- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Оценочные средства и их функции в образовательном процессе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004260 |
Тема: | Оценочные средства и их функции в образовательном процессе |
Содержание
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОС И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ 1.1 Оценочные средства и их функции в образовательном процессе В настоящее время, главной задачей всех образовательных учреждений высшего профессионального образования является результат образования, который выражается через компетентность специалистов. Компетентностная ориентация образовательных программ определяет необходимость изменения не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований[16].Основная образовательная программа (ООП) должна быть нацелена на выполнение плана обучения, который заключается в формировании знаний, умений и навыков студента, по какой-либо специальности[1]. Исходя из этого, образовательным учреждениям высшего образования необходимо создать, максимально разнообразные и вариативные условия текущих и промежуточных аттестаций для студентов, в зависимости от: типа, вида, специфики и направленности их будущих профессий. В этом процессе, кроме преподавателя дисциплины, должны принимать активное участие преподаватели смежных дисциплин, а так же работодатели[2, с. 21]. Это вызывает необходимость присутствия в ООП инструментов управления деятельностью образовательного учреждения, методом сравнение запланированных и достигнутых результатов с помощью фондов оценочных средств (ФОС).ФОС – комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. комплекс инструментов для установления соответствия учебных достижений: по планам и результатам обучения, требованиям образовательных программ, а также рабочих программ модулей (дисциплин)[3]. ФОС формируются для решения трех образовательных проблем: * контроль и управление образовательным процессом всеми его участниками; * контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление (с помощью элементов обратной связи) достижением целей образовательных программ, определенных в виде набора компетенций выпускников; * достижение такого качества образования, которое бы обеспечило беспрепятственное признание квалификаций выпускников российскими и зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами[4]. Согласно требованиям ФГОС ВО и опираясь на вышеперечисленные проблемы учебные заведения высшего профессионального образования создают фонды оценочных средств для проведения входного, промежуточного, текущего контроля и итоговой аттестации с целью выявления соответствия знаний, умений и навыков студентов относительно образовательных программ. Фонды оценочных средств создаются для использования их не только преподавателями и ВУЗом, но и другими сторонними организациями, а также студентами с целью оценивания результата и качества образования, ООП, соответствия компетенции с будущей профессией. Исходя из этого, существуют ключевые принципы оценивания знаний у студентов, с помощью которых формируются ФОСы: * валидность – оцениваемые объекты должны быть согласованы с поставленной целью обучения; * надёжность – применение однотипных компонентов и критериев для оценивания образования; * объективность – обретение объективной оценки и точных результатов с помощью проверки знаний. Основными требованиями, которые предъявляются к ФОС, являются: * интегративность; * проблемно-деятельностный характер; * актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности; * связь критериев с планируемыми результатами; * экспертиза в профессиональном сообществе[5]. В оценочные средства по отдельной учебной дисциплине должны входить контрольно - оценочные материалы, которые должны быть составлены в соответствии с вышеперечисленными принципами и требованиями к ФОСам, и которые должны позволять оценивать знания, умения и навыки у студентов. Каждая контрольная точка должна быть обеспечена оценочным средством, которое должно позволять выявлять освоенные компетенции у студента.[6] При планировании и разработке ФОС как системы оценивания используется ограниченный набор элементов: * цели/ результаты обучения * индикаторы и критерии оценивания; * содержательная область контроля; * функции и цели контроля; * виды, методы и формы контроля; * средства оценивания (учебные задания)[7, с.6]. Качество фонда оценочных средств является одним из основных показателей высокого уровня образования для любого учебного заведения, чем разнообразнее ФОСы по какой-либо дисциплине, тем выше вероятность оценить достоверно и объективно знания обучающихся. Исходя из этого, существует большое разнообразие видов контроля, которое входит в фонды оценочных средств по дисциплинам. Проверка знаний, умений и навыков студентов является важной частью образовательного процесса, так как она выявляет эффективность и результативность усвоения обучающимися материала. Контроль качества образования позволяет выявить достоинства и недостатки процесса обучения. Разнообразие методов контроля позволяет точно и качественно оценить знания студентов. Помимо теоретических знания студентов, так же, различают и практические навыки работы. С помощью устного опроса, тестирования, письменной проверки определяют уровень теоретических знаний студента, с помощью практической работы - практические знания. Рассмотрим традиционные методы контроля качества образования, их 5 (Табл. 1)[8]: Таблица 1 – «Традиционные методы контроля качества образования» Название вида контроля Характеристика Устный опрос должен осуществляться на каждом семинарском занятии, в качестве эффективного устного опроса может выступать коллективная работа, которая может осуществляться с помощью обращения с вопросом к группе, самопроверка, оценивание ответов студентов самими студентами и так далее. Письменный контроль позволяет за короткий период времени выявить уровень знаний у большого количества студентов, может осуществляться с помощью контрольных/самостоятельных работ, а так же тестов, диктантов рефератов. Самостоятельная работа носит самостоятельную контролирующую функцию, так же выявляет развить творческие способности у студентов. Самостоятельная работа выполняется без помощи преподавателя, как правило, предшествует контрольной работе по пройденной теме. Контрольная работа проводится с целью определения конечного результата усвоенных знаний студентов. Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний по курсу, разделу, или теме. Промежуточная контрольная работа проводится с целью проверки усвоения знаний студентами в процессе изучения какой-либо темы. Домашняя контрольная работа направлена на формирование развитой разносторонней личности, каждому студенту дается свой вариант и при ее выполнении студенты не ограничены временем. Лабораторная работа требует у студентов умения применять теоретические знания на практике. Традиционные виды контроля знаний опираются на оценку качества знаний, умений и навыков (ЗУН) студентов, которые обучающие приобретают в процессе обучения с помощью различных видов теоретических и практических заданий по различным дисциплинам. Традиционные формы контроля, как правило, применяются для промежуточной аттестации и текущего оценивания знаний, но при использовании данных форм необходимо делать упор на том, как приобретенные знания и умения встраиваются в интегративную систему формируемой компетенции (компетенций). Некоторые формы контроля могут включать в себя несколько способов оценивания, т. е. включать в себя задания разного характера: устное, письменное, практическое задание. Исходя из этого, каждый ФОС носит свою функцию (Табл. 2)[9]: Таблица 2 – «Функции ФОС» Виды ФОС Функции ФОС ФОС входного оценивания Осуществляется для определения начальных знаний студента по какой-либо дисциплине, выявляет уровень их подготовленности. Т. к. образование ориентировано на среднего студента, ФОС входного оценивания позволяет выстроить программу обучения у педагога. ФОС текущего контроля Применяется для мониторинга качества освоения дисциплины обучающимися в процессе учебной деятельности, а также для управления и контроля учебной деятельности самими студентами. ФОС промежуточной (семестровой) аттестации Используется для определения качества освоения дисциплины по окончании ее изучения, а также для того, чтобы оценить, насколько достигнутые результаты совпадают с поставленными целями и задачами ФОС итоговой аттестации С помощью данного ФОСа, оценивается насколько у студента сформированы ЗУН по какой-либо специальности, а также оценивается качество ООП. Еще можно выделить общие основные функции для совокупности фондов оценочных средств: * разработка, хранение, учет (банк) контрольно-оценочных материалов; * стандартизация оценочных средств и процедур; * обеспечение системности оценивания; * формирование и предоставление статистических отчетов; * гибкое управление правами пользователей в системе; * оперативное изменение пользовательских форматов результатов обучения[17]. ФОСы предназначены для использования обучающимися, вузом, сторонними организациями для оценивания результативности и качества учебного процесса, образовательных программ, степени их адекватности условиям будущей профессиональной деятельности[10]. Поэтому при составлении ФОСов, очень важно учитываю все нюансы и специфику каждого вида оценивания Для оценки эффективности системы контроля используются обобщенные критерии: * производительность; * экономичность; * адаптивность; * дидактичность; * оперативность; * надежность. Помимо функции оценки знаний у обучающихся ФОС характеризует образовательный уровень образовательной организации. Очень важно при составлении ФОС придерживаться вышеперечисленных критериев, т. к. в совокупности они позволяют составить качественные и эффективные фонды оценочных средств. Также при составлении ФОС следует учитывать требования, которые предъявлены к их содержанию и составлению, которые отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). Согласно ФГОС ВО суть фондов оценочных средств заключается в том, что акцент падает на результат образования, который выражен через компетентность студентов. [11, с 358]. Структура и содержание ООП и отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, должны быть нацелены на формирование и достижение заявленного результата обучения. Акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения. Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников необходимо создание многокомпонентных систем, соответствующих новой парадигме стандартизации образовательных программ ВО в России. Эти системы должны решать следующие задачи: – контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление (с помощью элементов обратной связи) процессом приобретения студентами необходимых ЗУНов, определенных во ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных модулей, дисциплин, практик; – контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление (с помощью элементов обратной связи) за достижением целей реализации данной ООП, определенных в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускников; – достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который обеспечил бы беспрепятственное признание квалификаций выпускников российскими и зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами [12, с. 34–42]. Для оценивания освоения знаний студентов по каждой дисциплине необходимо разрабатывать отдельные ФОСы. При составлении, согласовании и утверждении фонда оценочных средств должно быть обеспечено его соответствие: - ФГОС и ГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности); - ООП ВО и учебному плану направления подготовки (специальности); - рабочей программе дисциплины (модулю), реализуемой по ФГОС и ГОС ВО. - образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины (модуля)[13]. Существует ряд документов, которые регламентируют составление и содержание ФОС. Таким образом ФГОС ВО и «Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12 2013 №1367»[15] являются главными документами, которые регламентируют составление ФОСов. Согласно этим документам, ФОСам предъявлены следующие общие требования: *использования методов контроля, помогающих формировать самооценку студента и нацеленных на рефлексию познавательной деятельности; *использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п.); *перехода от оценки только результатов обучения к систематическому контролю, включая пооперационный (контроль для обучения); *создания условий максимального приближения системы оценивания к условиям будущей профессиональной практики (например, использование ситуационных заданий на основе контекстного обучения, что обеспечивает интегрированную оценку нескольких характеристик одновременно); *отслеживания и фиксации формирования личностных качеств (необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке выпускника, готового вести поиск решения новых задач); *переноса акцента в контроле с того, что не «знают» на оценку того, что «знают», умеют, способны продемонстрировать; *внешней оценки, что обеспечивает использование общепризнанных критериев, показателей качества образования (возрастание роли независимого экспертного оценивания, в том числе потенциальными работодателями и профессиональными сообществами); *повышения объективности результатов оценивания при применении качественных стандартизированных инструментов; *применения программных средств, позволяющих проводить адаптивный контроль, своевременную индивидуальную коррекцию обучения, а также хранить и обрабатывать информацию по всем оценочным мероприятиям[14]. На основе этих документов, создаются общие требования к ФОС внутри самих образовательных учреждений. Например «Положение о разработке фондов оценочных средств по дисциплине/модулю в РГППУ». В свою очередь, на основе внутренних документов, регламентирующих разработку и составление ФОСов, создаются фонды оценочных средств по отдельным дисциплинам[34]. Процедура согласования фонда оценочных средств по дисциплине происходит согласно требованиям ФГОС ВО, ОП и рабочей программе по