- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогические основы внеклассной работы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000377 |
Тема: | Педагогические основы внеклассной работы |
Содержание
Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека [42]. 111111111111111111111111111111111111111111111111111 Различным аспектам изучения читательских интересов детей посвящены труды Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, В.А. Левина, Н.Г. Морозовой, Ю.В. Шарова. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов исследовали М.М. Бахтин, Г.И. Богин, Л.Г. Жабицкая, О.Б. Коман, З.Н. Новлянская, Ю.У. Фохт-Бабушкин. В настоящее время, когда детское чтение кричит СОС, перед учителем начальной школы встает задача: защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании учащихся, привить к нему вкус, интерес. Ведь именно он, учитель, часто стоит у истоков зарождения интереса к этому виду деятельности. «Защитить детское чтение – значит одновременно поддержать и литературу, какой бы развитой, богатой, великой она ни была, если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается смысла, становится ненужной» [14, с.35].11111111111111111111111111111111111111 Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес. Но интерес со стороны учащихся изменяется. Он не исчезает совсем, но трансформируется вслед за изменением способов получения информации. Это явление имеет свое объяснение, и на первом месте, несомненно, развитие новых технологий и овладение ими. Ребенок, в отличие от взрослого, владеет этими новыми способами добывания знаний в недостаточной степени, в то время как книга, к сожалению, отходит на второй план. Как следствие, образуется некий «провал» и снижение интереса из-за ограниченной возможности найти что-либо интересующее в данный момент. Среди других причин падения читательского интереса многие исследователи называют следующие: * недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам учащихся; * направленность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию; * слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников.1 Таким образом, развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности, можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. На уроке чтения обычно нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, мыслям, его субъективным образам; изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ученика, его внутреннему субъективному «Я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри, она всецело подчинена мотивации, идущей извне. Известный критик, философ И.Ф. Карякин говорил: «Пока ученик относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем» [13, с.15]. По его мнению, положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает «иметь значение». Е.В. Швакина пишет так: «Наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность» [51]. «Читательские интересы - это следующая ступень читательской зрелости, ступень значительно более серьезная, которая обязательно предполагает и наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, но из него прямо не вытекает», - считает Е.И. Бушнина. Ведь читательские интересы – это обязательно интересы избирательные, направленные не на книги вообще, а на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта [9, с. 59]. В. А. Сухомлинский писал о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». По этой причине основная задача учителя - формирование устойчивого интереса к чтению [22, с.450]. Но как же учителям пробудить в учащемся интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи? Все просто, нужно «завлекать» учащихся, проводить с ними интересные задания, играя изучать, в общем, проводить внеклассную работу. Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Л. В. Щербу, Г.Н. Кудину, З.Н. Новлянскую, Т.Г. Рамзаеву, М.Р. Львова, О.В. Сосновскую, Н.Н. Светловскую и многих других. Проблема интереса была впервые затронута в работах Я.А. Коменского в XVII веке. Коменский стремился развивать читательские способности и интересы учащихся, «воспламенить жажду знаний и пылкое усердие к учебе, для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность» [16, с 39–41]. Воспитание грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы грамотности закладываются в детском саду и продолжают закладываться в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и пересказу, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что предметные результаты освоения основной образовательной программы с учетом специфики содержания предметных областей по литературному чтению должны отражать: * понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; * осознание значимости чтения для личного развития; * формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; * понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; * достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; * умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения дополнительной информации. Результаты анализа современной ситуации в России показывают, что проблема формирования читательских интересов у младших школьников остается нерешенной в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане [52]. Недостаточная разработанность проблемы развития читательского интереса, ее большая практическая значимость определили актуальность темы данного исследования. Объектом исследования является внеклассная работа по чтению в начальной школе. Предметом исследования являются формы, методы и приемы внеклассной работы, которые влияют на развитие интереса к чтению у младших школьников. Цель работы – выявить наиболее эффективные формы работы по внеклассному чтению, влияющие на развитие читательского интереса у младших школьников. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировав методическую литературу по данной теме, определить сущность внеклассной работы в начальной школе. 2. Путем анализа методической литературы выявить основные формы и методы внеклассной работы, применяемые в начальной школе. 3. Разработать внеклассные мероприятия, развивающие у младших школьников интерес к чтению, создать методические рекомендации, цели по теме исследования в помощь учителю. Гипотеза исследования такова: если обучение чтению подкрепляется систематической внеклассной работой, ведущейся на культурологической основе, с акцентом на нравственно-мировоззренческих аспектах, то значительно активизируется эмоциональная и мотивационная сферы младших школьников, что оказывает благотворное действие на формирование их читательской культуры и на личность в целом. База исследования – МБОУ Лицей №33 города Таганрога. Класс–4; количество 30 человек. В ВКР были использованы такие методы исследования, как анализ литературы культурологического, психолого–педагогического, методического характера; изучение передового опыта учителей; наблюдения; анкетирование и беседы; анализ школьной документации. Глава 1. Педагогические основы внеклассной работы 1.1. Сущность и принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе по развитию читательских интересов младших школьников Создание условий во внеурочной деятельности, которые влияют на развитие читательского интереса младших школьников является одним из важных факторов познавательной активности обучающихся. Н. Н. Светловская пишет о том, что «одним из условий развития читательских интересов у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности» [31, с. 11–18]. Под внеурочной деятельностью можно понимать деятельность, которую педагог организовывает во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность является важной, неотъемлемой частью процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется особенностями территориального расположения, возможностями материально-технической базы, запросами учащихся и их родителей. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», образовательный процесс понимается не только как процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей. Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС. Л.П. Братухина дает следующее определение понятия: «внеурочная деятельность – это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой – неотъемлемая часть системы образования» [46, с.18]. Внеурочная работа ставит перед собой очень важную цель – это формирование и развитие творческой личности учащегося Под внеклассной работой О. Н. Надулишняк понимает необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя, педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога. Урок и внеурочная деятельность тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность может рассматриваться как продолжение уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения доклады по внеклассному чтению, пересказы. В основе организации внеурочной деятельности лежит ряд педагогических принципов. По-другому их можно называть принципами воспитания. Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеурочной деятельности определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности. В.И. Андреев пишет, что «педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [3, с.314–315]. В педагогике принято выделять несколько принципов, на которых базируется внеурочная деятельность. Принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеурочной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности. Во внеурочное время, организуя досуг воспитанников, важно заботиться не только о создании условий для их развлечения, но и о том, чтобы улучшить их физическое состояние, совершенствовать межличностные отношения, обогащать сведениями о разных сторонах действительности. Не менее важным при организации внеурочной деятельности является принцип общественной направленности, который предполагает, что содержание работы будет носить общественно-значимый характер, отвечать актуальными задачами социального развития, будет иметь взаимосвязь с другими видами деятельности. Важным требованием к организации внеурочной деятельности является ориентация на ценности и ценностные отношения. Необходимо постоянное профессиональное внимание педагога на отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, – добру, истине, красоте. По данному принципу происходит "очеловечивание" всех объектов мира. Тогда для ребенка весь мир приобретает определенную значимость. Одним из фундаментальных принципов организации внеурочной деятельности является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Внеурочная деятельность в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей, при этом не исключая индивидуальной работы педагога с отдельными ребятами, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на ученика. Кроме того, важным для организации внеурочной деятельности является также принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование [43]. К.Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности работы, дает нам полную власть над нашими знаниями» [54, с.102]. Главное в том, чтобы во всей работе соблюдалась определенная преемственность, постепенное усложнение видов деятельности, чтобы внеклассные занятия, оставаясь доступными для учеников, постоянно вели их вперед в развитии соответствующих умений и навыков практической деятельности. Не менее важным принципом организации внеурочной деятельности является принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Уважать ребенка и предъявлять требования к нему – это значит внимательно относиться к нему, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его дальнейшего роста и совершенствования. А.С. Макаренко отмечал: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» [43, с.135]. Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке. Выявляя в ребенке положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, вызывая еще большее стремление к совершенствованию, если успехи в развитии школьника замечают и отмечают окружающие его люди: родители, учителя, коллектив сверстников. Одним из основных принципов является принцип добровольности. Важно учитывать желания школьников при организации внеклассной работы. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью. Принцип развития инициативы, самодеятельности, изобретательства, детского технического и художественного творчества требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы каждый ученик в ходе проведения внеклассных мероприятий выполнял бы определенный вид деятельности. Важным требованием к внеурочной деятельности является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Реализация этого принципа предполагает, прежде всего, отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся. Вопросом учета возрастных и индивидуальных особенностей детей занимались видные педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. И.Я. Ланина пишет так: «Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся является важным при организации внеклассной работы. Он позволяет учитывать уровни развития каждого учащегося и, исходя из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым учеником» [47, с. 30]. Одним из принципов организации внеклассной деятельности школьников является принцип мотивированности. А.Н. Леонтьев писал: «Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобретали для него субъективный личностный смысл» [23, с. 214]. В деятельности ребенка должен существовать мотив, побуждающий к выполнению того или иного поручения, к посещению какого-либо кружка, секции. И если этот мотив отсутствует, то и желание ребенка что-то делать тоже исчезает. Мотивом может стать любая проблема: собственная, коллективная, общественная заинтересованность в чем-либо и т.д. Разнообразные формы внеурочной деятельности, в которых реализованы вышеперечисленные принципы и требования, будут положительно влиять на развитие читательских интересов младших школьников. Для внеклассных занятий по чтению, впрочем, как и по другим предметам, не существует какой-либо специальной программы. В зависимости от индивидуальных особенностей отдельного учащегося, особенностей всего класса, возможностей школы, а также своих личных склонностей учитель сам вправе решить, что он будет делать с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на учебную программу. Связь классных уроков и внеклассных занятий есть главное и необходимое требование при организации последних. Значительное внимание, конечно же, уделяется развитию правильной устной и письменной речи. Пересказы, умение сформулировать и высказать собственное мнение, сочинения разных жанров, заучивание наизусть текстов и стихотворений выступают на таких занятиях ведущими видами работы. Можно выделить основные цели и задачи внеклассных занятий по литературному чтению: - развитие у детей интереса к предмету «литературное чтение», к живому языку, к речи; - развитие познавательной деятельности учащихся, приучение младших школьников пользоваться дополнительной литературой; - углубление знаний, полученных на уроках чтения, повышение качества этих знаний и умений [38]. При проведении внеклассных занятий по чтению необходимо учитывать принцип занимательности, который помогает возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению новых знаний. Всякие упражнения и материалы, которые предлагают ученикам, обычно содержат в себе проблемную задачу. Сложные задания могут привлечь учеников свой новизной. Вызывая у учащихся интерес, они поддерживают дух поисков, открытий, активного познания чего-то нового, неоткрытого, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Н.Е. Щуркова считает, что в зависимости от содержания следует выбирать форму и вид внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса [45, с. 27]. Существуют следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество; 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность. Использование развивающих игр помогает созданию занимательности на уроках у учащихся. Еще В. А. Сухомлинский, который считал игру ведущей деятельностью в работе с младшими школьниками, писал: «Игра – это широкое и многократное понятие. Ученики играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение, особенно в дошкольные годы и далее. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью» [47, с.6]. Но, вводя игру во внеклассное занятие или мероприятие, следует помнить, что игровые элементы не могут служить средством развлечения, они должны сопутствовать достижению поставленной цели, осуществлению общих задач внеклассной работы. Общим для всех форм внеклассных занятий является то, что в каждой из них учащиеся имеют возможность решать задачи, выполнять элементарные упражнения, проводить наблюдения над языковыми фактами. Отметим также, что следует обратить внимание на некоторые организационные вопросы проведения внеклассных занятий с учениками первых, вторых и третьих классов. Учитель, планируя работу по той или иной теме, определяет количество занятий по ней, форму проведения каждого, устанавливает их последовательность. При подготовке к занятию намечает, какое участие примут в нем отдельные ученики (заранее предлагает им выучить наизусть стихотворения, инсценирует с учениками некоторые прозаические тексты и т.п.), что он будет читать сам, определят способ объяснения незнакомых ученикам слов, готовит наглядные пособия и т. д. Следует отметить, что на занятиях необходимо использовать различные наглядные пособия. При проведении внеклассных занятий огромное значение имеет оценка ответов учащихся. Пятибалльная система оценки здесь не используется. Поощрения участников занятий осуществляются в виде похвалы учителя, а нередко выявлением победителя (ученика, группы, ряда) в соревновании по числу очков за быстроту, точность, сообразительность при ответе. Учитель заранее определяет количество очков за ответ по тому или иному заданию и приз команде-победителю (флажок, фигурки, звездочки). При переходе учащихся из одного класса в другой по некоторым темам возможно повторное проведение занятий на более сложном материале. Не надо бояться повторения отдельных понравившихся детям игр и других занимательных упражнений. В перерывах между занятиями могут быть использованы и другие формы, предполагающие самостоятельную работу учащихся. «Угадайка» может быть оформлена как своеобразная классная игротека по чтению. Задания, предложенные учителем, записываются на плотных листах бумаги и хранятся в специальных конвертах так, чтобы ученики могли в любое время найти понравившуюся карточку. «Занимательный календарь» (в материалах к нему даны не только тексты, но и рисунки) оформляется как стенная газета и находится в классе до изучения следующей темы. Форма календаря однотипная. Он завершает ту или иную тему, поэтому его всегда открывает вымышленный персонаж Напоминайкин, который кратко подводит итоги изученной темы, напоминает детям основные сведения по ней. В конце календаря выделены некоторые определения, теоретические положения, предполагаются советы, помогающие учащимся лучше запомнить изученное. Все это объединяется общим названием «Узелки на память». В «Занимательном календаре» регулярно помещается материал под рубрикой «Знаете ли Вы?», где сообщаются некоторые интересные факты, так или иначе связанные с темой. «Занимательный календарь» может служить хорошим источником для организации итогового занятия в конце года. Календарь содержит также задания, выполняя которые ученики проверяют свои знания после завершения темы. Задания в «Угадайке» и «Занимательном календаре» не одинаковы по степени трудности. С некоторыми ученики, опираясь на полученные знания, справляются легко, другие могут вызвать затруднения. В этом случае следует ориентировать школьников на то, чтобы они обратились за помощью к взрослым, попытались найти ответ в книгах. Однако нельзя считать задание выполненным, если ученик не нашел нужного ответа. Учитель покажет, что было неверно в решении задачи, каким путем нужно было идти. Размышления ученика над выполнением задания, сравнение своего хода решения с тем, который предложен учителем, помогут школьнику овладеть необходимыми умениями для выполнения сложных заданий. Завершающим этапом работы в конце каждого года обучения может стать утренник, совпадающий по теме с некоторыми занятиями. Например, для первоклассников возможны следующие темы мероприятий: «Наша азбука», «Азбука – к мудрости ступенька», «Сколько слов в языке?», «Мы учим русский язык»; для второклассников такие: «Слово русское, родное», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!», «Говорите правильно». Третьеклассникам предлагаются более сложные темы: «Русская пословица – всем делам помощница», и другие [27, с. 6]. Учитель вправе внести коррективы, исходя из особенностей класса и своих возможностей. Однако при подготовке к занятиям необходимо помнить о том, что упражнения в каждой теме, рассматривающие разные стороны одного и того же явления, располагаются в определенной последовательности и не всегда замена одного задания другим может пройти безболезненно. Уменьшение же объема упражнений, расчленение занятия на два не нарушают работу по теме. При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателем эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие более успешно осуществлять задачи воспитания школьников. 1.2 Основные формы внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах «Внеурочная деятельность по развитию читательского интереса - это сложная, многообразная система» – считает Е.И. Бушнина. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой [10, с. 59]. Формы внеурочной деятельности: 1)Массовая работа. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Формы внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе различны: кружки, утренники, уголок внеклассного чтения, стенная газета, викторины, литературные игры, различные конкурсы и т. п. Ниже рассмотрим более подробно организацию литературного кружка, оформление уголка внеклассного чтения и проведение литературных игр в начальной школе. 2) Групповая работа. К групповым формам работы относятся детские клубы, кружки, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Клубы могут быть различных профилей – литературные, юного физика, химика, математика. 3) Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от учителей знания индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают с большой отдачей. Кроме того, коллективные формы позволяют каждому ученику активно проявить себя; никто не уйдет с чувством обиды на то, что его "опять не спросили". Формы внеурочной деятельности по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. В.И. Шепелева знакомит в своей книге с основными из них: 1) литературный праздник; 2) литературная игра; 3) литературная гостиная; 4) театральный фестиваль; 5) диспут; 6) концерт; 7) интервью; 8) эссе; 9) кружок; 10) олимпиады, конкурсы, викторины; 11) экскурсии; 12) дискуссии; 13) состязание чтецов и др. Литературный кружок. Одним из непременных условий успешной деятельности литературного кружка является вариативность и разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя школьника в позицию активного участника. В работе кружка широко используются и различные рукописные издания (волшебные бюллетени, газеты, дневники), которые информируют всех школьников о некоторых важных событиях, сообщают интересное о героях книг и т.д. Они обычно не сообщают подробных сведений по избранной теме, а останавливают внимание учеников на наиболее интересном, привлекают новизной материала и нередко предполагают им дальнейший путь более глубокого ознакомления с миром книг. Домашних заданий, обязательных и регламентируемых учителем, в работе литературного кружка быть не может. Однако, вне всякого сомнения, занятия будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в подготовительной работе: пользуясь сборниками, готовят сообщения, читают по ролям отдельные отрывки из понравившихся произведений, подбирают материалы для занятий, изготавливают наглядные пособия, оформляют дневники и литературные газеты и т.п. Вот почему в конце каждого занятия учитель предлагает на досуге то сочинить, то почитать, то нарисовать и т.д. Разные рукописные издания (газеты, дневники, уголки) также требуют соответствующей работы, иначе эффективность их окажется весьма низкой. Приемы, ознакомления с ними сохраняют черты, присущие методу работы с книгой, но заметны и некоторые отличия. Небольшие заметки, сообщения и другие материалы могут быть прочитаны вслух на занятиях кружка, некоторые из них обсуждены, для иных возможно продолжение в виде отклика – сочинения. Целый рад подобных материалов предполагает необходимость комментария учителя, указания сборников книг, которые помогают ученикам познакомится с темой более подробно, разыскивание школьников дополнительных сведений о героях, которые могут служить темой для нового обсуждения и т.д. Однако далеко не все на занятиях кружка может быть подано с позиции проблемного обучения. Не случайно при классификации методов обучения чтению Л. П. Федоренко, наряду с методами теоретического и теоретико-практического изучения, выделяет группу методов практического изучения языка (обогащение речи в живом языковом общении). Методы практического изучения языка (в эту группу Л. П. Федоренко включает объяснение непонятных слов, развитие навыков монологической речи, исправление ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой) применимы в процессе кружковых занятий к любой теме. Огромную роль в этом играют монологическая речь самого учителя, звукозаписи с образцами художественного чтения, радиопередачи и т.д. Небезразличным является и способ преподнесения материала (на занятиях кружка известной традицией в создании занимательности стало, например, введение сказочных героев, выбранного сюжета в виде путешествия, экспедиции и др.). Выделяются также, в связи с особенностями предмета и характером деятельности учеников, приемы, позволяющие делать занимательными те или иные этапы занятия, например: использование элементов драматизации, комических ситуаций, включение игр и т.п. Несмотря на разнообразие подобных средств, они имеют общие основы: новизну, необычность, неожиданность, несоответствие прежним впечатлениям. «Все эти особенности, – замечает Г. И. Щукина, – составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристально всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснение, находить выход из создавшейся ситуации» [28, c.90]. На занятиях кружка создаются и такие речевые ситуации, когда вымышленные герои сами о себе рассказывают. Это помогает создать на занятиях кружка сказочную атмосферу, настроить ребят на особый лад, перенести их в особый волшебный мир. Такие выступления ребята готовят сами или с помощью учителя. Как правило, в речи детей умело используются отдельные художественные приемы, меткие эпитеты, метафоры и сравнения. Создать на занятиях особую атмосферу помогает и речь учителя – точная, яркая, выразительная, умело использующая сказочные выражения, э....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: