашая формирование исторической общности - многонационального народа Российской Федерации, с другой стороны, другие подменяют демократические начала формирования власти этнодиктатурой, отрицая возможность эволюции этнического сознания10 на основе принципов демократии, а значит и демократического обустройства российских народов в едином государстве. В этих условиях многонациональность существенно обостряет, а порой и доводит до тяжелейших конфликтов социальные и духовные последствия экономического и политического кризиса, с которым Россия столкнулась в нынешний переходный период. Крайняя взбудораженность наций-этносов существенным образом затрудняет реформирование социально-экономических и духовно-политических сфер многонациональной России. И наоборот, этнонациональные моменты начинают играть незаслуженно определяющую роль. В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства. Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется во времени пространстве. Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекать от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание. 1.3. Цели, задачи и принципы современной национальной политики российского государства Государственная национальная политика России представляет собой сложный комплекс целенаправленных действий, разработанных на основе идей и принципов демократического социального государства. В силу чего мы обратимся к Указу Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"11 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) - система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур. Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются: а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией. Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:12 а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов. Цели, настоящей Стратегии, достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности. Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются: а) государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти; б) равноправие и самоопределение народов Российской Федерации; в) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; г) предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; е) государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации; ж) взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации; з) обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни; и) обеспечение прав национальных меньшинств; к) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией; л) обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства; м) разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации; н) комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера; о) недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности; п) взаимодействие государственных и муниципальных органов с инс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: