VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методы и средства обучения, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей у учащихся старших классов на занятиях баскетболом

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006671
Тема: Методы и средства обучения, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей у учащихся старших классов на занятиях баскетболом
Содержание
6



Введение.



Актуальность. Главными задачами физического воспитания является укрепление здоровья, всестороннее развитие человека, формирование у него жизненно необходимых двигательных навыков и умений, подготовка к активной трудовой деятельности и защите Отечества. Важное место в комплексе средств физического воспитания занимает баскетбол.

Баскетбол - увлекательная спортивная игра, прекрасное средство всестороннего развития. Она содержит в себе все естественные движения - бег, прыжки и метание, и способствует развитию силы, выносливости, быстроты и ловкости. Построенный на активной спортивной борьбе, баскетбол приучает принимать самостоятельные решения, смело действовать в трудных условиях, влияет на воспитание коллективизма, смелости, активности и воли к победе.

Скорость и еще раз скорость - такова наиболее яркая тенденция развития современного баскетбола (Гомельский А.А. – Будни баскетбола. – М.: 2003).

Интенсификация игровой деятельности обусловлена многими факторами: возрастанием скоростных атак, увеличением удельного веса быстрого прорыва и прессинга, улучшением технических возможностей учащихся при максимальной быстроте действий, психологической настроенностью на ведение игры в высоком темпе.

Все это базируется на фундаменте специальной физической подготовленности учеников, характеризующейся высоким уровнем развития определенных физических качеств. Этот уровень должен быть настолько высок, чтобы он мог  обеспечить максимальное проявление всех сторон быстроты занимающегося на протяжении длительного времени (Гомельский А.А. – Тактика баскетбола. – М.: 2002).

Бесспорность тезиса о необходимости серьезной работы над специальным воспитанием физических качеств у учащихся 9-11 классов давно признается нашими учителями. Однако положение дел на практике оставляет желать лучшего.

Интенсивность передвижений в игре и скоростная выносливость учащихся 9-11 классов, быстрота выполнения отдельных приемов и смена их, результативность технических приемов на максимальной скорости движения и при максимальной быстроте тактических действий, объем и эффективность быстрого прорыва и прессинга пока не отвечают уровню требований современного баскетбола (Клещев Ю. Н. "Спортивные игры" – 2011).

В большой мере это связано с двумя основными причинами. Во-первых, с недостаточным объемом средств в учебном процессе, относительно невысокой их интенсивностью и определенной узостью диапазона применяемых упражнений. Во-вторых, с несколько утилитарным пониманием быстроты в баскетболе, в основном как скорости простой реакции, скорости передвижения и скорости выполнения приемов (Преображенский  И. Н. "Развитие быстроты и точности реакций баскетболистов в процессе овладения техникой игры". – 1999).

Наиболее яркое подтверждение  сказанному можно найти в работе с учащимися 5-8 классов и 9-11 классов общеобразовательной школы. То есть именно в тот период подготовки учащихся, когда имеются наилучшие возможности для воспитания у них физических способностей, и в первую очередь ловкости и быстроты.

Учитывая тенденции развития игры и недостатки подготовки учащихся 9-11 классов в этом плане, были определены следующие направления работы для повышения скоростных возможностей занимающихся: улучшение скоростно-силовой подготовки, быстроты выполнения приемов, более эффективное применение приемов при максимальной скорости передвижения, овладение умением рационально управлять мышечным напряжением и расслаблением, как главных факторов технического совершенства.

К упомянутым выше следует добавить и такие задачи, как: повышение быстроты чередования нескольких приемов при максимальной скорости передвижения и быстроты переключения с одних действий на другие, повышение быстроты сложных реакций и скорости тактического мышления, воспитание стремления к игре на максимально высоких скоростях.

Иначе говоря, для дальнейшего совершенствования скоростных возможностей учащихся 9-11 классов на уроках по спортивных играм, необходима углубленная, разноплановая  работа по всем направлениям, от которых зависит проявление скорости в специфических игровых условиях. Решение задач по воспитанию различных сторон быстроты занимающихся во многом зависит и от уровня развития качеств быстроты и ловкости. Многообразие же задач требует от учителя физической культуры большого арсенала разнообразных общих и специальных средств, применяемых в сочетании и в единстве друг с другом.

Вопросы по воспитанию физических качеств у учащихся общеобразовательных школ наиболее полно представлены в работах таких авторов, как: Ю. Н. Клещев "Спортивные игры", К. И. Травин "Баскетбол", П. И. Донченко "Баскетбол юным", В. Шаблинский "Баскетбол. Что я о нем знаю?", А. М. Грасие "Методика подготовки баскетболистов", В. М. Зацеорский "Вопросы методики воспитания физических качеств", Р. В. Мирошникова "Развитие быстроты в процессе обучения и тренировки юных баскетболистов", И. Н. Преображенский "Развитие быстроты и точности реакций баскетболистов в процессе овладения техникой игры". В этих литературных источниках рассмотрен многолетний опыт работы авторов и команд различного спортивного мастерства, обобщен и систематизирован материал по методике воспитания физических способностей у учащихся общеобразовательных школ, а также в работах представлены размышления авторов о становлении и развитии баскетбола, поиска перспективных спортсменов, даны советы начинающим баскетболистам, комплексы специальных упражнений для самоподготовки, организация и проведения соревнований по баскетболу и правила судейства игры.

Цель работы: выявить наиболее эффективные средства воспитания скоростных и координационных способностей у учащихся 9-11 классов на занятиях баскетболом. 

Объект: процесс развития физических качеств у учащихся старших классов. 

Предмет: методы и средства обучения, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей у учащихся старших классов на занятиях баскетболом.

Задачи: 

Дать теоретическое обоснование необходимости воспитания скоростных и координационных способностей у учащихся старших классов.

Разработать содержание (подобрать специальные упражнения) для воспитания скоростных и координационных способностей.

























Глава 1. Особенности развития быстроты и ловкости на занятиях баскетболом у учащихся старших классов



1.1. Возрастные особенности учащихся старших классов



К учащимся старших классов относятся дети подросткового (13-16 лет мальчики и 12-15 лет девочки) и юношеского (17-21 лет юноши и 16-20 лет девушки) возраста.

После рождения ребенок проходит несколько периодов развития, одним из которых является подростковый, он же период полового созревания или пубертатный период.

Это очень сложный жизненный период в развитии детского организма, так как в это время идет дальнейшее увеличение всех размеров тела - пубертатный скачок. Происходят наибольшие прибавки в длине тела у девочек в 11-12 лет, у мальчиков в 13-14 лет, увеличение массы тела у девочек в 12-13 лет и у мальчиков в 14-15 лет.  Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5 - 14 лет они обгоняют девочек по росту. В это же время начинают формироваться вторичные половые признаки из-за повышенной активности гипоталамо-гипофизарной системы. У девочек продолжают развиваться молочные железы, отмечается рост волос в подмышечных впадинах и на лобке. У мальчиков происходит мутация (изменение) голоса и появление волос на лобке, далее появляются волосы в подмышечных впадинах и первые поллюции. У мальчиков подростковый период более продолжительный и сильнее выражен скачок роста. В юношеский период заканчивается процесс роста, формирование организма   и созревание половой системы. Период полового созревания можно разделить на несколько стадий (Маркосян А.А, «Вопросы возрастной физиологии», - 2001).

Вторая стадия полового созревания - это начало. Начало пубертатного периода можно заметить по изменению темпов роста и пропорций тела, начинают расти в длину конечности - руки и ноги. Формируется так называемая длинноногость и длиннорукость по отношению к телу.  Отставание роста тела объясняется тем, что в этот период идет некоторое замедление роста сердца, тормозится прирост легочных объемов, что приводит к снижению функциональных возможностей в дыхательной и сердечной системах, поэтому работающие мышцы несколько меньше снабжаются кислородом. Скелетные мышцы конечностей интенсивно растут, больших изменений в строении мышечных волокон не происходит. Однако в мышечных клетках идет усиление энергетического обмена. Митохондрии работают напряженно, обеспечивая клетку необходимым резервом АТФ за счет окисления углеводов и жиров. Поэтому любые дополнительные затраты энергии, связанные с повышением двигательной активности выше определенного уровня, приводят к использованию менее экономичных  (анаэробных, безкислородных) источников энергетического обеспечения. В результате в мышцах и крови накапливается молочная кислота, нарушая внутреннюю среду организма, что отрицательно сказывается на мышечной работоспособности подростков, а также временно уменьшается выносливость организма. Отмечается снижение скорости кровотока в сосудах не только в мышцах, но и в сосудах головного мозга (Маркосян А.А, «Вопросы возрастной физиологии», - 2001).

В  этот период у учащихся резко снижается двигательная игровая активность и развитие общей выносливости затруднено, поэтому при  организации занятий больше времени должно быть уделено воспитанию скоростно-силовых качеств и ловкости.

Третья стадия полового созревания начинается с замедления роста конечностей и ускорения роста тела. Высокие скорости роста массы и длины тела становятся преобладающими и создается впечатление, что подросток похудел (рост мышц и жирового компонента отстают). Увеличение темпов роста продольных размеров тела обусловлено гипофизом (главная железа внутренней секреции) с гонадотропинами, которая в большом количестве вырабатывает гормон роста - соматотропин. Соматотропин активирует рост и энергетическое обеспечение организма, увеличивая использование жировых депо для энергии, поэтому подросток худеет толщина подкожно-жирового слоя  у  мальчиков заметно уменьшается. Это заметно даже у подростков с избыточным жироотложением, хотя количество жировых клеток остается прежним - идет уменьшение размера жировой клетки и потеря части накопленного жира в ней. Одновременно с ростом тела идет увеличение размеров грудной и брюшной полостей. Быстро растут сердце и легкие, что приводит к увеличению жизненной емкости легких и ударного объема сердца, а это способствует хорошему снабжению органов и тканей кислородом при их напряженной работе.  	Скелетная мускулатура вступает в этап так называемых пубертатных дифференцировок - первая фаза мышечных пубертатных дифференцировок, когда в мышечных клетках идет увеличение размера и количества митохондрий и растет активность окислительных ферментов. Все это приводит дальнейшему росту и развитию мышц, сокращение которых идет на основе аэробного (кислородного) энергообеспечения. Усиливается скорость кровотока в сосудах и в частности сосудов  кожи, что приводит к повышению температуры кожи, особенно на конечностях. На этой стадии полового созревания эффективны тренировки общей выносливости, но нельзя забывать, что пубертатные перестройки еще не завершены, и следует соблюдать большую осторожность в наращивании интенсивности и объема тренировочных  нагрузок. Тренировка силовых и скоростно-силовых качеств малоэффективна и применение таких нагрузок на занятиях физической культурой нужно ограничить.

Четвертая стадия полового созревания характеризуется завершением пубертатного скачка роста, начинают выявляются индивидуальные морфофункциональные особенности, формируется тип телосложения, несколько замедляется рост тела и конечностей. Наиболее характерная особенность ростовых процессов - увеличение широтных размеров тела. У мальчиков в основном нарастают размеры плечевого пояса, у девочек - тазового. Продолжается развитие легких и их жизненная емкость приближается к уровню взрослого. Увеличиваются также диаметр и длина бронхов и трахеи, у мальчиков развивается система гортанных хрящей и голосовых связок, что приводит к мутации голоса. Сердце и сердечнососудистая система изменяются сравнительно мало. Размеры сердца увеличиваются пропорционально массе тела. Под влиянием половых гормонов (особенно тестостерона) наступают значительные изменения в развитии мышечных волокон. Быстро увеличиваются в поперечнике белые волокна (2-ой тип), обладающие мощным сократительным аппаратом и с анаэробным (безкислородным) механизмом энергообеспечения. Эти волокна составляют до 50% общего объема мышц. Количество волокон 1-ого типа практически неизменно и это приводит к появлению качественно новой структуры всех смешанных мышц человека. В этом возрасте можно выявить потенциальных чемпионов. Качественные изменения в строении скелетных мышц непосредственно влияют на их функциональные возможности. Дифференцировка мышечных волокон  создает благоприятные условия для тренировки всех двигательных качеств, повышая надежность работы скелетных мышц, что приводит к увеличению работоспособности. Поэтому в эти годы можно эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества, целенаправленно готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов. Созревание быстрых скелетно-мышечных волокон и нервных спинальных центров, управляющих их сокращением, значительно уменьшает время двигательных реакций, что позволяет совершенствовать силу, ловкость и другие проявления координации движений. Исчезает угловатость движений и формируется их пластический рисунок, примерно с этого времени подростки начинают увлекаться танцами.

Пятая стадия полового созревания наступает в юношеском возрасте (в 15-16 лет у девочек и в 16-17 лет у мальчиков). В этом возрасте продолжаются изменения в соотношении различных частей тела (его длины, ширины плеч и ширины тела), которые тесно связаны с изменениями гормонального фона, обеспечивающего совершенство регуляторных процессов и их экономизацию. Отмечается резкое  расширение резервных возможностей органов и систем вегетативного обеспечения. Обеспечивается это двумя путями: за счет развития функциональных возможностей периферических органов и за счет совершенствования центральных механизмов управления. Все это значительно повышает работоспособность организма и надежность функционирования всех систем. 

В период полового созревания происходят изменения не только на физическом уровне, но это еще и 3-ий критический период в развитии высшей нервной деятельности подростка. Идет изменение условнорефлекторной деятельности, а характер их поведения определятся преобладанием возбуждения. Реакции по силе и характеру часто неадекватны их раздражителям и сопровождаются избыточными дополнительными  движениями рук, ног и тела (особенно у мальчиков). Условное торможение, особенно дифференцировочное, ослабевает, что приводит в повышенной возбудимости ЦНС (центральной нервной системы)  и ослаблению процесса торможения. В период полового созревания идет ухудшение питания и снабжение головного мозга кислородом в результате отставания в росте сердечнососудистой системы от роста тела, повышения функций надпочечников и других желез внутренней секреции приводит к повышенному содержанию адреналина в крови и сужению сосудов.  	Поэтому в этот период подростки быстро утомляются как при умственных, так и при физических нагрузках, появляются головокружение, частые головные боли,  иногда одышка и усиливается сердцебиение. В середине полового созревания у подростков наблюдаются психическая неуравновешенность с резкими переходами настроения от эйфории к депрессии и наоборот, отмечается резкое критическое отношение к взрослым, появляются аффективные состояния и чрезвычайная обидчивость; у девочек - склонность к слезам. Период гормональной перестройки организма требует от взрослых разумного отношения к подросткам (Маркосян А.А, «Вопросы возрастной физиологии», - 2001). 



1.2. Влияние занятий спортивными играми на физическую подготовленность учащихся



Действия занимающихся на площадке состоят из естественных движений - бега, прыжков, метания. Полноценность этих движений от физической подготовленности ученика.

Уровень физического развития учащихся влияет на качество процесса обучения. Чем выше уровень физического развития учащегося, тем больше эффекта можно ожидать от занятий и участия в соревнованиях. В соревнованиях физическая подготовленность учеников, при прочих  равных условиях, часто имеет решающее значение. Для успеха команды очень важно физически утомить противника. Лучшая физическая подготовленность позволяет команде захватить инициативу и со временем деморализует команду противника. «Уставший игрок» хуже защищается, делает больше ошибок и менее опасен в нападении (Калакаускас В.В. «Тренировка баскетболиста», - 1999).

В баскетболе результат менее устойчив, чем, например, в футболе, и поэтому достаточно бывает 2-3 мин пассивности или рассеянности, чтобы счет изменился на 10-12 очков.

Физически плохо подготовленный учащийся быстро устает, перестает быть «полноценным игроком»; возникает необходимость заменить его. Вынужденные замены, вызванные не тактическим планом на игру, а банальной усталостью игроков, зачастую нарушают тренерский замысел на игру. Это особенно заметно, когда в команде нет запасных, равноценных основному составу (Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. «Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения», - 2009), (Донченко П. И. "Баскетбол юным". – М.: 1999).

Всестороннему развитию всех групп мышц, развитию органов кровообращения и дыхания, укреплению суставов нужно уделять внимание с первых дней занятий. Хотя само обучение техническим и тактическим приемам, а также учебные игры положительно влияют на общее физическое развитие ученика, этого недостаточно, и необходимо включать в обучение общеразвивающие упражнения. Более того, современное развитие баскетбола требует от учащихся очень высокой физической подготовленности, и  занимающимся нельзя обойтись занятиями только на баскетбольной площадке, поэтому в свои уроки следует включать и другие виды спорта, особенно легкую атлетику, лыжный спорт, борьбу, флорбол, теннис и футбол. Легкая атлетика, лыжи и борьба развивают у занимающегося выносливость, прыгучесть, скорость и силу, а спортивные игры кроме этих качеств, развивают тактическое мышление, волю к победе и умение взаимодействовать в коллективе. Занятия другими видами спорта позволяют в течении года учащимся поддерживать спортивную форму, высокую эмоциональность и спортивный интерес (Донченко П. И. "Баскетбол юным". – М.: 1999), (Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1998).

От учителя, который поставил себе цель достижения учащимися высокой физической подготовленности, требуется очень серьезное перспективное планирование учебной работы на 2-3 года вперед.

В плане следует предусмотреть не только повышение технического и тактического мастерства, но и достижение высоких результатов в физической подготовке и регулярные занятия другими видами спорта.

По физической подготовке надо установить начальные нормативы. Эти нормативы выявляются практически -  путем проведения внутриклассовых соревнований или соревнований нескольких школ. Результаты, показанные на этих соревнованиях, будут начальными  нормативами и в плане надо предусмотреть их постепенное повышение.

Регулярно проводимые и хорошо организованные соревнования, на которых будет выявлен рост результатов учащихся в различных видах спорта, активизируют и учебные занятия в баскетбольной секции.

Для занимающихся необходимы сила, выносливость, быстрота, прыгучесть и ловкость. Cпецифика игры требует особого характера усилий и движений ног, находящихся во время игры в полусогнутом положении, гибкости движений, крепости пальцев, голеностопных и коленных суставов. Включая в занятия упражнения, развивающие указанные качества, учитель достигает того, что учащиеся избегают травм, а эффективность обучения повышается.

Сложная деятельность ученика в обстановке игры требует одинаково совершенного развития всех его физических качеств. Все эти качества одинаково важны и должны постоянно развиваться и совершенствоваться. В любом действии учащегося они проявляются все, правда в каждом отдельном случае в различной степени. В том или ином движении или действии одно из качеств имеет обычно преобладающее значение. Например, вырывании мяча - сила, при старте - быстрота, а в течении всей игры - выносливость.

Физические качества учащихся развиваются с помощью упражнений. В каждом упражнении обычно развиваются все качества, но одно из них развивается меньше, другое - больше. В поднимании тяжестей, например, основное значение будет иметь сила, а другие качества - ловкость и быстрота, хотя и проявляются, но в меньшей степени. В беге на длинные дистанции прежде всего необходима выносливость. В спринтерском беге и при передаче мяча - сила, быстрота.

Большое значение и для повышения выносливости ученика имеет умение расслабить мышцы после напряженных усилий в момент игры. Искусство расслабления после напряжения дает возможность ученику отдыхать в любой момент игры. Этот отдых косвенно влияет на повышение работоспособности организма, то есть выносливости. Умению расслаблять мышцы во время игры, а также в короткие моменты относительно пассивных действий, надо обучать на занятиях и учебных играх (Максимова Н.И. «О развитии быстроты и скоростной выносливости у баскетболистов младших разрядов», - СПб.: 2005), (Травин К. И. "Баскетбол". – 2000), (Яхтонова Е.Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов. – С-Пб.: 2003). 

Все физические упражнения можно условно разделить  на группы: упражнения для воспитания силовых способностей; упражнения для воспитания выносливости; упражнения для воспитания скоростных и координационных способностей.



1.3. Общие понятия быстроты и ловкости и обоснование средств, для их развития.



Под быстротой понимается способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для конкретных ситуаций время. Выделяют три основные формы проявления быстроты: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений. При этом подчеркивается, что все случаи проявления быстроты определяются сочетанием данных трех форм и что в практике обычно имеет место комплексное проявление быстроты (Фарфель В.С. «Физиология спорта», - М.: 2005). 

Это положение как нельзя более характерно для проявления быстроты в спортивных играх, и в частности в баскетболе. В игровой деятельности учащегося элементарные формы проявления быстроты находят свое выражение в быстроте восприятия, анализа и оценки ситуаций, в быстроте принятия решений и начала действий, в быстроте передвижения и выполнения отдельных приемов и, наконец, в быстроте смены одних приемов на другие. Уровень быстроты занимающегося зависит от всех этих сторон, так как они являются составными абсолютного большинства целостных двигательных действий в баскетболе.

Однако также известно, что некоторые стороны быстроты относительно не зависимы друг от друга. Так, можно отличаться быстротой реакции и относительно медленными движениями, высокой стартовой и относительно низкой дистанционной скоростью. Поэтому учителю физической культуры очень важно знать уровень состояния элементарных форм быстроты у учащегося для избирательного воздействия и подбора наиболее рациональных средств.

Таким образом, совершенствование отдельных сторон быстроты занимающегося с применением общепринятых средств, является первостепенной задачей. Однако это только одна сторона вопроса. Известно, что быстрота в различных видах спорта имеет свою специфику. В баскетболе это проявляется тем, что применение ее происходит в постоянно изменяющихся ситуациях при соревновании с соперником в скорости и при его сопротивлении, с постоянным чередованием различных сторон быстроты или их сочетаний, при наличии сбивающих факторов - помех.

В этих условиях характерными являются реакции с выбором и реакции на движущийся предмет; неоднократные стартовые ускорения со сменой направления за мячом, за соперником и от  него; замена одних приемов и действий другими и, наконец, выполнение приемов техники, и осуществление тактических комбинаций при максимально быстром передвижении.

Наиболее специфичной чертой баскетбола является не только одновременное проявление нескольких сторон быстроты, но и самое разнообразное, внезапное их чередование. И во всех случаях комплексный уровень данного качества должен быть в оптимальном варианте максимально высоким.

На основе избирательного развития отдельных сторон быстроты определяются и специальные средства, отражающие комплексную особенность проявления данного качества.

Существуют два метода воспитания быстроты - аналитический и целостный. Если рассмотреть их применительно к баскетболу, то первый состоит в раздельной работе над составляющими быстроту учащегося, второй - в комплексном воздействии с помощью упражнений, включающих в себя несколько компонентов быстроты и наиболее характерные связки и чередования.

Прежде всего реагирование на какой-нибудь игровой сигнал связано с последующим стартовым ускорением. При всей важности быстрой реакции окончательный результат во многом зависит от скорости стартового ускорения и дистанционной скорости. Они являются как бы фоном, на котором проявляются и другие стороны быстроты, например, быстроты выполнения приемов , смена их или повторение; реагирование, оценка создавшегося момента и решение тактических задач. Иначе говоря, скорость передвижения учащихся является тем фундаментом быстроты в баскетболе, которому следует уделять первоочередное внимание (Бабушкин В.З. «Исследование средств и методов повышения эффективности игровых действий юных баскетболистов: Автореф. дис. канд пед. наук». – 1998).

В основе методики развития быстроты передвижений  лежит комплекс специальных упражнений. Однако простое увеличение средств спринта в экспериментальных занятиях на протяжении всего учебного года через определенное время привело занимающихся к падению интереса к ним и как следствие к работе на скоростях ниже максимальной. И необходимыми стали специфические стимуляторы проявления быстроты у учащихся.

Было установлено, что скорость пробегания учащимися одного и того же отрезка без соревнования с соперником, на соревнование с соперником и на соревнование с соперником в борьбе за мяч различна и наиболее высока в последнем случае. Иначе говоря, мяч и соперник явились привычными стимуляторами и своеобразными лидерами, способствующими проявлению более высокой скорости у учеников. А значит, данные факторы нужно использовать и при обычных ускорениях.

Как уже говорилось, в спортивных играх наиболее важное значение имеют сложные реакции - с выбором и на движущийся предмет. Эти реакции тренируются в упражнениях с реагированием на движущийся предмет, в которых увеличивается скорость и внезапность появления, объекта и число возможных изменений обстановки (Зациорский В. М. "Вопросы методики воспитания физических качеств" 2001). Учитывая это, сигналом для начала ускорений в упражнениях служит полет мяча, движение партнера (или соперника) и изменение ситуаций.

Быстрота движений помимо многих факторов зависит и от степени технической подготовленности учащихся. Точное исполнение приемов с максимальной скоростью, ровно как и на максимальной скорости передвижения, является очень сложным умением, так как в этих случаях затруднены сенсорные коррекции в ходе выполнения движений (Максимова Н.И. «О развитии быстроты и скоростной выносливости у баскетболистов младших разрядов», - СПб.: 2005), (Мирошникова Р. В. "Развитие быстроты в процессе обучения и тренировки юных баскетболистов" . – 2007).

Попытки соединить высокую скорость передвижения и не в совершенстве усвоенные приемы приводят к тому, что либо резко падает скорость, либо ухудшается точность выполнения приемов. Для баскетбола  неприемлемо ни то, ни другое. Поэтому применение на ранних этапах обучения комбинированных упражнений в скорости и технике (когда технические приемы выполняются во время ускорений) с целью воспитания быстроты занимающихся нецелесообразно. Использование таких упражнений будет обосновано лишь при условии совершенного владения приемами, на основе первоначального раздельного совершенствования качества быстроты и техники игры.

При этом очень важно, чтобы предварительное овладение приемами техники проходило, как рекомендуется специалистами на так называемой "контролируемой" скорости (близкой к максимальной, но не равной ей). Это позволяет сохранить скоростно-силовую структуру движения, характерную для максимальной скорости и одновременно осуществлять контроль за техникой его исполнения.

Однако, в дальнейшем комбинированные упражнения необходимы, что связано с особенностями выполнения технических приемов в игре. Большинство приемов техники в баскетболе осуществляется в как можно более короткие временные отрезки и на фоне передвижения, которое в идеале должно быть максимально быстрым. Поэтому, помимо достижения высокой скорости и точности выполнения отдельного приема вне зависимости друг от друга, необходимо уметь сочетать их.

Кроме того, для игровой деятельности наиболее характерно последовательное выполнение многих приемов в самых разнообразных комбинациях с быстрой сменой одних другими. Поэтому важно также сочетание высокой скорости передвижения с быстротой и точностью выполнения нескольких чередующихся приемов. Усложняется это тем, что меняются разные по характеру и структуре приемы, которые невозможно предусмотреть заранее.  	Совершенствуются эти умения при помощи специфических средств. Одним из таких средств являются упражнения в быстроте реакции и быстроте передвижений с одновременным выполнением нескольких технических приемов, сменяющих друг друга, или специальные игры.

Важной особенностью игр является то, что смена приемов и действий в них происходит в зависимости от изменения ситуаций, то есть с одновременной, возможно более быстрой, ориентировкой и решением тактических задач. Таким образом, главной задачей упражнений и игр влияющих на воспитание быстроты, является совершенствование умений сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполняемых приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой.

Ловкость имеет значение во всех видах спорта, но особую важность приобретает в тех, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями. Определение ловкости как физического качества представляет для специалистов значительные трудности. Это связано с тем, что не совсем ясен вопрос, чем может быть измерена ловкость. Основными измерениями ловкости считаются координационная сложность действий, точность выполнения и время выполнения.

Ловкие движения - это движения очень тонкие по своей пространственной точности, по своей пространственной координированности и наряду с этим точно укладывающиеся в определенные, подчас очень сжатые, временные рамки. При этом пространственная и временная точность и сочетанность движений проявляется не только в строго стандартных, но и в переменчивых условиях [24].

Ловкость определяется как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки - с другой.

Различают три степени координационных способностей.

Первая степень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений. Вторая - пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки. И третья, высокая степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях. Отсюда естественно предполагать, что измерением этого высшего проявления ловкости будет то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответственного действия при внезапной смене условий деятельности (Фарфель В.С. «Физиология спорта», - М.: 2005).

Перефразируя сказанное выше, можно констатировать, что первая степень ловкости - это точность, вторая - точность в быстроте и третья - точность в быстроте при переменных условиях. Таким образом, несомненна зависимость проявления качеств быстроты и ловкости в специфических условиях баскетбола, а в связи с этим и необходимость параллельной работы над развитием этих качеств. Для успешной игровой деятельности занимающихся необходимы все три степени ловкости. При этом важную роль играет высшая, третья степень. В противном случае, как бы виртуозно и точно не исполнялись приемы в стандартных, неизменяющихся условиях, они будут малоэффективны при внезапных непрерывных изменениях игровых ситуаций, хотя безусловно, некоторых приемов это не касается.

Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми разнообразными навыками и умениями. При этом очень важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности изменений игровой обстановки на площадке.

Для развития ловкости как умения овладевать новыми движениями, учителя физической культуры на уроках применяют любые упражнения, включающие элементы новизны. А для развития ловкости как умение рационально перестраивать деятельность в сжатые временные сроки используются упражнения, требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации.

С этой точки зрения сама игра в баскетбол является достаточно эффективным средством развития ловкости. В связи с этим возникает вопрос - не излишне ли применение каких-то других упражнений? Отнюдь нет. При высоком уровне развития ловкости особое значение имеет направленное развитие данного качества. При этом упражнения по своему содержанию и характеру должны все больше приближаться к двигательной деятельности в конкретном виде спорта, так как проявления ловкости в разных видах спорта имеет свою специфику.

Упражнения рекомендуется применять близкие к соревновательным, с различными изменениями и дополнениями, вносимыми как в технику выполнения, так и в условия и обстановку осуществления их, Последнее достигается многими общественными методами. В упражнениях, которые будут представлены в следующих главах дипломной работы, наибольшее значение придается следующим методам: применение необычных, затрудненных исходных положений, изменению скорости или темпа движений, усложнению упражнений дополнительными движениями, измерению противодействий при парных и групповых упражнений.

Также должны учитываться наиболее распространенные в игровой деятельности чередования способов передвижения (например, прыжки - ускорения и так далее) и характер ускорений (повторные, в одном направлении, с изменением направления и тому подобное). Помимо этого, в упражнениях должны испол.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44