VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оценка деятельности ОАО «Сбербанк России» по размещению свободных денежных средств

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001395
Тема: Оценка деятельности ОАО «Сбербанк России» по размещению свободных денежных средств
Содержание
    СОДЕРЖАНИЕ
    
ВВЕДЕНИЕ	4
1 Теоретические и методологические основы управления привлечением и размещением денежных средств	6
1.1 Понятие свободных денежных средств банка и значение операций по их размещению	6
1.2 Общие банковские стратегии управления активами и пассивами	13
1.3 Методы управления активами, пассивами и ликвидностью	19
2 Оценка деятельности ОАО «Сбербанк России» по размещению свободных денежных средств	27
2.1  Характеристика ОАО «Сбербанк России» и его ресурсные базы	27
2.2 Структурный анализ привлеченных и размещенных ресурсов	38
2.3 Анализ доходности и ликвидности активов	50
3 Пути повышения эффективности операции банка по размещению свободных денежных средств	55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	70
ПРИЛОЖЕНИЕ  А	75
ПРИЛОЖЕНИЕ  Б	81

    
ВВЕДЕНИЕ
    
    Для осуществления деятельности коммерческие банки должны располагать определенной суммой свободных денежных средств, т.е. ресурсами, от объема которых зависят масштабы и направления их размещения.
    Банки привлекают свободные денежные средства от клиентов на условиях возникновения прав собственности или обязательств долга на рынке, с целью извлечения прибыли. При этом возможности привлечения временно свободных финансовых ресурсов не безграничны, это объясняется ограниченностью экономических ресурсов, банк формирует свои денежные ресурсы, руководствуясь ценой привлечения, их устойчивостью. 
    Ресурсы должны обеспечить соответствие характеру активных операций, ведь размещение свободных денежных средств банками в процессе активных операций определяет уровень доходности банковской деятельности, способность банка своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам, обеспечивает его ликвидность и др.
    Для каждого коммерческого банка важен процесс формирования и размещения свободных денежных средств, оптимизация их структуры и качество управления активами и пассивами. К проблемам управления активами и пассивами относятся определение направлений наиболее эффективного привлечения свободных денежных средств, ресурсное планирование и формирование определенной структуры баланса банка, определение наиболее доходных направлений размещения свободных денежных средств,  достижение определенного уровня прибыли, минимизация или ограничение рисков. Применение наиболее соответствующих конкретным условиям методов и инструментов управления активами и пассивами позволяет коммерческим банкам своевременно и эффективно размещать свободные денежные средства.
    Таким образом, тема выпускной квалификационной работы представляет исследование важного вопроса банковской деятельности.
    Целью выпускной квалификационной работы является разработка эффективной системы управления операциями по размещению свободных денежных средств банка.
    В соответствии с названной целью в работе ставились задачи:
    - изучить теоретические и методологические основы управления операциями коммерческого банка по привлечению и размещению денежных средств;
    - оценить деятельность ОАО «Сбербанк России» по размещению свободных денежных средств;
    - определить пути повышения эффективности операций банка по размещению свободных денежных средств.
    Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступают кредитные ресурсы ОАО «Сбербанк России».
    Предметом исследования является механизм управления привлечением и размещением свободных денежных средств.
    В рамках исследования применялись общенаучные методы, такие как системный и функциональный анализ, синтез, обобщение, систематизация, группировка и классификация, а также методы экономико-статистических сравнений.
    Информационной базой для написания работы явились законы РФ, нормативные акты Банка России, учебная и специальная литература, публикации в периодических изданиях, материалы банковской статистики, отчетные и другие материалы ОАО «Сбербанк России».
    Работа изложена на 72 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, 12 страниц приложений.

1 Теоретические и методологические основы управления привлечением и размещением денежных средств

1.1 Понятие свободных денежных средств банка и значение операций по их размещению

    Привлечение и накопление временно свободных денежных средств является одной из основных функций коммерческих банков. Денежные средства, сосредоточенные в банке, служат источником ресурсов для проведения активных операций, они служат необходимым активным элементом банковской деятельности. Коммерческий банк, привлекая свободные денежные средства физических и юридических лиц, формирует при этом свою ресурсную базу.
    Привлеченные средства покрывают до 90 % всей потребности в денежных средствах банка. Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, населения и других банков в форме депозитов (вкладов) и открытия им соответствующих счетов. При этом право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с лицензией [17, с. 52].
    На рисунке 1.1 представлена структура привлеченных средств коммерческого банка.
    
    
    Рисунок 1.1 – Привлеченные средства банка[10, с.224]
    
    Основную часть привлеченных свободных денежных ресурсов коммерческих банков составляют депозиты (вклады) - денежные средства, внесенные в банк клиентами - физическими и юридическими лицами и используемые ими в соответствии с режимом счета и банковским законодательством [10, с. 222]. Депозитные услуги банков - это услуги по привлечению, хранению и приращению стоимости свободных денежных средств клиентов. Для организаций и частных лиц банковские депозиты являются активом, приносящим доход, а для банков они - источник формирования ресурсов. На рисунке 1.2 представлены виды привлекаемых свободных денежных средств от клиентов.
    
    
Рисунок 1.2 - Виды депозитов, привлекаемых банками от клиентов[12, с. 80]
    
    Различают депозиты юридических и физических лиц. Среди депозитов юридических лиц самым крупным источником привлечения банком ресурсов в свой оборот являются:
    - средства клиентов на расчетных счетах;
    - средства на счетах банков-корреспондентов.
    По своей экономической сути эти счета представляют собой депозиты до востребования. Средства с этих счетов могут быть изъяты, переведены на счет другого лица без каких-либо ограничений (полностью или частично), в любое время, без предварительного уведомления, по первому требованию их владельцев. По этой причине банк уплачивает по счетам до востребования минимальные процентные ставки. 
    Инициатива открытия таких счетов исходит соответственно от хозяйствующих субъектов либо банков-респондентов в связи с потребностью производить расчеты, совершать платежи и получать в свое распоряжение денежные средства при посредничестве банков. 
    Срочные депозиты - это денежные средства, внесенные в банк на определенный фиксированный срок. Таким образом, срочные депозиты не используются для осуществления текущих платежей. В течение срока действия депозита дополнительные взносы от его владельца - юридического лица на депозитный счет не принимаются. В зависимости от срока размещения различают депозиты на срок 1, 3 месяца, от 3 до 6 месяцев, от 6 месяцев до 1 года и свыше года [12, с. 78].
    Вклады физических лиц (до востребования и срочные) могут привлекать только те коммерческие банки, которые имеют на это специальную лицензию Банка России и включены в список участников системы страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках РФ. 
    Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть выдана коммерческим банкам одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц, при наличии отрицательного размера уставного капитала).
     Официально физическими лицами - вкладчиками коммерческих банков могут выступать граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
    Банки принимают от физических лиц вклады, как в рублях, так и в иностранной валюте. Вклады могут быть именными и на предъявителя. Именной вклад - это вклад на имя одного конкретного физического лица. Вклад может быть внесен как лично самим вкладчиком, так и через его представителя, т. е. доверенное лицо. В отношении физических лиц ГК РФ предусматривает открытие им вкладов третьими лицами, например предприятиями, организациями для перечисления заработной платы во вклады граждан.  Привлекаются вклады населения на такие же сроки, что и депозиты юридических лиц. 
    Разновидностью срочных депозитов юридических и физических лиц являются банковские сертификаты, которые представляют собой собственные долговые обязательства банка, выпускаемые им в целях получения клиентами возможности разместить свои свободные денежные средства, а банками - привлечь ресурсы для выполнения своих активных операций, приносящих им доход.
    Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка. Депозитный сертификат может быть выдан только юридическим лицам, а сберегательный - только физическим лицам [12, с. 77].
    Таким образом, представленные виды операций позволяют коммерческим банкам привлечь свободные денежные средства клиентов для последующего распределения.
    Размещение коммерческими банками свободных денежных средств, привлеченных от клиентов, представляет собой активные банковские операции. 
    Размещение свободных денежных средств преследует решение следующих экономически взаимосвязанных задачах, которые решают банки, осуществляя активные операции:
    1) достижение доходности для покрытия затрат, выплаты дивидендов по акциям, процентов по депозитам и вкладам, и получения прибыли;
    2) обеспечение платежеспособности банка, под которой понимается способность банка своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам;
    3) обеспечение ликвидности, то есть возможность быстрого (желательно без потерь) превращения активов в денежные средства.
    В ходе размещения свободных денежных средств, привлекаемых от клиентов, в целях получения прибыли банки производят различного рода вложения (инвестиции), совокупность которых и составляет их активные операции. 
    В настоящее время экономисты предлагают различные классификации активных операций, так доктор экономических наук О.И. Лаврушин предусматривает следующие операции:
    Активные операции коммерческого банка подразделяются на четыре крупные группы:
    - ссудные операции, которые, как правило, приносят банкам основную часть их доходов. В макроэкономическом масштабе значение этих операций состоит в том, что посредством них банки превращают временно свободные денежные средства в действующие, стимулируя процессы производства, обращения и потребления;
    - инвестиционные операции, в процессе их совершения банк выступает в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги или приобретая права по совместной хозяйственной деятельности;
    - депозитные операции, назначение активных депозитных операций банков заключается в создании текущих и длительных резервов платежных средств на счетах в Центральном банке (корреспондентский счет и резервный счет) и других коммерческих банках [10, с. 223].На рисунке 1.3 представлены общепринятые виды операций по размещению временно свободных денежных средств клиентов.
    
    
    
Рисунок 1.3 - Операции по размещению свободных средств банка [10, с. 228]
    
    Размещение свободных денежных средств осуществляется банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержания необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций. 
    При этом, хотя основной целью коммерческих банков является получение прибыли, они не могут вкладывать все средства только в высокодоходные операции (как, например, кредитование клиентуры). Поскольку при совершении активных операций такие банки одновременно должны обеспечивать своевременный возврат привлеченных средств их владельцам за счет поддержания определенного уровня ликвидности, разумно распределять риски по видам вложений, соблюдать различные законодательные нормы, предписания и указания органов банковского контроля, а также требования кредитной политики. 
    Помимо соображений прибыльности и ликвидности размещение свободных денежных средств имеет немаловажное значение при регулировании кредитных рисков и их распределения. 
    Если помещение ресурсов в кассовую наличность, остатки на счетах в центральном банке, государственные ценные бумаги считаются имеющими практически нулевую степень риска, а размещение средств у других банков - активами с минимальной степенью риска, то кредиты компаниям, фирмам и частным лицам, включая вложения в векселя, акцепты и другие аналогичные инструменты денежного рынка, сопряжены с более значительным риском. 
    В этой связи при проведении активных операций для банков большое значение имеет вопрос о распределении рисков и недопущении их чрезмерной (избыточной) концентрации на каком-либо одном виде.
    Таким образом, свободные денежные средства, привлекаемые коммерческими  банками от клиентов, формируют основу ресурсной базы и, как правило, значительно превышают собственные средства банка. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов - населения, предприятий и государства и превращения их в капитал с целью получения прибыли. 
    Привлечение свободных денежных средств происходит банками, в основном, в процессе депозитных операций, которые включают прием депозитов и вкладов от юридических и физических лиц. Свободные денежные средства используются банками для осуществления активных операций, т.е. распределяются в различных направлениях в целях получения прибыли, поддержания ликвидности, платежеспособности банка. В связи с этим, важным в деятельности банка является вопрос оптимального соотношения операций по привлечению свободных денежных средств клиентов и их размещению, который решается посредством реализации политики управления активами и пассивами.
    
    
1.2 Общие банковские стратегии управления активами и пассивами
    
    В современной банковской практике под управлением активами и пассивами принято понимать интегрированный подход к управлению балансом банка, который рассматривается как единое целое и направляется на достижение общей цели повышения доходов при приемлемом уровне риска.
    Сущность управления активами и пассивами заключается в формировании стратегий и проведении операций, которые приводят структуру баланса банка в соответствии с выбранной политики. По данному подходу банки рассматривают свои портфели активов, обязательств и капитала в неразрывном единстве как совокупный портфель, направленный на достижение общей цели. Такой способ управления вполне обоснован, поскольку в реальной действительности все банковские портфели тесно взаимосвязаны и в значительной мере влияют друг на одного.
    Управление активами и пассивами банка предоставляет менеджменту возможность управлять риском процентных ставок и риском ликвидности, координированием решений относительно источников финансирования и направлений размещения средств. В современных условиях нестабильности финансовых рынков и роста рискованности деятельности, устойчивое управление активами и пассивами рассматривается как эффективный подход к управлению коммерческим банком [11, с. 56].
    Но такое понимание взаимосвязи активов и пассивов не всегда было характерно для банкиров. Учитывая историческое развитие методов управления коммерческим банком, различают три основных банковских стратегии управления активами и пассивами:
    1) Стратегия управления активами.
    При данной стратегии банки воспринимают источники формирования ресурсов - обязательства и капитал - как, не зависящие от банковской деятельности, а определяемые, в основном, возможностями и потребностями клиентов и акционеров банка.
    Предполагается, что размер, виды и структура обязательств, которые могли привлечь банки, обуславливаются населением. Ключевая сфера принятия решений руководством банка связана не с привлечением средств, а с размещением активов. Управленческие решения в основном, касаются того, кому предоставлять ограниченные объемы имеющихся кредитных ресурсов и какими должны быть условия политики.
    Потребности ликвидности при таком подходе удовлетворяются за счет поддержания значительной части активов в высоколиквидной форме, приобретения достаточного количества государственных ценных бумаг, а также благодаря разумному управлению кредитами. Большинство банковских займов в таком случае должны быть краткосрочными или выданными на сроки, соответствующие сезонным потребностям клиентов, с равномерным погашением в течение всего делового цикла. 
    Преимущества стратегии управления активами заключаются в относительной простоте применения, поскольку решения принимаются только по одному аспекту банковской деятельности - размещение активов, а для управления ликвидностью применяются простейшие методы, которые не требуют значительных ресурсных затрат. 
    Такой подход не максимизирует прибыль банка. Ведь, с одной стороны, банк отказывается от управления привлеченными средствами, а, следовательно, и от влияния на их стоимость. С другой стороны, значительная часть банковских активов должна находиться в высоколиквидной форме для поддержания достаточного уровня ликвидности, что приводит к уменьшению доходов [11, с. 61].
    Стратегия управления активами имеет свою логику, и в некоторых случаях, например, в условиях жесткого регулирования видов депозитных и недепозитных источников средств и процентных ставок по ним, вполне оправдана. 
    2) Стратегия управления пассивами.
    Значительное внимание банки уделяют поискам новых источников финансирования, а также контролю над структурой и стоимостью депозитных и недепозитных обязательств. С этой целью банки реструктуризируют пассивы в направлении минимизации расходов по привлеченным средствам, что позволяет увеличить прибыль и капитал. 
    Выбор оптимальных соотношений между размерами различных видов депозитных источников и капиталом, которые обеспечивали желаемый уровень стабильности фондов, позволяет банкам предоставлять долгосрочные кредиты, которые являются высокодоходными, но более рисковыми и требуют долгосрочных инвестиций. Для обеспечения желаемого объема, структуры и уровня затрат пассивов банки применяют как ценовые, так и неценовые методы управления привлеченными ресурсами.
    Стратегия управления пассивами банка не исключает параллельного управления активами, но проблема заключается в разграничении и автономном применении каждого из этих подходов. В таком случае структурные подразделения банка, которые отвечают за привлечение средств, организационно отделены от кредитных и инвестиционных отделов и не имеют информации о возможных направлениях использования ресурсов.
    Главным недостатком стратегии управления пассивами является то, что в основном она применяется по принципу «чем больше, тем лучше», причем средства привлекаются без учета эффективных направлений их размещения.
    В период экономических подъемов, когда спрос на кредитные ресурсы возрастает, такой подход может быть оправданным и полезным. Но во время спадов, когда спрос на кредиты ограничен, несбалансированный подход к управлению активами и пассивами банка может привести к значительному сокращению доходов и даже нанести ущерб. Преимуществом такого подхода к управлению банком является возможность увеличить доходы, контролируя операционные расходы и точно прогнозируя потребности банка в ликвидных средствах [9, с. 63].
    3) Стратегия сбалансированного управления активами и пассивами.
    Сущность сбалансированной стратегии управления состоит в том, что банки рассматривают свои портфели активов и пассивов как единое целое, определяя роль совокупного портфеля в получении высокой прибыли приемлемого уровня риска. Совместное управление активами и пассивами дает банку инструментарий для формирования оптимальной структуры баланса и создания защиты от рисков, вызванных значительными колебаниями параметров финансовых рынков.
    Главная задача менеджмента - координировать решение относительно активов и пассивов внутри каждого отдельного банка, чтобы достичь высоких результатов, максимально контролируя объемы, структуру, доходы и расходы, как по активным, так и по пассивным операциям банка. 
    Контроль руководства банка над активами должен координироваться с контролем над пассивами, поскольку только в таком случае можно будет достичь внутреннего единства и благодаря этому максимизировать разницу между доходами и расходами.
    Главная идея сбалансированной стратегии заключается в понимании того, что и доходы и расходы относятся к обеим сторонам банковского баланса. При этом цена каждой операции или услуги должна перекрыть расходы банка по ее предоставлению. Снижение расходов банка благодаря управлению пассивами, так же помогает достичь целевого уровня прибыли, как и поступления от активных операций. Итак, традиционный взгляд, согласно которому весь доход банка генерируют активы - кредиты и инвестиции, уступил место идее одновременного скоординированного управления активами и пассивами.
    Преимуществом стратегий управления активами и пассивами является максимизация прибыли при условии приемлемого уровня процентного риска, а также возможность более взвешенного подхода к проблемам управления ликвидностью благодаря точному определению потребности в ликвидных средствах. 
    Необходимым условием эффективного применения этой стратегии, с целью получения максимальной прибыли, является возможность достаточно точно предвидеть и прогнозировать изменения направления, величины и скорости движения процентных ставок. 
    Внедрение методики управления активами и пассивами в банке начинается с создания специального комитета при совете директоров, который называется Комитет по управлению активами и пассивами. В состав такого комитета входят представители управления финансовыми операциями банка, кредитного и инвестиционного подразделений, подразделений экономического анализа и прогнозирования, главный бухгалтер, главный экономист, руководители крупных филиалов [11, с. 67].
    Управление активами и пассивами, прежде всего, ориентируется на краткосрочную перспективу и связано с ежедневным управлением банковским балансом. В этом аспекте главными показателями эффективности применения политики сбалансированного управления активами и пассивами является процентный доход, чистая процентная маржа или прибыль на акцию. Неотделимыми составляющими процесса становятся контроль и управление финансовыми рисками, прежде риском процентных ставок и риском несбалансированной ликвидности.
    Инструментарий управления активами и пассивами включает информационные системы, модели планирования, анализ и оценку сценариев, системы прогнозирования, финансовые обзоры и специальные отчеты. Поэтому, кроме оперативного компонента, процесс управления активами и пассивами содержит и плановый компонент, который предназначен двигать банк в направлении достижения долгосрочных целей. 
    Таким образом, в современной банковской практике реализуется стратегия управления активами и пассивами, которая основана на сбалансированном, едином подходе к оценке портфелей активов и пассивов. Такой подход к решению проблемы управления активами и пассивами заключается в объединении источников финансирования, которые влияют на направления размещения активов. Главной особенностью данной стратегии является то, что учитывая связь между активами и обязательствами, происходит снижение риска ликвидности. Например, пытаясь выбрать наиболее прибыльные направления вложения ресурсов, банк может выдать долгосрочные кредиты, которые будут финансироваться за счет долгосрочных депозитов. Такая трансформация с большой вероятностью приводит к снижению уровня риска ликвидности. Применяя стратегию сбалансированного управления менеджмент банка должен тщательно следить за размерами сумм и сроков различных видов обязательств и приводить в соответствие с ними структуру активов. Преимуществом стратегии является увеличение доходов банка, вызванное прибыльным вложением средств, на основе выявления наличия соответствующего источника финансирования.
    
    
1.3 Методы управления активами, пассивами и ликвидностью
    
    Необходимость управления активами и пассивами банка заключается в том, что эти показатели оказывают существенное влияние на деятельность банка. Именно активы влияют на формирование прибыли банка, а, следовательно, состояние капитала банка. В процессе управления банковскими активами и пассивами определяется насколько их состав и способствует достижению основной цели деятельности коммерческого банка, а именно получению прибыли и достижению необходимого уровня ликвидности. Сегодня для управления активами, пассивами и ликвидность используют различные методики, принятые в банковском менеджменте. На рисунке 1.4представлены методы управления активами, пассивами и ликвидностью.
    



    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
Рисунок 1.4 - Методы управления активами, пассивами, ликвидностью [7, с. 99]
    
    Вытекающие из стратегий управления активами и пассивами методы, характеризуются следующим:
    1) Метод общего фонда средств - основывается на подходе к управлению активами за счет покрытия банком своих потребностей в ресурсах путем постоянной конвертации активов в кассовые и приравненные по ликвидности активы. В соответствии с этим методом потребность банка в ликвидности удовлетворяется за счет оптимизации управления активными операциями.
    Стратегия управления активами использует метод объединения источников фондов в единый консолидированный финансовый пул.
    При использовании этого метода сначала определяется доля средств, которая может быть размещена в активы, представляющие резервы первой очереди, т. е. те средства, которые могут быть немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов или удовлетворения заявок на кредиты. Это - главный источник ликвидности коммерческого банка (средства в кассе и на корреспондентских счетах в Центральном Банке России и в коммерческих банках-корреспондентах) [7, с. 102].
    Затем определяется доля средств, которая может быть размещена в резервы второй очереди, включающие высоколиквидные активы, приносящие соответствующий доход. К ним можно отнести краткосрочные государственные ценные бумаги, межбанковские кредиты, выданные на незначительные сроки, и в определенной степени высоколиквидные ссуды с небольшими сроками погашения. Величина резервов второй очереди зависит от диапазона колебаний объемов обязательств банка и спроса на кредит - чем они выше, тем больше по величине требуются активы. И, наконец, происходит формирование портфеля кредитов. Предоставление кредитов приносит наибольший доход банку, но одновременно является и наиболее рискованным видом банковской деятельности [18, с. 26].
    Использование метода общего фонда средств в управлении активами дает банку широкие возможности выбора категорий активных операций. Этот метод устанавливает приоритеты, которые формулируются довольно обще. В то же время указанный метод не содержит четких критериев для распределения средств по категориям активов и не дает решения дилеммы «ликвидность - прибыльность».
    2) Сбалансированный метод управления фондами -  основывается на увязывании средств по источникам и направлениям использования путем:
    - распределения всех средств по источникам формирования в зависимости от оборота по счетам и резервных требований;
    - распределения средств из каждого источника на финансирование соответствующих по срокам и объемам активов.
    В рамках  сбалансированного метода управления, предполагающего постоянные вариации методов фондового пула и управления фондов, выделяются следующие задачи:
    - для достижения долгосрочных и краткосрочных целей банк должен в максимально возможной степени контролировать размер, сроки, стоимость, как активов, так и пассивов;
    - контроль над активами должен быть скоординирован с контролем над пассивами таким образом, чтобы управление активами и пассивами характеризовалось внутренней сбалансированностью банковского портфеля и оптимизацией разности между доходами по активам и издержками по обязательствам.
    Стратегия сбалансированного управления является наиболее оптимальной, так как позволяет не только решать поставленные стратегические и оперативные задачи, но и попутно дополнительные.
    3) Метод распределения фондов - основан на сопоставлении прогнозов общей потребности в средствах для погашения задолженности и всех имеющихся у банка источников ее покрытия для каждого момента времени в пределах прогнозного периода [18, с. 69].
    Стратегия управления пассивами состоит в реструктуризации источников привлеченных платных средств в соответствии с определенными, четко заданными целями:
    - использование тех источников, которые минимизируют издержки привлечения средств;
    - выбор оптимальных пропорций между величиной привлеченных платных средств таким образом, чтобы было возможным осуществлять вложения в высокодоходные активы, которые обычно требуют инвестиций на более длительные сроки при более высоком уровне риска размещения активов.
    Основным рычагом управления активами и пассивами являются процентные ставки привлечения ресурсов, которые банк может предложить по вкладным и кредитным операциям, чтобы обеспечить необходимый объем, структуру и издержки привлеченных средств. При повышенном спросе на кредиты представляется возможным увеличить предлагаемые процентные ставки по депозитам и заемным средствам денежного рынка по сравнению с конкурентами и получить дополнительные фонды для проведения активных операций.
    Метод предполагает необходимость рассмотрения конкретного источника, за счет которого привлекаются средства. Должно отслеживаться соотношение объемов вкладов до востребования и объемов срочных депозитов, а также объемов займов на денежном рынке и общей величины обязательств. Если фонды формируются в основном за счет краткосрочных и источников с неопределенным сроком привлечения, то большая часть средств должна вкладываться в краткосрочные кредиты и ценные бумаги. В случае, если фонды формируются за счет долгосрочных средств (срочных депозитов), то возможно их использование на долгосрочные займы.
    4) Нормативный метод - является самым распространенным методом управления ликвидностью, он включает:
    - определение состава и периодичности расчета показателей ликвидности и их предельных значений;
    - анализ и оценку состояния показателей ликвидности;
    - выбор способов устранения несоответствий, установленных на основе проведенного анализа;
    - формирование информационной базы для анализа.
    Состав показателей ликвидности определяется каждым банком исходя из рекомендаций надзорного органа и выделения специфических факторов, влияющих на ликвидность конкретного банка [11, с. 207].
    Банком России установлено три обязательных норматива ликвидности, о состоянии которых кредитные организации отчитываются ежемесячно.
    В соответствии с Инструкцией Банка России № 139-И «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» в целях контроля над состоянием ликвидности банка, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов [5]:
    1. Норматив мгновенной ликвидности (Н2) - регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня. Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) рассчитывается по следующей формуле (1.1):
    
      Н2 = "Лам" /"Овм - 0,5 ? Овм*"  "? 100% > 15 %" ,                                                         (1.1)
    
    где, Лам - высоколиквидные активы;
    Овм - обязательства по счетам до востребования, по которым вкладчиком
    или кредитором может быть предъявлено требование обих
    незамедлительном погашении; 
    Овм* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам
    физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций).
    Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15 процентов.  
    2. Норматив текущей ликвидности банка (Н3) - регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней. Норматив текущей ликвидности банка (Н3) рассчитывается по следующей формуле (1.2):
    
      Н3 = "Лат" /"Овт- 0,5? Овт*"  "? 100% > 50 %" ,                                                             (1.2)
    
    где, Лат - ликвидные активы;
    Овт - обязательства  по счетам до востребования, по которым вкладчиком 
    или кредитором может быть предъявлено требование обих
    незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами 
    (вкладчиками) сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 
    календарных дней;
    Овт* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам 
    физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до
    востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 
    календарных дней.
    Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 процентов [5].
    3. Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) -  регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по следующей формуле (1.3):
    
    Н4 = "Крд" /"К + ОД + 0,5? О*"  "? 100% < 120%" ,                                                     (1.3)
    
    где, Крд - кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения 
    свыше 365 или 366 календарных дней;
    ОД - обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным
    банком;
    О* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам со
    сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до
    востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных
    организаций), не вошедшим в расчет показателя ОД.
    Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 процентов.
    На сегодняшний день банковский сектор страны характеризуется общим снижением ликвидности коммерческих банков, в частности это касается мгновенной и текущей ликвидности. В таблице 1.1 представлены сводные данные о величине нормативов ликвидности российских банков.
    
Таблица 1.1 - Нормативы ликвидности банковского .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44