- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности жанра романа-хроники Н. С. Лескова.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016574 |
Тема: | Особенности жанра романа-хроники Н. С. Лескова. |
Содержание
Содержание Введение………………………………………………………………………. 1. Особенности жанра романа-хроники Н. С. Лескова…………………….. 1.1 Жизнь и творчество Лескова Н.С………………………………………. 1.2 Н.С. Лесков. и его роман«Соборяне»………………………………… 2. «Старгородская поповка» в хронике Н.С.Лескова «Соборяне»……….. 2.1 Туберозов и проблема русского национального характера………….. 2.2 Ахилла Десницын ………………………………………………………… 2.3 Захария Бенефактов………………………………………………… Заключение…………………………………………………………………... Литература………..…………………………………………………………. Введение «Соборяне» - с этой книги начался новый этап в творчестве писателя, ознаменованный поисками положительных начал в русской жизни. В этом романе явно видно, что Лесков хорошо знал быт, нравы, язык разных сословий и социальных групп провинциальной России –купечества, крестьянства, дворян, чиновников, торгового люда, мещан и духовенства. Своеобразие и задумка романа «Соборяне» состоит в том, чтобы продемонстрировать читателю усилившееся критическое отношение к церковной аристократии и уважение к отдельным ярким выходцам из низших слоев духовенства, которые не потеряли связи с народом. В хронике «Соборяне» Лесков показал не отдельные судьбы, а «глубинные процессы, которые определяют жизнь России, расстающейся со своим патриархальным прошлым: разрушение былой общественной целостности, ослабление человеческих связей…» [14, с. 86]. Однако к изучению типoлогии характерoв лесковских праведникoв учеными практически не затрагивалось. Наибoлее значимые соображения по этому поводу выcказал сам писатель, противопоставив перcонажа «жанра» (Ахиллу) герою «вдохновляющего искусства» (Савелию Туберозову). Своеобразное разделение образов положительных персонажей дается в рецензии на «Соборян», атрибутированной академиком В.В.Виноградовым Достоевскому. Ахиллу рецензент называет «сангвиником-богатырем», Захарию относит к «кротким» героям, Савелия Туберозова определяет как «поэтическую», «величественную фигуру». К детальному изучению темы праведничества отечественные ученые обратились лишь в 60-70-е годы (И.В.Столярова, В.Ю.Троицкий, И.П.Видуэцкая). Обостренное внимание этой проблеме в дальнейшем уделили О.Е.Майорова и В.Е.Хализев, А.А.Горелов, Б.С.Дыханова, Н.Н.Старыгина. Эта тема выражена также в диссертациях последних лет: Е.А.Макаровой «Старообрядческая культура в эстетическом сознании Н.С.Лескова» (Томск, 1993); О.В.Угдыжековой «Этико-философские основы жанровых поисков Н.С.Лескова 1870-х годов» (Томск, 1998); Г.А.Косых «Праведность и праведники в творчестве Н.С.Лескова 1870-х годов» (Волгоград, 1999). А.А.Горелов, а позднее Г.А.Косых обращаются к проблеме праведничества как выражению положительной программы Лескова и анализируют в своих работах генезис праведнической характерологии, связанный с различными этапами художественно-эстетического сознания писателя. Эти исследования проявляют безусловный интерес, поскольку прослеживают эволюцию в сфере идеала Лескова, в средствах изображения положительных характеров. Изучали тип праведника О.Майорова и Е.Хализев «Лесковская концепция праведничество», в центре внимания которых связь «положительно-прекрасного» человека с национальной почвой, с православием. Это, на наш взгляд, особенно ценно, так как дает возможность прослеживать характер не только с нравственно-философских точек зрения, но и в конкретно-историческом ключе. Национальное сознание отражает свойства личности, свойственные ей как носителю народной психологии. Безусловный интерес представляет работа Е.П.Порошенкова «Художественный мир Н.С.Лескова». Исследователь разбирает своеобразие лесковских характеров, проявляющееся в их «чрезмерности», в наличии чуждых «примесей». С точки зрения ученого, герои, воплощающие эстетическое совершенство писателя, лишены целостности, что, на наш взгляд, не вполне справедливо. Однако, не следует забывать, что окончательно концепция праведничества в творчестве Лескова оформилась в 70-е годы XIX века. Вершинные в художественном решении проблемы праведничества романа-хроники «Соборяне» не относятся к числу неизученных. Важное место в трудах исследователей уделяется характеристике образов праведников, представленных в этом произведении (Л.П.Гроссман, И.В.Столярова, В.Ю.Троицкий, Г.Б.Курляндская, Е.П.Порошенков и др.). Актуальность обусловлена тем, роман «Соборяне», как хроника изучена недостаточно и Старгородская Поповка, как явление религиозного духовно-нравственного характера до конца не исследована. Цель дипломной работы – произвести анализ изображения духовенства в хронике Лескова «Соборяне». Цель позволила сформировать задачи, которые решались в работе: 1. Исследовать особенности жанра романа-хроники Н.С. Лескова. 2. Проанализировать духовенство в хронике Н.С. Лескова «Соборяне». 3. Провести оценку ключевых образов романа-хроники Н. С. Лескова. Предмет исследования - типология характеров праведников в романе-хронике Н.С.Лескова «Соборяне». Объектом исследования в данной работе является роман-хроника Н.С.Лескова «Соборяне». Методы исследования: Классифицирование праведников в хронике Лескова «Соборяне» рассматривается в соотнесенности с общей типологией художественных образов на основе теоретических положений по проблеме характера и вопросам литературной типологии. В работе использованы сравнительно-типологический метод анализа. Научная новизна исследования заключаетя в том, что проблемы типологии образов в художественной системе Лескова недостаточно изучены. Данная работа дополняет этот пробел в изображении духовенства в романе Н.С. Лескова «Соборяне». Структура дипломной работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и литературы. 1. Особенности жанра романа-хроники Н. С. Лескова 1.1 Жизнь и творчество Лескова Н. С. Николай Семенович Лесков (1831–1895), всю жизнь проживший, казалось бы, вне власти и в стороне от истории, имел и по сию пору имеет мало с кем сравнимую власть над русским словом и над читательской душой. Он остался в истории русской литературы как ее незамутненная ничем и никем Совесть, как великий писатель-богоискатель, несравненный стилист и рассказчик, художник, показавший чистых и светлых людей, изживших «в себе зверя». Мало кого из писателей столько поносила или «замалчивала» критика, как Лескова. Самыми лестными словами «оценщиков» были «больной талант» (М. Протопопов). Наиболее известный роман великого русского писателя Николая Семёновича Лескова при жизни автора имел три версии. Самая первая - «Чающие движения воды. Романтическая хроника» - была напечатана в «Отечественных записках» в 1867 году. Она была неоконченной из-за несогласия Лескова с тем, что его тексты постоянно редактировались и сокращались. Через год состоялась вторая попытка напечатать роман в «Литературной библиотеке» под названием «Божедомы (Эпизоды из неоконченного романа «Чающие движения воды»)». На этот раз публикация была прервана по иной причине - журнал закрылся. Полностью роман-хроника был напечатан в 1872 году в «Русском вестнике», а отдельной книгой вышел в Петербурге в 1878 году. Любопытно, что изменения в названии во многом отражали и саму эволюцию романа, его смысловые акценты. Если в самом начале название неопределённо, то уже во втором варианте возникает более конкретное, хотя и непривычное - «Божедомы». Однако и это название не устроило Николая Лескова. Мы с вами также замечаем некоторую двойственность - то ли речь идёт о людях, чьим домом является храм, то ли о том, что в них самих - Божий дом. «Соборяне» в этом смысле куда удачнее - здесь можно вести речь как о принадлежности главных героев к церкви, как таковой, так и к их коллективной, соборной жизни. И то, и другое в равной степени соответствует содержанию романа-хроники. Мы не будем касаться первых двух версий и сразу перейдём к собственно «Соборянам». В отличие от Достоевского, Толстого, Тургенева или Чехова Лесков совсем иначе чувствовал то, что происходило в XIX веке в России. Он первым показал людей духовного звания именно людьми - со своими характерами, типажами, особенностями. Ничего этого до него не было (да и после него было не так уж часто). В советское время «Соборяне» воспринимались скорее, как некие зарисовки с натуры старой, ушедшей России - эдакие литературные исторические экскурсы в прошлое. Совсем иначе это воспринимается сегодня, когда мы с вами являемся свидетелями стремительно возрождения и самой православной веры, и храмов, и притока нового поколения священнослужителей. Как часто нам приходится слышать от людей, причём, как правило, особенно невежественных в духовном плане, нарекания и прямое роптание - дескать, тот священник слишком весел, этот - толст и не благообразен, другой - слишком жадный и т.д. Более того, подобные личностные негативные характеристики выставляются в качестве первопричины, почему «люди не верят попам», «не идут в храмы», «никому уже не верят вообще». При этом люди мало задумываются о том, что и сами они далеко не идеальны - или у нас сплошь честные и красивые внешне милиционеры, врачи, учителя, чиновники, да и просто рабочие и сельские труженики? Все мы разные и ой как далеки порой не только от идеала, но даже от сколько-нибудь общепризнанного нравственного ориентира. Нет, - возражают многие. - Они ведь - священники, «божьи люди», а значит, должны быть «лучше всех», «служить примером всем». 2. «Старгородская поповка» в хронике Н.С.Лескова «Соборяне» 2.1 Туберозов и проблема русского национального характера Герои Лескова - русские православные люди-праведники, с бескорыстно- созерцательным отношением к жизни. Составляющие русского характера для писателя - это мудрость, вера в Бога и добро, чувство красоты, эмоциональная открытость, нравственная интуиция, любовь к жизни и живым существам, забота о ближних, способность на духовный подвиг. Праведники не ждут признания, они ищут идеалы справедливости. Эти люди, по убеждению автора, и творят историю. Хроника «Соборяне» об «обитателях старгородской поповки», по сути, обобщенная картина русского национального бытия, показанная через частную жизнь людей. Лесков создает замечательный образ опального старгородского протопопа Савелия Туберозова - человека высокой одухотворенности, героического характера, большого сердца, исполненного мучительной любви к России, переживающей трудные времена. По словам И.В.Столяровой, его образ - «одно из самых больших художественных достижений зрелого Лескова, во многом определившее значение его хроники». Место, занимаемое отцом Савелием во всей характерологической системе романа «Соборяне», определяет сам повествователь: «Отец Савелий главенствовал над всем положением» (IV, 11). Протопоп выступает в роли духовного наставника не только для прихожан. Глубина его мысли «усмиряла» воинствующего Ахиллу, вселяла уверенность в робкого Захарию Бенефактова. Для характеристики героев Лесков во многом использовал традиции своих предшественников, в частности Гоголя. Для изображения внутреннего мира праведника, для определения его роли в художественном целом произведения писатель обращается к портрету, к деталям быта и домашней обстановки. Во внешности героев Лесков видел отражение их внутренней сущности. Идейно-эстетическую значимость образа отца Савелия подчеркивают детали портрета: «Голова его отлично красива: ее даже позволительно считать образцом мужественной красоты. Волосы Туберозова густы, как грива матерого льва, и белы, как кудри Фидиева Зевса» (IV, 5). Герой сразу возводится во внебытовой ранг, соотносится с Зевсом. Лесков использует прием «говорящих» фамилий с целью выявления психологических особенностей своих героев. Семантика имени отражает место персонажа в характерологической системе, а также позволяет ввести в художественное пространство произведения проблемы философского содержания. В имени героя прослеживается связь с Высшими силами, определяется его провиденциальное предназначение. «Имя человеческое не пустой совсем звук: певец «Одиссеи» недаром сказал, что «в минуту рождения каждый имя свое себе в сладостный дар получает»», - считает Туберозов (IV, 154). Под именем Савелий в истории христианства был известен еретик. «Савелий - наш поп велий», - говорит о нем Ахилла, подчеркивая тем самым масштабность и величие фигуры Туберозова. Жизнь отца Савелия - это подвижничество, единый жертвенный подвиг во имя высших идеалов. В образе мятежного протопопа писатель стремится представить путь духовного еретика, борющегося с торговлей совестью, со своекорыстным подходом священников к исполнению своего духовного долга. Лесков пытается найти праведных там, где их должно быть более всего в силу духовного призвания. Однако наблюдения писателя оказываются глубоко пессимистическими. Жизнь Старгорода находится во власти неверия и мракобесия, ханжества и нигилизма. «Старая сказка» попирается новой моралью, в которой нет места искренним устремлениям и благородным душевным порывам. Именно поэтому еретичество Савелия рассматривается как факт протеста, как стремление пошатнуть устои общества, изменить сложившуюся ситуацию. В основе мятежности протопопа лежит верность христианскому учению, тем моральным установкам, которые оно содержит. Важная роль при характеристике положительных натур романа отводится предметному миру, особенно - образу дома, ставшему образом-символом не только в русской литературе. «У отца Савелия домик был очень красивый, выкрашенный светло-голубою масляною краской, с разноцветными звездочками <...>, прибитыми над каждым из трех его окон. Окна эти обрамливались еще резными, ярко же раскрашенными наличниками и зелеными ставнями, которые никогда не закрывались, потому что зимой крепкий домик не боялся холода, а отец протопоп любил свет, любил звезду, заглядывавшую ночью с неба в его комнату, любил лунный луч, полосой глазета ложившийся на его разделанный под паркет пол» (IV, 9-10). Дом Туберозова не является замкнутым, ограниченным пространством. Все краски мира игрой полутонов отражаются на нем, обогащая этот образ поэтическими символами, инспирирующими выходы в метафизический план произведения. Здесь герой представлен в единении с природой, а его душа растворяется в мировой гармонии. Писателю важно подчеркнуть идею единства человека и мира. В описании дома ощущаются лермонтовские традиции. Природа одухотворена, гармонична. Герой, слитый со всеми ее красками, ощущающий внутреннее родство с окружающим миром, также рассматривается как носитель исходного идеального состояния, дарованного ему Небесами. В Туберозове проявляется стремление жить в «ладу» со всем, что создано Богом. Описание дома и его обстановки выполняет важную психологическую функцию, поскольку позволяет «заглянуть внутрь души его хозяина, как смотрят в стеклянный улей, где пчела строит свой дивный сот, с воском на освещение лица божия, с медом на усладу человека» (IV, 23). Подобное сравнение жилища протопопа с ульем отражает мысль о необходимости братского сосуществования со всеми людьми. Содержание образа «дом» здесь расширяется, включая в себя весь мир, который в идеале должен основываться на духовном человеческом родстве. Однако характеристики дома не ограничиваются описанием его внешних особенностей. Составным элементом этого топоса является семья, отношения между супругами. Если образ «дома» рассматривается в свете универсальных категорий, то семья, как один из его элементов, является отражением здорового духовно-нравственного состояния общества. Но семейная идиллия Туберозовых омрачается отсутствием у них детей. Те благородные идеалы, к которым стремятся супруги, не находят выхода в перспективу. И все же крушения семейной идиллии мы не наблюдаем. Действительно, с течением времени, в связи с нарастанием драматизма жизни Савелия «дом» постепенно утрачивает роль оазиса вечного благополучия. Причина этого скрытого конфликта заключается в постоянном критическом взгляде Туберозова на происходящее вокруг падение нравов. Он не может жить, только руководствуясь непосредственными душевными порывами. Именно поэтому герой начинает ощущать собственное одиночество даже в обществе своей верной и любимой подруги, не понимающей драматической борьбы, происходящей в его душе. Конфликт произведения достаточно четко определяется с первых глав. Являясь представителем духовенства, отец Савелий резко критикует людей, проповедующих Христовы заповеди лишь на словах, прикрывающих грязные мысли святым именем Спасителя. Протопоп ощущает, что в их поведении отсутствует деятельная, созидательная сила, которая бы реально доказывала искренность их веры. Конечно, Туберозов тесно связан со средой, в которой живет. И.П.Видуэцкая говорит об отце Савелии как об «идеале человека данного сословия, каким его видит писатель».(6) Туберозов изначально выделен из среды и одновременно включен в нее. На эту особенность характера отца Савелия обратили внимание П.Громов и Б.Эйхенбаум. «С одной стороны, есть в нем особенности, прочно связанные с определенной бытовой средой, он подчеркнуто «сословен», как это всегда бывает у Лескова, его жизненный путь, его навыки, обычаи нигде, кроме среды российского духовенства, немыслимы. <...> Вместе с тем Савелий Туберозов в не меньшей степени, чем другие герои Лескова, представляется «выломившимся» из своей среды. Старый протопоп - белая ворона в кругу типичных для духовной среды людей и нравов, об этом читатель узнает с первых страниц его «жития». И все-таки главным в натуре героя является не столько сословно-социальное начало, сколько общечеловеческое, метафизическое. В этом смысле мы разделяем позицию В.Ю.Троицкого: «Туберозов-священник прежде всего проявлял себя как человек». Конфликт героя и среды репрезентирует состояние разлада человека с миром. Причастность к происходящей вокруг нравственной деградации не дает покоя больной совести отца Савелия. Туберозов страдает в мире, лишенном человечности, тоскует по добрым временам «старой сказки». В основе лесковского идеала - лучшие свойства русского национального характера, христианская модель жизни. Их писатель и воплотил в образе отца Савелия. Процесс духовного становления Савелия Туберозова представлен во всем многообразии. Душевное состояние героя — объект особого изучения автора, и поэтому Лесков считает необходимым добиться большей степени объективности в изображении того, что чувствует этот страдалец за веру. Писателю важно выявить и отношение к протопопу других персонажей, как положительных, так и отрицательных. Характер мятежного священника раскрывается в знаменитых «нотатках». Оценки повествователя, близкого автору, подчеркивают значимость фигуры Туберозова в идейно-художественной концепции произведения. Лесков создает такие коммуникативные ситуации, которые позволяют выявить различные этапы восприятия героем наиболее важных событий. Постоянными раздумьями над смыслом человеческой жизни. Туберозов ощущает себя гражданином и ему небезразлично. Что происходит в обществе, светском и церковном. Его беспокоит «нестроение» мира, растление умов и нравов, причину которого он видит в отпадении от Бога, в нигилизме. Но и современная церковь видится ему часто формально благочестивой. Понимая, что здоровье народа – это «живой дух веры», Савелий Туберозов призывает отказаться от холодного формализма в общении церкви с паствой и непосредственно к человеку обратиться с проповедью евангельских заповедей. Герой совершает подвижнический подвиг, выступив с порицанием и осуждением «торговли во храме торговли совестью», сосредоточившись «на борьбе с внешними силами, нарушающими правду евангельского слова». Он совершает богатырский подвиг, воззвав: «не положи ее, творче и содетелю! В посмеяние народам чужим, ради лукавства слуг ее злосовестливых и недоброслужащих». Образ Савелия Туберозова - в ряду лесковских праведников, которые вернули истинный смысл таким понятиям и образу жизни, как подвижнический подвиг, святость, праведная жизнь.не культ внешней обрядовости, не формальное благочестие, а живое участие к ближнему, забота о сохранении «живого духа веры» определяют их поступки. Христианство «научает приходить послужить страждующему», - убежден герой «Соборян», как и сам писатель. Гордо называя себя «русским попом», Савелий Туберозов желает сполна соответствовать этому званию. Состояние героя подтверждают слова, которыми он ответил на совет предводителя Туганова «поберечь себя»: «Бережных и без меня много; а я должен свой долг исполнять». Вот почему отца Савелия так беспокоит содержание его проповедей, посредством которых он стремится воздействовать на умы и сердца прихожан, стараясь заронить в них добрые семена. Связывая со словом проповедника исполнение долга священника, Туберозов воспринимает проповедь единственно как «живую речь, направляемую от души к душе» во имя христианских идеалов единения людей, братской любви друг к другу. Уверенный, что слово истинного проповедника «падает из уст, как уголь горящий», он не может смириться с «холодностию бесстрастною» официальной церковной проповеди. Болью отзывается в Савелии Туберозове и распространившееся в церковных кругах «небреженье о молитв, сведенной на единую формальность». В этой ситуации его потрясла удивительная своим содержанием молитва бедняка Пизонского, возносящего Всевышнему просьбу взрастить хлеб на засеваемом им поле «на всякую долю»: «на хотящего, просящего, на производящего и неблагодарного». Такой молитвы, исполненной неподдельной искренности и заботливости о ближнем, по словам Туберозова, «он никогда не встречал ... в печатных книгах». В конечном итоге Туберозов отказывается идти на компромисс с церковными властями, вознамерившимися регламентировать и направлять его проповедническую деятельность, «любимый дар» отца Савелия: «Я сей дорогой не ходок. Нет, я против сегобунтлив, лучше сомкнитесь вы, мои нельстивые уста, и смолкни ты, мое бесхитростное слово, но я из-под неволи не проповедник». В образе праведника Лесков воплотил христианский образ человека и свое понимание русского национального характера с его активностью в Боге, правдоискательством, деятельной натурой, обостренным чувством долга, добротой, смелостью, бескорыстием. Духовный мир и душевное устроение героя соответствует внутреннему уставу духовной жизни нации. Таким пониманием человека и национального менталитета обусловлена полемичность содержания образа праведника протопопа, которая проявляется в противопоставлении образам нигилистов. С проповеди началось житие протопопа. Совсем отступила повседневная и будничная суета, пришло время спасения и страдания во имя Христово. Смысл праведнической жизни Савелия Туберозова - в жертвенном служении церкви и пастве, в трудничеcтве на этой ниве. Фактом проповеднического инакомыслия Савелия Туберозова явилась его служба в Преображеньев день, когда он в своем слове «не стратига превознесенного воспомнил ... в подражание, но единого малого» — все того же бедняка Пизонского, взявшего «в одинокой старости» на воспитание детей-сирот. Проповедь содержала в себе недвусмысленный нравственный урок и скрытую укоризну собравшимся в храме «достопочтенным и именитым согражданам». Местная знать не замедлила обидеться на протопопа. Призывающий «силу иметь во всех борьбах коваться, как металл некий, крепкий и ковкий, а не плющиться, как низменная глина, иссыхая сохраняющая отпечаток последней ноги, которая на нее наступила», Савелий Туберозов сам проявляет в жизненных невзгодах удивительную твердость духа. Подобно опальному Аввакуму, «запрещенный поп» Лескова готов пострадать во имя утверждения своих идеалов. Враги Туберозова вольны обрекать его на тяжелые испытания, но сломить его упорство и мужество они не властны, хотя протопоп Савелий невыносимо трудно проживает ситуацию отрешения от благочиния. В одной из первых глав романа-хроники престарелый протопоп начинает писать свой дневник - «Демикотоновую книгу» - записи Савелия Туберозова за тридцать лет его служения церкви (в книге действие происходит в 60-е годы). Временная приуроченность «нотаток», на первый взгляд, напоминает форму погодных статей летописи или форму дневниковых записей. Но содержание «Демикотоновой книги» в корне отличается от возможного содержания дневника или погодных статей. В них мы не найдем ни четкой, последовательной фиксации происходящих событий, ни постоянных размышлений рефлексирующего героя. Характерна форма ведения записей. Туберозов использует в качестве материала своих «нотаток» прокладные страницы «Памятного церковного календаря» Евгения Болховитинова. Попутный, вспомогательный их характер позволяет сделать предположение, что «Демикотоновая книга» выполнена эпистолярно-бытовым стилем. Но записи Туберозова носят систематический характер, а далеко не случайный, как это было свойственно для эпистолярно-бытового стиля. Таким образом, перед нами не дневник, не эпистолярно-бытовые записи, не погодные статьи, а нечто другое. «Демикотоновая книга» имеет принципиально иные жанрообразующие признаки - признаки жанра агиографического. При написании «Демикотоновой книги» Лесков обращается к жанру «автобиографического жития». Из «Демикотоновой книги» мы узнаем, что Туберозов также лишен писательского таланта: «… когда думаю – все это вижу живообразно, а стану описывать – не выходит. Нет, я к сему не способен!». В другом месте читаем: «… но не философ я, а гражданин; мало мне сего: нужусь я, скорблю и страдаю без деятельности…». Вся «Демикотоновая книга» наполнена вариантами одного жизненного сюжета - беспрерывных столкновений Туберозова с церковными и отчасти гражданскими властями. Туберозов представляет себе свою деятельность как гражданское и нравственное служение обществу и людям. С ужасом убеждается протопоп в том, что совершенно иначе оценивает свои функции сама церковь. Церковная администрация представлена насквозь омертвевшей бюрократической организацией. Перед его глазами проходят годы его служения на своем приходе. В начале книги - ревностная проповедь молодого священника в день рукоположения. Далее-попытки борьбы с расколом в своем селе, горькая правда в глаза начальству, как церковному, так и светскому, о бедственном положении духовенства. Горение молодого настоятеля неоднократно пресекается начальством, и чем более Туберозов ищет правды - тем жестче реакция властей. В конце концов, ревностный священник «отрешен от благочиния», «обмелел», закурил трубку и стал проводить время в картежной игре, превращаясь в священника-обывателя. Последняя запись в его дневнике говорит о внезапном духовном прозрении: «Я допустил себе постыдную мелочность с тростями и целая прошедшая жизнь моя опрокинулась как решето и покрыла меня. Сижу под этим решетом как ощипанный грач, которого злые ребята припасли, чтоб над ним потешиться меня смущало, что у меня и у Захарии одинаковые трости и почти такая же подарена Ахилле. Боже! на то ли я был некогда годен, чтобы за тросточку обижаться? Нет, не такой я был, не пустяки подобные меня влекли, а занят я был мыслью высокою, чтоб, усовершив себя в земной юдоли, увидеть невечерний свет и возвратить с процентами врученный мне от Господа талант» [1, с.114, 115]. Так сокрушался отец Савелий, когда увидел свою гордость в том, что был уравнен случайным дарителем сувенирных тростей со своими подчиненными - отцом Захарией и дьяконом Ахиллой. Это было его первым покаянным действием. Время охлаждения Савелия Туберозова закончилось. После откровенного разговора с предводителем дворянства Тугановым об упадке веры в России священник принимает твердое решение изменить свою жизнь: «У Туберозова была большая решимость на дело, о котором долго думал, на которое давно порывался и о котором никому не говорил» [1, с.227]. Затем он отказывается от пристрастия к табаку, отдав «чубуки с трубками» цыганке. Переломный момент в жизни протопопа наступает во время сильнейшей бури, когда на его глазах ломается пополам вековой дуб, и в его кроне погибает прятавшийся там от грозы ворон. Зрелище так поражает отца Савелия, что в нем просыпается «жажда истины» и он решается на свою Голгофу: «Ночь, последовавшая за этим вечером в доме Савелия, напоминала ту, когда мы видели старика за его журналом. На столе лежал листок, и на этом листке он как бисером нанизывал следующие отрывочные заметки: «Боже, суд Твой Царевидаждь и правду Твою сыну Цареву» [1, с.253]. Это было его «моление на камне». А на следующее утро, после совершения Божественной литургии, был совершен подвиг самоотречения. Была произнесена обличительная проповедь,«которую хотел сказать и сказал на другой день Савелий пред всеми собранными им во храме чиновниками, закончив таким сказанием не только свою проповедь, но и все свое служение церкви». Самое ценное в дневнике Туберозова - то, что он дает возможность проследить духовный рост главного лица хроники сквозь призму его собственного сознания. Главное для Лескова не описанный в дневнике факт, а то, какой след он оставил в душе Туберозова, остро реагирующей и на «мелкие», эпизодические события. В силу своей чуткости герой способен и в малом увидеть отголосок грядущих великих изменений. «Записки» Туберозова лишены последовательности. Но ведь автор «Демикотоновой книги» обращает внимание лишь на те события, которые в той или иной степени затронули его. Более того, отсутствие заметок в течение семи лет также несет определенную информацию о душевном состоянии отца Савелия. На этот период приходится ослабление жизненной активности протопопа. Дневник не дает детальных подробных объяснений происходящих в сознании Туберозова процессов. Но автору важно показать внутреннюю реакцию героя на творящееся вокруг зло. Начало служебной деятельности Туберозова сопровождается проявлением его недовольства сложившимся положением. Он видит повсюду бедствия, замечает царящую среди низшего духовенства нищету, противится написанию доносов на раскольников, кроме того, совершенно не приемлет цензуры, которая должна отбирать материал для проповедей. Туберозов замечает, что высшее духовенство лишь прикрывается светлыми идеями Христа. Отец Савелий пытается доказать практическую ценность евангельского учения. Однако подобные намерения сразу же вызывают опасения со стороны духовных властей. «... Одобряя мое слово вообще, в частности же указал, дабы в проповедях прямого отношения к жизни делать опасался, особливо же насчет