- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012510 |
Тема: | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Кафедра профессиональной педагогики, психологии и физической культуры ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК Заведующий кафедрой канд. псих. наук, доц. ____________ М. А. Лукьяненко (подпись) (инициалы, фамилия) ____________________ 2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников Работу выполнила _____________________________ А. В. Шмельцер (подпись, дата) Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани Направление 44.03.05 Педагогическое образование Научный руководитель канд. пед. наук, док. ист. наук, профессор__________________________ Т. С. Анисимова (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Нормоконтролер доцент кафедры, канд. ист. наук __________________________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Краснодар 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………... 3 1 Теоретические аспекты исследования педагогических условий нравственного воспитания …………………………………………… 10 1.1 Сущность и природа нравственности ……………………………. 10 1.2 Характеристика младшего школьного возраста ………………… 17 1.3 Особенности и условия нравственного воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………… 24 2 Описание опытно – экспериментальной работы по воспитанию нравственности младших школьников в учебной деятельности ……... 32 2.1 Описание организации и методик исследования………………… 32 2.2 Комплекс педагогических условий нравственного воспитания младших школьников ……………………………………………. 34 2.3 Результаты экспериментальной работы…………………………. 43 2.4 Анализ и интерпретация данных контрольного эксперимента…. 49 Заключение……………………………………………………………... 56 Список использованных источников……………………………………. 60 Приложение А Цикл занятий «Форма общения»………………………. 67 Приложение Б Цикл занятий «Отношения к окружающему»…………. 83 Приложение В Цикл занятий «Отношения в коллективе»…………….. 93 ВВЕДЕНИЕ Социально-экономические, политические изменения в обществе, парадигмальные изменения в образовании повлияли на изменение содержания понятия "нравственность". Произошло ослабление властных, правовых, экономических, идеологических регуляторов поведения человека в обществе. человек не может в жизни ничем не в своих предпочтениях и . Таким становится нравственность. Но нравственности связано с смыслами , значительно , и проявляется в ориентациях, как регуляторах . "Ценности, превратившиеся в поведения, труда и , принято ть ценностными ориентациями" [2]. ориентации детерминируют поведения, связаны с личности и его добра и зла. "Жизненные и смыслы ,сформированные в годы, отражаются на и деятель уже в зрелом возрасте" [4]." в наше время конкурентоспособный , властный, , богатый . Ценности ,которые продать, потребить (, добро),не вписываются в услуг, материальных благ, власти и борьба за -составляют основу [3]. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями, однако на современном этапе исследований по выявлению причин перечисленных проявлений отсутствуют. Учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшее внимание в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [66]. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Мыслители веков понятие нравственности . Еще в древней Греции в Аристотеля о нравственном говорилось: « прекрасным называют совершенного достоинства…Ведь о красоте говорят по добродетели: прекрасным зовут , мужественного, благоразумного и обладающего всеми человека» [6]. Исходя из церковной позиции «нравственность есть деятельность (или индивидуальное поведение) человека, обусловленная его отношением к идее Высшего Добра и Высшего Блага. Идея Высшего Добра определяет путь (метод), а идея Высшего Блага – цель нравственной деятельности человека» [1]. С ноосферной точки под нравственностью понимается «нравственности» и «интеллекта». « воплощает в две полярные максимы: «-интеллектная нравственность »; «безнравственный интеллект -интеллектен». Это , что в систему нравственных начинает входить . Невежество, непрофессионализм, , ошибка по становятся высокоприоритетными нравственного осуждения. Интеллект, не являющийся , не исповедующим Добра как базовую не интеллектом в эволюционном , т.е. не является разумом » [63]. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Формирование морального облика протекает в процессе многообразной деятельности детей, в разнообразных человеческих отношениях, в которые ребенок вступает в различных ситуациях со своими сверстниками и взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является основным целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий [16]. Результатом нравственного воспитания является то, что у личности появляется набор нравственных качеств. И чем прочнее они сформированы, тем меньше отклонение от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности. Процесс становления личности и ее нравственной стороны не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни. Младший школьный возраст отличается тем, что повышен восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения и поведения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и подражание взрослым. Пробуя и ошибаясь, ребенок овладевает элементарными социальными нормами жизни в человеческом обществе. Прочность, сформированного нравственного качества зависит от того, какой механизм был заложен в основу педагогического воздействия на ребенка, как личность. Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (А. А. Горонидзе, А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко и др.). Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников. В соответствии с актуальностью, противоречием и проблемой определены объект и предмет исследования: Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников. Предмет исследования – педагогические условия нравственного воспитания младших школьников. Решение задач нравственного воспитания в различных социально – экономических условиях требует нового исследования, в связи с этим, целью нашего исследования является создание комплекса внеклассных занятий нравственного воспитания младших школьников с учетом сложившихся изменений в обществе. Гипотеза исследования – предполагаем, что формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если будет разработан специальный комплекс внеклассных занятий, направленный на нравственное воспитание младших школьников. В соответствии с целью и гипотезой, ставим перед собой следующие задачи: 1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования. 2. Выявить уровень сформированности нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. 3. Составить и апробировать комплекс внеклассных занятий, направленный на нравственное воспитание младших школьников. Методологическими основами исследования явились теоретические положения, сформулированные в трудах таких ученых, какао Л. И. Божович «Об нравственном развитии из воспитании детей», Н. И. Болдырев «Нравственноеж воспитание школьников», И. С. Марьенко «Нравственноеж становление личности школьника» из др. Для достижения поставленнойк цели из решения задач исследования использованыь следующие методы: Теоретические – поиски, изучение из анализ научность-методической из психолого-педагогической литературы под исследуемой проблеме, анализ программа нравственного воспитания из учебно-воспитательной работы во начальной школе. Эмпирические: изучениеж, наблюдение, беседы, тестированиеж, диагностика, обобщение опытаб. Теоретическая значимость состоиту в томан, чтоб проанализирован, обобщение и систематизирован материалец по проблеме формирования нравственныхц качеств уд детей младшего школьного возрастать, обоснованы педагогические условия. Практическая значимостьэ состоит во том, чтоб материалы работы могутный использоваться во практике работы образовательной организациий. Базар исследования – МБОУ СОШка №13 сто. Гривенской, Калининского районаб, Краснодарского края. Исследованиеж проводилось во три этапа. Первый этапник (01.07.17-18.09.17): изучение, обобщение из систематизация педагогической литературы под проблеме исследования, разработка исходныхц позиций исследования: цельный, объектив, предметник, гипотеза, методика опытность-экспериментальной работы. Второйк этап (19.09.17-26.10.17): проведение опытность-экспериментальной работы, выявлениеж уровня знаний об нравственных понятиях уд детей младшего школьного возрастать, разработка из апробация методики работы. Уточнениеж гипотезы, обработка полученных данныхц. Третий этапник (27.10.17-01.05.18): систематизация из обобщение результата, формулировались выводыь и рекомендации, оформлялись результатыь исследования. Над защиту выносятся следующие положения: 1. Проведениеж анализа литературных источниковед по проблеме исследования. 2. Выявлениеж уровня сформированности нравственных качество у детей младшего дошкольногоп возраста. 3. Составление из апробация комплекса педагогических условийк, направленных над нравственное воспитание младших школьниковг. Результаты исследования изложеныь в статье «Сущность из природа нравственности» во сборнике «Факторы из условия искоренения коррупции из других негативных явлений во образовании: психолого-педагогический аспектный». Структура ВКРуг: введение, дважды раздела, заключение, список использованныхц источников из приложения. 1 Теоретические аспекты исследования педагогическихц условий нравственного воспитания 1.1 Сущностьэ и природа нравственности Социальноп-экономические ,политические изменения во обществе, парадигмальные изменения во образовании повлияли над изменение содержания понятия "нравственностьэ". Произошло ослабление властныхц, правовых, экономических, идеологическихц регуляторов поведения человека во обществе. Однако человек нет может во обыденной жизни ничем нет руководствоваться во своих предпочтениях из поступках. Таким регулятором становится нравственностьэ. Нож понятие нравственности связано се личностными смыслами, значительно разнится, из проявляется во ценностных ориентациях, какао регуляторах поведения. "Ценности ,превратившиеся во мотивы поведения, труда из общения, принято называться ценностными ориентациями" [2]. Ценностные ориентациий детерминируют направленность поведения, связаныь с потребностями личности из его пониманием добрать и зла. "Жизненные ценностий и смыслы ,сформированные во школьные годы ,отражаются над мировоззрении из деятельности ужели в зрелом возрасте" [3]. "Идеаломн в нашест время сталь конкурентоспособный , властный, успешный ,богатыйк лидер-кумирня. Ценности, которые нельзя продаться, потребиться (знания, добром), нет вписываются во сферу услуга, накопления материальных благо, жаждать власти из борьба за выживание-составляюту основу интересовать [4]. Исходящий из церковной позиции, «нравственностьэ есть деятельность (или поведениеж) человека, обусловленная егоза отношением ка идее Высшего Добрать и Высшего Блага. Идея Высшегоп Добра определяет путь (метода), ад идея Высшего Блага – цельный нравственной деятельности человека» [1]. Во кратком словаре под философии понятие нравственности приравненоп к понятию моральный. «Моральный (латинское mores-нравы) – нормыь, принципы, правила поведения людейк, ад так жезл само человеческое поведение (мотивыь поступков, результаты деятельности), чувстваб, суждения, во которых выражается нормативная регуляция отношенийк людей другач с другом из общественным целым (коллективом, классомн, народом, обществом)» [36]. Ад Ницше считалка: «Бытьё моральным, нравственным, этичным – значиту оказывать повиновение издревле установленномуф закону или обычаю» [49]. Во научной литературе указывается, чтоб мораль появилась над заре развития общества. Определяющуюя роль во ее возникновении сыграла трудовая деятельностьэ людей. Безе взаимопомощи, безе определенных обязанностей под отношению ка роду человек нет смог бык выстоять во борьбе се природой. Моральный выступает какао регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясьэ моральными нормами, личность тема самым способствует жизнедеятельности обществаб. Во свою очередь, обществовед, поддерживая из распространяя туз или иную моральный, тема самым формирует личность во соответствии сок своим идеалом. Во отличие ото права, которое также имеету дело се областью взаимоотношений людей, нож опираясь над принуждение сок стороны государства. Моральный поддерживается силой общественного мнения из обычно соблюдается во силу убеждения. Приз этом моральный оформляется во различных заповедях, принципах, предписывающихц, какао следует поступаться. Изо всего этого мыс можем сделаться вывод, чтоб взрослому человеку порой трудность выбирать, какао поступить во той или иной ситуациий не «ударив лицом во грязь». В.И. Дальше толковал словом мораль какао «нравственное ученье, правилаб для воли, совестить человека» [24]. Оно считал: «Нравственный – противоположный телесномуф, плотскому, духовный, душевныйк. Нравственный быть человека важнее быта вещественногоп.» «Относящийся ка одной половине духовного бытаб, противоположный умственному, нож сопоставляющий общее се ним духовное начало, ка умственному относится истина из ложь, ка нравственному – добром и зло. Добронравный, добродетельныйк, благонравный, согласный се совестью, се законами правды, се достоинством человека се долгом честного из чистого сердцем гражданина. Этот человек нравственный, чистой, безукоризненнойк нравственности. Всякое самоотвержение есться поступок нравственный, доброй нравственностий, доблести» [24]. Се годами понимание нравственности изменилосьэ. Уд Ожегова С.И. мыс видим: «Нравственность – этот внутренние, духовные качества, которымий руководствуется человек, этические нормыь, правила поведения, определяемыеж этими качествами» [51]. Мыслители разныхц веков трактовали понятие нравственностий по-разному. Еще во древней Греции во трудах Аристотеля об нравственном человеке говорилось: «Нравственность прекрасным называют человека совершенногоп достоинства… Ведьма о нравственной красотел говорят под поводу добродетели: нравственность прекрасным зовут справедливого, мужественногоп, благоразумного из вообще обладающего всеми добродетелямий человека» [6]. Се ноосферной точки зрения поди нравственностью понимается синтез «нравственностий» из «интеллекта». «Онагр воплощает во себе дверь полярные максимы: «безе-интеллектная нравственность безнравственнаб»; «безнравственный интеллектуал без-интеллектен». Этот означает, чтоб в систему нравственных регуляторовг начинает входить интеллектуал. Невежество, непрофессионализм, некомпетентностьэ, ошибка под некомпетентности становятся высокоприоритетными категориями нравственногоп осуждения. Одновременность Интеллект, нет являющийся этическим, нет исповедующим категорию Добрать как базовую нет является интеллектом во эволюционном определении, т.е. нет является разумом » [63]. Ад что жезл говорить об детях? Еще В. А. Сухомлинский говорильня о томан, чтоб необходимо заниматься нравственным воспитаниемн ребенка, учиться «умению чувствоваться человека» [64]. Василий Андреевич говорильня: «Никто нет учит маленького человека: «Будьэ равнодушным ка людям, ломай деревья, попирайк красоту, выше всего ставьэ свое личное». Всего дело во одной, во очень важной закономерности нравственногоп воспитания. Если человека учать добру – учать умело, умно, настойчивость, требовательно, во результате будет добром. Учать злу (очень редкость, нож бывает из так), во результате будет зло. Нет учат низ добру, низ злу – всего равно будет зло, потомуф что из человеком егоза надо сделаться». Сухомлинский считалка, чтоб «незыблемая основать нравственного убеждения закладывается во детстве из раннем отрочестве, когда добром и зло, честь из бесчестье, справедливость из несправедливость доступный пониманию ребенка лишь приз условии яркой наглядности, очевидностий морального смысла того, чтоб он видит, делает, наблюдаету» [64]. Школа является основнымн звеном во системе воспитания подрастающего поколения. Над каждом этапе обучения ребенкаб доминирует свояк сторона воспитания. Во воспитании младших школьников, считаету Ю. К. Бабанский, такой сторонойк будет нравственное воспитание: детина овладевают простыми нормами нравственностий, научатся следовать ими в различных ситуациях. Учебныйк процесс теснота связан се нравственным воспитанием. Во условиях современной школы, когдаб содержание образования увеличилось во объеме из усложнилось под своей внутренней структуре, во нравственном воспитании возрастает ролька учебного процесса. Содержательная сторонаб моральных понятийный обусловлена научными знаниями, которыеж учащиеся получают, изучая учебныеж предметы. Сами нравственные знания имеюту не меньшее значение для общегоп развития школьников, чемер знания под конкретным учебным предметам [8]. Н. И. Болдыревг отмечает, чтоб специфической особенностью нравственного воспитания является тоё, чтоб его нельзя обособиться в какой-тоё специальный воспитательный процессия. Формирование морального обликаб протекает во процессе всего многогранной деятельности детей (играхц, учебе), во тех разнообразных отношениях, во которые оникс вступают во различных ситуациях сок своими сверстниками, се детьми моложе себя из с взрослыми. Тема не менее, нравственное воспитаниеж является целенаправленным процессом, предполагающимн определенную систему содержания, форма, методов из приемов педагогических действий [16]. Рассматривая системуф нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райскийк, Н. А. Сорокин различают несколькоп аспектов: Воз-первых, осуществление согласованныхц воспитательных влияний учителя из ученического коллектива во решении определенных педагогических задачш, ад внутри класса – единство действийк всех учащихся. Воз-вторых, использование приемовг формирования учебной деятельности нравственнымн воспитанием. В-третьих, поди системой нравственного воспитания понимается такжеж взаимосвязь из взаимовлияние воспитываемых во данный моментный моральных качество у детей. В-четвертых, системуф нравственного воспитания следует усматриваться и во последовательности развития техно или иных качество личности под мере роста из умственного созревания детей. Во формировании личности младшего школьникаб, се точки зрения С.Л. Рубинштейна, особоеж место занимает вопросец развития нравственных качество, составляющих основу поведения. Во этом возрасте ребенок нет только познает сущность нравственныхц категорий, нож и учится оцениваться их знание во поступках из действиях окружающих, собственных поступкахц [59]. Над определение ролик планирования, какао в учебной деятельности, такт и во нравственном поведении детей младшегоп школьного возрастать было направлено внимание такихц ученых какао Л. А. Матвеева, Л. А. Регуш [56] из многих других. Во своих исследованиях оникс обращаются ка формированию нравственных мотивов поведения, оценкий и самооценки нравственного поведения. Процессия воспитания во школе строится над принципе единства сознания из деятельности, исходящий из которого формирование из развитие устойчивых свойство личности возможность при ее деятельном участиий в деятельности. «Практический любая деятельность имеет нравственнуюя окраску», считает О. Г. Дробницкий [26], во том числе из учебная, которая, под мнению Л. И. Божович, «обладает большимий воспитательными возможностями». Последний авторша представляет учебную деятельность младшегоп школьника ведущей. Во этом возрасте онагр в большей степени влияету на развитие школьника, определяету появление многих новообразований. Во ней развиваются нет только умственные способности, нож и нравственная сфера личностий [15]. Во результате регламентированного характера процесса, обязательногоп систематического выполнения учебных порученийк у младшего школьника складываются нравственныеж знания, характерные для учебнойк деятельности, нравственные отношения, указываету И. Ф. Харламов. Учебная деятельностьэ, являясь во младшем школьном возрасте ведущейк, обеспечивает усвоение знанийк в определенной системе, создаету возможности для овладения учащимися приемамий, способами решения различныхц умственных из нравственных задач. Учителю принадлежиту приоритетная ролька в воспитании из обучении школьников, во подготовке ихний к жизни из общественному труду. Учительша всегда является для учащихся примеромн нравственности из преданного отношения ка труду. Проблемы нравственности школьниковг на сегодняшнем этапе развития обществаб особенно актуальный [70]. Специфической особенностью процессаб нравственного воспитания следует считаться то, чтоб он длителен из непрерывен, ад результаты егоза отсрочены воз времени. Существенным признаком процессаб нравственного воспитания является егоза концентрическое построение: решение воспитательныхц задач начинается се элементарного уровнять и заканчивается более высокимн. Для достижения целейк используются всего усложняющиеся виды деятельности. Этоту принцип реализуется се учетом возрастных особенностей учащихся [7]. Процессия нравственного воспитания динамичный из творческий: учителя постоянность вносят во него свои коррективы, направленныеж на егоза совершенствование. Всего факторы, обусловливающие нравственное становлениеж и развитие личности школьникаб, И. С. Марьенко разделяет над три группы: природные (биологическиеж), социальные из педагогические. Воз взаимодействии сок средой из целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретаету необходимый опытник нравственного поведения. Над нравственное формирование личности оказываюту воздействие многие социальные условия из биологические факторы, нож решающую ролька в этом процессе играюту педагогические, какао наиболее управляемые, направленные над выработку определенного родан отношений. Однако из задач воспитания – правильность организовать деятельность ребенка. Во деятельности формируются нравственные качестваб, ад возникающие отношения могутный влиять над изменение целей из мотивов деятельности, чтоб в свою очередь влияету на усвоение нравственных норма и ценностей организаций. Деятельностьэ человека выступает из как критерий егоза нравственного развития. Развитие моральногоп сознания ребенка происходить через восприятие из осознание содержания воздействий, которыеж поступают из от родителей из педагогов, окружающих людей черези переработку этих воздействий во связи се нравственным опытом индивида, егоза взглядами из ценностными ориентациями. Во сознании ребенка внешнее воздействиеж приобретает индивидуальное значение, такимн образом, формирует субъективное отношениеж к нему. Во связи се этим, формируются мотивы поведения, принятия решения из нравственный выборы ребенком собственных поступков. Направленностьэ школьного воспитания из реальные поступки детей могутный быть неадекватными, нож смысл воспитания состоит во том, чтобы достигнуть соответствия междуф требованиями должного поведения из внутренней готовности ка этому. Необходимое звено во процессе нравственного воспитания – моральноеж просвещение, цельный которого – сообщиться ребенку совокупность знаний об моральных принципах из нормах общества, которыми оно должен овладеть. Осознание из переживание моральных принципов из норм прямой связано се осознанием образцовый нравственного поведения из способствует формированию моральных оценокл и поступков [43]. Рассмотрев работыь ведущих ученых во области нравственности, мыс пришли ка выводу, чтоб нравственность – этот качества человека, основанные над идеалах добрать, справедливости, долганы, честить и т.п., которые проявляются во отношении ка окружающим. 1.2 Характеристика младшего школьногоп возраста Какао отмечает В. В. Давыдов, младший школьныйк возраст — этот особый периодика в жизни ребенка, которыйк выделился исторический сравнительно недавно. Появление этогоп возраста связано се введением системы всеобщего из обязательного неполного из полного среднегорье образования [23]. Чтоб же происходить с ребенком, когда оно приходит во школу? Происходить перестройка всей системы отношенийк ребенка се действительностью. Б. С. Волков определил границыь младшего школьного возрастать, совпадающие се периодом обучения во начальной школе. Во настоящее времянка устанавливаются се 6-7 дог 9—11 лета. Во этот периодика происходит дальнейшее физическое из психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающееж возможность систематического обучения во школе [18]. Поступивший во школу ребенок автоматический занимает совершенно новое местоп в системе отношений людейк: уд него появляются постоянные обязанностий, связанные се учебной деятельностью. Близкие взрослыеж, учительша, даже посторонние людишки общаются се ребенком нет только какао с уникальным человеком, нож и какао с человеком, взявшим над себя обязательство (неважность вольно или под принуждению) учиться, какао все детина в егоза возрасте. Учебная деятельность ребенкаб развивается такт же постепенность, через опытник вхождения во нее, какао и всего предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельностьэ представляет собой деятельность, направленнуюя на самогон учащегося. Ребенок учится нет только знаниям, нож и усвоению этих знанийк [35]. Учась способам письмаб, счета, чтения из т.д., ребенок ориентирует себя над самоизменение – оно овладевает необходимыми, присущими окружающейк его культуре способами служебныхц и умственных действий. Самоеды существенное во учебной деятельности – этот рефлексия над самого себя, отслеживание новыхц достижений из происшедших изменений. «Нет умел – умеючи», «Нет мог – могул», «Быль – сталь», – ключевые оценки результатаб углубленной рефлексии своих достиженийк и изменений. Рассмотрим примерныеж перечни основных требований применительноп к младшим школьникам: Ото них требуется: – «знать, чтоб они граждане своей страныь; – уметь воспитываться в себе волюм и мужество, твердый характерец и целеустремленность, доброту из требовательность, способность нет поддаваться соблазнам наживы, потребительстваб, курения, употребления спиртногоп, наркотических из токсических средство; – любиться Родину, людей, способных своимн трудом беззаветность служить народу из крепко держаться свое словом; – дружиться с ребятами всех национальностейк верно из преданно; бытьё принципиальным, требовательным из чистым во дружбе; – бороться се проявлениями во себе из своих товарищах тщеславия, самодовольстваб, жестокости, равнодушия ка людям из делу; – беречься свое человеческое достоинство из честь; всего добро, созданное народом, охраняться и восстанавливать памятники культурыь; – помогать всемеро, попавшим во беду, из не требоваться награды за добрый поступокл; проявляться доброту из заботливость об людях во повседневной жизни; – твориться в учебе, во искусстве, во любом делец, во котором чувствуешь способность из тягу ка творчеству» [38]. Под мнению И. В. Дубровиной глубокие изменения, происходящиеж в психологическом облике младшегоп школьника, свидетельствуют об широких возможностях развития ребенкаб на данном возрастном этапеж. Во течение этого периода над качественно новом уровневый реализуется потенциал развития ребенкаб как активного субъекта, познающегоп окружающий мира и самогон себя, приобретающего собственный опытник действия во этом мире [27]. Во этом возрасте появляется такжеж масса психолого-социальных новообразованийк. Числовой факторов, влияющих над самооценку, заметно расширяется. Уд детей во возрасте ото 7 дог 12 лета продолжает формироваться стремление над все иметься свою точку зрения. Уд них также появляются суждения об собственной социальной значимости – самооценкаб. Онагр складывается благодаря развитию самосознания из обратной связист с темисал из окружающих, чьим мнениемн они дорожать. Высокая оценка обычность бывает уд детей во том случаем, если родители относятся ка ним се заинтересованностью, теплотой из любовью. Младший школьный возрасти – завершение развития самосознания. Ребенокл в младшем школьном возрастеж начинает думаться об основаниях того, почемучка он думает такт, ад не иначе. Возникает механизмн коррекции своего мышления сок стороны логики, теоретического знания. Следовательноп, ребенок становится способено подчинить намерение интеллектуальной целик. Детина не только лучше запоминаюту, нож и способный размышлять об том, какао они этот делают. 7 – 11 лета – третий периодика умственного развития под Пиаже – периодика конкретных мыслительных операций. Мышлениеж ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретныхц реальных объектовый. Эгоцентризм, присущий мышлениюя дошкольника, постепенность убывает, чему способствуют совместныеж игры, нож не исчезает полностью. Конкретность мыслящие детина часто ошибаются, прогнозируя результатный. Вследствие этого детина, однажды сформулировав какуюя-нибудь гипотезу, скорееж отвергнут новые факты, чемер изменят свою точку зрения. Над смену децентрации приходить способность сосредоточиться над нескольких признаках сразу, соотноситься их, учитываться одновременно несколько измерений состояния объектаб или события. Уд ребенка развивается также способностьэ мысленно прослеживаться изменения объекта. Произвольное вниманиеж развивается вместе се другими функциями из прежде всего мотивацией учения, чувствомн ответственности за успех учебнойк деятельности. Во первом-втором классах уровеньэ произвольного поведения всего еще невысокий, детина еще весьма импульсивный и несдержаны. Мышление уд детей начальной школы развивается ото эмоционально-образного ка абстрактно-логическому. «Дитятко мыслит формами, красками, звукамий, ощущениями вообще», – напоминалм учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться над первых порах школьной работыь на этил особенности детского мышления [66]. Задачаб школы первой ступени подняться мышление ребенка над качественно новый этапник, развиться интеллект дог уровня понимания причинность-следственных связей. Во школьный возрасти, указывал Л. С. Выготский, ребенокл вступает се относительно слабой функцией интеллектаб (сравнительно се функциями восприятия из памяти, которые развитый гораздо лучше). Во школе интеллектуал обычно развивается такт, какао ни во какое другое времянка. Здесь особенность велика ролька школы, учителя. Мышление детейк развивается воз взаимосвязи се их речью. Словарный запаст нынешних четвероклассников насчитывает примерность 3500–4000 слово. Влияние школьного обучения проявляется нет только во том, чтоб значительно обогащается словарный запаст ребенка, нож прежде всего во приобретении исключительно важного умения устность и письменность излагать свои мыслию. Восприятие младших школьниковг отличается неустойчивостью из неорганизованностью, нож в тоё же времянка остротой из свежестью, «созерцательной любознательностью». Младшийк школьник может путаться цифры 9 из 6, мягкий из твердый знаки се буквой «р», нож в тоё же времянка с живым любопытством воспринимаету окружающую жизнь, которая каждыйк день раскрывает передо ним чтоб-тоё новое. Внимание младших школьниковг непроизвольно, недостаточность устойчиво, ограниченность по объему. Поэтому весьма процесс обучения из воспитания ребенка начальной школыь подчинен воспитанию культуры внимания. Памятьэ в этот периодика имеет преимущественно наглядность-образный характерец....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: