VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические условия формирования мотивации выбора партнера у старших дошкольников в игровой деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009556
Тема: Психолого-педагогические условия формирования мотивации выбора партнера у старших дошкольников в игровой деятельности
Содержание
Введение
     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
       Подход к изучению игровой деятельности старших дошкольников как деятельности целостной ставит проблему исследования роли личностных компонентов в этой деятельности. Одним из таких компонентов являются мотивы. Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость строить рассмотрение проблемы психического развития детей на базе изучения динамического единства его мотивационной сферы, деятельности и поведения [1, с 67].
    Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения – одна из стержневых в психологии. Ее исследование имеет весомое значение, как для теории психологии, так и для общественной практики. Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности.
  Мотивация тесно взаимосвязана с игрой. Последняя -  оказывается своеобразным барометром общественных отношений, происходящих перемен в дошкольном возрасте. Проблема мотивации при выборе партнера по игровой  деятельности у дошкольников относится к числу малоизученных.  
     С позиций современных педагогических разработок  мотив рассматривается как «одно из важнейших структурных образований игровой деятельности». Такое понимание мотива помогает  для дальнейшей изучения  проблемы своеобразия мотивации выбора партнера в  игровой деятельности детей, на это указывали Катаева А. А.,  Стребелева Е.А.[2] 
      Ведь мотивационная сфера старших дошкольников обуславливает, в свою очередь,  протекания всех видов игровой деятельности. 
       В игровой деятельности дошкольники  вступают в систему социальных  отношений, начинают функционировать в контакте с другими детьми.     
      В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается «как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации» [1, с 72].
    Игра является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.  Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: «понимание взаимоотношений людей и их действий; умение применить накопленные знания в условиях игры; умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своей роли и их ролей».  В игровой деятельности  проявляется также эмоциональное отношение детей к собственной деятельности и к действиям партнеров.
         Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее острые и напряжённые переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки.
       Особенно велика роль межличностных отношений в детстве, так как для маленьких детей их общение с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие всестороннего развития личности.
         Межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения, как представления о другом человеке (о его социальных и личностных качествах), как способность к совместной деятельности.
        Именно в дошкольные годы, как показывают специальные исследования     А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, завязываются первые отношения и мотивации общения между детьми в разных видах детской деятельности.
       Группа детского сада первичная социально – психологическая общность, первое «детское общество», которое оказывает, наряду с семьёй, воздействие на становление личности дошкольников. Становление личности в группе сверстников  во многом зависит от того, какие отношения складываются между её членами, поэтому важно изучать особенности развития межличностных отношений дошкольников.
        Очень велико взаимоотношение с окружающими. Их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Дети, которые мало общаются со сверстниками, не могут наладить с ними контакт  и не принимаются ими из-за неумения строить свои отношения, не могут быть интересными окружающим, чувствуют себя уязвимыми, отвергнутыми, непонятыми. Это может привести к резкому  снижению самооценки, возрастанию робости, к  конфликтам, замкнутости, что естественно отрицательно скажется на его психологическом состоянии.  Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать мотивационную сторону в выборе  партнера в разных видах детской деятельности, научить  детей строить отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал препятствием на пути  всестороннего развития личности.
      Игровая деятельность – один из тех видов деятельности, которую  можно использовать в целях формирования и развития осознанного выбора партнера. Ведь игру отличают наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер деятельности, что подразумевает направленность на сам игровой процесс и на переживания играющих. И в первую очередь от взрослого зависит, какой климат сложится в детском коллективе.    
         В игре дети намного сговорчивей, уступчивей, терпимей друг к другу, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «не доросли», а именно: в отношениях взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом».
       Взрослые могут помочь в двух отношениях: во-первых, обучить социальным навыкам на наглядных примерах и пояснениях; во-вторых, создать условия, которые позволяют детям приобрести положительный опыт взаимодействия со сверстниками.  В связи с тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения и мотивации выбора партнера в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.  Среди условий, оказывающих этому поддержку, большинство авторов называют игру и общение со взрослыми. Взрослые передают детям не только средства и способы игровой деятельности, развивают коммуникативные способности,  но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослых дети имеют возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать соответствующий сюжет, получить помощь в выборе партнера. Но главное - взрослые наделяют смыслом для дошкольников игровую деятельность, помогают удержать мотивацию и направить на развитие сюжета, на общение со сверстниками. 
       Значимость темы состоит в том, чтобы показать, как развивается мотивация  выбора партнера у детей  старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Проблема: какова связь формирования мотивации выбора партнера у старших дошкольников в игровой деятельности.
Цель исследования: изучение особенностей мотивации при  выборе партнера по игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования:  мотивационная сфера старших дошкольников при выборе партнера по игровой деятельности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования мотивации выбора партнера у старших дошкольников в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс выбора партнера в игровой деятельности и  формирования адекватных межличностных отношений у старших дошкольников будет эффективным, если в качестве средства развития коммуникативных навыков  будет использоваться игровая деятельность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития межличностных отношений, выбора партнера в игровой деятельности, формирования коммуникативных навыков  детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить показатели сформированности осознанного выбора партнера в игровой деятельности у   детей старшего дошкольного возраста.
При выполнении работы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, а также разработка коррекционно-развивающей программы, которая способствует формированию осознанного отношения к выбору партнера  в игровой деятельности  у старших дошкольников.
Теоретическая значимость состоит в том, что:
*расширено представление о развитии  мотивации партнера в игровой деятельности и коммуникативных навыков у  старших дошкольников;
*обоснован процесс формирования осознанного отношения к выбору партнера в игровой деятельности у  старших дошкольников;
*выявлены показатели формирования  межличностных отношений старших дошкольников посредством игровой деятельности.
Практическая значимость исследования:
*разработана и применена коррекционно-развивающая программа, которая способствует развитию осознанного  отношения к выбору партнера в игровой деятельности у старших дошкольников.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования мотивации  выбора партнера  у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
         Старший дошкольный возраст (6-ти - 7 лет) характеризуется «как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма». В этот период идет активное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
     В этом возрасте происходит развитие познавательных, мыслительных и психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
       Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, которая направлена на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал: « Умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности».
       Для психического развития очень важен старший дошкольный возраст, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят значительные изменения в психологической сфере. Постепенно центральное место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.
      Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. «Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому. От конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления» [3, 4 c.].
Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольников. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении.
     В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи. Речь из ситуативной становится контекстной. Ребенок уже без каких-либо затруднений может справиться с формулировкой  и оформлением своих мыслей. Развивается ее регулирующая функция. Складываются планирующая и инструктивная функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности. Преодолеваются проблемы звукопроизношения. Обогащается словарный запас. В активный словарь детей этого возраста входит 2500-3000 слов. Ребенок активнее начинает использовать в своей речи прилагательные, существительные с обобщенным значением (посуда, одежда и т.д.), наречия. Формируется связная речь, ребенок без особых затруднений может рассказать или пересказать, использует монолог.
       Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.
           Огромные изменения происходят в качественно-количественных характеристиках внимания. В старшем дошкольном возрасте происходит процесс его совершенствования: значительно возрастает объём и устойчивость, возникают элементы произвольности на восприятии. Дошкольник может сосредоточить свое внимание на восприятие 3-4 объектов и удерживать внимание на одном объекте в течение 10-15 минут.
     Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.
      Воображение испытывает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что «предполагает планирование и программирование деятельности».
       В дошкольный период происходит развитие способности детей к произвольной регуляции эмоций. Она в сравнении с движением еще менее развита: дошкольнику трудно скрыть свои эмоции, подавить страх и тревогу.     Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами.
       У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития заострять внимание на формировании у дошкольников  способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния.
           У детей старшего дошкольного возраста появляются навыки произвольного поведения. У них активно формируются нравственно-этические или личностные нормы. Ими различаются понятия «хорошо - плохо», «добро - зло» и т. д.  Достаточно хорошо дошкольник понимает правила поведения и нормы, но не всегда контролировать свое эмоциональное состояние.
       Дети непроизвольно выражают собственные чувства, эмоции легко узнаваемы по мимике и выразительности жестов.
    Период дошкольного детства можно назвать периодом аффективных переживаний, так как эмоции носят нестойкий характер. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных детей», имеющих проблемы в развитии  эмоциональной сфере:
*Агрессивные дети. В конфликтных ситуациях эмоции выражают очень бурно, неуравновешенные. Это проявляется в аффективном поведении, направленном на сверстников.
*Эмоционально расторможенные дети. На все реагируют слишком быстро. Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к негативному эмоциональному состоянию, что нарушает целенаправленность и произвольность деятельности и поведения.
*Эмоционально заторможенные дети. Замкнутые, ранимые, робкие, переживают свои эмоциональные проблемы в одиночестве, избегают общения. Их характеризует невыраженность, «бедность» эмоциональных реакций.
           Таким образом, можно выделить основные направления развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций, происходит формирование эмоционального фона психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения чувств и перепадов настроения. Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного всестороннего развития всех процессов и видов  деятельности. [3, 11 c.]
1.2 Особенности развития общения в старшем дошкольном возрасте
        Одним из важных условий жизни и психического развития человека является общение. Дети живут, растут и развиваются в социуме, в переплетении различного рода связей и отношений.
       В дошкольном детстве складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников разных видов деятельности. Изучение мотивации в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что недостаточное общение дошкольника со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. 
        В дошкольном возрасте начинают закладываться основы стереотипов поведения, психологических основ отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития социальных отношений. По наблюдениям известных педагогов и психологов, важную роль в этом играет семья, то есть, если в семье применяется агрессия  друг к другу, и всему окружающему, то и для ребенка станет нормой такая схема поведения в отношения к сверстниками. 
      Препятствием для развития полноценных отношений с окружающими людьми может стать тот факт, что у детей этого возраста появляются отрицательные качества. Необходимость ранней диагностики и коррекции общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками не совсем благополучно складываются,  и этот отрицательный статус в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.
       Дошкольный возраст - особо важный период в воспитании, т.к. «является возрастом первоначального становления личности ребенка». В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на его развитие, на мотивацию партнерских отношений.
   Серьезную помощь взрослым при воспитании старших дошкольников может оказать знание особенностей  мотивации отношений между детьми в дошкольном возрасте и тех трудностей, которые у них при этом возникают.       Благодаря более высокому уровню развития мышления, речи, воображения, общение в старшем дошкольном возрасте приобретает более сложный характер.
      М. И. Лисиной выделены две формы общения с окружающими  в дошкольном возрасте: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
      Внеситуативно-познавательная форма общения с взрослыми складывается в первой половине дошкольного возраста (3-4 года). Дошкольники начинают задавать большое количество вопросов взрослым, что обусловлено их возрастающими познавательными потребностями. Своими вопросами "как?", "почему?", "зачем?" дети стремятся открыть различные стороны окружающего мира, установить между ними связи. Вопросы характеризуются беспорядочностью и разнообразием: "Почему деревья шумят?", "Куда течет вода в реке?", "Что такое ветер?" и т.д.[21,54] Ведущим мотивом внеситуативно-познавательной формы общения является познавательный, а взрослые выступают как источник познания об окружающей действительности. Речевые операции являются основным средством этой формы общения. Они позволяют выйти за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Дети этого возраста отличаются обидчивостью, повышенной чувствительностью к замечаниям, интенсивным эмоциональным реагированием на них. Это характерное явление для внеситуативно-познавательной формы. Дошкольники, таким образом, пытаются привлечь к себе внимание взрослых.
       В дошкольном детстве осуществляется переход к  более сложным формам общения, выходящим за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации, то есть к внеситуативным. Дети становятся способными общаться по поводу различных предметов и явлений, отсутствующих в поле восприятия.
