- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и история возникновения и развития международного права окружающей среды
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007767 |
Тема: | Понятие и история возникновения и развития международного права окружающей среды |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт права Кафедра финансового и экологического права выпускная квалификационная работа ПО ПРОГРАММЕ магистратуры ГАЛИЕВА ЛИЛИЯ РАВИЛЕВНА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Выполнил: Студент 3 курса заочной формы обучения Направление подготовки: Юриспруденция Направленность (профиль): Правовое регулирование охраны окружающей среды и природопользования Допущена к защите в ГЭК и проверена на объем заимствования: Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор ____________ / Н.А. Саттарова «___»____________2017 г. Руководитель к.ю.н., доцент ___________ / И.А. Владимиров УФА – 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1 История становления и развития экологического законодательства Российской Федерации 6 1.1 История становления и развития экологического права в России 6 1.2 Система экологического законодательства России 15 2 Общая характеристика международного права окружающей среды 29 2.1 Понятие и история возникновения и развития международного права окружающей среды 29 2.2 Принципы, источники и объекты международного права окружающей среды 31 3 Имплементация норм международного права окружающей среды в российском экологическом законодательстве 55 3.1 Имплементация норм международного права окружающей среды в области регулирования негативного воздействия 55 3.2 Имплементация норм международного права окружающей среды в области охраны отдельных природных ресурсов и объектов 67 Заключение 77 Список использованных источников и литературы 82 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Современное развитие экономики ведет к обострению экологических проблем и в то же время значительно повышает роль и значение правовых средств в обеспечении экологической безопасности. Решению этих сложных задач призвана служить эколого-правовая наука и самостоятельная отрасль права - экологическое право. В представленном исследовании рассмотрено российское и международное экологическое право, предпринята попытка анализа взаимодействия международного и внутригосударственного регулирования экологических отношений в области регулирования негативного воздействия и охраны отдельных природных ресурсов и объектов. В последнее время активность принятия международных экологических документов особенно усилилась. Это объясняется желанием государств укреплять дружественные отношения и развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды, поскольку окружающая среда должна быть защищена для здоровья и благополучия растущего населения Земли, а устойчивое развитие экономики требует экологически обоснованного управления природными ресурсами, эффективного его правового регулирования, в том числе и посредством международного права. В настоящее время действует большое количество международных экологических соглашений, которые охватывают широкий круг вопросов охраны окружающей среды. Вместе с тем решение этих вопросов на национальном уровне приобретает все возрастающее значение, поэтому поиск решений и нахождение консенсуса на уровне взаимодействия и сотрудничества между государствами является актуальным. Этим обусловлено внимание к решению международно-правовых проблем окружающей среды в различных странах мира, в том числе в России. Названные обстоятельства свидетельствуют об актуальности избранной темы настоящей работы. Степень научной разработанности темы. Проблемы международного права окружающей среды изучались многими авторами, однако в науке экологического права все еще отсутствует единообразный подход к решению некоторых существенных вопросов в части законодательного разрешения правовой охраны окружающей среды. Так, можно выделить таких исследователей, занимавшихся вопросами международного экологического права, как: М.М. Бринчук, К.А. Бекяшев, С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, А.К. Голиченков, О.Л. Дубовик, Б.В. Ерофеев, О.С. Колбасов, А.С. Тимошенко и др. Объектом выпускной квалификационной работы являются отношения субъектов международного права (государства, международные организации) по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей. Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы международного права окружающей среды, а также их имплементация в российском экологическом законодательстве, регулирующие общественные экологические отношения, возникающие в различных сферах жизни и деятельности общества, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой. Целью выпускной квалификационной работы выступает комплексный анализ нормативного регулирования международных отношений в сфере экологии и их имплементация в Российском экологическом законодательстве. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач: - охарактеризовать понятие экологического права в российском законодательстве, его историю и развитие; - рассмотреть и изучить систему российского экологического законодательства; - охарактеризовать международное экологическое право, его понятие и изучить историю развития и возникновения; - рассмотреть принципы, источники и объекты международного права окружающей среды; - проанализировать имплементацию норм международного права окружающей среды в области регулирования негативного воздействия; - проанализировать имплементацию норм международного права окружающей среды в области охраны отдельных природных ресурсов и объектов. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. К частнонаучным методам исследования относится формально-юридический метод. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сформулированные в ней предложения направлены на развитие и улучшение российского экологического права, в частности, посвященные проблематике имплементации норм международного права окружающей среды в российском экологическом законодательстве. Практическая значимость выпускной квалификационной работы обуславливается внесением определенного вклада в развитие теоретико-методологических и историко-правовых исследований, что может быть в дальнейшем использовано при научной разработке рассматриваемых вопросов. Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Проблемные положения настоящего исследования изложены в одной научной статье: Галиева Л.Р. Вопросы систематизации международного экологического права // Научно-практический электронный журнал Аллея науки. 2017. №15. С. 1-6. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. 1 История становления и развития экологического законодательства Российской Федерации 1.1 История становления и развития экологического права в России Подобно другим древним или средневековым государствам, охрана природных ресурсов осуществлялась в основном через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. В «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, в частности, был лес, или собственности князя. Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV в. Был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов татар. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охраняли специальные сторожа. Русское законодательство средних веков, предусматривало довольно обширный набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов. При наказании принимался во внимание факт повторности нарушения. Так, в соответствии с Соборным уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью батогами, во второй раз - кнутом, а в третий раз - отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.). В XVII в. в России появилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. При этом регламентировались и способы добычи, и размеры добываемых видов, например рыб. Так как ловля бобров и выдр капканами грозила их полным истреблением, 28 августа 1635 г. в Пермь Великую была направлена царская грамота «О воспрещении ловить капканами бобров и выдр» (Российское законодательство Х–XX веков). В том же XVII веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. В частности, Петр I издавал указы, в которых запрещал уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т. е. неприкосновенными, запретными. Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Надобность в таких нормах возникла в России в XVII в. по указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г. В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. В 1833 г. были изданы правила «О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в Санкт-Петербурге», которые предусматривали, что «все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы». В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе. В 1915-1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы. Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период проявились в следующем. Первым нормативно-правовым актом нового пролетарского государства по регулированию внутренних отношений в России явился Декрет от 26 октября (9 ноября) 1917 г. «О земле», который хотя и носил экономический характер, по мнению Б.В. Ерофеева, так как менял систему экономических отношений по землепользованию, но уже создавал основу для отношений экологических, поскольку устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, и определял условия для охраны земель. По утверждению Б.В. Ерофеева, в первые годы Советской власти была заложена основа эколого-правового регулирования отношений природопользования, хотя она не имела целостного характера, поскольку основное внимание уделялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов. Так, были приняты Декреты: от 27 мая 1918 г. «О лесах»; от 27 мая 1919 г. «О сроках охоты и праве на охотничье оружие»; от 30 апреля 1919 г. «О недрах земли»; от 23 июня 1921 г. «Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения»; от 16 сентября 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков» и др. В принимаемых нормативно-правовых актах осуществлялся курс на исключение объектов природы из системы товарных отношений, разграничение их статуса, отграничение от объектов имущественного характера. Так, в Гражданском кодексе 1922 г. в ст. 21 говорилось, что владение землей допускается только на праве пользования. Несмотря на разрозненный, некомплексный подход к правовому регулированию природопользования уже в те годы прослеживались тенденции, которые были направлены: а) на бережное использование природных объектов. Согласно ст. 61 Земельного кодекса РСФСР 1922 г. землепользователи, ведущие хищническое, истощающее землю хозяйство, могли быть по ходатайству земельного общества или по решению земельных органов лишены этих земель на срок не более одного севооборота без замены их другими для разрешения земельных споров; б) на создание такого режима использования природных объектов, который бы не осуществлялся за счет другого и во вред другому. Например, в ст. 106 Декрета ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах» указывалось, что расчистка лесных площадей в защитных лесах не может быть разрешена ни при каких условиях, то есть использование земель в данном виде лесов для иных нужд (сельскохозяйственного, промышленного землепользования) запрещалось. Вместе с тем в данном некомплексном правотворчестве зарождались основные принципы экологического права: создание приоритетов и рациональное использование природных объектов. Зарождался, например, приоритет земель сельскохозяйственного назначения: в ст. 110 и 111 указанного Декрета были определены условия перевода лесных площадей в земли сельскохозяйственного назначения. Появились первые элементы регулирования, направленные на оптимальное размещение природных объектов. Так, согласно ст. 112 Декрета «О лесах» местные органы Советской власти при проектировании перевода лесных площадей в фонд сельскохозяйственного пользования в местностях с невысоким процентом лесистости были обязаны обратить в лесные угодья имеющуюся неудобицу в проектируемых размерах. В 1920-х годах появляется тенденция к комплексному правотворчеству в сфере природопользования, учитывающему единую, неделимую взаимосвязь природных объектов. Например, в постановлении ВЦИК от 30 октября 1922 г. «О введении в действие Земельного кодекса» указывалось, что Лесной кодекс, проект которого в это время разрабатывался, следует рассматривать как продолжение Земельного кодекса. Комплексному подходу в правовом регулировании природопользования способствовало и придание статуса единого государственного фонда природным объектам, который постепенно занял прочное место в основных нормативных документах. Так, в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Всероссийском Съезде Советов и вошедшей в качестве составной части в Конституцию РСФСР 1918 г., земельный фонд объявлялся всенародным достоянием. В Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» в ст. 1 было закреплено, что «вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом». Но так как в сфере природопользования правовое регулирование осуществлялось преимущественно с позиций экономических интересов государства и главными предметами внимания были размещение и развитие производительных сил страны по экономическим зонам, а основным объектом правового регулирования являлась земля, и в первую очередь в качестве пространственного базиса, то растительный мир, дикая фауна и иные природные компоненты брались под защиту закона лишь в той степени, в какой она была экономически выгодна государству. Поэтому теории горного, водного, лесного права практически рассматривали как составные части земельного права в широком смысле. В период становления социализма в России право в области природопользования и охраны окружающей среды развивалось главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, ее недрам, водам, лесам, атмосферному воздуху, животному миру. Массив природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 гг. включал Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.), Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.). Основное внимание в природоресурсном законодательстве уделяли регулированию использования земель, вод, лесов и других природных ресурсов. За исключением закона «Об охране атмосферного воздуха», отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались фрагментарно, в общем виде. Это объясняется, по мнению М.М. Бринчука, тем, что в конце 1960-х - начале 1970-х годов, во время разработки и принятия перечисленных законов, проблема охраны окружающей среды от загрязнения в России не имела сегодняшней остроты, не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом, и не являлась предметом достаточной научной разработки. Но в начале 1960-х годов в связи с повышением интенсивности вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны в период «развернутого строительства коммунизма» на национальном уровне была осознана необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». Данный нормативный акт основан на принципе пообъектной охраны окружающей природной среды. Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов, животного мира, но заметной роли в регулировании охраны природы этот закон не сыграл. Он не содержал эффективных природоохранных мер, механизма обеспечения их выполнения и не предусматривал мер юридической ответственности за нарушение собственных положений. В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде Постановлений Правительства СССР и РСФСР, которые требовали наличие массы ведомственных правил и инструкций. В то время именно правительственные постановления, а не законы определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта. Таким образом, в сфере правового регулирования природопользования наметился переход от пообъектного регулирования к комплексному. Забота об охране природы была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. одной из важнейших государственных задач. При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов поручали разработать Правительству СССР. Эти мероприятия впоследствии были предусмотрены не в законах, а в Совместном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» от 29 декабря 1972 г. Наряду с требованиями о развитии экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, с другими мерами это Постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим органом представительной власти, становился юридически обязательным. Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и правительственных постановлений, не давали ощутимого результата. В конце 1980-х годов ЦК КПСС и Правительство СССР поняли, что основными причинами резкого ухудшения окружающей природной среды являлись: - слабое правовое регулирование природопользования и охраны природы; - несовместимая организация государственного управления с контролем в этой сфере; - «остаточный» принцип финансирования природоохранной деятельности; - отсутствие у природопользователей экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. Так, 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров в СССР приняли Постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Это Постановление дало ряд существенных директив. Одна из них сводилась к консолидации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы на основе природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга. Также это Постановление усовершенствовало экономический механизм, обеспечивающий эффективное использование и охрану природных богатств путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды и позволило провести подготовку проекта закона СССР «Об охране природы». Применительно к России эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве. Как считает М.М. Бринчук, основным недостатком российского законодательства в предшествующий период помимо существенных пробелов было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации норм. Экологическое законодательство РФ в начале 1990-х годов определяется как слаборазвитое. В его системе отсутствовал ряд важнейших законов, принятых, к примеру, в США 20-25 лет назад. Приоритетной стала задача создания современного экологического законодательства. Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к созданию в перспективе правового государства, к установлению природоохранных правовых норм преимущественно в законах, а не в подзаконных актах - это те явления в экологическом праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии. На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны пробелы и фрагментарность правового регулирования экологических отношений; перспектив создания правового государства; происходящей трансформации общественных экономических отношений; тенденций развития взаимоотношения общества и природы и экологического права в мире. Успешное решение экологических проблем в России стало возможным теперь как на федеральном, так и региональном уровне, когда субъектам Федерации предоставляются большие права в плане самостоятельного решения региональных проблем. Кроме того, основные положения экологической концепции должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества. На конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде развитых стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Указанные негативные последствия экономического развития ведущих капиталистических стран требуют переоценки и радикального изменения доминирующей в мире экономической модели неустойчивого развития. Для реализации концепции развития цивилизации третьего тысячелетия необходимо: - ориентироваться не на увеличение количества предметов потребления и рост материальных потребностей, а на функциональность и качество товаров, способных удовлетворить практические и творческие запросы человека; - перейти на ресурсосберегающие и природовосстановительные технологии, осуществляемые и контролируемые в общепланетарном масштабе; - осуществить научную разработку и тщательную корректировку глобальных и региональных хозяйственно-информационных и социально-демографических программ развития, подчинив их задачам сохранения и приумножения богатств биосферы; - перейти к новому типу управления и регулирования общественных процессов, сделав ставку на всесторонний научный анализ и прогнозирование. Таким образом, в истории становления и развития экологического законодательства в России вопросы политики, экономики и экологии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие науки зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот. Только при комплексном изучении всех этих вопросов одновременно можно дождаться положительного эффекта, исключения ошибок, расстановки правильных приоритетов. В рамках Экологической доктрины Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) отмечена задача создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствования правоприменительной практики в целях обеспечения ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости, для чего необходимо в том числе устранить противоречия между природоресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права. 1.2 Система экологического законодательства России Под системой права окружающей среды понимается структура основных элементов, частей этой отрасли - подотраслей, институтов, норм. Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений. В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Особенную части. В Общую часть входят институты, содержащие положения, обслуживающие все или значительную группу институтов Особенной части. Общая часть системы экологического права России представляет собой следующие разделы: - право частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты; - право экологопользования; - государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды; - организационно-правовое обеспечение рационального экологопользования и сохранности экологической системы России; - эколого-правовая ответственность. Особенная часть системы экологического права состоит из трех разделов, которая включает эколого-правовой режим природных объектов, эколого-правовую защиту отдельных компонентов экологической системы России и эколого-правовой режим и охрану экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. Эколого-правовой режим природных объектов, составляющих национальную экологическую систему России, представляет собой эколого-правовой режим собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды, а также режим пользования природными ресурсами (недропользование, водопользование, лесопользование и пользование животным миром). Второй раздел регулирует эколого-правовую защиту атмосферного воздуха и заповедную эколого-правовую защиту природных объектов. В третьем разделе представлен эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; эколого-правовой режим использования и охраны объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; эколого-правовой режим и охрана экологических систем, в которых находятся населенные пункты, рекреационные и лечебно-оздоровительные зоны; эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правовое регулирование захоронения и переработки радиоактивных и других отходов производства и потребления. Также в экологическом законодательстве России выделяют специальную часть, которая регулирует такие вопросы, как международно-правовая охрана окружающей среды, загрязнение Мирового океана и околоземного космического пространства. Наличие развитой системы источников экологического права - существенное условие для выделения совокупности экологических норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку экологические отношения регулируются нормами не только экологического права, но и других отраслей права, большое число среди его источников занимают нормы, содержащиеся в смежных отраслях права, в особенности природоресурсных - земельном, водном, лесном и др. Определение источников права окружающей среды представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация. По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты, где законы представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти, а все иные нормативные правовые акты являются подзаконными, которые принимаются Президентом РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ), в то время как специальные - акты, целиком посвященные вопросам окружающей среды или ее элементам (Закон «Об охране окружающей среды», Водный кодекс РФ и др.). По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные, где нормативные правовые акты материального характера представляют собой акты, содержащие материальные нормы права. Эти нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.). Материальные источники регулируют экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов (отношения по непосредственной эксплуатации земель; водных объектов; участков леса, выделенных под рубку, и т.п.). Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, где значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственного регулирования последовательного ряда процессуальных действий (Гражданский процессуальный кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др.). Система источников экологического права по существу представляет собой систему законодательства. Она постоянно совершенствуется в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федеральных законов в области охраны окружающей среды и в настоящее время эту систему образуют: - Конституция РФ; - федеративные договоры; - международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; - законы (конституционные и федеральные); - нормативные указы и распоряжения Президента РФ; - нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; - конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ; - нормативные правовые акты министерств и ведомств; - нормативные правовые акты органов местного самоуправления; - локальные нормативные правовые акты; - судебные решения. В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай, хотя в регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Например, регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Земельным кодексом РФ (ст. 31), Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), законом «О животном мире» (ст. 9, 48, 49). Обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права. В системе источников экологического права основным источником является Конституция Российской Федерации. Именно в ней определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др., содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в России. При этом нормы Конституции РФ можно условно разделить на две большие группы: первая - непосредственно посвященные экологическим отношениям; вторая - опосредованно участвующая в их регулировании. К первой группе указанных норм можно отнести: ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; ст. 36 - о праве частной собственности на землю, о свободном владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду; ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам; ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. Вторую группу норм составляют более отдаленные от экологических отношений, но не менее значимые для них предписания Конституции РФ: о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов (ст. 2, 7, 18); о демократическом, правовом и социальном характере Российского государства (ст. 1, 7); о гарантировании единства экономического пространства, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19); о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и, в частности, о гарантировании судебной защиты (ст. 45-48); об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и многие другие. Главенствующее положение Конституции РФ среди друг....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: