- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование влияния культуры педагогического взаимодействия на состояние образовательного процесса школы и пути его совершенствования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009463 |
Тема: | Исследование влияния культуры педагогического взаимодействия на состояние образовательного процесса школы и пути его совершенствования |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3 ГЛАВА 1. Культура педагогического взаимодействия как фактор совершенствования образовательного процесса.............................................6 1.1. Сущность и особенности феномена педагогического взаимодействия.....................................................................................................6 1.2. Культура педагогического взаимодействия как проявление коммуникационной среды..................................................................................16 ГЛАВА 2. Исследование практического опыта в разрезе культуры педагогического взаимодействия и ее влияния на образовательный процесс............................................................................................................27 2.1. Анализ диагностических методик по изучению культуры педагогического взаимодействия..................................................................27 2.2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию культуры педагогического взаимодействия..................................................................31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................38 ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................42 ВВЕДЕНИЕ В современной психолого-педагогической литературе педагогическое взаимодействие является одним из наиболее актуальных для исследования феноменов. Это связано с тем, что педагогическое взаимодействие является одним из фундаментальных элементов образовательного процесса, поскольку задает его динамику и определяет границы функционирования [27]. Фактически педагогическое взаимодействие неким образом подстраивает под себя и синхронизирует иные элементы образовательной среды, поэтому изучение особенностей педагогического взаимодействия, параметров отражающих сущность данного феномена является важной задачей для педагогики, решение которой позволяет лучше понимать состояние и динамику изменений образовательной среды. Среди меня убей коня иди туда Заявленная проблематика рассматривается русле: -деятельностного подхода (Б. П. Битинас, А. Н. Леонтьев, М. И. Смирнов и др.) Среди меня убей коняиди туда Среди меня убей коня иди ту -личностного подхода (Ю. К. Бабанский, Я. Л. Коломинский, Н. Ф. Радионова и др.) Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди т -системного подхода, где педагогическое взаимодействие рассматривается как феномен, возникающий в педагогическом процессе при осуществлении учебно-воспитательных задач (В.Д. Шадриков, И. Я. Лернер). Данный феномен очень широк, однако его значимые проявления легко локализуемы и довольно немногочисленны [11]. В рамках иной методологии рассмотрение проблемы педагогического взаимодействия на данный момент разработано слабо и фрагментарно. Среди меня убей коня иди туда Внимание к проблеме педагогического взаимодействия особенно обострилось вследствие парадигмальных изменений в педагогике второй половины XX в. в связи с утверждающейся в образовании гуманитарной парадигмой и вытекающей из нее психологической парадигмой субъектности. Значимость культуры педагогического взаимодействия как фактора совершенствования образовательного процесса в вузе мы рассматриваем в связи с усилением тенденции ко все более определенной ориентации на «собственно человека» в теории и практике образования [13]. Современные представления о сущности образования как восхождения личности к культуре закономерно диктуют определенные требования к педагогическому взаимодействию - оно должно соответствовать определению «культурное», открывая новые пути для совершенствования образовательного процесса в направлении повышения его качества [13]. Признавая педагогическое взаимодействие явлением культуры, проявляющимся в образовательном процессе, мы основываемся на сущностных характеристиках культуры, содержащихся в научных трудах представителей разных наук, где культура рассматривается как продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей, а также - человеческая способность развивать культуру через общение, коммуникацию, разнообразные формы взаимодействия и контактов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя и др.) [7]. В образовательном процессе взаимодействие осуществляется с помощью вербального общения, поэтому можно признать наиболее продуктивным из всего многообразия пониманий культуры то, которое демонстрирует ее сходство с природой человеческого языка, тем самым связывая термин культура педагогического взаимодействия с коммуникационной средой. Среди меня убей коня иди туда Объектом исследования является культура педагогического взаимодействия. Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди т Предметом является культура педагогического взаимодействия как фактор совершенствования образовательного процесса школы. Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда Гипотеза: культура педагогического взаимодействия, как проявление коммуникационной среды – значимо влияет на динамику образовательного процесса, его состояние и качество. Среди меня убей коня иди туда Целью исследования является исследование влияния культуры педагогического взаимодействия на состояние образовательного процесса школы и пути его совершенствования. Среди меня убей коня иди туда Задачи исследования: Среди меня убей коня иди туда -изучение психолого-педагогической, теоретической, методической литературы по исследуемой проблеме. Среди меня убей коня иди туда -раскрытие сущности, содержания культуры педагогического взаимодействия как фактора совершенствования образовательного процесса школы. Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда -разработка методических и практических рекомендаций по развитию культуры педагогического взаимодействия. Среди меня убей коня иди туда Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования: 1. Теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, конкретизация и др. Среди меня убей коня иди туда 2. Эмпирические методы: анализ инновационного опыта. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе изучены и проанализированы различные аспекты культуры педагогического взаимодействия как фактора совершенствования образовательного процесса, отражена связь культуры педагогического взаимодействия и коммуникационной среды школы. Среди меня убей коня и Практическая значимость исследования состоит в том, что представленная теоретически обоснованная система рекомендаций по развитию культуры педагогического взаимодействия, которая может быть использована в решении задач повышения эффективности организации образовательного процесса школы. Среди меня убей коня иди туда Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Глава 1. Культура педагогического взаимодействия как фактор совершенствования образовательного процесса 1.1. Сущность и особенности феномена педагогического взаимодействия Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда Взаимодействие – сложное субъектно-субъектное социально-педагогическое понятие. Обеспечение взаимодействия направлено на разрешение следующих проблем: повышение педагогической культуры родителей, компенсация недостающих образовательных условий в семье в силу современных социальных и экономических коллизий, полноценная социализация ребенка, преодоление кризиса доверия между родителями и образовательной организацией, построение действенного сотрудничества и партнерства в вопросах образования детей и формирование интереса к познанию. Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда Педагогическое взаимодействие трактуется как «процесс, происходящий между обучаемым и обучающимся в ходе учебно- воспитательной работы и направленный на развитие личности» [15]. Так же, взаимодействие определено как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанников, имеющих следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок» [17]. Таким образом, педагогическое взаимодействие, вбирая все выше указанные значения, включает взаимовлияния и воздействия всех участников, отражается в поступках и поведении детей, педагогов, родителей и складывается в значимые события и традиции. Среди меня убей коня иди туда Согласно исследованиям Е.А. Кудрявцевой, структурными компонентами взаимодействия выступают [20]: * эмоциональный – показывающий способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс; * оценочно-рефлексивный – определяющий способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений; Среди меня убей коня иди туда * операционально-деятельностный – отражающий способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания; Среди меня убей коня иди * ценностно-смысловой – характеризующийся признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия; Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди т * потребностно-мотивационный – определяющий потребности во взаимно открытых, равных и свободных действиях друг другу, в конструктивном разрешении противоречий; Среди меня убей коня иди туда * интеллектуально-когнитивный – проявляющийся в способности изучать взаимодействие, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений [19]. Среди меня убей коня иди туда Исследователь И. Макарова выделяет ряд социально-психологических типов взаимодействия: Среди меня убей коня иди туда * компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия; * контрастное взаимодействие, где один участник старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия другому; Среди меня убей коня иди туда * уклонение от взаимодействия – оба партнера стараются избегать активного взаимодействия; Среди меня убей коня иди туда меня убей коня иди т * однонаправленное содействие, в котором один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним; Среди меня убей коня * однонаправленное противодействие – один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником; Среди меня убей коня иди туда Су ту д а* противоборство – оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого; * сотрудничество – оба партнера содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности. Среди меня убей коня иди туда В исследованиях Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Т.М. Поповой выявлены такие свойства взаимодействия как [16]: * общие: причинная обусловленность, поскольку все явления взаимодействуют в общем образовательном пространстве; противоречивость в столкновении потребностей субъектов и объектов быть неизменными и стремлении расширить границы своего влияния, открытости и изолированности образовательных систем, разнохарактерной связи субъектов и объектов взаимодействия, сочетании тенденций активности развития и реактивности регуляции эффектов взаимодействия, несовпадении теоретических построений и практическими реалиями осуществления и возникновении нового качества в связях и состояниях субъектов и объектов как результате взаимодействия; Среди меня убей коня иди туда * специфические: детерминированность социальной и образовательной ситуации и взаимосвязь психологических, социальных и педагогических подходов в организации педагогического взаимодействия; нацеленность на передачу знаний, умений, общественного опыта; необходимость создания условий для самоактуализации и самореализации каждого субъекта взаимодействия; диалектическая связь с процессом общения и его сторонами: информативной, интеративной и перцептивной – как основой педагогического процесса; прямое и косвенное воздействие субъектов друг на друга, порождающее их взаимосвязь; асимметричность позиций субъектов взаимодействия как фактор развития и саморазвития субъектов и объектов; последовательность, непрерывность и одновременную дискретность педагогических взаимодействий. Среди меня убей коня иди туда Эти особые формы связей между участниками образовательного процесса, в ходе которых происходит взаимное обогащение эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сфер участников взаимодействия и имеет социально значимый характер [2]. Как мы видим. в рамках взаимодействия субъектов, все сводится к коммуникациям, как особой форме взаимодействия. Педагогическое взаимодействие не является исключением. На основе анализа исследований проблем взаимодействия можно выделить четыре самых общих направлений взаимодействия: *традиционное, построенное на самых традиционных формах работы: собрания, консультации, праздники и т.п. (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова); *просветительское, направленное на обогащение общими педагогическими знаниями (В.А. Зебзеева); Среди меня убей коня иди туда *развивающее общественное управление посредством работы родительского комитета, попечительского совета и т.п. (И.Б. Едакова, Л.Л. Иванова, Е.С. Комарова, Е.Ф. Купецкова, Т.И. Оверчук, И.А. Рыбалова); *интерактивное, направленное на изучение семей (сообществ) по средствам диагностики, анкетирования, участия в семинарах практикумах и т.д. Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда Интерактивное направление в настоящее время считается приоритетным, так как способствует подбору в работе более оптимальных, а также индивидуально-дифференцированных методов взаимодействия, расширить сферы услуг, опираться на выявленный воспитательный потенциал и учитывать специфику всех участников педагогического взаимодействия: сущностные характеристики (проблемность, зрелость, традиционность, современность и др.); стадию жизнедеятельности (состав, возраст родителей и детей и др.); образ жизни (активный, мобильный, пассивный, закрытый и др.); психолого-педагогические цели (личностные, общесемейные, материально-бытовые, профессиональные, культурные и др.); собственный потенциал (социально-экономический, жизненный, физический, нравственный, психолого-педагогический, интеллектуальный и др.); характер стиля взаимоотношений (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Н.В. Микляева, Е.П. Милашевич, Т.М. Палий, Т.М. Попова [11]). Жмурки Виолета В качестве перспективных направлений педагогического взаимодействия К.Л. Кларина выделяет два направления [4]: 1. Преодоление существующих противоречий: формализма, кризиса доверия, внешней активизации работы с семьей, измеряемой количественными признаками, несовпадение позиций «мы»-«они»; 2. Формирование новой философии взаимодействия, направленной на перестройку позиций: учреждение призвано взаимодействовать с семьей для полноценной реализации задач; семья способна взаимодействовать, но не всегда реализует это право. Среди меня убей коня иди туда Определены три траектории взаимодействия всех субъектов воспитания: Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда а) воздействие на семьи через ребенка, коллектив педагогов, другие семьи, социум в целом через ребенка; Среди меня убей коня иди туда б) воздействие на ребенка через отдельную семью, семьи воспитанников, коллектив педагогов, сообщество сверстников, социум; в) позиция взаимной ответственности и обязательств родителей и педагогов в отношении ребенка. Среди меня убей коня иди туда Девизом такого взаимодействия становится: «Воздействие на семью через ребенка и для ребенка, воздействие на ребенка через семью и для семьи». Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда В исследовании Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Т.М. Поповой определены пять функций педагогического взаимодействия: -первая обеспечивает реализацию знакомства родителей образование, функциями и задачами учреждения еще до поступления; -вторая - это психолого-педагогическое просвещение; -третья - направлена на вовлечение родителей в совместную деятельность; Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда -четвертая - помощь в воспитании; Среди меня убей коня иди туда -пятая функция предполагает взаимодействие с общественными организациями родителей и социума [9]. Среди меня убей коня иди туда В теории взаимодействия большое значение, по мнению Т.М. Палий, имеют факторы, условия и принципы его успешности для последующего перехода с уровня общения на уровень сотрудничества и партнерства [5]. Факторами риска, снижающими эффективность взаимодействия, исследователи считают: авторитарный стиль общения; недоверие; низкая педагогическая культура; неспособность правильно оценивать воспитательные возможности; отсутствие желания системно заниматься воспитанием; переоценка возможностей; субъективный подход к оценке качества образования; несоотнесенность социальных требований с конкретными задачами взаимодействия. Среди меня убей коня иди туда Учет данных факторов позволяет обеспечить эффективность перехода на новый уровень, связанный с качеством взаимодействия. Где первый уровень - это общение и взаимодействие на принципах тактичности, соблюдение прав и свобод друг друга с признанием приоритета родителей в образовании и воспитании детей; правильная оценка достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи; понимание неизбежной субъективности точки зрения педагогов; учет в планировании и родителей. Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда Важным условием взаимодействия на данном уровне может стать не просто общение, а равноправный диалог в системе «педагог-ребенок-родитель», где диалог, по определению Е. Галицких, - это средство межличностных отношений и гармонизации этих отношений, главными составляющими которого являются: безоценочное позитивное принятие позиции собеседника, активное эмпатическое слушание друг друга и искреннее выражение своих мыслей и чувств. Среди меня убей коня иди туда То есть диалог становится способом совместного приобретения опыта, преобразуясь в диалог сотрудничества и для сотрудничества [1]. С другой стороны, диалог – это и есть процесс взаимодействия качественно различных позиций, выраженных в слове, который активизирует деятельность (не только речевую и мыслительную), при условии, что в основе его лежит толерантность (терпение, терпимость, понимание, способность проникаться, понимать ощущения других людей, принимать их точку зрения). В современной педагогике сформулированы следующие тенденции актуализации диалога как одной из форм взаимодействия [3]: 1) диалоговый стиль в образовании востребован, потому что гуманен и демократичен; Среди меня убей коня иди туда 2) диалоговый стиль обучения способствует интегративным процессам в образовании; Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди ту 3) актуализация интереса к диалогу основана на возвышении интереса общества, философии и науки к сотрудничеству, партнерству, взаимодействию; Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди т 4) диалог – «ключ» к толерантности, уважению, принятию, равенству; 5) только в диалоге возможно понимание сложности влияния на внутренний мир человека, который не возможно объяснить, проконтролировать, заучить, приказать. В данном контексте диалог становится универсальным инструментом, позволяющим в живом общении изучать семьи, их стиль жизни, традиции, духовные ценности, взаимоотношения, воспитательные возможности, мотивировать и активизировать педагогическое взаимодействие. Среди меня убей коня иди т Второй уровень - повышение педагогической культуры и педагогического самообразования с опорой на принципы многообразия форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на основе дифференцированного и индивидуального подходов; опоры на положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства; единства педагогического просвещения и самообразования. Среди меня убей коня иди туда Наиболее трудным аспектом взаимодействия была и остается активизация родителей к участию в совместной деятельности. Согласно исследованиям Е.П. Арнаутовой это обусловлено педагогической пассивностью родителей, неуверенностью (или излишней самоуверенностью) в правильности воспитания и развития. Решением этого может стать поиск и использование эффективных методов и форм взаимодействия, влияющих на качество образования [2]. Большинство методов представляют собой игровое моделирование различных проблемных ситуаций взаимодействия и разрешения их в ходе коллективного общения с целью рефлексии и обогащения педагогической культуры. Среди меня убей коня иди туда Так В.И. Сметаниной разработана методика обновления содержания социализации дошкольников, обеспечивающая преемственность семейного и общественного воспитания; Г.В. Глукова и М.В. Меличева описали методы совместного оздоровления; О.В. Солодянкиной – методы включения родителей в планирование образовательного процесса; Н.В. Додокиной разработана технология развития воспитательного потенциала семьи «Семейный театр в детском саду» [2]. Говоря о формах взаимодействия, речь идет не просто о традиционных и нетрадиционных, цель которых обогащение педагогическими знаниями и формирование и развитие педагогической культуры, а об общении на основе диалога, открытости, отказе от критики и оценки партнеров. Среди меня убей коня иди туда Обобщенно формы и методы сотрудничества направлены на повышение психолого-педагогической компетентности всех участников педагогического процесса и формирование успешного взаимодействия. Именно поэтому понимание и осознанное использование методов взаимодействия должны учитывать следующие произошедшие изменения: рост образования родителей (и общества в целом); мобильность современных родителей (людей); повышения коэффициента детско-родительского общения; повышение достатка молодых семей; изменение количества детей в семье; преобладание нуклеарных семей; доступность информации и т.д. Итак, традиционными принято считать познавательные, досуговые и наглядно- информационные формы. Среди меня убей коня иди туда Однако и они претерпевают определенную модернизацию: так познавательные, главным среди которых считается родительское собрание с тематическим докладом педагога, трансформируется в дискуссии с разрешением конкретных проблемных педагогических ситуаций, консультации с позитивным контактом и разыгрыванием ситуаций с целью их практического разрешения и усвоения конкретных педагогических методов и приемов. Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня ид Нетрадиционными познавательными формами, по мнению Л.Ф. Островской [8], являются деловые игры, семинары-практикумы, нацеленные на изменение отношения к процессу воспитания и развития детей, расширение психолого-педагогических знаний, повышение родительского авторитета. Кроме традиционных, нетрадиционных формы работы подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные. Наглядно-информационные формы взаимодействия ориентированы, с одной стороны, на сбор, обработку и использование данных о семьях, наличии педагогических знаний, общекультурном уровне родителей по средствам анкетирования, тестирования, социологических опросов. С другой стороны, направлены на ознакомление с условиями, содержанием, методами и приемами воспитания. Среди меня убей коня иди туда Согласно исследованиям Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Т.М. Поповой [7], наглядно-информационные методы условно делятся на две группы: информационно-ознакомительную – ознакомление с ОУ, социумом, особенностями функционирования, деятельностью педагогов и т.п.; и информационно-просветительскую, задачи которой направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания, по средствам опосредованного общения через организации выставок, выпуск газет и т.п. Досуговые формы организации общения нацелены на установление теплых неформальных отношений между семьей и школой, а также внутри семьи. Такие формы сотрудничества становятся эффективными при условии высоких требований к педагогическому содержанию мероприятий. Среди меня убей коня иди туда Среди меня убей коня иди туда К досуговым формам относятся совместные праздники, развлечения, досуги, конкурсы, просмотры фильмов, концерты, соревнования, викторины, КВНы, совместное благоустройство и оформление ОУ, групп, территории и т.п. К индивидуальным формам взаимодействия относят: педагогические поручения, консультации, посещение семьи. Среди меня убей коня иди туда Как мы можем заметить, педагогическое взаимодействие является проявлением коммуникационной среды, его эффективность зависит от субъектов взаимодействия и организации процесса. Критерием эффективности со стороны субъектов является культура взаимодействия. которой мы посвятим следующий параграф. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. Среди меня убей коня иди туда. 1.2. Культура педагогического взаимодействия как проявление коммуникационной среды Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности учителя и учащихся, для воздействия на школьников. Такие ситуации называются педагогическими [13]. Общение является таким видом взаимодействия людей, в котором участвующие лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или мене сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга. Привет Полина В связи с этим во взаимодействии между людьми большую роль играет коммуникативность, т.е. умение общаться, строить отношения другими людьми. В контексте проблематики данной работы коммуникативность тождественна культуре педагогического взаимодействия, хоть данное взаимодействие и шире коммуникаций, именно они являются основных его содержанием, которое значимо для образовательного процесса. Даже очень важный организационный момент обусловлен коммуникациями. Прикладным аспектом проявления педагогического взаимодействия, как связанного с коммуникационной средой феномена является технология педагогического общения [20]. Среди меня убей коня иди туда Для понимания сущности технологии педагогического общения необходимо обращение к понятию «коммуникативная задача», поскольку процесс професссионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи, и являясь её фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативные воздействия и анализ его результатов. Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведённая на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу, педагогическую, носит вспомогательный характер по отношению к ней [1]. Поэтому, организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представить способы его коммуникативной реализации. Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия. Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, ответ и др. Побуждение имеет, также виды, как приказ, требование, просьба, приглашение и др. Таким образом, в процессе решения коммуникативных задач педагог реализует две основные цели: передать учащимся сообщение или воздействовать на них, т.е. побудить к действию [9]. Коммуникативные задачи могут быть рассмотрены как средство решения учебной задачи в контексте учебной деятельности. В процессе общения с учащимися на уроке учитель решает разные по характеру коммуникативные задачи, реализуя различные педагогические функции. Выделены четыре функциональных ряда коммуникативных действий учителя: стимулирующие, реагирующие (оценочные и корректирующие), контролирующие, организующие. Для учителя, осуществляющего управление учебной деятельностью ученика, важно не только чётко осознавать и дифференцировать типы коммуникативных действий, направляющих учебную деятельность ученика, но и определять, какими из этих действий могут быть решены педагогические коммуникативные задачи. Технология педагогического общения будет раскрыта, неполно, если не охарактеризовать этапы решения коммуникативной задачи. Они могут быть представлены следующим образом: ориентирование в условиях общения; привлечение внимание объекта; осуществление вербального общения; организация обратной содержательной и эмоциональной связи. На этапе ориентирования в условиях общения происходит сложный процесс «подгонки» общего стиля общения к конкретным условиям общения (урока, мероприятия и т.п.). Подобная адаптация опирается на следующие компоненты: осознание педагогом стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе – коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач [13]. Здесь происходит конкретизация объекта общения, в качестве которого может выступать класс, группа детей или отдельные воспитанники. Этап привлечения к себе внимания может быть реализован разными приёмами [19]: -речевой; -вербальное общение с учащимися; -пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; -двигательно-знаковый; -применение таблиц, запись на доске; -смешенный вариант, включающий в себя элементы трёх предыдущих. Чаще всего используется смешанный тип привлечения внимания. Продуктивное профессионально-педагогическое общение требует тщательного «зондирование души объекта». На этом этапе педагог уточняет сложившееся на предыдущих стадиях представления об условиях общения и возможных коммуникативных задачах, пытается уловить уровень готовности аудитории к началу продуктивного общения [4]. Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти: умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня (предвосхищения) [4]. Заключительный этап решения коммуникативной задачи – организация содержательной и эмоциональной обратной связи. Содержательная обратная связь даёт информацию об уровне усвоения учебного материла учащимися. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя класса на данном уроке или мероприятии, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной даёт педагогу информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимого занятия. Для успешного протекания педагогического процесса важную роль играет коммуникативная культура учителя. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие . Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа [5]. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммун....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Поликультурная образовательная среда вуза как организация взаимодействия субъектов образовательного процесса.
- Оценка финансово-экономической деятельности образовательного учреждения и пути её совершенствования
- азвитие методологической культуры личности учащихся как важный компонент образовательного процесса