- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и признаки организованной преступности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001688 |
Тема: | Понятие и признаки организованной преступности |
Содержание
Содержание Введение 3 1. Понятие и признаки организованной преступности 5 2. Общая характеристика нормативного регулирования международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью 11 3. Основные формы международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью 20 Заключение 23 Список используемых источников 25 Введение Организованная преступность, как и преступность в целом, - сложное социальное явление, связанное с противоречиями в экономических и социально-политических процессах, происходящих в обществе. Транснациональная организованная преступность (ТОП) сегодня стала одной из самых серьезных проблем нашего времени, вызывающих обеспокоенность на государственном и межгосударственном уровне. Мер, направленных на противодействие такому виду преступности в рамках отдельно взятой страны, становится недостаточно, вследствие чего в данной сфере все активнее объединяют свои усилия разные государства. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является важным направлением уголовной политики, разрабатываемым и реализуемым на глобальном, региональном и национальном уровнях.1 Борьба с организованной преступностью в данном случае рассматривается как часть целого правового явления и заслуживает самого пристального внимания. Совет Безопасности ООН неоднократно подчеркивал, что важнейшим условием эффективности сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью является наличие широкой и надежной международно-правовой базы. Цель работы: рассмотреть актуальные вопросы международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью. Для реализации поставленной цели необходимо сформулировать ряд задач: * Сформулировать понятие и признаки организованной преступности; * Дать общую характеристику нормативного регулирования международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью; * Кратко охарактеризовать основные формы международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью. Работа написана на основе правового материала, а также научных статей и монографий таких авторов, как: Гилинский Я.И., Клейменов И.М., Кочура А.Д., Лунеев В.В. и других авторов. 1. Понятие и признаки организованной преступности Изучение характеристик, понятий и законодательных определений организованной преступности показывает, что в зарубежном и российском законодательстве, научной литературе отличительные признаки (критерии), позволяющие идентифицировать преступные группы (организации, сообщества), которые могут быть квалифицированы как «организованные», довольно многочисленны и характеризуют самые различные стороны субъектов преступной среды и совершаемых ими преступных деяний. Данные признаки могут относиться к: - количественному составу субъектов преступления (совершение преступления более чем двумя лицами; сотрудничество трех и более лиц; объединение или группа лиц); - длительности преступной деятельности (в течение длительного или неограниченного (неопределенного) периода времени); - категории преступлений (тяжкие уголовные преступления или совершенные лицами, имеющими судимость за совершение тяжких преступлений; тяжкие или особо тяжкие преступления); - внутриструктурной деятельности субъекта преступления, то есть организационному построению и правилам внутреннего поведения субъекта преступной среды (наличие конкретной задачи или обязанностей у каждого члена группы; поддержание внутренней дисциплины и осуществление внутреннего контроля в той или иной форме; централизация власти в руках одного или нескольких членов; создание денежных запасов, служащих капиталом для преступного предпринимательства; специализация преступного сообщества по видам преступлений; создание системы по организации покровительства; установление железной дисциплины, неукоснительного подчинения, жестко регламентированных правил поведения; тщательное планирование преступных действий; формальное или неформальное причастие к одному или нескольким объединениям; сотрудничество основано на разделении труда; предумышленное, заранее планируемое преступное поведение, сговор о преступной деятельности постоянного характера, осуществление преступления на основе сплочения лиц, размежевания между ними преступных ролей, иерархическая система взаимоотношений, устойчивый характер преступной группы, целенаправленная разработка мер защиты от разоблачения и привлечения виновных в совершении преступлений к установленной законом ответственности, а в ряде случаев и тесным смыканием с коррупцией и др.). Значительное внимание при этом уделяется организационному построению и правилам внутреннего поведения субъекта преступной среды. В основном через этот признак определяют организованную преступность В.С. Устинов2, В.В. Лунеев3 и другие. А.