VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование информационных коммуникационных технологий в развитии наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011693
Тема: Использование информационных коммуникационных технологий в развитии наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»


Дефектологический факультет

Кафедра специальной (коррекционной) педагогики
Направление подготовки
                                                                             
44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Дошкольная дефектология»




ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ)  РАБОТА
                                                        
              

На тему: «Использование информационных коммуникационных технологий в развитии наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития»

                                                               Работа выполнена студенткой
                                                           Горюшиной Надеждой Николаевной

                                                                                                                  -------------------------------------
                                                                                                                    (подпись)

                                      Научный руководитель
                                               Крупенникова Ирина Валентиновна
к.,пс.,н.,ст., преп.,кафедры
                                                                                     ------------------------------
                                                                                                                       (подпись)
                                                      




                                        Допустить к защите

                             Зав. кафедрой  
Симановский Андрей Эдгарович
доктор педагогических наук, к.,пс.,н., доцент

-----------------------------
(подпись)
                                                                                       «________» _______________ 2018 г.




Ярославль
2018
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………7
1.1. Развитие мышление  у детей дошкольного возраста………………………7
1.2. Особенности развития наглядно - образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………13
1.3. Анализ  программ по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….18
1.4. Использование информационных коммуникационных технологий в развитии наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………….23
Выводы по 1 главе………………………………………………………………26
Глава 2. Психолого-педагогическая программа развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием информационных коммуникативных технологий………………………………………………….29
2.1. Методический аппарат исследования	……………………………………..29
2.2. Содержание психолого-педагогической программы  по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам информационно-коммуникативных технологий………………………………………………….32
2.3. Оценка эффективности психолого-педагогической программы по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………40
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….51
Заключение ………………………………………………………………………52
Библиографический список …………………………………………………….54
Приложение………………………………………………………………………59

Введение
      Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Его мышление в раннем дошкольном возрасте формируется благодаря общению со взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных формах предметной, предметно игровой, игровой, трудовой и учебной деятельности (С.Л.Новосёлова)
     Дошкольное  детство - основной и главный период для развития всех психических процессов. Именно в это время закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Время для активного познания окружающего мира. Знакомство с миром предметов их качествами и свойствами. Именно в этот период у детей формируется наглядно-речевые, наглядно-образные элементы мышления.
     В отечественной педагогике и психологии  вопросами формирования наглядно-образного мышления, у детей старшего дошкольного возраста отражены в работах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Немова Р.С., и др..
     Мышление – это познавательный процесс  характеризующий обобщенным о опосредованным отражением действительности.
     Мыслительная деятельность детей с задержкой психического развития является сложным объектом изучения. У детей с задержкой психического развития мышление характеризуется несформированностью мыслительных операций и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отличается инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию и подражанию (Певзнер М.С., Власова Т.В., Лебединкий К.С.). 
     В работах отечественных психологов и педагогов: Выготского Л.С., Лубовского В.И., Кузнецовой У.Е., Мастюковой Е.М., Певзнер М.С., Стребелевой Е.А., Соловьева И.М., Шиф Ж.И., и др., рассматриваются проблемы развития мышления детей с задержкой психического развития. Для развития мышления детей с задержкой психического развития разработано множество программ и дидактических игр, но во времена компьютеров и планшетов эти дидактические игры и программы становятся не достаточно современными. 
     Современный темп развития общества свидетельствует о том, что вся наша жизнь стала информативной. Создание,  обработка и передача информации становиться главным видом из операций. Технические устройства используются во всех видах деятельности, в том числе и образовательной.
     Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с нарушением в развитии индивидуальным и повысить эффективность любой деятельности.
     Применение информационно коммуникативных технологий в обучении детей с задержкой психического развития становиться необходимым условием, так как позволяет при помощи информационных технологий,  в доступной, привлекательной, игровой форме достигнуть новых качеств знаний, развивать мышление, творческую деятельность, трудовые операции, что способствует повышению качества образования среде детей дошкольного возраста.
     Вопросами формирования наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития с применением информационно-коммуникативных технологий посвящены работы: Кукушкиной О.И., Никольской И.А., Полат Е.С.. 
     Цель исследования – разработать и апробировать   психолого-педагогическую программу по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использование информационно-коммуникационных технологий.
     Объект исследования – развитие наглядно-образного мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
     Предмет исследования – психолого-педагогические условия для развития наглядно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникационных технологий.
    Гипотеза – коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами информационно-коммуникационных технологий будет происходить более успешно при соблюдении ряда условий:
- использование метода проблемных ситуаций, умение использовать свои знания при решении познавательных задач: умение находить свое решение, проявлять творческую фантазию, инициативу.
- включить в программу специально подобранные игры способствующие  формированию у детей представление о целостном образе предмета, умении соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.
 - использовать компьютерные технологии: демонстрационные презентации и интерактивные игры для развития наглядно-образного мышления
        В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Изучить особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Подобрать диагностический инструментарий для выявления особенностей наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую  программу, по развитию наглядно-образного мышления у   старших дошкольников с ЗПР.
     Практическая значимость заключается в том, разработанная нами программа по развитию наглядно-образного мышления  у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть использована специалистами  и педагогами дошкольных образовательных  и коррекционных учреждений,  при проведении коррекционной работы. Специально подобранные интерактивные игры могут быть рекомендованы родителям для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях для детей данной категории.
























Глава 1 Теоретические основы наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста
1.1.Развитие мышления у детей дошкольного возраста
      Мышление — это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Знания и прошлый опыт человека взаимодействуют с чувственным познанием и памятью человека и преобразуют их. Л.С. Выготский называл этот процесс интеллектуализацией восприятия и памяти. Восприятие приобретает свойства осмысленности и категориальноcти. Память становится словесно-логической. 
       Развитие мышления начинается в младенческом возрасте в течение первого года жизни (Л.С.Выготский). Формирование мышления идёт независимо от функции речи по своим собственным признакам. Основным условием развития мышления детей является прицельное воспитание и обучение. В процессе воспитания ребёнок овладевает не только предметными действиями, но и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, а потом  и сложные задачи, а так же понимать требования предъявляемые взрослыми. Исследованию детского мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и зарубежных психологических школ  (А.А.Люблинская, В.С.Мнухина, Ж.Пиаже).  В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Ребёнок в процессе восприятия простейших явлений природы и общественной жизни, приучаясь к организованным занятиям в детском саду, расширяет свой умственный кругозор, приобретает новые знания, участвуя в жизни семьи и детского сада. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, что составить основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы. Благодаря увеличению количества знаний у ребёнка, с изменением содержания представлений происходит перестройка характера умственной деятельности. У ребёнка возникают новые формы мышления. Дошкольник начинает по другому относиться к поставленной перед ним интеллектуальной задачи, пользуется другими способами для её решения.  Таким образом, рассматривая развитие мышления дошкольника, следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса – изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности ребенка.[17]    
    Зарубежные авторы, идентифицируя мышление и речь, считают, что оно развивается после 7 – 8 лет, когда ребенок уже связанно говорит, а, значит, уже оснований нарушить специфический характер интеллектуального развития ребенка и отказываться от его специального рассмотрения с этих новых позиций, может рассуждать (Э.Клапаред, В.Штерн, К.Бюллер, Дж. Селли). Дошкольное детство, по их мнению, является алогичным. Хотя развитие мышления неразрывно связано с развитием других познавательных процессов, а также с общими изменениями деятельности ребенка.
        Ж.Пиаже вместе со своими сотрудниками осуществили большое число конкретных исследований, в результате которых им было сформировано представление о структуре интеллекта и общим направлении его развития. Мышление, по Ж.Пиаже, представляет собой систему операций. Операция определяется как внутренние действия. [21]
         Согласно Ж.Пиаже, выделяются 4 стадии развития мышления (от рождения до зрелости):
    1 стадия  сенсомоторный интеллект (конец первого года жизни до 3 лет). 
     2 стадия охватывает период  до-оперативного мышления ( от 2 до 7, 8 лет.)  
    3 стадия – конкретных операций (от 7-8 лет 11-12 лет.). 
    4 стадия –  абстрактных операций с предложениями или высказываниями ( от 11-12 лет до 14-15 лет.) Происходит организация операций в структурное целое. Возникает, как говорит Ж.Пиаже, синтез возможного и необходимого [21].
      Наглядно-действенное мышление начинает развиваться с раннего детства.  Ребенок замечает имеющиеся связи между предметами, самостоятельно начинает устанавливать новые, учитывая их в своих действиях, возникают простейшие формы всякого мышления – отвлеченность и обобщенность. В орудии ребенок выделяет те признаки, которые важны для употребления, остальные отодвигаются на задний план. Так, ребенок, научившись действовать палкой, начинает использовать меч, зонтик. Знакомым орудием он начинает использовать в своих ситуациях для решения задач. Обобщение закрепляется в словах. В наглядно-действенном мышлении принимают участие образы, предполагается результат действия. По мере накопления ребенком опыта практических действий,  его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Он осмысливает в уме действия и результат. Возникает наглядно-образное мышление.
          Наглядно-образное мышление – это такой вид мышления, в котором решение задач происходит с опорой на имеющиеся в сознании человека образы. Эта форма мышления находится в стадии становления в старшем дошкольном возрасте. На этой стадии преобразование ситуации происходит  образном плане без участия практических действий. Важно знать, что образные преобразования ситуации могут возникнуть на определенном уровне развития, способность к оперированию образами «в уме» возникает, и развивается в процессе взаимодействия линий психического развития: предметных действий, действий замещения, речи, подражания, игровых действий. Образы могут отличаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Мыслительная деятельность выступает как оперирование образами [запорожец].
         Конкретно-образный характер мышления ребёнка придают опыт взаимодействия с различными предметами. С одними предметами он встречается часто и, многообразно действуя с ними, рано выделяет их, различает качества, стороны, свойства, что приводит к обобщенному их представлению. С другими предметами он встречается реже, и более односторонне познает их. Таким образом, обогащение опыта ребенка идет неравномерно.
     Надо помнить, что в образном плане невозможно пробовать, а надо представить себе правильных ход решения. Для этого у ребенка должны быть сформированы образы-представления: он должен представить себе цель; представить перемещение предметов в пространстве, зафиксировать точно все этапы действия,  с включением речи в процесс решения. Таким образом, предпосылками к возникновению наглядно-образного мышления являются  уровень развития ориентировочно-исследовательской деятельности и включение речи в решение наглядно-действенных задач [20].
         Результатом развития наглядно-образного мышления становится усиление и проявление творческого потенциала, и более глубокого овладения школьниками учебной деятельности. В этот период мышление достигает весьма высокого уровня, опирается на модели, схемы, на словесно зафиксированные эталонные образы, связи и отношения, между объектами действия. Можно утверждать, что наглядно-образное мышление к концу дошкольного возраста тесно связано с речевой деятельностью ребенка. [20].
         Расширение опыта ребенка, в старшем дошкольном возрасте имеет серьезные преобразования в отношении развития умения планировать и регулировать практические действия, операции носят все более отвлеченный характер, заключаются в понятиях. Эта способность приобретается  благодаря расширившемуся знакомству ребенка с предметами и явлениями окружающей действительности, так или иначе взрослый  словесно обозначает предметы, что-то ему объясняет, дает указания, описания тех или иных предметов. Ребенок способен мыслить о предметах даже тогда, когда их непосредственно не воспринимает. Сам процесс отвлечения может возникнуть под влиянием соответствующих словесных описаний, объяснений и т.д. В наглядно-образном плане  описания будут ребенком поняты только в том случае, если они опираются на сходные воспринимаемые ими представления предмета и явления [30].
          Л.В.Занков наблюдал становление наглядно-образного мышления в процессе сюжетно-ролевых игр, так как в них учатся действовать предметами-заместителями, в этом виде игр развивается творчество и воображение, что напрямую связано с развитием наглядно-образного мышления. Действия детей постепенно сворачиваются и переносятся в образный план, а затем обозначаются лишь словом.
      Следующим видом мышления является словесно-логическое.  Это  высший этап развития мыслительной деятельности.  Ребёнок овладевает основными логическими операциями мышления, которые становятся его внутренними мыслительными операциями. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Анализ — процесс разделения предмета на составные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объекта с различных сторон. Синтез — процесс соединения различных элементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей и получения новых знаний о предмете. Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения. Обобщение — объединение предметов,  по какому- либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит в основе формирования понятий. Абстрагирование— вычленение какого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных. Конкретизация — применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.
     Операции мышления являются взаимозависимыми, обладают свойствами обратимости и дополнительности. Каждая из парных мыслительных операций имеет смысл только во взаимосвязи с другой: анализ с синтезом, сравнение с обобщением, абстрагирование с конкретизацией. Так, анализ неразрывно связан с синтезом. Ребёнок  сначала разделяет объект на части, а затем объединяет их, но  в других сочетаниях, в результате чего формируется новое знание об объекте.
     На этой стадии ребёнок начинает мыслить в соответствии с логическими правилами, используя понятия, суждения и умозаключения, что дает ему возможность систематизировать знания и управлять своей мыслительной деятельностью. Обычно это происходит в подростковом возрасте.
     Формирование мышления  каждой новой генетической стадии не сменяет прежние, а присоединяется к ним. У взрослого человека сохраняется взаимодействие всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление взрослого существенно отличается от аналогичных видов у ребенка, так как опирается на систему знаний об объекте и на способы логического анализа ситуации. В свою очередь словесно-логическое мышление обогащается использованием образов конкретных объектов, что делает его более живым, ярким, индивидуальным. У каждого человека преобладает один из видов мышления, что связано обычно с его профессиональной деятельностью или сферой интересов. [20] которое возникает на базе наглядно-образного. Это особый вид мышления в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия – это значения употребляемых слов. Они вырабатывались с созданием языка и его развитием. Понятия – средства логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемых по определенным правилам [20].
       В работах Божович описано, что период после рождения и до поступления в школу, является, как это признано специалистами, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем знаний и умений, а также овладения различными видами деятельности [5].
           При рассмотрении развития мышления в раннем возрасте надо помнить, что уменьшенное развитие ребенка отнюдь не сводится к последовательной смене одних видов мышления другими. Это развитие одновременное, многоплановое. Виды мышления не только сменяют друг друга, но и сосуществуют взаимовлияя и взаимозаменяясь [5].
        Таким образом,  все виды воспитания, направленные на развитие личности, протекают под контролем мыслительной деятельности. На этой основе осуществляется процесс анализа, синтеза, обобщения, классификации, конкретизации. Основной формой познания окружающего мира является мышление. Оно протекает на базе чувственного познания (ощущения, восприятия, памяти). Именно поэтому огромное значение для всестороннего развития личности ребенка имеет формирование и становление всех видов мышления, этот процесс должен носить систематический  и целенаправленный  характер, что обеспечивается только в условиях обучения и воспитания.


1.2. Особенности развития  наглядно-образного мышления у детей старшего  дошкольного возраста с задержкой психического развития
       Т.В.Егорова,  изучая особенности наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития, обнаружила, что у дошкольников данной категории  наблюдается отставание в интеллектуальной, эмоциональной и личностных сферах. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития. Они испытывают трудности в формировании образных представлений недостатки сформированности зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления детей с задержкой психического развития проявляются: 
1.Дефицит мотивационного компонента,  крайне низкая познавательная активность, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.
2.Нерациональность регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб.
3.Длительная несформированность операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
4.Нарушение динамических сторон мыслительных процессов.
   В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития (ЗПР), отличающих их от детей с нормальным психическим развитием.
   Дошкольный возраст – это главный период овладения социальным пространством  через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
   Принципиальные новые достижения приносит ребенку  дошкольный возраст. В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. У дошкольников с задержкой психического развития уровень познавательной активности снижен. Это проявляется, прежде всего, в их недостаточной любознательности,  не интереса к окружающему миру. Дети с задержкой психического развития, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, вообще не задают вопросов. Они  медлительные, пассивные, с замедленной речью. Другие задают вопросы, которые преимущественно касаются лишь внешних свойств окружающих их предметов. Это несколько расторможенные, многословные и даже болтливые дети, они не могут усидеть на одном месте. Задав вопрос, они из-за своей подвижности могут про него забыть. Умение ставить такие вопросы и способность самостоятельно находить требующие разрешения проблемы являются важными проявлениями мыслительной активности. У детей с задержкой психического развития нет готовности к решению познавательных задач.
    Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития недостаточно сформированна  и отчетливо проявляется уже на ориентировочном этапе – основная функция, которого состоит в анализе условий задачи и в  предварительном составлении общего плана решения, в определенной стратегии поиска. Этот важнейший этап у данных детей практически отсутствует.
     Анализируя исследования (Л.С.Выготского, Г.М.Дульнева, В.И.Лубовского, В.Г.Петровой, Г.Е.Сухаревой, Ж.И.Шиф и др.) мы обнаружили, что у детей с задержкой психического развития особенные трудности вызывает решение задач, в которых необходимо осмыслить и выделить проблемную ситуацию, проанализировать её условия, найти новый способ решения, опираясь на обобщение прежнего опыта.
     Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и сравнение) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов и явлений окружающей действительности (умение мысленно расчленять объекты на составляющие их элементы, выделять отдельные признаки и свойства предметов) такие дети проводят бессмысленно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате этого они затрудняются в установлении связей между частями предмета, устанавливают обычно лишь зрительные свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Анализ предметов отличается меньшей полнотой и недостаточной тонкостью [20].
     Из-за не умения анализировать предмет затруднен синтез.  У детей с задержкой психического развития отмечается специфическая особенность мышления  в операции сравнения, в ходе которой приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Дети проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым, затрудняются установить сходства и различия в предметах.
     Недостаточный уровень сформированности операции обобщения  является следующей особенностью мыслительной деятельностью детей с задержкой психического развития  (умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак), к установке связей и зависимостей между предметами и явлениями окружающего мира. Это отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Родовые понятия носят у детей с задержкой психического развития смешанный, плохо дифференцированный характер. Дети недостаточно владеют операцией абстрагирования – всякая вещь и всякое событие для такого ребенка приобретает значение в зависимости от ситуации. У них нет способности к абстрактному мышлению, что проявляется во всех сферах нервно-психической деятельности [20]. 
     Анализ уровня развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР показывает неоднородные результаты. Среди детей дошкольного возраста есть такие (30%), кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев (60%) детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети (10%), которые, использовали все попытки и всевозможную помощь, с заданием так и не справляются [45].
     Развитие наглядно-образного мышления включает в себя три этапа: перенос практического опыта в наглядно-образный план; дети устанавливают причинно-следственные зависимости и анализ сюжетов со скрытым смыслом (детальное рассмотрение и осознанное воображение) [49].
     Учитывая все вышеперечисленные особенности наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития можно выделить одно из направлений коррекционно-педагогической работы – развитие познавательной мыслительной деятельности детей, развитие основных видов мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного, словесно-логического, они связаны между собой и не могут существовать друг без друга.
    В процессе коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития учитель-дефектолог должен учитывать  основные этапы развития мышления, ставить следующие задачи: создание предпосылок к развитию наглядно-образного мышления; формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способов ее выполнения. Формирование метода проб. Включение речи в процесс решения всех познавательных задач; обучение детей воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, опираясь на свой практический и социальный опыт; развитие понимания временных и причинно-следственных связей; развитие умения выполнять предметную классификацию и группировку по образцу, слову и самостоятельно; решение логических задач [44].
     Таким образом,  психологической особенностью детей с задержкой психического развития является то, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание  в наибольшей степени наблюдается во время решения задач, предполагающих использование наглядно-образного мышления. У большинства дошкольников с задержкой психического развития отсутствует стремление к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Затруднения испытываемые детьми связаны с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере теми интеллектуальными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении). Отставание в развитии мыслительных процессов говорит о том, что  необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развитие наглядно-образного мышления,  навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
1.3. Анализ программ по развитию наглядно-образного мышления у детей  старшего дошкольного возраста
     Специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению психологических особенностей детей с задержкой психического развития. В научно-методической литературе представлены практические рекомендации к организации педагогического процесса и комплексной коррекции задержки психического развития в раннем и дошкольном детстве в дошкольных учреждениях и специализированных группах. До настоящего времени остается актуальной проблема оптимизации модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения. 
     Анализ исследований показывает, что развитие наглядно-образного мышления – это сложный и длительный процесс. Различные ученые по-разному рассматривали подходы к развитию наглядно-образного мышления. Рассмотрим некоторые из этих подходов. 
     И.С. Якиманская (1989) считает, что развитие образного отражения действительности у дошкольников идет в основном по двум линиям: а) совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщенное отражение предметов и явлений; б) формирования системы конкретных представлений о том или ином предмете [50]. 
    Формировании умений оперировать образами предметов или их частей -основная линия развития наглядно-образного мышления. Основой такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы. Такие умения возникают у детей в ходе усвоения двух тесно взаимосвязанных систем действий. Вначале формируется система анализирующих действий, в процессе которых ребенка обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета, т. е. обучают идти от общего к частному. В продуктивной деятельности, в процессе которых ребенка обучают воссоздавать вначале основные части предметов, а затем производные формируется система воспроизводящих действий. [20]. 
     В результате специальной тренировки дети в старшем дошкольном возрасте  могут овладеть многими возможностями, связанными с наглядно – образным мышлением. Тренировка наглядно - образного мышления дошкольников старшего возраста, направлена на развитие следующих способностей. 
1) Осуществлять мысленное преобразование образа: предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например, такие как: расчленение на части и соединение их в целое и многие другие. 
2) Ориентироваться в пространстве с помощью простой план - схемы, а также самостоятельно ее создавать. 
3)Создавать простые схематические изображения различных объектов. 
4) Умение планировать свои образы в уме.  Способность дает возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата. 
  У детей с задержкой психического развития фактически отсутствует  возможность  решения наглядно-образных задач до конца дошкольного и начала младшего школьного возраста. Только следующие виды заданий: рисование, лепка, аппликация, прохождение лабиринтов, конструирование не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать способствуют развитию наглядно-образного мышления [11]. 
      Разработанный А. Р. Лурия и его учениками метод обучения детей модельному конструированию  успешно используется дефектологами в психокоррекционной работе с детьми с ЗПР церебрально-органического генеза. Суть этого метода заключается в том, что образцы-модели предъявляются ребенку заклеенными плотной белой бумагой, и прежде чем начать строить, ребенок должен сам планомерно исследовать образец, подобрать к нему соответствующие детали, т. е. модель-образец предлагает ребенку определенную задачу, но не дает способа ее решения [40]. 
    Н. Н. Подъяковым предложен метод конструирования по условиям. Ребенку предлагают сделать из готовых деталей предмет, который может быть использован в определенных, заранее заданных условиях, т. е. в этом случае ребенок не имеет перед собой образца, а ему даны условия, исходя из,  которых необходимо определить, какой должна быть постройка, а затем сконструировать ее. При обучении детей конструированию по условиям мыслительные процессы детей приобретают более опосредованный характер, чем при конструировании по образцу [44]. 
     В соответствии с ФГОС описание образовательной деятельности основных образовательных программ дошко.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44