          В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает значимость общения со сверстниками. Дети переносят свой опыт общения со взрослым на сверстника и реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми. Для дошкольников становится важным признание, уважение, доброжелательное отношение сверстников, являющихся партнерами по совместной деятельности.
       Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстниками:
   • деловой мотив, под воздействием которого дошкольники побуждают друг друга к общению в качестве партнеров по совместной деятельности, у обоих возникают положительные эмоциональные состояния от самого процесса практического взаимодействия;
   • личностный мотив, который проявляется в феномене "невидимого зеркала", т.е. дошкольники видят в действиях сверстников отношение к самому себе и почти не замечает в нем все остальное;
    • познавательный мотив, под воздействием которого осуществляется общение со сверстниками как с равными партнерами, что можно использовать для развития познания и самопознания.
            М. И. Лисиной и А. Г. Рузской были выделены особенности общения дошкольников со сверстниками, которые существенно отличаются от его общения со взрослым:
    • большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий, что обусловлено обширным функциональным составом общения сверстников и многообразием коммуникативных задач;
    • интенсивная эмоциональная насыщенность, которая выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и эмоциональной направленности действий по отношению к сверстнику;
     • нестандартность и нерегламентированность общения детей, раскованность и ненормированность действий, использование непредсказуемых и нестандартных средств общения;
     • доминирование инициативных действий над ответными, что проявляется в неспособности продолжить и развить диалог, который может распадаться из-за отсутствия ответной реакции и вызывать конфликты.
       В психологии и педагогике выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.
   * Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна в возрасте от двух до четырех лет. При такой форме общения дошкольники стремятся к самовыражению. Они ждут от сверстников участия в своих играх и поддержки общего веселья.  В сверстниках дети воспринимают только отношение к себе, а действия, желания, настроения партнеров  по общению чаще всего они просто не замечают. Эмоционально-практическое общение по содержанию и средствам является ситуативным: оно полностью зависит от конкретной ситуации взаимодействия и от практических действий сверстника. Взаимодействие детей в ситуации общения младших дошкольников может нарушить появление привлекательного предмета. Дети переключают свое внимание на этот предмет, могут начать драться из-за него. Основными средствами такого общения являются локомоции или экспрессивно-мимические движения. После трех лет в общении дети начинают активнее пользоваться речью. Но все же, речь остается очень ситуативной и может являться средством общения только при зрительном контакте и выразительных движениях.
    * Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до старшего дошкольного возраста. После четырех лет у дошкольников (особенно тех, кто ходит в детский сад) привлекательность сверстников как партнеров по общению начинает превосходить привлекательность взрослых и выполнять все большую роль в их жизни.[22,84] Вместе с этим начинает приобретать коллективный характер сюжетно-ролевая игра. Дети начинают тянуться друг к другу,  им больше нравится играть вместе, а не по одному. Общение с другими в сюжетно-ролевой игре осуществляется на двух уровнях: на уровне игровых взаимоотношений и на уровне реальных отношений. Последние в сою очередь существуют за рамками игрового сюжета: дети обсуждаю условия и правила игры, распределяют игровые роли, производят контроль над действиями других и т. д. Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на другой.
  * Деловое сотрудничество является основным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты общим делом. Для получения общего результата становится необходимостью согласовывать свои действия с другими партнерами и учитывать их активность. Такое взаимодействие между детьми становится очень важным  и необходимым компонентом их общения, и его можно назвать «сотрудничеством». Помимо потребности в сотрудничестве также ярко проявляется потребность в признании и уважении среди сверстников. В общении дошкольников со сверстниками начинают проявляться элементы соревновательности и  конкурентности. Среди средств общения на данном этапе начинают доминировать вербальные средства.
        В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается внеситуативно-деловая форма общения, значительно возрастает число внеситуативных контактов. На этом этапе можно выделить "чистое общение", которое не связано с конкретными предметами и действиями с ними. На протяжении достатоточно долгого времени дошкольники могут общаться, не осуществляя при этом никаких практических действий. Происходит усиление тенденции к внеситуативности, и все же, общение детей в старшем дошкольном возрасте происходит на фоне совместной деятельности: общей игры, рисования, лепки и др . Во взаимоотношениях детей сохраняется соревновательный характер. Дошкольники начинают обращать внимание на определенные эмоциональные и  психологические стороны партнера – настроения, желаний, интересов, потребностей.
         Все мотивы поведения к старшему дошкольному возрасту образуют определенную систему взаимоотношений, соподчинений.  Наиболее важные  по своей значимости мотивы начинают подчинять себе другие. Постепенно начинает формироваться умение сдерживать свои поступки и эмоции, вызванные менее значимыми мотивами.
         Старшим дошкольникам легче сдерживать себя, противостоять своим непосредственным побуждениям, чем младшим. Различные "мотивы-ограничения" по своей побудительной силе отличаются: мотив поощрения обладает наиболее сильным побудительным эффектом,  а запрет взрослого - самый слабый. На старших дошкольников оказывает большое влияние мотив «собственное слово». В ситуации деятельности без внешнего контроля дошкольник не сдерживает своих  желаний, но при условии присутствия взрослых или сверстников у дошкольников проявляется  способность к контролю над ними. Направленность всего поведения обусловливается тем, что мотивами деятельности в дошкольном возрасте постепенно формируется определенная система, в которой одни из мотивов начинают преобладать над другими.                
         Уже в возрасте 4-5 лет проявляется способность произвольно управлять своим поведением. Это основывается на тех психологических факторах, которые связаны с содержанием поведения ребенка. Впервые дошкольники задумываются над вопросом о том, каким образом надо себя вести, чтобы заинтересовать сверстников. Это происходит благодаря усвоенному образу поведения и мотивации в выборе партнеров своей деятельности. 
      Произвольность и контроль поведения проходит длительный путь своего формирования. Дети 4-5 лет не могут осуществлять регулирование своего поведения, если образ дан в отвлеченной "идеальной" форме и не основывается на реальных отношениях с другими. Образ должен быть наглядным и конкретным. А контроль со стороны соучастников игры  направляет поведение дошкольников.
      К концу дошкольного возраста формируются первые предпосылки дружеских отношений. Возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми. Старшие дошкольники объединяются в небольшие группы (по два-три человека) и выражают отчетливое предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста возрастает разделение в детском коллективе: одни дошкольники становятся популярными, предпочитаемыми, «всеобщими любимцами», а другие отвергаемыми. На данную дифференциацию в группе сверстников оказывает влияние большое количество факторов, основным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.
       Значительные изменения происходят в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: среди них общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию вербальных средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.
         Таким образом, в дошкольном возрасте у детей формируется система соподчинения мотивов, поведение постепенно становится волевым. Развитие волевой сферы осуществляется в тесной связи с формированием мотивационной  сферы, которое обусловлено возрастанием осознанности и контроля  поведения. Наибольшее значение для развития волевой и мотивационной сфер личности дошкольника имеет игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  
1.3.	Особенности мотивации при выборе партнера у старших дошкольников в разных видах игровой  деятельности.
Игра – основной и ведущий вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. Нужно отметить, что на протяжении дошкольного периода игровая деятельность проходит своеобразный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра,  коллективная сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, игры-соревнования.       
       Точная классификация игр затруднительна, так как детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. В педагогике основу классификации игр заложил П. Ф. Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от спонтанных.  Еще в советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской, которая выделяла  игры организованные (с готовыми правилами) и созданные самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие).
              В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, поэтому важно развивать у детей коммуникативные навыки и мотивацию общения со сверстниками (выбора партнера) .[4, 11 c.]
     Игра – «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». [5, 32 c.]
     Игра является наиболее свободной и самостоятельной деятельностью детей - дошкольников.  Они свободно выбирают направленность игры, партнеров по игровой деятельности и т.д. А так свои  действия с предметами, вовлеченными в игру, отличаются от обычного употребления предметов   независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются  теми значениями, которые сами дети придают им в игре. [6, 27 c.]
          В среднем дошкольном возрасте, и вплоть до 6-7 лет преобладает ролевая игра, представляющая собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых. Дети воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними в специально создаваемых игровых условиях. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых, и мотивированный выбор партнера, соблюдающего и  выполняющего установленные правила. [7, 48 c.]
       Сюжет отходит на задний план, а самым главным для дошкольников  становится ролевая идентификация - смысл игры заключается в разделении ролей и общении со сверстниками. То, что является для дошкольников недоступным в жизни взрослых, они имеют возможность прожить в игровой деятельности.
      Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
      Ролевая игра, возникшая на границе раннего и детского возраста, получает свое дальнейшее развитие. Она достигает расцвета уже в старшем дошкольном возрасте. Развитие игры проявляется, прежде всего, в изменении ее содержания и сюжета.  Для самых младших детей наиболее характерны игры с бытовым сюжетом («дочки-матери» и т. п.). У средних наряду с этим часты игры с производственным сюжетом («железная дорога», «строительство», «больница», «летчики», «поликлиника», «детсад»). У старших детей нередко возникают игры и с общественно-социальным сюжетом («космос», «война» и т. п.).
     Меняется в дошкольный период и содержание детских игр - то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Главным компонентом ролевых игр в младшем детском возрасте является максимально развернутое воспроизведение действий с предметами («тереть  морковку», «резать хлеб», «мыть посуду» и т. п.).  В среднем детском возрасте -  это воспроизведение отношений между взрослыми. А в  старшем возрасте главным становится  выбор партнера, выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Соответственно, ссоры  возникают по разным причинам: из-за игрушек, из-за ролей, по поводу того, «бывает так или не бывает». Важно, чтобы выбранный партнер разделял правила выбранной игры.
     Сюжет и содержание игровой деятельности  воплощаются в мотивации при выборе партнера, в развитии коммуникативных навыков  это и является главным моментом игры.
          Возможность взять на себя роль – это главное, что получают дети  в игре. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия дошкольников и их отношение к действительности, развивается мотивация и интерес к выбору партнера среди сверстников.
    Не смотря на то, каким реалистичным  кажется тот мир, в который вступают дети в игре, он все же не является миром абсолютной свободы и произвольности. В играх ребенок охотно подчиняется  правилам, учатся уступать друг другу, стараются мотивировать выбор того или партнера. У каждой роли свои правила, не каждый из сверстников может с ними справиться, поэтому для каждой игровой деятельности дошкольники могут выбирать разных партнеров.  Но к старшему дошкольному возрасту устанавливаются такие дружеские отношения,  при которых дети играют вместе, не меняя своего партнера в разных играх.  Всё взято из окружающей жизни, заимствовано из отношений в мире взрослых. [7, 106 c.]
     По тому, как  играют дошкольники, о них можно многое узнать: есть ли  лидерские качества, умеют ли договариваться со сверстниками, есть ли какие либо отклонения от нормы и т.д.  В игре дошкольники многому учатся: устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнеров, контролировать их. [8, 34 c.].
     Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольников, на эмоциональное  состояние дошкольников.
      
       Постепенно дошкольники начинают выделять правила, которые есть в каждой игре, и которые воспринимаются как ее центральный момент и побуждают детей к совместной деятельности. От победы сиюминутного желания над правилом дошкольники идут к победе правил над собственными желаниями. [9, 40 c.]
       Игра в современной педагогике является своеобразным культом. До семи лет, пока дети не пошли в школу, им разрешается играть. [10, 16 c.]
         В трудах педагогов-психологов (Т.А. Марковой, В.Н. Мясищева, Л.А. Пельевской, Н.М. Аксариной) по проблеме формирования личности имеются данные, раскрывающие характ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44