VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Палеологовский стиль и влияние исихазма в монументальной живописи Болгарии XIII - XIV вв

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000387
Тема: Палеологовский стиль и влияние исихазма в монументальной живописи Болгарии XIII - XIV вв
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Факультет художественной культуры
Кафедра искусствоведения



Цапович Александр Александрович
Палеологовский стиль и влияние исихазма в монументальной живописи Болгарии XIII - XIV вв.

Дипломная работа
Студента V курса очного отделения

Специальность 070906.65– история и теория изобразительного искусства


Научный руководитель –
профессор …
Мельников Георгий Павлович
_____________ (подпись)

                                                                                 Рецензент –
                                                                       Голдинова Мария Дмитриевна


Дипломная работа допущена к защите 

Заведующий кафедрой
Кандидат культурологии, профессор _________________ А.К. Конёнкова


Москва, 2015


     
     
     
Содержание:
Введение.
I. Взаимоотношения Византийского и Болгарского искусства в контексте развития палеологовского стиля.
I.1. Исторические предпосылки формирования болгарской средневековой художественной школы VIII–XII вв.
I.2. Палеологовской стиль и особенности его интерпретации в монументальной живописи Болгарии.

II. Черты палеологовского стиля и исихастское мировоззрение в болгарском искусстве XIII –XIV веков.
II.1. Тырновская школа в искусстве Болгарии и её связь с палеологовской живописью.
II.2. Влияние исихазма на болгарскую художественную школу во второй половине XIII – XIV вв.


Заключение.
Список использованной литературы. 
Список иллюстраций.

     
     
     
     
     
     
     

                                             Введение.
     Актуальность исследования. 
     Данная работа, посвящена проблемам взаимодействия самого позднего периода византийского искусства, Палеологовского Ренессанса, с монументальной живописью Второго Болгарского царства. А так же, тому, какую роль в формировании средневековой народной болгарской художественной школы сыграло влияние исихазма. Целью работы является изучение данного вопроса, на примере дошедших до нас настенных росписей Тырновской школы середины XIII века, ставших огромным вкладом в средневековое искусство, и памятников художественной школы юго-западной части Болгарии XIII и XIV веков. 
     Данная тема актуальна, в связи с возрастающим проявлением интереса к средневековому христианскому искусству славянских стран его, уникальным элементам стиля, и его индивидуальности в контексте искусства Византии. Монументальная живопись Болгарии XIII-XIV вв. является выдающимся вкладом не только в поздневизантийское искусство, но в искусство всего европейского христианского мира. Большая часть исследований болгарской монументальной живописи проводилась в советский период, когда вся научная деятельность была обусловлена атеистическими и гуманистическими взглядами, в связи с чем мнения многих учёных столетия XX века по данному вопросу устарели. Изучением вопроса о роли средневековой художественной школы, в контексте палеологовского периода византийского искусства, никто вплотную не занимался, как правило, болгарская монументальная живопись рассматривалась исследователями чаще в рамках национального искусства. Тем более, роль исихастского учения на монументальную живопись Болгарии, как явления чисто религиозного характера, старались обходить стороной. Сейчас обращение к средневековому искусству Болгарии может дать совершенно новое представление, о её значении для всего искусства православного мира, и в особенности для славянских стран, в том числе для Руси.
     Состояние научной разработанности проблемы.
     В области изучения болгарского средневекового искусства работали многие исследователи, как в самой Болгарии, например: Д. Димитров1, И. Дуйчев, С. Босилков2, М. Бичев3, Н. Мавродинов4, К. Митяев5, К. Цонев6, так и за рубежом: например, русский исследователь, живший в Париже, Андрей Грабар7. В том числе большой вклад в изучение вопросов касающихся болгарских средневековых памятников внёс известный русский учёный Виктор Никитич Лазарев8. 
     В контексте искусства Византии болгарские памятники изучались О. С. Поповой9, Г. С. Колпаковой10. Среди других российских авторов, о болгарской средневековой художественной школе писали: Е. П. Львова11, М. П. Цапенко12.  Особого внимания заслуживает выдающийся вклад авторского коллектива профессоров Государственной академии славянской культуры, фундаментальное исследование «История культур славянских народов»13.
     О подробном изучении вопросов касающихся стилей и особенностей болгарских художественных школ, всё же сказано не так много, и основная часть исследований напечатана на родном языке. Виктор Никитич Лазарев, исследуя историю византийского искусства, упоминает памятники монументальной живописи Болгарии, но на фоне развивающегося палеологовского стиля, отводит их роль на второй план. В очерках об искусстве Болгарии Евгении Львовой тема соприкосновения средневековой болгарской художественной школы с палеологовским стилем затрагивается, но не анализируется подробно. Сам автор в предисловии говорит о том, что художественная культура Болгарии эпохи средневековья мало изучена.  
     Объект исследования. 
     Монументальные фресковые росписи болгарских церквей в период с первой половины XIII до конца XV веков.
     Предмет исследования. 
     Влияние палеологовского стиля и исихастского учения на болгарскую художественную школу в XIII – XIV веках.
     Цель исследования.
     Целью данной работы является изучение вопроса о формировании болгарской художественной школы в XIII – XIV веках в контексте развития палеологовского стиля, и её вклада в искусство Палеологовксого Возрождения. А так же определить, какую роль традиции исихазма сыграли в формирование местной болгарской художественной школы.
     Для достижения поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
     1. Проанализировать болгарские памятники монументальной живописи XIII – XIV веков, изучить особенности формирования художественного стиля в данный период, в контексте развития палеологовского стиля.
     2. На основе проведённого анализа, оценить роль влияния болгарской средневековой художественной школы в искусстве палеологовского возрождения. 
     3. Рассмотреть вопрос о влиянии исихазма, на художественный взгляд болгарских средневековых живописцев, и отличии от исихастских влияний в константинопольской живописи.
     Научная новизна исследования.
     Болгарские средневековые мастера монументальной живописи сделали значительный вклад в  наследие византийского искусства. Мы имеем слабое представление о живописи времён Первого Болгарского царства, так как из образцов этого периода расцвета болгарского искусства мало что сохранилось, гораздо большее количество памятников дошло до нас от периода византийского владычества, но наибольший интерес представляет живопись эпохи Второго Болгарского царства. Именно в этот период происходит становления болгарской средневековой художественной школы, совпадающее со временем масштабных перемен в истории Византии, которые оказали существенное воздействие на искусство всех государств греческого культурного влияния. Вопросом о роли болгарской средневековой художественной школы в процессах формирования и развития, а впоследствии и свободной интерпретации, стиля «Палеологовского Ренессанса» никто вплотную не занимался. Тема искусства Второго Болгарского царства чаще всего рассматривалась исследователями исключительно в рамках народной болгарской культуры. Византийское влияние неизменно подразумевается, но прямого рассмотрения вопроса о средневековой болгарской живописи в контексте развивающегося палеологовского стиля многие исследователи, как в XX столетии, так и в современной науке, обходили стороной. О контакте с палеологовским ренессансом упоминается, как правило, только касательно искусства середины XIV столетия. Византинисты в свою очередь при рассмотрении вопроса о происхождении и развитии палеологовского стиля на примерах памятников искусства XIII – XIV  веков,  упоминают о болгарской живописи этого периода крайне редко, и не уделяют ей должного внимания. В основном обращаясь к памятникам работы греческих мастеров расположенных в Сербии, Фессалониках и Никее, а так же иконописным мастерским Афона и Синая. В то время как Болгария была одним из крупнейших художественных центров в период латинской оккупации Константинополя, и совершила значительный вклад в сохранение и переосмысление византийских художественных традиций, которые легли в основу искусства Палеологовского Ренессанса.
     Второй задачей данной работы является изучении вопроса о сосуществовании тенденций тяготеющих к светскости и реализму, свойственных для палеологовского искусства, с исихастскими взглядами в живописи Болгарии XIII-XIV веков. Известно что в начале своего расцвета искусство Палеологовского Ренессанса начинает удаляться от строго церковной живописи и тяготеет к проявлению светской тематики связанной с особенностями культуры этого периода, развитием естественнонаучного знания, античной философской мысли и общей устремленностью к латинскому западу, обусловленной попытками наладить с католической церковью братские отношения. В искусстве Болгарии все эти ренессансные тенденции присутствуют, но постепенно переосмысливаются и перерождаются в искусство иного толка, и в этом переосмыслении основополагающую роль сыграло исихастское мировоззрение.
     
     I. Взаимоотношения Византийского и Болгарского искусства в контексте развития палеологовского стиля.
     I.1. Исторические предпосылки формирования болгарской средневековой художественной школы VIII–XII вв. 
     После перенесения политического центра Византии императором Константином в 330 году в Константинополь и последовавшего за этим событием в 395 году окончательного разделения Римской Империи на Восточную и Западную, весь Балканский полуостров и территории нынешней Северной Болгарии, Родоп и Македонии полностью вошли в состав Византийской империи14. 
     На территории будущего Болгарского государства, сохранилось небольшое количество раннехристианских памятников архитектуры того времени. Из их числа церковь Святой Софии построенная в VI веке, и митрополия в Несебре, построенная в конце V века. Истоки болгарской истории и культуры берут начало от заселения славянскими племенами балканского полуострова, и постепенного вытеснения ими коренного фракийского населения. Славянские племена заключали между собой племенные союзы для противостояния Византии. Заключённый в 681 году союз с протоболгарами – перекочевавшими тюркскими племенами, жившими между Доном и Волгой, стал основой для создания сильного славяно-болгарского государства. Византийская Империя официально признала новое государство, населённое славянами и протоболгарами, унаследовавшее античную художественную культуру фракийцев, греков, римлян, а также раннехристианские византийские памятники15. С распространением христианства на территории будущего Болгарского государства, происходит  преобразование художественных традиций античности, основанных на своеобразном соединении местной фракийской культуры и наследии переселенцев из различных частей Римской империи. Данный феномен впоследствии отразится на развитии всего болгарского искусства и обсобенно найдёт своё воплощение в искусстве болгарии XIII–XIV веков. Именно местное наследие античного искусства, в частности архитектуры и остатков древнегреческих скульптур и керамики, дало богатую основу для архитектуры и монументальной живописи Болгарии эпохи Палеологовского Возрождения, а не заимствование архаических элементов романского искусства западной Европы. В первой половине IV века здесь происходит масштабное распространение христианства, к VII веку в связи с переселением славян, авар и протоболгар на отдельных территориях уничтожались многие христианские архитектурные сооружения, но южнее от Балканских гор и на побережье Чёрного моря христианская культура сохранилась и продолжала развиваться, позднее эти земли вошли в состав первого Болгарского царства16. К X веку протоболгарский этнос, вместе с его культурой, бесследно исчез, ассимилировавшись среди превосходящего по количеству славянского населения. Само название «болгары», сохранилось лишь как этническое обозначение восточных балканских славян. Болгарский исследователь Димитр Димитров пишет о том, что болгарская славянская народность, создаёт уже в раннее средневековье, на основе богатого античного наследия высокоразвитую культуру17.
     Таким образом, болгарская национальная средневековая художественная культура является синтезом древней античной, раннехристианской, славянской и византийской культуры. 
     Первоначально в VIII–IX веках государство стремительно расширяется, ведётся активное строительство в первой болгарской столице Плиске. Важнейшим событием в истории Болгарского государства, стало введение христианства в 865 году при хане Борисе (852–889). Принятие православия было неотъемлемым условием при заключении мира с Византией, а так же было необходимым решением, призванным устранить культурные разногласия между славянами и протоболгарами и сформировать единую болгарскую народность. Хан Борис заключил с Византийским императором Михаилом III мир, после чего Борис и его ближайшее окружение приняли крещение в 865 году, а затем начался процесс крещения всего населения Болгарии. Вместе с тем принятие христианства привело к недовольствам среди сторонников язычества, по стране прошла волна мятежей, целью которых было свержение Бориса и возврощение к «религии предков». В марте 866 года восстание было подавлено18. Другой проблемой для Болгарии в принятии православия, было то, что оно давало возможность Византийской империи  считать местных правителей подчиненными верховной власти императора. Этот факт, одновременно с общей целью поддержания христианизации населения страны, стал поводом для князя Бориса утвердить автономность Болгарской Церкви. Создание собственной церковной власти лишало Византию серьёзных возможностей политического виляния в Болгарии.
     Строительство первых храмов на Болгарских землях началось, по всей видимости, ещё в 865 г. Исходя из текстов Анастасия Библиотекаря, оно обело значительный масштаб в этап присутствия в стране римского духовенства в 866-870 годах, освятившего множество церквей и алтарей. Подтверждением этого факта является обнаруженная в Преславе латинская надпись. Церкви зачастую сооружались на фундаментах разрушенных раннехристианских храмов, или на местах языческих святилищ протоболгар в Плиске, Преславе и Мадаре19. Огромное значение для укрепления и распространения христианства в Болгарии имела деятельность учеников свтяых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 886 г. в Болгарию прибыли изгнанные из Великой Моравии ученики святых Константина (Кирилла) и Мефодия: Наум, Горазд, Ангеларий и Климент (будущий архиепископ Охридский), которые были с радостью приняты в Плиске князем Борисом, который нуждался в просвещенных и не связанных напрямую ни с Римом, ни с Конствнтинополем союзниках. Их деятельность оказала большое воздействие на последующее становление болгарской культуры, содействовало распространению богослужения на славянском языке и интенсивонму расширению болгарской книжной школы.
     Церковно-строительная практика приобретает серьёзный масштаб в связи с приходом в Болгарию учеников Кирилла и Мефодия. В Охриде святой Климент основал на развалинах базилики V в. монастырь сявтого Пантелеимона и построил две церкви-ротонды. В 900 г. преподобный Наум воздвиг на противоположном берегу Охридского озера монастырь во имя святых Архангелов на средства князя Бориса и его сына Симеона.
     В X–XI веках происходит культурный подъём Болгарии, расцвет образования и искусства. 
     В долгое правление сына и преемника Симеона - царя Петра (927–969), влияние в Болгарии еще более усиливается. В последствии завоевания Восточной Болгарии императором Иоанном I Цимисхием в 970 году, местная церковь перешла в подчинение Константинопольскому Патриархату, вплоть до восстания 1185 г. и образования второго Болгарского царства. Более сложной была картина взаимоотношений Болгарии и Византии в западной части царства, завоеванного Василием II Болгаробойцей в 1018 г. Здесь была создана автокефальная Охридская архиепископия, в рамках которойрой болгарская культура продолжала сохраняться, хотя условия для ее существования становились со временем все менее благоприятными. Значительная часть болг. аристократии, признавшей власть Византии, вошла в состав ее правящей верхушки, но была расселена в другие регионы империи. Однако картину жизни Охридской архиепископии в XI–XIII вв. определяет не только разрушение национальной элиты и антивизантийские восстания но и проявления культурного взаимодействия. Византийцы пишут на греческом жития и службы местным славянским святым. Архиепископ Феофилакт – пространное Житие св. Климента Охридского, Георгий Скилица в середине XII в. – Житие святого Иоанна Рильского и цикл канонов ему, архиепископ Димитрий II Хоматиан в XIII в. – проложное житие Климента), которые тем самым включаются в число чтимых греческих святых20.
     Выдающимся примером влияния Византии на историю и культуру средневековой Болгарии служит особая индивидуализация на национальной почве византийских святых, перевоплощение их в наиболее чтимых болгарских. Данный феномен не имеет аналогов в других славянских православных государствах византийского культурного влияния. Особое почитание приобрели раннехристианские Тивериопольские (Струмицкие) мученики и в Западноболгарском царстве, когда царем Самуилом в 986 г. в Преспу были перенесены из фессалийской Лариссы мощи святого Ахилия Илариона, епископа Меглинского, сявтого Иоанна Чудотворца, епископа Поливотского, преподобного Иоанна Рильского, мученика Михаила Воина из Потуки, преподобных жен Параскевы Эпиватской и Филофеи Тырновской, ставших наиболее почитаемыми в Болгарии. Большинству из них во второй половине XIV века были написаны жития, похвальные слова и службы на славянском язык Евфимием Тырновским, при этом болгарами из них были только св. Иоанн Рильский и, возможно, Михаил из Воина. Такая активность почитания византийских святых, чьи мощи были собраны в болгарской столице, особенно подчёркивает постоянную духовную связь Болгарии с Византией, несмотря на их непростые взаимоотношения21. Болгарское церковное искусство на протяжении всей средневековой истории находилось под сильнейшим влиянием византийского. 
     Некоторые образцы монументальной живописи, сформировавшиеся в период первого Болгарского царства, в настоящее время сохранились за пределами Болгарии. Например древнейший слой стенописи ротонды святого Георгия в Сердике датироваванный концом X века, отображающий наилучшие примеры византийской миниатюры данного периода. X – первые десятилетия XI века сыграли особенно важную роль в формировании болгарской средневековой художественной школы. В искусстве этого времени очевидно воздействие искусства доиконоборческого периода Византии. Но концепция распределения фигур и сцен в храмах олицетворяют каноны этапа возрождения иконопочетания.
     Но самостоятельный рассвет национальной культуры периода Первого Болгарского царства был прерван военным походом императора Василия II в начале XI века, после которого в государстве была установлена политическая и культурная диктатура империи. В период византийского владычества продолжали строиться и расписываться храмы, но в значительно меньшем количестве. Основная часть живописи принадлежала работе греческих мастеров. В этот период происходит интенсивное влияние живописи комниновской эпохи. Болгарские мастера в полной мере осваивают стиль, технику  и каноны византийской живописи, которые лягут в основу художественной школы Второго Болгарского царства. Из росписей периода византийского правления частично сохранились остатки стенописей XII века в старой части Боянской церкви, фрагменты росписей в тырновской церкви св. Димитрия (1186), софийской церкви св. Георгия, охридской церкви св. Софии, монастырской церкви св. Пантелеймона в селе Нерези (1164) выполненной по заказу Алексея Комнина. Особое значение среди болгарских памятников монументальной живописи, созданных в эпоху византийского владычества, являются фрески усыпальницы Бачковского монастыря написанные мастером Иоанном Иверопулцом по заказу основателя обители22.
     В 1185 году тырновские боляре Асен и Пётр подняли восстание против византийского владычества и возродили болгарское государство. В связи с упрочением положения Болгарии в правление Иоанна Асеня II (1218–1241) встал вопрос не только о признании самостоятельности ее Церкви, но и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это произошло после заключения Иоанном Асенем II с никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем договора о военном союзе против Латинской империи в 1234 г.
     Конец византийского протектората и возобновления политической и церковной независимости, ознаменовался  расцветом искусства местного происхождения. В период правления царя Ивана Асена II столица страны переносится в город Тырново, который вскоре вырастает в крупнейший центр славянской культуры23. 
     I.2. Характеристика искусства Византии XIII–XIV веков, основных стилистических черт живописи Палеологовской эпохи и особенность интерпретация палеологовского стиля в Болгарии.
     Несмотря на обретённую Болгарией независимость, развитие её искусства в XIII–XIV вв. неразрывно связано с происходившими в этот период переменами в искусстве Византии. Данный этап в истории византийского искусства является одним из самых проблемных и спорных. Византийскую культуру со второй половины XIII – середины XV веков, определяют понятием «Палеологовское Возрождение». Этот термин был впервые использован, когда Ш. Диль указал на несоответствие экономического и политического упадка империи, рассвету её искусства.24 
     И хотя сам термин «палеологовский стиль» традиционно связывают с эпохой правящей со второй половины XIII века династией Палеологов, его основы были заложены ещё к концу XII – самому началу XIII вв.25, но развитие его как ориентирующего столичного стиля было прервано. Наступлению возрождения предшествовал тяжелейший кризис, определивший основные тенденции в развитии искусства рубежа XIII–XIV веков – палеологовской эпохи. Главным событием, отразившимся на развитии искусства всех стран византийского культурного влияния, стал захват и разграбление Константинополя крестоносцами-латинянами в 1204 году. Это историческое событие стало катастрофой и политическим крахом для Византии, оно повлекло за собой разрушение духовных основ государства, бывшего центром православного мира. Первая половина XIII века становится временем, когда периферийные страны  захваченной империи заняли ведущую позицию в сохранении культурных ценностей Византии и формировании основ нового искусства и новых тенденций которые приведут к созданию так называемого палеологовского стиля26.
     Наиболее интенсивно в данный период развивается монументальная живопись в Сербии. К фрескам сербских церквей XIII века неоднократно обращались исследователи византийского искусства разных стан, расценивая их с точки зрения основных очагов зарождения палеологовского стиля, в то время как монументальная живопись Болгарии в данном контексте почти не затрагивалась. Падение Константинополя в 1204 г. привело к уничтожению централизованной системы культуры православного мира, основанной в послеиконоборческий период. Столичные художественные импульсы постоянно давали ориентир и поддерживали искусство провинций и стран, находившихся в сфере православного церковного влияния. Падение главного художественного центра Византийской империи стало поводом для усилиния местных школ Сербии, Болгарии, Грузии и Руси. XIII столетие было периодом развития независимых местных конфигураций церковного искусства, чему в существенной степени способствовали константинопольские живописцы, переселявшиеся из разорённых крестоносцами землель. Византийского искусство в этот период проявило и на западноевропейскую цивилизацию, огромное количество вывезенных произведений церковного искусства из Константинополя дало почву для зарождения в Европе Эпохи Возрождения.
     15 августа 1261 года Михаил VIII Палеолог торжественно вступил в ворота возвращённого Константинополя, освобождённого от латинян27. Возвращение греков в Константинополь подводит итоги всем художественным поискам XIII века, начинается эпоха Палеологовского Возрождения. Династия Палеологов, давшая название заключительному этапу в истории византийского искусства, правила империей до её падения в 1453 г. Палеологовское искусство традиционно разделяют на два этапа, ранним считается вторая половина XIII, первое десятилетие XIV века. 
     Для данного периода характерно проявление особого интереса к наследию древней Греции, возрождению традиций искусства античности, ориентировка на гуманистические ценности, отчасти этот относительно небольшой период византийского искусства схож с параллельным ему итальянским проторенессансом, в связи с чем он и получил своё название «палеологовский ренессанс». Поздний этап искусства времен Палеологов начинается с середины XIV века и продолжается вплоть до падения империи в 1453 году однако на этом его развитие в православном церковном искусстве не останавливается, оно продолжает развиваться и переосмысливаться на Руси, где наивысшей своей точки оно достигнет в живописи Андрея Рублева. На данном этапе палеологовского искусства складывается особый стиль, в основу которого легли аскетические духовные ценности, воплощающие в изобразительной форме традиции исихазма. Это деление условно, поскольку в целом для византийского искусства последней трети XIII - первой половины XV вв. свойственны классическая форма, глубина пространства, естественность движения, живописное понимание цвета и света и, наконец, глубоко личностное чувство, присущее священному образу. Особенностью палеологовского искусства в отличие от предшествовавших периодов является отсутствие противоборствующих тенденций: эллинизирующие и аскетические формы сосуществуют, взаимодействуя друг с другом или преобладая в тех или иных памятниках. Эта фаза развития оказалась столь плодотворной, что после падения Византии на протяжении нескольких столетий художественные и иконографические схемы палеологовского времени продолжали жить в искусстве стран православного мира28.
     В отличие от Итальянской эпохи Возрождения где важным фактором для развития искусства стали идеи гуманизма, доминирующее положение в духовной жизни Византии в этот период занимала, прежде всего, православная вера. Палеологовское Возрождение можно сравнить с Итальянским Проторенессансом с преобладающим религиозным восприятием мира, но ориентацией на античность. Для искусства Палеологовского Возрождения характерно стремление к усилению светских тенденций в изображении религиозных тем. Повышенная эмоциональность, индивидуализм, уход от догматизма, усиление личностного начала в изложении евангельских сюжетов становятся новым ориентиром в Византийском искусстве. Палеологовский стиль нельзя интерпретировать как реалистический. Его главной задачей непременно является воплощение идей христианского мировосприятия, несмотря на особое проявление светскости в живописи рубежа XIII-XIV веков. Искусство этого периода не стремиться осваивать анатомические и натуралистические свойства природы, хотя данная черта в некоторой степени проявляется в живописи периферийных школ. Оно как и в послеиконоборческий период строится с позиции иконографии и стремиться к отображению идеального мира, а не его натуралистической сущности. «Изображаемые фигуры лишены тяжести и объема. Светотеневая моделировка заменяется красочной лепкой. архитектурные сооружения уподобляются фантастическим декоративным кулисам, отсутствует интерьер, который заключал бы фигуры в естественную для человека среду29».
     К числу основных черт палеологовского стиля XIII– XIV веков, тесно связанного с усилением личностного начала, стоит отнести особый интерес живописцев к портрету. Портрет в это время ещё не сформировался как отдельный жанр в изобразительном искусстве, но несмотря на это, деятельность византийских мастеров можно расценивать как подготовительный этап к жанру изображения, в котором работая с натуры, живописец стремится наиболее подробно воспроизвести черты лица портретируемого и вместе с тем ввести в изображение атрибуты современности с целью отразить эпоху и ту среду к которой принадлежит изображаемая личность. С одной стороны, при создании портрета, живописцы согласно иконографическому канону придавали изображению черты идеала духовной красоты прибывающей в вечности, но в тоже время изображая своих современников, художники стремились передать индивидуальные особенности с наибольшей точностью. Для художника палеологовского времени также характерно стремление изменить облик святого, при помощи внесения жизненных черт взамен канонических, идеальных. И в светском портрете и в изображении святого, художник палеологовского времени стремиться передать эмоциональное состояние, психологические оттенки, взамен внутреннего спокойствия, безмятежности, отстранённости, свойственной для образов предшествующих эпох. Примером такого нового явления в изображении светского портрета в византийском искусстве служат фрески церкви Хора (Кахрие Джами), перестроенной и вновь расписанной во время правления династии Палеологов приблизительно в 1313–1321 годах30. Таковы изображения Исаака Комнина сделанное в начале XIV века, взамен ранее утраченного, включённое в композицию дейсуса. Среди портретных изображений в мозаиках Кахрие Джами представлены императоры и донаторы, среди которых и основатель церкви Феодор Метохит. Все они изображены находящимися в едином пространстве с Иисусом Христом, Богородицей и Иоанном Кристителем. Они представлены в половину оборота или даже в профиль, каждая фигура изображена в индивидуальном неповторяющемся движении. Подобный подход несвойственен для императорских портретных изображений предшествующих периодов византийского искусства. 
     Изначально подобный тип портрета распространился в Сербии, где ещё в XIII процветает монументальная живопись. А за полвека до создания росписей в Кахрие Джами, светский портрет появляется в своём переосмысленном представлении, предвосхищая все основные черты палеологовского стиля, в монументальной живописи Болгарии. Речь идёт о ктиторском портрете свевастократора Калояна и княгини Десиславы, первой половины XIII века, в Боянской церкви расположенной неподалёку от Софии, ставшей особенным примером воплощения новых живописных веяний болгарского искусства. В течении двух последних веков своей истории, палеологовское искусство не было однородным и стабильным. После падение Константинополя под натиском армии крестоносцев, развитие в искусстве было приостановлено почти на пятьдесят лет. И только со времени восстановления империи в 1261 году, Константинополь снова обретает статус центра православного мира и главного ориентира для периферийных художественных школ31. Незадолго до крестового похода 1204 года, Болгария уже была признана Византией независимым государством, а именно в 1187 году, с этой даты историками принято отсчитывать начало Второго Болгарского царства32. Именно в период самостоятельного развития болгарского искусства, в нём зарождаются новые живописные тенденции тяготеющие к реализму и утончённости свойственной палеологовскому стилю с одной стороны, и экспрессивной искренности навеянной исихастским учением с другой. 
     Проблема возрождения и своеобразной интерпретации античных образов и традиций, их соприкосновение с местным искусством возникает при изучении многих средневековых Болгарских памятников. Анализирую основные тенденции развития стиля в Болгарском искусстве позднего средневековья, необходимо установить, в какой мере воплотились черты античности и в каком преломлении они представлены в искусстве Болгарии XIII – XIV веков. 
     Болгарское искусство в XIII было довольно самобытным, хотя в его развитии имело место стилистическое влияние искусства Сербии и Никеи. Болгарское средневековое искусство, как и в друих славянских странах, например в Сербии и России, шло по своему собственному пути заимствования и переосмысления византийских новаторских традиций, с применением национальных стилевых особенностей. 
     Очевидно, что на рубеже XIII и XIV веков в искусстве православного мира происходят значительные перемены, и на новом этапе огромную роль сыграло влияние Палеологовского ренессанса.
     В. Н. Лазарев пишет о том, что в славянских странах ранний Палеологовский стиль часто сталкивался с противодействием местных национальных живописных традиций, что приводило к его существенным видоизменениям и переосмыслениям в зависимости о той или иной национальной и социальной среды33. 
     Для Палеологовского стиля свойственны камерность и утончённость, особое значение придаётся мимике и жестам. И эти черты активно принимают болгарские художники со свойственной для них экспрессией и стремлением к наиболее натуралистичной передаче образов и подробности в изображении деталей почерпнутых ими из жизни и природы. 
     С усилением светского начала связаны и те фольклорные влияния, которые характерны не столько для Константинополя, сколько для периферийных стран империи византийского культурного круга, в особенности для славянских народов34. 
     Болгарскому искусство данного периода свойственны противоречия. Сформировавшиеся византийские каноны сталкивались с индивидуальными особенностями народного мировосприятия. Для монументальных изображений этого времени свойственны лирическая проникновенность и одухотворённость образов, во многом схожих с сербским искусством этого времени.
     Одновременно с монументальным искусством получила высокий расцвет иконопись. Однако сохранилось из наследия болгарских иконописцев очень немногое, и мы можем судить об их мастерстве лишь по небольшому количеству уцелевших памятников. В целом, основное влияние на иконопись болгарских мастеров оказывала Византия, но важным фактором всегда оставались местные черты, которые делают болгарскую икону уникальной, среди других средневековых славянских иконописных школ.
     
     II. Черты палеологовского стиля и исихастское мировоззрение в болгарском искусстве XIII –XIV веков.
     II.1 Тырновская школа в культуре и искусстве Болгарии.
     После расширения границ, в результате завоеваний царя Ивана Асена II (1218–1241) и отсоединения от Византийской империи, столица страны переносится в город Тырново, называемый в летописях «богохранимым», «богоспасаемым» или даже «новым Царьградом», который вскоре вырастает в крупнейший центр славянской культуры. 
     Город Велико-Тврново расположен в скалистой, труднодоступной местности среди балканских гор. Две основные его непреступные крепости расположены на горах Царевец и Трапезица, которые опоясывает со всех сторон река Янтра. На Трапезице .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44