VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий на примере ооо «азовская кондитерская фабрика»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006387
Тема: Анализ конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий на примере ооо «азовская кондитерская фабрика»
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ



Федеральное государственное автономное образовательное 
учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»



Высшая школа бизнеса

Кафедра управления











Анализ конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий на примере ооо «азовская кондитерская фабрика»









Выпускная квалификационная РАБОТА  
по направлению  



        



Научный руководитель –



Рецензент –







		

	

	

	

	

Ростов-на-Дону – 2015











СОДЕРЖАНИЕ



Введение

3

1 Теоретические основы анализа конкурентоспособности 

предприятия

6

1.1 Сущность и специфика конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий

6

1.2 Факторы, формирующие конкурентоспособность предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий

15

1.3 Методы анализа конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий

23

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Азовская 

Кондитерская Фабрика»

38

2.1 Анализ рынка кондитерских изделий РФ

38

2.2 Экономико-организационная характеристика ООО «Азовская Кондитерская Фабрика»

50

2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Азовская Кондитерская 

Фабрика»

61

3 Экономическое обоснование мероприятий по повышению 

конкурентоспособности ООО «Азовская Кондитерская Фабрика»

71

Заключение

84

Список использованных источников

86

Приложения





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В современной торговле, характеризующейся наличием высокой конкуренции среди её участников, хорошо информированных и требовательных потребителей особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учёта особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. Знание реакции реальных и потенциальных конкурентов, даёт предприятию возможность предугадывать поведение на рынке  и реагировать на их изменение. Это особенно важно при принятии решений, затрагивающих наиболее уязвимые позиции соперников.

Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации.

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что анализ и оценка конкурентоспособности предприятия позволяет преимущества предприятия по отношению к конкурентам, а также пути повышения  конкурентоспособности конкретного предприятия.

Степень разработанности проблемы. Наибольший вклад в изучение и разработку теорий конкуренции и оценки конкурентоспособности внесли зарубежные ученые, среди них можно выделить: А.Смита, Д. Риккардо, Ф. Эджоурта, Э. Чемберлина, М. Портера, И. Ансоффа, Р. Уотермана, А. Стрикленда и т.д. Отечественные ученые, занимавшиеся изучением проблем конкуренции и конкурентоспособности: Г. Л. Азоев, А. Ю. Юданов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов и пр.

В последнее время ситуация на рынке кондитерской продукции осложняется введение ограничений на импорт отдельных продуктов. В настоящее время в нём существует жёсткая конкуренция, что заставляет кондитеров использовать разные способы завоевания определённых его сегментов. 

Целью работы является экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Азовская Кондитерская Фабрика».

Задачи работы состоят в следующем:

- изучение теоретических основ анализа конкурентоспособности предприятия;

- рассмотрение экономико-организационной структуры ООО «Азовская Кондитерская Фабрика»;

- анализ рынка кондитерских изделий Российской Федерации и ростовской области, а также оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Азовская Кондитерская Фабрика»;

- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Азовская Кондитерская Фабрика» и их экономическое обоснование.

	Предметом работы является анализ конкурентоспособности предприятия кондитерской отрасли.

	Объектом исследования в работе является производитель сахаристых кондитерских изделий ростовской области и г. Азова ООО «Азовская Кондитерская Фабрика».

Методология исследования. Основными методами применяемыми в работе являются: системно-структурный, причинно-следственный, сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая интерпретация полученных результатов и др.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования предлагаемых мероприятий руководством ООО «Азовская кондитерская фабрика» для укрепления своих конкурентных позиций.

Теоретической и методологической основой послужили исследования и труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме, законодательные акты, публикации в периодической печати, материалы научных конференций, информационно - статистические сборники Государственного комитета по статистике, материалы Интернета, информация, полученная в процессе специального опроса руководящих работников, занимающихся маркетинговой деятельностью и собственных исследований. 

	Структура работы.  Выпускная квалификационная работа содержит три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников, насчитывающий 56 наименований. Выводы и положения, содержащиеся в работе проиллюстрированы 16 рисунками и 18 таблицами.

	В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия.

	В второй главе проведен анализ конкурентоспособности ООО «Азовская Кондитерская Фабрика»; экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Азовская Кондитерская Фабрика».

В третьей главе разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности и проведено их экономическое обоснование.

В заключении содержатся основные выводы и предложения по итогам работы.

	





1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ



1.1 Сущность и специфика конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий



В современных условиях под понятием конкуренции понимают соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. В рыночной экономике такие столкновения между субъектами рыночных отношений неизбежно, поскольку они порождается объективными условиями, основными из которых в экономической литературе называют:

	- наличие множества равноправных рыночных субъектов;

	- полная экономическая обособленность каждого из них;

	- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

	- противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса. 

	Классическая конкуренция традиционно трактуется как фактор, формирующий цену производства, т.е. это категория, характеризующая не только соперничество конкурентов, но и взаимодействие капиталов в процессе общественного воспроизводства.

	Конкуренция на рынке товаров является лишь внешней формой проявления конкуренции на рынке факторов производства. Количественное различие в размерах и прибыльности капиталов становиться мерой их действий, их способности к выживанию в конкурентной борьбе.

	К.Р. Макконелл и С.Л. Брю считают, что «конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность спокойно входить на рынок и покидать его».

	Г.Л. Азоев под конкуренцией понимает «… соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели».

	А.Ю. Юданов утверждает, что «… рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка».

	По мнению Р.А. Фатхутдинова: «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам».

Конкуренция – это процесс управления субъекта своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей. Под конкурентным преимуществом понимается какая-либо эксклюзивная ценность, дающая превосходство перед конкурентами. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается совокупностью имеющихся у него конкурентных преимуществ. Как правило, выделяют два основных вида конкурентных преимуществ в экономической сфере:

- ресурсный (наличие природных ресурсов, рабочей силы, а также степень эффективности их использования);

- технологический (ресурс знаний, технологический ресурс, инвестиционный ресурс).

Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. Предметом конкуренции являются товары (услуги), а объектом - потребители и покупатели. 

По мнению отечественного экономиста В. Петрова, «конкурентоспособность – внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширенного воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности».

А. Селезнев определяет конкурентоспособность как обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение страны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Э.Б. Фигурнов и Ю.Ю. Донец рассматривают в качестве главной составляющей конкурентоспособности предприятия эффективность использования его производственного потенциала (т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента) 

М.О. Ермолов считает конкурентоспособность предприятия «… относительной характеристикой, отражающей отличие процесса развития данного производителя от производителя – конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности». Такая трактовка сводит понятие конкурентоспособности предприятия к конкурентоспособности продукции, в то время как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть. Т.е. конкурентоспособность предприятия проявляется через конкурентоспособность продукции, так как сообщает ей определенные потребительские свойства.

Необходимо различать характеристику конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий, от конкурентоспособности самого товара - кондитерских изделий. Анализ современных методов оценки конкурентоспособности производителя показывает, что применительно к предприятию их, по крайней мере, две.

Первое отличие состоит в том, что конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может же определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день). Это важное отличие связано с тем, что предприятие, как правило, занято выпуском разнообразных изделий, отличающихся от фирм-конкурентов на соответствующем товарном рынке. Поэтому должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции, т.е. выпуска на рынок новых товаров.

Второе принципиальное отличие заключается в том, что оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель. Предприниматель решает, выгодно ли для него в масштабах и условиях данной экономики заниматься производством определенного товара. Если в случае определения конкурентоспособности товара можно сказать, что потребителя совершенно не интересует, при каких издержках выпущен товар, то в случае определения конкурентоспособности предприятия этого сказать уже нельзя.

Также конкурентоспособность предприятия кондитерской отрасли предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Взаимодействие с потребителями осуществляется через куплю–продажу товара, с поставщиками через куплю–продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде его деятельности.

Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется ввиду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).

3. Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.

4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства–капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.

6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.

7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах. 

Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию кондитерской промышленности реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.

Всё вместе это расширяет возможности предприятия и снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли.

В современной теории управления принято выделять три уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.

При первом уровне конкурентоспособности предприятий менеджеры предприятий или фирм рассматривают фактор управления как внутренне нейтральный. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких «сюрпризах» ни для конкурентов, ни для потребителей. Вместе с тем менеджеры настолько уверены или в качестве своих изделий, или в эффективности своих служб маркетинга и сбыта, что готовы «осчастливить» потребителей, лишь поставляя им рекламируемые товары. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении, по их мнению, — излишества.

Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов бизнеса может случиться так, что компания или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша рынка станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. Рано или поздно конкуренция из далекой и неясной становится близкой и зримой. Одного умения выпускать продукцию надлежащего качества и наладить регулярный менеджмент недостаточно. Нужно позаботиться о том, как превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т.п.

Большинство российских компаний, и бывших государственных предприятий независимо от масштабов бизнеса находится именно на этом уровне конкурентоспособности. Сюда же «активно опускаются» и некоторые компании из числа филиалов зарубежных фирм.

Характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:

- понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера в безграничные возможности рекламы (особенно по телевидению) в продвижении продукта;

- слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции. Считается, что достаточно снизить цену (чем больше снизить — тем лучше) и любые проблемы со сбытом отпадут сами собой; 

- чуть ли не органическое неприятие исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа; 

- недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров. При необходимости увеличить объем производства нанимается дополнительный персонал. О том, что такой подход, скорее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности, не задумываются;

- непонимание роли фактора управления в целом. Вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом.

Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». 

Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.

Такие компании следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов, и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве.

К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:

- превращение маркетинга в главную функцию управления. Эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт Изучение рынка для них не пустой звук, а планомерная повседневная аналитическая работа, направленная на определение тех «заветных струн» в душе потенциальных потребителей, которые можно задеть действительно эффективной рекламой; 

- стремление стать маркетингово ориентированными фирмами, в которых все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка;

- более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п.;

- изменение кадровой политики. Здесь руководители фирм стремятся пригласить на работу, если понадобится, управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь па их высокую квалификацию и профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства;

- ориентация на наиболее распространенные, типовые управленческие технологии, обеспечивающие успех на рынке основным конкурентам. 

Компании третьего уровня конкурентоспособности исповедуют концепцию интегрированного маркетинга, который ориентирован на предвосхищение нужд и запросов потребителей.

Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:

- в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;

- такие компании действительно становятся маркетингом ориентированными;

- производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы «поддерживается изнутри». На его развитие сориентированы все другие подразделения организации;

- в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы;

- любые нововведения, изменения в области производства продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями. 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что конкуренция ведет к постоянному росту эффективности производства. Она заставляет производителя избегать потерь и сокращать издержки, чтобы продавать товары по более низким ценам, чем у других. Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и когда есть свобода появления новых продавцов на рынке. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства. Она помогает найти ответ на вопрос, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалеком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. 

Под конкурентоспособностью предприятия следует понимать способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише. Конкурентоспособность продукции является основным результатом реализации конкурентоспособности предприятия. 

Конкурентоспособность кондитерских изделий и конкурентоспособность предприятия кондитерской промышленности соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организованных факторов и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. 

Несмотря на происходящие в экономике России процессы реформирования и реструктуризации, большинство предприятий промышленности осуществляют свою деятельность в рамках отраслевой принадлежности. Поэтому учет отраслевых особенностей зачастую позволяет предприятию создавать и удерживать конкурентные преимущества на рынке.













1.2 Факторы, формирующие конкурентоспособность предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий 



Главная и конечная цель любого предприятия - это победа в конкурентной борьбе за потребителя, за рынки сбыта как закономерный итог его интегрированных усилий по реализации организационно-экономической системы адаптации.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке кондитерских изделий предполагает выяснение как сильных и слабых сторон, так и  факторов, которые воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. В экономическом словаре понятие «фактор» трактуется следующим образом: «фактор – один из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом; движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности».

Наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятия было проведено в работах М. Портера. Факторы конкурентоспособности понимаются им как «одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями и наличием родственных или смежных предприятий отрасли и конкурирующих на рынке», они представлены на рисунке 1.



Стратегия предприятия, его структура и конкуренция

Родственные или смежные предприятия отрасли

Факторы конкурентоспособности

Условия спроса















Рисунок 1 - Детерминанты конкурентного преимущества предприятия

Чтобы получить и удержать преимущества в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, необходимо обладать преимуществами во всех составляющих системы. Конкурентное преимущество, основанное на какой-то одной либо двух детерминантах, также возможно. Однако такое преимущество кратковременно и теряется со вступлением на рынок крупных компаний и фирм. Поэтому преимущества по каждому в отдельности фактору не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Лишь взаимодействие факторов обеспечивает самоусиливающийся эффект системы.

Факторы конкурентоспособности М. Портер напрямую связывал с факторами производства:

- людские ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы;

- физические ресурсы – количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия;

- денежные ресурсы – количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия;

- инфраструктура – тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

Все факторы конкурентоспособности предприятия М. Портер предлагает делить на несколько типов. Факторы конкурентоспособности предприятия делятся на:

- основные факторы – природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила;

- развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств.

По мнению французских экономистов А. Оливье, А. Дайана и Р. Урсе, сталкиваюсь с международной и внутренней конкуренцией, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:

	концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

	качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

	цена товара с возможной наценкой;

	финансы – как собственные, так и заемные;

	торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

	послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

	внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

	предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Ряд отечественных экономистов (Фатхутдинов Р., Селезнев А., Ермолов М.) к ключевым факторам рыночного успеха относят:

	- финансовое положение предприятия;

	- развитость базы для собственных научно-технических и опытно-конструкторских разработок предприятия и уровень расходов на них;

	- наличие передовой технологии;

	- обеспеченность высококвалифицированными кадрами;

	- способность к продуктовому и ценовому маневрированию;

	- наличие сбытовой сети;

	- состояние технического обслуживания;

	- возможность кредитования;

	- действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;

	- обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.

	В. Петров считает, что конкурентоспособность предприятия складывается из трех основных базовых факторов:

	- ресурсный – затраты ресурсов на единицу готовой продукции. По мнению автора, предприятие само способно контролировать прежде всего ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой организации по проведению научно-исследовательских опытно-конструкторских разработок, накоплению основного капитала, организации маркетинга, профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

	- ценовой – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемый со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства;

	- «фактор среды» - в данный фактор, по мнению автора, входят такие составляющие, как: экономическая (налоговая политика, надежность банковской системы, уровень инфляции, банковского кредите, валютного курса, внешнеторговых тарифов банковского) и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.

	Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому, всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия В.А. Динес и Н.С. Яшин предлагают подразделять на:

	1. Внешние.

	1.1 Меры государственного воздействия.

	1.1.1. Экономического характера (амортизационная, налоговая финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделение труда).

	1.1.2. Административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей).

	1.2. Основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов).

	1.3. Деятельность общественных и негосударственных институтов.

	1.4. Деятельность политических партий, движение блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

	2. Внутренние.

	2.1. Потенциал маркетинговых служб.

	2.2. Научно-технических потенциал.

	2.3. Производственно-технологических потенциал.

	2.4. Финансово-экономический потенциал.

	2.5. Кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав).

	2.6. Эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта.

	2.7. Уровень материально-технического обеспечения.

	2.8. Условия хранения, транспортировки, упаковки продукции.

	2.9. Уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствие с требованиями.

	2.10. Эффективность производственного контроля, испытаний, обследований.

	2.11. Уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Отношение конкурентов друг к другу характеризует двойственность: это и постоянное соперничество на рынках сбыта, и необходимость конкуренции как основы развития экономики и демократии общества в значительной степени перекрывающие ниши. Конкурентоспособность характеризует степень соответствия отдельного класса объектов определенным рыночным потребностям: предложение (товар) спросу, предприятие возможности обеспечить конкурентные преимущества, страна экономической и социальной модели.

Конкурентоспособность предприятия кондитерской отрасли имеет свою специфику, которая определяется преимущественно такими факторами как:

1. Ресурсы:

- физические (доступность);

- людские (стоимость, количество, управление);

- информационные (объем и качество научно-технической и рыночной информации);

- денежные (стоимость капитала);

- инфраструктура (ее качество и стоимость).

2. Процессы (технология, НТП, инновации); 

3. Привлекательность (брендинг, известность торговой марки);

4. Социально-политический климат. 

К общим факторам конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке кондитерских изделий могут быть отнесены следующие:

- товар;

- положение предприятия на рынке; 

- сбыт; 

- продвижение товара; 

- производство. 

При анализе факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия кондитерской промышленности необходимо учитывать факторы конкурентоспособности товара:

1. Фактор качества товаров, который проявляется не только в улучшении показателей качества, но и в увеличении приверженности конечных потребителей к продукции предприятия.

2. Фактор масштаба (объема) производства товара. За счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.

3. Фактор новизны товара. Обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека или удовлетворения уже существующих потребностей принципиально другим способом.

4. Фактор метода получения информации. В процессе производства и потребления продукции следует пользоваться одними и теми же подходами, и методами получения информации и выполнен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44