- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Подходы, основные компоненты и типология культуры
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008272 |
Тема: | Подходы, основные компоненты и типология культуры |
Содержание
Тема: «Доминирующая культура, субкультура, контркультура» Содержание Введение 3 1. Подходы, основные компоненты и типология культуры 5 2. Общая характеристика доминирующей культуры 10 3. Понятия субкультуры и контркультуры 12 4. Особенности взаимодействия доминирующей культуры, субкультуры, контркультуры 16 Заключение 20 Список используемой литературы 21 Введение Особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Жизненный опыт людей дает возможность предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, который включает в себя здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений – систему социального поведения, социальный набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Исследователи оценивают современное состояние культуры как переходное. Устоявшийся культурный уклад трансформирует внедрение информационных технологий. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Одновременно разворачиваются два процесса, которые являются разнонаправленными: с одной стороны, мы наблюдаем явление глобализации, которое ведет к усреднению, унификации культур, а с другой – сохранение и поддержание культурной самобытности. Таким образом, между личностью и общественным целым обнаруживается растущее напряжение. Проблема соотношения понятий «контркультура» и «субкультура» и на сегодняшний день является современной. Целью данной работы является изучение культуры, субкультуры и контркультуры, их различие и взаимодействие. Цель работы потребовала решения следующих основных задач: - изучить подходы, типологию культуры и ее основные компоненты; - определить сущность доминирующей культуры; - определить сущность субкультуры и контркультуры; - изучить особенности взаимодействия доминирующей культуры с субкультурой и контркультурой. К основополагающим исследованиям в области типологии культуры можно отнести труды П.С. Гуревича, Ю.Н. Давыдова, И.Б. Роднянской, Д.В. Петрова, А.Ю. Мельвиля. Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что культура - неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых стран, регионов, цивилизаций. Возникшая вместе с человеком культура эволюционировала вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения. Подходы, основные компоненты и типология культуры Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) с давних времён применяется для обозначения того, что сделано человеком. Термин культура возник рано. Впервые в эпоху античности. Первое социологическое определение культуры дал англичанин Эдуард Тейлор: «Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества». Впервые об особом социологическом подходе к пониманию культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Для определения культуры, сложившейся на сегодняшний день в различных областях социального знания следует различать несколько подходов: философский, антропологический, социологический и комплексный («интегралистский»). 1) Философский подход Философский подход рассматривает культуру как основной способ деятельности человека. Культура – все, что создано человеком, благодаря его индивидуальности. Данный подход рассматривает культуру в самом широком виденье. Философский анализ в отличие от научного познания включает в себя мыслительные процедуры (выражение предмета в предельно широких категориях). 2) Антропологический подход В антропологии понимание культуры - это система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Суть антропологического подхода: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях. Происходит исследование на целостное познание человека в контексте определенной культуры. 3) Социологический подход Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается: - в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры; - в выявлении ее социальных функций. В социологии культура рассматривается как понятие коллективное. Сюда относят общие для конкретного коллектива идеи, ценности и правила поведения. В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют три аспекта изучения культуры — предметный, функциональный и институциональный. Предметный подход изучает содержание культуры, функциональный — выявление способов удовлетворения человеческих потребностей, институциональный — исследование устойчивых форм организации совместной деятельности людей. 4) Комплексный («интегралистский») подход Ограничения и отдельные недостатки анализируемых подходов частично или полностью снимаются в рамках комплексного подхода. Способность эффективно выполнять свою роль в обществе зависит от развития элементов культуры. В качестве основных элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды. 1) Язык — система знаков и символов, наделенных определенным значением. Язык выполняет разнообразные функции, главные из которых — создание, хранение и передача информации. Коммуникативная функция. Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека. Язык также выполняет роль распространения культуры. Самое главное, язык содержит понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия. В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Социальные ценности — это социально одобряемые и принятые убеждения касающиеся того, к чему человек должен стремиться. Социальные ценности задают нравственную систему, в которой существует и на которые опирается человек. Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Выдвигает, утверждает и защищает свои ценности каждая социальная группа. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности (мир, свобода, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, и др). На основе социальных ценностей возникает другой элемент— социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе. Социальные нормы — это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость, регулярность взаимодействий людей в обществе. Правовые нормы проявляются в форме законов и содержат четкие установки. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности. Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры. 4) Обычаи, традиции и обряды — это формы социальной регуляции поведения людей из прошлого. Обычаи - массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Иными словами обычаи – это неписаные правила поведения. Обычаи, которые имеют моральное значение, образуют нравы. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, то они приобретают характер традиций. Традиции — это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни (крещение, помолвка, свадьба, погребение, отпевание и т.д.). Обряд — это совокупность коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Вышеперечисленные компоненты культуры образуют основу социальной культуры. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. Такие как: привычки, манеры, этикет, мода и др. Таким образом, культура выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития. Выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества культурологических теорий и концепций. Согласно Сорокину, каждая культура тяготеет к единству ее элементов. В концепции Сорокина основным принципом культуры является отношение к миру. Сорокин различает три типа культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный. В основе идеационального типа культуры лежит сверхчувственное и сверхразумное начало – Бог как высшая реальность, религиозная вера. Образ жизни людей, способ их мышления, нравы и обычаи, господствующие в этой культуре поддерживали единство с Богом как единственную и высшую цель. Идеалистический тип является промежуточным типом, который сочетает в себе принципы идеационального и чувственного типов. Идеалистический тип культуры совмещает в себе ценности небесные и земные. И религиозная вера, и земная слава, ценности формируют в сознании человека образы идеала, к которому нужно стремиться. Чувственный тип Сорокин называет современным типом культуры. Главный принцип такой культуры – признание реальности которую мы воспринимаем нашими органами чувств. В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Чувственная культура стремится освободить человека от религии, морали – всего того, что составляет ценности идеационной культуры. По мнению Сорокина, чувственный тип – это временное состояние, за которым последует возрождение духовных ценностей, изменение культурного типа. Общая характеристика доминирующей культуры Культурное пространство весьма неоднородно. Оно способно сильно видоизменяться в зависимости от региона, вероисповедания и этнического состава населения. Доминирующая культура формируется под воздействием исторических факторов и при этом никогда не перестает эволюционировать. Она совершенствуется, и благодаря этому человечество может развиваться вместе с ней. Основа доминирующей культуры - это культурные нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи культуре независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Их возникновение обусловлено тем, что человек независимо от места и времени своего существования имеет одни и те же потребности и сталкивается с одними и теми же проблемами. Доминирующая культура обладает одним важным свойством: она имеет тенденцию привести поведение членов данного общества к некоторому среднему состоянию. Доминирующая культура стремится к усреднённости, некоторому общему уровню, вырабатывает общие правила поведения и общие системы ценностей. Субъектом доминирующей культуры является общество, как выразитель определённых культурных ценностей. Доминирующая культура - совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Доминирующая культура достигает господства путём контроля социальных институтов (учебные заведения, коммуникация, художественная культура, право, политический процесс и бизнес). Доминирующая (или доминантная) культура обозначает те ценности, традиции, взгляды которыми руководствуется большинство членов общества (например, в РФ доминирующая культура – русская культура). В зависимости от того, какова структура данного общества, а также насколько многолюдна данная страна, такая культура может быть национальной или этнической. Этническая культура является культурой людей, связанных между собой кровным родством, а также совместной хозяйственной деятельностью, она меняется от одной местности к другой. В этнической культуре можно обнаружить два слоя: нижний, исторически ранний, который образован элементами культуры, унаследованными из прошлого, здесь находятся закрепленные многовековой традицией более устойчивые элементы, составляющие основу этнической культуры; верхний, исторически поздний, включающий современные культурные явления. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Структура национальной культуры сложнее этнической. Понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической культуры. Более того, последняя входит в состав национальной. Необходимым условием появления национальной культуры считается новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, рождением литературного языка и национальной литературы. Таким образом, одной из основных черт доминирующей культуры является жесткая локализация, местная ограниченность, обособленность в узком социальном пространстве. Огромное значение имеет традиции и обычаи, передающиеся из поколения к поколению из рода в род. Национальная культура, в отличие от этнической, объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. И национальная, и этническая культура в их отношении ко всем другим видам культуры на данной территории, считаются доминирующими. Понятия субкультуры и контркультуры На развитие культуры влияют самые разные факторы. Некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. В обществе всегда находятся социальные группы, члены которых ориентируются на другие культурные ценности, создаваемые и развиваемые именно в рамках этих социальных групп. Такого рода культурные комплексы принято называть субкультурами. Субкультуры и контркультуры - необходимый элемент общества. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональному. Существует молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, криминальная субкультура, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура и другие. Субкультура – понятие, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура – это небольшой мир, существующий в пределах определенной доминирующей культуры. Отличительной особенностью субкультур является то, что они не претендуют на доминирование в общей культуре. Субкультуры являются очень динамичными элементами культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. На формирование личности члена группы воздействуют ценности субкультуры. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Субкультуры разрабатывают свои образцы, стандарты, стиль, свой кодекс норм и правил поведения. Различия между доминирующей культурой и субкультурой могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями и т.д. В самом общем виде субкультуры можно разделить на две группы: естественные, которые возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов. В обществе субкультура имеет свои функции и дисфункции. Одна из основных функций субкультуры – совместная адаптация в определенной социальной группе (например, Всероссийское общество слепых); субкультура позволяет удовлетворить специфические потребности. Дисфункция субкультуры: субкультура противопоставляет обществу какую-то группу, что приводит к социальным конфликтам. Примеры субкультур: Музыкальные субкультуры. Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Металлисты (культивировали личностную свободу и независимость) и панки (ярко выраженная политическая позиция). Хип-хоп культура. Эмо-киды и кибер-панки. Индустриальные и спортивные субкультуры: в начале 20-го века возникают индустриальные (городские) субкультуры. К спортивным субкультурам можно отнести паркур, а также футбольных фанатов, хоккейных фанатов, байкеров. Когда отдельные субкультуры либо локальные культурные комплексы начинают претендовать на универсальность и противопоставляют себя ценностям доминирующей культуры либо общечеловеческим ценностям, входящим в структуру любой культуры, в такой момент появляется особое социальное явление под названием контркультура. Контркультура, в широком смысле – это новое направление в культуре, нацеленное на подавление или уничтожение устоявшихся норм и традиций. Термин «контркультура» был введен в 1968 г. Теодором Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей индустриального общества. Контркультура - это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Ценности контркультуры прямо противоположны (враждебны) доминирующим ценностям данной культуры. Например, субкультура террористов противостоит «человеческой культуре». В социологии выделяется еще одна разновидность культуры – культура-захватчик, данная культура способна вступать в конфликт как с доминирующей культурой, так и с субкультурой. Культура захватчик – культура, которая попав в другую культуру, начинает трансформировать ее (американская культура вне своих территориальных рамок, имеет особенность навязывать свои ценности: в России, например, можно зачастую встретить слово «shop» вместо привычного «магазин» и др.). Примеры контркультуры: Наиболее из старейших контркультур является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц нарушающих закон от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура со своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности. Еще один яркий пример контркультуры - радикальная часть субкультуры скинхэдов. Зародившаяся как музыкальная субкультура (Регги, Ска), впоследствии часть субкультуры скинхэдов примкнула к радикальным политическим течениям. Мировоззренческие установки в отношении собственной и чужих культур могут различаться. Этноцентризм – это склонность оценивать свою собственную культуру как хорошую и правильную, а другие культуры как странные или примитивные и даже аморальные. Культурный релятивизм - это представление о том, что любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальными условиями. Сочетание черт этноцентризма и культурного релятивизма - наиболее оптимальный способ. Данный способ характерен, когда индивид испытывает чувство гордости за культуру своей группы или общества, высказывает пристрастия основным ценностям этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование. Особенности взаимодействия доминирующей культуры, субкультуры, контркультуры Культура любого современного общества представляет собой комплексную структуру, элементами которой являются образцы прошлых эпох, инновационные культурные формы, в том числе, заимствованные у других народов, многообразное соотношение общего, особенного и индивидуального. Сопоставляя понятия «доминирующей культуры» и «субкультуры» становится очевидно, что субкультура не противоречит господствующей культуре, она существует внутри культуры, не вступая с ней в противоречие и добавляя свои идеалы. Субкультуры возникли в культурно насыщенной среде. Современное общество перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и противоречат культуре, они имеют сложные отношения, как с культурой, так и с другими субкультурами. Между некоторыми видами субкультур существует противостояние. Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы, трэшеры и поклонники гранжа. Субкультуры в основном автономны, закрыты и не претендуют на главную господствующую культуру. Внутри этноса существует особый кодекс правил и моральных норм. Например, цыгане не считают зазорным воровать у «чужих», но воровство внутри табора оценивается как преступление. Также не практикуется строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями, собственным разумением и жизненным опытом. На сегодняшний день сложно провести грань между субкультурой и контркультурой. Контркультуру некоторые исследователи отрицают. Они относят контркультурные явления к более узким формам субкультуры или называют подобные проявления «антикультурой», «псевдокультурой» и прочее. Сопоставлять эти понятия недопустимо, субкультура и контркультура имеют разную наполненность, в обоих случаях основой является протест, но субкультура «протестует», не отрицая общепринятых ценностей, в то время как контркультура полностью свободна от глобальных культурных ограничений, она противостоит государственной политике, общественным идеалам, стремиться трансформировать нравственные ценности, устои и правила жизни, подменив их собственными идеалами, отстаивая свои позиции. Значение контркультуры для доминирующей культуры неоднозначно: с одной стороны протест против существующих норм может привести к ослаблению или исчезновению некоторых элементов культуры; с другой — изменения, происходящие в доминирующей культуре, приводят к её трансформации и обновлению. Весь процесс истории культуры иногда представляется в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Например, в Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. После долгих лет борьбы контркультура вытеснила официальную культуру и заняла ее место. Но такие глобальные перемены в культуре происходят чрезвычайно редко - в кризисные эпохи, когда господствующие ценности перестают соответствовать изменившейся реальности. В остальное время они остаются невостребованным резервуаром инноваций. В России современный интерес к контркультурам обусловлен именно тем, что современная культура проявляет все признаки системного ценностного кризиса. Рисунок 2 – Отличия между субкультурой и контркультурой Рисунок 2 – Отличия между субкультурой и контркультурой Рисунок 3 – Сходства между субкультурой и контркультурой Рисунок 3 – Сходства между субкультурой и контркультурой Стремление культуры XX в. к универсальности, взаимодействие культур и миграция привели к появлению маргинальной культуры — культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы формируются на границах социокультурных слоев и структур. Одна из причин появления маргинальной культуры — одновременное существование группы (индивида) в контексте различных культур. Так, люди, переехавшие из деревни в город, эмигранты достаточно долго остаются носителями маргинальной культуры. Маргиналом человек становится также в том случае, если длительное время пытается адаптироваться в определенной социокультурной группе, которая, тем не менее, его не принимает. В силу промежуточности своего положения маргиналы почти всегда испытывают внутренний дискомфорт и напряжение личности, чувство растерянности и беспокойства. Заключение В данной работе были изучены подходы, типология культуры и ее основные компоненты; определена сущность доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры; изучены особенности взаимодействия доминирующей культуры с субкультурой и контркультурой. Актуальность выбранной темы возрастает в связи с тем, что многие проблемы единства культуры и цивилизации остаются фактически малоизученными. Культура, субкультура, контркультура в наше время являются достаточно употребляемыми понятиями, но в современном мире они зачастую интерпретируются не всегда верно. Таким образом, рассматриваемые понятия пребывают в циклической зависимости друг от друга, а их нормы и ценности, меняясь согласно временным течениям, могут претерпевать метаморфозы, что приводит к подмене понятий и модификациям культурных, субкультурных и контркультурных явлений. Субкультуры приносят в нашу жизнь новые идеи и ценности, и я считаю, что это без преувеличения один из движущих факторов культуры. Список используемой литературы Бельский В.Ю., Беляев А.А. "Социология", М., "ИНФРА - М", 2005. – 399 с. Донских Д. Г. Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2009. – №. 2. Кравченко А. И. Культурология. учебник. – "Издательство" " Проспект""", 2013. – 155 с. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46 Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с. Минюшев Ф. И. Социология культуры — Академический проект — 2004 г. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования. – www.countries.ru/library Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с. 21....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: