- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Тревожность как компонент психологического здоровья старшеклассников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012994 |
Тема: | Тревожность как компонент психологического здоровья старшеклассников |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет» Гуманитарный институт Кафедра педагогики и психологии Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Тревожность как компонент психологического здоровья старшеклассников» Выполнила: Каспиева Виктория Салаватовна студентка 4 курса, группы 3541б _________________ подпись Научный руководитель: Братцева Ольга Анатольевна, доцент кафедры педагогики и психологии _________________ подпись Допустить к защите Заведующий кафедрой педагогики и психологии: Мищенко В. А. Подпись ____________ Дата _______________ 2018 г. г. Ханты-Мансийск 2018 Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников 8 1.1 Теоретический анализ понятия «психологическое здоровье» 8 1.2 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 18 1.3 Проявление тревожности как компонента психологического здоровья у старшеклассников 26 Выводы по 1 главе 33 Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников 36 2.1 Организация и методики исследования тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников 36 2.2 Анализ результатов исследования тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников 38 2.3 Коррекционно-развивающая программа по нивелированию тревожности старшеклассников 54 Выводы по 2 главе 64 Заключение 66 Список литературы 68 Приложения 73 Приложение А 73 Приложение Б 75 Введение Актуальность исследования. В современном мире в сложных экономических условиях проблема психологического здоровья выходит на первый план в начале наступившего тысячелетия. Трудность обсуждаемой темы заключается в том, что в менталитете россиян термин «здоровье» однозначно связан с медициной, а его нарушения с различными направлениями традиционной и нетрадиционной медицины. Современный этап развития отечественной системы образования характеризуется повышенным вниманием к человеку как особой целостной системе, которая должна характеризоваться не только физическим и психическим здоровьем, но и благосостоянием в познавательной, личностной, социальной сферах жизни. Актуальность проблемы психологического здоровья человека подчеркивается довольно большим количеством отечественных и зарубежных исследований, изучающих те или иные компоненты психологического здоровья. Однако неоднозначность подходов сохраняется. Актуальность исследований по психологическому здоровью старших школьников определяется наличием целого ряда факторов, присущих образовательной среде и неблагоприятно влияющих на физическое и психическое состояние. Рост психологического стресса в 10-11 классах, ожидание предстоящих выпускных и вступительных экзаменов, неопределенность будущего, трудности социальной адаптации в период личностного самоопределения и другое приводят к эмоциональному напряжению среди школьников. Переживаемое напряжение и его последствия представляют собой серьезную угрозу психическому и психологическому здоровью старшеклассника. Изучение этой проблемы в теоретическом и экспериментальном аспектах, на наш взгляд, будет способствовать более эффективной практике образовательно-воспитательной среды отечественной системы образования с точки зрения сохранения и развития основных компонентов психологического здоровья. На сегодняшний день наиболее распространенными заболеваниями являются невротические расстройства. Эта проблема особенно остро стоит в подростковом и юношеском возрасте. В ряду предневротических расстройств особое место занимает высокая тревожность личности. Большинство исследователей считают высокий уровень тревожности серьезным симптомом личностного неблагополучия и низкого уровня психологического здоровья. Известно, что тревожность, закрепившись, становится довольно устойчивым образованием. Поэтому очень важно вовремя «разглядеть» тревожного старшеклассника за нехарактерными внешними поведенческими проявлениями и предотвратить развитие тревожности в невротическое расстройство. В этой связи сегодня особое внимание уделяется изучению тревожности с целью разработки эффективных программ психокоррекции повышенного и высокого уровня тревожности, что, в свою очередь, не только становится одной из центральных проблем практической психологии, но и приобретает статус социально значимого фактора в стабилизации общественной жизни. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия и дезадаптации личности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в школьных условиях. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня школа признана социально неблагоприятным фактором. Следствием таких побочных эффектов часто является нарушение психологического здоровья учащихся. Одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Необходимость решения этой проблемы сегодня особенно возрастает, когда число детей, испытывающих эмоциональные проблемы, связанные со школой, быстро растет. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов. Поэтому проблема высокой тревожности в школе, как показатель эмоционального неблагополучия учащихся, влияет не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успех образовательной деятельности и является весьма актуальной. Таким образом, актуальность нашего исследования объясняется необходимостью изучать тревожность с целью сохранения и поддержания психологического здоровья старшеклассников. Цель исследования: на основе теоретического и практического изучения тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников, разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу по нивелированию тревожности старшеклассников. Объект исследования: психологическое здоровье старшеклассников. Предмет исследования: тревожность как компонент психологического здоровья старшеклассников. Была сформулирована следующая гипотеза: Мы предполагаем, что у старшеклассников повышенный уровень тревожности, который проявляется в эмоциональном напряжении, стрессовом состоянии, низкой самооценке, повышенной конфликтности и агрессивности, трудности в общении и неуверенности в себе, а разработанная и внедренная коррекционно-развивающая программа будет эффективна, если будет направлена на коррекцию вышеуказанных проявлений. Для достижения поставленной цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрыть сущность основных понятий исследования: психологическое здоровье, тревожность; 2. Провести изучение уровня психологического здоровья и тревожности старшеклассников; 3. На основе результатов исследования разработать и внедрить коррекционно-развивающую программу по нивелированию тревожности старшеклассников. Теоретико-методологическая основа исследования: системно-структурный подход к пониманию развития (Н.И. Чуприкова, Т.А. Ратанова, Н.П. Локалова, М.А. Холодная и др.), концептуальные представления о тревоге и тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, В.М. Астапова и др.; исследования школьной тревожности в работах А.М. Прихожан, Б.И. Кочубея, Е.В. Новиковой и др., а также различные исследования в области психологического здоровья (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина и др.). Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: теоретические (анализ, сравнение), эмпирические (тестирование). Методики исследования: «Тест психологического здоровья» (Лаборатория azps), тест «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина). Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты в работе психологических служб образовательных учреждений со старшеклассниками, имеющими высокий уровень тревожности. Структура работы: работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность и представлен научно-исследовательский аппарат; первой главы, в которой рассматриваются теоретические аспекты тревожности как компонента психологического здоровья; второй главы – эмпирического исследования по данной проблеме; заключения; списка литературы и приложений. Глава 1. Теоретические аспекты изучения тревожности как компонента психологического здоровья старшеклассников 1.1 Теоретический анализ понятия «психологическое здоровье» Понятие «здоровье» не имеет общепринятой интерпретации, но имеет много значений и неоднородный состав. Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 году, определение здоровья - это состояние человека, которое характеризуется не только отсутствием болезней или физических дефектов, но и полным физическим, душевным и социальным благополучием [1]. Принято различать три основных типа здоровья - соматическое, психическое и психологическое здоровье. Если есть более или менее четкое понимание его сущности относительно соматического или, другими словами, физического здоровья, то существуют различные положения исследователей относительно психического и психологического здоровья [25]. Психологическое здоровье - это исключительно человеческое проявление, связанное с проявлениями духовности, социальности и субъективных ценностей. Психологическое, а также физическое здоровье являются одновременно и состоянием, и процессом, поскольку изменения, происходящие в организме человека, не только биологические - от рождения до старения и смерти. Человек проходит различные стадии жизни в обществе и в профессии, в семье и в различных группах, в которые он включен. Состояние здоровья персонифицировано, принадлежит определенному лицу, как индивиду, так и личности. Одинаковые внешние условия, не связанные с экстремальными действиями и физической опасностью, благоприятны и удобны для одного человека, для другого же могут быть невыносимыми субъективно и катастрофическими [7]. Здоровье человека - очень сложная проблема, которая не утратила своей актуальности и имеет ярко выраженный комплексный характер. В его исследовании сосредоточены усилия многих научных дисциплин. Среди них одно из самых важных мест принадлежит психологии здоровья. Термин «психологическое здоровье» человека связывает два категориальных словосочетания: психология здоровья и психология человека – фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научной и практической дисциплины. На сегодняшний день психология здоровья - это быстро развивающаяся, перспективная область знаний, которая предполагает специальную подготовку психологов для их практической подготовки в этой области [21]. Долгое время психологическое здоровье не было основным предметом изучения в психологии. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической психологии, ученые были вдохновлены проблемами здоровой личности. Только в 1970-х годах психология здоровья была обозначена как независимая область психологических исследований. Таким образом, была установлена ??тенденция повышения роли психологии в обеспечении здоровья людей. Раньше в основном говорили о психическом здоровье, которое формировалось на основе медицинской психиатрической деятельности. Первое формальное различие между психическим и психологическим здоровьем связано с появлением специализированных психологов, которые обратили внимание на психологическое состояние человека и постарались, насколько это возможно, сформулировать определенные критерии, отличные от медицинских. Но полностью отказаться от медицинской модели было невозможно, поэтому термин «здоровье» присутствует в обоих терминах [8]. Термин «психическое здоровье» неоднозначен, он связывает две относительно независимые области знаний - психологию и медицину, и основой этой связи является понимание того, что любое соматическое расстройство всегда каким-то образом связано с изменениями психического состояния человека. В ряде психологических работ психическое здоровье коррелирует с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Определяющая роль в патогенезе психического здоровья отдается психологическому, то есть во внутреннему, конфликту, который является несовместимостью, столкновением конфликтующих личных отношений. ХВ Дубровина отмечает: «Расстройства психического здоровья возникают, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для образования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, которые находятся на той или иной стадии онтогенеза» [6]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на развитие психического здоровья влияют психологические факторы. В этой связи в литературе подчеркивается необходимость введения в научную психологическую лексику нового термина - «психологическое здоровье». В частности, И.В. Дубровина пишет: «Если термин« психическое здоровье» имеет, с нашей точки зрения, отношение, прежде всего, к индивидуальным психическим процессам и механизмам, термин« психологическое здоровье» относится к человеку в целом, тесно связан с более высокими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинских, социологических, философских и других аспектов» [6]. О.В. Хухлаева подчеркивает, что разница в использовании терминов, в первую очередь, зависит от сферы влияния: в психотерапии это психическое здоровье людей, в психологическом консультировании и коррекции – психологическое здоровье, то есть психологические аспекты психического здоровье; во-вторых, от адресата воздействия: в психотерапии работа ведется с больными людьми, в психологическом консультировании и коррекции - со здоровой личностью, испытывающей трудности при решении конкретной критической ситуации [26]. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неотъемлемость физического и психического в человеке, необходимость в обоих аспектах для полноценного функционирования. В последнее время появилось новое научное направление, такое как психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» [2]. В рамках этого направления детально изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на возникновение заболеваний. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие самореализации человека на Земле, выполняя свою индивидуальную миссию. О.В. Хухлаева считает, что слово «гармония» является «ключевым» словом для описания психологического здоровья. Это «баланс» между различными составляющими самого человека: эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим; между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. «Психологическое здоровье - это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями личности и общества, которые являются предпосылкой ориентации личности на выполнение его жизненной задачи» [26]. O.И. Мотков под психологической гармонией понимает наличие психического здоровья человека (отсутствие тяжелой психической болезни); личного здоровья (оптимальная внутренняя согласованность, баланс различных первоначально унаследованных генетически предопределенных мотивов и характеристик, характерологические и культурологические особенности разных уровней и содержания друг с другом, а также с когнитивными, психофизиологическими и физическими способностями для построения поведения); социальное здоровье (оптимальный внешний баланс человека с окружающими социальными условиями, микро- и макросоциальная среда) и духовно-психологическое здоровье (оптимальный внешний баланс человека с природной средой, с Миром в целом) [33]. В течение жизни человека психологическое здоровье постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, и не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут изменять внешние воздействия. Таким образом, для здоровья ребенка важно не только то, что его познавательные потребности удовлетворяются в школе, но также социальные потребности в общении, психологические потребности в отношении его человеческого достоинства, его чувств и переживаний, интересов и способностей (не только в учебной деятельности). И.В. Дубровина отмечает, что психологическое здоровье позволяет человеку стать постепенно самодостаточным, когда он все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только вне установленных норм, но и во внутренних сознательных самоориентированных. Это связано с интересом человека к жизни, свободе мысли и инициативе, энтузиазму в любой области научной или практической деятельности, деятельности и независимости, ответственности и рискам, уверенности в себе и уважении к другим, разборчивости в средствах достижения цель, способности к сильным чувствам и переживаниям, осознанию своей индивидуальности и радостному удивлению своеобразия всех окружающих людей, творчеству в самых разных сферах жизни и деятельности [6]. Сосредоточившись на научной и практической деятельности по исследованиям в области психологического здоровья в 1950-х годах, возникла гуманистическое течение, в рамках самого течения были разногласия и были нечеткие границы, но, несмотря на это, гуманистическая психология была названа новой психологической парадигмой, которая проповедовала, прежде всего, самобытность и самодостаточность человека. Вместе с этим в словарный запас по-прежнему входят «поэтико-метаморфические» термины, которые определяют качество индивидуальной жизни. Сюда также относится понятие психологического здоровья [24]. В гуманистическом подходе появилось подробное описание концепции психологического здоровья. Следует отметить, что сам термин «психологическое здоровье» достаточно определен. Его составляющими являются установки, качества и способности, которые позволяют человеку адаптироваться к окружающей среде. Акцент делается на субъективных чувствах индивида и социальном восприятии его поведения другими людьми [28]. Появились работы по созданию психологических моделей здоровой личности, что значительно расширило рациональный взгляд на проблему нормы: Г. Олпорт составил образ психологически здорового человека; К. Роджерс утверждал, что у человека есть врожденное, естественное стремление к здоровью и росту, раскрыл образ полностью функционирующего человека; А. Маслоу, основанный на теории мотивации личности, выявил образ фактического, психологически здорового человека [9]. Кроме того, изучение проблемы психологического здоровья затрагивало не только представителей гуманистической психологии, но и зарубежных психологов и психиатров, таких как: З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Ассаджоли, К. Хорни, В. Франкл, С. Грофт и другие. В отечественных исследованиях проблема психологии здоровья была решена в психологии, психиатрии и психопатологии: СС. Корсаков В.М. Бехтерев П.Б. Ганнушкин Б.С. Братусь, И.В. Боев и другие. Дубровина И.В. говорит, что «психологическое здоровье делает человека самодостаточным, оно оснащает его средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми и в условиях культурной, социальной, экономической и экологической реальности окружающего мира» [7]. Психологическое здоровье рассматривается ей как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих внутреннюю гармонию личности, гармонию человека и общества, возможность полноценного функционирования человека в процессе жизни. Также даются критерии психологического здоровья: 1. Способность к саморегуляции (внутренней и внешней); 2. Наличие положительного образа «Я» и «Другого»; 3. Обладание рефлексией; 4. Необходимость в саморазвитии [6]. В.А. Ананьев пытался определить «норму» психологического здоровья. «Если норма для психического здоровья - отсутствие патологии, симптомов, которые мешают адаптации человека в обществе, то наличие определенных личностных характеристик важно для определения нормы психологического здоровья. И если, по большей части, заботой психиатра становится избавление пациента от патологических факторов, то направление действий психолога основано на приобретении клиентом полезных свойств для успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья подразумевает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самого себя и общества, в котором он живет» [2]. Кроме того, В.А. Ананьев считал, что использование термина «психологическое здоровье» не является успешным. Исследователь обращает внимание на то, что исходное значение термина «психология» не может описывать здоровье, а содержание понятия «психологическое здоровье» отражает качество здоровой, зрелой личности. Поэтому правильнее, по его мнению, сказать «здоровая личность» или «личное здоровье». Г.В. Олпорт высказал мнение, что здоровье человека напрямую связано с его зрелостью. Он определил зрелую личность как человека, который активно владеет своим окружением, имеет устойчивое единство черт личности и ценностных ориентаций и способен правильно воспринимать людей и себя [15]. В.П. Шейнов отмечал, что психологическое здоровье - это оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Это состояние человека, когда его психическое здоровье сочетается с личностным, человек находится в состоянии личностного роста и готов к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт для сотрудничества и готов справляться с жизненными проблемами [41]. Исходя из вышесказанного, следует, что многие авторы делают выводы о том, что психологическое здоровье в той же степени зависит от структуры и динамики личности, как невроз или любой другой путь развития. Здорового человека следует рассматривать скорее как процесс постоянных изменений, чем как статическую систему. Как общий принцип, личностные структуры приобретают все большую гармонию, в которой побудительная, нормативная, концептуальная и стилистическая функции сливаются в единое целое. В общем, критериями психологического здоровья являются: хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость, способность находить собственные ресурсы в сложной ситуации (И. В. Дубровин), полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности (В. С. Хомик), опора на собственную внутреннюю сущность (А. Е. Созонов, Ф. Пиалс), самопринятие и способность справляться со своими эмоциональными трудностями без вреда для других, «самообъективность» как ясное представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащей главную цель (Г. Олпорт), интерес к себе, общественный интерес, высокая фрустрационная устойчивость, гибкость (пластичность мысли, открытость к изменениям), принятие неопределенности, стремление быть более объективным, рациональным, риск и т. д. (А. Эллис, У. Драйден), характер и динамика основных процессов, определяющих психическую жизнь человека (Л. М. Аболин), в частности, изменения его свойств и характеристик на разных возрастных этапах (К. А. Абульханова, Б.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон). Важным критерием психологического здоровья является эмоциональное благополучие человека (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, В.В. Лебединский, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Щелованов и др.). Эмоциональная сфера, являющаяся составной частью системы регулирования в сложной структуре человеческой психики, обеспечивает активные формы его жизнедеятельности. Занимая центральное место в психическом развитии, эмоциональная сфера реализует потенциальные возможности, накапливает творческую энергию индивида (Б.Л. Теплов, П.М. Якобсон, Б.М. Неменский, Б.И.Додонов, А.Н. Лутошкин), выполняет охранно-идиаторную функцию (Л.И. Божович). Нарушения эмоциональной сферы (эмоционально-неблагоприятные состояния) отрицательно влияют на общее развитие личности, затрудняют все формы общения и человеческой деятельности. Эмоционально-неблагоприятные состояния включают тревогу, невротические расстройства (например, астенические, депрессивные состояния), эмоциональное напряжение, алекситимию и т. д. А повышенный уровень тревоги является субъективным проявлением неблагополучия личности в целом. С.И. Оксанич под психологическим здоровьем определяет эмоциональную устойчивость личности, ее самопринятие, способность к самореализации, сформированность ценностных ориентаций, способность приспосабливаться к условиям внешней среды, а также определяет следующие структурные компоненты психологического здоровья: * психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость); * представления о здоровом образе жизни; * ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации) [34]. Кратко опишем компоненты, предложенные автором. Говоря о ценностном самоотношении, можно отметить, что на психологическое здоровье влияет система отношения человека к себе, к другим людям, к жизни в целом, к жизненным целям и ценностям, личностным характеристикам (С. Л. Братченко, О. С. Васильева, Н. Г. Никифоров). Следующим структурным компонентом психологического здоровья являются представления о здоровом образе жизни. Сформированность идей о здоровом образе жизни положительно влияет на развивающуюся личность. По мнению С. И. Оксанич, психоэмоциональный статус является основным структурным компонентом психологического здоровья, он определяется регуляторными возможностями психики, а также степенью и уровнем саморегуляции основных потенций [36]. Он проявляется в уровне тревожностии, эмоциональной устойчивости и стабильности личности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тревожность можно рассматривать как один из компонентов психологического здоровья, что немаловажно для его дальнейшего развития. Таким образом, мы можем сделать вывод, что понятие «психологическое здоровье» родилось благодаря отделению от психиатрии такой науки, как психология. Детальное исследование уже началось с 50-х годов ХХ века, а уже в 70-х годах XX века оно было утверждено как самостоятельная сфера психологической науки. Исходя из этого, можно выделить общие положения для понимания термина «психологическое здоровье»: психологическое здоровье характеризует только человеческое измерение, а в содержании - научный эквивалент духовного здоровья; диагностируя психологическое здоровье, исследуется соотношение нормы и патологии субъективного духовного и личностного развития человека, а также ощущения субъективного благополучия или неблагополучия. 1.2 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, беспокойство, волнение, нервозность и переживается в виде чувства беспомощности. Психологический словарь дает следующее определение: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным тревожным переживаниям, а также к низкому порогу его возникновения» [12]. Тревожность считается переживанием эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неприятностей, предчувствием непосредственной опасности [43]. Определенный уровень тревожности – естественная и незаменимая особенность активной деятельности человека. У каждого человека есть свой оптимальный или желательный уровень тревоги – это так называемая полезная тревога. Оценка человеком его состояния в этом отношении является важной составляющей самоконтроля и самовоспитания. Тем не менее, повышенный уровень беспокойства может способствовать плохому личностному развитию в целом. В различных ситуациях проявления тревожности неодинаковы. В некоторых случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других – они находят свое беспокойство только время от времени, в зависимости от обстоятельств, которые складываются [11]. Ситуативно-устойчивые проявления тревоги обычно называются личными и связаны с наличием соответствующей индивидуальной черты человека (так называемая «личностная тревожность») [19]. Это устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает, что он имеет тенденцию воспринимать широкий диапазон ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них с определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется, воспринимая определенные раздражители, воспринимаемые человеком как опасные, связанные с конкретными ситуациями, угрозы его престижу, самоуважению, самооценке. Ситуативно-изменчивые проявления тревожности называются ситуативными, а особенность человека, проявляющего такое беспокойство, называется «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно пережитыми эмоциями: стрессом, беспокойством, напряжением, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может отличаться по интенсивности и динамике с течением времени. Человек с выраженной тревожностью склонен воспринимать окружающий его мир как опасный в гораздо большей степени, чем человек с низким уровнем личностной тревожности [22]. Анализируя психологические исследования, которые существуют до настоящего времени, мы пришли к выводу, что тревожность рассматривается в таких источниках, как классические теории эмоций, психоанализ, неофрейдизм, теория научения. В классических теориях эмоций тревожность рассматривается как: 1 - форма страха (Джемс-Ланге), 2 - эмоциональное состояние, которое сочетает в себе страх, негодование, чувство вины и т. д. (К. Изард) [10]. В психоанализе она рассматривается как переживание человеком отрицательных эмоций; бессилие, неясность и растерянность. Зигмунд Фрейд считал, что тревожность имеет такие особенности, как: уникальное восприятие негативной ситуации, психосоматические реакции, которые соответствуют ощущениям, и осознание этого чувства. Фрейд также выделял типы тревожности: 1) объективную - угроза в окружающей среде человека; 2) невротическую - угроза, которая неясна и незнакома человеку; 3) моральную - «тревожность совести», состоит из угрозы в окружающей среде и неопределенной опасности [42]. Анна Фрейд, как и ее отец, выделяла типы тревожности: объективную; страх перед Супер-Эго, личными инстинктами, их силой. Тревожность, по словам А. Фрейд, является основной причиной невроза, из-за чего появляются защитные реакции. В неофрейдизме Карен Хорни ввела понятие «базальной тревожности», которая служит для обозначения переживания глубокой нестабильности и неясного страха. Для ребенка это чувство отчуждения и смятения в окружающем его мире, который кажется ему недоброжелательным по отношению к нему. Тревожность и снижение ее уровня в теории научения имеет базовое положение в социализации ребенка. Под влиянием тревожности ребенок может развивать как положительные личностные качества, так и негативные, например, агрессию, неуверенность в себе, зависимость (Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, Р. Уолтерс). Впервые определение тревожности было выделено Дж. Тейлором, которое также используется сегодня многими психологами-исследователями. Он понимает тревожность, восприятие нейтральной ситуации как опасную и, соответственно, желание избежать воображаемой опасности. Тревожность в отечественной психологии делится на эмоциональное состояние и устойчивую черту личности. Ю.Л. Ханин говорит, что беспокойство как состояние является реакцией на различные стрессоры, характеризующиеся непостоянством во времени, насыщенностью, наличием сознательного переживания опасности, вызывающее беспокойство, которое активизирует вегетативную нервную систему. Тревожность как стабильная черта личности определяется Ханиным как склонность человека испытывать беспокойство - низкий уровень появления реакции тревоги [38]. Как уже упоминалось, тревожность делится на ситуативную и личностную, проявляющуюся в предрасположенности к многочисленным и интенсивным переживаниям тревоги. Наряду с этими видами существует постоянная (устойчивая) тревожность в любой области деятельности - общая тревожность. Она своеобразная и индивидуальная для каждого человека, изменяющаяся в зависимости от степени значимости для человека. Психологи-практики в повседневной профессиональной жизни используют термины «тревога» и «тревожность» как идентичные, но в психологической науке определения этих терминов различны. Разделение этих понятий присутствует как в зарубежной, так и в отечественной психологической науке (Н. Д. Левитов, 1969, А. М. Прихожан, 1977, 1998, Ч. Д. Спилбергер, 1983, Я. Л. Ханин, 1976, Хекхаузен, 1986 и др.). Определение «тревога» в «Кратком психологическом словаре» означает эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятных событий [17]. Тревога – это волнение, которое возникает, когда опасности подвергаются его ценности, его представления о себе, его социальный статус. В этом случае тревога рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью расстройства социальных потребностей [23]. Термин «тревога» используется для описания неприятного эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий и физиологической активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда человек воспринимает определенный стимул или ситуацию как несущий в себе фактические или потенциальные элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьироваться по интенсивности и по времени в зависимости от уровня стресса, которому подвергается индивид [22]. В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность человека испытывать беспокойство, характеризующееся низким порогом возникновения реакции тревоги [17]. Термин «тревожность» используется для обозначения относительно стабильных (устойчивых) индивидуальных различий в тенденции индивидуума испытать определенное состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить на основе того, насколько часто и насколько интенсивно человек испытывает тревогу. Человек с выраженной тревожностью склонен воспринимать окружающий его мир как угрозу и опасность в гораздо большей степени, чем человек с низким уровнем тревожности [38]. Спилбергер разделяет тревожность по следующим типам: 1 T-состояние (состояние тревожности), когда чел....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Особенности представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья
- Особенности представлений о счастье у студентов с разным уровнем психологического здоровья
- Технология социально-психологического консультирования граждан, находящихся в состоянии психологического стресса как один из важнейших видов помощи