VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности взаимодействия педагогов с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000653
Тема: Особенности взаимодействия педагогов с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра  ________________________________________________________
Направление подготовки(специальность) психолого-педагогическое
Профиль (специализация) психология и социальная педагогика
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На	тему: Особенности взаимодействия педагогов с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
СТУДЕНТ(КА)   Д.С. Донцева
                    (инициалы, фамилия)                   (личная подпись)                    
РУКОВОДИТЕЛЬ__________________________________________________
(личная подпись)                             (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ______________________________________________________
           (личная подпись)                 (ученая степень, звание,  инициалы, фамилия)
“___” ____________________ 20___ г.


Нижний Новгород – 2015 г.
Содержание
Введение
Глава 1:Теоретические подходы к изучению взаимодействия педагогов с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
1.1. Понятие «Социальная реабилитация» в психолого-педагогической литературе.
1.2. Понятия и виды педагогического взаимодействия.
1.3. Особенности социализации и реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре.
1.4. Технологии и методы работы педагогов социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Вывод по 1 главе
Глава 2:Практическое исследование особенностей взаимодействия педагогов с воспитанниками младшего школьного возраста.
2.1. Диагностика особенностей взаимодействия педагогов с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
2.2. Описание опыта организации практического взаимодействия педагогов социально-реабилитационного центра с несовершеннолетними воспитанниками.
2.3. Итоговая диагностика и сравнительное изучение взаимодействия педагогов с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Вывод по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение




Введение
Социально-экономические изменения влияют на систему образования. Именно она первая объявила самоценность личность каждого ребенка в процессе взаимодействия с педагогами, гуманистический подход, разработку новых технологий, подходов, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка.
Но одновременно, те же самые социально-экономические изменения способствуют росту инфляции, нестабильности, развитию крименагенной обстановки, снижению уровня семей. В период отсутствия политических потрясений (войны, военные конфликты, революции и проч.) увеличивается «социальное» сиротство. 
На уровне государства принимаются законодательные акты, обязывающие общественность, педагогов, родителей или лиц их замещающих заботится о подрастающем поколении.
Например, национальная федеральная целевая программа «Дети-сироты» на период 1998-2000 гг., провозглашающая совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовки их к самостоятельной жизни. Активно стало развиваться устройство детей в семьи. Но не достаточно развито психолого-педагогическое сопровождение семей, усыновивших детей из детского дома. Примером могут служить агрессивное, жестокое отношение приемных родителей к детям.
Несмотря на принятие законодательной базы в 2000 году количество детей в сиротских учреждениях выросло до 272,7 тысяч, за три года этот прирост составил почти 120 тысяч человек.
За последний век Россия переживает третью волну сиротства: после 1-й мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в те времена причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.

 В Российской Федерации по официальным данным при детском населении 30,5 млн. человек - около 700 тыс. детей считаются социальными сиротами. Трагичность ситуации еще и в том, дети, попадающие в детский дом из асоциальной семьи, не испытали, что собой представляет нормальная полноценная семья. Ребенок, невидящий положительного опыта в своем детстве, переносит негативный опыт на воспитание своих детей. Необходимо отметить, что большая часть родителей, воспитывавшихся в детском доме, отказываются от своих детей, определяют их в детский дом.
Такие отношения способствуют неверной организации общения педагогов с воспитанниками детских домов. В педагогических учреждениях не готовят воспитателей для детских домов, поэтому те методы, приемы, формы, которые приемлемы для детских садов, несостоятельны для детских домов, а также недостаточная психолого-педагогическая подготовка воспитателей к работе в детских домах. Отрицательно на развитие воспитанников дошкольного возраста сказывается и частая смена воспитателей. 
Отсутствие опыта жизни в семье, заботе о младших и уважении старших сказывается на дальнейшей жизни сироты уже  во взрослом возрасте. Так по исследованиям отмечено, что большая часть сирот не могут устроить личную жизнь, т.к. не могут доверять людям, налаживать близкие эмоциональные, духовные отношения. 
Именно среди сирот велик процент суицида. Известно, что дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.
       В этой связи, если мы принципиально не изменим подходы к воспитанию, формированию нравственных ценностей у таких детей, то рискуем в ближайшем будущем получить поколения, психически изломанные, травмированные в детстве насилием.
Таким образом, актуальность работы состоит в том что, в процессе взаимодействия педагогов с дошкольниками детских домов не реализован индивидуальный, личностно-ориентированный подход, способствующий  такой организации воспитательного процесса, которая сможет дать ребенку теплоту, заботу и любовь, ощущение единства со взрослым как близким человеком.
Цель исследования: выявить особенности взаимодействия педагогов и воспитанников дошкольного возраста.
        Объектисследования:  процесс взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах
Предмет исследования:  особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста в детских домах. 
Гипотезаисследования процесс взаимодействия педагогов с воспитанниками  детских домов будет успешным при учете следующих условий:
1) при осуществлении индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к каждому воспитаннику;
2) педагоги обладают высокопрофессиональными, личностными качествами при работе с дошкольниками  детских домов;
3) учет возрастных особенностей воспитанников.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.Определить психолого-педагогические особенности воспитанников дошкольного возраста;
3. Определить профессиональные и личностные качества педагогов, работающих с воспитанниками детских домов;
4. Определить уровень и стиль взаимодействия педагогов с воспитанниками в игровой деятельности. .
5.  Методические рекомендации для педагогов
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирования.
Методологическая основа работы: на современном этапе проблемами детей и подростков, оставшихся без попечения родителей занимались – Л.В. Бадя, В.В. Беляков, В.И. Иващенко.
Взаимодействие как педагогический процесс рассмотрен в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.П. Буевой, М.С. Качан, В.В. Краевского, В.А. Ленторский, И.Я. Лернер и др.
Теоретические и практические аспекты индивидуального личностно-ориентированного  подхода раскрыты в работах Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, С.Л. Соловейчик,  В.Ф. Шаталова и др.
Особенности общения детей со сверстниками отражены в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. В этих трудах общению как основному подтексту «социального присвоения» детьми общественно-исторического опыта человечества. Они считают, что различия в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредует все остальные связи ребенка с миром. Исследование Н.М. Неупокоевой свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи более коммуникативны и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем не знающие семьи.
В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем разработаны методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучены и обобщены теоретические подходы к описанию особенностей взаимодействия педагогов с воспитанниками дошкольного возраста, раскрыта сущность взаимодействия на основе личностно-ориентированного подхода.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по улучшению взаимодействия с воспитанниками дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Данные результаты методических рекомендации использовались в ходе  подготовке к проблеме семинары, мастер-класс, круглые столы для работников дошкольного образования.
 Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Общий объем составляет 107 страниц. Список литературы включает 47 источников.
Глава 1:Теоретические подходы к изучению взаимодействия педагогов с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
1.1. Социальная реабилитация.
Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В ее решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.
Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченный социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.
Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.
Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:
1. Объективные, т. е. социально или природно-обусловленные:
·      возрастные изменения;
·      природные, техногенные или экологические катастрофы;
·      тяжелые заболевания или травмы;
·      социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т. п.).
2. Субъективные или личностно обусловленные:
·      изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);
·      девиантные формы поведения и др.
Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:
·      разрушение привычной системы социальных связей и отношений;
·      утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;
·      разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;
·      снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.
Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности. В реальной социальной жизни, описанные выше процессы, могут протекать в самых разных формах. Это может быть формирование чувства растерянности и «ненужности» окружающим у человека, вышедшего на пенсию, резкое сокращение социальных контактов и связей инвалидом или тяжело больным человеком, уход в девиантные или «нетрадиционные» формы поведения и деятельности человека, «вырванного» из привычного и понятного социального окружения и не нашедшего себя в новом. В результате возможно резкое ухудшение физического и психического здоровья, потеря субъектом интереса к самому себе, к собственной жизни.
Чрезвычайно важно, чтобы подобная ситуация не затягивалась на долго, чтобы человек сам или с помощью других людей сумел восстановить активное, заинтересованное отношение к себе, людям и окружающему миру. Содержание процесса социальной реабилитации состоит в действительном восстановлении привычных обязанностей, функций и видов деятельности, привычного и комфортного отношений с людьми. Решение этой задачи не предполагает обязательного «возврата» субъекта на утраченные по тем или иным причинам социальные позиции. Она может быть решена через достижение новых социального статуса и социальных позиций и приобретение новых возможностей.
В процессе организации и осуществления деятельности по социальной реабилитации важно не только помочь человеку или группе людей. Необходимо предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:
·      здравоохранения;
·      образования;
·      профессиональной подготовки и переподготовки;
·      средства массовых коммуникаций и массовой информации;
·      организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
·      общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).
Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности. Организуя сознательный и целенаправленный процесс достижения этих целей, необходимо помнить, что зачастую объектом социально-реабилитационной деятельности выступает взрослый человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это обстоятельство приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, человек стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки. Подобное стремление может выражаться в том, что он отвергает попытки предоставить ему новый социальный статус и новые возможности для самореализации и жизнедеятельности. Подобное сопротивление является естественной первичной реакцией человека на негативное изменение привычного образа и стиля жизни. В подобных условиях, специалист, организующий процесс социальной реабилитации, должен чётко представлять себе следующее:
·      в чём причина конкретной кризисной ситуации, в которой оказался субъект;
·      насколько актуальны и значимы для человека утраченные или разрушенные ценности и отношения;
·      каковы собственные характеристики, потребности, возможности и способности субъекта, на которые можно опереться, оказывая ему социально-реабилитационную помощь.
В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации.
1. Социально-медицинская – включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
2. Социально-психологическая – предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
3. Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т. п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
4. Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
5. Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меря по его практической реализации. Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов.
1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.
Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».




1.2. Понятия и виды педагогического взаимодействия. Педагогика сотрудничества.
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое взаимодействие», сводящий педагогический процесс к субъектно-объектным отношениям.
Прежде чем приступить к рассмотрению сущности педагогического взаимодействия, нам необходимо дать определение понятию «взаимодействие» и раскрыть суть педагогического процесса.
Взаимодействие – это процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимообусловленность, фактор социальной интеграции, социального структурирования и эффективной групповой деятельности. Взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным, переходящим и устойчивым, частным и публичным, формальным и неформальным, институализированным и творческим.
Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Взаимодействие – это деятельность, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей, и общение.
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса.
Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.
Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна отвечать следующим условиям:
- обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
-являться общей при реализации любых педагогических целей;
- наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.
В педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогической ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.
Педагогическая деятельность может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами. То и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материальную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его «моменты» должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой. Все задачи являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса, можно считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Все задачи решаются с соблюдением принципиальной схемы, которая предполагает прохождение четырех взаимосвязанных этапов:
* анализа ситуации и постановки педагогической задачи;
* проектирование вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;
* осуществление плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и коррегирование течения педагогического процесса;
* анализа результатов решения.
Движущими силами педагогического процесса является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели.
В последние годы выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно – деятельной природой ребенка и социально – педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных:
- между общественными интересами и интересами личности;
- между коллективом и личностью;
- между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;
- между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса.
К субъектным относятся следующие противоречия:
между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово – репродуктивным характером организации педагогического процесса;
между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;
между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса.
Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик - ученик», «ученик - коллектив», «ученик - учитель», «учащиеся – субъект усвоения» и т.п.
Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая деятельность - деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты, является отношение «воспитанник – объект усвоения».
В этом и заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д.Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат – в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении или определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования. 
Практическое взаимодействие учителей и учащихся в любой области деятельности являются предметом педагогической деятельности технологии. Они организованны на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации, способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения.
Отношения педагогов и воспитанников в школе – это обусловленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое педагогами на решение образовательных задач. Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе являются гуманные или так называемые педагогически целесообразные отношения [14, с.409]. Педагогическое взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в том числе в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т.п. Немов Р.С. дает следующее определение общения:
Общение – обмен информацией, взаимодействие людей.  
Принято различать следующие  виды педагогических взаимодействий:
педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);
взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);
предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);
отношения к самому себе.
Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.
Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразные и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.
Педагогическое взаимодействие в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Основные характеристики педагогического взаимодействия:
    1) взаимопознание;
    2) взаимопонимание;
    3) взаимоотношение;
    4) взаимные действия;
    5) взаимовлияние.
Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.
Характеристикой любого взаимодействия, в том числе и педагогического, считают совместимость. Совместимость выражается в удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке, согласованности в действиях, обеспечивающих их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.
Выделяют множество типов взаимодействия, которые лежат в основе различных подходов к их классификации.
1) личность – личность: ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель; коллектив – коллектив: коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив – т. е. разделение по видам субъекта и объекта;
2) прямое и косвенное – разделение по направленности педагогического взаимодействия;
3) взаимодействие в различных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной – разделение по содержанию деятельности;
4) целенаправленное или стихийное – разделение по постановке цели:
5) управляемое, неуправляемое – разделение по степени управляемости;
6) отношения «на равных» или руководство – разделение по типу взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия;
7) сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт – разделение по характеру отношений субъектов педагогического взаимодействия;
8) случайное или преднамеренное – разделение по уровню подготовленности процесса педагогического взаимодействия;
9) длительное или кратковременное – разделение по временным установкам педагогического взаимодействия;
10) вербальное или невербальное – разделение по степени психологической обоснованности субъектов педагогического взаимодействия;
11) продуктивное или непродуктивное – разделение по характеру итогов и степени эффективности целеполагания.
В свою очередь каждый из указанных типов отношений субъектов педагогического взаимодействия оказывает влияние на психологическое состояние контактирующих субъектов. Эффективное, продуктивное взаимодействие имеет положительное значение и приводит к открытости и откровенности. Непродуктивное – приводит к недоверию и враждебности, а также сопровождается такими эмоциями, как страх, тревога, паника. Очевидна взаимосвязь и сопутствие всех типов друг другу, которые при определенных условиях переходят друг в друга.
В каждой конкретной педагогической ситуации задачей педагога является определить наиболее эффективный способ взаимодействия с учащимся, который определяет динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения. Педагогу при организации педагогического взаимодействия принадлежит единственно руководящая роль (в скрытой или открытой форме). При этом воспитанники не являются пассивными участниками процесса, потому что содержание и форму работы воспитателей очень часто определяет интерес и стремления воспитанников.
Взаимодействие не всегда является основой школьного воспитания. Учитель достаточно часто выбирает не демократическое (взаимодействующее), а авторитарно подавляющее поведение. Источниками такого поведения являются: иерархическая организация большинства государственных и общественных структур; собственный опыт воспитания; попытка компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога и др.
В условиях гуманистически ориентированного воспитания каждый педагог должен стремиться к организации воспитания на основе взаимодействия. Такими путями развития являются: организация совместной деятельности; объективность и всесторонняя информированность друг о друге участников взаимодействия; овладение способами организации совместной деятельности и общения (психологическая, теоре.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44