- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Гражданско - патриотическое воспитание молодежи в учебной и внеурочной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001598 |
Тема: | Гражданско - патриотическое воспитание молодежи в учебной и внеурочной деятельности |
Содержание
Содержание: Введение Глава 1: Гражданско- патриотическое воспитание молодежи в учебной и внеурочной деятельности. 1.1 Основные цели и подходы гражданско –патриотического воспитания молодежи. 1.2 Основные средства гражданско – патриотического воспитания подростков. 1.3 Гражданско – патриотическое воспитание школьников на примере истории Победы в Великой Отечественной Войне. Глава 2 Правовое воспитание молодежи в учебной и внеурочной деятельности. 2.1 Правовое воспитание: понятие, формы, методы. 2.2 Воспитание правового сознания, правовой культуры как неотъемлемый процесс правового воспитания молодежи. Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Современное общество в настоящее время значительно изменилось. В современный обиход вошли слова "нравственность", "гражданственность", "гуманность". Годы великого хаоса прошли, оставив в умах людей те страшные моменты, к которым они не хотят возвращаться. Сегодня к воспитанию детей оказывают пристальное внимание, как в образовательных учреждениях, так и в семьях. Современная молодежь, в современных демократических условиях, должны иметь основу знаний и умений в теме гражданско - патриотического и правового воспитания. Сегодня вопросам гражданско - патриотического и правового воспитания уделяется огромное внимание не только в образовательных учреждениях, но и на государственном уровне. Направления молодежной политики на сегодняшний день являются наиболее приоритетными для нашего государства. Для рассмотрения темы дипломного проекта представляется важным определить актуальность тематики, выделить проблему, над которой необходимо работать, определить задачи и приоритетные направления. Актуальность темы дипломного проекта обусловлена современными реалиями нашего государства и состоит в том, что нравственное, а также патриотическое воспитания молодежи проходят через актуальные средства гражданско - патриотического и правового воспитания подрастающего поколения. Проблема патриотического воспитания молодёжи в последнее время занимает все большее место в работе соответствующих государственных структур и, как следствие, в средствах массовой информации. С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического и нравственного воспитания граждан. Конечно, всегда существовали и те, кто не могли мириться с этим разрушительным беспределом в духовной жизни страны. Как правило, это те, кому дорога Россия, ее вековые традиции, целостность и безопасность страны. Поэтому вопрос о «воскрешении» духовно-нравственных идей россиян и об их патриотическом воспитании очень актуален. И это не случайно. Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное, развитие творческих детских инициатив. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Одним из важных направлений в работе на уроке и вне урока истории считается гражданско-патриотическое воспитание через участие в предметных неделях, выпуск школьной газеты, оформление кабинета Основной целью гражданско-патриотического воспитания является определение готовности личности к достойному служению Отечеству, формирование профессионально - значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, осознание значимости национальной принадлежности. В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании военно-патриотического и гражданского сознания учащихся. Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России. Для достижения этой цели в ходе урочной и внеурочной деятельности совместно с учителями нашей школы ставится выполнение следующих основных задач: 1. утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений; 2. уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям; 3. повышение престижа государственной службы. В содержании гражданско-патриотического воспитания хотелось бы выделить следующие духовно-нравственные ценности: 1. гражданственность; 2. приоритет общественно-государственных интересов; 3. патриотизм; 4. преданность своему Отечеству; 5. преемственность; 6. сохранение и развитие лучших традиций своего народа; 7. гуманизм и нравственность; 8. чувство собственного достоинства; 9. социальную активность; 10. нетерпимость к нарушениям норм морали и права; 11. сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и страны пребывания. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Тем не менее, рост технической и технологической базы образования в условиях заграншколы делает возможной не только теоретическую, но и практическую реализацию основополагающих положений педагогики и психологии обучения. К этим положениям в первую очередь относятся принципы индивидуальной ориентированности и диалоговости процессов обучения. Фундаментальная значимость этих принципов была показана еще в знаменитых сократических беседах, когда Сократ при помощи искусно поставленных вопросов заинтересовывал учеников и подводил их во многом к самостоятельному решению той или иной проблемы. Главными идеями данного дипломного проекта являются: 1. Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; 2. Поддержка стремления учащихся служить Отечеству; 3. Воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны; 4. Стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с помощью разума, а не силы. Гражданско - патриотическое и правовое воспитание ставит перед собой необходимый спектр задач: 1. Использование всех возможных средств для воспитания у детей общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям демократического общества; 2. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным для здоровья привычкам; 3. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Благодаря рассмотрению этих задач и осуществления нужных идей мы добьемся воспитания в подрастающем поколении чувства гордости за свое Отечество, готовность его защищать, а также получают начальное правовое образование, которое дает подрастающему поколению знания о современной правовой системе государства. В данной дипломной работе отражены труды таких ученых, как Алексеева С.С., Акимова Т.И., Абдулаева М.И., Венгерова А.Б., Гессена С.И., Гузеева В.В., Клименко А.В., Комарова С.А., Ленина В.И., Матузова Н.И., Морозова Л.А., Науменковой К.В., Нерсесянца В.С. и другие. ГЛАВА 1: ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.1. Основные цели и подходы гражданско –патриотического воспитания молодежи Гражданско – патриотическое воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений молодежной политики последних лет. Что же из себя представляет гражданско – патриотическое воспитание? Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки молодежи к современным демократическим реалиям, к функционированию и взаимодействию в современном демократическом государстве, к реализации основных прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой нравственный, политический и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Формирование гражданско – политического воспитания является одной из самых актуальных задач современного демократического государства. Это обусловлено тем, что жизнь современной молодежи направлена на выполнение заказа общества: формирование у гражданина высокой демократической культуры, гуманистической направленности, способной к социальному творчеству, который умеет действовать как в собственных личных интересах, так и в интересах общества. Поэтому была разработана основная концепция гражданско – патриотического воспитания, целью которой стало создание оптимальных условий для формирования социально – активной личности гражданина, так и патриота своей страны, который в полной мере обладает чувством национальной гордости за свой народ, гражданского достоинства, а самое главное и немаловажное это любовь к своему Отечеству и к своему народу и воспитание в себе готовность к защите своего народа и выполнение обязанностей возложенной высшим законом нашего государства – Конституцией. Чтобы в полной мере раскрыть данную тему необходимо определить, что из себя представляет гражданское и патриотическое воспитание. Гражданское воспитание – это воспитание высокой нравственности, общей и правовой культуры, а также законопослушания, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу. Очень часто многие ученые характеризуют гражданское воспитание таким понятием, как гражданственность. Что же такое гражданственность? Гражданственность – это нравственная характеристика личности, оценивающая отношения человека к обществу. Исходя из того, что осознание себя гражданином России является вершиной патриотического воспитания, можно предположить, что гражданское воспитание не только очень тесно связано с патриотическим воспитанием, но и является одной из его составляющих. Патриотизм определяется многими российскими учеными как социальное значимое чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность защитить от сторонних врагов, безграничная преданность своей Отчизне и великая гордость за его прошлое и настоящее, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России. Проблема патриотизма во все времена интересовала отечественных и зарубежных ученых: философов, педагогов, психологов, которые уделяли этому вопросу значительное внимание1. Патриотизм появился с возникновением и становлением исторической жизни людей и остается спутником человека на протяжении всей его истории, изменяясь вместе с ней и развиваясь2. Так, по мнению П.М. Рогачева и М.А. Свердлина, «…патриотизм – чувство любви к Родине – воплощен в служении ее интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества… Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех»3 . По мнению С.Е. Матушкина и Н.В. Ипполитовой, «…нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотизма, которые формируются в определенной степени независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т. д.»4. Для наиболее полного рассмотрения заявленной темы представляется возможным определить основные задачи гражданско – патриотического воспитания: 1. формирование патриотических чувств у подрастающего поколения; 2. воспитание гордости за свою страну; 3. развитие личности гражданина и патриота, способного к служению Отчизне, отстаивая его интересы; 4. противодействие проявлениям политического, религиозного и иного экстремизма в молодежной среде, воспитание толерантности (терпимости) в умах подрастающего поколения; 5. передача и развитие лучших традиций российского воинства, участие в подготовке учащихся к военной службе. Физическое воспитание молодежи; 6. пропаганда здорового образа жизни, призыв подростков к созданию здоровой нации; 7. профилактика дивиантного (отклоняющегося) поведения, преступности среди молодежи, наркозависимости, алкоголизма и табакокурения; 8. Включение подростка в деятельность направленную на благо своего города, своей страны. Многие учебные заведения при осуществлении гражданско – патриотического воспитания используют личностно – ориентированный подход, который направлен на реализацию основной модели гражданско – патриотического воспитания по следующим основным направлениям: 1. Связь поколений: это направление приобретает особую значимость в последние годы. Все мы помним великий подвиг наших дедов, которые сражались до победы. Такой яркий пример во многом показывает молодежи, что стоит патриотизм. Наши деды являются героями, которые на собственном примере учат подрастающее поколение любви к своей Отчизне; 2. Также немаловажным представляется направление о мире в семье. Семья является оплотом для каждого человека. Семья дает начальные понятия и в дальнейшем ведет человека всю жизнь. Для гражданско – патриотического воспитания очень важно, чтобы семья привила и чувство гордости за свою страну, патриотизм и ответственность перед государством и обществом. 3. Несомненно, семья играет главную роль в росте подростка как патриота и как гражданина своей страны. 4. Пропаганда здорового образа жизни – девиз нашего государства в последние годы. Здоровая нация – сильная нация. Поэтому я полностью поддерживаю политику государства по профилактики наркомании, алкоголизм и зависимость от табачных изделий. Будущее Российской Федерации во многом зависит от готовности подрастающего поколения к защите не только своих интересов своей семьи, но и к защите интересов многонационального народа государства. Но это возможно только на уважении к правам человека. В современных условиях нестабильность в развитии в России система гражданско – патриотического воспитания практиковался в прошлом и имеющая проверенные временем традиции, нуждается в усовершенствовании, которые бы соответствовали новым реалиям. Это объясняется рядом причин: 1. Нарастание миграционных процессов, которые приводят к различиям в культурной сфере, традициях и ценностей у разных народов; 2. Нарушение приемственности в культурно – историческом развитии; 3. Насаждении в средствах массовой информации через кинематографию, телевидение, музыку, радио, Интернет, которые негативно представляют жизнь общества и деформируют сложившиеся ценностные ориентиры у молодежи; 4. Отсутствие целенаправленного формирования патриотических качеств молодежи, снижение социальной активности подростков, потерей морально нравственной основы патриотических чувств молодежи в стране ; 5. Несоответствием патриотического воспитания молодежи в семье и в образовательных учреждениях потретребностям общества и интересам его дальнейшего развития; 6. Проявлениям устойчивой тенденции падения престижа военной службы5. Системно - деятельностный подход, по мнению известного ученого А.Г. Асмолова, наиболее полно описывает основные психологические условия и механизмы процесса обучения, адаптированные к современному обществу и сложившимся реалиям. Рассматривая системно – деятельностный подход необходимо понять сущность и специфику данного подхода в образовательном процессе, так как именно этот подход по праву называют методологической основой гражданско – патриотического воспитания. Сущность системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании молодежи заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на личность, в котором организованно, постепенно и непрерывно с учетом системных закономерностей развития осуществляется приобщение молодых людей к совокупности общественно-политических, социально-культурных, экономических и природных явлений с целью формирования ценностных установок личности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу. Специфика использования системно- деятельностной методологии в гражданско- патриотическом воспитания молодежи определяется целенаправленным взаимодействием личности и социального окружения, в процессе которого происходит активное по- знание многокачественных системных явлений действительности, позволяющее приобщить молодого человека к культурно-историческим обычаям, традициям своего народа и рассматривать себя элементом системы, способным к преображению действительности6. кот собака свинья рак лещ наука вид доступ футбол скоро телеэфир вставить подросток выход 1.2. Основные средства гражданско - патриотического воспитания подростков. В современной педагогической науке выделяют два вида деятельности: учебная и внеурочная. Для наиболее полного рассмотрения данной тематики представляется важным рассмотреть эти два понятия. Учебной деятельностью называется вид педагогической деятельности, основной целью которой является передача опыта и знаний человека, который владеет необходимой частью культуры, знаниями. Учебная деятельность осуществляется только путем соответствующего выполнения учителем своих обязанностей и деятельностью ученика. Выделяются основные виды учебных действий: 1. Личностные(самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), в данный вид учебных действийвключают жизненное, личностное профессиональное самоопределение; 2. Регулятивные(целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование). В регулятивные действия принято включать действия, которые обеспечивают организацию учебной деятельности: 1. Планирование, то есть определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. 2. Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. 3. Составление плана и последовательности действий. 4. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. 5. Контроль - в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 6. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом. 7. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 3)Познавательные(общеучебные, логические и знаково-символические); 4) Коммуникативные. Наряду с учебной деятельностью в педагогической науке существует понятие внеурочной деятельности. Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования7. Также свое определение выделяют ряд известных педагогической науке ученых. Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работав дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности8. Исходя из разделения основного времени обучающихся, средства гражданско - патриотического воспитания, также необходимо рассматривать в этих двух плоскостях: учебной и внеурочной деятельности. В свою очередь ученые данной тематики подразделяют каждый вид деятельности на средства гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения. Учебную деятельность принято подразделять на: 1. Тематический урок; 2. Уроки - лекции; 3. Уроки - семинары. Буфет вставить комната обычно без урок учитель Тематический урок Тематический урок - это урок, который задан определенной темой, но отличающийся от обычного урока. Как правило, тематический урок проводят на тему гражданско - патриотического воспитания, чтобы пробудить у подрастающего поколения чувство патриотизма и гражданственности. Что же такое чувство патриотизма и гражданственности? Чувство патриотизма - это нравственное состояние, которое характеризуется ярко выраженным чувством гордости за свою страну, свое Отечество, свой народ, свою культуру и готовность в любое время встать на их защиту. Многие ученые сравнивают страну с огромным механизмом, в котором каждый человек является винтиком, при выходе из строя которого вся система может стать под угрозу. И именно любовь к своей стране, гордость за нее дает этому огромному механизму жизнь и бесперебойную работу. Но наряду с чувством патриотизма тематический урок направлен еще и на пробуждение чувства гражданственности. Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы9. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням10. Историческая правда украина Таким образом, тематический урок имеет ряд преимуществ: 1. Тематический урок проводится наряду с другими уроками не отнимая у молодежи их свободного времени; 2. Тематические уроки на данную тему развивают в подрастающем поколении чувства патриотизма и гражданственности; 3. В тематическом уроке, как правило, обучающиеся принимают непосредственное активное участие. Судьба машина всегда России щепка весло Но несмотря на явные преимущества есть и ряд недостатков: 1. Тематический урок охватывает только узкий спектр данной тематики; 2. Во время тематического урока преподаватель использует банальные средства изучения этой тематики. Урок - лекция Лекция (от лат. lecture - чтение) — это устное, систематическое и последовательное изложение материала посвященной по какой-либо тематики. латынь юрист медик психиатр Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения. Лекционная форма проведения уроков целесообразна при: 1. изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; 2. рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала; 3. подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении; Урок - лекция, как правило, направлена на изложение преподавателем основ гражданско - патриотического воспитания молодежи через наглядные примеры. Преподаватель на некоторое время становится экскурсоводом в истории патриотического воспитания. На примере истории преподаватель показывает как нужно любить и чтить свою Родину. И только благодаря этому молодежь всесторонне пытается рассмотреть данную тему. Урок - лекция как никак лучше в этом может помочь. Таким образом, урок - лекция имеет ряд преимуществ: 1. Углубленное изучение материала позволяет подрастающему поколению осознать всю важность темы гражданско - патриотического воспитания; 2. Подача материала крупными блоками с системным анализом темы гражданско - патриотического воспитания молодежи; 3. Изучение сложного материала на примере истории этого вопроса. Но на ряду с этими преимуществами необходимо выделить ряд недостатков этой системы: 1. Ограниченное участие обучающихся; 2. Сложная система усвоения изложенного материала по теме гражданско - патриотического воспитания. Урок - семинар Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательские умений учащихся, повышению культуры общения. Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. Получив задание, учащиеся с помощью памяток "Как конспектировать источники", "Как готовиться к выступлению", "Как готовиться к семинару", "Памятки докладчика" оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов и рефератов. Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.д. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления. Проведение семинаров может быть составной частью лекционно - семинарской системы обучения, расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью ее применения в такой разновидности совместной учебной деятельности учителя и учащихся, как "погружение". Достоинствами данного средства гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения: 1. Обучающиеся учатся работать самостоятельно на заданную тематику; 2. Благодаря самостоятельному изучению патриотизм возрастает многократно; 3. Учащиеся учатся работать с литературой и писать конспекты для наиболее прочного закрепления материала. Но как и в остальных средствах гражданско - патриотического воспитания представляется важным выделить ряд недостатков: 1. Минимальная роль педагога; 2. Самостоятельное изучения принижает роль образовательного учреждения в образовательном процессе. Наряду со средствами учебной деятельности принято выделять средства внеурочной деятельности: 1. Классные часы; 2. Экскурсии; 3. Круглые столы; 4. Встречи посвященные патриотическому воспитанию молодежи; 5. Конференции по данной тематике; 6. мероприятия посвященные теме гражданско - патриотического воспитания. Классные часы Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Конкурсантам важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классные часы посвященные теме гражданско - патриотического воспитания молодежи становятся наиболее популярными в наше время. В неформальной обстановке обучающиеся обсуждают основные направления данной тематики и укрепляют чувства патриотизма и гражданственности. Экскурсии Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы. Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю. Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроками и другими организационными формами. Экскурсия — важное звено в целостном педагогическом процессе, поэтому педагог должен заранее определять, при изучении каких тем, рассмотрении каких вопросов она наиболее целесообразна, заранее намечать задачи, план и методы проведения. При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомится с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод (инженер, бригадир и др.), получивший инструктаж. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии. В плане проведения экскурсии должны отмечаться этапы работы (беседа, наблюдения, обобщения учителя, обработка материала), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам, форма организации учащихся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Продолжительность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40 — 50 мин до 2 — 2,5 ч. Заключительным этапом экскурсии является подведение ее итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему. Круглые столы Круглый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах — как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем и — реже — как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения. В современном значении выражение круглый стол употребляется с ХХ века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками: 1. цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы; 2. все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов; 3. все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Несмотря на многообразие средств гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения необходимо учитывать основные средства, на которых жиждится эта тематика. Благодаря этим средствам обучающиеся образовательных учреждений буквально воспитывают в себе чувства патриотизма, то есть, гордости за свою страну, свой народ, восхищение национальной культурой, а также воспитание чувства гражданственности. Таким образом, через основные средства гражданско - патриотического воспитания молодежи преподаватель старается приобщить обучающихся к данной теме, а также воспитывает в учащихся образовательных учреждений уважения к людям с высоким патриотизмом. 1.3 Гражданско - патриотиче....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: