VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Модернизация образовательного процесса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007331
Тема: Модернизация образовательного процесса
Содержание
УДК 378(045)

ФАКТОРЫ   ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА



Мартынова Е. А.1,  Еналеева Н. И.1



1ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени                               М. Е. Евсевьева, г. Саранск, e-mail  martynovaelena56@mail.ru

_______________________________________________________________

В статье обосновывается проблема духовно-нравственного формирования молодого поколения как проблема обусловленная требованиями современного общества. В процессе исследования  выявлены  противоречия, не позволяющие говорить о качественном решении содержательных вопросов духовно-нравственного воспитания. Авторы настаивают на том, что наиболее благоприятная среда для формирования духовной культуры личности – это вузовская среда, поэтому в статье рассматриваются задачи духовно-нравственного становления будущего учителя средствами вузовской педагогики и представлен опыт духовно-нравственного формирования личности педагога в образовательном пространстве вуза. В качестве эмпирического подтверждения концепции  духовного становления личности педагога раскрываются факторы оптимизации этого процесса в работе  ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», к которым относят: модернизацию образовательного процесса, формирование социогуманитарной среды вуза, нравственный пример педагога, интеграцию педагогической науки и практики, интегрирование светского и православного воззрений на проблему духовно-нравственного воспитания.

_____________________________________________________________________________

Ключевые слова: образование,личность педагога, образовательное пространство вуза, духовность, нравственность.





THE FACTORS OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF   TEACHER'S PERSONALITY  

Martynova E. A.1,  Enaleeva N. I.1

1Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, e-mail  martynovaelena56@mail.ru

__________________________________________________________________

The article explains the problem of spiritually-moral formation of  young generation as a problem determined by the problems of modern society. In the process of research the contradictions, which does not allow to speak about high-quality substantive issues of spiritual and moral education, are revealed. The authors insist that the most favorable environment for the formation of spiritual culture of the individual is university environment, so the article deals with the problem of spiritual and moral formation of future teachers by means of university pedagogy and the experience of spiritual and moral education of teacher's personality in educational space of the University. As an empirical proof of the concept spiritual formation of the personality of the teacher reveals the factors of optimization of this process in the work of the «Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evsevev», which include: modernization of the educational process, the formation of social and human environment of the University, the moral example of  teacher, the integration of pedagogical science and practice, integrating secular and Orthodox views on the problem of spiritual and moral education.

_____________________________________________________________________________        Key words: education, teacher's personality, educational environment of the University, spirituality, morality.





Актуальность решения проблемы духовно-нравственного формирования будущего учителя в процессе обучения в вузе не вызывает сомнения, поскольку  детерминирована состоянием и требованиями современного общества. Действительно, современный период  российского развития – это время изменения политических, экономических, социальных и культурных условий развития нашего общества. Действительно, в 90-е гг. прошлого столетия в стране произошел целый ряд серьезных позитивных перемен, но, как это часто бывает, в подобные  периоды неизбежны и негативные явления.

Смена аксиологических установок в сознании людей является одним из обозначенных негативных явлений. На передний план в обществе потребления выходят совершенно новые цели и смыслы человеческой жизни,  которые определяются, прежде всего, полезностью человека в политической и социально-экономической системе, успешной карьерой, материальной составляющей благополучия. От этих процессов страдает и деформируется прежде всего  нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону и труду, отношение человека к человеку.   К большому сожалению, типичными характеристиками современного молодого поколения становятся – прагматичность, стремление к получению материальных благ.

  В качестве основополагающего документа, регламентирующего нравственное воспитание молодежи, считаем  необходимым обращение к «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «… духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность … и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [4].

Ценностные качества «становящейся» личности в разные периоды формируются разными факторами, такими как семья, религиозные объединения, общественные молодежные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации и т. д. [6]. К сожалению, значительно реже исследователи обращаются к институту образования как к социокультурному фактору, выполняющему одну из ведущих ролей в духовно-нравственной стабилизации российского общества, его консолидации перед внешними и внутренними вызовами и рисками,  в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

  В традиционной педагогике проблема духовно-нравственного развития и воспитания   личности не получила должного рассмотрения в свое время, она не была обоснована теоретически и не была апробирована эмпирически. Профессиональная подготовка учителя в условиях мировоззренческого единообразия имела строго определенную политическую направленность. Вопрос о духовно-нравственных параметрах государственных образовательных программ как самостоятельный не ставился. Образовательные процессы в вузах были ориентированы преимущественно на формирование и развитие интеллектуального потенциала  обучаемых, а воспитание духовных ценностей личности, ее нравственного бытия подменялись только ценностями культуры и искусства. 

Если проанализировать один из последних документов, определяющий содержание современного образовательного процесса, «Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», становится очевидным, что качественных изменений в этой сфере практически не произошло. Описывая «трудовые функции», «трудовые действия», «необходимые умения» и «необходимые знания», обязательные для будущего учителя, о нравственных характеристиках говорится только в разделе «другие характеристики» в купе с правовыми и этическими нормами, необходимыми в контексте соблюдения учителем требований профессиональной этики.

И только в отечественных исследованиях последних лет мы находим редкие попытки некоторых авторов обозначить противоречия, не позволяющие говорить о качественном содержательном решении  вопросов духовно-нравственного воспитания и развития будущего учителя [7; 9 и др.].  Это противоречия:

– между востребованностью нравственной личности  российским обществом и недостаточным решением проблемы в высших учебных заведениях; 

– между объективной потребностью в квалифицированных учителях с высоким уровнем духовно-нравственной культуры и достаточно низким уровнем ее развития у выпускников педагогических вузов;

– между объективной потребностью общества в духовно-нравственной личности будущего учителя и недостаточностью разработанности проблемы в педагогической науке. 

  Выявленные  противоречия свидетельствуют о необходимости разработки целостной концепции духовного воспитания, выявления и обоснования его характеристик с учетом всех типов знаний о духовном воспитании  – педагогических, психологических, философских и   позволяют обозначить проблему исследовательской работы: рассмотреть  задачи духовно-нравственного становления будущего учителя средствами вузовской педагогики. Воспитание личности в целом является сложным, многоплановым, педагогически организованным процессом усвоения и принятия обучающимися базовых духовно-нравственных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Понятие «духовно-нравственное воспитание» отражает целостность и взаимообусловленность процессов духовного и нравственного развития студента. 

   В ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени                 М. Е. Евсевьева» духовно-нравственную культуру учителя рассматривают как некую процессуальную целостность,   которая включает в свою структуру три взаимосвязанных блока: теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический. Задача первого блок определить цель, раскрыть исходные положения, принципы исследуемого феномена; задача второго блока – обозначить возрастные особенности студентов, включенных в процесс, и обозначить педагогические условия и факторы формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя; последний блок отражает механизмы формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя. 

Организация образовательного пространства в вузе для духовно-нравственного формирования личности педагога осуществляется на основе различных факторов, в совокупности которые образуют оригинальную модель.    

Модернизация образовательного процесса. ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» имеет определенный позитивный опыт инновационной организации образовательного пространства. Вуз является  участником масштабного эксперимент федерального уровня по модернизации педагогического образования в России. Основными целями этого эксперимента являются  улучшение качества подготовки студентов в педагогических вузах; корректировка содержания и технологии педагогической подготовки для обеспечения реализации «Профессионального стандарта  Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», новых стандартов школьного и дошкольного образования; повышение эффективности вузов, реализующих программы подготовки педагогов. Институт принял активное участие в качестве соисполнителя в 10 из 23 федеральных проектов по модернизации педагогического образования. Результаты экспериментальной работы высоко отмечены Министерством образования и науки РФ – институт получил диплом за участие в качестве соисполнителя в проектах по модернизации педагогического образования. 

В 2016 году вуз стал экспериментальной площадкой РАО «Теоретико-методологические основы создания модели вуза как базового вуза педагогического образования» под научным руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой. Педагогическому коллективу вуза вручено благодарственное письмо от Российской академии образования за научный поиск и творческий энтузиазм.  Данный статус коллектива может оптимизировать решение задач духовного-нравственного становления личности педагога.  

Формирование социогуманитарной среды вуза ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» неповторим в  плане создания оригинальной среды в пределах учебного заведения. В свое время Минобрнауки России и Правительством РМ была поддержана инициатива  руководства нашего института по созданию Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО), основная  задача которого сегодня – интеграция интеллектуальных, кадровых ресурсов с целью создания реальных условий выбора обучающимися образовательных маршрутов в соответствии с индивидуальными запросами, а также педагогического и научно-методического сопровождения системы образования в регионе. МБЦПО сегодня имеет развитую социальную инфраструктуру, где объединены  научно-образовательные центры;  научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории; научно-практические центры, целью которых   является высококачественная подготовка молодых специалистов   на основе интеграции научно-педагогического потенциала подразделений института в проведении фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.  

 Особое место в социокультурном пространстве  ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» занимает музейный комплекс «История культуры и образования в мордовском крае». Миссия музейного комплекса заключается в хранении социального и культурного опыта.  Пространство комплекса является эффективной зоной   постижения многообразия культурных практик объективного мира.  Музейный комплекс стал каналом,  приобщающим студентов к материальным и духовным ценностям предшествующих поколений, формирующим интерес и уважение к культуре своего народа и культурному опыту других этносов. Комплекс позволяет реализовывать главную цель   образования: воспитывать человека, способного к активной жизндеятельности.

Нравственный пример педагога. В результате проведенного исследования установлена зависимость между уровнем духовной культуры будущего учителя и личностью преподавателя вуза.  Новая образовательная политика требует высококультурного, компетентного педагога, владеющего методологией педагогического процесса и определенным творческим потенциалом. Преподаватель должен быть реальным примером для своего ученика не только по знанию профессии и отношению к ней, но и по общему кругозору и пониманию современного мира и глубины задач, стоящих перед обществом. Только человек, умеющий мыслить и искать решения, пытающийся понять и осмыслить все сложные тенденции мирового развития и его потребности, может быть востребованным в нем и, более того, быть локомотивом самих этих изменений. 

Думается, сегодня нужно вести речь о педагогической «харизме», которая подразумевает яркую индивидуальность, искреннюю любовь к детям, внутреннюю силу и цельность, креативность, целеустремленность, «организационное и эмоциональное» лидерство, способность увлекать своими идеями и мировоззрением. Наш опыт показывает, что таких педагогов-практиков не так уж и много, но именно они есть духовное явление, представляющие собой золотой фонд в патриотическом деле духовно-нравственного взращивания студентов. В нашем вузе найдены некоторые формы, в которых есть возможность духовно-нравственного обогащения, как самих преподавателей, так и студентов, магистрантов, аспирантов. В частности, традиционными стали так называемые «именные» конференции: «Осовские чтения», «Молинские чтения», «Надькинские чтения», «Кемкинские чтения». Эти конференции посвящены реконструкции бесценного профессионального и духовно-нравственного опыта ученых, которые стояли у истоков нашего института. Интересна в этом плане технология – педагогическое ток-шоу «100 вопросов Учителю», «100 вопросов вожатому», «100 вопросов педагогу-ученому», обеспечивающая живое содержательное общение преподавателя и студента.

Интеграция педагогической науки и практики. Вузовская наука содержит в себе серьезный резерв концептуального обогащения общеобразовательной практики духовно-нравственными ориентирами. Разработка научного обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания личности проводится научным сообществом института в следующих направлениях: научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-нравственного воспитания личности; этнокультурная подготовка будущих педагогов; духовно-нравственное воспитание и религиозное просвещение школьников в современных условиях; психолого-педагогические аспекты формирования религиозно-нравственных представлений у младших школьников; аксиологический подход к нравственному воспитанию в современной системе образования; формирование культурно-продуктивной личности в меняющейся социокультурной ситуации.

Интегрирование светского и православного воззрений на проблему духовно-нравственного воспитания. Обращение к православной традиции в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как  общество остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Речь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами и построениями современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство.

Рассматривая православную традицию в категориях культурно-исторической традиции,  мы пытаемся  определить  какие обычаи, правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне православной культуры,  востребованы в наше время.                       Анализ общего и особенного в определении понятия духовности
с позиции светского и православного воззрений позволил  определить необходимость интегрирования  того рационального, которое  может обогатить  средства целенаправленного педагогического взаимодействия. Такой подход позволяет  сохранять естественную гармонию бытия человека, в его мирском и православном проявлениях, с одной стороны. С другой стороны, этот синтез в педагогическом ракурсе обогащает светские начала духовности личности. 

В ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени          М. Е. Евсевьева» созданы предпосылки по реализации обозначенного подхода. В дидактическом процессе используются  дисциплины по выбору в основных профессиональных образовательных программах («Межкультурный и межконфессиональный диалог в молодежной среде»,  «Православная культура в контексте формирования толерантности», «Формирование этнокультурной и этноконфессиональной толерантности в социокультурной среде молодежи», «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и др.). В воспитательном процессе накоплен положительный опыт сотрудничества студентов и служителей Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря на базе детского православного лагеря «Солнечная Мордовия».

Коллектив института фундаментально осмысливает и творчески решает практические задачи духовно-нравственного воспитания личности педагога, что позволяет надеяться на определенные результаты в деле формирования системы духовно-нравственных ценностей и мотивов поведения, побуждающих личность к духовному росту и нравственному взаимодействию с миром.

Список литературы

	Богуславский М. В. Развитие ценностных оснований отечественной теории воспитания: историко-педагогический контекст / М. В. Богуславский // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 1. – C. 7-9.

	Вдовина Н. А. Профессионально-ценностное развитие будущего педагога / Н. А. Вдовина // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 4. – С. 75-78.

	Дерюга  В. Е. Принципы духовного воспитания в философии Ивана Ильина / В. Е. Дерюга // Гуманитарные науки и образование. – 2014.  – №?4?(20). – С. 21-25.

	Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – URL : http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 09.02.2016).

	Мартынова Е. А. Формирование гуманитарной и естественнонаучной культуры личности в образовательном пространстве / Е. А. Мартынова // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4 (16). – С. 111-113.

Мартынова Е. А. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве вуза / Е. А. Мартынова, Н. И. Еналеева // Гуманитарные науки и образование.2016. – № 4 (28). –  С. 26-30.  

	Мелконян А. А. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях глобализации и межкультурной коммуникации / А. А. Мелконян. – [Электронный ресурс]. – URL : http://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_melkonyan.pdf (дата обращения: 17.07.2016).

	Серикова Л. А. Проблема определения сущности духовно-нравственного воспитания в современной отечественной педагогике / Д. Г. Нижегородов, Л. А. Серикова // Гуманитарные науки и образование.  2012. – № 3 (11). –  С. 29–31.

	Храброва Е.В. Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза : автореф. дис. на соиск.учен. канд. пед. наук (13.00.01) / Храброва Елена Владимировна;  Архан. гос.  техн. универ.   – Ярославль, 2007. – 24 с.

	Чекушкина Е. Н. Нормативно-ценностное измерение социальной рефлексии в образовательном пространстве / Е. Н. Чекушкина // Гуманитарные науки и образование.

	2015. – № 3 (23). –  С. 68-70........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.