- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Патриотическое воспитание детей в начальной школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001233 |
Тема: | Патриотическое воспитание детей в начальной школе |
Содержание
Патриотическое воспитание детей в начальной школе Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания в начальной школе 7 1.1. Патриотическое воспитание. Принципы и определения 7 2.2. Основные подходы к патриотическому воспитанию и принципы патриотического воспитания 21 2.3. Формы и методы патриотического воспитания 38 Глава 2. Педагогический эксперимент по формированию основ патриотического воспитания в начальной школе 57 2.1. Констатирующий эксперимент 57 2.2. Формирующая работа по патриотическому воспитанию в начальной школе 64 2.3. Результаты опытной работы по патриотическому воспитанию младших школьников 70 Заключение 78 Список использованных источников 84 Приложения 89 Введение Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.[1,2] Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Важно начать прививать любовь к Родине ребенку с раннего детства, потому как патриотизм - важная черта современной развитой личности. Необходимость патриотического воспитания младших школьников связана с обилием негативной информации, в том числе в СМИ, ставшей доступной для школьников. В связи с этим, так актуальна стала реализация программы гражданского и военного патриотического воспитания. Проблема патриотизма и патриотического воспитания рассматривалась в трудах философов (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова), психологов (И.Б. Котова, С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского), педагогов (Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского), писателей (В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова). Вопросы патриотического воспитания детей изучались в пособиях, методических разработках, научных работах таких педагогов как И.А.Пашкович, Т.А.Касимова, Н.К.Беспятова, Т.С. Буторина, Т.А.Орешкина и другие. Ключевыми понятиями, выстраивающимися вокруг проблемы нашего исследования: «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическое воспитание младших школьников», «патриотическое воспитание в начальной школе». Цель написания настоящей дипломной работы: выявление особенностей патриотического воспитания детей в начальной школе. Для реализации указанной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать источники по теме исследования; 2. Рассмотреть принципы и определения патриотического воспитания; 3. Изучить основные подходы к патриотическому воспитанию и принципы патриотического воспитания; 4. Рассмотреть формы и методы патриотического воспитания; 5. Провести педагогический эксперимент по формированию основ патриотического воспитания в начальной школе. Объект исследования: Процесс патриотического воспитания в начальной школе. Предмет исследования: Система патриотического воспитания в начальной школе. Гипотеза исследования: формирование основ патриотического воспитания младших школьников будет эффективным если: - выявлены теоретические основы формирования основ патриотического воспитания младших школьников в педагогической науке; - раскрыта сущность и содержание понятия «патриотического воспитания младших школьников»; - определены особенности организации педагогического сопровождения формирования основ патриотического воспитания младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности; - разработаны и апробированы формы и методы педагогического сопровождения по формированию основ патриотического воспитания младших школьников; - разработаны методические рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения формирования основ патриотического воспитания младших школьников. Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного педагогического сопровождения по формированию основ патриотического воспитания младших школьников? Методы исследования: 1) теоретический анализ научной, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация. 2) эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный). 3) методы обработки и предоставления результатов. Работ структурирована следующим образом: введение, основная часть, заключение, список использованных источников основная часть, в свою очередь, состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы патриотического воспитания в начальной школе. Во второй главе приводится педагогический эксперимент по формированию основ патриотического воспитания в начальной школе. Практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что в ней приводится обоснование необходимости внедрения системы патриотического воспитания в современной школе как важнейшей составляющей образовательной политики государства. Необходимость эта происходит из перемен и требований, предъявляемых социально-политическая ситуация в стране. Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания в начальной школе 1.1. Патриотическое воспитание. Принципы и определения В условиях многонациональной и поликонфессиональной России осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном и региональном уровнях имеет особую значимость. Об этом свидетельствуют государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Принцип или начало (от лат. principium — начало): 1. Основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений или движущих сил. 2. Руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. 3. Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения. 4. Основная особенность устройства, действия механизма, прибора и т.п. В логике принцип выступает как центральное звено системы, представляющее обобщение и распространение некоторого положения на все явления области, из которой данный принцип абстрагирован; в этике, как внутреннее убеждение, принцип задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности. Понятие «принцип» означает общие правила (положения) формирования и самоформирования систем, обеспечивающие их упорядоченность и целостность функционирования. В практической деятельности принцип проявляются в виде требования[63]. Таким образом, принципы — это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которыми следует руководствоваться при организации и осуществлении деятельности. Анализ определений показывает, что выделенные в них сущностные характеристики имеют непосредственное отношение к педагогической теории и практике: принцип как движущая сила; как точка зрения на что-либо; как внутреннее убеждение, задающее общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности. Система принципов теории воспитания реализует концептуальную функцию воспитания, следовательно, определяет подходы к отбору содержания, форм и технологий воспитания. Реализация целей патриотического воспитания школьников основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы образовательного процесса как целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания школьников. Представленные в классификации Н.Ф. Харламова, универсальные принципы воспитания отражают современное понимание требований к теории и практике воспитательного процесса: [55,132] 1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, который означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям; принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. 2. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания (разработку содержания, выбор методов, форм и средств воспитания), чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде. 3. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса. 4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции. 5. Принцип воспитания в труде, отражает требование вовлечения воспитанников в общественно-полезную деятельность, в том числе организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран мира. 6. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов. 7. Принцип опоры на положительное в личности ребенка требует от педагога веры в позитивные изменения личности в процессе воспитания, в стремление ребенка быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. 8. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив — один из классических принципов советской педагогики, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения. 9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, что предполагает знание учителем возрастных особенностей и индивидуальных различий школьников, доступных способов их изучения и выбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными воспитанниками. 10. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности диктует необходимость обеспечения педагогическим коллективом единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса — семьи школьника и социальных институтов, школы. Анализ литературы по проблеме патриотического воспитания показал, что в фундаментальных исследованиях последних лет определению принципов патриотического воспитания, отражающих его специфику, уделяется большое внимание. Классификации принципов выделенные различными авторами, представлены в табл. 1. [1,2] Таблица 1 Специфические (частно-методические) принципы патриотического воспитания Исследователи Принципы патриотического воспитания З.Т. Гасанов Укрепление единства и целостности РФ; Учет в воспитании особенностей различных категорий населения; Сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве; Содействие в развитии национальных культур и языков народов РФ; Содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов; Развенчание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни; Обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны; Гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям; Сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого; Формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов; Овладение русским языком — средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ Н.В. Ипполитова Интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессами обучения и развития в целостном педагогическом процессе, своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации; Решение задач патриотического воспитания на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность, использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом особенностей контингента воспитанников. А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов Служения Отечеству, Исторической и социальной памяти, Межпоколенной преемственности духовного опыта, Социокультурной и национальной идентификации, Гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, Сакральности символов и смыслов Отечества, Соборности в воспитании духовных основ патриотизма, Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции, Импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании М.А. Терентий Обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; Координацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания; Обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; Зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; Диалектическое единство и органическую взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий. В.В.Гладких координации взаимодействий школы, семьи и общественности в системе гражданско-патриотического воспитания; многообразия, постоянного обогащения и обновления форм, средств и методов социально-культурной деятельности; интегративного и универсального подходов к гражданско-патриотическому воспитанию; вариативности основных направлений гражданско-патриотического воспитания; учета региональных условий в пропаганде гражданско- патриотических идей и ценностей; поликультурности; взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности. Ю. В. Микрюков Гражданственность; Надклассовость; Надпартийность; Надкорпоративность; Общенациональность; Веротерпимость; Приоритетность общественно-государственных интересов над личными; Преемственность исторического и культурного наследия России, е? духовно-нравственных ценностей и традиций; Гуманизм; Многообразие видов, форм, методов и средств; Адаптивность; Постоянное совершенствование; Тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания. Представленные в таблице группы принципов отличаются по содержанию и объему предъявляемых к воспитанию требований. В настоящее время попытки исследователей бесконечно определять новые принципы воспитания подвергаются критике. Практика определения принципов выведенных из общественной воспитательной практики в назывном плане квалифицируется как «субъективно-произвольный акт, редко имеющий какую-либо связь с принципами воспитания» (И.А. Липский и Л.Е. Никитина). Не смотря на критические замечания такие попытки, выявить принципы отдельных направлений воспитательной работы с нашей точки зрения являются обусловленными общественными изменениями в условиях нынешнего состояния проблемы патриотического воспитания. Ознакомление с данными принципами будет полезным, как для студентов — будущих учителей, так и для педагогов практиков, сегодня работающих с детьми. С одной стороны оно расширяет представления субъектов деятельности о разнообразии, неоднозначности и проблематичности выбора принципов патриотического воспитания, а с другой — заставляет задуматься о выборе конкретных принципов как регуляторов системы патриотического воспитания в деятельности определенного педагога, образовательного учреждения — настраивает на творческий подход к данному виду профессиональной деятельности. В результате осмысления общих принципов воспитания и частных принципов патриотического воспитания, предложенных различными исследователями, нами были выделены следующие основополагающие принципы: – Принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания. – Принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания. – Принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников. – Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта. – Принцип исторической и социальной памяти. – Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов. – Принцип социокультурной и национальной идентификации. – Принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании. – Принцип субъектности. В результате сравнительного анализа общих принципов воспитания (представленных классификацией Н.Ф. Харламова), и частных (специфических) принципов патриотического воспитания (см. таблицу 1), мы установили, что между ними существуют неразрывные устойчивые связи в соотношении философских категорий «частное» и «общее». Реализация специфических принципов патриотического воспитания предполагает обязательный учет соответствующих принципов воспитания более общего порядка. Так, например, принципы межпоколенной преемственности духовного опыта, социокультурной и национальной идентификации, соборности отражают в конкретных требованиях суть принципа связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, связи школы с жизнью. Как следует из анализа общие принципы воспитания, предъявляют требования к тому, каким должно быть патриотическое воспитание и как его нужно организовывать Специфические принципы патриотического воспитания, отражают требования к формированию содержания компонентов патриотического воспитания — когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностного и конкретным формам и методам его реализации. Учет двух категорий принципов в педагогическом процессе, с нашей точки зрения позволит сделать работу субъектов патриотического воспитания более эффективной и станет возможно одним из педагогических условий эффективности. Если требования принципа и условия реализации принципа учтены в процессе патриотического воспитания результативность воспитания возрастает, если не учтены — снижается. Тема патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и так далее. Уже в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского она отчетливо звучит как идея объединения русских земель в борьбе против общего врага. Как форма проявления государственного патриотизма и важнейшее направление деятельности государственных и общественных институтов она обретает материальную основу по мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства. Поэтому определение фундаментальных предпосылок современного российского патриотизма особо важно для выяснения его научно-теоретических основ. Трактовок понятия патриотизм множество. Само слово «патриотизм» происходит от греч. patriotes – соотечественник и patris – родина, отечество), однако Владимир Даль представлял патриотизм как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. В Словаре русского языка С. И. Ожегова «патриотизм» это любовь к своему Отечеству, своему народу, преданность им. Советский энциклопедический словарь добавил к вышепривед?нным понятиям ставшую затем крылатой цитату В.И. Ленина: «одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [13,2]. Поэтому, исходя из того, что главный элемент Отечества – народ, предстающий и как социальная общность, и как нация, патриотизм определяют как результат отражения в сознании человека его принадлежности к конкретному Отечеству, характеристики которого во многом совпадают с признаками нации. Взятые в единстве, они интегрируют народ и Родину в целостный образ, возводят его в наивысшую ценность. «Что такое Родина? – писал А.Н. Толстой. – Это – весь народ, совершающий на данной площади сво? историческое движение. Это – прошлое народа, настоящее и будущее. Это – его своеобразная культура, его язык, его характер …». Современные толкования патриотизма связывают также сознание человека с эмоциями на проявление воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, его становления как личности [24,12]. Вес это уместно, так как, во-первых, патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности е? к самоотверженному служению своему Отечеству. Во-вторых, патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, для которых важными критериями являются любовь и служение Отечеству; обеспечение целостности и суверенитета России, е? устойчивое развитие и национальная безопасность; долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами, выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех слоёв общества. В-третьих, патриотизм – это сознательная и добровольная позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием развития гражданского общества. На основании изложенного сущность патриотизма продифференцируем по шести направлениям. Первое направление – эмоционально- чувственное – характеризует патриотизм как возвышенное чувство любви к Родине. Оно включает чувства любви к Родине, гордости за принадлежность к своему этносу и осознания его роли в истории; любви к национальной культу-ре, привычным природным ландшафтам, сопричастности к проблемам народа и веры в его силы, готовности к защите Родины. Второе направление – активно-деятельностное – связано с пониманием патриотизма как одного из наиболее значимых чувств. Особенностью данного направления является обязательность реализации патриотичности посредством конкретных действий в интересах общества и государства, например, защита Отечества с оружием в руках, осознанность национально-государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий, соответствие практических действий декларируемым ценностям, патриотическая позиция в ходе выборов. Третье направление – духовно-ценностное – рассматривает патриотизм как акт духовного самовыражения – важнейший этап развития личности. Сюда включаются такие ценности как жертвенность во имя Отечества, готовность ставить его интересы выше личных, уважение духовно-нравственного наследия народа, верность системе национально-конфессиональных ценностей, а также ценностям общегосударственного уровня [33,78]. Четвёртое направление представляет патриотизм как общественное явление. При этом его содержание и характер обуславливаются особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты. Пятое направление – государственный патриотизм. Главная идея направления в том, что государство рассматривается объектом патриотизма, проявляющегося у его субъектов как чувство национальной гордости за Отчизну и предполагающего их участие в укреплении государства. Шестое направление – личностный патриотизм. Здесь сущность патриотизма определяется в неразрывной связи с личностью, являющейся высшей ценностью и представляется как духовно-творческий акт возвышения личности до необходимости служения Родине, своему народу. Глубокий анализ этих и других направлений делает вполне оправданным определение патриотизма, данное доктором философских наук В.И. Лутовиновым: «Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень его развития и про-является в е? активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими е? гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотвержен-ном, вплоть до самопожертвования, служении Родине» [5,134]. Объектом патриотизма являются различные стороны социальной и природной среды, все, что влияет на удовлетворение актуальных жизненных потребностей и интересов людей и что нуждается в соответствующих воздействиях со стороны государственных и общественных институтов. Основным объектом выступает Отечество как совокупность элементов социальной и природной среды определённого общества. Субъектом патриотизма выступают социальные образования: индивиды, социальные группы, классы, нации, общности, объединения граждан. Основной субъект патриотизма – человек, являющийся носителем всех социальных ценностей. К структурным компонентам патриотизма, как явления общественной жизни, относят патриотическое сознание, патриотические отношения и патриотическую деятельность. Патриотическое сознание – это отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по его защите. Оно предопределяет патриотическое поведение и является морально-нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности. Патриотические отношения возникают в процессе общественной практики как реальная связь субъекта с объектом своих действий, как своеобразный «ка-нал» трансформации всех видов воздействия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуществления патриотической деятельности. Патриотическая деятельность – это способ воплощения патриотического сознания и реализации всех видов воздействий субъекта на объект патриотизма, совокупность действий по реализации патриотических целей. Патриотическая деятельность – материальная основа патриотизма, его видимая сторона. Таким образом, через систему социальных ценностей общества патриотизм выступает как осознание конкретным человеком своего особого, любовно-возвышенного, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его процветанию и прогрессивному развитию. Поэтому, патриотизм – связующая ценность, обеспечивающая противоречивое единство всего общества, фактически объединяющая всю социально-ценностную систему в единое целое. Таким образом, патриотизм представляет собой: 1. фундамент всего общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности. Но патриотизм – это не идеология. Это здоровое, естественное, чувство общенациональной гордости, стремление к упрочению авторитета своей Родины. Характеризуя патриотизм как важнейшую часть общественного сознания, русский философ Ильин И.А. назвал любовь к Отечеству «творческим актом духовного самоопределения», когда «не кровь сама по себе решает вопрос о Родине, а кровь как воплотительница и носительница духовной традиции». 2. Среди бесспорных компонентов, выделяемых учёными в понятии «патриотизм» обозначим следующие. Первый. Почитание места своего рождения и постоянного проживания как своей Родины, любовь и за-бота о этом месте, уважение существующих здесь традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного двора, города до областных масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма, характерных для более высокого уровня сознания, широта этих эмоций совпадает с границами всего государства, именуемого Отечеством. Низшими его уровнями, граничащими с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отражённые в поговорке «Моя хата с краю, ничего не знаю». [11,42] Второй. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им. Высший показатель данного параметра – благожелательность по отношению ко всем соотечественникам, являющимся гражданами данного государства. Третий. Направленность на конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, е? обустройства, на помощь и взаимовыручку своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, проживания и упрочнения дружеских отношений с соседями в подъезде, во дворе до достойного раз-вития своего района, города, области, Отчизны в целом). 3. Современный этап развития мировой цивилизации предполагает, что патриотизм нового геоэтноса – землян, ради продолжения жизни на Земле и процветания всех ныне существующих локальных цивилизаций, вынужден занять доминирующее положение по отношению к любому частному патриотизму. Только в единстве с последним, глобальный патриотизм позволит землянам (в т.ч. и россиянам) с достоинством ответить на любые вызовы времени, будь то терроризм или истощение природных ресурсов. В этом отношении русская идея (стержень российского патриотизма) содержит неисчерпаемый потенциал открытости общества ко всему прогрессивному. 2.2. Основные подходы к патриотическому воспитанию Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного. И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними[55,34]. Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности. Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса. В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты. Я.Л. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия. В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и др.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.). А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах В.А. Сухомлинский указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно постижимую ценность» - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина. Идеологической основой патриотического воспит....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: