VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов (на примере ИФНС №1 по ЦАО г

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009344
Тема: Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов (на примере ИФНС №1 по ЦАО г
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)

Омский филиал Финуниверситета

Факультет ________Экономика________

Кафедра «_______Финансы и кредит________»


Допустить к защите:
Заведующий кафедрой, 
канд.экон.наук, доцент
       
_____________ Р.Х. Хасанов
         	
«___» ____________2017 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: 


«Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов (на примере ИФНС №1 по ЦАО г. Омска)»



Направление подготовки _________________Экономика_______________
                                                   указывается шифр и наименование направления подготовки
Профиль ____________________Финансы и кредит___________________
                                                                                     наименование профиля



Студент                                         ______________    Енсебаева Зухра Каликарамовна
                                                                                                       (подпись)                                           (фамилия, имя, отчество студента)

Научный руководитель         ______________     к.э.н., доцент Сергин А.М.
(подпись)                        (уч. степень, уч. звание, фамилия, инициалы 
                                          научного руководителя)









Омск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и место налогового контроля в системе финансового контроля 
1.2. Основные принципы налогового контроля
1.3 Система организации контрольной работы налоговых органов
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИФНС №1 ПО ЦАО Г. ОМСКА
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ и оценка эффективности контрольной работы
2.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

     Для того, чтобы государство могло достаточно эффективно выполнять свои функции необходимо систематическое пополнение денежных средств, где налоги являются главным их источником. Как показывает практика, в каждой стране земного шара существуют отдельные субъекты, которые стараются ослабить налоговую нагрузку посредством изменения показателей отчетности, а также невзноса платежей по налогам и сборам в связи с рядом объективных и субъективных причин. В свою очередь в процессе деятельности налогоплательщиков зачастую появляются ошибки, которые в последующем приводят к преуменьшению налоговых платежей. Из чего следует, что по состоянию на сегодняшний день существенной проблемой всех стран в области налогообложения является проблема того, как достичь оптимальный объем собираемости налогов. Предназначение налогового контроля состоит в обеспечении своевременности и полного внесения налоговых доходов в бюджетную систему страны. Таким образом, налоговый контроль можно определить, как обязательное условие функционирования налоговой системы.
     Уровень собираемости налогов в РФ составляет около 70%. С целью мобилизации в полном объеме налогов и прочих обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет Российской Федерации, необходимым условием является четкое соблюдение плательщиком налогов и сборов налогового законодательства и иных нормативных актов. В связи с этим в настоящий момент времени большое внимание проявляется к проблеме эффективности контрольной деятельности налоговых органов.
     Актуальность и значимость темы выпускной квалификационной работы в современных условиях выражается тем, что от эффективности контрольной деятельности налоговых органов и от качественной организации налогового контроля, в большей мере зависит собираемость налоговых доходов бюджета страны, что в свой черед оказывает воздействие на благосостояние населения.
     Эффективность контрольной деятельности налоговых органов заключается в соотношении целей, которые были поставлены контролирующим органом, и достигнутого им результата. Таким результатом служат доначисленные и взысканные в результате проведенных налоговых проверок налоги и сборы, а также пени.
     Цель выпускной квалификационной работы – заключается в исследовании теоретических и правовых основ налогового контроля в финансовой системе государства, оценке эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа и разработке основных направлений совершенствования налогового контроля.
     Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
     1. Исследовать сущность и место налогового контроля в системе финансового контроля.
     2. Рассмотреть основные принципы налогового контроля.
     3. Изучить систему организации контрольной работы налоговых органов.
     4. Дать характеристику объекта исследования.
     5. Провести анализ и оценку эффективности контрольной работы.
     6. Выявить проблемы и пути совершенствования налогового контроля.
     Объектом исследования является контрольная работа налоговых органов РФ.
     Предметом исследования является эффективность контрольной работы налоговых органов.
     В исследовании выпускной квалификационной работы применяются следующие методы: обобщение, конкретизация, анализ, синтез и сравнение.
     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
     Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, сформулированы цели и задачи, определен объект и предмет исследования.
     В первой главе рассматривается сущность и место налогового контроля в системе финансового контроля, раскрыты основные принципы налогового контроля, изучена система организации контрольной работы налоговых органов.
     Во второй главе проведен анализ и оценка эффективности контрольной работы, выявлены проблемы и разработаны пути совершенствования налогового контроля.
     В заключении изложены основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
     При написании работы использовалось действующее налоговое законодательство, Приказы и письма Министерства финансов России, Федеральной налоговой службы, учебные пособия, статьи в журналах «Налоговые споры», «Налоговый вестник», «Налоговая политика и практика».


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность и место налогового контроля в системе финансового контроля 

     Для того, чтобы определить, какое место налоговый контроль занимает в системе финансового контроля можно воспользоваться классификацией видов финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности, которая была предложена Химичевой Н.И. [5, с.135] (Рисунок 1)
     
Рисунок 1 – Виды финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности
     Таким образом, из рисунка видно, что налоговый контроль является одним из видов государственного финансового контроля. 
     Следует сказать, что государство на протяжении всего времени своего существования различными путями пыталось обеспечить основу своей жизнедеятельности, в связи с этим вынуждено было создавать адекватную систему финансового контроля. Цель системы государственного финансового контроля состоит в осуществлении права государства законно обеспечивать как свои финансовые интересы, так и финансовые интересы своих граждан, путем создания и поддержания баланса публичного и частного интересов в сфере финансов [7]. В то же время организация контроля это неотъемлемый элемент управления общественными финансовыми средствами, потому как подобное управление влечет за собой ответственность перед обществом. Это положение отмечено в статье 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля1.
     Осуществление государственного финансового контроля происходит в рамках бюджетного законодательства, однако в БК РФ отсутствует содержательное определение государственного контроля.
     В экономической литературе имеются различные трактовки государственного финансового контроля. 
     Например, Т. В. Зырянова считает, что «государственный финансовый контроль – одна из важнейших функций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений – на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер» [8, с.32].
     По мнению Овсянникова Л.Н. «государственный финансовый контроль — это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер» [9]. Такое определение характеризуется излишней обобщенностью и отвлеченностью, к тому же в нем не раскрываются реальные проявления предмета исследования.
     Как считает Е. Ю. Грачева государственный финансовый контроль – это контроль «со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан» [10]. В данной трактовке не отражена сущность как государственного финансового контроля, так и финансового контроля как такового.
     Итак, приведенными выше примерами было показано, что на сегодняшний день экономическая наука так и не разработала единого подхода к трактованию понятия «государственный финансовый контроль».
     Однако, можно сказать, что государственный финансовый контроль (в узком смысле) – это деятельность уполномоченных государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению фактов отклонения от нормативов и предписаний в процессе формирования общественных доходов и расходов, включая также процесс распоряжения общественным имуществом [11, с.45].
     Государственный финансовый контроль осуществляется:
     - федеральными органами законодательной власти;
     - федеральными органами исполнительной власти, включая специально созданные органы исполнительной власти.
     Существенную значимость в развитии государственного финансового контроля несет в себе Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»2.
     В соответствии с этим указом установлено, «что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ» [4, пункт 1].
     В то же время действующим законодательством РФ путем разграничения функций и полномочий установлены следующие органы, осуществляющие государственный финансовый контроль:
     - Счетная палата Российской Федерации;
     - Центральный банк Российской Федерации;
     - Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление);
     - Федеральная налоговая служба Российской Федерации;
     - Государственный таможенный комитет Российской Федерации и др. [4, пункт 2]
     Место налогового контроля в общей системе финансового контроля определяется тем, что налоговый контроль государственным финансовым контролем, который осуществляют специальные контрольные органы.
     Его существование можно объяснить тем, что налоги и налоговые отношения — это объективная категория, являющаяся частью финансовых отношений.
     Известно, что налоги — это важнейший источник доходов бюджета. Именно поэтому государство акцентирует свое внимание на налоговом контроле. Правоотношения в налоговой сфере всегда конфликтны. С одной стороны, фискальная функция государства, задача которой состоит в формировании централизованных денежных фондов, с другой свойственное налогоплательщику желание как можно больше сократить размер своего налогового бремени. Иначе говоря, заинтересованность государства и налогоплательщика в сфере налоговых правоотношений прямо противоположна, из-за чего государством придается большое значение контрольной деятельности.
     В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», в статье 82 Налогового кодекса РФ впервые трактовалось понятие «налоговый контроль», а сама статья стала называться «Общие положения о налоговом контроле»3. Таким образом, «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» (статья 82 НК РФ) [14,154].
     В современной экономической литературе российскими учеными приводится большое количество определений понятия «налоговый контроль». Для сравнения следует привести некоторые из них.
     Например, И.В. Осокина утверждает, что «налоговый контроль – это специализированный (исключительно в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений» [15, с.172].
     Понятие «налоговый контроль» как утверждает Ю.А. Крохина, может употребляться в широком и узком смысле слова. «В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
     В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов» [16, с.344].
     Е.Ю Грачева и Е.Д. Соколова заостряют свое внимание на деятельности уполномоченных органов и считают, что «…налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет» [17].
     А.З. Дадашев полагает, что «…налоговый контроль следует рассматривать как инструмент предотвращения и выявления налоговых правонарушений, благодаря этому обеспечивающий налоговые поступления в бюджетную систему» [18, с.10].
     Таким образом, основываясь на проведенном анализе, можно сделать следующий вывод о том, что ученые-экономисты, пытающиеся раскрыть понятие исследуемой категории, сходятся во мнении, что целью налогового контроля является обеспечение полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, устранение выявленных нарушений. Кроме того, авторы подчеркивают наличие юридического аспекта контрольной работы, отмечая ее регламентированность соответствующими правовыми нормами.
     Контрольную деятельность налоговых органов можно систематизировать и представить в таком виде, где элементы, урегулированные правовым образом, будут неразрывно связаны между собой и составлять одно целое.
     Как считают многие ученые данный феномен необходимо рассматривать исключительно с точки зрения совокупности составляющих ее методологическую основу элементов, а именно в качестве системы, в которую входят объект, предмет, субъекты, цели и задачи, методы и формы контрольной деятельности.
     В качестве объекта контрольной деятельности выступают действия (а также бездействия) плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов и прочих лиц по уплате налогов и сборов, оценивающиеся с точки зрения законности, достоверности и своевременности.
     Вместе с определением объекта налогового контроля весьма целесообразным является выявление в его структуре такого элемента, как предмет контрольной деятельности.
     Предметом надлежит рассматривать «документальные, вещественные и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, его действиях (бездействии). То есть к предметам налогового контроля можно отнести договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации, счета-фактуры, компьютерную информацию и т.д.»4
     Субъектами налогового контроля являются его участники (то есть стороны). К субъектам контрольного налогового правоотношения можно отнести специализированные государственные органы, которым предоставлены широкомасштабные полномочия в соответствии с налоговым законодательством, по осуществлению мероприятий налогового контроля в отношении юридических и физических лиц на территории Российской Федерации.
     Цель контрольной деятельности состоит в предупреждении и выявлении налоговых правонарушений (включая налоговые преступления) и привлечении к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
     В Российской Федерации контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах происходит на основании закона от 21.03.1991 № 943-1«О налоговых органах Российской Федерации»5.
     Цели налогового контроля конкретизируются в определенных задачах:
     - обеспечение правильного исчисления, своевременности и полноты внесения налогов и сборов в бюджетную систему РФ и государственные внебюджетные фонды;
     - профилактика и пресечение нарушений налогового законодательства;
     - осуществление контроля за целевым использованием налоговых льгот;
     - проверка на соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.
     Стоит сказать, что предложенная группа элементов на сегодняшний день подвергается в научной сфере сомнениям и дискуссиям. Опять же нет единого мнения по вопросам форм и методов налогового контроля. Даже принятие Налогового кодекса, регламентировавшего формы контрольной деятельности, не способствовало образования единообразия взглядов по поводу данного вопроса. Статья 82 НК РФ устанавливает определенные формы осуществления контрольной деятельности налоговых органов, причем прямо на это не указывает:
     - налоговые проверки;
     - получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
     - проверка данных учета и отчетности;
     - осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом (статья 82 НК РФ) [14, с.154].
     Основной и достаточно эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки, делящиеся на камеральные и выездные. Камеральные налоговые проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа, выездные – на территории налогоплательщика. Камеральная проверка проводится на основе представленной налоговой декларации, при этом проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем предоставления налоговой отчетности (п.2 ст.61, п.2 ст.88 НК РФ). Выездная налоговая проверка может быть, как комплексной, когда проверяются все налоги, так и выборочной, когда проверке подлежат только некоторые из них.
     Следующей формой является получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора. Согласно п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы имеют право «вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в любых случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах» (статья 31 НК РФ) [14, с.66], а подпунктом 7 п.1 ст.23 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан «не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей» [14, с.27].  Пояснения могут быть представлены в устной либо в письменной форме, также при проведении контроля они подлежат обязательному протоколированию.
     Третьей формой налогового контроля служит проверка данных учета и отчетности. Налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование, в котором перечислены документы необходимые для проведения налогового контроля и которые налогоплательщик обязан предоставить в течение 10 дней. В рамках осуществления выездной налоговой проверки органы могут назначить инвентаризацию, которая осуществляется в соответствии с приказом Минфина РФ и МНС РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке»6.
     Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) выступает как еще одна форма проведения налогового контроля. Статья 92 НК РФ дает налоговому инспектору право проводить данный осмотр, не выходя за рамки проверки. В ходе осмотра должны присутствовать понятые, при необходимости проводится фото- и видеосъемка.
     С 1 января 2015 года действует новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг.
     Под методами налогового контроля принято понимать приемы, способы и средства его осуществления. А.С. Кормильцин подчеркивает существование разнообразных методов налогового контроля:
     - «общенаучные методы: статистический, логический, сравнительный и др;
     - специальные методы исследования: проверка документов, экономический анализ, исследование предметов и документов, осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;
     - методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля: убеждение, поощрение, принуждение и др.» [19, с.134]
     Е.В. Поролло подразделяет методы налогового контроля на документальный и фактический:
     - «документальный контроль: формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации – контрагента и в других документах и учетных записях; экономический анализ.
     - фактический налоговый контроль: учет налогоплательщиков; исследование документов; получение объяснений (допрос свидетелей); осмотр помещений и предметов; инвентаризация; привлечение специалиста; сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам; экспертиза; экстраполяция» [20, с.14-15].
     Таким образом, «налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений» [21, с.25].
     Налоговый контроль направлен на то, чтобы решить важнейшую задачу государства, а именно пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Налоговые проверки являются наиболее эффективной формой налогового контроля, позволяющей дисциплинировать налогоплательщиков.
     
     
     1.2 Основные принципы налогового контроля
     
     Как перед органами исполнительной власти, так и перед органами законодательной и судебной власти стоит единая задача, которая заключается в эффективном исполнении законодательно зафиксированных, принадлежащих именно этому органу государственной власти, функций и задач, а также гарантия защиты и соблюдения законных прав и интересов физических и юридических лиц. По мнению автора, в осуществлении намеченной задачи первостепенное значение отдается принципам права.
     В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение принципа – «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы» [22, с.595].
     К.А. Чернов считает, что «принципы права – это некие идеи, определенным образом влияющие на построение системы права, реализацию права и в конечном итоге воплощающиеся в правопорядке» [23, с.14].
     Справедливо утверждать, что наиболее верным является мнение Д.А. Смирнова, полагающего, что «принципы права – это закрепленные в нормах права основополагающие требования, соответствующие моральным, политическим и экономическим ценностям общества, направляющие процесс создания и применения права» [24, с.36].
     В разнообразных отраслях права существует классификация, позволяющая упорядоченно рассмотреть принципы права. В научной литературе правовые принципы как правило распадаются на ряд групп, различающихся своими основаниями. Всякого рода систематизации представляется в административном, финансовом, бюджетном и прочих отраслях права.
     Вследствие введения в действие и применения норм Налогового кодекса РФ и практике Конституционного суда РФ в области налогового законодательства сформировалась собственная система принципов. Как показывают Г.А. Гаджиев и С.Г. Пепеляев «принципы налогообложения и сборов содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием. Поэтому, говоря о нарушениях общих принципов налогообложения и сборов, есть все основания одновременно говорить о нарушении соответствующих базовых конституционных положений» [25, с.186].
     Под принципами контрольной деятельности следует понимать базовые правовые положения, способствующие эффективной реализации контрольной деятельности и служащие руководством для субъектов контрольной деятельности при проведении соответствующих мероприятий в области налогов.
     Существует множество мнений по поводу классификации принципов налогового контроля. Так, А.В. Брызгалин, анализируя законодательство и правоприменительную практику, пришел к выводу, что в состав принципов налогового контроля необходимо отнести следующие:
     - «принцип законности;
     - принцип открытости (гласности) проведения налогового контроля для проверяемого лица;
     - принцип «закрытого перечня» в выборе для налоговых органов форм и мероприятий налогового контроля;
     - принцип обязательности выполнения проверяемым лицом законных требований налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля;
     - принцип объективности и документальности;
     - принцип соблюдения налоговой тайны;
     - принцип недопустимости причинения неправомерного вреда;
     - принцип недопустимости вмешательства контролирующего органа в оперативную деятельность проверяемого;
     - принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля» [26, с.285-298].
     А.В. Лобанов выделяет принципы на основе специфики и определения налогового контроля, к которым относит:
     - «принцип законности;
     - принцип всеобщности;
     - принцип единства;
     - принцип соблюдения прав человека и гражданина;
     - принцип гласности;
     - принцип независимости;
     - принцип объективности и достоверности;
     - принцип презумпции добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц;
     - принцип эффективности» [27, с.6].
     О.А. Ногина классифицирует принципы налогового контроля несколько по-иному, выделив три группы:
     - общеправовые принципы;
     - принципы контрольной деятельности;
     - специфические принципы, характерные только для налогового контроля.
     Изучим поподробнее основополагающие принципы реализации контрольной деятельности, основываясь на классификации, представленной О.А. Ногиной.
     Согласно ей, группа общеправовых принципов присуща процессу регулирования налоговых проверок и включает в себя такие принципы: а) принцип законности; б) принцип юридического равенства; в) принцип приоритета защиты прав и интересов налогоплательщиков; г) принцип гласности; д) принцип ответственности. Разберем перечисленные принципы.
     1) Принцип законности. В соответствии с этим принципом необходимо исполнять требования актов законодательных органов власти и созданные на их основе требования прочих нормативно-правовых актов. Проявление данного принципа при реализации контрольной деятельности заключается в пп.4 и 5 п.2 ст.1 НК РФ, где настоящий Кодекс устанавливает «права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах», а также «формы и методы налогового контроля» [14, с.4]. Подпункты 10 и 11 ст.21 гласят «налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным ФЗ» [14, с.25-26].
     2) Принцип юридического равенства. Ст. 19 Конституции РФ говорит о том, что все равны перед законом и судом, гарантирует права и свободы независимо от пола, расы и др. Запрещается применение каких-либо специальных условий проведения налогового контроля на основании формы собственности, гражданства индивидуального предпринимателя и пр., включая слишком частые налоговые проверки и достаточно длительные сроки их проведения.
     3) Принцип приоритета защиты прав и интересов налогоплательщиков. Этот принцип находит отражение в п.5 ст.91 НК РФ, который гласит, что «доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается» [14, с.187].
     В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) привлечение к административной ответственности за непредоставление сведений, необходимых для проведения налоговой проверки (ст.15.6 КоАП), неповиновение законному распоряжению должностного лица налогового органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий (ст.19.4 КоАП), а также принудительное взыскание налоговых санкций, наложенных в результате контрольной деятельности допустимо только на основании судебного решения.
     4) Принцип гласности. Физические и юридические лица должны иметь открытый доступ к деятельности государственных органов власти и иметь возможность получать информацию. Акты законодательства и сведения о действующих на территории России налогах и сборах должны подлежать официальной публикации (п.1 ст.5 НК РФ). Налоговые органы должны информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения по исчислению и уплате налогов и сборов (пп.4 п.1 ст.32 НК РФ), а также проинформировать налогоплательщиков о проведении контрольных мероприятий, в частности при назначении экспертизы (п.6, 7, 9 ст.95 НК РФ).
     5) принцип ответственности. Сущность данного принципа в том, что в отношении лица, совершившего правонарушение, применяются меры юридической ответственности. Безусловно, рассматриваемый принцип является ведущим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.
     Вторую группу принципов составляют специальные принципы контрольной деятельности, которые включают: 1) принцип независимости; 2) принцип планомерности; 3) принцип регулярности (систематичности) контроля; 4) принцип объективности и достоверности; 5) принцип документального оформления результатов контроля; 6) принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами.
     1) Принцип независимости. В настоящий момент налоговые органы РФ являются единой централизованной системой контрольных органов, созданной государством, призвание которой состоит в реализации интересов страны в области налогов и сборов, и которая имеет независимость от тех или иных физических и юридических лиц.
     2) Принцип планомерности. Следуя этому принципу, всякое контрольное мероприятие, отличающееся цикличностью и постадийной реализацией, необходимо подготовить с особой тщательностью и каждое действие соотнести с временными рамками его реализации. Мероприятия налоговых проверок надлежит заранее подготовить, составить график их проведения, сформировать перечень объектов, которые подлежат проверке, и определить очередность.
     3) Принцип регулярности (систематичности) контроля. Так как для деятельности налогового контроля характерна цикличность, то каждую контрольную процедуру необходимо провести повторно через определенный промежуток времени. К примеру, осуществление камеральных налоговых проверок возможно ежемесячно, ежеквартально либо ежегодно. Это зависит от сроков, принятых законодательством, предоставления налоговых деклараций и иных документов, на основе которых исчисляется и уплачивается налог. Проведение же выездных налоговых проверок должно осуществляться не реже одного раза в четыре года.
     4) Принцип объективности и достоверности. Согласно п.2 ст.100 НК РФ несоблюдение законодательства, обнаруженное в процессе проверки и отмеченное в акте налоговой проверки, обязательно должно быть документально подтверждено. Как гласит инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60 «Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком деяний (действий или бездействия)» [29, пп.а п.1.11.2].
     5) Принцип документального оформления результатов контроля. Все выявленные факты нарушения, события и действия требуют обязательного закрепления в соответствующих документах определенных видов и форм (акты, протоколы, справки и пр.). Только в этом случае итоги налоговой проверки будут иметь юридическое значение. Кроме того, подобное документирование служит определенного рода гарантом соблюдения прав и интересов налогоплательщиков, в первую очередь во время рассмотрения жалоб вышестоящим органом и судом.
     6) Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами. Налоговые органы РФ наделены довольно обширными полномочиями, позволяющими призвать нарушителя к ответственности за совершенное им налоговое либо административ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%