чиновников...» (IV, 30). Туберозов решительно обличает церковные власти в том, что духовенство «немало потворствует расколу» (IV, 30). Лесков на страницах туберозовского дневника воспроизводит исторические реалии 30-х годов. Падение нравственности в среде священнослужителей обусловлено обстоятельствами, вынуждавшими преступать их библейские заповеди. Отмечая «крайнюю бедность» священнослужителей, вынужденных принимать «даяния раскольников», Савелий предлагает «изъять само духовенство из-под тяжкой зависимости». Содержание дневника приобретает сатирическую направленность, благодаря использованию анекдотического материала. Бедный академический студент на вопрос владыки, имеет ли он какое- либо состояние, ответил: «И движимое и недвижимое <...> А движимое у меня дом в селе <...> такого свойства, что коль скоро на него ветер подует, то он весь и движется <...> А недвижимость моя <...> матушка моя дьячиха да наша коровка бурая, кои обе ног не двигали <...> одна от старости, другая же от бескормицы» (IV, 31-32). И.П.Видуэцкая называет такую разновидность лесковского анекдота трагической. (34) Смешение мотивов «смеха и горя» отражает парадоксальный уклад русской жизни. Осознание героем нелепых противоречий, царящих в духовной среде, выливается в итоге в протест против всей церковной системы. «Негодую, зачем я как бы в посмешище с миссионерскою целию послан: проповедовать - да некому; учить - да не слушают!» (IV, 32). Как человек, ощущающий потребность в сотворении добра, Туберозов не может мириться с формальным подходом священников к исполнению своего долга, в их службе отсутствует главное - искренняя вера в Создателя и его учение. Поэтому под защитой протопопа оказываются те, кто в данный момент более всего нуждается в поддержке, кто испытывает в силу своих духовных убеждений истинные гонения. Так в текст романа входит образ раскола. В дневнике протопопа рисуется картина разрушения Деевской староверческой часовни. «Зрелище было страшное, непристойное и поистине возмутительное; а к сему же еще, как назло, железный крест с купольного фонаря сорвался и повис на цепях, а будучи остервененно понуждаем баграми разорителей к падению, упал внезапно и проломил пожарному солдату из жидов голову, отчего тот здесь же и помер» (IV, 33). Создается ощущение всеобщего человеческого неверия. Это грехопадение, соотнесенное в тексте с крушением железного креста, требует незамедлительной расплаты. Но даже гибель одного из «неверных» не может остановить происходящего вандализма. Туберозов понимает, что страшен не религиозный раскол. В среде староверов он видит немало людей с чистой совестью, свято чтящих христианское учение. По мнению протопопа, «раскольники блюдут свое заблуждение, а мы своим правым путем небрежем; а сие, мню, яко важнейшее» (IV, 32). Лескову важно не только показать симптомы времени, гонения на любые отклонения от официальной веры. Раскол становится метафорическим отражением духовно-нравственного состояния общества в целом. Куда более угрожающе звучат слова Туберозова, что раскол силен в умах и сердцах людских. Ключевым во всей картине разрушения староверческой церкви является образ железного креста, в котором угадывается указание на неминуемую суровую Божью кару. Поэтому все люди, участвующие в безнравственном процессе уничтожения прошлого, народной памяти, вызывают на себя небесное негодование, находятся в полной зависимости от воли Творца. Железо - неизменный атрибут настоящего, мира денег и материального благополучия. В этот «железный» век от окончательного падения может спасти лишь обращение к истокам, к деяниям предков великим, к «золотому» веку, к «старой сказке». Многочисленные доносы на Туберозова - своеобразный способ проверки его на прочность духа. Не всегда протопоп чувствовал в себе эту силу сопротивления натиску обстоятельств. «Возвращаясь домой, целую дорогу сетовал на себя, что не пошел в академию. Оттоль поступил бы в монашество, как другие; был бы с летами архимандритом, архиереем; ездил бы в карете, сам бы командовал, а не мною бы помыкали. Суетой сею злобно себя тешил...» (IV, 35). Низменная мечта о материальном благополучии и высоком чине на время делает Савелия таким, как все, приобщает к безликой массе священников. Однако исключительность героя, его высокое нравственн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: