VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Отношение к определенным видам транспорта и тревожность у молодежи

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012463
Тема: Отношение к определенным видам транспорта и тревожность у молодежи
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

____________________________________________________________________________



Факультет: «Экономика и менеджмент»

Кафедра: «Прикладная психология»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



к выпускной квалификационной работе





Бугаева Евгения Александровна



На тему: «Отношение к определенным видам транспорта и тревожность у молодежи»







Обучающийся



(подпись, дата)

И.О.Фамилия

Заведующий кафедрой – главный руководитель



(подпись, дата)

Профессор Е.Ф.Ященко

Руководитель ВКР



(подпись, дата)

Должность, И.О.Фамилия

Консультанты



(подпись, дата)

Должность, И.О.Фамилия





(подпись, дата)

Должность, И.О.Фамилия





(подпись, дата)

Должность, И.О.Фамилия

Нормоконтролер



(подпись, дата)

Должность, И.О.Фамилия













Санкт-Петербург

2017




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

____________________________________________________________________________



Факультет «Экономика и менеджмент»	Кафедра «Прикладная психология



Направление 37.03.01 «Психология»



УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой



«_____»_____________ 2017 г.





ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу обучающегося



Фамилия, имя, отчество



1. Тема работы Название темы



утверждена приказом по Университету от «___»_________ 20__ г. №______



2. Срок сдачи обучающимся законченной работы «___» ________ 20______ г.



3. Исходные данные к работе: научная и учебная литература, периодические научные издания, интернет-ресурсы, данные эмпирического исследования



4. Перечень подлежащих разработке вопросов: аннотация, содержание, введение, анализ литературных источников, описание организации и методов исследования, описание и интерпретация результатов эмпирического исследования, заключение, библиографический список, приложения



5. Перечень графического материала: _____ рисунков, отражающих результаты исследования 




6. Консультанты по ВКР с указанием относящихся к ним разделов работы



Раздел

Консультант

Подпись, дата





Задание выдал

Задание принял



































7. Дата выдачи задания: «______» __________________________ 20_____ г.







Руководитель ВКР _________________







Задание принял к исполнению _____________________




Календарный план



№

 п/п

Наименование этапов ВКР

Сроки выполнения этапов ВКР

Примечание

1

Анализ литературных источников и написание 1 главы





2

Написание введения и 2 главы, подготовка к сбору эмпирических данных





3

Сбор эмпирических данных





4

Обработка эмпирических данных





5

Описание и интерпретация результатов, написание 3 главы и заключения





6

Предзащита ВКР





7

Оформление ВКР





8

Проверка ВКР на плагиат, размещение в электронной библиотеке и передача на рецензию





9

Подготовка речи и презентации для защиты ВКР





10

Защита ВКР



















Обучающийся ____________________





Руководитель ВКР ______________________




Аннотация



Тема: 

Ключевые слова: 

Объем ВКР составляет _____ страниц, _____ таблиц, _____ рисунков. Библиографический список состоит из ______ источников.

ВКР включает введение, три главы и заключение. Во введении определены актуальность проблемы, гипотеза, объект и предмет, цель и задачи, выборка, методы исследования. В первой главе представлен анализ литературы по теме исследования, описываются основные этапы и направления исследований, теоретические положения и методологические принципы, полученные факты и закономерности, подведены итоги предшествующих исследований. Во второй главе описываются организация эмпирического исследования, методы сбора и обработки данных. В третьей главе представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования. В заключении сформулированы выводы и рекомендации по результатам ВКР.

Были обследованы: 

Использовались методики: 

Были получены следующие основные результаты исследования: 




Содержание



	Введение	7

	1 Теоретические подходы к изучению отношения молодежи к транспорту и тревожности	10

	1.1 Подходы к изучению тревожности в работах зарубежных и отечественных авторов	10

	1.2 Отношение, как социально-психологический феномен	23

	1.3 Особенности отношения к различным видам транспорта	32

	1.4 Возрастные особенности юношеского возраста	35

	Выводы по 1 главе	39

	Глава 2. Организация, методы, объём исследования, выбор методик и их обоснование	41

	2.1 Методология и организация исследования	41

	2.2 Описание психодиагностических методик используемых для исследования	42

	2.3 Объем выборки и общая характеристика испытуемых	46

	2.4 Методы математико-статистической обработки данных	48

	Глава 3. Результаты эмпирического исследования отношения к различным видам транспорта и тревожности у молодежи	49

	3.1 Результаты эмпирического исследования отношения к различным видам транспорта у молодежи с различным уровнем тревожности по методике «Цветовые метафоры»	49

	3.2 Результаты статистической обработки авторской анкеты «Отношение к определенным видам транспорта и тревожность у молодежи»	53

	3.3 Название третьего параграфа	58

	Заключение	59

	Приложение А. Диагностические материалы исследования.	60

	Приложение Б. Название приложения.	66

	Библиографический список	67




Введение

Современный мир невозможно представить без автомобилей, самолетов, теплоходов и железнодорожного транспорта, это неотъемлемая часть в промышленности и жизни человека в целом. Ежедневно, молодежь пользуется общественным или личным транспортом, чтобы добраться до учебы или работы, или же отправиться в путешествие. 

На сегодняшний день, страх поездки в автобусе, троллейбусе, метро и других видах общественного транспорта, а так же страх поездки в лифте, где человек встречается с ограниченным закрытым пространством и большим скоплением людей в этом ограниченном пространстве, достаточно широко распространен.[1]

Причин возникновения страха — множество. Как правило, он  возникает после аварии или когда человек становится свидетелем смерти под колесами транспортного средства. При наличии психоза или бурной фантазии риск появления психотравмы увеличивается во много раз.



Боязнь проявляется из-за представлений человека о том, что ему угрожает смертельная опасность. Этот панический страх в большинстве случаев является беспочвенным, какие-либо объективные основания для его возникновения — отсутствуют.



Согласно проведенным исследованиям, боязнь транспорта имеет генетическое предрасположение. Человек наследует от своих родителей тревожно-мнительный характер, который, в свою очередь, выступает в роли основания для развития такой фобии.



Причину стрессового состояния при поездке на автомобилях следует искать в человеческом воображении. Приступы фобии провоцируют непредвиденные обстоятельства на дороге, так как все происходящее при передвижении в транспортном средстве неподвластно контролировать пассажиру или водителю.



Также, повышенное беспокойство у людей, страдающих фобией, вызывает чувство ответственности за находящихся в транспорте во время движения детей или близких людей.



Важную роль в возникновении такого состояния на дороге вызывает и осознание того, что многие водители, встречающие на пути, имеют плохие манеры вождения.  Причиной страха попасть в аварию может быть неуверенность водителя в том, что он в состоянии предотвратить возникновение дорожно-транспортное происшествие.[9]

Цель исследования – изучение отношения к определенным видам транспорта и тревожность у молодежи.

Объект исследования – студенты транспортного ВУЗа.

Предмет исследования – отношение к определенным видам транспорта и тревожность у молодежи. 

Гипотеза исследования: 

существуют отличия в отношении к различным видам транспорта у молодежи с разным уровнем тревожности. 

существуют отличия в отношении к различным видам транспорта у девушек и юношей

Для достижения цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

Выявить отношение к различным видам транспорта у молодых людей.

Оценить уровень тревожности у молодых людей.

Описать отличия отношения к определенным видам транспорта у молодежи с разным уровнем тревожности. 

Описать отличия отношения к определенным видам транспорта у юношей и девушек. 







Методики исследования:

•	Авторская анкета

•	Методика цветовых метафор И.Л. Соломина; 

•	Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина




1 Теоретические подходы к изучению отношения молодежи к транспорту и тревожности



1.1 Подходы к изучению тревожности в работах зарубежных и отечественных авторов

В психологической литературе можно встретить различные определения понятия тревожности, но большая часть исследований признает необходимость рассматривать его дифференцированно – как состояние или черту личности. 

В общем смысле, согласно психологическому словарю тревожность— состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх. Черта личностная, проявляемая в легком и частом появлении состояний тревоги. Склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом появления тревоги; один из основных параметров различий индивидуальных. В целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств системы нервной и эндокринной, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, — например, между родителями и детьми. Она обычно повышена: 1) при заболеваниях нервно-психических и тяжелых соматических; 2) у здоровых людей, переживающих последствия травмы психической; 3) у многих групп людей с поведением отклоняющимся. Исследования тревожности направлены на различение: 1) тревожности ситуативной — связанной с конкретной внешней ситуацией; 2) тревожности личностной — стабильного свойства личности. Также разрабатываются методы анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.[21]

Понятие тревоги впервые было введено в психологию 3. Фрейдом, который разграничивал страх как таковой, конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безотчетный страх - тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (нем. Angst). Различия тревоги и страха по принципу, который предложил 3. Фрейд, поддерживаются и многими современными исследователями. Считается, что, в отличие от страха как реакции на определенную опасность, тревога представляет собой обобщенный, рассеянный или необоснованный страх.



Согласно другой точке зрения, страх — это реакция на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека (витальная угроза), его физическая целостность и т. п., в то время как тревога представляет собой переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе. В этом случае тревога рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью фрустрации социальных потребностей .



Аналогичная позиция представлена в теории дифференциальных эмоций К. Изарда: состояние тревоги состоит из доминирующей эмоции страха, взаимодействующей с другими базовыми социально-опосредуемыми эмоциями.



Оригинальное представление о сущности тревоги и страха предложено экзистенциальной психологией и философией. В экзистенциализме тревога понимается как результат осознания и переживания того, что все имеет преходящий характер, скрытого осознания нашей неизбежной конечности. В силу этого она естественна и неустранима, в то время как страх вызывается более или менее идентифицируемыми индивидом стимулами (объектами, событиями, мыслями, воспоминаниями) и вследствие этого более подконтролен ему. При этом подчеркивается, что тревожиться может только человек как наделенное самосознанием существо.



Тревога, как и любое другое психическое переживание, непосредственно связана с ведущими мотивами и потребностями личности и призвана регулировать поведение личности в потенциально опасной ситуации .



Следовательно, тревога — это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся вследствие влияния на человека различных раздражителей, в качестве которых могут выступать как внешние (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предугадывание сценариев их развития и т. д.). Тревога осуществляет ряд  важнейших функций: предостерегает человека о вероятной угрозе и толкает к поиску и конкретизации данной угрозы на основании активного исследования окружающей реальности.



Следует выделить, то что, хотя на уровне индивидуального волнения тревога скорее считается отрицательным состоянием, ее влияние на поведение и деятельность человека неопределенно. Именно тревога в некоторых случаях становится фактором мобилизации возможных способностей. Неслучайно в концепции Г. Селье тревога разбирается как первая стадия всеобщего адаптационного синдрома. А сам термин «тревога», возникшее в русском языке около трехсот лет назад, изначально обозначало «знак к битве».



В связи с этим в психологии акцентируют внимание на двух видах тревоги: мобилизующую и успокаивающую. Мобилизующая тревога дает дополнительный толчок к работе, в то время как успокаивающая понижает ее результативность почти до абсолютной остановки. 



Вопрос о том, какой тип тревоги станет чаще ощущать индивид, в  большинстве своем определяется еще в раннем возрасте; особое значение  здесь принимает стиль взаимодействия ребенка с важными людьми. Предрасположенность ощущать  успокаивающую тревогу ученые видят прежде всего в формировании у ребенка так называемой «выученной беспомощности», которая, закрепившись, резко снижает эффективность учебной деятельности. Второй фактор, определяющий характер «тревожного опосредования» деятельности, — это интенсивность данного психического состояния.



Исследованиями показано, что состояние тревожности способно варьировать по интенсивности и меняться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. Ф. Б. Березин, анализируя «яркость» переживания тревоги, обособил шесть уровней, соединив их названием «явления тревожного ряда».



Шесть уровней тревоги или «явления тревожного ряда».

          Тревоге минимальной насыщенности соответствует чувство внутренней напряженности, которое выражается в переживаниях напряженности, настороженности, неудобства. Оно не несет в себе признаков опасности, а является сигналом приближения наиболее обособленных тревожных явлений. Эта степень тревоги имеет самое значимое адаптивное значение.



На втором уровне чувство внутренней напряженности заменяются или дополняются гиперестезическими реакциями, благодаря которым ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — негативную эмоциональную окраску (на этом основана раздражительность, которая, по сути, представляет собой недифференцированное реагирование).



Третий уровень — собственно тревога — выражается в переживании неясной опасности, чувства неопределенной угрозы, которое может перерасти в страх (четвертый уровень) — состояние, появляющееся при нарастании тревоги и проявляющееся в опредмечивании неясной угрозы. При этом объекты, идентифицированные как «пугающие», не всегда отображают настояшую причину тревоги.

Пятый уровень назван чувством неизбежно надвигающейся аварии. Оно появляется вследствие увеличения тревоги и переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, что связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги.


Более интенсивное выражение тревоги (шестой уровень) — тревожно-боязливое возбуждение — выражается в нужде двигательной разрядке, поиске помощи, что максимально дезорганизует поведение индивида.

Имеется несколько взглядов на взаимосвязь интенсивности переживания тревоги и эффективности опосредуемой им деятельности.

Согласно теории перевернутого U, опирающейся на известный закон Йеркса—Додсона, тревога до определенной степени может стимулировать деятельность, но, преодолев рубеж «зоны оптимального функционирования» индивида, начинает производить расслабляющий эффект.

Пороговая теория утверждает, что у каждого индивида существует свой порог возбуждения, за которым эффективность деятельности резко (дискретно) падает. 



Очевидно, что обобщающим моментом данных концепций  выступает представление о том, что дезорганизующим эффектом обладает интенсивная тревога. Для практикующих психологов именно она представляет наибольший интерес, поскольку этот вид тревоги, в субъективном опыте клиентов, является «проблемным». 



Состояние расслабляющей тревоги, как и любое другое психическое состояние, обретает собственное выражение на различных ступенях человеческой организации (физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом).



На физиологическом уровне тревога выражается в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, появлении сухости во рту, слабости в ногах и т. д.



Эмоциональный уровень характеризуется переживанием беспомощности, бессилия, незащищенности, амбивалентностью чувств, порождающей затруднения в принятии решений и целеполагании (когнитивный уровень).



Максимальное разнообразие можно встретить среди поведенческих проявлений тревоги — напрасное  хождение по помещению, грызение ногтей, раскачивания на стуле, стук пальцами по столу, теребление волос, кручение в руках различных предметов и т. д.



Очевидно, что тревога, оказывающая дезорганизующее воздействие на работу, — это очень неблагоприятное для человека состояние, требующее преодоления или изменения. Совладание с данным состоянием возможно следующими способами :



преодоление состояния за счет надситуативной активности в (потенциально) небезопасных условиях;

трансформация состояния в определенное поведение (уклонение, сопротивление, ступор);

вытеснение состояния тревоги с помощью психологических защит.

Итак, состояние тревоги возникает как функция (потенциально) опасной ситуации и индивидуальных черт человека, связанных с ее интерпретацией. В этой связи особенного интереса заслуживает невротическая тревога - тревога,  которая формируется на основе внутриличностных противоречий (например, из-за высокого уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т. д.). Она способна послужить неадекватным представлением о существовании угрозы для индивида со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и т. д., и подобным способом, по сути, нивелирует значение ситуации в развитии состояния тревоги. Развитие у человека невротической тревоги является признаком невротизации личности и требует психотерапевтической помощи.



Различия между тревогой и тревожностью  в современной психологии рассматривают как свойство психики и определяется как предрасположенность человека к переживанию тревоги, характеризующаяся низким уровнем проявляения реакции тревоги.



Термин «тревожность» применяется с целью обозначения относительно постоянных индивидуальных отличий в склонности человека ощущать  это состояние. Эта отличительная особенность никак не проявляется в поведении, но ее степень можно определить исходя из того, с какой частотой и интенсивностью  у индивида наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.



В этом статусе тревожность впервые была описана 3. Фрейдом, который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».



В отечественной психологии тревожность также традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия, спровоцированное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой следствие перенесенной психической травмы.



В наше время отношение к явлению тревожности в российской психологии кардинально изменилось, и мнения относительно этой черты личности становятся менее однозначными и категоричными. Современный подход к феномену тревожности базируется на том, что последнюю не стоит рассматривать как изначально отрицательную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием становления личности.



В настоящее время тревожность изучается как один из основных параметров индивидуальных отличий. При этом ее принадлежность к той или иной степени психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидную, и как личностную черту индивида.



Первая точка зрения принадлежит В. С. Мерлину и его последователям, которые исследовали тревожность как общую характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента.



Интерпретация тревожности как свойства личности во многом опирается на идеи психоаналитиков «новой волны» , согласно которым она является следствием фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения.



Соответственно, к настоящему моменту механизмы становления тревожности остаются неопределенными, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Попытку примирить эти, в сущности, противоположные позиции предприняла А. М. Прихожан, описавшая два типа тревожности :



беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами;

тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и социуме.

При этом первый вариант тревожности обусловлен особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с особенностями формирования личности в течение жизни.



В целом, можно отметить, что, вероятнее всего, у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, в то время как у других данное психическое свойство является приобретенном в индивидуальном жизненном опыте.



Исследования А. М. Прихожан  показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности.



Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:



как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;

культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).

Скрытая тревожность — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т. д.); неадекватное спокойствие (реакции по принципу «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается); уход от проблем.



Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.



Своеобразная отличительная черта тревожности как личностного свойства состоит в том, что она имеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением насущных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга». 

Расшифровать механизм «замкнутого психологического круга» можно следующим способом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к отрицательным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных случаях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективно неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком в полной мере.



Учитывая обнаруженную В. А. Бакеевым прямую взаимосвязь между тревожностью и внушаемостью личности, можно предположить, что последняя приводит к усилению и укреплению «замкнутого психологического круга», констеллирующего тревожность. Анализ механизма «замкнутого психологического круга» позволяет отметить, что тревожность зачастую подкрепляется той ситуацией, в которой она однажды возникла. В последнее время в экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте, сколько на особенностях ситуации и взаимодействия личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций.




Согласно «Краткому психологическому словарю», ситуация представляет собой систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Она предъявляет к человеку определенные требования, реализация которых создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Тревожность могут вызывать только те ситуации, которые личностно значимы для субъекта, соответствуют его актуальным потребностям. При этом возникшая тревожность может как оказывать мобилизующий эффект, так и вызывать дезорганизацию поведения в рамках данной ситуации по принципу «выученной беспомощности».



Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Несмотря на то что существование феномена тревожности у практикующих психологов (да и не только) не вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, таких как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат «выученной беспомощности», ложная гиперактивность, уход в болезнь и т. д. 



Подводя итог анализу результатов исследований, посвященных проблемам тревоги и тревожности, можно отметить следующие существенные моменты.



В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность — как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно.

Состояние тревоги и тревожность как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для конкретного человека состоянию. В целом, эффект может быть как побуждающий к действию, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект.

Тревожность обладает силой самоподкрепления и может приводить к формированию «выученной беспомощности».

Тревога и тревожность не всегда осознаются субъектом и могут регулировать его поведение на неосознаваемом уровне. Наблюдение тревожного поведения «со стороны» также зачастую затруднительно в силу того, что тревожность может маскироваться под другие поведенческие проявления.



          

1.2 Отношение, как социально-психологический феномен 



Традиционно значимой категорией для отечественной психологии является отношение. С начала ХХ века данная категория использовалась в контексте общепсихологической проблематики как методологический принцип описания взаимодействия организма со средой. Согласно идеям А.Н. Леонтьева , Б.Ф. Ломова , В.Н. Мясищева , С.Л. Рубинштейна , основанным на предположении А.Ф. Лазурского о существовании эндопсихических отношений наряду с экзопсихическими, отношение, будучи элементом отражения действительности, представляет собой процессуальный аспект психики, важнейшую сторону ее функционирования.



Обобщая все данные, отношение может быть определено как содержательная связь человека с внешним миром. В.Н. Мясищев в своей концепции, на которой основываются исследования феномена отношений в отечественной психологии, актуальные и на сегодняшний день, отношение определяется как в большинстве своем осознанная, выборочная, полагающаяся на опыт психологическая связь субъекта с различными сторонами действительности, отражающаяся в его действиях и переживаниях. В своей работе В.Н. Мясищев выделяет три компонента в структуре отношения (когнитивный, аффективный и конативный), существование которых признается ведущими исследователями данного феномена. Немаловажно выделить то, что исследованиями позднее было представлено, что отношения имеют все шансы носить и неосознаваемый характер, их сущность может быть не представлена в сознании субъекта в детальном виде.

    В отношении к разным граням реальности отличают непредвзятый и индивидуальный подход. Объективные отношения, в какие люди вступают в ходе своей жизнедеятельности, и индивидуальное отображение данных отношений в виде мыслей, эмоций и оценок, составляют два генетически сопряженных слоя взаимоотношений. При этом индивидуальный аспект отношений находится внутри настоящих жизненных отношений индивида, а не выступает их оценкой, а настоящие(конкретные) отношения, в свою очередь, показывают содержательный контекст становления индивидуальных отношений. Субъективное настоящее индивида выступает не только отображением, но и внутренним содержанием его существующих отношений.

     Субъективный аспект отношений человека создается вследствие осмысления им действительности в процессах взаимодействия с ней. Представления о связи смысловой области человека с реальностью его отношений отображены в трудах многих отечественных и зарубежных писателей. В работе А.Н. Леонтьева появляется понятие индивидуального смысла как индивидуализированного, осознаваемого как «значение-для-меня» отображения отношений индививда к объектам, с которыми он взаимодействует. Точно такой же позицией руководствуется Е.Ю. Артемьева , смысл которой  представлять собой след деятельности, установленный в отношении к объекту, источниками которого выступают предметно-практическая работа и персональное присваивание социально-порожденных знаний. Д.А. Леонтьев отмечает, то что значение порождается существующими отношениями, связывающими субъекта с беспристрастной реальностью. Смыслы рождаются и меняются в деятельности, в которой только и становятся жизненные отношения субъекта, понимаемые как объективное (независящее от осознания субъектом) отношение между субъектом и объектом (явлением), которое характеризуется потенциальной возможностью качественно определенной формы взаимодействия между ними.[18]



В отношениях человека реализуются эмотивные и конативные функции его психической деятельности, которые можно рассматривать и как результат, и как регулятор отношений и их воплощения в поступках человека. Отношение имеет потенциальный характер, выражающий вероятность реализации избирательной активности в связи с тем или иным объектом  и материализуется в поведении носителя этого отношения.



В отечественной психологии показано, что отношения человека существуют в различных формах (личностных, межличностных, и общественных отношений), возникновение и развитие которых обеспечивается целым рядом механизмов, в числе которых называют психические, психологические, социально-психологические и социальные отношения. Перечисленные формы и механизмы отношений связываю человека с различными сторонами действительности. Для социальной психологии основной интерес представляют отношения человека к другим людям, возникающие в процессах взаимодействия с ними. Эти отношения обладают всеми описанными выше характеристиками, однако имеют выраженную специфику, обусловленную различными эффектами человеческого взаимодействия. Важнейшей особенностью, в частности, является двухсторонний характер таких отношений, которые позволяет рассматривать их как взаимоотношения, в которые вовлечены несколько субъектов .



В исследованиях И.С. Клециной  в качестве форм отношений, возникающих во взаимодействии людей, предлагается рассматривать общественные, межгрупповые, межличностные отношения, а также самоотношение. Каждая из этих форм функционирует по своим законам и представлена специфическими социально-психологическими детерминантами.





Этот подход представляется нам очень эффективным в теоретическом плане, поскольку он позволяет систематизировать разные социально-психологические феномены, показывает их роль в регуляции взаимодействия людей, опре.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.