И. Долгова к этим признакам относит: предумышленное, заранее планируемое преступное поведение, сговор о преступной деятельности постоянного характера, осуществление преступления на основе сплочения лиц, размежевания между ними преступных ролей, иерархическая система взаимоотношений, устойчивый характер преступной группы, целенаправленную разработку мер защиты от разоблачения и привлечения виновных в совершении преступлений к установленной законом ответственности, а в ряде случаев и тесным смыканием с коррупцией.4 В российском законодательстве основой для понимания организованной преступности служат понятия организованной группы и преступного сообщества (преступной организации), определения которым даны в ст. 35 Уголовного кодекса России.5 Организованной группой согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или несколько преступлений. Другим фундаментальным понятием российского законодательства, относящегося к организованной преступности, является преступное сообщество (преступная организация). Согласно ч. 4 ст. 35 УК России преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено: 1) сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений; либо 2) объединением организованных групп, созданным в тех же целях. Таким образом, в российском законодательстве в основе понятия организованной преступности лежит в основном организационно-структурный подход. В то же время в некоторых зарубежных странах наряду с отмеченными выше признаками, ряд авторов и законодательные определения используют и другие, отсутствующие в российском законодательстве признаки. Эти признаки относятся к: средствам достижения цели (применение насилия или иных средств запугивания); опасности для общества (значительная опасность для общества); цели преступной деятельности (получение прибыли и/или обладание властью). Примером такого определения организованной преступности может служить определение, данное в Швейцарии, где организованной преступной группой считается объединение или группа лиц, которые объединились на длительное или неопределенное время, чтобы полностью или частично с помощью незаконных средств получить доходы, другие эквиваленты денег или экономическую выгоду для себя или других, скрывающие свою противоправную деятельность от уголовного преследования и которые для достижения своих целей: а) совершают или планируют совершить акты насилия или другие уголовные деяния, сопровождающиеся запугиванием; и/или б) оказывают влияние на политику, экономику, в частности на политические органы или организации, общественные административные органы, юстицию, фирмы, союзы предпринимателей, профсоюзы или другие союзы рабочих и служащих; в) формально или неформально примыкают к одному или нескольким подобным объединениям.6 Такой же позиции придерживается и ряд других ученых, которые отмечают, что проявления (черты) организованности и профессионализма свойственны преступности всегда (они имманентны ей), но характер организованной она приобретает тогда, когда становится альтернативой государству.7 Преступность становится организованной, когда начинает выполнять те функции, которые обычно адресуются государству (например, взимания налогов, обеспечения безопасности, справедливого решения конфликтов и др.). В связи с этим, по мнению И.М. Клейменова, попытки отождествить организованную преступность с явлениями профессиональной криминальной деятельности, теневой экономики, коррумпированной бюрократии нельзя признать удачными.8 В российском законодательстве целью деятельности организованной преступности определено совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Как отмечает В.И. Попов, «получается, что руководителями и членами организованных преступных формирований являются ненормальные люди, которые только и мечтают о том, чтобы совершить тяжкие или особо тяжкие преступления. Однако совершение преступления - это средство достижения цели, но не сама цель. В большинстве случаев целью организованной преступности является получение сверхприбыли».9 Имея значительные денежные средства, организованная преступность может подкупить работников правоохранительных органов, чиновников органов государственной власти, политических деятелей, набрать в свои ряды лиц для силового обеспечения проводимых операций и т.д. Именно данная цель определяет средства и методы ее достижения. Исходя из этой цели и строится организационная структура преступных группировок, устанавливается железная дисциплина. Исходя из достижения конечной цели - получения громадной выгоды - в каждом конкретном случае и определяется, как лучше решить ту или иную задачу: то ли с помощью подкупа должностных лиц правоохранительных органов, других категорий государственных служащих, то ли с помощью угроз и запугивания, то ли путем совершения поджога или взрывов либо физического устранения того или иного лица. Как отмечает В.Б. Кулик, такие признаки организованной преступности как: коррупция, наличие силовой поддержки, распределение ролей и т.п., которые ставятся группой ученых-правоведов, а также законодателем при определении организованной преступности во главу угла, в конечном итоге, не являются определяющими.10 Изложенное позволяет определить организованную преступность как преступную деятельность, осуществляемую в широких масштабах преступными организациями (сообществами) и другими преступными группами, в целях получения прибыли и/или обладания властью, представляющую значительную опасность для общества в связи с оказанием существенного влияния на политику, экономику, политические или другие органы, юстицию, фирмы, союзы предпринимателей, профсоюзы, средства массовой информации и т.п. и применяющую для достижения своих целей насилие или иные средства запугивания либо угрозу применения таких средств. 2. Общая характеристика нормативного регулирования международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности преступление признается транснациональным, если оно: а) совершено более чем в одном государстве; б) совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в) совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве. В условиях, когда члены организованных преступных группировок, получившие доходы от преступной деятельности, находятся в разных правовых системах или перемещаются из одной системы в другую, традиционные методы правоприменения, сконцентрированные на внутригосударственном уровне, не имеют должного результата. В таких условиях государства единогласно признают необходимость международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью, и все большее число стран принимает участие в совместной разработке стратегий и принятии мер для решения возникающих проблем. Следует констатировать, что Российская Федерация уже неоднократно продемонстрировала свою готовность и открытость к международному сотрудничеству, являясь участником различных международных организаций, конвенций и договоров по противодействию преступности и оказанию международной правовой помощи. Российская Федерация принимает на себя определенные международные обязательства в данной сфере и предпринимает меры по их практической реализации. Совокупность норм, предназначенных для регламентации сотрудничества государств в борьбе с организованной преступностью, сосредоточена во многих международно-правовых актах, а также внутреннем законодательстве РФ. Эти документы различаются как по наименованию, так и по юридическому значению: сфере действия, кругу участников. Поэтому остановимся на краткой характеристике тех документов, которые являются основополагающими в данной сфере - международном сотрудничестве в противодействии организованной преступности. 1. Основополагающие международно-правовые документы. В первую очередь к таким основополагающим документам мы отнесем ряд международных конвенций. Двусторонние и многосторонние конвенции ориентированы либо на регламентацию возникающих в практике международного сотрудничества вопросов квалификации преступлений, затрагивающих интересы многих стран и представляющих международную общественную опасность, либо на процессуальные, процедурные аспекты взаимодействия государств в расследовании транснациональных преступлений. В первом случае в конвенциях закрепляются положения, содержащие нормативные определения состава преступления в качестве общего стандарта, согласованного государствами и предназначенного для применения в национальном уголовном законодательстве, указывается на принятие необходимых мер, направленных на совершенствование национального уголовного законодательства, если оно не отражает предписания этих конвенций. В новом УК РФ около 50 составов, вытекающих из международных конвенций (конвенционных норм). Во втором случае конвенции закрепляют порядок выдачи, экстрадиции, исполнения следственных поручений, запросов по уголовным делам, рекомендации по их осуществлению и т.д. Иногда конвенции содержат нормы, комплексно регулирующие оба рассмотренных направления. К таковым относится Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 15 ноября 2000 г.11 (всего Конвенцию подписали 130 государств, в том числе и Российская Федерация). В Конвенции предложены рекомендации по единообразной трактовке основных понятийных элементов ТОП, например перечислены признаки преступления, носящего транснациональный характер, изложены (и это, пожалуй, главное) различные формы международного правового сотрудничества по борьбе с транснациональной преступностью, а также рекомендации по заключению двусторонних и многосторонних договоров заинтересованных стран о сотрудничестве правоохранительных органов, которые были бы правовой основой борьбы против ТОП. Конвенция ООН предусматривает, что с целью организации практического применения норм, касающихся международного сотрудничества в противодействии транснациональной организованной преступности, государства-участники должны либо вносить изменения в существующие двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, либо заключать новые, рассматривая Конвенцию в качестве основы для взаимного сотрудничества в отношении преступлений, охватываемых Конвенцией.12 Таким образом, этот основополагающий документ определил перспективы и пути развития международного сотрудничества в области борьбы с преступностью. Ценным является то, что ряд положений этого документа предусматривает конкретные механизмы взаимодействия двух и более государств. Также к основополагающим документам следует отнести Европейскую конвенцию о выдаче13 (1957) и Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам14 (1959) (вступили в действие с 2000 г.). Рассматриваемые конвенции закрепляют положения о том, что по уголовным делам стороны должны оказывать друг другу самую широкую правовую помощь на взаимной основе в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам15 (1993), участниками которой являются государства - члены СНГ (Минская конвенция), также содержит нормы, регулирующие различные стороны правовой помощи по уголовным делам. Помимо основополагающих международных конвенций, в большинстве своем носящих рекомендательный, неконкретизированный характер, международное сотрудничество в противодействии организованной преступности регулируется международными договорами. Международные договоры играют особую роль в международном сотрудничестве, так как в них наблюдается конкретизация различных правовых предписаний.16 Договоры касаются международного сотрудничества в целом или оказания правовой помощи по уголовным делам. Значительная часть международных договоров носит комплексный характер, поскольку их содержание включает в себя нормы, регламентирующие различные направления сотрудничества. 2. Внутригосударственное законодательство. Это в первую очередь Конституция РФ (как основной закон государства и гарант основных прав и свобод граждан), Уголовный кодекс РФ (устанавливает наказуемость за организованную преступную деятельность), Уголовно-процессуальный кодекс РФ17 (оговаривает вопросы оказания международной правовой помощи) и др. В частности, в ч. 5 УПК РФ сгруппированы нормы, совокупность которых представляет собой процессуальный институт международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, где наряду с другими закреплены основные положения о порядке взаимодействия следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. 3. Межведомственные и межправительственные международные соглашения по отдельным вопросам сотрудничества в противодействии организованной преступности Такие соглашения заключаются отдельными ведомствами, правоохранительными органами, в том числе Министерством внутренних дел РФ и прокуратурой РФ. Отличие межведомственных соглашений от международных договоров Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью состоит в том, что первые заключаются от имени государства и подлежат ратификации законодательной властью, а вторые - отдельными ведомствами - правоохранительными органами федерального уровня по поручению своих правительств либо без таких поручений. Ратификации органами законодательной власти такие акты не подлежат. На сегодняшний день практика заключения таких соглашений, касающихся международного сотрудничества в противодействии организованной преступности, достаточно развита в рамках СНГ. Это Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью18 (1992), Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Туркменистана о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью19 (1995), Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозке лиц, взятых под стражу20 (1994) и др. Необходимо иметь в виду, что если такие соглашения не проходят ратификацию, то нормы, содержащиеся в них, не имеют приоритета перед нормой закона. Поэтому эффективность осуществления международного сотрудничества в противодействии организованной преступности напрямую зависит от развитости национального внутригосударственного законодательства. Если проанализировать содержание упомянутых правовых норм, то можно увидеть различный подход к регламентации ими международного сотрудничества. В одних случаях документы ограничиваются нормами общего характера об обязанностях государств оказывать содействие в борьбе с преступностью или ее отдельными проявлениями, а в других они вменяют в обязанность государствам принятие необходимых (конкретных мер) для успешного сотрудничества. В своем большинстве положения в упомянутых международно-правовых документах по рассматриваемому вопросу в незначительно разнящихся формулировках сводятся к закреплению следующих позиций: * признание большого значения международного сотрудничества между государствами, соответствующими межправительственными и неправительственными организациями; * призывы к государствам о ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и других конвенций по противодействию отдельным видам транснациональных преступлений, протоколов, их дополняющих; * призывы к всестороннему осуществлению положений этих документов во всех их аспектах; * предложения к совершенствованию внутреннего законодательства путем введения или усиления соответствующих уголовных санкций за конкретные преступления; * призывы к формированию глобального партнерства для борьбы с определенными видами преступлений; * подчеркивание важности двусторонних, субрегиональных и региональных партнерств, инициатив и действий и призыв к их развитию; * признание необходимости анализа и изучения конкретных видов преступлений и способов борьбы с ними, а также принятия законодательных или других мер для противодействия данным преступлениям; * предложения государствам обеспечивать подготовку кадров правоохранительных органов и других соответствующих органов власти и предоставлять им необходимые ресурсы для борьбы с опасными видами преступлений; * предложения по созданию механизмов координации и сотрудничества на национальном и международном уровнях в вопросах экстрадиции, взаимной правовой помощи и обмена информацией. Таким образом, законодатель предлагает осуществлять международное сотрудничество на основе комплексного и всестороннего подхода к проблеме, обозначая основные его пути и направления, однако конкретные механизмы взаимодействия государств не прописываются и по умолчанию оставляются на усмотрение соответствующих государственных органов. То есть проблемы обозначены и продекларированы, однако разделы, касающиеся противодействия организованной преступности, сформулированы очень схематично: либо фиксируют положение дел на данный период, либо очерчивают круг желательных мер в самом общем виде. Как представляется, указанные пробелы следует восполнять в национальном законодательстве, причем самые эффективные меры для применения принципов и норм, изложенных в документах, возможны с учетом специфики распространения тех или иных транснациональных проявлений именно в нашем государстве. Анализируя законодательный массив, регулирующий международное сотрудничество в противодействии ТОП, а также практику его применения, можно выделить некоторые негативные факторы, влияющие на отказ от применения или нарушения в применении сотрудниками правоохранительных органов закрепленных в них положений. К таким факторам можно отнести следующие: * отсутствие систематизации всех нормативно-правовых актов, регламентирующих данную область правоотношений, и единой концепции при заключении подобных соглашений; * излишне сложные процедуры оказания международной правовой помощи, закрепленные во множестве разрозненных нормативно-правовых актов; * отсутствие разработанных рекомендаций и методических указаний о порядке использования возможностей международного сотрудничества и международной правовой помощи. Названное влечет нежелание использовать процедуры, связанные с особыми сложностями собирания, закрепления, проверки и оценки доказательств, полученных в результате оказания международной правовой помощи. Таким образом, при разработке новых законодательных актов, регламентирующих правоотношения в данной сфере, и трансформации международных во внутригосударственное законодательство следует учитывать вышеуказанные негативные факторы. 3. Основные формы международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью В международных отношениях правоохранительных органов России и зарубежных стран используются различные формы взаимодействия относительно противодействия организованной преступности, в том числе: 1) обмен информацией; 2) выдача преступника (экстрадиция); 3) международный розыск лиц; 4) выполнение поручений по запросам; 5) проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий. Особое значение для России имеет сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). Следует отметить положительную динамику развития и совершенствования международного сотрудничества. Все перечисленные формы взаимодействия по уголовным делам о преступлениях, совершаемых организованными группами или преступными сообществами (преступными организациями), как правило, взаимосвязаны. Например, эффективный обмен информацией зачастую влечет за собой необходимость совместного проведения оперативно-розыскных мероприятий на территориях разных стран. Следует согласиться с мнением Н.П. Яблокова, который отметил, что в целях укрепления и расширения международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью необходимо некоторое отступление взаимодействующих сторон от соблюдения принципа государственного суверенитета в сфере правоохранительной деятельности, что могло бы сделать ее более оперативной, устранить преимущества, которые извлекают преступные организации и преступники, осуществляющие в нарушение принципа суверенитета трансграничные криминальные операции.21 Этому может способствовать также национальное законодательство. Проведение оперативно-розыскных мероприятий на территории другой страны строго определяется международными договорами. Так, наблюдение как оперативное мероприятие на территории Содружества Независимых Государств регламентировано Соглашением о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, заключенным Советом Министров внутренних дел государств - участников СНГ 18 декабря 1998 г. Кроме того, поскольку Российская Федерация сотрудничает в правоохранительной сфере с Европейским союзом, то следует учитывать Соглашение, подписанное в рамках данного Союза. Так, в Шенгенской конвенции 1990 г. (с. 40 раздела III «Полиция и безопасность») сотрудникам национальной полиции фактически разрешено осуществлять наблюдение как вид оперативно-розыскного мероприятия в пределах не только своей территории, но и других стран указанного Союза. Трансграничное полицейское наблюдение должно закончиться в течение пяти часов с момента пересечения границы другого государства - члена Европейского союза или раньше по требованию компетентных органов последнего. Полицейские, которые в своей стране осуществляют преследование лица, застигнутого на месте преступления, уполномочены при необходимости продолжить преследование и на территории других стран Европейского союза (ст. 41 указанной Конвенции). Если преследование увенчалось успехом, то им разрешается произвести задержание лица как минимум до того момента, когда прибудут сотрудники местной полиции.22 Статья 63 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г., принятой в г. Кишиневе, предусматривает создание совместных следственно-оперативных групп, основная цель которых - быстрое и всестороннее расследование преступлений, совершенных одним или несколькими лицами на территориях двух и более договаривающихся государств. Преступления, совершаемые организованными преступными формированиями, как уже отмечалось, зачастую носят транснациональный характер. Это означает, что отдельные участники таких преступлений находятся за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, скрываясь от органов расследования и суда, преступники покидают страну, и вопрос об их выдаче (экстрадиции) становится крайне важным. Применение международных правовых средств по вопросам выдачи лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, достаточно эффективно. Правоохранительные органы все чаще прибегают к использованию возможностей Интерпола для осуществления своих функций, что, в свою очередь, повышает эффективность его деятельности по реализации функции обмена информацией между правоохранительными органами взаимодействующих государств. Международные уведомления Интерпола имеют немаловажное значение в повседневной деятельности организации по реализации этой функции, а именно: при розыске преступников и без вести пропавших лиц, обмене оперативной информацией в отношении членов преступных группировок, идентификации неопознанных трупов, а также информировании правоохранительных органов государств-членов об угрозах террористических актов. Механизмы деятельности Интерпола развиваются и реагируют на совершенствование методов и способов совершения преступлений, в частности терроризма. С этим связано и введение организацией в течение последних трех лет двух новых международных уведомлений, которые главным образом связаны с противодействием мирового сообщества деятельности террористических организаций.23 Заключение Организованную преступность можно определить как преступную деятельность, осуществляемую в широких масштабах преступными организациями (сообществами) и другими преступными группами, в целях получения прибыли и/или обладания властью, представляющую значительную опасность для общества в связи с оказанием существенного влияния на политику, экономику, политические или другие органы, юстицию, фирмы, союзы предпринимателей, профсоюзы, средства массовой информации и т.п. и применяющую для достижения своих целей насилие или иные средства запугивания либо угрозу применения таких средств. Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности преступление признается транснациональным, если оно: а) совершено более чем в одном государстве; б) совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в) совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве. Совокупность норм, предназначенных для регламентации сотрудничества государств в борьбе с организованной преступностью, сосредоточена во многих международно-правовых актах, а также внутреннем законодательстве РФ. Эти документы различаются как по наименованию, так и по юридическому значению: сфере действия, кругу участников. Безусловно, в целях совершенствования правоприменительной практики относительно укрепления международного сотрудничества в плане противодействия организованной преступности, следует развивать национальное внутригосударственное законодательство в данной сфере, что позволит создавать наиболее эффективные механизмы реализации международно-правовых норм. В международных отношениях правоохранительных органов России и зарубежных стран используются различные формы взаимодействия относительно противодействия организованной преступности, в том числе: 1) обмен информацией; 2) выдача преступника (экстрадиция); 3) международный розыск лиц; 4) выполнение поручений по запросам; 5) проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий. Рассмотрение некоторых вопросов международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью показывает ее многоаспектность и в то же время указывает на ряд еще не решенных проблем по совершенствованию этой деятельности. Список используемых источников 1. Правовые акты и материалы юридической практики 1. «Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам» (ETS №30) (Заключена в г. Страсбурге 20.04.1959 г.) // СЗ РФ. 2000. №23. Ст. 2349. 2. «Европейская конвенция о выдаче» (ETS №24) (Заключена в г. Париже 13.12.1957 г.) // СЗ РФ. 2000. №23. Ст. 2348. 3. «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. №2(41). 4. «Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности» (принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 15.11.2000 г.) // СПС «Консультант плюс» 5. «Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Туркменистана о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью» (Заключено в г. Москве 18.05.1995 г.) // Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. – М.: Издательство "СПАРК", 1996. 6. «Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью» (Заключено в г. Алма-Ате 24.04.1992 г.) // Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. – М.: Издательство «СПАРК», 1996. 7. «Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу» (Заключено в г. Ашхабаде 17.02.1994 г.) // Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. – М.: Издательство "СПАРК", 1996. 8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №52 (ч. I). Ст. 4921. 9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. от 27.07.2006г.) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954. 2. Специальная литература 1. Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. - СПб., 2002. 2. Клейменов И.М. Легализация преступных доходов и развитие организованной преступности // Пути повышения эффективности взаимодействия подразделений Министерства внутренних дел РФ с другими государственными органами в области противодействия легализации преступных доходов (стратегический и прикладной аспекты): Сборник статей / Под ред. докт. юрид. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2005. 3. Кочура А.Д. Роль Интерпола в борьбе с международной организованной преступностью // Проблемы раскрытия отдельных видов преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел: материалы круглого стола, 24 февраля 2014 г. - Краснодар, 2014. 4. Кулик В.Б. Организованная преступность как социальное и правовое явление. Учебное пособие. – М., 2005. 5. Лопатин В.Н. Проблемы реализации в России Палермской конвенции // Государство и право. 2002. №6. 6. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М., 1997. 7. Организованная преступность / под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. – М., 1993. 8. Попов В.И. Противодействие организованной преступности, коррупции, терроризму в России и за рубежом. – М., 2007. 9. Право Европейского союза: Учебник для вузов. – М., 2002. 10. Рыльская О.А. Правовые основы борьбы с организованной преступностью за рубежом // Российский следователь. 2004. №9. 11. Талимончик В.П. Роль двусторонн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: