VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Отношения Германии и США 1939-1941 гг

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008520
Тема: Отношения Германии и США 1939-1941 гг
Содержание
Германский вопрос в период Второй Мировой войны до образования двух немецких государств

Содержание



	Содержание	1

	Введение	2

		1.	Понятие и сущность германского вопроса	5

	2. Отношения Германии и США 1939-1941 гг.	9

	3. Позиция США в решении германского вопроса 1941-1945 гг.	15

		4.	Изменение позиции США в решении германского вопроса после Потсдамской конференции	23

	Заключение	28

	Список литературы	30



































Введение

Одной из важнейших международных пробелом на протяжении XIX-XX вв. был германский вопрос, а именно судьба германских земель после распада Священной Римской империи. На протяжении этого периода неразрешенность этого вопроса создавала напряжение в Европе и стала причиной как минимум двух мировых войн в течение XX века, а также одним из катализаторов или очагов холодной воны. 

Именно поэтому изучение германского вопроса является актуальным и ключом к пониманию международной политики и политических процессов, происходящих в Европе на протяжении XIX-XX веков. 

Целью исследования является изучение позиции США в решении германского вопроса на протяжении Второй мировой войны до образования ГДР и ФРГ. 

Объект исследования – германский вопрос в 1939-1948 гг. Предмет – позиция США в решении германского вопроса. 

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала второй мировой войны, а именно начало агрессии Германии в Европе, то есть 1938-1939 гг.. Верхней границе исследования является дата образования ГДР и ФРГ – то есть сентябрь-октябрь 1948 гг.. Географические рамки исследования охватывают территории Европы, пострадавшее от агрессии нацистской Германии. 

Задачи исследования: 

Изучить сущность германского вопроса, его истоки и взгляды исследователей на это понятие

Изучить дипломатические взаимоотношения Германии и США до вступления Соединённых Штатов в войну

Исследовать позицию США во второй мировой войне на решение германского вопроса и послевоенного положения Германии

Проследить процесс трансформации взглядов США на решение германского вопроса и изучить политику Штатов на оккупированной территории. 

 

Германская проблема получили широкое освещение в отечественной и зарубежной исторической литературе.  ля работ советских историков была характерна идеологизация подхода к международным проблемам, что диктовалось логикой «Холодной войны». Со второй половины 80-х годов появляются работы, в которых были представлены альтернативные точки зрения. 

Одной из первых работ, написанных в этом плане, стала книга Н.В. Загладина «История успехов и неудач советской дипломатии».

Вопрос о Западном Берлине в 60-е гг. был изложен в работах Р.В.Долгилевича, Ю.А.Квицинского, Г.М.Акопова, Г.Кирилдов, Ю.Ржевского, П.А.Абрасимова. 

Среди российских историков, продолживших или начавших в новых условиях исследования германской политики СССР и России в 90-е годы следует назвать А.А.Ахтамзяна, А.И.Борозняка, К.Э. Голубева, И.Ф. Максимычева, Н.В.Павлова, Г.Л.Розанова, А.М.Филитова и других. 

Большое значение имеет книга А.М.Филитова «Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение». Автор анализирует работы отечественных и зарубежных исследователей и архивные документы и излагает несколько иной взгляд на германскую проблему. 

Критический анализ германской политики Советского Союза в 1945-1991 гг. содержится в кандидатской диссертации О.В.Дьячковой, в которой представлен исторический анализ поэтапного развития германской политики Советского Союза за длительный период. 

Большое значение имеет работа М.И.Семиряги «Как мы управляли Германией», которая охватывает события и процессы до 1949 г. 

Что касается публикаций зарубежных исследователей, то на многих из них, как и на трудах советских авторов, лежит печать той обстановки, в которой они создавались. В числе них стоит отметить работы Л.Больца, П.Флорина, О.Винцера, А.Нордена и пр.. 

Достаточно взвешенные оценки германского вопроса содержались в работах английского ученого А.Буллока, западногерманских историков Б.Бонвеча, Х.Клессмана и некоторых других авторов. В частности, Бонвеч отмечал, что в период Второй мировой войны инициатива расчленения Германии исходила от У.Черчилля. 

В. Лот в своей работе пытается ответить на вопрос о том, кому было выгодно расчленение Германии.  Автор полагает, что СССР стремился к сохранению парламентской демократии по западному образцу в Германии. 

В работе использовались архивные документы, мемуары дипломатов, официальные документы, акты и директивы. 































1.	Понятие и сущность германского вопроса

Германский вопрос или германская проблема возникает еще XIX. Это одна из важнейших европейских геополитических проблем XIX—XX веков, касающаяся политического статуса и границ Германии. Возникновение германского вопроса относят к моменту ликвидации Священной Римской Империи, соответственно, исчезает эта проблема уже после воссоединения Германии в  1990 году.

Наиболее емко сущность германского вопроса определяет немецкий историк В. Лот. Он пишет, что это «вопрос о государственном существовании Германии и ее статусе в Европе». Таким образом, германский вопрос он понимает в широком смысле и рассматривает его на протяжении по крайней мере двух столетий. 

Французская исследовательница Р.Фритш - Бурназель считает, что германский вопрос «всегда был вопросом о том, к какой части Европы принадлежат немцы: смотрят ли они на Восток или блуждают между Востоком и Западом, признают свое центральное географическое положение или пытаются из него вырваться».

До конца 80-х годов в западной историографии считалось, что единое государство было искусственным этапом в истории Германии и существование такого государства представляло собой угрозу Европе.

В отечественной и зарубежной историографии германский вопрос чаще рассматривается в узком смысле как вопрос о путях и средствах ликвидации нацизма и милитаризма и превращении Германии в единое демократическое и миролюбивое государство. 

Поэтом отечественны историк A.A. Ахтамзян считает временем возникновения германского вопроса конец 30-х гг., а именно начало Второй мировой войны. 

М.И.Семиряги и A.M. Филитов считают, что германский вопрос возник раньше, в период Второй мировой войны, так как обсуждение проблемы будущего Германии началось на форумах антигитлеровской коалиции, а составление планов о будущем германских земель еще с начала Второй мировой войны.

В широком понимании возникновение германского вопроса датируют 6 августа 1806 года – то есть в момент роспуска священной Римской империи. На протяжении XIX и начала XX вв. до образования Второго Рейха существовало два пути решения этой проблемы. Малогерманский вариант – то есть объединение германских земель под главенством Пруссии; и великогерманский – объединение под главенством Австрии.

Изменение сущности Германского вопроса происходит после Первой мировой войны. Германия оказалась в числе проигравших стран, а потому судьба ее полностью зависела от воли западных держав. Версальский мир, условия которого Германия вынуждена была принять, был унизительным для страны. Страна лишалась многих своих территорий - ей пришлось вернуть Эльзас и Лотарингию  Франции и отдать приграничные земли Польше и Бельгии, Дании отошел германский Шлезвиг, а Польше — часть Верхней Силезии. Саарская область на 15 лет переходила под контроль Лиги Наций. Пограничная зона между Францией и Германией протяженностью 50 км подлежала демилитаризации. Германия лишилась всех своих колоний – они были поделены между странами-победительницами Так, например, по условиям Версальского оговора, Того и Камерун перешли к Франции и Англии.

Таким образом, решение германского вопроса после Первой мировой войны оказалось крайне болезненным для Германии и спровоцировало в рост милитаристских, националистических и реваншистских настроений внутри страны. 

Помимо прочего после Первой мировой воны Германия лишилась фактически права иметь собственную армию и флот. Вводился также запрет на использование новейшего оружия массового поражения. Огромным ударом по экономике Германии стали репарации странам-победителям.

Германский вопрос после Первой мировой войны фактически был решен без участия самой Германии, а условия Версальского мира стали ударом для нее. Таким образом, предпосылки возникновения Второй мировой войны были заложены в самих условиях Версальского мира, а договор стал фактически лишь перемирием между двумя крупными войнами.

Для понимания сущности вопроса важно характеризовать ситуацию в самой Германии после Первой мировой войны и разобрать предпосылки, которые привели к становлению Третьего Рейха. 

После свержения императора правительство Германии было очень слабым, что создавало возможности для развития в стране правых националистических политических движений и дальнейшего распространения их идеологии в обществе.

Основанная после свержения императора Веймарская республика в течение 15 лет балансировала между кайзеровскими традициями и новыми радикальными течениями — коммунистами и крайне правыми партиями. при этом собственной политической доктрины у этого государства не было, что привело в итоге к падению республики. 

Ситуацию усугубило еще и тяжелое экономическое положение, в котором государство оказалось из-за непомерно высоких репараций, которые обязано было выплачивать, и кризису 1929 года, получившему название великая депрессия. Эта ситуация сильнее всего ударила по малообеспеченному населению Германии. 

На волне тяжелого финансового положения и реваншистских настроений в обществе к власти приходит Национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Гитлером.

30 января 1933г. Адольф Гитлер стал рейхканцлером, а в 1934г. сосредотачивает в своих руках всю полноту власти в государстве. 

Германский вопрос вновь становится актуальным ля стран Европы во второй половине 30-х гг. и началом военной экспансии Гитлера и оккупации Судетской области Чехословакии. 

Вопрос о судьбе германских земель вновь возникает после завершения Второй мировой войны. Этот вопрос обсуждался в ходе конференций союзников в Тегеране, Ялте и был закреплен во время Постдамской конференции. Впрочем, в дальнейшем взгляды стран-победительниц на решение германского вопроса разошлись, что в конечном счете привело к образованию двух Германий – ГДР и ФРГ, которые вошли в противоборствующие блоки. В конечном счете решение германского вопроса становится если не причиной, то по крайней мере одним из главных аспектов холодной войны, развернувшейся между СССР и США. 

Первоначально в рамках Постамского мира планировалось создание единого государства, но противоречия между западными союзниками и Советским Союзом привели к разделу страны на Федеративную Республику Германии (ФРГ, Западная Германия), Германскую Демократическую Республику (ГДР, Восточная Германия), Западный Берлин и Саар (вошедший в состав ФРГ лишь спустя некоторое время). 

В конечном счете обе части Германии были объединены в единое государство только в 1990 году, но и после этого нельзя говорить об окончательном решении германского вопроса. 









2. Отношения Германии и США 1939-1941 гг.

Целью данной работы является рассмотрение германского вопроса с позиций США. Прежде чем приступить к вариантам решения послевоенного устройства мира, которые обсуждались на переговорах союзников в Тегеране, Ялте и Постдаме, следует рассмотреть характер взаимоотношений Германии и США с момента заключения Мюнхенского соглашения до вступления в войну США. 

С начала Второй мировой войны США приняли позицию нейтралитета. После разрастания гитлеровской агрессии встал вопрос о пересмотре позиций США в отношении Германии. Стало очевидно, что это событие шло вразрез с интересами Америки. 4 января 1939 г. в обращении к Конгрессу Ф. Рузвельт поставил вопрос о возможности отхода от традиционных внешнеполитических доктрин, президент стоял на позициях выстраивания антинацистской внешнеполитической линии, однако Конгресс не поддержал его взгляды.

Политика США в отношении Германии в этот период была противоречивой. Одновременно с выступлением Рузвельта в Конгрессе США отправляют Гитлер миротворческие послания, призывая руководство Германии отказаться от агрессии и сесть за стол переговоров. Большинство российских историков склонны оценивать эти действия США как проявление недальновидности американского правительства и «свидетельство явной недооценки потенциала и истинных целей Третьего рейха». 

Гитлер отвергает миротворческие предложения Запада и продолжает агрессию. 

За неделю до начала войны лидер США призвали Гитлера решить германо-польские противоречия "мирными средствами". Таким образом, до начала Второй мировой войны США придерживались курса на "умиротворение" в отношении Германии.

Что касается Германии в довоенны период, то США не входили в сферу их интересов. Тем не менее попытки Германии утвердить свое влияние в Латинской Америки воспринимались Соединёнными Штатами как посягательство на их безопасность. Благодаря политики умиротворения США удалось перенаправить интересы Гитлера в Европу и отвлечь его внимание от Латинской Америки. 

США в это ситуации старались придерживаться позиций нейтралитета. Неприятие позиции Рузвельта о вмешательстве в европейские дела Конгрессом свидетельствовали о  преобладании в США позиций не вовлечения в противоречия Старого света.

Позиция США несколько меняется после вторжения Германии в Польшу в 1939 году и началом Второй мировой войны, страна принимает сторон союзников и начинает оказывать материальную помощь Франции и Великобритании. В ноябре 1939 г. был изменен закон о нейтралитете, что позволило Великобритании и Франции приобретать в США военные товары на основе принципа "кэш-энд-кэрри".

Тем не менее, даже после начала Второй мировой войны Соединенные Штаты продолжают сохранять нейтралитет и придерживаться курса на умиротворение. Это выражалось, например, в санкционировании миссии в Германию нефтяного магната У.Р. Дэвиса и поддержке миротворческих усилий крупного бизнесмена Дж. Муни весной 1940 г.. Кроме того, в феврале-марте 1940 г. заместитель государственного секретаря США С. Уэллес в рамках официального трне по европеским столицам посеает в том числе и Германию. 

Тем не менее, в результате поездки Уэллеса американское руководство делает вывод о том, что нацистская Германия не намерена отказываться от агрессии и мир в Европе невозможен. 
После захвата Польши Гитлер вторгается в Данию и Норвегию, а противостояние Германии с Францией и Великобританией приобретает характер полномасштабных боевых действи. 

Негативно в Вашингтоне была воспринята новость о падении Парижа.  У Гитлера оставался лишь один противник в Европе – Великобритания, она же последний союзник США. Перспектива поражения Англии в войне беспокоила США, одновременно с этим Гитлер всеми силами пытался не допустить вступления в войну США, ибо в таком случае рисковал потерпеть поражение. 

Гитлер утверждал, что ввязывание в "европейский конфликт" противоречит интересам Вашингтона и что нацистской опасности для Западного полушария нет и быть не может, но доверия к этим заявлениям в руководстве США не питали. США начинают укреплять свою обороноспособность и отношения с государствами Латинской Америки и одновременно продолжают оказывать экономическую помощь союзнице Великобритании. 

После договора 2 сентября 1940 г. Соединенные Штаты фактически обретают статус невоюющего союзника Великобритании. Следующим шагом США, направленным против Германии, стало принятие закона о ленд-лизе. США подтверждали курс на оказание помощи Великобритании, более того, эта помощь увеличивалась. 

Эти действия США стали серьезным препятствием для Германии в проведении блицкрига и становлении господства в Европе. Великобритания благодаря поддержке Штатов продолжала сопротивляться, а война затягивалась. таким образом, "фактор США" стал оказывать серьезное влияние на ход Второй мировой войны. 

В дальнейший период до официального вступления США в войну напряжение между странами усиливается. В июне 1941 г. воска Германии вторгаются на территорию СССР. В Вашингтоне эта новость была воспринята неоднозначно. 

С этого времени в США становится все больше сторонников вступления во взаимоотношения с Советским Союзом ради противодействия нацистской угрозе. 

Одновременно с этим следует отметить, что коммунизм в США воспринимался как угроза для демократии, отсюда неоднозначное отношение Соединённых штатов к СССР. Однако в сложившихся обстоятельствах оказание помощи Советскому Союзу в борьбе с Германией отвечало интересам Соединенных Штатов. 

Между двумя государствами, выступавшими в роли противников деструктивной нацистской политики, начинается процесс налаживания сотрудничества и складывания союзнических отношений. В августе 1941 г. начинается формирование антигитлеровской коалиции с участием Великобритании, США и СССР. 

Активность Соединенных Штатов, формально не участвовавших в войне вносила напряженность в германо-американские отношения. Осенью 1941 г. страны вступили в состояние “необъявленной морской войны”. Происходят и прямые столкновения между ними на просторах Атлантического океана, что ее больше накаляет обстановку. 

В ноябре 1941 г. в Америке были отменены положения закона о нейтралитете, а спустя месяц война начинается официально. Характер военных действий между этими странами, официально начавшаяся 11 декабря 1941 г., была логичным исход развития их двусторонних отношений и итогом общей ситуации на мировой арене. 

Перелом в отношениях Германии и США произошел после нападения Японии на Перл-Харбор. тем не менее не это было причиной коренного поворота в их взаимоотношениях. 

Советское контрнаступление под Москвой в декабре 1941 г. означало крах плана “Барбаросса” и переход “молниеносной войны” в изматывающую войну. Внезапный японский удар по Перл-Харбору Гитлер воспринял как фактор, имевший для Германии благоприятное значение, и, воспользовавшись этим, объявил войну США. 

При таком развитии событий Конгресс лишался возможности отказать в объявлении войны Германии. 11 декабря 1941 г. Гитлер объявил вон США, и в тот же день Конгресс США поддержал обращение Рузвельта с просьбой объявить войну Германии. Таким образом, длительная политическая, дипломатическая и идеологическая конфронтация двух государств вступила в фаз военного противостояния.

Важно отметить, что вплоть до открытого вступления США во Вторую мировую войну позиция Рузвельта интернационализировать внешнюю политику Соединенных Штатов встречала противодействие со стороны Конгресса и изоляционистов, которые настаивали на опасности вовлечения страны в “европейские противоречия”. 

Позе нацизм начинает восприниматься американским обществом как гроза демократии, что меняет взгляды Конгресса на роль США в войне и заставляет США поддержать СССР в борьбе с нацистской Германией. В этой связи следует отметить, что отношения СССР и США оставались противоречивыми, а коммунистическая идеологи в Америке воспринимали едва ли не как намного более серьезная угроза демократии, чем нацизм. Тем не менее восприятие нацизма в качестве силы, представлявшей опасность не только для коммунизма, но и для демократии, способствовало укреплению в США мнения о необходимости взаимодействия с Советским Союзом в условиях расширения гитлеровской агрессии.

Экономическая помощь союзникам в этот период в Германии рассматривалась крайне негативно, что приводило к возрастанию напряжения в американо-германских отношениях. Таким образом, объявление войны было закономерным исходом дипломатических отношений между странами в этот период. 

























































 3. Позиция США в решении германского вопроса 1941-1945 гг. 

Вопрос о будущем Германии был неотъемлемой частью мирного урегулирования после окончания Второй мировой войны. Более того, переговоры о послевоенном устройстве мира начались ее в период активных военных действий. Уже вскоре после вступления стран-союзниц во Вторую мировую войну началось предварительное изучение этого вопроса. Одновременно с этим начинается и совместное обсуждение германского вопроса между странами коалиции, то есть США, СССР и Великобритании.

В течение 1941 - 1942 годов вопросы послевоенного устройства Германии поднимались в переписке глав правительств США, СССР и Великобритании и на встречах представителей этих стран 

Первой встречей союзников, на которой впервые был поднят германский вопрос, стала англо-американская конференция в Касабланке в январе 1943 года. В выступлении Рузвельта впервые прозвучала фраза о «безоговорочной капитуляции»: 

«Уничтожение военной мощи Германии, Италии и Японии означает их безоговорочную капитуляцию. Это означает надежную гарантию будущего мира во всем мире. Безоговорочная капитуляция подразумевает не уничтожение немецкого, итальянского и японского населения, а сокрушение в этих странах философской концепции, основанной на захватах и подавлении других народов».

Тем не менее ни о каких конкретных предложениях о социально-политическом и территориальном устройстве этих стран после войны не говорилось. 

В декабре 1943 года, выступая в Конгрессе по итогам поездки в Тегеран, Рузвельт дополнил свой тезис, отметив, что «такая капитуляция не означает ликвидацию суверенитета германского народа, его самостоятельного существования, хотя и означает необходимость глубоких, коренных изменений в экономической, политической и идеологической жизни страны».

тем не менее далеко не все в США поддерживали позицию президента в этом вопросе. Некоторые сенаторы полагали, что такие заявления лишь усиливает сопротивление немцев и затягивает войн и настаивали на более дипломатичных формулировках и решении этого вопроса. 

Более того, руководители разведки выступили против самого принципа полного разгрома Германии, полагая, что это уменьшит возможности США в будущей борьбе против Советского Союза. 

Успехи советских войск на советско-германском фронте побудили правительство США перейти к активному обсуждению вопросов германского урегулирования. 

Вопросы будущего Германии активно обсуждались в 1943 году между государственными деятелями США и Великобритании на переговорах в Вашингтоне в марте 1943 года и в Квебеке в августе того же года. Эти встречи в значительной мере определили дальнейшую позицию Вашингтона и Лондона в германском вопросе.

В марте 1943 года США и Англия начинают работ по согласованию планов в отношении Германии в течение первого времени после завершения войны. Уже в то время возникает вопрос о территориальном единстве Германии.

«Иден сказал, что самое важное, о чем мы должны договориться в отношении Германии, это вопрос о том, сможем ли мы после войны и в период мира иметь дело с Германией как с единым целым, разоружив ее и т. д., или же мы будем настаивать на том, чтобы она была разделена на ряд независимых государств», - описывает он из встреч дипломатов Р. Шервуд.  

Сам Рузвельт одобрял идею о разделении Германии и говорил о том, что необходимо поощрять разногласия и стремления к сепаратистскому движению, если они возникнут в Германии. Впрочем, даже если этих стремлений не будет, оба политика – и Иден, и Рузвельт – пришли к выводу о необходимости деления Германии  на несколько государств, одним из которых должна быть Пруссия». 

Поддерживалась идея о разоружении и ослаблении Германии, при этом ни о каком компромиссном варианте перемирия речи не шло. То есть Германия, по мнению союзников, должна была безоговорочно принять все условия капитуляции. 

Германский вопрос обсуждался и на конференции в Квебеке, проходившей с 12 по 24 августа 1943 года. 

Хэлл и Иден обменялись мнениями о будущем Германии после окончания войны. На вопрос государственного секретаря США Хэлла о том, слет ли Германию разделить или сохранить ее целостность, Иден он и кабинет в целом считают, что разделение вряд ли будет возможно осуществить. 

Меж тем, за несколько дней до этого, Хэллу был представлен меморандум с предложением о разделе Германии на северную и южную части, отделив Баварию. Английская  сторона, напротив, настаивала на объединении государств бассейна Дуная и создании Дунайской конфедерации и выступала против отделения Баварии. 

Осенью 1943 года переговоры о послевоенном устройстве Германии приобретают новый смысл в связи с коренным переломом. Теперь этот вопрос необходимо было решать с учетом мнения других союзников и в первую очередь СССР. 

С 19 по 30 октября 1943 года в Москве прошла встреча дипломатов США, Англии и СССР. 

Незадолго до этого в Белом доме прошло совещание, на котором была изложена позиция США в германском вопросе. Рузвельт выступил за расчленение Германии на три или более сверенных государств, имеющих общую сеть почтовой связи, коммуникаций, железных дорог, таможенных правил и электроснабжения. Также он заявил о полном разоружении германии и запрете любой военной деятельности. 

Восточная Пруссия при этом должна была быть отделена от Германии, а репарации взиматься оборудованием и использованием немецкого труда». Другие частники обсуждения высказывали мнение, что раздел Германии приведёт к катастрофическим последствиям ля страны, но Рузвельт все эти аргументы отверг. 

25 октября в Москве состоялось обсжение послевоенного госарственного строства германии на основе проекта, преложенного Хэллом. В проекте предлагалось оккупировать Германию войсками трех держав и установить над ней строгий военный, политический и экономический контроль. Прописывались меры по денацификации, демилитаризации и демократизации страны и выплате репарации. 

Кроме того, американское правительство предложило провести децентрализацию германской политической структуры и поощрить направленные на это «любые движения внутри Германии в пользу уменьшения прусского влияния на рейх» [9, с. 272]. Нерешенным оставался лишь вопрос о территориальных границах Германии – его предлагалось решать совместно с союзниками.

В целом частники конференции поддержали проект Хэлла, и даже советский министр не стал возражать против расчленения Германии, отметив, что Советское правительство не исключает подобные меры и тщательно изучает этот вопрос. Тем не менее окончательного ответа СССР на данном этапе дать не мог. 

Документ был передан на разработку в создаваемую по решению Московской конференции Европейскую консультативную комиссию (ЕКК). 

Этот документ позже положил основ послевоенном решению германского вопроса и опреелил условия перемирия. 

К моменту первой встречи Сталина, Черчилля и Рузвельта в Тегеране (28 ноября - 1 декабря 1943 года) германский вопрос находился в стадии детальной проработки. Настоящая дискуссия о положении Германии развернулась между главами трех держав лишь в последний день работы конференции.

Рузвельт предлагал свой план расчленения Германии на пять государств: «Пруссия должна быть возможно ослаблена и уменьшена в своих размерах... и должна составлять первую самостоятельную часть Германии. Во вторую часть Германии должны быть включены Ганновер и северозападные районы Германии. Третья часть - Саксония и район Лейпцига. Четвертая часть - Гессенская провинция, Дармштадт, Кассель и районы, расположенные к югу от Рейна. Пятая часть - Бавария, Баден, Вюртемберг. Каждая из этих пяти частей будет представлять собою независимое государство. Из состава Германии должны быть выделены районы Кильского канала и Гамбурга. Рурская и Саарская области должны быть поставлены под международный контроль».

Остальные частники конференции положительно восприняли план американского президента о расчленении Германии, и положения его были переданы в ЕКК. 

На заседании ЕКК 26 января 1944 года английский представитель У. Стрэнг предложил создать специальный комитет по расчленению Германии, американский коллега его поддержал, а вот позиция СССР оставалась не ясной. Советский представитель Ф. Гусев уклонился от обсуждения этого вопроса. Таким образом, решение этого вопроса было на время отложено.

С февраля по июль 1944 года в ЕКК обсуждались условия капитуляции Германии. США требовали признания полного поражения и безоговорочной капитуляции, а именно: вывод германских войск с захваченных территорий; демобилизация; оккупация Германии на неопределенный срок; предоставление в распоряжение союзников средств связи, транспорта, прессы; освобождение узников тюрем и концлагерей, военнопленных и интернированных граждан Объединенных Наций; выдача военных преступников; выплата репараций и возмещение убытков; роспуск нацистских организаций; установление контроля за правительственными учреждениями. Все расходы, связанные с оккупацией, возлагались на Германию.

Этот проект подвергся некоторым изменениям. В ново редакции говорилось о взятии на себя союзниками верховной и политической власти в Германии, о том, что все ресурсы и средства Германии будут предоставлены в их распоряжение, а права, полномочия и привилегии союзников, «вытекающие из полного поражения и безоговорочной капитуляции Германии, не будут иметь ограничений какого бы то ни было характера» [7, с. 157].

25 июля 1944 года члены ЕКК подписали текст согласованного документа о безоговорочной капитуляции Германии. Он был утвержден правительством США 9 августа. На основе этого документа впоследствии была выработана «Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии», утвержденная 12 мая 1945 года,.

4 - 11 февраля 1945 состоялась Крымская (Ялтинская) конференция. Одно из главных мест в работе Крымской конференции занял германский вопрос. Союзники одобрили условия безоговорочной капитуляции, механизм контроля и управления в Германии, а также распределение зон оккупации между союзными державами. Были намечены политические и экономические принципы обращения с Германией в начальный контрольный период, достигнуто соглашение о репарациях, по которому основой для расчета стала сумма в 20 млрд долларов, причем 50 % этой суммы отходило СССР. Для более тщательного изучения репарационного вопроса в Москве создавалась специальная межсоюзная комиссия по репарациям в составе трех представителей.

В Крыму вновь был подвергнут обсуждению вопрос о расчленении Германии. Было решено создать комиссию в Лондоне для изучения вопроса о процедуре расчленения Германии, в состав которой вошли Иден (председатель), Вайнант и Гусев. Однако впоследствии из-за изменения позиции Советского Союза, который фактически отказался от идеи расчленения Германии, работа комиссии зашла в тупик, после чего она больше не собиралась. Термин «расчленение» впоследствии исчез и из документа о безоговорочной капитуляции Германии и из Декларации о поражении Германии.

Некоторое время планы расчленения еще продолжали разрабатываться американским руководством. Этот вопрос обсуждался, в частности, 28 мая 1945 года в беседе И. В. Сталина со специальным помощником президента Г. Гопкинсом во время его визита в Москву [14, с. 140 - 145]. План расчленения Германии на три государства был и у нового президента Г. Трумэна перед его отъездом на Потсдамскую конференцию. Однако на конференции вопрос о расчленении так и не обсуждался. 

Потсдамская конференция руководителей трех держав (17 июля - 2 августа 1945 года) стала завершающей стадией многочисленных переговоров и выработки согласованной политики союзников относительно будущего Германии. Уже на первом заседании глав правительств 17 июля Трумэн внес на обсуждение Меморандум о политике в отношении Германии, на основе которого в итоге были выработаны политические и экономические принципы, которыми необходимо было руководствоваться при обращении с Германией в послевоенны период. Они вошли как одна из частей Протокола Потсдамской конференции. 































Изменение позиции США в решении германского вопроса после Потсдамской конференции

Позиция США в отношении Германии после завершения Второй мировой войны в значительной степени определяется директивой, выпущенной Объединенным комитетом начальников штабов в мае 1945 года. документ более известен как JCS 1067 (Joint Chiefs of Staff). 

Этот документ начал разрабатываться по инициативе Ф.Д. Рузвельта в Государственном и Военном департаментах и Министерстве финансов еще в сентябре 1944 года. 

Весной 1945 года Трумэну был представлен окончательный вариант документа, который был им одобрен и пописан. 14 мая директива JSC 1067/8 была выпущена под грифом «совершенно секретно», а 21 мая доведена до сведения основного персонала американской оккупационной администрации.

документ, с одной стороны служил руководством для главнокомандующего американскими оккупационными силами Д. Эйзенхауэра. С другой стороны, Эйзенхауэр как член Союзного Контрольного Совета (далее - СКС) должен был впоследствии убедить Совет принять принципы этой директивы и распространить их действие на всей территории Германии. 

Несмотря на то, что документ был готов еще до Потсдамской конференции, на обсуждении дальнейшей судьбы Германии между союзниками его так и не представили. Он так и остался «совершенно секретным». 

Официально директива была обнародована лишь три месяца спустя 17 октября 1945 года.

Важно отметить, что положения директивы были предназначены как руководство к действию только в течение начального послевоенного периода оккупации, а не как окончательный вариант американской политики в Германии. Впоследствии он был заменен новой директивой Объединенного комитета начальников штабов 1С8 1779, выпущенной в июле 1947 года.Тем не менее, основные положения и термины директивы (денацификация, демилитаризация, декартелизация, демократизация) вошли в заключительный документ Потсдамской конференции.

В соответствии с директивой 1С8 1067, основной целью оккупационной политики объявлялось предотвращение повторения угрозы миру со стороны Германии. Германия оккупировалась как побежденная страна, однако цель оккупации состояла не в притеснении немцев, а реализации так называемо политики «четырех Д».

Права, власть и статус военного правительства основывались на поражении и безоговорочной капитуляции Германии. Главнокомандующий американскими оккупационными войсками наделялся всей полнотой власти - законодательной, исполнительной и судебной - в пределах своей зоны оккупации. Он должен был поддерживать решения, выработанные в СКС и действовать в соответствии с директивами, выпущенными Объединенным комитетом начальников штабов.

Управление делами Германии, в том числе и в американской зоне, было направлено на децентрализацию и развитие местного самоуправления. Власти поощряли автономию в региональных, местных и муниципальных отделениях немецкой администрации.

Военный губернатор должен был обеспечить быстрое выполнение политики денацификации в своей зоне оккупации. Поэтому нацистская партия и ее «дочерние организации» распускались, нацистские законы, инструкции и директивы объявлялись в американской зоне недействующи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44