- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Управление и защита в чрезвычайных ситуациях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011087 |
Тема: | Управление и защита в чрезвычайных ситуациях |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Высшая школа техносферной безопасности Работа допущена к защите Директор ВШТБ ______________ А.В. Андреев «___» ___________ 2018 г. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ В АТОМНОЙ ОТРАСЛИ направление 20.04.01 – «Техносферная безопасность» программа подготовки магистров «Управление и защита в чрезвычайных ситуациях» Выполнил студент гр. 23941/3 К.О. Солдаткина Научный руководитель профессор, д.т.н. В.И. Гуменюк Консультант по нормоконтролю С.А. Фаустов Санкт-Петербург 2018 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Высшая школа техносферной безопасности УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой В.И. Гуменюк «___» ___________ 2018 г. ЗАДАНИЕ по выполнению выпускной квалификационной работы студенту гр. 23941/3 Солдаткиной Ксении Олеговне 1. Тема работы: «Культура безопасности в атомной отрасли» 2. Срок сдачи студентом законченной работы: ___________________________________________________________________ 3. Исходные данные по работе: ___________________________________________________________________ 4. Содержание работы (перечень подлежащих разработке вопросов): ___________________________________________________________________ 5. Перечень графического материала ( с указанием обязательных чертежей): ___________________________________________________________________ 6. Консультанты по работе: _____________________________________________________________________________ 7. Дата выдачи задания: Руководитель ВКР __________________ В.И. Гуменюк Задание принял к исполнению ___________________ К.О. Солдаткина РЕФЕРАТ ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ. 1.1. Становление и развитие культуры безопасности на объектах использования атомной энергии: совершенствование нормативно-правовой базы Российской Федерации. 1.2. Идеология культуры безопасности. 1.3. Требования и рекомендации МАГАТЭ. ГЛАВА 2. УРОКИ ЧЕРНОБЫЛЯ И ФУКУСИМЫ: КУЛЬТУРА И КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ. КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В БЕЗОПАСНОСТИ. 2.1. Уроки Чернобыля. 2.2. Уроки Фукусимы. 2.3. Культура, философия и психология безопасности. 2.4. Человеческий фактор в безопасности. ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТЕ. ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших аспектов обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии является формирование и поддержание культуры безопасности. Целью формирования культуры безопасности на объектах использования атомной энергии является установление приоритета безопасности объекта над экономическими и производственными целями, создание условий, способствующих соблюдению требований безопасности, осознание персоналом влияния своих действий на безопасность. Развитие науки и техники, постоянный рост уровня знаний в атомной отрасли способствуют переосмыслению целей безопасности, что обуславливает необходимость пересмотра целей и задач культуры безопасности, а также ее совершенствования (поддержания культуры безопасности). Деятельность по формированию и поддержанию культуры безопасности невозможна без понимания текущего состояния культуры безопасности и осознания проблем в области обеспечения безопасности. Определение текущего состояния культуры безопасности, а также выявление проблем в области обеспечения безопасности является основной целью проведения оценки культуры безопасности. Развитие культуры безопасности на объектах использования атомной энергии предусмотрено «Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» утвержденными Президентом Российской Федерации (1 марта 2012 г. № Пр-539). ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ. 1.1. Становление и развитие культуры безопасности на объектах использования атомной энергии: совершенствование нормативно-правовой базы Российской Федерации Для того чтобы понять, какое место «культура безопасности» занимает в обеспечении безопасности объектов использования атомной энергии и насколько важно содействовать повышению ее уровня, в том числе посредством развития и совершенствования нормативно-правовой базы в области использования атомной энергии, необходимо, прежде всего, вспомнить основные этапы ее становления. Отправной точкой для развития культуры безопасности как отдельного направления стала Чернобыльская авария в 1986 году, во всём мире это событие считается «днём рождения» данного направления сферы охраны труда и техники безопасности. С тех пор делается очень много, чтобы влиять на умы работников вместо того, чтобы надзирать за ними. Сейчас такое направление деятельности, как культура безопасности, – номер один во всём мире: есть значительные методологические и технические наработки. И мировое сообщество понимает: важнее всё-таки достучаться до умов и сделать так, чтобы люди осознанно соблюдали правила безопасности, это сейчас очень и очень важный инструмент дисциплины. Выражение «культура безопасности» впервые нашло свое отражение в тексте «Итогового доклада о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле», подготовленного Международной консультативной группой по ядерной безопасности (INSAG), созданной при Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ). Со временем в докладах МАГАТЭ была сформулирована концепция культуры безопасности, получившая свое развитие при активном участии международного атомного сообщества. Формирование культуры безопасности было признано одним из основных организационных принципов обеспечения безопасности, а также фундаментальным принципом управления. Было признано, что именно отсутствие культуры безопасности явилось одной из причин трагедии. Международная консультативная группа по ядерной безопасности при Генеральном директоре МАГАТЭ предлагает следующее определение этого понятия (которое также изложено в нормативном документе "Общие положения безопасности атомных станций" НП 306.2.-141-2008): "Культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности атомной станции, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью". В Российской Федерации становление культуры безопасности на основании требований, предъявляемых к ней, произошло в конце 90-х годов прошлого столетия. Предписания по созданию и поддержанию культуры безопасности у всех лиц и организаций, связанных с размещением, сооружением, эксплуатацией и выводом из эксплуатации атомных станций, устанавливались в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88/97). В положении также содержалось понятие «культура безопасности», согласно которому она представляла собой квалификационную и психологическую подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности атомных станций является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность. Весной 2012 года приоритет безопасности деятельности в области использования атомной энергии установлен в Российской Федерации на государственном уровне. Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 г. утверждены Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, определяющие ее основные направления, принципы и актуальные задачи. Так, в соответствии с данным документом для достижения последовательного снижения до социально приемлемого уровня риска техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций и аварий на ядерно и радиационно опасных объектах необходимо сосредоточить усилия, в том числе на развитии культуры безопасности на объектах использования атомной энергии с учетом международной практики. В этой связи разработка и внедрение принципов и методов культуры безопасности на ядерно- и радиационно опасных объектах, включающих унифицированные средства и методы проведения психофизиологических обследований персонала таких объектов, являются одной из актуальных задач по реализации указанного направления государственной политики. Нормотворческая деятельность, осуществляемая Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору во взаимодействии с ФБУ «НТЦ ЯРБ» (организацией научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности), направлена на развитие и совершенствование культуры безопасности на объектах использования атомной энергии посредством разработки нормативных требований по ее формированию и поддержанию, рекомендаций по ее оценке, а также актуализации таких положений. Так, в частности, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в развитие требований, определенных в федеральных нормах и правилах «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного цикла» (НП-016-05), разработано руководство по безопасности (РБ-034-05), содержащее рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и повышению квалификации оперативного персонала объектов ядерного топливного цикла, формированию и поддержанию у него культуры безопасности. Исходя из рекомендаций данного руководства по безопасности, следует, что при разработке учебных программ, обеспечивающих получение работниками теоретических знаний и практических навыков для выполнения ими профессиональных обязанностей важно учитывать необходимость воспитания у них культуры безопасности, направленной на понимание каждым его личной причастности к безопасности объекта ядерного топливного цикла. Достижению поставленной задачи способствует оформление полномочий и ответственности работников, формирование рабочей обстановки и условий для осуществления деятельности, связанной с обеспечением безопасности, наличие необходимых ресурсов для реализации мероприятий по обеспечению безопасности, учет уроков из допущенных ошибок и ошибочных решений персонала и т.д. Кроме того, в марте 2009 года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору введено в действие руководство по безопасности «Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла» (РБ-047-08), которое может применяться для проведения внутреннего анализа состояния культуры безопасности при эксплуатации объектов ядерного топливного цикла специалистами предприятий, эксплуатирующих организаций, а также специалистами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для оценки состояния культуры безопасности на указанных предприятиях. В настоящее время положения названного руководства по безопасности переработаны с учетом современных подходов, международных рекомендаций и опыта по оценке «культуры безопасности» объектов использования атомной энергии. Так, в частности, в новой редакции проекта руководства по безопасности сформулированы принципы оценки культуры безопасности, приведены рекомендуемые мероприятия по ее формированию и поддержанию, перечислены характеристики состояния культуры безопасности. На данный момент проект документа проходит согласование в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Кроме того, взамен ОПБ-88/97 в конце 2015 года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены новые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» (НП-001-15), в которых содержится, в том числе гармонизированное с международными документами определение термина «культура безопасности». Согласно положениям указанного нормативного правового акта под культурой безопасности понимается набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что вопросам обеспечения безопасности атомных станций, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. При этом культура безопасности формируется и поддерживается путем: - установления приоритета безопасности атомных станций над экономическими и производственными целями; - подбора, профессионального обучения и поддержания квалификации руководителей и персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность; - строгого соблюдения дисциплины при четком распределении полномочий и персональной ответственности руководителей и исполнителей; - разработки и строгого соблюдения требований программ обеспечения качества, производственных инструкций и технологических регламентов, их периодического обновления с учетом накапливаемого опыта; - установления руководителями всех уровней атмосферы доверия и таких подходов к коллективной работе, а также к социально-бытовым условиям жизни персонала атомной станции, которые формируют внутреннюю потребность позитивного отношения к безопасности; - понимания каждым работником влияния его деятельности на безопасность атомных станций и последствий, к которым может привести несоблюдение или некачественное выполнение требований нормативных документов, программ обеспечения качества, производственных и должностных инструкций, технологических регламентов; - самоконтроля работниками своей деятельности, влияющей на безопасность; - понимания каждым руководителем и работником недопустимости сокрытия ошибок в своей деятельности, необходимости выявления и устранения причин их возникновения, необходимости постоянного самосовершенствования, изучения и внедрения передового опыта, в том числе зарубежного; - установления такой системы поощрений и взысканий по результатам производственной деятельности, которая стимулирует открытость действий работников и не способствует сокрытию ошибок в их работе. В настоящее время в целях содействия соблюдению требований указанных федеральных норм и правил разрабатывается руководство по безопасности, предназначенное для работников эксплуатирующих организаций и атомных станций, в котором будут даны рекомендации по формированию и поддержанию культуры безопасности на атомных станциях. В частности, в проекте руководства по безопасности планируется определить этапы развития культуры безопасности на атомных станциях, привести рекомендуемые мероприятия по ее формированию и поддержанию, перечислить типы ошибок персонала с указанием их краткой характеристики. Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что культура безопасности на объектах использования атомной энергии приобрела ключевое значение для атомной отрасли, в связи с чем, необходимо продолжать работу по правовому регулированию вопросов, связанных с ее формированием и поддержанием, в целях недопущения повторения негативных событий прошлых лет. Опыт эксплуатации атомных станций показывает, что причины возникновения аварий и инцидентов так или иначе связаны с поведением людей (человеческим фактором), а именно – с их отношением к проблемам безопасности. Поэтому в центре внимания руководства АЭС находятся, в первую очередь, человеческие ресурсы, стиль и методы управления, социально-психологический климат в производственных коллективах. В процесс формирования культуры безопасности вовлечен весь персонал, начиная с высшего административного уровня. На станциях работают постоянно действующие комитеты по культуре безопасности, которые являются коллегиальным органом, координирующим деятельность подразделений атомной станции в части поддержания и повышения культуры безопасности персонала. Особое внимание уделяется формированию личной ответственности и приверженности безопасности всех, чья деятельность влияет на безопасность АЭС. Политика станций направлена на то, чтобы персонал критично относился к своим действиям и не допускал благодушия в вопросах безопасности. Администрации АЭС стремятся создать условия, в которых работники не боялись бы сообщать о собственных ошибках. Это позволит предотвратить их повторение в дальнейшем. На АЭС внедрена и успешно применяется система выявления и устранения несоответствий «ОКО». Она дает каждому работнику не только право, но и практическую возможность непосредственно участвовать в наведении эксплуатационного порядка, путем записи замечаний и предложений в центральную базу данных. В программы подготовки основного персонала включены разделы по культуре безопасности. Разработаны учебно-методические материалы. С их помощью проводится обучение разных категорий работников. Обязательное обучение культуре безопасности проходит вновь принятый персонал. На уровне подразделений атомных станций организовано проведение партнерских взаимопроверок. Регулярно проводится самооценка подразделений АЭС по культуре безопасности по программам, разработанным с учетом рекомендаций МАГАТЭ. По ее результатам выясняется состояние культуры безопасности в подразделениях, при необходимости разрабатываются и внедряются корректирующие мероприятия. Специалисты АЭС активно участвуют в международных конференциях по культуре безопасности, которые Энергоатом проводит раз в два года. Их основная цель - обмен опытом, подведение итогов деятельности по повышению уровня культуры безопасности и определение направлений дальнейшего совершенствования в этой области. 1.2. Идеология культуры безопасности. Базой для развития понимания «культура безопасности» явилась комплектность атомной отрасли, а именно наличие в ней сильнейшего научно-исследовательского комплекса, базирующегося на последних научных достижениях, создающего последние достижения науки и техники и внедряющего их во все сферы атомной отрасли. Культура безопасности близка к менеджменту качества (ИСО 9000-2001) по идеологии и используемым методам менеджмента человеческих ресурсов. Эта близость базируется на том, что сама категория «безопасность» является одной из характеристик качества, что в идеологии менеджмента качества и в идеологии культуры безопасности главным ресурсом и капиталом любой организации признается персонал от высшего руководителя до крайнего исполнителя, а методы менеджмента – это методы управления, главным образом, человеческими ресурсами, они начинаются с формирования целей и задач для персонала. «Культура безопасности – квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при котором обеспечение безопасности атомных станций является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность» (ОПБ – 88/97). Определение связывает Культуру безопасности с позицией, образом мыслей и поведением отдельных лиц, а также со стилем деятельности организации. Культура безопасности тесно связана и даже базируется на психологии личности, самосознанья себя в качестве индивидуума и члена коллектива, на ценностях, культивируемых в производственном коллективе и обществе в целом, на культуре общения и организационной культуре. Основные черты культуры безопасности: * ответственность – реализуется через установление и описание ответственности организации, должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами; * приверженность – требует демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами; * мотивация – формируется посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний путем формирования внутренней позиции отдельны представителей; * надзор (контроль) – включает практику ревизий и экспертиз и готовность реагировать на критическую позицию отдельных представителей; * личное осознание определяет понимание важности обеспечения безопасности; * компетентность и знания (профессионализм) – обеспечиваются путем профессиональной подготовки и инструкций для персонала, а также его самоподготовку и общую культуру, впитываемую с детства. Понятие «культура безопасности» объединяет два самодостаточных и емких понятия «культура» и «безопасность». В результате при объединении этих слов возникает новое понятие, в котором, в соответствии со свойствами сложных систем, появляются новые эмерджентные свойства. Поэтому совершенно необходимо разобраться в значении и смысле этого понятия, прежде чем реализовать на практике культуру безопасности. 1.3. Требования и рекомендации МАГАТЭ Законодательные требования: 1. Необходимо создавать правовую структуру, которая обеспечивала бы регулирование ядерной деятельности и четкое распределение обязанностей в отношении обеспечения безопасности. Правительство отвечает за принятие законодательства, которое возлагает основную ответственность за обеспечение безопасности на эксплуатирующую организацию, и предусматривает создание регулирующего органа, ответственного за систему лицензирования, за нормативное регулирование ядерной деятельности и за обеспечение выполнения соответствующих правил. 2. Различия в правовых системах, традициях культуры и практической деятельности государств – членов могут в процессе применения этих основополагающих принципов привести к различиям в подходе к регулированию безопасности в рамках их общих законодательных структур. Обязанности эксплуатирующей организации: 1. Основная ответственность за обеспечение безопасности установки лежит на эксплуатирующей организации. В ее обязанности входит определение критериев безопасности установки и получение гарантий того, что ее проект, сооружение и эксплуатация удовлетворяют соответствующим нормам безопасности. Следовательно, в ее обязанности входит разработка процедур и мер, обеспечивающих безопасное управление установкой в любых условиях, подбор компетентного и полностью подготовленного персонала и поддержание его квалификации на должном уровне, и контроль используемых или производимых делящихся и радиоактивных материалов. 2. Важная с точки зрения безопасности профессиональная или юридическая ответственность может лежать на других организациях, например, проектировщиках, изготовителях оборудования и строителях. Необходимо, чтобы такие организации также обеспечивали удовлетворительные стандарты качества и технические условия. Хотя эксплуатирующая организация может передать полномочия на осуществление функций от ее имени, она не может делегировать свою основную ответственность за обеспечение безопасности. Конвенция о ядерной безопасности, 1994 год ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ, (преамбула): > подтверждая необходимость постоянного содействия поддержанию высокого уровня ядерной безопасности во всем мире; > подтверждая, что ответственность за ядерную безопасность лежит на государстве, под юрисдикцией которого находится ядерная установка; > желая содействовать эффективной культуре ядерной безопасности; > го 00 > признавая, что настоящая Конвенция предусматривает обязательство применять основополагающие принципы безопасности ядерных установок, а не детализированные нормы безопасности (которые могут служить руководством). СОГЛАСИЛИСЬ о нижеследующем: Настоящая Конвенция применяется к безопасности ядерных установок (статья 3). Каждая Договаривающаяся сторона в рамках своих национальных законов принимает законодательные, регулирующие и административные меры и другие шаги, необходимые для осуществления своих обязательств, вытекающих из настоящей Конвенции (статья 4), в том числе: • создает и поддерживает законодательную и регулирующую основу для обеспечения безопасности ядерных установок (статья 7 п. 1); • учреждает или назначает регулирующий орган и принимает соответствующие меры для обеспечения эффективного разделения функций регулирующего органа и функций любых других органов или организаций, которые занимаются содействием использованию или использованием ядерной энергии (статья 8); • обеспечивает, чтобы основная ответственность за безопасность ядерной установки была возложена на обладателя соответствующей лицензии, и принимает соответствующие меры по обеспечению того, чтобы каждый такой обладатель лицензии выполнял свои обязанности (статья 9); принимает соответствующие меры для обеспечения того, чтобы все организации, занимающиеся деятельностью, непосредственно связанной с ядерными установками, проводили политику, при которой приоритет отдается ядерной безопасности (статья 10). Основополагающие принципы безопасности Основы безопасности, № SF-1, 2007 год Совет управляющих одобрил публикацию следующих норм МАГАТЭ по безопасности в категории Основы безопасности: в июне 1993 года - по безопасности ядерных установок, в марте 1995 года - по безопасности обращения с радиоактивными отходами, в июне 1995 года - по радиационной защите и безопасности источников излучения. В 1995 году Совет предложил Секретариату МАГАТЭ рассмотреть в соответствующее время вопрос о пересмотре трех документов категории Основы безопасности в целях их объединения в единый свод принципов, отражающий общую философию безопасности в отношении всех сфер применения норм МАГАТЭ по безопасности. Применение Основополагающих принципов безопасности будет способствовать применению международных норм безопасности и повысит согласованность мер, принимаемых в различных государствах. Поэтому желательно, чтобы все государства придерживались этих принципов и пропагандировали их. Десять новых основополагающих принципов безопасности составляют основу, исходя из которой определяются требования по защите от воздействия ионизирующих излучений в соответствии с программой МАГАТЭ по нормам безопасности и обосновывается более широкое применение его программы, связанной с безопасностью. Данная публикация категории Основы безопасности становится, таким образом, основной публикацией в Серии норм МАГАТЭ по безопасности, заменяя предыдущие публикации категории Основы безопасности, выпущенные в ранее издававшейся Серии изданий по безопасности. Основополагающая цель безопасности состоит в защите людей (индивидуальной и коллективной) и охране окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения (ограничение этого воздействия в пределах социально-приемлемого риска). Эта основополагающая цель безопасности должна достигаться без неоправданного ограничения эксплуатации установок или осуществления деятельности, связанных с радиационными рисками. Для обеспечения, чтобы при эксплуатации установок и осуществлении деятельности достигались наивысшие реально возможные уровни безопасности, должны предприниматься следующие меры: a) обеспечение контроля над радиационным облучением людей и выбросом радиоактивного материала в окружающую среду; b) ограничение вероятности событий, которые могут привести к утрате контроля над активной зоной ядерного реактора, ядерной цепной реакцией, радиоактивным источником или любым другим источником излучения; c) смягчение последствий таких событий в случае, если они будут иметь место. ?« л Для достижения основополагающей цели безопасности сформулированы десять принципов безопасности. Принцип 1. Ответственность за обеспечение безопасности Главную ответственность за обеспечение безопасности должны нести лицо или организация, которые получили официальное разрешение на эксплуатацию установки или осуществление деятельности (может предоставляться эксплуатирующей организации или физическому лицу, которые называются лицензиатами). Лицензиат сохраняет главную ответственность за обеспечение безопасности на протяжении всего жизненного цикла установок или всей деятельности, и эта ответственность не может быть делегирована. При некоторых обстоятельствах ответственность за обеспечение безопасности установок или деятельности могут брать на себя правительство или работодатель. Лицензиат несет ответственность за: • набор и сохранение кадров, обладающих необходимой компетентностью; • обеспечение надлежащей подготовки и информирования; • разработку процедур и мер поддержания безопасности при любых условиях; • проверку адекватности конструкции и надлежащего качества установок и деятельности и связанных с ними оборудования; • обеспечение безопасного контроля за любым используемым, производимым, хранящимся или перевозимым радиоактивным материалом; обеспечение безопасного контроля над любыми образующимися радиоактивными отходами. Принцип 2. Роль правительства Должен быть создан и совершенствоваться эффективный правовой и правительственный механизм обеспечения безопасности, включающий независимый регулирующий орган. Созданный надлежащим образом правовой и правительственный механизм обеспечивает регулирование эксплуатации установок и деятельности, связанных с радиационными рисками, и четкое распределение обязанностей. Принцип 3. Руководство и управление в интересах обеспечения безопасности Необходимо создать и совершенствовать систему руководства и управления в интересах обеспечения безопасности в организациях, занимающихся радиационными рисками, и на установках и в рамках деятельности, связанных с радиационными рисками. Руководство вопросами безопасности должны осуществлять лица, занимающие самые высокие должности в организации. Безопасность должна обеспечиваться и поддерживаться с помощью эффективной системы управления. Система управления должна также обеспечивать формирование культуры безопасности, регулярное проведение оценки показателей безопасности и использование уроков, извлеченных из опыта. Принцип 4. Обоснование установок и деятельности Эксплуатация установок и деятельность, связанные с радиационными рисками, должны приносить общие положительные результаты. Для признания обоснованными эксплуатации установок и деятельности приносимые ими положительные результаты должны перевешивать связанные с ними радиационные риски. Для целей оценки положительных результатов и риска необходимо учитывать все важные последствия эксплуатации установок и осуществления деятельности. Во многих случаях решения по вопросу о положительных результатах и риске принимаются на самом высоком уровне управления, примером чего является государственное решение о начале осуществления ядерно-энергетической программы. В других случаях обоснованность предлагаемых эксплуатации установок и деятельности может определить регулирующий орган. Особым случаем является медицинское облучение пациентов, будь то для постановки диагноза или лечения, поскольку при этом положительный результат получает главным образом пациент. Поэтому обоснование такого облучения анализируется сначала в отношении конкретной используемой процедуры, а затем в отношении каждого конкретного пациента. Обоснование зависит от клинической оценки целесообразности диагностической или лечебной процедуры. Принцип 5. Оптимизация защиты Необходимо оптимизировать защиту, чтобы обеспечить наивысший уровень безопасности, который может быть, реально достигнут. Меры по обеспечению безопасности, которые применяются в отношении установок и деятельности, связанных с радиационными рисками, считаются оптимизированными, если они обеспечивают наивысший уровень безопасности, который может быть, реально достигнут, на протяжении всего жизненного цикла установки или всей деятельности без неоправданного ограничения их использования. Для оптимизации защиты необходимо определить относительную значимость различных факторов, включая: • число лиц (работников и населения), которые могут подвергаться облучению; • вероятность с их стороны подвергнуться облучению; • величину и распределение полученных доз облучения; • радиационные риски, связанные с предполагаемыми событиями; • экономические, социальные и экологические факторы. Принцип 6. Ограничение рисков в отношении физических лиц Меры по контролю над радиационными рисками должны обеспечивать, чтобы ни одно физическое лицо не подвергалось неприемлемому риску нанесения вреда. Обоснование и оптимизация защиты сами по себе не гарантируют, что ни одно физическое лицо не будет подвергаться неприемлемому риску нанесения вреда. Поэтому дозы и радиационные риски должны контролироваться в определенных пределах. Для достижения желательного уровня безопасности необходимы оптимизация защиты и ограничение доз и рисков в отношении физических лиц. Принцип 7. Защита нынешнего и будущих поколений (продолжение) Нынешние и будущие население и окружающая среда должны быть защищены от радиационных рисков. Радиационные риски могут выходить за пределы национальных границ и могут сохраняться в течение продолжительных периодов времени. При определении адекватности мер по контролю радиационных рисков необходимо учитывать возможные последствия нынешних действий в настоящее время и в будущем. В частности: • нормы безопасности применяются не только к местному населению, но и к населению, проживающему далеко от установок и территории, на которой осуществляется деятельность; • когда последствия могут затрагивать несколько поколений, последующие поколения должны быть адекватным образом защищены и не обязаны сами предпринимать существенные защитные меры. Нынешняя система радиационной защиты, как правило, предусматривает соответствующую охрану экосистем окружающей человека среды от вредного воздействия радиационного облучения. Общая задача мер, принимаемых в целях охраны окружающей среды, состоит в охране экосистем от радиационного облучения, которое имело бы пагубные последствия для популяций того или иного вида (в отличие от отдельных организмов). Обращение с радиоактивными отходами должно быть организовано таким образом, чтобы оно не вело к созданию неоправданных проблем для будущих поколений, т. е. поколения, производящие отходы, должны изыскивать и применять рациональные и экологически приемлемые методы долгосрочного обращения с отходами. Образование радиоактивных отходов должно сводиться к минимальному практически возможному уровню посредством осуществления соответствующих проектных мер и процедур, таких, как вторичная переработка и повторное использование материала. Принцип 8. Предотвращение аварий Необходимо предпринимать все практически возможные усилия для предотвращения и смягчения последствий ядерных или радиационных аварий. Самые вредные последствия эксплуатации установок и деятельности являются результа....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: