VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогические условия формирования бережного отношения к природеу детей дошкольного возраста в процессе экологического образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000408
Тема: Педагогические условия формирования бережного отношения к природеу детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Содержание
Министерствo oбразoвания и науки Российской Федерации
Федеральнoе гoсударственнoе бюджетнoе oбразoвательнoе
учреждение высшегo прoфессиoнальнoгo oбразoвания
«Уральский гoсударственный педагoгический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра естествознания и методики его преподавания в начальных классах


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 
ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная 
рабoта дoпущена к защите 
зав.кафедрoй ЕиМП
Моисеева Л.В.
______________________
Испoлнитель:
Миндиярова Ольга Константиновна
Студент 43 группы з/о ИПиПД
____________________
Научный рукoвoдитель:
Ворошилова В.М.,
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Еи МП
__________________

Екатеринбург 2014
СОДЕРЖАНИЕ
     
     ВВЕДЕНИЕ  
     3
     ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.
     6
     1.1 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
     6
     1.2 Сущностная характеристика понятия бережного отношения к природе.
     14
     1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий способствующих формированию бережного отношения к природе у дошкольников. 
     23
     ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по формированию бережного отношения детей к природе.
     33
     2.1 Уровень сформированности бережного отношения детей к природе на начальном этапе исследования
     33-
     2.2 Реализация педагогических условий формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
     43
     2.3 Уровень сформированности бережного отношения к природе на заключительном этапе исследования
     47
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     56
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
     58
     ПРИЛОЖЕНИЯ
     
     
     
ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования 
     Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.
     Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям [29].
     Экологическое образование способствует формированию бережного отношения к природе детей дошкольного возраста, формирует у ребенка правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
     Степень разработанности проблемы.
     Методика ознакомления дошкольников с природой рассматривалась в трудах С. А. Веретенниковой, Э. И. Залкинд, Л. А. Каменевой, Н.Р. Кондратьевой, В. И. Логиновой, Л. М. Маневцевой, М. М. Маpковской, П. Г. Саморуковой, 3. Д. Сизенко-Казанец, В. Г. Фокиной и других авторов.
     Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н.Н. Вересова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и другие).
     Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и других). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и другие).
     Проблема экологического образования дошкольника относится к числу коренных проблем теории образования и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания [30].
     Проблема заключается в том, какие педагогические условия будут способствовать эффективному формированию бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.
     Цель выявить, теоритически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
     Объект исследования. Процесс экологического образования в ДОУ.
     Предмет. Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников.
     Гипотеза. Формирование бережного отношения к природе у дошкольников будет эффективным, если:
     – экологизировать развивающую предметную среду
     – регулярно проводить природоведческие экскурсии, учитывая краеведческий принцип
     Задачи
     1.Выявить особенности экологического образования детей дошкольного возраста. 
     2.Дать сущностную характеристику понятия бережного отношения к природе. 
     3.Теоритически обосновать педагогические условия способствующие формированию бережного отношения к природе у дошкольников.
     4.Опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
     Работа состоит из 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 63 источника и количество приложений 10.
     
ГЛАВА 1. 
     Теоретические основы формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
     
     1.1  Особенности экологического образования детей дошкольного возраста 
     
     В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического образования дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем [14].
     Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. 
     Психолого-педагогические исследования в области экологического образования детей ведутся в нашей стране около 30 лет. Анализ исследований показывает, что в начале 70-х годов цель экологического образования понималась отечественными специалистами только как просвещение. Заметим, что в это время в ряде зарубежных стран уже была осознана необходимость действий по охране природы и ориентации экологического образования на решение экологических проблем. Во второй половине 80-х цель экологического образования стала пониматься как формирование экологической культуры и забота о защите природной среды[14].
     Экологическое образование и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе [30].
     В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического образования дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и другими провозглашалась необходимость: 
     1. Усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 
     2. Построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
     Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
     В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и другие и неживой И. С. Фрейдкин и другие природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
     Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
     В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания [10].
     Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
     В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
     Экологическое образование — часть целостного процесса воспитания, обучения и развития личности, происходящего на основе получения системы знаний в области взаимодействия человека и природы, влияния производственной деятельности на природную среду, умений и навыков природоохранной деятельности [24].
     Экологическое образование в широком смысле – процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая образованность). Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды [22].
     Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания условий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада.
     Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое образование всего населения, а особенно молодого, подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
     Использование методов и приемов зависит от возраста ребенка и особенностей мышления [23].
     Первым звеном системы образования является дошкольное образовательное учреждение. А это значит, что первым этапом экологического образования должно стать решение задач данного направления деятельности уже в условиях детского сада. Дошкольный возраст – это начальный этап формирования личности человек, его ценностных ориентации в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе, к окружающим людям и, конечно же, к природе. Поэтому столь важно уже в этом возрасте заложить не только интерес к познанию природного окружения, системе знаний о её объектах и предметах, связях и зависимостях, существующих в природе. Огромное значение имеет формирование у детей правильного понимания природы, воспитание у них потребности бережного отношения и любви ко всему живому.
     Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих с ней в зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды. Экологическое образование в дошкольном учреждении возможно при условии:
     * наличия базы, создании обстановки
     * использования самых разнообразных форм работы в решении задач
     * работы с родителями [29].
     Задачи педагога – вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.
     Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий его мир, умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на псе, как растения связаны с воздухом и водой и т. д.) и могли применить полученные знания в своей практической деятельности. Этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и различные игры. Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать те игры, которые понятны им, доступны возрасту и не противоречат принципам экологического образования [29].
     Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать мероприятия, посвященные экологическим праздникам: 22 марта — Всемирный день воды, 1 апреля — Международный день птиц, 22 апреля — Международный день Земли, 22 мая — Международный день биоразнообразия, 5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября — Всемирный день животных [29].
     В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).
     В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
     Программа  Н.Н. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
     Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».
     Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
     Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
     Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. 
     Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. 
     Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае [28].
     Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и бережного отношения к ней, жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства[10].
     1.2 
Сущностная характеристика понятия бережного отношения к природе
     
     Отношение — набор ценностей и убеждений, связанных с определенным предметом. Наши отношения это выборы, которые мы сделали. 
     Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, о некоторых биоценозах, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование[45].
     Меняя форму хозяйственной деятельности, человек меняет отношение к природе, ее ресурсам. Неизменными эти отношения оставаться не могут, так как любая деятельность предполагает вторжение в природу. Анализ отношений человек – природа показывает, сколь устойчивыми были традиционные отношения и как непросто они поддавались деформации под действием чуждых мировоззрений. Первое вторжение человека в природу осуществлялось благодаря охоте и орудиям охоты. Если бы не было традиций, сводящих к минимуму экологический урон, человек лишил бы природу возможности воспроизводить себя. Человек должен соблюдать баланс между воспроизводством, с одной стороны – общества, с другой – природы . Во всех действиях, раскрывающих отношение к природе, заложен первичный принцип: как я сегодня отношусь к природе, так сегодня, завтра, в будущем буду жить я, моя семья, мой народ.  Отношение к природе определяет не каждый человек в отдельности, а культура в целом, к которой человек принадлежит. Следовательно, средства контроля разрушительного воздействия человека на природу должны быть найдены в культуре, а не в поведении каждого человека. 
     Человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на "человечность". С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания.
     Бережное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает целеустремленное развитие моральных чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения. Моральные чувства – обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у ребенка сформированы начала моральных чувств, то он будет понимать другого, а следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и, главное будет пытаться помочь, защитить. Природа является носителем эстетического отношения, благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста за своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников бережного отношения к природе. Воспитательный процесс должен быть сбалансирован так, чтобы дети, любуясь красотой природы, проникались судьбой красивого. Образцом является педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского, который писал, что любоваться красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности. Василий Александрович стремился наполнить жизнь детей, эмоционально-эстетичным содержанием, приобщить их к миру прекрасного. Своей практической деятельностью он убедительно доказал, что добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира [34].
     В.А. Сухомлинский указывал что, жизнь убедила его в том, что когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, – он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность. Педагогическим ключом, который поможет решить проблемы морального воспитания, В.А. Сухомлинский считал обучение ребенка делать добро [34].
     Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его бережного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим людям [51].
     Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
     Процесс становления бережного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее. Вопросы бережного отношения к природе рассматривали философы, социологи, биологи, педиатры, психологи (А.М. Гиляров, Д.Н. Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринов и др.). Этическое отношение к природе стало возможным тогда, когда отпала необходимость убивать каждого встречного животного, чтобы выжить. А.М. Гиляров писал, что у человека на современном этапе этика – это не только наука о том, как обращаться с людьми и с самим собой, но также и о поведении в биосфере и в космосе. Только тогда, когда этические проблемы охраны природы станут проблемами, которые касаются каждого человека, более того, когда каждый человек будет руководствоваться этикой при общении с животными, только тогда можно будет сказать, что человечество достигло новой ступени в своем моральном развитии [33].
     Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т.е. воспитывая чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. 
     Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанных с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Формируя бережное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления. Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них. Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.
     Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуком-солнышком, другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки – почти великан, поэтому может нанести им вред. Внимание детей стоит привлечь к поведению птиц, когда они кушают. После каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие. А отсюда правило: наблюдая за животными, стой тихо [28].
     Для воспитания у детей бережного отношения к живым существам очень полезны жители уголка природы и домашние животные. Периодически осматривая растения, внимание детей необходимо привлечь к цвету и упругости листьев растений, чистоте перьев или шерсти животных, их поведения (весело щебечут, играются, чистятся и тому подобное). При этом нужно отметить, что их самочувствие и жизнь полностью зависят от нас – людей. Детям нравится рассматривать домашних жителей. Главное – заинтересовать малышей, а в дальнейшем они будут сами замечать множество деталей во внешнем виде и поведении живых существ, сообщать о них взрослым и ровесникам. Ценным является то, что дети учатся обращать внимание на потребности живых существ, присматриваться к их поведению (а не созерцать их), обнаруживать зависимость между состоянием растения или животного и беспокойством о нём. Доброжелательность взрослых, эмоциональный язык, мимика способствуют возникновению у детей сочувствия, сопереживания, которые лягут в основу реального взаимодействия, непосредственного общения их с объектами окружающей среды [37].
     Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: Не «обижай животное», не «трогай растение» и другое. Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей самокритичности, умение анализировать свои поступки, сравнивать их с поступками других.
     Сформированные этические представления могут быть реализованы в поведении детей только с условием, когда моральными нормами в своей деятельности, быту руководствуются взрослые, прежде всего – родители. Если поведение родителей, воспитателя противоречит этическим представлениям ребенка, то сознание его раздваивается: так должно быть, но делать так не обязательно. Педагогически подходящим является ознакомление детей с заботливым отношением к природе в пределах города, государства. Это подкормка животных зимой, высадка деревьев, создание заповедников, ведение Красной книги и тому подобное. Рассказывая об этих мероприятиях, необходимо акцентировать внимание детей на том, что именно так люди заботятся, берегут о родной природе [28].
     Бережное отношение к природе предусматривает формирование способов морального поведения и деятельности детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках. По данным психологических исследований, человек запоминает 10% того, что он слышит, до 50% того, что видит, и почти 90% того, что делает. Моральные поступки – беспокойство о животных и растениях, которые есть в доме, уголке природы детсада, в ближайшей окружающей среде – начало создания активных ценностей. Сначала малыши присматривают за живыми существами вместе со взрослыми, выполняют несложные поручения. Научившись создавать условия для нормальной жизнедеятельности домашних жителей, дети самостоятельно будут заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых. Учитывая психологические особенности дошкольников, взрослые имеют систематически и осмысленно оценивать их деятельность. Для малышей похвала является лучшим стимулом, чем осуждение. Взрослые должны замечать наименьшие успехи ребенка, ведь лишь успех порождает успех. Важным воспитательным средством является выращивание растений на участках, подкорм птиц зимой, систематические наблюдения за поведением птиц [7].
     Благодаря прогулкам в природу дошкольники упражняются в моральном поведении. Одно из важных заданий – не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животного или растение, которое нуждается в помощи. Воспитатели дошкольных учреждений и родители, уделяя внимание специально организованной деятельности, почти не интересуются повседневным поведением детей в окружающей среде. Поэтому ребенок может действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы еще не стали его моральным сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний мир личности является определяющим в воспитании морально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него бережного отношения к природе.
     По тому, что иногда можно наблюдать, как ребенок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносит вред живым существам. Поэтому мы, взрослые, должны следи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.