- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008828 |
Тема: | Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА I. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ §1.1 Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности…………………………………………………………………… §1.2 Специфика причинности и детерминации коррупционной преступности ……………………………………………………………………… §1.3 Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления коррупционной направленности…………………………………. ГЛАВА II. ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ §2.1 Общесоциальные меры предупреждения коррупционной преступности………………………………………………………………… §2.2 Специальные криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений……………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. ВВЕДЕНИЕ Коррупция вот уже на протяжении достаточно продолжительного срока выступает в качестве атрибута российской действительности. То, что это широкомасштабная проблема, свидетельствуют данные рейтинга коррумпированности чиновников - Россия находится в десятке самых неблагополучных стран мира. Коррупционные преступления, являясь основным объектом внимания уголовной политики в сфере противодействия коррупции, не только оказывают содействие разрушению устоев общества и государства, но и взаимосвязаны с общеуголовной, организованной (например, экстремизм, терроризм, незаконный оборот оружия, наркотиков и т.п.), экономической преступностью, и нередко служат ее финансовой опорой. К сожалению, ныне действующий УК РФ не дает четкого определения преступлений коррупционного характера, что нередко служит причиной ихдостаточно произвольного определения. В Уголовном кодексе коррупционная преступность включает разные по объекту посягательства деяния, в частности преступления, предусмотренные главами 23"Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" и 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления".Коррупционными считаются предусмотренные в УК РФ деяния, в основном связанные со взяточничеством (ст. 290, 291, 291.1) и злоупотреблением или превышением должностных полномочий, совершенных в корыстных целях или с использованием своего служебного положения (например, Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса,злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, ч. 2 и 3 неправомерного доступа к компьютерной информации, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности, и др.). Кроме содержащихся в гл. 23 и 30 УК РФ основных составов коррупционных преступлений, в других главах УК РФ содержатся составы преступлений, субъектами которых выступают должностные лица, наделенные дискреционными полномочиями, что объективно создает условия для коррупционных проявлений. Какого размаха достигла коррупция в России можно сказать проанализировав данные о зарегистрированных преступлениях коррупционной направленности. Таблица №1. Удельный вес преступлений коррупционной направленности, и в том числе некоторых преступлений коррупционной направленности в период 5 месяцев 2016 г.-2014г.(в %). № годы Всего зарегистрировано преступлений всего преступлений коррупционной направленности взяточничество посредничество при взяточничестве незаконное предпринимательство коммерческий подкуп 1 5 месяцев 2017 787036 1,7% 0,8% 0,04% 0,02% 0,1% 2 2016 2388476 1,6% 0,6% 0,02% 0,01% 0,07% 3 2015 2190578 1,5% 0,5% 0,02% 0,01% 0,07% Так по данным судебного департамента РФ в России по ст.ст. 285-293 УК РФ в 2014 г. было осуждено7701 лиц, что составляет 1,04 % от общего числа осужденных лиц по всем составам УК РФ; в 2014 г.– 8 860 (1,2%), в 2015 г. - 9 462 (1,3 %). Данные статистики свидетельствует о росте преступлений коррупционной направленности. Таким образом, тема дипломной работы представляется достаточно актуальной, поскольку коррупция затрагивает все сферы жизнедеятельности в обществе и, несмотря на предпринятые соответствующие законодательные, экономические, организационные, политические, информационные меры, направленные на государственное регулирование в сфере противодействия коррупции, защиту общества и государства от коррупционных проявлений, проблемапротиводействия коррупции до сих пор сохраняется. Дипломная работа ставит своей целью раскрытиепонятия и сущности коррупции как крайне негативного социального явления российской действительности и представить картину ее разрушительного воздействия на институты гражданского общества. В соответствии с целью ставятся следующие задачи: - дать понятие и криминологическую характеристику коррупционной преступности; - определить специфику причинности и детерминации коррупционной преступности; - выявить криминологическую характеристику лиц, совершивших преступления коррупционной направленности; - определить общесоциальные и специально криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений. Проблема коррупции исследуется в работах В. Н. Агеева, Ю. Амплеевой, Н. X. Ахметшина, Ю. В. Васильева, Б. В. Волжекина, Л. Д. Гаухмана, Я. И. Гилинского, К. И. Головщинского, Ю. В. Голика, В. С. Давыдова, С. А. Денисова, П. А. Кабанова, В. И. Карасева, А. В. Куракина, В. В. Лунеева. Практической базой нашего исследования явились материалы уголовных дел, судебно-следственной практики, размещенной на официальных сайтах Судебного Департамента РФ, ГАС правосудие РФ, МВД РФ, в разделе «Состояние преступности в РФ». Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы. ГЛАВА I. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ §1.1 Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности. Коррупция – как крайне негативное явление, характеризующееся подкупом с одной стороны и продажностью с другой, государственных и иных служащих наоснове корыстного использования в личных либо в корпоративных интересах официальных служебных полномочий, а также связанных с ними авторитета и возможностей.Криминология определяет коррупциюкак социальное явление, которое заключается в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положенияв целях личной выгоды и обогащения. При таком сопоставлении к коррупции можно отнести и хищение, совершаемое путем злоупотребления служебным положением, присвоения или растраты вверенного по службе имущества. Однако, они абсолютно два разных преступления. «Коррупционные преступления" состоят в непосредственной связи с понятием "коррупция", под которой в соответствии со статьей 1 ФЗ "О противодействии коррупции» понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Ю.М. Антоняном предложена следующая типология преступной коррупции: - коррупция в высших уровнях власти в центре и на местах (часто связана с организованной преступностью, крупными хищениями, отмыванием "грязных" денег и т.д.); - мелкие поборы с населения (сами по себе небольшие, но в сумме составляют огромные деньги); - коррупция в правоохранительных органах (чрезвычайно опасный вид коррупции, одна из причин организованной преступности, крупных и сверхкрупных хищений, преступлений в сфере экономики; она же причина высокой скрытности преступности в России); - коммерческий подкуп организаторов и участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; - коммерческий подкуп в коммерческих и иных организациях; - коррупция в средних и низших структурах исполнительной и законодательной власти; - коррупция в средствах массовой информации; - коррупция в образовании (в среднем и высшем, где процветают поборы в течение учебного года и взятки при поступлении в элитные вузы). Коррупцияв полиции создает ряд проблем, связанных с делом обеспечения правопорядка: игнорирование фактов совершения преступлений, намеренное затягивание проверки сообщений о преступлениях, несправедливое отношение с обвинительным уклоном в отношении граждан, волокита при расследовании преступлений, нарушение прав и законных интересов граждан и др. Коррупция в полициипрепятствует поступлению в экономику нашей страны иностранных инвестиций, стимулирует отток национального капитала за рубеж, создает угрозу правопорядку и безопасности государства. В этой связи, коррупция создает благоприятную среду для проявлений терроризма и экстремизма. В органах государственной власти также свойственные наиболее опасные проявления коррупция. Так, служащий, в случаях его подкупа, начинает служить тому, кто ему платит больше или дополнительно, нежели государственный орган, либо иной субъект, у которого она работает. Феномен использования государственно - властной машины организованной преступностью связан преимущественно с коррупцией. Она – один из способов превращения государственных полномочий в частную собственность. Более того, опираясь на приобретенную часть власти, соответствующие криминальные субъекты и их формирования ведут наступление на государство, институты гражданского общества, его ценности. Не лучше ситуация и в других сферах, например, в судопроизводстве, проявляющая в рекомендациях судей гражданам определенных адвокатов, тогда как «принципиальные» оттесняются от процесса. К сожалению, коррупция в судебной сфере - системное явление, которое зачастую порождается самой судебной властью. Данная сфера достаточно коррупциогенна: по экспертным оценкам, примерно 20% дел в судах разрешается коррупционным путем. Заметим, что возможность коррупционных злоупотреблений, в том числе при осуществлении правосудия по уголовным делам, нередко заложена в предоставленных судье правах правоприменения (судейское усмотрение). А так же, один из более острых вопросов, связанных с коррупционными рисками в судебной системе, обоснован реализацией принципа независимости судей - коррупция появляется в том случае, когда судьи не являются действительно независимыми. В то же время независимость судей не обязана рассматриваться как их собственная привилегия, обусловленная их статусом, - этот конституционный принцип так жесчитается важнейшей гарантией права граждан на судебную защиту, гарантией беспристрастности суда, через которую единственно вполне вероятно вынесение справедливого решения. Так, в уголовном судопроизводстве судья рассматривает доказательства по собственному внутреннему убеждению, основанному на комплексе имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью, огромным опытом (ч. 1 ст. 17 УПК РФ), т.е. по своему усмотрению и в рамках закона. И при определении меры наказания по статьям УК РФ, в санкциях которых пределы наказания не формализованы, вероятныкоррупционные злоупотребления. Есть и другое, составляющее судебных злоупотреблений. В литературеверно отмечается, что неограниченные возможности для широкого судейского усмотрения, и несправедливые судебные заключения в частности, могут быть еще следствием неудачной редакции уголовно-правовой нормы и недоступности в ней каких-то определенных правоприменительных критериев. Полагаем, что в целях предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений в судебной системе, в том числе при рассмотрении уголовных дел, важно, чтобы не только возможности применения судейского усмотрения были строго мотивированы, но и в целом неукоснительно соблюдались конституционные и уголовно-правовые законоположения о предупреждении преступлений в судебной практике. Для России характерны определенные исторические периоды, когда отмечалась все более интенсивная криминализация государственного аппарата и использование его возможностей в корыстных целях. Так было в начале 90-х годов прошлого столетия, и так происходит в переходный период или период социально- экономического кризиса, обострения социальной напряженности. Выражалась коррупция в действиях с традиционными формами подкупа должностных лиц, соплатой зарубежных поездок, льготными кредитами, оказанием различных услуг, предоставлением высокооплачиваемой работыпосле увольнения из государственного аппарата, включением в состав советов коммерческих структур или соучредителей, предоставлением работы по совместительству и т. п.. Печальные выводы можно сделать, изучив неофициальную статистику подверженности коррупции сферы медицины и здравоохранения, занимающаяв смысле совершения коррумпированных действий второе место. Сфера крупного бизнеса затронута на 14%. При этом надо отметить, что основные (по финансовой емкости) сектора коррупционного "рынка" - распределение бюджетных средств, управление различными формами государственной собственности - находятся в латентной для общественного сознания зоне, хотя именно они формируют основной объем коррупционного рынка. Таким образом, становятся достаточно понятными социально-экономические и правовые аспекты коррупционного поведения, и в данной связи следует обратить внимание на цифровой показатель существующей судебной статистики Судебного департамента при ВС РФ, в виде ниже представленной таблицы в период 2013 – 2015 гг. Таблица №1. Результаты рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям в период 2014-2016 гг. № 2014 2015 2016 Виды преступлений коррупционной направленности в соответствии с Перечнем № 23 (сокр. - П. № 23) преступлений коррупционной направленности (Указание Генпрокуратуры РФ, МВД России № 52-11/2 от 15.02.2012 "О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». 8 607 10 784 11 499 Из таблицы следует, что наблюдается тенденция роста преступлений коррупционного характера, и в среднем удельный вес, осужденных по рассматриваемым преступлениям, составляет в общем числе осужденных 1,4 % в среднем. В этой связи, следует отметить, что в отличие от понятия "коррупция" в российском законодательстве понятия "коррупционное преступление" и "коррупционное правонарушение" не раскрываются. Одна из первых попыток законодательного определения данных понятий была предпринята в Модельном законе о борьбе с коррупцией 1999 г., который к уголовно наказуемым коррупционным правонарушениям относил получение и дачу взятки, а также, на наш взгляд, достаточно широко понимаемое понятие "иные коррупционные правонарушения". В юридической науке одним из первых понятия "коррупция в уголовно-правовом смысле" и "коррупционное преступление" в их современном понимании наиболее точно определил Л.Д. Гаухман. По мнению автора, в уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния - коррупционные преступления - наиболее опасные проявления коррупции, субъектом которых являются должностные лица и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения.Полагаем, что точность, научная "фундаментальность" и практическая целесообразность определения коррупции в уголовно-правовом смысле, предложенного ученым еще в 2000 г., подтверждаются его актуальностью и в настоящее время - понятие коррупции, предусмотренное ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции", в том числе включает ряд коррупционных деяний (преступлений) (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп). Отсутствие четкой законодательной регламентации коррупционных преступлений нередко служит причиной достаточно произвольного определения круга коррупционных преступлений. Как известно, Уголовный кодекс РФ не предусматривает отдельную главу о коррупционных преступлениях, в котором коррупционная преступность включает разные по уголовно-правовой природе деяния, в частности преступления, предусмотренные в гл. 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" и гл. 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления".Говоря о коррупционных преступлениях, предусмотренных в УК РФ впервую очередь речь идет о явлении взяточничества (ст. 290, 291, 291.1) и злоупотреблением или превышением должностных полномочий, совершенных в корыстных целях или с использованием своего служебного положения. Кроме содержащихся в гл. 23 и 30 УК РФ основных составов коррупционных преступлений, в других главах УК РФ содержатся составы преступлений, субъектами которых выступают должностные лица, наделенные дискреционными полномочиями, что объективно создает условия для коррупционных проявлений. Как правило, определения понятий должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, содержащиеся в примечаниях 1 к ст. 201 и 285 УК РФ, распространяются на большинство статей, указанных в гл. 23 и 30 УК РФ, а также на иные статьи УК РФ, в которых субъектами выступают должностные лица. В литературе нередко преобладает традиционный подход разделения коррупционных преступлений на две категории: публичные (например, ст. 285, 289, 290, 291, 291.1 УК РФ) и непубличные (например, ст. 184, 201 - 204УК РФ). Некоторые авторы к первой группе преступлений относят деяния, предусмотренные ст. 201, 204, 285, 290, 291 УК РФ, а ко второй - ст. 184, 202, 291.1, 304, 309 УК РФ, отмечая, что все они непосредственно связаны со взяточничеством и подкупом, т.е. с обоюдовыгодной неправомерной сделкой со стороны виновного и других лиц, которая предполагает получение денег, ценностей, услуг и т.п., с чем, на наш взгляд, можно согласиться. Хотя в настоящее время в законодательстве Российской Федерации определение коррупционного преступления отсутствует, это не означает, что, например, преступные деяния, предусмотренные ст. 201, 202, 204, 285, 290, 291, 291.1, 292 УК РФ, не объединены общими признаками. На наш взгляд, законодатель в УК РФ ограничился лишь перечнем форм коррупционных деяний, выделив каждый из составов преступлений в самостоятельную уголовно-правовую норму, и признал общественно опасным уже сам факт получения лицом денег, ценностей, иного имущества и т.п. за совершение конкретных уголовно наказуемых коррупционных действий. Попытки по определению коррупционных преступлений предпринимаются в ведомственных нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и МВД РФ, которые относят те или иные деяния к категории коррупционных. Несмотря на то, что предусмотренные в указанных актах перечни коррупционных деяний не идентичны, такой подход, на наш взгляд, является определенным прогрессивным шагом в вопросе определения общих и специальных признаков коррупционного преступления и унификации его понятия. В 2016 г. в соответствии с указаниями Генеральной прокуратуры РФ и МВД России был введен достаточно обширный перечень, в соответствии с которым к преступлениям коррупционной направленности относились ряд статей из УК РФ. Признаком коррупционного преступления является то, что участник - реализатор преступной деятельности, с одной стороны, должностное лицо или руководитель, выполняющий управленческие функции в коммерческой или иной организации, а с другой - любой субъект, заинтересованный в осуществлении определенных действий (бездействия) указанным лицом. Нередко именно обоюдным согласием и заинтересованностью обеих сторон избежать уголовную ответственность, что, по нашему мнению, является спецификой определенных коррупционных преступлений, обусловлена высокая степень латентности коррупционных преступлений. Одним из эффективных инструментов формирования уголовной политики в сфере противодействия коррупции является криминализация общественно опасных и имеющих достаточно широкую распространенность деяний, что предполагает установление в соответствии с международно-правовыми стандартами уголовной ответственности за общественно опасные деяния, ранее не признававшиеся таковыми, создание квалифицированных составов преступлений с учетом новых признаков, отягчающих ответственность. Результатом криминализации, как правило, является конструирование новых специальных составов преступлений, а также распространение коррупционных признаков на некоторые другие (нередко смежные) составы преступлений, которые при наличии определенных характерных элементов приобретают свойства коррупционного преступления. В то же время следует отметить нецелесообразность политики криминализации деяний (в том числе связанных с коррупционными злоупотреблениями) в случае, если эффективная борьба с тем или иным негативным для общества и государства явлением возможна с помощью иных правовых мер (например, гражданско-правовых, административно-правовых и т.п.). Как происходит процесс коррупции? Как правило, это двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, незаконно реализует свои служебные полномочия или оказывает услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям). У получателя возникает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности и социального контроля и т. п. Либо возможен вариант, когда вымогают служащим взятку, как дополнительное вознаграждение. Возможен активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным криминальным воздействием на них. Последнее характерно для организованной преступности. Так, в каждом организованном преступном формировании фиксировалась как минимум одна должность корруптера, целью которых является подкупи запугивание чиновников.В России из числа выявленных преступных организованных групп большая часть имели коррупционные связи. Одним из классических преступлений коррупционной направленности, связанной с получением не основанного на законе вознаграждения, это получение взятки, когда служащий выполняет угодные взяткодателю деяния. При этом он принимает взятку либо за действия, которые он должен был совершить по службе, либо за незаконные действия.Только за 2016 г. за получение взятки было осуждено 1 702 лиц, что составляет 14,8 % из всех преступлений коррупционной направленности; в 2014 г.- 1551 лиц (18%), в 2015 г.- 1618лиц (15 %). Правонарушения, связанные с коррупцией, включают: а) коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; б) правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т. п.). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер. Вот почему иногда употребляется выражение "борьба с коррупцией и преступностью". Оно отражает то, что не вся коррупция преступна и уголовно наказуема, хотя это и не вполне корректно. Точнее было бы представить соотношение этих явлений в виде частично накладывающихся друг на друга кругов.Круг коррупционных преступлений не совпадает с должностной преступностью, ибо, например, он не включает халатность. Не вполне совпадает он и с преступностью по службе. Действующий Уголовный кодекс РФ содержит составы преступлений коррупционного характера и в соответствии с указанием Генпрокуратуры России N 65/11, МВД России N 1 от 01.02.2016 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности"их число достигает 64 при условии совершения преступления, относящимся к указанному перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом.Коррупционная преступность, поэтому включает разные уголовно-правовые группы деяний. Так согласно Перечня, к «преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст.285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст.201 УК РФ». Для определения верного направления в сфере противодействия коррупции и формирования уголовно-правовой политики, нужно выявить наиболее существенные признаки коррупционного преступления. Так, совершить коррупционное преступление может только должностное лицо, а при участии иных лиц, то их следует рассматривать в качестве соучастников. При этом должностными лицами, кроме лиц, перечисленных в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, следует считать руководителей предприятий и компаний, составляющих государственную собственность, которые обязаныдействовать в интересах всего общества, так как осуществляют экономическую функцию государства. К ним же относятся руководители организаций с государственным участием. Также необходимым признаком коррупционного преступления выступает его корыстная направленность, стремление к извлечению незаконной имущественной выгоды. Дискуссионным является вопрос о признании или непризнании составляющей коррупционного поведения - стремления к получению выгоды неимущественного характера. Заметим, что такие характерные, например, для должностного злоупотребления побуждения, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса выступают в качестве этапов противоправного обеспечения личного благополучия и, как правило, материального. Наличие корыстного мотивав коррупционных преступлениях позволяет идентифицировать их в качестве таковых. Субъект, в предусмотренных УК РФ коррупционных преступлений, всегда незаконно использует свои должностные полномочия, положение и политическое влияние. Он действует не в целях обеспечения законных интересов граждан, общества и государства, а использует имеющиеся у него правомочия для достижения своих корыстных целей. Коррупционные преступления выделяются из общего ряда должностных тем, что при их совершении объединяются административный ресурс должностных лиц и предпринимательский статус заинтересованных выгодоприобретателей. Это повышает степень общественной опасности подобных посягательств, обеспечивает их латентность. Данная особенность ориентирует на разработку уголовно-правовых мер пресечения коррупционных отношений. Таким образом, коррупционными преступлениями являются: незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст.291), посредничество во взяточничестве (ст.291.1), контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (п."а" ч.2 ст.226.1 ) и др. При совершении преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, виновный использует имеющиеся у него должностные полномочия или положение для предоставления нужной ему организации льгот и преимуществ или покровительства ей в другой форме. Получение взятки становится возможным благодаря занимаемому субъектом должностному положению, которое позволило или позволит в будущем действовать или бездействовать в интересах взяткодателя. Важно отметить, что и незаконное участие в предпринимательской деятельности, и взяточничество предполагают, как правило, соучастие. В первом случае это понятно даже по названию статьи, а реальную взятку невозможно получить, если ее никто не дает. При описании комментируемых преступлений законодатель прямо не указывает на наличие корыстной заинтересованности, но она, безусловно, присутствует. Исключительно материальный характер имеет взятка, а преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ, всегда направлено на извлечение имущественной выгоды, что обусловлено природой предпринимательской деятельности. В обоих случаях происходящий в результате совершения преступлений рост материального благосостояния приводит к значительному разрыву между официальными и реальными доходами. Наиболее опасные коррупционные преступления совершаются в соучастии, даже в организованных ее формах и имеют характер коррупционных отношений. Так, по данным нашего исследования, при анализе коррупционной преступности на сайте Судебного департамента РФ, по ст. 290 «Получение взятки», в соучастии осуждено 12,9 % лиц, а в составе организованной группы - 0,8 %. Поэтому антикоррупционное воздействие должно распространяться не только на должностных лиц, но и на тех, кто извлекает выгоду из заведомо грабительских для государства сделок, способствует крупным хищениям. Следует предусмотреть ответственность за такие преступления, как коррупционная сделка, руководство и участие в коррупционной организации. Коррупционная сделка посягает на осуществление государственных функций методом договорного регулирования. Объективная сторона данного преступления выражается в использовании должностными лицами и иными субъектами административно-хозяйственных полномочий при заключении договора, причиняющего крупный ущерб государству или государственной организации. Состав коррупционной сделки предполагает необходимое соучастие, создавая основание для привлечения к уголовной ответственности не только должностного лица, злоупотребляющего своими полномочиями, но и его контрагента. Субъекты коррупционной сделки осознают ее ущербность для нормального функционирования государства, мотив совершения преступления для квалификации иметь значение не должен. Коррупционные отношения вытесняют нормальное социальное взаимодействие при осуществлении государственных функций и являются базой для наиболее опасных должностных преступлений. Причем инициаторы и реальные выгодоприобретатели от коррупционных отношений в конкретных посягательствах могут не участвовать. Заметим, что совершение коррупционных преступлений может быть предусмотрено нормами различных глав УК РФ. Таковым является злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности (ст. 285). Подобным образом уголовно-правовая охрана личности или экономики не ограничивается соответствующими разделами и входящими в них главами. Следуетопределить соотношение коррупционных преступлений с посягательствами, закрепленными в главе 30 УК РФ. Учитывая, что должностные преступления в большей степени разрушают не власть и службу, а нарушают нормальное осуществление государственного воздействия на все сферы жизни общества, главу 30 УК РФ следовало бы назвать "Преступления против осуществления государственных функций". Как было показано выше, злоупотребление должностными полномочиями, превышение полномочий и халатность непосредственно нарушают нормальное функционирование механизма государства. В свою очередь, уже предусмотренные УК РФ взяточничество (статьи 290, 291, 291.1), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289) и фактически совершаемые коррупционные сделки, создание и участие в коррупционных организациях представляют собой общественно опасные коррупционные связи. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, их превышения и халатности, состоящих в незаконном осуществлении государственных функций, и недобросовестном отношении к их осуществлению, нормы заявленной главы направлены на предупреждение формирования коррупционных отношений, развитие которых делает причинение вреда функционированию государства согласованным и системным. Таким образом, при организации уголовно-правового предупреждения коррупции следует исходить из того, что коррупционное преступление - это общественно опасное деяние участника коррупционных отношений, складывающихся между должностными и иными лицами в целях извлечения незаконной имущественной и иной выгоды в результате использования должностными лицами своих полномочий или положения вопреки интересам личности, общества и государства. К признакам коррупционного преступления наряду с обязательным участием в нем специального субъекта - должностного лица, использующего свои должностные полномочия или положение, и корыстной направленностью следует отнести необходимое соучастие. М.К. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п.«б» ч.5 ст.290 УК РФ., и вменялось в вину использование служебного положения и должностных полномочий врача хирурга-эксперта филиала № ФГУ «Главное бюро МСЭ по Республике Дагестан». Постановлением Советского районного суда г. Махачкалы, в соответствии с которым он временно отстранен от должности врача МСЭ специалиста по реабилитации бюро № ФГУ «Главное бюро МСЭ по РД». М.К. подает апелляционную жалобу, которая Верховным Судом РД была удовлетворена. Коррупционные преступления всегда выступают в качестве элементов коррупционных отношений, которые вытесняют нормальное социальное взаимодействие в сфере государственного управления. Уголовный закон должен учитывать актуальные формы, методы и субъектов осуществления функций современным государством. Как следует из текста Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных коррупционных преступлениях" объектом взяточничества являются общественные отношения, посягающие н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: