- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Поликультурная образовательная среда вуза как организация взаимодействия субъектов образовательного процесса.
| Код работы: | K016372 |
| Тема: | Поликультурная образовательная среда вуза как организация взаимодействия субъектов образовательного процесса. |
Содержание
В обществе, определившем своей целью достижение и закрепление таких общегражданских категорий, как права человека, свобода, законность, плюрализм, толерантность, гуманизм, патриотизм выступает одной из ценностей гражданской культуры. В сфере общественного сознания молодежи гражданская культура проявляется в уважительном отношении к историческому прошлому своей страны, к ее традициям и ценностям.
Формирование такого отношения к Родине достигается в процессе эффективного патриотического воспитания. Решение задачи патриотического воспитания осложняется неустойчивостью политической и идеологической обстановки в обществе, изменением экономического положения граждан, социальными конфликтами, революционными потрясениями и др.
Особенно возрастает внимание государственных структур к формированию патриотизма у подрастающего поколения в период стабилизации отношений в обществе, его демократизации, реформирования правовой системы, расширения сети общественных объединений. Причем стабилизация в обществе и эффективность патриотического воспитания являются процессами взаимосвязанными.
Видимо, именно поэтому патриотическому воспитанию уделялось и уделяется огромное внимание на протяжении всей истории общества. Несмотря на это, до сих пор нет четкости и однозначности в определении понятий «патриот», «патриотизм».
Понятие «патриотизм» в различные периоды развития общества трактовали по-разному, рассматривая его то, как нравственный и политический принцип, то как социальное, высшее моральное чувство, то как социальную и нравственную ценность и так далее. Патриотизм обу¬словлен образованием государств и их длительной борьбой за свою независимость и самостоятельность. Поэтому «возраст» патриотиз¬ма исчисляется тысячелетиями.
Дать определение понятию «патриотизм» сегодня значит опреде¬лить, каким должен быть человек, его отношение к себе, окружаю¬щим людям, к семье, Родине, к природе. Но отношения при этом наполняются определенными чувствами, желаниями, потребностя¬ми. Иными словами, всем тем, что характеризует отношение как сложную психологическую структуру.
В педагогической литературе наблюдается тенденция к расширительному толкованию понятия «патриотизм»: количество элементов, входящих в его состав, у разных авторов неодинаково. Большинство исследователей к признакам патриотизма относят любовь к Родине, готовность к защите Отечества, интернационализм, желание трудиться на благо страны, ненависть к врагам, волевые усилия по правовым обязательствам относительно других людей, общества и т.д.
Впервые слово «» употребляться период революции 1789-1793 гг. называли революции абсолютизма. Слово «» –«», «pater» к римскому времени родина, . В форме патриотизм – традициям , уважение и обычаев, отторжение «чужого».
Иными , нравственное качество , выражается нравственных Родине, определяет к , реализует это отношение его .
Основные группами граждан как объекты патриотического воспитания: семья, молодые граждане, молодежные общественные объединения; военнослужащие; трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели; представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие; творческая интеллигенция, представители средств массовой информации; преподаватели и воспитатели; представители традиционных для России религиозных конфессий.
Организация поликультурной образовательной среды в этом случае может быть рассмотрена с двух позиций: среда ВУЗа как учреждения образования и среда студента – будущего учителя как субъекта деятельности в ВУЗе. В нашем исследовании поликультурная образовательная среда ВУЗа рассматривается как организация взаимодействия субъектов образовательного процесса. В этом процессе мы выделяем следующие компоненты:
1. Мотивационно-ценностный компонент предполагает формирование ценностей межкультурного взаимодействия, стремления будущих учителей к изучению культуры других народностей, чувства ответственности перед своим государством и его культурой, принятие межкультурных отношений как общественной ценности.
2. Эмоционально-чувственный компонент предполагает развитие интеллектуальных, эстетических и нравственных чувств, которые способствуют формированию положительных эмоций к другим культурам.
3. Когнитивный компонент включает в себя систему компетенций студентов – будущих учителей в системе норм социального и личностного взаимодействия, культурных ценностей, разных языков, применения знаний в практических ситуациях общения.
4. Личностный компонент предполагает формирование таких значимых качеств личности, готовой к межкультурному взаимодействию, как толерантность, патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность и др.
5. Поведенческий компонент предусматривает создание условий для активной деятельности студентов – будущих учителей в сфере межкультурных отношений, приобретения коммуникативного опыта, совершения поступков в рамках межкультурного взаимодействия и др.
В основе исследования лежит осознание того факта, что социум находится в состоянии непрерывного изменения, а значит необходимости возможно более полной самореализации личности, достигаемой на основе самоидентификации, самоопределения в поликультурной среде.
Патриотизм основой государства в качестве мобилизующего развития , гражданской позиции , ее самоотверженному Отечеству. Патриотизм явление – основа развития любых государственности. , касающиеся молодежи, являются в время. , какого молодого мы , зависит , будущее нашей . патриотизма ( важнейшей сознания) приводит социально-, духовных основ развития государства. и патриотического воспитания системе учащейся .
экономической, -политической жизни страны студентов (78,4 %) , из массовой информации (, , печатные и ..). Более половины (55,7 %) получают, общении и старшими . основных из 51,9 % респондентов считают, зарубежные массовой (, радио, газеты, т..). Для 34,1 % информации об жизни страны , для 23,3 % – университетские для 5,9 % – в и других . Менее процента интересуются подобной , 2,4 % не однозначно поставленный вопрос.
Таблица 7
Ответы студентов на вопрос «Из каких источников информации Вы узнаете о событиях экономической, социально-политической и культурной жизни в стране, республике?»
Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию об экономической,
социально-политической и культурной жизни в стране?
Частота
Процент
Отечественные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и т.п.)
145
78,4
Российские и зарубежные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и т.п.)
97
51,9
Интернет
64
34,1
Общение со сверстниками и взрослыми людьми
104
55,7
Участие в деятельности молодёжных и других общественных организаций
11
5,9
Из университетских курсов
44
23,3
Не получаю подобной информации
2
0,7
Затрудняюсь ответить
4
2,4
В Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского г. Казани. сформировалась определенная практика гражданско-патриотического воспитания студентов [2]. Однако, разработка модели организации патриотического воспитания студентов (будущих педагогов) высшего учебного заведения будет способствовать большей результативности и эффективности данного процесса. Предложенная модель базируется на системном, деятельностном, личностно-ориентированном, аксиологическом, культурологическом, компетентностном, средовом подходах (Приложение 2).
Разработанная модель призвана выполнять следующие функции:
Социальная функция предполагает проектирование формирования патриотических качеств личности.
Интегративная функция является системообразующей в воспитательном процессе, представляя собой синтез методологических подходов.
Исследовательская функция играет роль регулятора при взаимосвязи между учебно-познавательной, научно-исследовательской и практической деятельностью на методологическом уровне. Исследовательская функция направлена на изучение условий и факторов, влияющих на процесс формирования патриотизма у студентов.
Диагностическая функция обеспечивает информацией для определения перспективы формирования патриотизма.
Познавательная функция направлена на решение проблем передачи знаний и воспроизводства деятельности, управление информацией в вузе о процессе формирования патриотизма студентов.
К педагогическим условиям организации патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения относятся:
* ориентация воспитательного процесса на формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей;
* развитие социокультурной среды вуза, способствующей реализации задач патриотического воспитания студентов;
* установление субъект-субъектных взаимоотношений между участниками.
* Модель организации патриотического воспитания студентов включает следующие
* компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.
Цель: развитие системы патриотического воспитания студентов в Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского г. Казани.
Задачи:
Создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у студентов основных чувств патриотизма.
Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания студентов.
Формирование гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Целевой компонент является системообразующим и определяющим функции всех остальных компонентов.
Содержательный компонент модели включает нормативно-правовую базу реализации патриотического образования студентов:
* Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации»
* Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»
* Концепция воспитательной работы Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского г. Казани от 25.01.2012 г.
* Программа воспитательной работы Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского г. Казани.
Основной составляющей содержательного компонента является «Программа «Патриотическое воспитание студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского г. Казани», по которой составлены методические рекомендации.
1. Активизация и повышение интереса студенческой молодежи к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества.
2. Развитие у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества.
3. Повышение уровня военно-патриотического воспитания обучающихся, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах РФ.
4. Формирование гражданской позиции, патриотического сознания у студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского г. Казани.
* Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года;
* Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
* Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года
* сообществ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству – Российской Федерации, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Цель и задачи патриотического воспитания студентов в институте математики и механики имени Н.И. Лобачевского
Цель патриотического воспитания студентов института математики и механики имени Н.И. Лобачевского – формирование высоко патриотичной, гражданско-ответственной, социально активной личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, позитивными ценностями и важнейшими личностными качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
* способствовать формированию у студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;
* обеспечить условия для воспитания студентов в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
* создать условия для пропаганды, популяризации в студенческой среде символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, воспитания у студентов чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов и исторических святынь;
* обеспечить условия для изучения, развития и функционирования государственного языка в институтской среде;
* способствовать формированию у студентов интернационального сознания, расовой, национальной, религиозной терпимости, развития дружеских отношений между народами, толерантного отношения к культуре народов, проживающих в РФ, на основе разъяснения государственной языковой и этнополитической ситуации;
* способствовать формированию у студентов чувства долга перед Родиной, позитивного отношения к воинской службе и повышению ее престижа;
* помогать формированию у студентов позитивного имиджа столицы Российской Федерации – города Москвы; столицы Татарстана – города Казани;
* обеспечить условия для формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни как основы процветания нации и страны;
* помогать студентам в полноценной социализации и активном вовлечении их в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других вопросов и проблем путем расширения студенческого самоуправления;
* создать условия для непримиримого отношения к деструктивным и асоциальным проявлениям; активизации работы по борьбе с религиозным экстремизмом; обеспечить участие студентов в движении студенческих специализированных отрядов (ССО);
* способствовать формированию у студентов института математики и механики имени Н.И. Лобачевского патриотизма и гордости за свой институт, осознания своей личной причастности к сохранению и приумножению историко-культурных традиций.
Основные направления патриотического воспитания студентов в институте математики и механики имени Н.И. Лобачевского:
Формирование гражданско-патриотического сознания. Данное направление решает задачи формирования у студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитания их в духе уважения к основному закону – Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни.
Реализуется прежде всего через учебный процесс:
* чтение актовых лекций ведущими профессорами по общественнополитической проблематике;
* организация торжественных собраний студенческого и трудового коллектива, посвященных государственным и национальным праздникам;
* встречи студенческой молодежи с представителями власти, правоохранительных органов;
* проведение тематических кураторских часов, круглых столов с приглашением руководителей Министерства внутренних дел РФ, Федерального агентства по делам молодежи, представителей общественных объединений и др.;
* студенческие патриотические акции «Георгиевская ленточка», «Вахта Памяти», «Свеча памяти», «Бессмертный полк».
* дебатные турниры, конкурсы и олимпиады на знание истории России, конкурсы патриотической песни и пр.
Пропаганда и популяризация государственных символов Российской Федерации: история появления, политико-нравственный смысл. Данное направление способствует воспитанию у студентов чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов, других исторических святынь. Студенты ищут ответы на вопросы: «Почему Россия и Татарстан имеют такой герб?», «Что несет в себе флаг РФ, РТ», Гимн моей Родины?»
Реализуется через:
* организацию уголков государственной символики в учебных корпусах института;
* организацию и проведение студенческих патриотических акций «Это – мой Герб!», «Это – мой Флаг!», «Это – мой Гимн!»;
* конкурсы и олимпиады на знание государственной символики Российской Федерации, республики Татарстан.
Пропаганда и популяризация государственного языка, и развитие полиязычной среды. Данное направление работы по воспитанию патриотизма решает задачи обеспечения условий для развития и функционирования русского языка в институтской среде.
Реализуется через:
* углубленное изучение русского и иностранных языков студентами;
* организацию конкурсов на знание государственного языка России среди студентов - представителей различных национальностей;
* вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу и участие в научно-практических конференциях по языковой проблематике;
* организацию языковых олимпиад, страноведческих викторин;
* организацию встреч с носителями языка;
* организацию ежегодных неделей иностранных языков;
* организацию и проведение театрализованных праздников;
* функционирование клуба интернациональной дружбы, межфакультетской лиги КВН.
Формирование поликультурного сознания и межэтнической толерантности. Данное направление патриотического воспитания студенческой молодежи в институте механики и математики имени Н.И. Лобачевского решает задачи формирования у студентов интернационального сознания, расовой, национальной, религиозной терпимости, развития дружеских отношений между народами, толерантного отношения к культуре народов, проживающих в России, на основе разъяснения государственной и языковой этнополитики.
Реализуется через:
* функционирование и организацию встреч с представителями Национальных культурных центров;
* привлечение студентов к участию в научно-практических конференциях по поликультурной проблематике;
* участие студентов в республиканских и международных студенческих фестивалях (стран СНГ и зарубежья);
* включение в репертуар творческих коллективов произведений различных национальных культур;
* организацию и проведение конкурсов, посвященных Дню языков народов России и СНГ, фестивалей национальных культур.
Военно-патриотическое воспитание. Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи формирования у студентов позитивного отношения к воинской службе и повышения ее престижа.
Реализуется через организацию:
* встреч студенческой молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, авторами книг, раскрывающих героизм и самопожертвование российских граждан в военных конфликтах;
* посещения воинских частей, встреч с личными составами воинских частей;
* совместных военно-патриотических акций и месячников оборонномассовой работы;
* конкурсов патриотической песни с участием студентов и военнослужащих;
* участие в городских военно-спортивных соревнованиях и играх.
Пропаганда здорового образа жизни как основы здоровья нации и
развития страны. Данное направление работы по патриотическому воспитанию студентов в институте механики и математики имени Н.И.Лобачевского решает задачи формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни как основы процветания нации и страны.
Реализуется через организацию:
* работы спортивных секций (по видам спорта);
* спартакиад и участие в универсиадах среди студентов;
* дней здоровья и туристских слетов;
* туристских походов, экскурсий, форумов, конкурсов;
* встреч студентов с выдающимися спортсменами, чемпионами республики Татарстан, Олимпийских игр.
Функционирование ССО решает задачи привлечения студентов к реализации федеральных программ, положений, обозначенных в стратегических планах развития страны; формирует ответственное отношение и навыки трудовой деятельности в общественно значимых целях.
Развитие студенческого самоуправления.
Данное направление реализуется через создание и функционирование студенческих советов факультетов, совета старост, клубов по интересам, творческих коллективов и др. и решает задачи вовлечения студентов в управление институтской жизнью, решение организационных вопросов, активную социализацию и формирование организационно-управленческих умений и навыков.
Структура системы патриотического воспитания студентов винституте механики и математики имени Н.И. Лобачевского
Работа по патриотическому воспитанию студентов представляет собой совокупность организационных структур, форм и методов управления работой по патриотическому воспитанию студентов, активного вовлечения студентов в различные виды внеучебной деятельности, развитие мотивации студентов и преподавателей в решении задач патриотического воспитания, а также обеспечение правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях высшего образовательного учреждения цели и задачи патриотического воспитания молодежи.
Организационная структура системы патриотического воспитания студентов в институте механики и математики имени Н.И. Лобачевского предусматривает взаимодействие субъектов и объектов воспитательного процесса, осуществляемое в целях обеспечения функционирования данной системы и достижения конечного результата.
Центрами патриотической работы являются педагогический коллектив Института, Совет по воспитательной работе, Студенческий совет института, студенческие советы факультетов, научная библиотека, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, цикл физического воспитания как центр спортивно-массовой работы.
Объектом работы по патриотическому воспитанию студентов в институте механики и математики имени Н.И. Лобачевского:
* отношения, возникающие между субъектами данного процесса на различных уровнях и отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления воспитательной работой (студент и преподаватель, студенты факультета и декан, студенческий совет и ректорат и т.п.);
* личностные качества, на формирование которых направлена вся система работы по патриотическому воспитанию – гражданственность, патриотизм, патриотическое сознание, гражданско-патриотические ценности.
Технологии патриотического воспитания студентов
В общем смысле, технология – это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.
Педагогическая технология понимается как содержательная техника последовательной реализации учебно-воспитательного процесса.
Технологии патриотического воспитания – это совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса патриотического воспитания, позволяющего достигать поставленных целей.
Педагогический инструментарий технологий патриотического воспитания представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов данного процесса. Они представляют собой специфические педагогические инструменты, с помощью которых осуществляется формирование необходимых личностных свойств и качеств человека (сформулированных в целевых установках), а также диагностика уровня их сформированности на конкретный момент времени.
Под формами патриотического воспитания понимается организационная сторона этого вида управляемой педагогической деятельности вуза, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых (отдельный студент, студенческая группа, факультет, студенческий коллектив в целом), структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. То есть это внешнее выражение процесса патриотического воспитания, имеющего различные аспекты проявления. Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию можно объединить в три группы, взяв за основу количественный критерий:
* фронтальные (массовые);
* групповые (коллективные):
* индивидуальные.
Патриотическое воспитание студентов в институте механики и математики имени Н.И. Лобачевского осуществляется систематически и целенаправленно в учебном процессе и внеучебной деятельности.
В учебной деятельности задачи формирования патриотического сознания, гражданско-патриотических ценностей, чувства верности своему Отечеству – Российской Федерации реализуются в процессе изучения дисциплин, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами.
Во внеучебной деятельности эффективными формами организации работы по патриотическому воспитанию являются следующие:
фронтальные (массовые):
* актовые лекции ректора, проректоров, деканов, ведущих профессоров и ученых института;
* собрания трудового и студенческого коллектива института механики и математики имени Н.И. Лобачевского;
* студенческие патриотические акции – «Это - наш Герб!», «Это – наш Флаг!», «Это – наш Гимн!»;
* праздничные концертные программы и театрализованные представления, посвященные, национальным праздникам;
* театрализованные шествия, посвященные Дню Конституции, Дню народного единства;
* военно-патриотические акции, посвященные Дню Защитника отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне;
групповые (коллективные):
* кураторские часы;
* круглые столы;
* тематические выставки книг, электронных ресурсов;
* конкурсы и олимпиады на знание государственной символики;
* экскурсии по памятным местам российской истории;
* организация и функционирование творческих коллективов, развивающих традиции народного исполнительства (кружки: вокальный, танцевальный, инструментальный, театральный);
* литературные конкурсы (Поэтический вечер, Литературная гостиная, Свободный микрофон);
* выставка художественных работ и фотовыставка студентов и преподавателей института механики и математики имени Н.И. Лобачевского «Ты, Татарстан, ты наша Родина...», «За гранью реальности...» и т.д.
индивидуальные:
* беседы;
* выполнение индивидуальных заданий по подготовке к конкурсам, концертам, акциям, диспутам и пр.;
* вовлечение в работу по управлению студенческими объединениями в рамках студенческого самоуправления;
* индивидуальные занятия в кружках самодеятельности (сольного пения, инструментального и театрального исполнительства и пр.);
* индивидуальное участие в конкурсах патриотической направленности разного уровня.
....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

