VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование декоративных средств живописи при работе над натюрмортом

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010946
Тема: Использование декоративных средств живописи при работе над натюрмортом
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ                                     УНИВЕРСИТЕТ»

    
Институт искусств 





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



СУМАРОКОВА ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА



«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ СРЕДСТВ ЖИВОПИСИ ПРИ РАБОТЕ НАД НАТЮРМОРТОМ»
    
    
    
    
    
    
    
    
    050602 Изобразительное искусство
    



Москва  2017

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………6

Глава 1.История натюрморта………………………………………….……9

1.1Натюрморт как жанр изобразительного искусства……………………9

1.2Натюрморт и его особенности…………………………………………....14

1.3 Виды натюрморта………………………………………………………...16

Глава 2. Декоративный натюрморт………………………………………….19
     
2.1Понятие о декоративности……………………………………………....19
     
2.2Декоративная натюрморт………………………………………….........21
     
2.3Цветовая композиция…………………………………………………….22
     
Глава 3. Технология выполнение декоративного  натюрморта………....28
     
3.1 Технология и техника живописи…………………………………….…28

3.2 Темперная живопись……………………………………………………29
     
3.3 Материалы, инструменты………………………………………..…….30
     
3.4 Технология выполнения декоративного натюрморта…………...….31
     
Глава 4. Методика выполнения декоративного натюрморта…………..34
     
4.1 Обучение декоративному рисованию…………………………..…….34
     
4.2 Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства…..35
     
4.3Методика проведения урока по теме декоративный натюрморт….…………………………..……………………………….……..37
     
Заключение…………………………………………………………………….45
     
Список литературы…………………………………………………………...46
     
Приложения 1………………………………………………………………....47






























ВВЕДЕНИЕ


     Основная задача искусства и живописи – будить в человеке чувство прекрасного, заставлять его думать о хорошем, задача художника привлечь внимание зрителя, заставить взглянуть по-новому на мир, который окружает нас. Натюрморт вводит нас в мир, который окружает художника, дает возможность окунуться на несколько веков назад.  В натюрморте художник пытается передать множество цветов окружающих его предметов, стремится отразить жизни этих предметов, свое настроение, свое ведение на окружающий мир. На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого художника это получается по-своему, каждое произведение художника индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, в других мастерство.
     Детские натюрморты лет до десяти –  одиннадцати не принадлежат к любимым жанрам. Дети в этом в возрасте не могут через неодушевленные предметы натюрморта рассказать о их обладателях, у них еще нет представления о художественных возможностях и особенностях этого рода живописи. Самостоятельно придумать натюрморт, скомпоновать и поставить его без помощи руководителя они, не могут. Натюрморт, поставленный педагогом – художником, позволит задеть чувства ребенка, и создать им интересные работы. Очень хорошие постановки получаются декоративного характера, они яркие по цвету, обогащенные узором. Самые удачные постановки натюрморта это предметы, которые дети свободно запоминают и могут компоновать их в своих рисунках.
     Главным шагом при выборе темы дипломной работы является научный интерес и стремление расширить свои познания в области декоративно - прикладного искусства и педагогики. Главные источники в написании диплома : книги о живописи, учебно-методические пособия и разработки, статьи в сборниках и научно-методических работах. В предоставленной дипломной работе рассматривается эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта. 
     После сбора информации по теме диплома я приступила к ее изучению. Важнейшей задачей на этом этапе работы явилось изучение основных понятий, научных и практических проблем по данной теме, разных точек зрения на нее, а также анализ, сравнение. В результате изучения литературы было сформировано представление об основных направлениях, аспектах ее изучения, что в дальнейшем определило логическую последовательность содержания теоретической части дипломной работы.
     Цель работы – теоретическое и практическое решение проблемы формирования творческого мышления средствами декоративного изображения натюрморта, разработать методику художественно – эстетического воспитания на примере выполнения декоративного натюрморта.
     Задачи:
     - изучить историю и особенности натюрморта;
     - изучить технологию и технику темперной живописи;
     - выявить особенности художественно – эстетического воспитания детей;
     - обобщив и проанализировав полученные данные, разработать методику художественно – эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на примере декоративного натюрморта;
     - применить на практике разработанную методику.
     Теоретическая часть дипломной работы изложена в пояснительной записке, практическая представлена триптихом, выполненным в технике темперной живописи.
     Пояснительная записка включает в себя следующие разделы:
     - титульный лист
     - оглавление
     - введение
     - основная часть (4 главы)
     - заключение
     - литература
     - приложения
     В первой главе исторические сведения о натюрморте, а также его суть и особенности.
     Во второй – сведения о декоративном натюрморте.
     В третьей приводится перечень необходимых материалов и инструментов, дается описание техники темперной живописи, а также различные технологии выполнения декоративного натюрморта применительно к этой технике. Описаны этапы выполнения практической части дипломной работы.
     В четвертой представлена методика художественно – эстетического воспитания на примере выполнения декоративного натюрморта.
     






























Глава 1. Натюрморт

1.1 История натюрморта


         История натюрморта имеет свою красивую и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, который окружает художника, дает возможность окунуться нам на несколько веков назад.
        На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание о том, что его окружает, свои мысли и интересы, у каждого художника это получается по-своему, каждое произведение художника индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. 
       «Натюрморт» - слово французское в  переводе означает “мертвая натура”. С голландского обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. “тихая жизнь”, на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно “натюрморт” — это общеизвестное и укоренившееся название.       
         Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.
       Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно во всех странах Западной Европы.	
       Периоды его развития имели свои исторические предпосылки. Каждый век представлял своих собственных мастеров натюрморта. В их произведениях воплощались художественные идеалы времени, оригинальность ичеткость пластических средств, присущих той или иной эпохе, и индивидуальности отдельных мастеров.
     Развитие натюрморта в Нидерландах ознаменовалась двумя этапами, на первом он мог существовать лишь в виде самостоятельного изображения на обороте изобразительной плоскости картины, либо в виде аксессуаров на лицевой стороне картины. Следующим этапом становление жанра натюрморта были произведения, в которых натюрморт и религиозная тема поменялись местами. Изображение неодушевленных предметов выступало как часть активного единого процесса всестороннего овладения человеком реального мира, его художественным осмыслением. 
        Большого расцвета он достиг во Фландрии и вошел в историю под названием фламандский натюрморт. Эпоха его расцвета была связана с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю изобразительного искусства Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.
     Другая мощная школа натюрморта известна под названием “голландский натюрморт”.
         Общность исторических судеб народов Голландии и Фландрии и единое в прошлом искусстве, из которых та и другая школа черпали художественный опыт, породили много общих черт в их живописи. 
        Самым перспективным и прогрессивным видом голландского натюрморта был жанр«завтраков»,появившийся в Харлеме.В жанре натюрморта (создатели этих произведений были харлемские живописцы Виллем Хедаи Питер Клас) – был создан особый тип демократического голландского варианта «завтраков». «Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта. (Приложение 2, Приложение 3)
     Очень важным достижением харлемских мастеров «завтраков» было открытие роли световой среды и единого тона колорите как главнейших средств передаче богатого разнообразия фактурных качеств вещей и, одновременно, выявление единства предметного мира.
         На дальнейшей демократизации жанра натюрморта имело место распространение типа «кухонного натюрморта»,как во Фландрии, так и в Голландии. (Приложение 4, Приложение 5).Особенностью этой разновидности при изображении предметов было большое внимание к пространственной характеристике среды.
        В конце XVII века в голландском натюрморте побеждают декоративные тенденции.
        Рядом с натюрмортом Голландии и Фландрии немецкий натюрморт XVII века занимает второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно связаны с современным голландским искусством. В немецком натюрморте XVII века сосуществовали почти, не соприкасаясь два направления: натуралистическое и декоративное. 
     Натюрморт в итальянской живописи был несравненно богаче и полнокровнее немецкого, хотя и не достигал ни мощи фламандского, ни многогранности и глубины голландского.
     Новый толчок в развитии натюрморта в Италии дал Микеланджело Меризи де Караваджо.Он был одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры». (Приложение 6)
     Итальянский натюрморт XVII века развивался собственным путем и в итоге приобрел ряд качеств, выделяющих его в ряду других национальных школ.
     Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей, что особо ярко проявилось в творчестве испанского мастера Ф. Сурбарана. (Приложение 7)
     С конца XVII века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Вершиной французского и западноевропейского натюрморта XVII столетия было творчество Ж.Б.С. Шардена. Оно было отмечено строгостью и свободой композиции, тонкость колористических решений. (Приложение 8)
     Большое внимание удивляли натюрморту романтики. Романтизм не создал оригинальной значительной концепции натюрморта. Главным объектом романтического натюрморта были цветы и охотничьи трофеи.
          В XVII веке судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей. Так, например, французский реалист Густав Курбе, сформулировал новую концепцию, определив непосредственное отношение натюрморта с природой, вернув ему этим жизненную силу, сочность и глубину.
     Импрессионисты создали свою композицию натюрморта, перенеся на этот жанр принцип пленэра, разработанный ими в области пейзажа. Признав в натюрморте лишь свет и воздух, они превратили предметы в простого носителя световоздушных рефлексов.
        Подъем натюрмортов был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем, что характерно для творчества П. Сезанна и Ван Гога. (Приложение 9)
         В XX веке натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фомизма А. Матисс и другие идут по пути обостренного выявления эмоциональных, декоративных и экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма Ж. Брак, П. Пикассо и другие используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений. (Приложение 10)
     В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. 
         Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер.
      Впервой половине XIX века, русский натюрморт, который ознаменовался такими именами, как Ф. П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т.Хруцкий, был связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. (Приложение 11)
     Во второй половине XIX века натюрморт стал набирать свою смысловую силу, правда, сначала только в сюжетных приделах композиции П. Федотова, В. Петрова, В. Маковского, В. Поленова и других живописцев демократического направления. Натюрморт в жанровых картинах этого круга авторов раскрывал и усиливал социальную направленность их произведений, характеризовал время.
          Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М. А. Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Стремление расширить возможности изобразительного языка побуждает художников обращаться к традициям древнерусского и народного искусства, культуре Востока, классическому наследию Запада, к достижениям современной французской живописи.
          Лучшими образцам этого периода становятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, точно обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусств»А. Я. Головина и других, остро декоративные П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга «Голубые розы»,яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров «Бубнового валета» П.П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова. (Приложение 12)
     В 1920-1930-х годах натюрморт включает и философское понимание современности в обостренных по композиции произведениях К. С. Петрова-Водкина. Они различаются своеобразием цветового и перспективного построения. Предметы нарисованы в них не с одной точки зрения, а с нескольких. Такой прием построения пространства расширял изобразительные средства художника, он помогает передавать формы и объем предметов и способствует более точному показу их взаимосвязи на плоскости.
          Большое место натюрморт занял в творчестве Ю. И Пименова. Предмет в его натюрмортах наполнен большой эмоциональной выразительностью. (Приложение 13)
     С новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно, за полтора десятилетия он проходит сложный путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества, играя большую роль в становлении искусства нашего века. Никогда не занимая ранее такого видного места в истории русской живописи.
         Натюрморту, суждено было стать для многих художников, да и вообще для русской живописи начала XX века своеобразной лаборатории поисков нового живописного языка. Также менялся и в целом по-своему обогащался не только так называемый формальный язык живописи, но и ее содержание, ее метод, принципы ее образной системы. 
         Натюрморту этого времени мы обязаны расширением границ его как изобразительного жанра. Человеческая личность той сложной эпохи раскрывается в нем очень многосторонне. В этом натюрморте зритель не только ощущает специфику того или иного жизненного уклада, но и те неповторимые черты, которые присуще определенной индивидуальности. 
         Понятие прекрасного в натюрморте стало разнообразнее, художник увидел богатство форм и красок там, где прежде не находил ничего примечательного. Больше расширялся круг явлений находящих свое изображение в натюрморте. 
     
1.2 Натюрморт и его особенности


     Натюрморт - жанр изобразительного искусства, который показывает неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. 
     Натюрморт. Кто из художников и зрителей не любит этот жанр? Изображение самых обычных вещей вызывает ассоциации, далекие от бытовой их предназначенности, выражает сложные чувства и тончайшие эмоции.
     Внимательно вглядываясь в натуру, Поль Сезанн тщательно выстраивал свои натюрморты, вырисовывал каждую складку на тканях, подкладывая маленькие монетки под фрукты и тарелочки, добиваясь нужного их поворота и ракурса. Дочь известного русского художника Петра Кончаловского вспоминала, как ее отец несколько дней подбирал предметы, составляя натюрморты. Часто художник тратил на их установку столько же времени, сколько затем на живопись. Мастер натюрмортного жанра Илья Машков отмечал, что «толково поставить перед собой натуру – это почти сделать картину».
     При организации натюрморта и в процессе работы над этюдом художник должен, как отмечал В.А.Фаворский, видеть и «слышать тихую жизнь» предметов постановки - как они «разговаривают» друг с другом, относятся друг к другу, оказывают влияние друг на друга, строят глубину, ритмические отношения.
     Через натюрморт можно увидеть настоящий   мир во всем его многообразии. В соответствии с нравственно-эстетическими запросами времени в натюрморте раскрывается представление о красоте мира и духовном богатстве, отражаются человеческие чувства, его взаимоотношений с окружающим миром. В жанре натюрморта наглядно просматриваются пластические и колористические стороны мастерства живописца.
     Живопись натюрморта - это средство настройки и проверки глаза художника, его рабочей «живописной формы». Не случайно многие живописцы, перед тем как взяться за большие жанровые или пейзажные картины, пишут натюрморты. «Натюрморт-это скрипичные этюды, - отмечал К.С.Петров-Водкин, - которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту».
     Натюрморт – это не случайный набор предметов, которые оказались под рукой. Бездумно запечатлеть на бумаге либо на холсте первые попавшиеся предметы – еще не значит написать содержательный натюрморт. Активное авторское отношение к натуре, чувство красоты должны проявляться на каждом этапе работы.
     Выразительность постановке придает разнообразие предметов по материалу, величине, цвету, тону, фактуре, контрастное сопоставление.
     Натюрморт, как правило, имеет небольшие размеры. Он вдохновляет зрителя к внимательному рассматриванию, любованию красотой форм, цвета, материальных качеств предмета.
     
1.3 Виды натюрморта


     Натюрморт – любимый жанр и в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные. В натюрморте живописцы стремятся показать мир вещей, их красоту, форму, краски, пропорции, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь. Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета. Главное в составлении натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко. 
     Существует несколько видов натюрмортов:  
- Сюжетно-тематический
- Учебный
- Учебно-творческий
- Творческий
     Натюрморты различают: 
- По колориту (теплый, холодный)
- По цвету (сближенные, контрастные)
- По освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света)
- По месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже)
- По времени исполнения (краткосрочный – наброски и долговременный – многочасовые постановки)
- По постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.)
      Натюрморт написанный на пленэре может быть двух типов: 
     - составленный в соответствии с избранной темой
     - естественный, «случайный».
     Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт. Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.  
     Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. 
     Учебный натюрморт, в нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. 
     Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.













Вывод по первой главе.
      Изобразительное искусство включает множество жанров. Это и портрет, пейзаж, исторический жанр (изображение исторических событий), бытовой (изображение птиц и животных), а также натюрморт.
      В первом блоке данной дипломной работы был рассмотрен путь возникновения натюрморта как жанр изобразительного искусства. Были приведены примеры  работ выдающихся художников. Исследуя работы художников, необходимо понять глубокий замысел и идеи натюрморта.






















Глава 2. Декоративный натюрморт
2.1 Понятие о декоративности
     Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание своей окраской, фазан прихорашивается. В этом ключ колорита таких существ», - пишет китайский художник Ван Гай.
     Декоративность –это качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Также декоративность рассматривается как форма выражения красоты, свойство, глубоко заложенное в эстетическом сознании народа.
     Люди давно стремились украсить свои жилища и храмы, свои вещи, свою внешность - уже за 5 тыс. лет до н.э. в государствах древнего Востока были высоко развиты художественные ремесла. Разные стороны понимания декоративности постоянно проявляются в произведениях прикладного и народного искусства: тканях, коврах, изразцах, росписи по дереву. В гробницах Месопотамии и Египта находят, например, ювелирные изделия необыкновенной красоты и сложности. Примитивные африканские племена превзошли даже модниц 18 века в обилии способов украшения своей внешности.
     Не только декоративно - прикладное искусство занимается украшением жизни. Живопись тоже также берет на себя такую задачу. Проблема декоративности для художника состоит в том, что ему нельзя потерять содержание, глубину и чувства связи с природой, а также нельзя пренебречь эстетическими требованиями, или, проще говоря, красотой живописи. В системе европейской эстетики нового времени полноценной считается такая живопись, которая синтезирует содержательное и декоративное начало. Если же живописец приблизится к одному из полюсов, то он подвергается к осуждению коллег и зрителей.
     Декоративная живопись.
     Прикладное искусство в течение всей своей истории копило и вбирало, обобщало и шлифовало орнаментальные законы и композицию. В лучших работах иконописи мы наблюдаем умение художника пользоваться цветовыми контрастами, ограниченным количеством цвета, создавая подлинные шедевры. Изучение этого опыта не только обогащает кругозор живописца, но и развивает в нем собственный потенциал творчества. Сила настоящего мастерства заключается в том, чтобы уметь соединять приемы традиционного народного искусства с новым содержанием, с новыми эстетическими требованиями, уметь расти и развиваться в ногу со временем. Умение создать выразительный образ, тонкий вкус, чувство ритма, цветовой гармонии является важным в произведении декоративного плана.
     Декоративная живопись, как и остальные виды искусства, является отражением реального мира и обладает всеми качествами, характеризующими понятие декоративности. Это и повышенная цветовая гармония, плоскость изображения, тональное и контрастное решение, условность решения темы и ограниченность в подборе цветов, орнаментальность, все то, что неизменно присутствует в народном искусстве.
     Живописный цвет принадлежит не только миру изображения, но и самой картине - вещи, находящиеся вместе с ним, в нашем пространстве. Картина не только показывает и рассказывает, она украшает наши комнаты. Украшает нарядностью и богатством своего колорита. Декоративную - «украшательскую» - задачу вполне сознательно может ставить и решать живописец. Обычно подчеркивает в картине не ее сюжетную, повествовательную сторону, не материальную объемность вещей, а саму плоскость картины- это бегущие по ней узоры четко выделенных контуров, красивые контрасты красок. Цвет чаще всего ложится на такую поверхность ковром, ровным и плотным слоем без светотени и без воздушных расплывов. Обычно он сохраняет определенную связь с цветом изображенных предметов и одежд, с красками природы. но это уже не реальный предметный цвет, а декоративный - условный и плоскостной, усиленный и измененный для того, чтобы сделать наиболее нарядной, орнаментально красивой саму живописную поверхность.
     Развитие образного мышления, смелость композиционных решений, цветовая культура - все эти качества необходимы будущему живописцу. Занятия декоративной живописью помогут ему глубже понять и почувствовать всю глубину и красоту русского народного искусства.
2.2 Декоративный натюрморт

     Декоративный натюрморт– это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма, объединять разные предметы, видеть их не только как единственную вещь на отдельном фоне, а взаимосвязи между собой. Декоративный натюрморт – это решение колористических задач. В создании наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть театр, улица, город  или что-то другое, волнующее художника.
 В декоративном натюрморте основной задачей является выявление свойственных, декоративных качеств натуры, создавая  впечатления нарядности.  Декоративный натюрморт — это не точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника. Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:
1)Плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы.
2)Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона.
3)Конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру, формообразование.
4)Орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево.
5)Образное, когда происходит переработка реалистического изображения в образ.
      При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. 
2.3 Цветовая композиция
     
Отвлекаясь от содержания произведения искусства (картины, скульптуры), то можно сказать, что для нашего зрения оно представляет собой некоторую систему цветовых пятен - на плоскости, объемном теле или в пространстве. Расположение этих пятен, их цветовые характеристики и размеры подчиняются определенной закономерности, связанной с содержанием и назначением вещи. Вот это и называется цветовой композицией. Чтобы завершить определение цветовой композиции, нужно добавить, что она непременно содержит то или иное эстетическое качество или производит эстетическое впечатление, задуманное художником.
     Сформулируем определение цветовой композиции кратко и достаточно близко к сути: цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на хороший впечатление. Понятие цветовой композиции более формально и узкопрофессионально, чем понятие колорита. История и современная практика искусства показывают, что существует сравнительно немного типов цветовой композиции, среди которых можно выделить четыре основных типа и две-три разновидности.
     Первый тип - монохромия.
     В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного. Монохромия встречается в искусстве всех времен и народов. При помощи композиции этого типа достигаются разнообразные и сильные эффекты:
     1. Классическая простота и ясность художественного языка. (Древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы, живопись барокко и реализма XVII в.).
     2. Сильно направленное к определенной цели воздействие (русские иконы «Владимирская Божья матерь», «Спас нерукотворный», «Архангел Михаил», картины Рембрандта и др. на библейские сюжеты).
     3. Сосредоточенность на внутреннем мире человека (средневековая живопись Китая и Японии, «метафизическая» живопись XX века - Д. Моранди, А. Васнецов, И. Маркевич).
     4. Старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан, Тинторетто, Ф. Хальс).
     5. Простота, доходчивость, броскость (геральдика - знамена, гербы, знаки отличия, изделия массовой культуры, реклама).
     Второй тип - полярная цветовая композиция.
     Доминантой служит пара контрастирующих цветов, противоположных (полярных) в цветовом круге. Эти цвета могут быть дополнительными, контрастными или близкими к ним. Полярную композицию могут составить только два цвета, например, красный и зелено-голубой; желтый и синий; красный и синий и т.д. Эти цвета могут быть также взяты с оттенками, т.е. каждый цвет может быть развернут в монохромный ряд или группу. Кроме того, в полярной композиции, как и во всякой другой, могут участвовать ахроматические цвета. У полярной композиции свои «функции» и задачи. Чаще всего она применяется в следующих случаях:
     1. Для выявления антиномий (противопоставлений), например: фигура и фон; большое и малое; верх и низ; добро и зло. Сама природа «выявляет» красные и фиолетовые цветы на фоне зеленых листьев и травы, черные глаза и брови на светлом лице, она окрашивает небо в синий, а землю - в желтый цвет.
     2. Для достижения эффекта декоративности, основанного на физиологической потребности глаза в «уравновешивании» впечатлений. Красота полярных сопоставлений была замечена еще в глубокой древности. В Египте фараоны носили украшения из золота и лазурита, в Месопотамии облицовывали стены глазурованным кирпичом с сине-желтыми росписями. В критских дворцах украшают стены пурпурно-зелеными и оранжево-голубыми фресками. С тех пор контрастные сопоставления возводятся в непреложный закон гармонии и декоративности.
     3. С конца XIX в. и позже полярная цветовая композиция используется для передачи световых эффектов. При этом свет и тень окрашиваются в контрастные или дополнительные цвета (А. Матисс, М. Вламинк, Л. Кирхнер, Р. Дюфи, М. Аветисян, М. Сарьян).
     4. Сочетание желтого с синим или оранжевого с голубым (малой насыщенности) может выражать состояние покоя, неподвижности, умиротворенности и даже без проблемности. Поэтому так любил эту гамму П. Кузнецов и так часто ею пользуются дети.
     5. Если полярные цвета насыщены и приведены к гармонии, то такая композиция используется для изображения конфликтности, напряженности, драматизма или трагизма (живопись экспрессионистов, сюрреалистов).
     Третий тип - трехцветная композиция.
     Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.
     Трехцветие - самый сложный тип цветовой композиции. Он занимает промежуточное положение между лаконичными первым и вторым типами и изобильным четвертым типом, его труднее гармонизировать, привести к равновесию и к единству гаммы. Если два цвета триады стоят в круге дальше, чем на 120 градусов, то они тяготеют к полярности; и третий цвет оказывается, как бы «лишним», его хочется вообще убрать. Некоторые триады, хотя и построены правильно, то есть в оптической смеси дают серый, все же производят впечатление чего-то грубого, неклассичного, например триада желто-оранжевый - голубой - фиолетово-пурпурный. Для восприятия зрителем трехцветие труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена сложная мысль, которую не всегда можно выразить словами. Поэтому трехцветие мы видим в искусстве древности и средневековья, проникнутом религиозными идеями. Часто роль желтых и оранжевых членов триады выполняло золото.
     В живописи Возрождения трехцветные сочетания встречаются очень часто, но они обычно сосредоточены на одной фигуре или на группе фигур и служат как бы акцентом в композиции.
     Четвертый тип - многоцветие.
     Многоцветием называют такую цветовую композицию, в которой доминируют четыре и больше хроматических цвета. Обычно в многоцветии используют две пары, или четыре основных хроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а также их оттенки.
     Помимо этих основных четырех типов цветовой композиции можно выделить еще два производных, поскольку они часто встречаются в живописи, прикладной графике и других жанрах искусства.
     1. Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону.
     Такая цветовая композиция представляет собой как бы синтез монохромии и многоцветия. Она встречается главным образом в пейзажной живописи, когда художник стремиться передать солнечное или лунное освещение.
     2. Ахроматическая цветовая композиция.
     Такая композиция может состоять из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов. В нее включаться небольшие по площади акценты хроматических цветов. Природа создала много образцов бело-черно-серых гамм: зимний пейзаж, заснеженные вершины гор, дождь и туман, мех животных, оперение птиц и т.п.
     
     
     
     
     
   .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44