- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Освоение технологии выполнения авторской куклы на кружковых занятиях с учащимися старших классов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001622 |
Тема: | Освоение технологии выполнения авторской куклы на кружковых занятиях с учащимися старших классов |
Содержание
Тема: «Освоение технологии выполнения авторской куклы на кружковых занятиях с учащимися старших классов» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ…… 1.1. Исторические аспекты развития авторской куклы как вид декоративно-прикладного искусства 1.2. Особенности воплощения образа персонажа литературного произведения при выполнении авторской куклы Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ 2.1. Методические основы организации занятий по созданию художественного образа авторской куклы на основе литературного произведения 2.2. Разработка методики обучения школьников создания образа персонажа литературного произведения на кружковых занятиях по освоению технологии выполнения авторской куклы Глава 3. Основные этапы работы над творческой частью выпускной квалификационной работы – авторских кукол на тему «Образы персонажей повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 3.1. Обоснование выбора темы и определения содержания творческой работы……….. 3.2. Методика выполнения творческой части выпускной квалификационной работы – авторских кукол на тему «Образы персонажей повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Искусство является формой духовной деятельности, способной влиять на содержание мировоззрения человека, с ним соприкасающегося. При соприкосновении детей с искусством, в силу из возрастных особенностей, наибольший эффект приносит не теоретическая система знаний, а конкретно-чувственная, образная система художественного произведения. Через искусство ребёнок формирует свою жизненную позицию, принимает те представления и взгляды, которые через правила, определения и схемы постичь невозможно. В современных условиях перед педагогами стоит задача воспитания всесторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостную личность. [25] Мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды и так далее, а искусство влияет на все сферы человеческой личности, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим вниманием. [25] Современное общество предъявляет каждому молодому человеку, вступающему в жизнь особые условия. На первый план выходят не столько знания и высокий уровень интеллектуального развития, сколько эмоционально-духовная сущность человека, его способности чувствовать, удивляться, творить, сопереживать, так как, именно в сфере духовно-нравственного развития подрастающего поколения наблюдается наибольшее количество проблем. Сегодняшнего подростка все чаще характеризуют как черствого, равнодушного, не умеющего сострадать, оценивать происходящие события, свои поступки и поступки окружающих с моральной точки зрения, имеющего ограниченные и однообразные духовные потребности. Как правило, он не умеет занять себя в свое свободное время интересным делом, а на окружающий мир смотрит без особого удивления и радости, становясь по мере взросления, потребителем, а не творцом. Истоки равнодушия закладываются в раннем детстве и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому для формирования целостной личности необходимо значительно улучшить эстетическое воспитание детей, развивать их творческие способности, умение образно осмыслить и передать окружающий мир. [36] Детское творчество непосредственно связано с восприятием и отображением действительности, и важнейшим условием его развития является художественно-образное видение мира, художественное мышление ребенка, которое невозможно без воображения и фантазии. В кружковой работе достичь развития этих способностей можно, создавая авторскую куклу по мотивам литературного произведения. Искусство изготовления кукол является тем видом деятельности, который формирует у школьников все элементы эстетической культуры личности, мотивацию к художественно-продуктивной деятельности, развивает образное мышление, творческие способности, эстетический вкус. В современном мире ребенок находится в информационно насыщенной среде, окружённый разнообразными готовыми игрушками, персонажами компьютерных игр преувеличенно яркого дизайна. В этих условиях детям зачастую сложно проявить фантазию, создать собственное произведение, не боясь, что оно покажется бледным и невыразительным. И здесь на помощь приходит изготовление куклы на основе литературного персонажа. Литературные герои знакомые и любимые с самых малых лет по сказкам и стихам, яркие и запоминающиеся, вызывают живой отклик у ребёнка. И вместе с тем, чтобы создать узнаваемый образ литературного персонажа учащемуся необходимо задействовать не только память и наблюдательность, но и творческое мышление: представить, во что одет персонаж, какая у него поза, выражение лица и т.д. В процессе создания куклы по мотивам литературного произведения у учащегося развивается наблюдательность, образное мышление, а также умение анализировать художественный текст. Так как кукла является объёмным произведением искусства, при работе над её образом развивается пространственное мышление. Работа над куклой на основе литературного персонажа способствует развитию у учащихся интереса к литературе, истории и культуре страны. Работа над куклой позволяет развить умение передать эмоции и чувства в образе, развивает у детей способность к сочувствию и сопереживанию. Во время занятия по созданию авторской куклы учащиеся приобретают определенные знания, навыки и умения в работе с различным материалом, познают его свойства, экспериментируя с ним. Они учатся осознанно отбирать материал для передачи образа куклы, что развивает самостоятельность, творческий подход к работе. В процессе работы над художественным образом авторской куклы совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции, концентрация внимания. А совершенствование мелкой моторики руки развивает мышление и речь. Получив возможность воплотить образ любимого литературного персонажа в виде куклы, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь к красоте окружающего мира. [39] Анализ методической и специальной литературы показывает, что в современной педагогической практике используются методики по обучению старшеклассников технологии создания авторской куклы. Однако в данных методиках отсутствует аспект по созданию образа авторской куклы на основе литературного персонажа для реализации условий развития творческих способностей подростков. Проблема исследования состоит в разработке методики обучения школьников создания образа персонажа литературного произведения на занятиях кружка по освоению технологии выполнения авторской куклы. Цель исследования: решение данной проблемы. Объект исследования: процесс обучения учащихся старшего школьного возраста технологии выполнения авторской куклы на кружковых занятиях. Предмет исследования: особенности методики обучения школьников создания образа персонажа литературного произведения на кружковых занятиях по освоению технологии выполнения авторской куклы. Гипотеза исследования: процесс освоения технологии выполнения авторской куклы будет эффективным если: - учащиеся старших классов научатся анализу образа литературного героя для передачи художественного образа авторской куклы; - будет разработана методика обучения старших школьников выполнению авторской куклы по литературному произведению; - реализовать использование новых и разнообразных приемов и форм работы, предметов с целью развития познавательной активности детей. Задачи исследования: 1) изучить и проанализировать методическую, искусствоведческую, психологическую, педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) изложить теоретические сведения о создании авторской куклы, проанализировать понятие и основные характеристики художественного образа, изучить возможности его воплощения в авторской кукле на основе литературного произведения; 3) проанализировать применяемые методики обучения школьников технологии выполнения авторской куклы; 4) разработать и экспериментально проверить на практике методику обучения старшеклассников созданию образа литературного персонажа на кружковых занятиях по изготовлению авторской куклы. Методологическая база исследования: исследования психологов и педагогов о психологии творчества (Л.С. Выготский, В.С. Кузин, В.В.Давыдов, В. В. Кандинский, Э.И.Кубышкина, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Пеменский, Ю. А. Полуянов, Ю.В.Шаронин, Я. А. Пономарев, Н. П. Ростовцев, Д.Б.Эльконин). Научные работы по проблемам использования декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе (А.Д. Алехин, И.Б. Ветрова, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, В.В. Корешков, С.П. Ломов, В.Р. Мосина, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов и др.) Научные работы, посвящённые истории возникновения куклы и технологии её изготовления (Н. Г. Юрина, Г. Т. Дудникова, А. С. Котова, И. Н. Котова, Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская и другие). Методы исследования: Для решения всех поставленных задач были применены следующие методы научного исследования: абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, моделирование, теоретический анализ литературы по теме исследования, метод педагогического наблюдения за проведением занятий по освоению технологии выполнения авторской куклы, проведение педагогического эксперимента для выявления эффективности применения разработанной методики обучения учащихся старшего школьного возраста созданию художественного образа авторской куклы. Этапы проведения исследования: 1 этап. Выбор темы исследования, формулировка научного аппарата исследования, анализ научной литературы по проблеме исследования. 2 этап. Проведение констатирующего эксперимента. По его итогам была создана модель формирующего эксперимента, после которого был проведен итоговый эксперимент. 3 этап. Оформление текста исследования и выполнение практической работы. Экспериментальная база исследования: группы детей, обучающихся в МБУДО «Детская школа искусств №1 города Белгорода », в 7 классах (13-14 лет). Структура и объем выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы и творческой части, которая состоит из эскизов к куклам и четырёх кукол. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ 1.1. Исторические аспекты развития авторской куклы как вид декоративно-прикладного искусства Когда кукла перестала быть частью культов и обрядов она обрела новую функцию – эстетическую. Судьба и предназначение куклы породили бесконечное многообразие ее видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значение; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Эти куклы, подлинные произведения искусства, задумываются и рождаются, подобно живописи или музыке, и главное в их природе – художественный образ. Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы. Авторская художественная кукла – это синтетическое явление современной культуры. Среди исследователей нет пока единого мнения о том, является ли авторская кукла видом изобразительного искусства или же она может рассматриваться, как направление декоративно-прикладного искусства и дизайна. Марченко М.А. отмечает, что как вид декоративно-прикладного искусства авторская кукла имеет истоки в предшествующих культурных формациях, однако значимость самостоятельного вида декоративно-прикладного искусства и дизайна она приобрела только в результате качественного скачка, подготовленного распространением в начале ХХ века идей движения художественного воспитания. [14] Как вид изобразительного искусства авторская кукла является продуктом культуры Новейшего времени и не имеет прямых связей с художественной культурой предшествующих эпох.[14] При рассмотрении куклы необходимо учитывать генетические связи с традиционным миром куклы и одновременно намеренное стремление авторов освободить художественную куклу от какого бы то ни было функционального назначения, за исключением эстетического, и преодолеть стереотипы ее восприятия, обогатить кажущийся привычным объект дополнительными смыслами и значениями. Авторская кукла – явление достаточно новое, и в некотором смысле она выступает как своеобразный знак времени. Предпосылки к появлению феномена авторской куклы можно обнаружить в начале ХХ века, однако наиболее интенсивное развитие относится к 1980-2000-м годам в Западной Европе и США, к 1990-м годам - в России. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. На сегодняшний день можно сказать, что в России происходит настоящий кукольный бум. У нас существуют удивительные, не на кого не похожие художники авторской куклы. Мир авторской куклы – это своеобразная мастерская, где создаются самые необычные и удивительные образы. Кукла может быть не только подобие человека, в ее природе заложена способность делать то, что человеку не доступно. Современные художники уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене. Каждая кукла – неповторимое произведение искусства, кропотливая работа, требующая от художника не только полета фантазии, но и солидного мастерства скульптора, знаний анатомии и огромного терпения. Она уникальна не только тем, что сделана в единственном экземпляре. Частица души художника живет в кукле, превращая ее в настоящее произведение искусства. Важнейшей предпосылкой становления авторской художественной куклы как вида изобразительного искусства стало усиление игровой составляющей в искусстве ХХ века, проявляющейся как в чисто внешних формах репрезентации искусства, так и в его сущностных характеристиках. [14] Основными характеристиками авторской куклы, как художественного произведения, является наличие сознательно заложенного в её структуру игрового элемента и особого «игрушечного» характера образа. [14] Исторически кукла представляет собой физический заместитель тела человека в условном пространстве ритуала, представления, игры, при моделировании реальности. Функция замещения формирует специфические требования к внешнему облику куклы, а именно необходимость подобия объекта и предмета изображения, легко распознаваемого в рамках исходной этнокультурной группы. По мнению Е.В. Лопаткиной авторская кукла лишена функции замещения, что позволяет говорить о расширении ее художественных возможностей и рассматривать ее как произведение изобразительного, а не декоративно-прикладного искусства. [1] Современная художественная авторская кукла – это и уникальный предмет искусства, и тончайшая ручная работа, и удивительное разнообразие используемых материалов и технических авторских приемов. Она проработана художником до мельчайших подробностей, начиная с момента зарождения идеи и до исполнения деталей костюма, внешнего облика. Это кукла со своим именем, своей историей, своим настроением и только со своим неповторимым характером. К авторской кукле, как к произведению искусства применимы все закономерности создания художественного образа. Основой для создания художественного образа куклы так же, как и в других видах искусств, служат художественные эмоции и, сложившийся под их влиянием, творческий замысел. [10] Эти эмоции могут быть вызваны объектом, общественным явление или художественным произведением, в том числе и литературным. Завершённый художественный образ может существовать только в материале данного вида искусства. В. Костин утверждает, что воплощённый в конкретном произведении образ невозможно передать никакими другими средствами, то есть картину или скульптуру нельзя полностью и всеобъемлюще рассказать или описать, всегда останется нечто такое, что можно познать лишь непосредственно и внимательно рассматривая их. [18] Также нельзя передать всё содержание симфонии или балета посредством живописи или поэзии. Авторская кукла на основе литературного произведения представляет собой образ литературного героя. В литературном произведении художественный образ героя создаётся благодаря словесному описанию. Это и словесный портрет персонажа, и описание его действий, ощущений, переживаний, размышлений, и определённые особенности его речи. Авторская кукла, как вид изобразительного искусства, располагает совершенно иными выразительными средствами: это выразительные средства пластических искусств (объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура), а также цвет и сочетание различных материалов. Следовательно, не смотря на то, что авторская кукла на основе литературного произведения, изображает литературного героя, она представляет собой самостоятельный художественный образ, созданный по законам этого вида искусства. 1.2. Особенности воплощение образа персонажа литературного произведения при выполнении авторской куклы Художественный образ – это центральное понятие теории искусства, являющееся ключевым для понимания изобразительных и выразительных особенностей любого произведения в любом виде искусства. [19] Определение искусства, как «мышления в образах» стало общепринятым как в западной, так и в отечественной эстетике, однако сам этот термин появился сравнительно недавно. Впервые его ввёл в употребление И. В. Гёте. Начиная с конца 18 в., понятие «художественный образ» рассматривалось в работах Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Но нужно отметить, что сама проблема художественного образа существует в философии с глубокой древности. Начало теории художественного образа можно обнаружить в учении Аристотеля о «мимезисе» – свободном подражании художника жизни в ее способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и о связанном с этим эстетическом удовольствии.[36] Широкое применение термин «художественный образ» получил после публикации работ Г. Ф. Гегеля. Согласно гегелевской эстетической концепции художественный образ рассматривается с точки зрения его отношения к творческому субъекту, подчеркивая продуктивно-созидательные возможности художника. Выделяя искусство среди других видов сознания и деятельности, Гегель акцентировал внимание на чувственно-понятийной стороне художественного образа. Образ, по Гегелю, находится «... посередине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью» [[15] - c. 44] и представляет «... в одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие» [[16] - с. 385]. Отсюда следует, что «... искусство изображает истинное всеобщее, или идею, в форме чувственного существования образа» [[17] - с. 412]. Существует следующее определение образа: «Образ – это результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Образ на чувственной ступени познания – ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления – понятия, суждения, умозаключения. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает предмет» [[19]– с. 920]. М. С. Каган в своей работе «Философия культуры», отмечает, что понятие «образ» может быть использовано в нескольких значениях. [46] В широком смысле «образ» - это чувственно-конкретное воспроизведение реальных предметов и явлений, например, любое изображение: рисунок цветка, пейзажа и т.п. «Образ» в психологическом смысле – это зрительное восприятие предметов реального мира. В философии гносеологическое понятие «образ» употребляется для обозначения не только чувственного, но и интеллектуального отражения предметного мира психикой человека или животного. Художественный же образ есть особый тип образности, имеющий и гносеологическое, и психологическое, и ряд других аспектов значения. Именно поэтому в теории искусства понятие «образ» требует дополнительного конкретизирующего эпитета «художественный». В современном искусствоведении под художественным образом понимают воспроизведение явлений жизни в конкретно-индивидуальной форме. Цель и назначение образа – передать общее через единичное, не подражая действительности, а воспроизводя ее. Художественный образ – это обобщение элементов реальности, объективированное в чувственно-воспринимаемых формах, которые созданы по законам вида и жанра данного искусства, в определенной индивидуально-творческой манере. Художественный образ, отражая жизненные тенденции, вместе с тем является оригинальным открытием и созданием новых смыслов, которых прежде не существовало. Основа процесса создания художественного образа – это строгий отбор материала для реализации замысла: художник берет наиболее характерные черты изображаемого, отбрасывает все случайное, выделяя или заостряя внимание только на тех деталях, которые способствуют раскрытию образа. «Создавая образ человека, предмета или целого общественного явления, художник хотя и стремится к полноте изображения, но к полноте не в смысле самой скрупулезной и буквальной передачи абсолютно всех подробностей и деталей, а полноте наиболее характерных, свойственных данному предмету признаков и особенностей. Значит, уже в этом художник отходит от абсолютно точного воспроизведения натуры. Художник стремится в этом конкретном показать ещё и общие типические черты многих других подобных предметов и даже донести своё собственное отношение к изображаемому и жизни вообще» [[18] – c.13-14] Процесс обобщения обычно происходит с самого начала возникновения идеи, когда она ещё только формируется в сознании автора. Этот образ, созданный воображением автора, содержит в себе все основные особенности и закономерности художественного образа, но всё же он будет сильно отличаться от образа картины, скульптуры, графического произведения или какого-либо другого вида искусства. Сами художественные средства и специфический материал каждого данного вида искусства вносят дополнительные новые черты в содержание художественного образа. В результате индивидуального творческого процесса в искусстве создаётся художественное произведение в виде определённой системы, существующей в виде материального предмета. Видные представители различных эстетических школ сходились на мысли, что в процессе создания художественного образа произведение искусства (картина, роман, спектакль, кинофильм и т.д.) создаётся: в ходе творческого преображения реального материала, то есть слов, звуков, красок. По мнению С. Х. Рапопорта произведение существует в диалектическом единстве по меньшей мере трех состояний: идеального – в сознании автора; материального – в созданном автором художественном предмете; идеального – в сознании слушателей, читателей, зрителей.[40] Основой всех этих состояний является художественный образ. Он формируется, как модель действительности, в сознании автора. Во многих случаях структура его очень сложна: она включает в себя множество образов, взаимодействующих друг с другом. В таком случае идеальная модель, складывающаяся в сознании автора, представляет собой систему образов и одновременно – единый целостный образ. Далее художественный образ (идеальная модель действительности) воплощается в художественном предмете: произведение можно рассматривать в данном разрезе как материальную модель образа, сложившегося в сознании автора. В ходе творческого восприятия этого предмета (то есть произведения искусства) художественный образ во множестве индивидуальных проявлений формируется снова в идеальном виде в сознании слушателя, читателя, зрителя, принося ему осмысленный, переработанный и организованный автором жизненный материал и оказывая запрограммированное автором воздействие на его личностные отношения и жизненные установки. В этом проявляется духовное начало художественного образа. Он несет в своем содержании познание, ценностное осмысление и проектирование вымышленной реальности. Рассматривая связь художественного образа с произведением искусства, А. А. Оганов отмечает, что, «произведение искусства, как художественный предмет, материально и существует вне общественного и индивидуального сознания; его эстетическая функция обусловлена свойством содержания, потенциально заключённого в нём. Художественный образ идеален, возможен только в сознании, хотя его эстетические качества детерминированы особым образом организованной материальной структурой собственно произведения искусства, производны от него». [[38] , с.4] Соответственно, художественный образ и произведение искусства не могут существовать друг без друга. Произведение становится действительным произведением искусства в процессе его восприятия, благодаря выраженному в его материальной структуре эстетическому содержанию. Существенно новое возникает в результате перехода произведения искусства в идеальное образование, когда оно становится частью субъективного эстетического сознания, это собственно и есть художественный образ. Относительная самостоятельность художественного образа состоит в том, что, раз возникнув в контакте субъекта с произведением, он запечатлевается в сознании и в ряде случаев может развиваться независимо от прямого воздействия произведения. «Эта способность самостоятельного движения и эволюционирования образа в эстетическом сознании целиком обусловлена его субъективной формой бытия. Произведение же, напротив, всегда статично, неизменно». [[38], с.4] Следовательно, произведение – продукт творческой деятельности художника. Образ – продукт сотворчества автора и субъекта эстетического восприятия (зрителя, слушателя, читателя). Художественное произведение по своему содержанию представляет собой двуединое отражение объективной реальности и субъективного мира художника; художественный же образ опосредованно включает в себя в качестве третьего компонента ещё и отражение жизненного опыта воспринимающего. Перед нами всякий раз познавательное отражение некой объективной реальности, эмоциональное выражение оценки отражаемого художником и создание нового идеального объекта, преображающее исходную реальность для того, чтобы он воплотил слитное единство знания и оценки. Нехудожественные образы, имеющие документально-репродукционный, проектировочно-технический или научно-иллюстративный характер, не обладают такой трехмерной структурой. По уровню обобщения образы могут существовать в виде: ощущений, восприятий и представлений. Художественные образы создаются в результате сложной аналитико-обобщающей работы художника, они не могут выступать в форме ощущений или восприятий. Они складываются в виде представлений, но представлений особого рода. Психологи различают обыденные и специализированные представления. Первые складываются в повседневной жизни людей и играют в ней большую роль. Эти представления часто случайны, хаотичны, не организованы в систему. Они не могут служить целям искусства или науки: эти специализированные сферы общественного умственного труда вырабатывают особые представления, приспособленные к характеру решаемых ими задач. Художественные представления о действительности, необходимые искусству, должны обладать высоким уровнем обобщенности, включать в себя результаты осмысления множества фактов и отношений, обширного социально-исторического опыта. Поскольку они не имеют прямого аналога в действительности, их формирование требует активного участия воображения, интуиции, логического мышления – высшей, творческой работы интеллекта. В то же время художественные представления должны сохранять чувственное богатство реальной жизни и отражать явления действительности непременно в связи с отношениями к ним человека. В своих трудах ведущие исследователи психологии, философии и эстетики (С. Раппопорт, М.С. Каган, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) утверждают, что эмоции служат главной формой психического отражения личностных отношений. С помощью понятий, суждений, умозаключений можно фиксировать только знак и общий характер отношения; оно может неявно отражаться и в ощущениях и восприятиях, но лишь постольку, поскольку оно направляет избирательность процесса их формирования. Но содержание отношения во всех его нюансах, в его течении, изменениях, столкновениях с другими отношениями, в его стимулирующем и направляющем наше поведение воздействии отражается только в форме эмоций. В психике человека отношения выражаются в виде переживаний, настроений, чувств. Создавая произведение искусства, художник стремится вызвать аналогичные переживания, настроения, чувства психике зрителя, в результате у зрителя возникает сходное отношение к объекту изображения. При этом восприятие даёт нам целостное отражение объекта этих отношений и создаёт условия для их проявления. Художественные представления имеют две стороны: предметная сторона проявляется в подобных восприятиям образах явлений действительности, которые вызвали особое отношение художника, и эмоциональная – отражение этих отношений в виде особых художественных эмоций. Художественные эмоции особенно важны при создании образов искусства. Автор, создавая произведение, обобщает свои представления о действительности, ориентируясь на своё эмоциональное отношение к ней. Способность автора создавать и использовать средства передачи художественных эмоций в произведении, определяет, насколько хорошо автор может вызывать эмоции у зрителя и передать ему таким путём собственную оценку действительности. Эти эмоции, следовательно, входят в познавательную и оценочную стороны художественного образа. Предметная сторона художественных представлений принимает разный характер. В одних случаях – это наглядные, емкие образы конкретных явлений природы, исторических событий, достоверных ситуаций. В других – на первый план выступает конкретно-чувственное начало. Но какой бы характер не принимала предметная сторона представлений, изображение конкретных явлений жизни всегда сочетается в художественном произведении с глубоким обобщением человеческих отношений, сопровождается передачей социально-исторического опыта. Поэтому художники помогают множеству людей формировать их отношения к миру и к самим себе и в других ситуациях, и в других исторических условиях. Все диалектически взаимосвязанные стороны художественного образа могут отражаться в психической деятельности только в форме представлений. Художественный образ как эстетическая категория обладает следующими основными характеристиками: чувственная конкретность, обобщенность, эмоциональность, целостность, многозначность, диалектическое единство объективного и субъективного, общего и единичного, отражения и творчества, рационального и эмоционального, подобного и условного. В художественном образе субъективное, индивидуальное и объективное неотделимы друг от друга. Действительность является материалом, подлежащим познанию, источником фактов и ощущений, исследуя которые творческая личность изучает себя и мир, воплощает в произведении свои идеологические, нравственные представления о реальном и должном. Художественный образ не является прямой копией действительности, а представляет собой философско-эстетическую модель мира и человека. Все элементы художественного образа обладают определёнными выразительными и изобразительными возможностями. Выразительность образа – это его способность передавать зрителю определённые эмоции и идеи. Изобразительность – это предметность художественного образа, способность отражать конкретное явление действительности. Выразительность художественного образа несводима к передаче субъективных переживаний художника или героя. Она выражает смысл определенных психологических состояний или отношений. Изобразительность художественного образа позволяет воссоздать предметы или события в зрительной наглядности. Выразительность и изобразительность художественного образа неразрывны на всех этапах его существования – от первоначального замысла до восприятия завершенного произведения. Органическое единство изобразительности и выразительности относится в полной мере к целостному образу-системе; отдельные образы-элементы не всегда являются носителями такого единства. Художественный образ – это система, имеющая разные масштабные модификации: он может существовать в качестве микрообраза: метафоры в стихе, интонации в музыкальной ткани, выразительного жеста в танце, пластического мотива в скульптурном памятнике и т. д.; а также в качестве макрообраза, ведущего в произведении относительно самостоятельное существование: персонаж в романе, пьесе, фильме («образ героя»), или образ ландшафта, интерьера, значимой вещи в картине или повести, или музыкальная тема в симфонии и опере и т. п. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что художественный образ представляет собой средство познания мира и формирования личности, он обладает способностью трансформировать личность в процессе его восприятия, а также в процессе его создания. Материальным выражением художественного образа может служить авторская кукла. Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ 2.1. Методические основы организации занятий по созданию художественного образа авторской куклы на основе литературного произведения Известно, что детям в подростковом возрасте требуется общение со сверстниками, важным фактором которого является сходство интересов и дел. Поэтому важно, чтобы педагог мог способствовать созданию общности людей, увлеченных одним творческим процессом. Ведь только в том случае, когда активизируется процесс взаимообмена духовной информацией, развиваются умения детей работать в группе, нестандартно мыслить и создавать законченный творческий продукт можно утверждать, что осуществля....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Методы и средства обучения, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей у учащихся старших классов на занятиях баскетболом
- Разработка моделей средствами Mathcad для изучения реактивного движения на внеурочных занятиях по физике учеников старших классов
- История создания авторской куклы