VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке строительных услуг

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014286
Тема: Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке строительных услуг
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ	5
1.1 Основы теории конкурентоспособности строительного предприятия	5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия	13
1.3 Анализ динамики конкурентоспособности строительных предприятий России	18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ	26
2.1 Выявление оценочных показателей конкурентоспособности строительного предприятия	26
2.2 Методические подходы к анализу конкурентоспособности строительного предприятия	31
ГЛАВА III. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ТЕХНОСФЕРА»	42
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Техносфера»	42
3.2 План мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Техносфера»	54
3.3 Определение экономической эффективности предложенных мероприятий	70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	78

ВВЕДЕНИЕ 
     Строительство является социальным направлением деятельности в силу, удовлетворения, безусловно, важной потребности, потребности в жилье. Так же при развитии строительного рынка происходит развитие экономики территории, за счет миграции трудовых ресурсов, а так же за счет сокращения дисбаланса развития в уровне жилищной обеспеченности.
     В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности строительных организаций становится все более актуальной и требует совершенствования и адаптации к принципиально меняющейся ситуации на рынке жилья. Актуальность проблемы повышения конкурентоспособности строительных организаций обосновывается несколькими причинами. Во-первых, усилением конкурентной борьбы на данных рынках. Во-вторых, изменением государственной политики, направленной на повышение доступности жилья для большего количества граждан. И, в-третьих, ростом потребностей и платежеспособности потенциальных покупателей жилья, которые все в большей степени не приемлют прежний уровень его качества.
     Конкуренция является неотъемлемым механизмом развития рынка, а конкурентоспособность компании прямым отражением способности вести конкурентную борьбу на рынке. Исходя из этого, можно сказать, что конкурентоспособность является важнейшим внешним фактором развития компании. Важно понимать, что конкурентоспособность является эндогенной переменной, и в данном смысле компания управляет экзогенными факторами. В общем смысле под конкурентоспособностью будет рассматриваться способность фирмы распределять имеющиеся ресурсы, при их эффективном использовании, что порождает развитие фирмы, а так же рациональную деятельность на рынках капитала, труда и товаров при влиянии факторов внутренней и внешней среды.
     Основными факторами, определяющими конкурентоспособность строительной организации, являются: качество проводимых работ и оказываемых услуг; квалификация работников, на всех звеньях производства; уровень менеджмента и маркетинга на предприятии; уровень технологичности выполняемых строительных работ; доступность источников финансирования; доступность инновационных решений и разработок в области строительства; налоговая среда.
     Анализ конкурентоспособности компании позволяет выявить факторы развития компании, а так же сделать акцент на характеристиках и свойствах производимых работ, и оказываемых услуг подлежащих совершенствованию.
     Целью данной работы является оценка конкурентоспособности предприятия на рынке строительных услуг.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основы теории конкурентоспособности строительного предприятия
2. Изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
3. Провести анализ динамики конкурентоспособности строительных предприятий России
4. Изучить методические основы конкурентоспособности строительного предприятия
5. Представить краткую характеристику предприятия ООО «Техносфера»
6. Разработать план мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Техносфера»
7. Определить экономическую эффективность предложенных мероприятий
     Объект исследования: строительное предприятие.
     Предмет исследования: методы оценки конкурентоспособности предприятия на рынке строительных услуг.
     Методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы научных конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати по исследуемой проблеме.
     Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Основы теории конкурентоспособности строительного предприятия

	Конкурентоспособность как свойство предприятия порождается тремя группами факторов, играющими в данном процессе различные функции (механизм их влияния на величину конкурентоспособности схематично представлен на рисунке 1.1):

Рис.1.1  – Факторы конкурентоспособности предприятия и механизм их влияния на её величину

	Конкурентные преимущества, формируемые производственными ресурсами предприятия и стратегией его функционирования на рынке. Они составляют факторную форму выражения конкурентоспособности, представляющую собой системную совокупность возможностей успешного ведения предприятием конкуренции на рынке. Величина и эффективность использования указанных возможностей определяют уровень достижения предприятием в существующих условиях конкуренции главной цели деятельности – получение целевой прибыли на вложенный капитал при выполнении поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств. 
	Производственные ресурсы, формирующие конкурентные преимущества предприятий необходимо классифицировать на следующие группы: 
	- капитальные: основные средства, нематериальные активы, оборотные активы, земельные ресурсы; 
	- трудовые: совокупность количественных и качественных характеристик персонала предприятия, а также уровень его мотивации; 
	- системно-организационные: организационная структура, организационная культура, используемые технологии деятельности; 
	- ресурсы позиционирования деятельности: в пространстве, времени,  сознании потребителей. 
	Таким образом, по сравнению с действующими классификационными  группами ресурсов предприятий АПК (представленные, например, в работах Кагана А.М., Мацукевича В.В. и др. [26, 27, 28]) нами дополнительно выделяются системно-организационные ресурсы и ресурсы позиционирования, обусловливающие влияние качества управления предприятием на уровень его конкурентоспособности; конкуренция предприятия с контрагентами – одноотраслевыми предприятиями, производителями товаров-заменителей, потенциальными конкурентами – на рынке в форме взаимного противодействия достижению преследуемых целей деятельности. Действие этого фактора связано с тем, что конкурентоспособность как свойство предприятия возникает и существует только в условиях конкуренции [32]. Механизм воздействия конкуренции на величину конкурентоспособности предприятия заключается в обуславливании процесса превращения конкурентных преимуществ в результаты конкурентной борьбы предприятия на рынке путём:
	- повышения уровня хозяйственной применимости возможностей, заключённых в имеющихся производственных ресурсах предприятия;
	- определения направленности процесса их реализации в условиях конкуренции;
	- воздействия на интенсивность указанного процесса.
	Наличие конкуренции делает необходимым формулирование и реализацию предприятием определённой рыночной стратегии, направленной на достижение поставленных целей; прочие факторы рыночной конъюнктуры, представляющие собой средства связи отраслевых условий функционирования предприятия (конкурентоспособности отрасли и национальной экономики) и его конкурентоспособности. К прочим факторам рыночной конъюнктуры, прежде всего, относятся:
	- условия спроса на рынке на продукцию (работы, услуги) предприятия;
	- условия предложения производственных ресурсов (обеспеченность факторами производства), необходимых для функционирования предприятия и формирования его конкурентных преимуществ.
	Нами установлено, что дополнение анализа конкурентных факторов факторами конъюнктуры рынка при управлении конкурентоспособностью необходимо потому, что часто не удаётся проследить прямое и исключительное влияние конъюнктуры рынка (то есть детерминантов «национального ромба» в трактовке Портера М.Е.) только на условия конкуренции (то есть на взаимодействие с контрагентами). Часто указанные факторы оказывают влияние на деятельность предприятия непосредственно (стоимость и величина доступных ресурсов и др.) и прямо формируют его конкурентные преимущества; рыночная (конкурентная) стратегия предприятия. В основе рыночной стратегии предприятия лежат его базовые, то есть значимые в существующих рыночных условиях, конкурентные преимущества, а сама она представляет собой сложное системное образование, включающее: 
	- совокупность стратегических планов, содержащих цели деятельности предприятия и выбранные пути их достижения; 
	- реализуемую модель поведения в рыночной конкуренции, то есть совокупность принципов и методов принятия и реализации стратегических управленческих решений; 
	- характеристику позиции, которую предприятие желает занять во внешнем окружении; 
	- совокупность тактических приёмов ведения конкуренции на конкретных рынках. 
	По своей сути рыночная стратегия предприятия является в условиях конкуренции на рынке связующим звеном между: 
	- целями и результатами деятельности предприятия; 
	- конкурентными преимуществами и результатами деятельности предприятия; 
	- сложившейся на рынке конъюнктуры и результатами деятельности предприятия. 
	Таким образом, на основе вышесказанного нами установлено, что управление конкурентоспособностью предприятия содержательно представляет собой процесс определения целей хозяйственной деятельности, разработки и реализации рыночной стратегии их достижения, то есть стратегический процесс. 
	Определено, что целевая направленность (и необходимость наличия) конкурентоспособности определяется совокупностью целей и задач хозяйственной деятельности, которые предприятие преследует в процессе своего функционирования в условиях конкуренции на рынке. В свою очередь цели деятельности предприятия обусловливают структуру и величину результата реализации конкурентных преимуществ в условиях конкуренции [29, 30, 31, 39, 40]. 
	В результате проведённого исследования экономической сущности  конкурентоспособности предприятия определено, что управление конкурентоспособностью призвано обеспечить достижение предприятием в условиях конкурентного соперничества главной цели его функционирования – получение целевой прибыли на вложенный капитал – при выполнении поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств. Таким образом, система целевых установок, преследуемых отечественными предприятиями в условиях конкуренции на рынке, включает три основных элемента [5, 24]:
	– главная цель функционирования – получить целевую прибыль на вложенный капитал; 
	– выполнить поставленные производственные задачи, то есть обеспечить директивно установленные: объём, цены и ассортимент поставок продукции на внутренний рынок страны (для некоторых социально значимых отраслей); темп роста объёма производства товарной продукции. 
	– выполнить возложенные социальные обязательства, то есть обеспечить  директивно установленный уровень: оплаты труда персонала и темпы его роста; налоговых платежей; создания новых рабочих мест и поддержания занятости; финансирования собственной социальной сферы. В настоящее время не существует общепринятой теоретической трактовки роли социальных целей (обязательств, функций) в деятельности предприятия. Лежащая в основе неоклассической микроэкономики теория фирмы, предложенная Дж. Хиксом, в качестве главной и единственной цели предприятия рассматривает максимизацию прибыли [29]. В то же время, проведённые многими авторами – Ф. Шерером и Д. Россом [30, с. 37], Р. Сайертом и Дж. Марчем [Цит. по 17, с. 77], Л. Болманом и Т. Дилом [Цит. по 19, с. 198], Ш. Шальтеггером [30], И. Ансоффом [17] и др. – эмпирические исследования целей, которые преследуют в своей деятельности предприятия США, Западной Европы и Японии, позволяют утверждать, что теоретическое положение о стремлении к получению прибыли как единственной цели предприятия не соответствует реальной экономической практике. 
	Помимо указанной цели, предприятия преследуют множество других – социальных по своей сути. Очевидно, что данная ситуация обусловлена социализацией экономики западных стран в процессе их перехода к постиндустриальному этапу развития, когда не физический, а человеческий капитал становится главным фактором экономического развития. 
	Наличие у предприятия системы целевых установок делает необходимым в процессе управления его конкурентоспособностью их согласование и определение приоритетов. 
	В результате обобщения различных точек зрения относительно сущности конкурентоспособности предприятия нами выделены следующие её основные качественные характеристики – относительность, динамичность, объективность и интегральность, которые имеют важнейшее значение с точки зрения оценки уровня конкурентоспособности предприятия и управления ею. Основные черты указанных качественных характеристик конкурентоспособности предприятия представлены в таблице 1.1. 
	Результаты исследования, приведённые в таблице 10, позволяют утверждать, что уровень конкурентоспособности предприятия измеряется относительным интегральным показателем и является различным для каждого из субъектов его оценки, изменяется под действием как внешних, так и внутренних факторов, действующих на предприятие, зависит от проводимой государственной экономической политики.
	Таблица 1.1 – Основные черты качественных характеристик конкурентоспособности предприятия
Трактовка характеристики 
Следствия наличия характеристики 
1. Относительность 
1.1. Объективная относительность: конкурентоспособность предприятия (и её уровень) является относительной для конкурентной ситуации, имеющей место на данном рынке в данный момент времени 
1.2. Субъективная относительность: конкурентоспособность предприятия (и её уровень) является относительной для различных субъектов её оценки 
1. Оценка уровня конкурентоспособности должна осуществляться относительно базы, в качестве которой необходимо выбирать показатели, характеризующие величину конкурентоспособности конкурента или их группы 
2. Величина уровня конкурентоспособности является различной для каждого из субъектов её оценки 
2. Динамичность 
Конкурентоспособность предприятия – динамичное свойство, уровень которого постоянно изменяется даже для одной и той же базы оценки независимо от действий руководства предприятия 
1. Уровень конкурентоспособности, определяемый конкретной конфигурацией её внутренних факторов, объективно снижается с течением времени 
2. Необходимо управлять конкурентоспособностью предприятия с целью поддержания и повышения её уровня в условиях изменения конкурентной ситуации на рынке 
3. Объективность 
3.1. Реальный уровень конкурентоспособности предприятия определяется путём сравнения с базой, учитывающей различия в условиях конкуренции, формируемых органами государственной власти 
3.2. Номинальный уровень конкурентоспособности предприятия определяется без учёта влияния органов государственной власти на условия конкуренции на рынке 
1. Сравнение уровней конкурентоспособности предприятий должно осуществляться в одинаковых конкурентных условиях 
2. Управление конкурентоспособностью на уровне предприятия должно учитывать влияние государственной политики в области регулирования конкуренции на рынке, предложения производственных ресурсов и спроса 
4. Интегральность 
Конкурентоспособность является обобщённой оценкой результатов конкурентного взаимодействия предприятия со своими контрагентами на рынке 
Уровень конкурентоспособности предприятия представляет собой интегральный показатель результатов конкурентного взаимодействия с контрагентами на рынке 

	Различие форм проявления участия товаров, предприятий, отраслей (национальных экономик) в конкуренции обусловливает отличия экономической сущности их конкурентоспособности (см. таблицу 1.2) [3]. 
	На основе данных, приведённых в таблице 1.1, установлено, что конкурентоспособность продукции – это экономическая категория, характеризующая её свойство, возникающее в условиях конкуренции, уровень которого обозначает степень привлекательности продукции для потребителя и её превосходства с его точки зрения над аналогичным товаром-конкурентом, привязанному к конкретному моменту времени, рынку, потребителю. 
	Таблица 1.2 – Экономическая сущность конкурентоспособности различных экономических субъектов/объектов
 Экономический объект 
Экономическая сущность конкурентоспособности объекта 
Характеристика экономической сущности конкурентоспособности объекта 
1. Предприятие 
Предприятие является субъектом конкуренции. Конкурентоспособность предприятия есть совокупность факторной и результативной форм её выражения 
1. Предприятие обладает факторной формой (конкурентными преимуществами) конкурентоспособности, реализация которой влияет на её результативный уровень (то есть предприятие может самостоятельно и целенаправленно воздействовать на уровень своей конкурентоспособности) 
2. Конкурентоспособность предприятия имеет реальное выражение. Её уровень можно непосредственно измерять на практике 
3. Для процесса реализации конкурентных преимуществ имеет значение наличие внешних условий. Уровень конкурентоспособности предприятия определяется не только самим предприятием, но и внешней средой его функционирования 
2. Отрасль, национальная экономика 
Хозяйственная система не является субъектом конкуренции. Её конкурентоспособность есть совокупность внешних факторов конкурентоспособности предприятий, входящих в хозяйственную систему 
1. Результативный уровень конкурентоспособности хозяйственной системы не может быть измерен непосредственно, а только косвенно – через уровень конкурентоспособности предприятий, входящих в данную систему 
2. Факторная форма выражения конкурентоспособности хозяйственной системы – совокупность внешних условий, в которых происходит реализация конкурентных преимуществ её предприятий 
3. Товар 
Товар не является субъектом конкуренции. Его конкурентоспособность есть результат реализации факторов конкурентоспособности предприятия, производящего данный товар 
1. Изменение уровня конкурентоспособности товара может произойти только при внешнем воздействии на товар, а не за счёт внутренних резервов по причине их отсутствия 
2. Конкурентоспособность товара есть факторная форма выражения конкурентоспособности предприятия – его конкурентное преимущество 

	Конкурентоспособность отрасли – это экономическая категория, характеризующая её свойство, возникающее в условиях конкуренции с другими отраслями национальной экономики или иностранных экономик за производственные ресурсы или покупательский спрос, а также с аналогичными отраслями иностранных экономик за покупательский спрос, уровень которого обозначает привлекательность условий функционирования предприятий отрасли с точки зрения формирования их конкурентных преимуществ и (или) реализации их рыночных стратегий. 
	Результаты исследования позволяют также утверждать, что конкурентоспособность товара и отрасли (национальной экономики) являются факторами конкурентоспособности предприятия. 

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
	
	При анализе конкурентоспособности предприятия, необходимо учитывать факторы микро и макро среды, в связи с тем, что фирма находится в тесной взаимосвязи, зависимости от данных факторов: уровня политических, технических, социально-экономических и др. факторов развития территории. Одни факторы макросреды, например, налоговая система, внешнеэкономическая политика и др., влияют на эффективность функционирования фирмы напрямую, другие – косвенно. Имеются и другие классификации факторов макросреды. Принято разделять воздействие на фирму на среды [42]:
     1)прямого воздействия (поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законодательные и государственные органы);
     2)косвенного воздействия (состояние экономики, социально-культурные факторы, научно-технический прогресс, международные события).
     Одновременно внешняя среда характеризуется: 
     - взаимосвязанностью факторов (уровнем силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы);
     - сложностью внешней среды (числом факторов, на которые фирмы обязана реагировать);
     - подвижностью среды (скоростью, с которой происходят изменения в окружении);
     - неопределенностью среды (функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации). Микроэкономические условия обеспечения конкурентоспособности строительного предприятия представлены на рис.1.2.

Рисунок 1.2 - Микроэкономические условия обеспечения конкурентоспособности строительного предприятия
     К отраслям инфраструктуры региона относятся: рыночная инфраструктура; мониторинг окружающей природной среды; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; пригородное сельское хозяйство; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание; промышленность.
	Уровень развития, стабильность и эффективность функционирования предприятий и учреждений всех перечисленных отраслей инфраструктуры региона, где расположена фирма, оказывает влияние на устойчивость ее работы, прежде всего, через социально-психологические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения [12].
     Чем лучше эти показатели, тем выше отдача от деятельности строительной фирмы, тем больше будет взносов в местный бюджет. Последний фактор открывает возможность развития региона. И так далее.
     Стратегические факторы конкурентных преимуществ региона целесообразно формулировать региональным Центрам по изучению конкурентных преимуществ.
     Информация и рекомендации, разработанные этими Центрами, должны быть открытыми для фирм. Финансирование работ должно осуществляться из местного бюджета, за счет налогов фирм. Фирме, как правило, нецелесообразно самостоятельно разрабатывать мероприятия по реализации стратегических факторов конкурентного преимущества региона. Однако каждая фирма должна иметь эту информацию и учитывать ее при формировании стратегии фирмы. 
     Чем богаче каждая фирма, тем богаче регион, страна [12].
     Рассмотренные факторы макросреды и инфраструктуры региона оказывают влияние на устойчивость и эффективность функционирования фирмы косвенно, ими фирма сама не имеет возможности управлять. Конечно, чем больше удельный вес фирмы в объеме производства региона или страны, тем больше фирма будет оказывать влияние на эту форму внешней среды и, наоборот, внешняя среда будет оказывать большее влияние на фирму.
     Непосредственное прямое влияние на работу строительной фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее услуги, работы и строительные объекты, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.
     Уровень конкурентоспособности предприятия определяется действием системы внешних и внутренних факторов. Предлагаем следующую классификацию указанных факторов: 
	а) конкурентные преимущества, формируемые производственными ресурсами предприятия – капитальными (основные средства, нематериальные активы, оборотные активы, земельные ресурсы), трудовыми (совокупность количественных и качественных характеристик персонала, а также уровень его мотивации), системно-организационными (организационная структура и культура, технологии деятельности), ресурсами позиционирования (в пространстве, времени, сознании потребителей) – и стратегией его функционирования на рынке; 
	б) конкуренция с контрагентами (одноотраслевые предприятия, производители товаров-заменителей, потенциальные конкуренты) на рынке; 
	в) прочие факторы рыночной конъюнктуры – условия спроса на рынке на продукцию предприятия и условия предложения производственных ресурсов. 
	Наличие конкурентоспособности необходимо предприятию для достижения поставленных целей и задач хозяйственной деятельности в условиях конкуренции. На основе анализа существующих подходов к трактовке экономической сущности конкурентоспособности предприятия и условий действующего экономического механизма хозяйствования сформулирована главная цель деятельности предприятий – получение целевой прибыли на вложенный капитал при выполнении поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств (соблюдение нормативных требований по уплате налогов, созданию рабочих мест, выплате заработной платы, содержанию социальной сферы и др.), которая определяет целевую направленность их конкурентоспособности. 
	Управление конкурентоспособностью предприятия требует учёта всех форм её выражения. Следует рассматривать две формы выражения конкурентоспособности: 
	а) факторную форму – внешних и внутренних факторов конкурентоспособности; 
	б) результативную форму – результатов (прибыль, созданные рабочие места и др.) использования имеющихся у предприятия конкурентных преимуществ в процессе конкурентного взаимодействия на рынке. 
	Оценку конкурентоспособности предприятия в факторной форме нами предлагается осуществлять путём определения величины конкурентных преимуществ предприятия и уровня конкуренции на рынке, а также оценки прочих факторов рыночной конъюнктуры; в результативной форме – путём определения величины полученной предприятием в условиях конкуренции прибыли на вложенный капитал, оценки уровня выполнения поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств с учётом целевой функции субъектов оценки конкурентоспособности. 
	Выполненные исследования потребовали нового определения категории «конкурентоспособность предприятия». Предложено определение конкурентоспособности предприятия как экономической категории, характеризующей его относительное, динамичное и интегральное свойство, имеющее результативную и факторную формы выражения, уровень которого обусловливает способность предприятия в условиях конкуренции на рынке получать целевую прибыль на вложенный капитал при выполнении поставленных производственных задач и возложенных социальных обязательств. 
	Таким образом, предложенная нами трактовка экономической сущности конкурентоспособности предприятия может быть принята в качестве теоретической основы для разработки механизма управления конкурентоспособностью предприятий, так как, она, во-первых, устанавливает факторы конкурентоспособности указанных предприятий, на которые должно осуществляться целенаправленное управленческое воздействие, во-вторых, определяет критерии оценки принимаемых управленческих решений при управлении конкурентоспособностью, учитывающие специфику функционирования изучаемых предприятий в условиях социально ориентированной экономики, в-третьих, раскрывает требования к показателям оценки конкурентоспособности (интегральность, объективность, относительность). 

1.3 Анализ динамики конкурентоспособности строительных предприятий России
     
     Оценка состояния строительной отрасли сразу по ряду индикаторов – очень трудоемкий процесс, особенно в разрезе всех субъектов страны сразу. В связи с этим, Рейтинговым агентством строительного комплекса (РАСК) в 2014 году был разработан специальный Индекс конкурентоспособности строительной отрасли (ИКСО). Индекс рассчитывается раз в полугодие с различной степенью детализации: страна – федеральный округ – регион.
     В ИКСО учитываются как основные статистические показатели, такие как объемы работ и ввода жилья, так и показатели, основанные на наших внутренних базах данных, включая общее число профессиональных застройщиков, объем заключенных госконтрактов, доступность кредитных ресурсов, число обанкротившихся компаний и т.д.
     В соответствии с методологией РАСК, выделяются следующие уровни ИКСО:
     «Хорошая конкурентоспособность» (значение индекса более 600);
     «Удовлетворительная конкурентоспособность» (значение индекса 400–599);
     «Низкая конкурентоспособность» (значение индекса ниже 400). 
     По итогам января – июня 2017 года ИКСО России вырос на три пункта. Он достиг 349 пунктов, остановив тренд на падение, наблюдавшийся со второй половины 2015 года. На рисунке 1.3 отчетливо видно наступление кризиса в стране. На текущий момент можно констатировать, что основные отраслевые показатели зафиксировались на относительно низких уровнях и есть некоторые предпосылки к планомерному росту.

     Рис. 1.3 ИКСО Российской Федерации с первой половины 2014 года по первую половину 2017 года
     Пример ИКСО регионов
     
     По итогам полугодия ИКСО снизился в 14 субъектах Российской Федерации, повысился в 64 субъектах, остался без изменений – в 4 регионах. Так же увеличилось число регионов в группе с удовлетворительным уровнем конкурентоспособности. Их число возросло с 17 до 20. При этом Москва остается единственным регионом, который входит в группу с хорошей конкурентоспособностью.
     На фоне снижения в столице объемов ввода жилья, по остальным показателям она продемонстрировала либо значения на уровне среднероссийских, либо лучшие. Оставшиеся 64 региона попали в группу с низким уровнем конкурентоспособности.
     На рисунке 1.4 представлена динамика ИКСО Московской области и Центрального федерального округа. Как видно из графика, значения Московской области всегда были выше среднего значения по ЦФО, что во многом говорит о более высоком уровне конкурентоспособности области относительно соседних регионов округа, естественно, за исключением Москвы. Область стабильно находится в ТОП-5 субъектов страны по значению ИКСО.
     

     
     Рис. 1.4. ИКСО Московской области с первой половины 2014 года по первую половину 2017 года
     Интерпретация ИКСО
     
     Несмотря на то, что объемы строительных работ в прошедшем полугодии снизились на 6,7%, достигнув отметки в 119 млрд рублей, объем ввода жилья сохранился на уровне 2,9 млн квадратных метров. Отдельного внимания заслуживает и существенный рост заключенных в регионе за рассматриваемый период государственных контрактов – на 64%, объем которых достиг показателя в 98,2 млрд рублей. Данное повышение дает основания полагать, что строительная отрасль региона будет обеспечена объемами работ на будущие периоды.
     Строительная отрасль по праву считается одной из крупнейших отраслей страны и составляет порядка 8% ВВП России, если считать с учетом сопутствующих видов деятельности. Поэтому так важен вопрос качества регулирования, создания для этого эффективных механизмов с учетом интересов всех участников рынка. 
     На текущий момент рынок состоит из более чем 200 тысяч компаний, причем преимущественно из представителей малого и среднего бизнеса – 97%.

     Рис. 1.5. Объем государственного заказа по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2016 и 2017 годах
     Первое, что отличает прошедшее полугодие от прошлых лет – остановилось 15-ти квартальное снижение объемов работ в строительной отрасли. По итогам полугодия этот показатель составил 2,46 трлн рублей. Конечно, рост несущественный – всего 0,2% и во многом связан с низкой базой прошлых лет, но в любом случае данный фактор является положительным.
     Кроме того, можно отметить, что позитивная динамика сохраняется в июле и августе. Рост объемов в эти месяцы составил около 7% относительно показателя прошлого года. Главным драйвером роста должен послужить государственный заказ.
     Объем контрактов, заключенных в первом полугодии, увеличился на 15% к аналогичному периоду прошлого года и составил 2,17 трлн рублей против 1,89 трлн рублей годом ранее (рис. 1.5).
     Кредитование отрасли. Ситуация с кредитованием строительной отрасли более тревожная. Мы видим краткосрочное улучшение ситуации по просроченной задолженности во втором квартале, но в летние месяцы уровень просрочки опять увеличился и по состоянию на 01.09 составил 21,2% против 19,7% на начало года (рис. 1.6).
     Доступ строительных организаций к кредитным средствам является проблемой системного характера. Строительная отрасль остается низкопривлекательной для банковских структур: доля отрасли в общем портфеле банков снижается в среднем на 0,04 п.п. в месяц. Начиная с сентября 2014 года вклад строительной отрасли в общий портфель кредитов снизился с 10% до 7%. 
     При этом ситуация на текущий момент представляет собой некоторый замкнутый круг: удорожание кредитов – компании не справляются с обязательствами, снижается спрос на кредитование – рост просроченных платежей – удорожание кредитов и так далее. Причем, во многом снижение общих объемов кредитования искусственно увеличивает долю проблемных кредитов.
     

     Рис. 1.6. Показатели кредитования отрасли
     
     Банкротства в отрасли
     По нашим данным, в отрасли сейчас присутствует кризис неплатежей, причем как по кредитным обязательствам, так и по взаиморасчетам между контрагентами. Особенно это заметно при рассмотрении динамики числа поданных заявлений о начале процедуры банкротств. Данный показатель сильно коррелирует с уровнем неплатежей в отрасли. Если принять за основу весь строительный рынок, включая все подрядные организации, то мы на текущий момент видим неутешительную статистику. На рисунке 1.7 представлены данные по банкротствам за первые полугодия: в 2015 году – порядка 870 компаний, в 2016 год – уже 1608, за первое полугодие 2017 года – 1287. И это только те случаи, которые непосредственно дошли до судебных выяснений.

     Рис. 1.7. Банкротства в строительной отрасли
     Прогнозы
     Если говорить о прогнозах, то уже сейчас можно констатировать, что меняется само понятие погашения задолженности.
     Строительство, возможно, как ни один другой сектор экономики страны зависит от заказа со стороны государства. Во многих случаях выполнением одного контракта выстраивается целая цепочка подрядчик – субподрядчик и так далее. Таким образом, колоссальная доля компаний отрасли занята непосредственно на выполнении госзаказа. В мае этого года был принят закон, который устанавливает срок оплаты по государственным контрактам в 30 дней со дня подписания актов о приемке работ. На первый взгляд инициатива нужная – зачастую по госконтрактам устанавливаются кабальные условия договоров, по которым в некоторых случаях оплата производится спустя год-два. Однако уже сегодня можно констатировать, что в некотором роде поменялась схема взаимоотношений заказчика и поставщика. Камнем преткновения становится как раз момент подписания актов. Заказчик просто под различными предлогами не принимает работы и всячески откладывает момент подписания. Все заканчивается судебными делами, однако при этом самого факта несвоевременной оплаты не фиксируется. Соответственно вся цепочка субподрядчиков находится в подвешенном состоянии до момента подписания заказчиком актов. И в данном случае под удар в первую очередь попадают представители МСП.

ГЛАВА .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44