дисциплине. На уровне соответствия ФОС с требованиями в ФГОС ВО и ОП, согласование проводится председателем методической комиссии по направлению подготовки (специальности), а на уровне соответствия ФОС с рабочей программой согласование проводится заведующим кафедрой, за которой закреплена дисциплина. ФОС по дисциплине утверждается деканом факультета (директором института). Хранение и использование фонда оценочных средств по дисциплине также осуществляется университетом. Печатный экземпляр ФОС хранится на кафедре, разработавшей рабочую программу, в составе учебно-методических комплексов по дисциплине. Электронный вариант ФОС предоставляется кафедрой-разработчиком в подразделение университета, на которое возложена функция ведения электронного фонда рабочих программ учебных дисциплин по ОП, реализуемым в университете. Электронный вариант фонда оценочных средств хранится в электронной базе данных на сервере университета. Функции формирования и ведения электронной базы университетского ФРП возлагается на центр информационных технологий. Ответственность за разработку фондов оценочных средств несет кафедра, за которой закреплена данная дисциплина, в соответствии с приказом университета. Ответственным исполнителем разработки фонда оценочных средств является заведующий кафедрой. Непосредственный исполнитель разработки фонда оценочных средств назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры. ФОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. ФОС может разрабатываться и формироваться творческим коллективом в соавторстве. Составитель оценочных средств несет ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления оценочных средств. Работы, связанные с разработкой ФОС, вносятся в индивидуальные планы преподавателей. 1.2 Порядок формирования ФОС Для того чтобы создать эффективные ФОСы, с помощью которых можно достоверно выявить сформированность компетенций у обучающихся, необходимо придерживаться вышеперечисленных характеристик, которые предъявлены в основных документах, на основе которых создаются ФОСы: критериям, принципам, требованиям. Но помимо этого, необходимо понимать, из каких элементов состоят фонды оценочных средств. В законе «Об образовании» говорится о том, что каждый обучающийся, который заканчивает высшее учебное заведение, должен показать уровень усвоенных им знаний, умений и навыков, а также подтвердить его. Идея о разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам) и привела к разделению фонда оценочных средств на(Табл. 3)[21]: * контрольно-измерительные материалы (КИМ), с их помощью производится оценка уровня освоения дисциплины; * компетентностно-оценочные средства (КОС), с их помощью осуществляется оценка компетенций обучающихся. Таблица 3 – «Сравнительная характеристика КИМ и КОС» Характеристики КИМ КОС Объект измерения Знания, умения Компетенции Достижения обучающихся Измеряют Дают качественную оценку Форма оценивания Оценивают в баллах (пятибалльная система) Зачет - незачет Вид контроля по этапам обучения Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному курсу (МДК) Аттестация по профессиональному модулю. Экзамен квалификационный Функции Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль Контроль и оценка С помощью данной таблицы, можно сделать вывод, что КИМ и КОС являются неотъемлемой частью фондов оценочных средств и имеют ряд отличий. КИМ измеряют знания, умения и навыки у обучающихся с помощью количественного показателя, применяются в дисциплинах, где предусмотрено измерение уровня знаний и умений, являются средством традиционного оценивания, а так же применяются в процессе обучения. А КОС – дают качественную оценку компетенциям, которые приобрел обучающийся, применяются в профессиональных модулях, где результатом являются компетенции в виде профессиональной деятельности, являются средством инновационных методов оценивания и применяются для определения результата обучения. По мнению О. В. Гордиенко, фонды оценочных средств - набор развернутых описаний учебных заданий для осуществления всех видов контроля, а также зафиксированные и утвержденные описания заданий и критерии их оценки [18, с. 171]. Существует множество других определений, которые непосредственно связаны с КИМами и КОСами. Например, ФОС – это комплекс контрольно-измерительных материалов и компетентностно-оценочных средств, методических рекомендаций, описывающих способы контроля, критерии оценки уровней сформированности запланированных компетенций на каждом этапе обучения» [19, с. 109]. На основании этого, можно сделать вывод, что создание фондов оценочных средств опирается на создание КИМов и КОСов, которые, в свою очередь, предназначены для точного и объективного оценивания, для выявления количественной и качественной оценки приобретенных знаний как в процессе обучения, так и результата обучения, а также для обеспечения средствами эталонных квалиметрических процедур [20, с. 29]. Исходя из содержания ФГОС ВО по направлениям подготовки можно утверждать, что оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов и выпускников в условиях реформы высшего образования заключается в сочетании традиционного подхода, и нового подхода, который в настоящее время создается с опорой на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Соответственно, в процессе оценки будущих студентов и выпускников необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом традиционные средства должны быть переосмыслены в русле компетентностного подхода, а инновационные средства постепенно адаптированы для повсеместного применения в российской вузовской практике[26]. К фондам оценочных средств существуют общие требования. Несмотря на специфику дисциплины, и вида оценивания обучающегося, ФОС должен состоять из следующих структурных элементов: * титульный лист - является первой страницей ФОС и содержит основные реквизиты: - полное наименование учредителя (Министерство образования и науки Российской Федерации); - полное наименование университета (федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»); - наименования института и кафедры, обеспечивающей подготовку по данной учебной дисциплине; - гриф утверждения проректором по образованию; - наименование дисциплины (модуля), вид и тип практики в полном соответствии с утвержденным учебным планом и с указанием форм обучения. Если дисциплина (модуль), практика реализуется для студентов всех форм обучения, то указывается: «для всех форм обучения»; - код(ы) и наименование(ия) направления(ий) / профиля(ей) / профилизации(ий) подготовки, специальности (ей) / специализации (ий). Если дисциплина (модуль), практика реализуется для всех направлений подготовки (специальностей) университета, то указывается: «для всех направлений (специальностей) и профилей подготовки (специализаций)». В случае разработки одного ФОС для учебных планов различных направлений подготовки/специальностей на титульном листе ФОС указывается только направление подготовки (специальность); - город и год выпуска ФОС. * оборот титульного листа - указываются следующие сведения: - библиографические данные (наименование дисциплины (модуля), вид и тип практики, по которой разработан ФОС; наименование университета; город и год издания; количество страниц); - для всех ФОС вводится запись: «Настоящий ФОС составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки (при наличии)»; - данные об авторе (-ах) - разработчике (-ах) ФОС с указанием должности, ученой степени и ученого звания, инициалов и фамилии; - запись об одобрении ФОС кафедрой-разработчиком с указанием даты и номера протокола заседания кафедры, заверенная подписью заведующего кафедрой; - запись об одобрении ФОС выпускающей кафедрой с указанием даты и номера протокола заседания кафедры, заверенная подписью заведующего выпускающей кафедрой; - запись о рекомендации методической/научно-методической комиссии института, в состав которого входит кафедра-разработчик ФОС, с указанием даты и номера протокола заседания методической/научно-методической комиссии, заверенная подписью председателя методической/научно-методической комиссии; - запись о рекомендации Научно-методического совета университета с указанием даты и номера протокола заседания Научно-методического совета университета, заверенная подписью председателя Научно-методического совета – для дисциплин, общих для уровня образования, направления подготовки; - знак охраны авторских прав. Примеры оформления титульного листа и оборота титульного листа ФОС приведены в Приложении 1. * содержание (оглавление) - включает наименование всех разделов и пунктов основной части ФОС с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы. Обязательными разделами ФОС являются: 1) паспорт ФОС, в него входят: - цель и задачи ФОС, вид и форма промежуточной аттестации, соотнесенные с рабочей программой дисциплины (модуля), практики; - результаты освоения дисциплины (модуля), практики, подлежащие проверке; - спецификация оценочных средств, включающая критерии оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), практике; - описание процедуры оценивания и правил оформления результатов оценивания. В спецификации оценочных средств для каждого оценочного средства указываются результаты освоения дисциплины (модуля), практики, являющиеся предметами оценивания, и критерии оценивания результатов обучения. В случае разработки одного ФОС для ОП ВО различных направлений подготовки/специальностей результаты обучения указываются согласно ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности). 2) комплект оценочных средств по дисциплине (модулю), практике, в него входят: - контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения по дисциплине (модулю), практике, пронумерованные в соответствии со спецификацией оценочных средств, приведенной в разделе 1 ФОС; - пакет для экзаменатора (при необходимости). В соответствии с паспортом ФОС на каждый блок результатов подготов-ки должно быть разработано хотя бы одно оценочное средство; оценочные средства должны носить комплексный характер. В основу проектирования содержания оценочных средств целесообразно заложить фасетный принцип, позволяющий создавать многовариантные, параллельные по содержанию и уровню сложности задания. В качестве контрольных заданий могут быть представлены типовые, проектные, реферативные, исследовательские, практические задания, задачи (расчетные, аналитические, поисковые, графические и т.д.), кейс-задания, тестовые материалы (системы заданий в тестовой форме, тесты), наборы проблемных ситуаций, соответствующих содержанию будущей профессиональной деятельности, сценарии дидактических игр, предназначенные для оценивания знаний, умений, владений, компетенций на определенных этапах обучения. Примерный перечень оценочных средств приведен в Приложении 3. Пример содержания и структуры ФОС представлен в Приложении 4.; 3) Лист изменений и дополнений к ФОС (Приложение 2) - для каждого ФОС следует предусмотреть наличие рекомендаций по обновлению и усовершенствованию (периодичность, степень обновления, порядок изменения оценочных процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.)[30]. В соответствии с вышеперечисленными требованиями, можно создать следующий алгоритм оценочной деятельности результата сформированности компетенций у обучающихся (т. е. алгоритма формирования КОС)[22]: Таблица 4 – «Алгоритм оценочной деятельности» 1 этап Определить цель оценивания 2 этап Определить Объект оценивания Предмет оценивания 3 этап Определить: * длительность выполнения * место выполнения * необходимые вспомогательные средства 4 этап Выбор: * формы оценивания * метода оценивания * инструментов оценивания 5 этап Определить: Показатели оценки Критерии оценки 6 этап Определение внутреннего или внешнего оценивания 7 этап Формирование типового задания (формирование КОСов) 8 этап Формирование ФОС Рассмотрим каждый этап в отдельности: 1. На данном этапе определяется цель оценивания: какие знания, умения и навыки должен получить обучающийся с помощью контроля по окончанию изучения какой-либо дисциплины. 2. На втором этапе необходимо определить объект и предмет оценивания. Объектом оценивания является то, что мы будем оценивать, т. е. квалификацию или группу компетенций. Предметом оценивания является конечный результат обучающегося, который будет оцениваться (продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс деятельности и т.д.) 3. На 3 этапе определяется: * длительность выполнения, т. е. срок, который дается, чтобы сделать какое-либо задание; * место выполнения, т. е. помещение, в котором будет выполняться задание обучающимся; * необходимые вспомогательные средства, т. е. те средства, которые необходимы для выполнения задания. 4. На данном этапе происходит выбор: * Форм оценивания, т. е. формы проведения квалификационных испытаний (очная, заочная, смешанная); * Метода оценивания-происходит на основе предыдущих этапов, допускается выбор нескольких методов, их комбинирование, но основным условием является непротиворечивость выбранным объектам, условиям, и формам оценивания. Например текст, моделирование, проект и т.д. * Инструментов оценивания. В качестве инструментов оценивания качества образования могут применяться: экспертная оценка, портфолио, формативная оценка, самооценка. 5. На 5 этапе происходит определение: * Показателей оценки – определяется, что является свидетельством качества оценки * Критериев оценки – признаков, на основании которых проводится оценка по показателю, т.е. это уточняющий показатель. Разработчик ФОС самостоятельно выбирает критерии оценивания для каждого вида оценочных средств, входящих в комплект ФОС по дисциплине (модулю) или практике, а также соответствующие шкалы оценивания. 6. Определение внешнего или внутреннего оценивания. 7. Формирование типового задания . 8. Формирование ФОС – последний, завершающий этап. ФОС оформляют в виде текстового документа на бумажном и/или электронном носителе. ФОС, разработанные по конкретной дисциплине (модулю) или практике, входит составной частью в УМК по данной дисциплине (модулю) или практике[29]. ФОС разрабатывается кафедрами университета, осуществляющими обучение по соответствующей дисциплине (модулю), практике, на основе ФГОС ВО соответствующего направления подготовки (специальности), ОП ВО и с учетом запросов работодателей, межпредметных связей, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. ФОС разрабатывается для каждой дисциплины (модуля), каждого типа практики учебного плана всех реализуемых в университете ОП ВО на срок действия учебного плана[28]. 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ АФХД 2.1 Анализ документации по дисциплине АФХД Анализ учебно-программной документации является одной из составляющих педагогической деятельности преподавателя. Чтобы выстроить образовательный процесс по дисциплине и сформировать эффективные фонды оценочных средств по АФХД педагогу необходимо изучить Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриат), ознакомиться с учебным планом и учебными программами по другим, смежным дисциплинам. Опираясь на данные образовательные документы, педагогом выстраивается рабочая учебная программа по дисциплине и, соответственно ФОСы. АФХД является в ООП профильным модулем, и обязательной дисциплиной для направления подготовки высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриат). В соответствии с тем, что положения в ФГОС меняется с течением времени, соответственно меняются и компетенции, которыми доложен обладать выпускник высшего учебного заведения, также, меняется и учебный план по направлениям подготовки. А также меняются учебные рабочие программы по дисциплине. Если рассмотреть учебные планы за 2014, 2015 и 2016 года приема студентов, то можно увидеть различия положения дисциплины АФХД в плане образовательного процесса (Табл. 5): Таблица 5 – «Сравнительные показатели учебной программы по АХФД» Год приема Курс Семестр ЗЕТ Всего часов Аудиторные занятия Лекции Практики СРС Недель Занятий в неделю 2014 3 6 6 216 102 50 52 114 17 6 2015 3 6 5 180 102 50 52 78 17 6 2016 3 5 8 288 102 50 52 186 17 6 Данная таблица была составлена на основании учебных планов по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриат) в РГППУ за 2014, 2015 и 2016 года. На основе данных, которые представлены в таблице, можно сделать вывод, что рабочая учебная программа по дисциплине АФХД за 2014 и 2015 года почти ничем не отличается. Присутствуют лишь незначительные различия в зачетных единицах трудоемкости и, соответственно академических часах. в учебном плане за 2015 год по дисциплине АФХД ЗЕТ меньше на 1, чем в 2014, и исходя из этого, в 2015 году на данную дисциплину отводится меньше академических часов. Это уменьшение не влияет на количество аудиторных часов с преподавателем. Эта разница появляется за счет уменьшения самостоятельной работы студентов в 2015 году на 36 академических часов, по сравнению с 2014 годом. Если посмотреть на данные учебного плана за 2016 год по АФХД, то они сильно отличаются от 2014 и 2015 годов. Во-первых, данная дисциплина реализуется согласно учебному плану не в 6 семестре, а в 5. Но количество недель и количество академических часов в неделю остается прежним – 17 недель, 6 часов. на дисциплину АФХД по учебному плану за 2016 год приема отводится 8 ЗЕТ. Но количество аудиторных занятий с преподавателем остается неизменным. Увеличение зачетных единиц трудоёмкости произошло за счет повышения академических часов, отведенных на самостоятельную работу студентов. Прежде, чем приступить к изучению дисциплины АФХД, студент должен освоить определенные ЗУН в процессе изучения других, смежных дисциплин. Также дисциплина АФХД формирует определенные ЗУН для последующего изучения других дисциплин. Помимо различий академических часов, распределения по семестрам и другим числовым показателям, можно проанализировать положение дисциплины АФХД относительно других учебных дисциплин (Табл. 6)[27]: Таблица 6 – «Сравнительная характеристика дисциплины АХФД в учебных планах за 2014, 2015 и 2016 года приема» Год приема курс семестр Дисциплины до компетенции 2014 1 1 Экономическая теория ОК-3, ОПК-2, ПК-26 1 2 Макроэкономика ОК-3, ПК-26 2 3 Микроэкономика ОК-3, ПК-33 2 4 Экономика предприятия ОК-5, ПК-26, ПК-33 2 4 Теория бухгалтерского учета ПК-32 3 5 Бухгалтерский учет ПК-26, ПК-32, ПК-35, ПК-36 3 5 Экономика и организация труда ОК-3,ПК-24, ПК-33,ПК-35 3 6 АФХД ОК-3, ПК-26, ПК-33 Дисциплины после 4 4 7 Государственное регулирование экономики Планирование экономики территории ОК-3, ОПК-3, ПК-26, ПК-33 Дисциплины до 2015 1 1 Экономическая теория ОК-3, ОПК-2, ПК-26 1 2 Макроэкономика ОК-3, ПК-26 2 3 Микроэкономика ОК-3, ПК-33 2 4 Экономика предприятия ОК-5, ПК-26, ПК-33 2 4 Теория бухгалтерского учета ПК-32 3 5 Бухгалтерский учет ПК-26, ПК-32, ПК-35, ПК-36 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: