- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов - участников конкурсов профессионального мастерства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008132 |
Тема: | Педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов - участников конкурсов профессионального мастерства |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра общей и социальной педагогики ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ ГЭК И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ ЗАИМСТВОВАНИЯ Заведующий кафедрой д-р пед. наук __________ И.Н. Емельянова __________________2017 г. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов - участников конкурсов профессионального мастерства 44.04.01 Педагогическое образование Магистерская программа «Методология и методика социального воспитания» Выполнил работу Коробейникова студент 3 курса Елизавета заочной формы обучения Сергеевна Руководитель работы Патрушева кандидат пед. наук Инга доцент Валерьевна Рецензент Фамилия (занимаемая должность) Имя (наименование организации) Отчество Тюмень 2017 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования: В условиях интенсивного преобразования российского общества успешное решение сложных экономических и социальных проблем неразрывно связано с обучением и воспитанием молодого поколения, с деятельностью системы образования, в которой существенное место занимает профессионализм педагогов. Возможность выбора систем обучения, учебных программ, пособий, методов, технологий и форм педагогического процесса, с одной стороны, открывает пути для творческой самореализации педагога, а с другой - требует, чтобы его педагогическая деятельность носила результативный характер, была высокопрофессиональной. Современная образовательная парадигма, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к учащемуся как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма. Педагог, с точки зрения науки, - это специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе ее осуществления, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда. Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по службе и быть успешным. В решении этой проблемы положительную роль играют конкурсы педагогического мастерства. Пониманию сущности конкурсов педагогического мастерства в значительной мере способствовали работы В. А. Дубровской, Н. В. Немовой, Е. М. Пахомовой и др., в которых рассматриваются организационно-педагогические условия проведения конкурсов педагогического мастерства, как средства повышения квалификации его участников. [ 1 ], [5] Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей; стимулируют педагогическое творчество, мотивацию, дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе. В конкурсах педагогического мастерства педагог приобретает опыт, который влияет на становление его как специалиста, построение собственной успешной траектории профессионального развития, достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов изучено В.А. Дубровской, о специфики достижения победы в профессиональных конкурсах изложено в работах О. А. Чернухиной, Г. С. Чесноковой , В. С Барсуковой. [2], [6], [11]. Изученность проблемы влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов в современной педагогической науке не нашла достаточно полного и всестороннего освещения. В работах А.К. Адольфа, К.Д. Багаевой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Т.С. Паниной, В.А. Сластенина и др. профессионализм рассматривается в связи с изучением профессиональной компетентности Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зязюн, Г. А. Козберг, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Кузьмина, А. Р. Лопатин, А. И. Щербаков и др. определяют педагогическое мастерство как обязательное условие профессионализма. В исследованиях И.Л. Деменевой, С.Б. Елканова, А.А. Орлова, Е.К. Осиновой, Г.С. Сухобской, Р.И. Хмелюка и др. профессионализмом трактуется во взаимосвязи с педагогическим мышлением А.Г. Асмолов, Ю.А. Бабанский, Л.С. Выготский, Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткина, И.Я. Лернер, Н.И. Мешков, А.А. Реан, Е.Л. Руднева, В.А. Якунин и др. рассматривают проблемы результативности и качества образовательного процесса как итог профессиональной деятельности педагога. В исследованиях В.И. Гинецинского, 3.И. Гришанова, А. Н. Леонтьева, А.К Марковой, Р. Н. Мильруд, Р. Н. Овчинникова, Н. Г. Осуховой, Е. И. Рогова, Д.В. Ронзина, В.Э. Тамарина и др. представлены отдельные признаки профессионализма педагога, такие как методологическое знание, решение педагогических задач, профессиональная позиция, педагогическое общение и др. Аспекты профессионализма педагогов, связанные с их деятельностью, раскрываются Ю.К. Бабанским, А.С. Белкиным, Е.В. Ерофеевой, Н.В. Кузьминой, О.Н. Родиной и др. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства - это оценка деятельности педагога, которая в большей степени имеет положительные стороны. Но в процессе подготовки к конкурсам возникает ряд проблем. Проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам и пути их решения осветили в своих работах О. А Чернухин, Е.Ю. Гирба и др. [3], [10]. Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т.к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообществом его педагогической деятельности, материальное и моральное поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания. Конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения, которые будут положительно приняты обществом. В конкурсах педагогического мастерства педагог приобретает опыт, который влияет на становление его как специалиста, построение собственной успешной траектории профессионального развития, достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе. Успешное участие педагога в конкурсах педагогического мастерства является развитием профессионального самосознания педагога. Для успешности участия педагога в педагогических конкурсах может стать педагогическая поддержка и организационно-педагогическое сопровождение педагога. Анализ исследований по проблеме педагогического сопровождения педагогов в конкурсе педагогического мастерства (Н.В. Афанасьева, О.С. Газман, Н.Г. Битянова, Е.И. Казакова, И.Г. Назарова, М.С. Полянский, И.А. Ройтштейн и др.) позволил установить, что сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования, предусматривает поддержку педагога. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития педагога в период участия в конкурсах педагогического мастерства понимается нами как комплекс мер, направленных на организацию и обеспечения модели сопровождения. Благодаря им происходит взаимообмен опыта коллег, доверительное и открытое общение по актуальным проблемам, решение конкретных задач посредством компетентного консультирования и совместного поиска ответов, обеспечение диагностического исследования профессионально-личностных достижений. Проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации получили свое освещение в работах Г.И. Зиминой, Т. А. Соколовой и др. Перспективой развития конкурсного движения должна стать дальнейшая работа по совершенствованию единой системы, комплекса мер для поддержки талантливых учителей на уровне государства, департамента области и города, администраций школ, муниципальной методической службы и т.д. Отмечая некоторый количественный прирост участников конкурсов профессионального мастерства, важно акцентировать внимание на факторе успешности педагогов в рамках прохождения конкурсных испытаний. Мы говорим о конкурсе не только как о форме повышения профессиональной компетентности педагогов, но и возможности их самореализации в рамках конкурса. Поэтому возникает противоречие между возрастающими требованиями, предъявляемыми педагогу обществом, в том числе к формам повышения профессионального мастерства (конкурсам), и недостаточным уровнем развития профессиональных компетенций, способствующих успешному прохождению конкурсных испытаний различного уровня, рассогласованием между профессиональным опытом и умением представлять этот опыт. Необходимостью решить эти противоречия определяется проблема исследования: какова модель педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства. Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности модели педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства. Объектом исследования является процесс педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах педагогического мастерства. Предмет исследования: содержание и способы педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах педагогического мастерства. Гипотеза исследования: педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства будет эффективным, если: - педагогическое сопровождение рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи составляющих методов педагогического сопровождения и методов саморазвития (организационно-методические мероприятия, интересы и потребности); - будет реализована модель, включающая целевой, содержательный, технологический и критериально-результативный компоненты, реализующиеся с помощью профессионального развития и методов саморазвития; - в качестве критериев результативности педагогического сопровождения рассматривается готовность и адаптированность к участию в конкурсах профессионального мастерства, повышение уровня профессиональной компетенции, уровня профессионально-личностного развития, способность к саморазвитию, к самоопределению творческого потенциала, субъективные ощущения у педагога комфорта и уверенности в себе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решаются следующие задачи: 1. Обосновать сущность и функции педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах педагогического мастерства в теории и практике. 2. Разработать и экспериментально проверить модель педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства. 3. Разработать методические рекомендации для педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - исследования, посвященные педагогическому мастерству как обязательное условие профессионализма (Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зязюн, Г. А. Козберг, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Кузьмина, А. Р. Лопатин, А. И. Щербаков и др.); - исследования, рассматривающие аспекты профессионализма педагогов, связанные с их деятельностью (Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, Е.В. Ерофеева, Н.В. Кузьмина, О.Н. Родина и др); - исследования, раскрывающие сущность конкурсов педагогического мастерства (Л.П. Дуганова, Н.В. Немова, Е.М. Пахомова и др.); - исследования, рассматривающие проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам и пути их решения (О. А Чернухин, Е.Ю. Гирба и др.); - исследования, посвященные проблемам подготовки педагогов к профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации (Г.И. Зимина, Т. А. Соколова и др.). Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили этапы исследования, которое проводилось по следующему плану: 1. Январь 2015 года – январь 2016 года - определение цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основной гипотезы исследования; изучение научной, законодательной литературы в этой области по теме исследования. 2. Январь 2016 года – подбор методики для выявления текущего состояния педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, констатирующий этап эксперимента. Обработка и интерпретация данных. Разработка модели педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога в подготовке к участию в конкурсах педагогического мастерства 3. Март 2016 года – декабрь 2016 года – разработка материалов для формирующего этапа, проведение формирующего этапа эксперимента по разработанной программе. 4. Декабрь 2016 – Январь 2017 года – проведение контрольного этапа эксперимента, анализ, обработка, систематизация и обобщение результатов работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования. Методы исследования: методы теоретического уровня (изучение психолого-педагогической и методической литературы о проблематике исследования, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (опрос, беседа, наблюдение, опытно-экспериментальная работа). Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в период с января 2015 года по декабрь 2016 года в Нефтеюганском районном муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «В гостях у сказки», в исследовании принимали участие 27 педагогов: экспериментальная группа 20 воспитателей и 7 специалистов дополнительного образования. Научная новизна исследования заключается в том, что: - педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства обеспечивается с позиции деятельностного, личностно-ориентированного, системного, практико-ориентированного, индивидуального подхода; - адаптирована и модифицирована методика исследования готовности участвовать в конкурсах профессионального мастерства, для педагогов дошкольного образовательного учреждения; - разработаны методические рекомендации для педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - раскрыт смысл понятия «педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития педагога» и определены подходы к его обеспечению; - проанализирован существующий опыт педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства; - доказана необходимость педагогического сопровождения профессионального-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства. Практическая значимость: разработана программа подготовки педагогов к конкурсам профессионального мастерства. Апробация материалов исследования: Основные результаты исследования были освещены в ходе выступления на 67 студенческой научной конференции, 21 апреля 2016 года. Публикации статей по теме исследования: Коробейникова Е.С. Конкурсы профессионального мастерства как форма повышения профессиональной компетенции педагогов [Текст] // НОВЫЕ ИДЕИ – НОВЫЙ МИР: сборник научных работ молодых ученых. – Тюмень: Издательство «Печатник», 2015. – С. 60 – 62. ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА 1.1 Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессионализма педагога В настоящее время в России идет становление новой системы образования. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые будут способствовать повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом, оказанию реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как комплекса профессиональных знаний и умений. Среди таких форм, получивших признание в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства. Пониманию сущности конкурсов педагогического мастерства в значительной мере способствовали работы В. А. Дубровской, Н. В. Немовой, Е. М. Пахомовой и др., в которых рассматриваются организационно-педагогические условия проведения конкурсов педагогического мастерства, как средства повышения квалификации его участников. [ 1 ], [7] К положительным сторонам конкурсов можно отнести: развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности; развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации; создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов; внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования; замена административных методов оценки членов коллектива; повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др. Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки: проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени; стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу. Для того чтобы конкурс стал средством повышения квалификации педагогов, необходимо создать условия. Во-первых, это ряд управленческих условий. [14] К ним относятся: создание условий, способствующих осознанию учителем ценности собственного педагогического опыта; выбор оптимальной формы профессионального конкурса для каждого педагога, которая позволяет включить учителя в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществляет личностно ориентированный подход к его профессиональному, научному и карьерному росту; создание условий, способствующих непрерывному повышению квалификации и развитию творческого потенциала конкурсантов; осуществление научно – методического сопровождения конкурсантов на всех этапах конкурса и в постконкурсный период. Индивидуально – психологические условия: актуализация исследовательской позиции конкурсанта; ориентация на открытый диалог; адекватное соотношение результатов оценки конкурсанта или его конкурсного материала и реалистичности представлений конкурсанта о себе; психологическая поддержка участника в период подготовки, проведения конкурса и в постконкурсный период. Социально – педагогические условия: изначальная ориентация конкурсанта на продуктивность собственной деятельности в условиях конкурса; побуждение конкурсанта к рефлексивно – оценочному анализу себя и своих профессиональных действий; профессиональная направленность неформального общения в условиях референтной группы. Современный педагог — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин личного участия в конкурсах профессионального мастерства. Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы становятся действенным средством развития творческого потенциала, профессионального роста. Опыт участия в различных конкурсах профессионального мастерства позволяет говорить его участникам о том, что конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Желание быть лучшим возникает у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. Победа придает силы для дальнейшего совершенствования своего мастерства. Признание в среде школьников и слова благодарности от родителей — безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение — победа на конкурсе профессионального мастерства и признание в среде коллег. Профессиональные конкурсы — это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, развитию профессиональных компетенций. Участники конкурсов на своём примере доказывают, что учительский дар — это, прежде всего, призвание и огромный труд. Современный высококлассный педагог — не просто носитель глубоких знаний, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу. Профессиональные конкурсы направлены на выявление и изучение новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержку инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания. Профессиональные конкурсы — не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: растут их знания, продвигается карьера. Велением времени вызвана необходимость овладения профессиональными компетенциями. Педагог является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов изучено В.А. Дубровской, о специфики достижения победы в профессиональных конкурсах изложено в работах О. А. Чернухиной, Г. С. Чесноковой , В. С Барсуковой. [2], [16], [17]. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства - это оценка деятельности педагога, которая в большей степени имеет положительные стороны. Но в процессе подготовки к конкурсам возникает ряд проблем. Проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам и пути их решения осветили в своих работах О. А Чернухин, Е.Ю. Гирба и др. [6], [16]. Исходя из собственного опыта, участники конкурсов педагогического мастерства утверждают, что участие в таких конкурсах дает возможность педагогу: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях; повысить авторитет в педагогическом и ученическом коллективах, социуме. Приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе, педагог должен проделать колоссальную работу: установить контакт с методистом-куратором своего направления, куратором конкурса; ознакомиться с документами конкурса; изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет; взвешенно оценить собственные возможности участия: не преувеличивать их, но и не умалять; выбрать номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме номинации; продумать оптимальное распределение времени и сил в процессе конкурса; систематизировать свои методические материалы, необходимые для участия, выделив из них авторские и творческие находки; попытаться привлечь коллег к знакомству со своим педагогическим опытом: их мнения и суждения (особенно критические) помогут посмотреть на себя со стороны; не пренебрегать возможностями методической и психологической поддержки; продумать состав команды поддержки, найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и других материалов. Конкурсы профессионального мастерства пропагандируют передовой педагогический опыт, развивают готовность педагогов к реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности, а главное – поощряют профессиональную активность и педагогическое творчество. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Именно поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей её объективной характеристикой. Педагогическая деятельность является по своей природе творческой. Творчество обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Только эрудированный и имеющий социальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построения программы самосовершенствования. Мы попытались сформулировать значение конкурсов профессионального мастерства с позиции развития компетенций педагога. Результат представлен в таблице 1. Таблица 1 Компетенции, которые формируются и развиваются у педагогов на разных этапах конкурсов профессионального мастерства Этап конкурса Компетенции Подготовка к конкурсу разработка программ собственной деятельности и поведения; владение концептуальными и теоретическими основами исследовательской деятельности, ориентацией в современных подходах к решению педагогических проблем, наличия собственной педагогической философии; умение выявить из собственного педагогического опыта наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности; владеть методикой разработки авторской программы; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; определение места данного явления в собственной образовательной практике; выдвижение педагогических целей и задач и перевод их в конкретные педагогические задачи; учет потребностей и интересов учащихся при определении задач и отборе содержания деятельности; отбор способов достижения педагогических целей; умение предвидеть результат деятельности, возможные отклонения и нежелательные явления; планирование системы приемов стимулирования учащихся; способность интеграции с иным педагогическим опытом; умение пользоваться современными информационно – поисковыми технологиями; владение навыками работы с персональным компьютером; знание основных компьютерных программ (Word, Power Point и др.) и умение пользоваться ими. Презентация деятельности (презентация опыта, открытый урок, выступление) владение навыками публичного выступления: уметь вести вербальный и невербальный обмен информацией; способность конструировать прямую и обратную связь; знать требования к выступлению; владеть логикой выступления; спрогнозировать вопросы и замечания аудитории, подготовив предполагаемые ответы; продумать приемы удержания внимания аудитории; выражать мысль с помощью графиков, схем, диаграмм, рисунков; своевременно диагностировать характер и уровень усвоения представляемого материала и в случае необходимости перестраивать план и ход его изложения; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с учащимися и другими людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных значимых целей; создавать ситуацию успеха для учащихся; владение (применение) различными методами оценивания и умение перейти от педагогического оценивания к с/оценке; умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов; знание современных достижений в области методики обучения и умение обоснованно применять их в своей педагогической практике; владение приемами разрешения педагогических ситуаций; умение создать на мероприятии комфортный микроклимат; умение эффективно распределить время на уроке; овладение навыками саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием. Подведение итогов конкурса критическая оценка результатов деятельности; умение видеть перспективы; готовность к самоизменению на основе диагностики и самодиагностики; готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. Потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации педагогов. На мой взгляд, конкурсы позволяют проявить основные характеристики компетентности педагогов Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области преподавательского мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей. 1.2 Сущность педагогического сопровождение профессионально-личностного развития педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства Современный, быстро меняющийся мир, изменения, происходящие в системе образования требуют от педагога постоянного повышения квалификации. Непрерывное обучение – процесс трудоемкий, но зато человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. [12] В свою очередь, это побуждает педагога к определенным усилиям в области саморазвития, роста педагогического профессионализма, активного преобразования внутреннего мира. С другой стороны, профессиональный рост зависит от среды, которая формирует потребность специалиста в самосовершенствовании и становится побудителем целенаправленных действий в повышении профессионального уровня, мотивом саморазвития. Значительную роль при этом играет участие в профессиональных конкурсах. Конкурсы рассматриваются как возможность диссеминации (это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории) педагогических идей, эффективная форма повышения квалификации. Более того, они являются средой, в которой выращиваются потребности к исследовательской деятельности, когда участник, нередко первоначально, выходит на исследование собственного опыта, рефлексию эффективности используемых методов и приёмов, описанию их характеристик и на этой основе ? на осмысленное представление своих достижений педагогическому сообществу. [10] Через какие этапы проходит педагог в процессе участия в конкурсе (имеются в виду очные конкурсы, в которых педагог представляет свой опыт публично)? Развитие профессионализма педагога в конкурсах педагогического мастерства включает: I этап – этап вхождения педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства; II этап – собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его утверждение в условиях конкурса, подтверждение собственного профессионального уровня; III этап – постконкурсный, на котором осуществляется прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, происходит более глубокое осмысление профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной успешности. В связи с этим повышается роль методиста и методической службы в оказании помощи и поддержки педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе. Специфика методического сопровождения педагога выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу и предполагает непрерывность деятельности сторон, заинтересованных в развитии профессионализма педагога; целостный подход к личности педагога, участвующего в конкурсах педагогического мастерства; направленность динамики профессионального развития конкурсанта на формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период. В рамках данной работы традиционно организуется деятельность творческой группы по подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства. Посредством анкетирования выявляются затруднения, которые испытывают педагоги и другие специалисты при организации и проведении конкурсов институционального уровня, а также подготовке педагогов-конкурсантов для непосредственного участия в муниципальном, окружном и всероссийском уровнях. План работы творческой группы составляется с учетом выявленных проблем и затруднений и корректируется, учитывая профессиональные запросы и потребности методистов и педагогов. На I этапе проводятся семинары, консультации, посвященные не только анализу профессиональных затруднений педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, но и поиску путей их устранения. Особое внимание уделяется следующим вопросам: использование технологии анализа педагогической деятельности; определение соответствия технологии проведения учебного занятия заявленной концепции; оказание консультативной помощи педагогам в отборе содержания и редактировании предлагаемого конкурсантами материала; разработка механизма распространения представленного конкурсантами педагогического опыта; написание эссе; создание видеовизитки конкурсанта; разработка дизайн-проекта экспозиции выставки конкурсанта; подготовка самопрезентации. II этап – методическое сопровождение участников конкурсов (педагогов-конкурсантов). На данном этапе предусматривается индивидуальное консультирование конкурсантов по вопросам современного образования, требований к выполнению различных конкурсных заданий, оформлению материалов конкурса, выставок-презентаций и т.д. Организуется проведение тренингов-встреч, направленных на формирование умений преодолевать стрессовые ситуации, возникающие барьеры и помехи в процессе публичного выступления, проведения практических заняти....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Психологическое и социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в организации здорового сна школьников
- Социально-педагогическое сопровождение развития коммуникативных способностей младших подростков во внеурочной деятельности
- Социально-педагогическое сопровождение психоэмоционального развития младшего школьника в условиях детского дома