- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности влияния образовательной среды на социально-психологическое здоровье учащихся
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000652 |
Тема: | Особенности влияния образовательной среды на социально-психологическое здоровье учащихся |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Психолого- педагогический факультет Кафедра психологии и социальной работы Специальность … Психология образования Нагибина Анна Андреевна КУРСОВАЯ РАБОТА ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ Научный руководитель к.в.н., доцент Горно-Алтайск 2017 Содержание Введение 1 Аспекты исследования проблемы социально- психологического здоровья учащихся 1.1 История исследования понятия «социально- психологическое здоровье» 1.2 Содержание и факторы формирования социально- психологического здоровья учащихся 2 2.1 Роль образовательной среды в формировании социально- психологического здоровья учащихся 2.2 Перечень мероприятий на формирование и укрепление социально- психологического здоровья учащихся Заключение Список использованной литературы Введение В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Образовательная среда выступает одной из основных социальных сред, в которой учащиеся проводят значительное количество своего времени. Степень влияния этого микросоциума на их социализацию, развитие, здоровье и поведение трудно переоценить. Поэтому в современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей. В настоящее время состояние здоровья школьников характеризуется тенденцией ухудшения показателей физиологического, социального и психологического здоровья, уменьшается удельный вес здоровых обучающихся с одновременным увеличением хронических форм заболеваний в процессе обучения. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями изменений здоровья детей за последние годы являются следующие: 1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10- 12 %. 2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронической болезни- в 2 раза. Половина школьников 7- 9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические болезни. 3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно- двигательного аппарата, в 3 раза- болезни почек и мочевыводящих путей. 4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7- 8 лет имеют ,в среднем, 2 диагноза, 10- 11 лет- 3 диагноза, 16- 17 лет- 3-4 диагноза, а 20 % старшеклассников имеют 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. На современном этапе развития важное значение приобретает состояние социально- психологического здоровья детей. К примеру, можно отнести такое понятие как социальная деградация, т.е. появилась детская наркомания и проституция, растет число правонарушений. Увеличивается волна подросткового насилия. Последствиями школьного насилия являются академическая неуспеваемость, проблемы в отношениях с окружающими, заниженная самооценка, подверженность депрессии, склонность к суициду. Вопросы здоровья давно находятся в центре внимания ученых из различных областей знания. Так, основы социологии здоровья были заложены в трудах Э. Дюргейма и М. Вебера. Первые исследования в России причин здоровья и заболеваемости были проведены В.М. Бехтеревым, П.И. Куркиным, З.П. Соловьевым, С.А. Томилиным. К отечественным ученым, изучающим психологию и социологию здоровья, можно отнести А.Н. Леонтьева, В.А. Ананьева, С.М. Громбах, И.В. Дубровину и др., которые внесли значительный вклад в развитие социально- психологического здоровья. Сейчас тема здоровья не стоит на месте, и социально- психологическое здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально- экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и поэтому необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, организованно помочь в формировании и сохранении социально- психологического здоровья. Цель: изучение особенностей влияния образовательной среды на социально- психологическое здоровье учащихся. Задачи: 1. Проанализировать исторический аспект понятия «социально- психологическое здоровье». 2. Рассмотреть факторы формирования социально- психологического здоровья учащихся. 3. Выявить роль образовательной среды на формирование социально- психологического здоровья учащихся. 4. Составить, на практике работы педагога- психолога ОО, перечень мероприятий на укрепление социально- психологического здоровья. Объект: социально- психологическое здоровье учащихся. Предмет: особенности влияния образовательной среды на социально- психологическое здоровье учащихся. 1 Аспекты исследования проблемы социально- психологического здоровья учащихся 1.1 История исследования понятия «социально- психологическое здоровье» На протяжении всей истории человечества здоровье и здоровый образ жизни являлись объектом исследования различных отраслей знания: медицины, философии, антропологии, социологии и др. Первоначально исследования были связаны с развитием медицины в Древней Греции. В античном сознании здоровье соотносится с устойчивыми понятийными конструктами- «гармония», «красота», «соразмерность» и по аналогии с ними мыслится как определенное соотношение. Философы античного мира считали, что базой здоровой жизни является разум, поэтому основные душевные качества здорового человека- здравомыслие и самообладание [19]. Быть здоровым- значит следовать собственной природе и общей природе вещей, поэтому обращение к себе является необходимым условием здорового и полноценного существования человека. В Средневековье здоровье связывается с духовными аспектами, когда наличие греховности приводит к телесной немощи человека. В 19 веке здоровье начинает рассматриваться как феномен, имеющий биосоциальную природу, формирующийся и преобразующийся в процессе адаптации к окружающему миру. Здоровье, с одной стороны, обеспечивает способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, с другой- дает возможность человеку адаптироваться к окружающей среде. В этой связи оздоровление понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром [18]. Принципиальный вклад в разработку системных представлений о здоровье внесла психология. И в 20 веке толкование понятия «здоровье» бурно развивается и рассматривается многими учеными в системной подходе. Так, важное значение на становление системного подхода к изучению человека оказало научное наследие академика В. М. Бехтерева и его последователей: А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева и др. Ни в какой другой психологической школе идея целостного, комплексного рассмотрения человека не была столь ярко и убедительно реализована в методологическом и экспериментальном планах. Также заслуга обращения к системности принадлежит Б. Ф. Ломову. Как отмечает Ломов, системный подход- та единственная методологическая основа, на которой только и может быть рассмотрена природа психического в том множестве внутренних и внешних отношений, в которых она существует как целостная система [19]. Одной из самых сильных сторон концепции системного подхода, предложенной Ломовым, является попытка автора выделить и раскрыть смысл тех обязательных принципов, которых следует придерживаться специалисту- психологу, если он не на словах, а на деле хочет подойти к изучению психического как целостной системы. Один из наиболее важных среди них- принцип иерархичности. В соответствии с ним человек предстает как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования [19]. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения здоровья человека: биологический, психологический и социальный. Именно так еще в 1916 г. В. Н. Мясищев определил свою исследовательскую позицию в изучении личности, трактуя ее как био- психо- социальное единство [23]. Впоследствии, в этом же смысле достаточно определенно высказался А. Н. Леонтьев: Мы без труда выделяем,- пишет он,- разные уровни изучения человека: уровень биологический, па котором он открывается в качестве телесного, природного существа, уровень психологический, па котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс [16]. Несомненно все 3 уровня здоровья человека взаимосвязаны. Идея гармонии души и тела как основы здоровья человека пришла из глубин истории. В свое время Д. Локк удачно воспользовался ею, предложив краткую формулировку счастья, «доступного в здешнем мире»: здоровый дух в здоровом теле. Однако, к сожалению, эта формула не безупречна: первое отнюдь не следует само по себе из наличия второго. В «Учении живой этики» об этом так и сказано: здоровье не есть признак духовности, т. е. физическое здоровье не есть еще признак силы духа. Можно быть физически крепким, здоровым и вместе с тем психически ущербным человеком. В сущности, здоровым телом управляет нездоровая, дефектная психика. Факт очевидного, тем более тяжелого недуга не остается без последствий для уровней психического и социального здоровья, на которых болезнь организма находит свое негативное продолжение. В этих случаях принято говорить о соматопсихических заболеваниях. Различные виды серьезных органических нарушений влекут за собой изменения в психике, личностном статусе человека и его социальном поведении. Это могут быть нарушения когнитивных процессов (ослабление памяти, внимания, рассеянность мышления и др.); изменения в эмоциональной сфере (переживания тревоги, депрессии, беспомощности, озлобленности, раздражительности и др.); утрата ценностных ориентации, интереса к жизни, к близким. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее его влияние на состояние психического и социального здоровья [23]. Поэтому понятие «здоровье» можно определить следующим образом: здоровье- это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [31]. В научной социально- психологической, социально- медицинской, философской, валеологической литературе серьезному анализу подвергаются проблемы социально- психологического развития, сохранения и укрепления социального- психологического здоровья человека. Однако, необходимо отметить, что многие авторы рассматривают отдельно понятия социальное и психологическое здоровье, отмечая их тесную связь. Так например, Пахальян В.Э., анализируя понятие здоровья и понятие психологического здоровья, определяет психологическое здоровье как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [24]. Отвечая на вопрос, что такое психологическое здоровье, автор монографии «Психология здоровья», В.А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности: o Соматическое здоровье; o Развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; o Умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я»- Я- желающим и Я- долженствующим; o Умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм [3]. О.В. Хухлаева в качестве ключевого слово описания психологического здоровья использует слово «гармония», или «баланс». Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно, О.В. Хухлаева говорит о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой личности на выполнение своей жизненной задачи. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому необходимо решать важные задачи своей жизни: овладевать собственным поведением, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности, строить образ «Я» и образ мира. Показателями психологического здоровья подростка является стремление к самопониманию, самовыражению и самоутверждению. О.В. Хухлаева описывает психологическое здоровье как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно- мотивационный компоненты. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. [33]. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими [33]. Потребностно- мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающей двигателем его развития [6,33]. В научной социально- психологической, социально- медицинской, философской, валеологической литературе серьезному анализу также подвергаются проблемы социального развития, сохранения и укрепления социального здоровья человека. В социологии здоровья социальное здоровье рассматривается как здоровье общества или его общностей (страт, групп)- это ресурс, социальный капитал, необходимый молодежи и школьникам для успешной социализации и социальной адаптации в новых общественно-экономических условиях, а также в условиях модернизации российского образования [25]. И.В. Кузнецовой было дано следующее определение социальному (личностному) здоровью. Это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие [13]. Т. Б. Сергеева дает свою трактовку понятия социального здоровья человека, отмечая его важнейшие признаки, такие как наличие социальных контактов, и организацию гармоничного взаимодействия личности с социумом. Самыми значительными факторами устойчивого взаимодействия автор считает семью, школу, религию. Категорию социального здоровья Т. Б. Сергеева предложила рассматривать в четырех аспектах: с учетом качеств макросреды, с учетом качеств микросреды, с учетом качеств личности, с учетом индивидуальных биологических качеств человека [29]. Т. Б. Сергеева выделила множество критериев социального здоровья личности. Это- социокультурная активность, способность к дифференциации социальных явлений по критериям нравственных норм, способность к интеллектуализации личной деятельности, способность к идентифицированию себя с элементарной и кумулятивной группой, способность личности ощущать свободу в покое, способность к самоорганизации и к организации взаимодействия с социумом, способность к критическому мышлению, способность к саморефлексии, способность испытывать чувство доверия к другим [29]. Р.В. Овчарова выделяет следующие критерии социального здоровья: o Адаптация в референтных общностях (семья, класс, группа); o Овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная); o Овладение нормативным поведением; o Наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств [20]. Таким образом, изучив историю исследования понятия «социально- психологическое здоровье» и проанализировав различные подходы к данной проблеме, можно дать следующее определение этому понятию: социально- психологическое здоровье- это динамическая совокупность психических, личностных свойств и качеств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями личности и общества, которые являются предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию, успешную адаптацию к условиям современной жизни. 1.2 Содержание и факторы формирования социально- психологического здоровья учащихся Социально- психологическое здоровье школьника представляет собой гармоничное единство психических и социальных качеств и свойств личности ребенка, которые позволяют ему успешно адаптироваться и реализовать себя в образовательном процессе. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социально- психологического здоровья учащихся: o Креативный уровень К данному уровню относятся дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно- нравственного здоровья, обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. o Адаптивный уровень Это относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты); o Дизадаптированный, или ассимилятивно- аккомодативный уровень К этому уровню можно отнести детей либо не способных к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющих глубинную зависимость от фактора внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся всеми силами изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению. Для детей с преобладанием процессов аккомодации характерно приспособление к требованиям окружающего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. И поэтому эти дети относятся к группе риска, потенциально дезадаптированных в социуме людей. Социально- психологическое здоровье формируется как самим школьником в процессе обучения, так и значительная роль отводится таким участникам образовательного процесса- как педагоги, педагог- психолог, сверстники и родители ребенка. Таким образом, в широком смысле, под формированием социально- психологического здоровья следует понимать комплексную на всех уровнях образовательного процесса, целенаправленную систему социальных, политических, экономических, правовых, психолого- педагогических, медико- экологических, информационно- технологических, морально- этических мер, обеспечивающих благоприятные условия и ресурсы для психического, умственного, духовно- нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. Формирование социально- психологического здоровья учащихся предполагает развитие таких свойств и качеств личности детей, которые определяют его нравственную и правовую состоятельность и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности, оптимизма, самостоятельности, умения владеть собой, способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, инициативе, самовыражению и самоутверждению. Одним из направлений педагогической деятельности в сфере развития социально- психологического здоровья является работа по развитию умений детей преодолевать ситуации социального риска- это неблагоприятные детерминанты, условия порождаемые совместной деятельностью людей как членов общества, социальных групп и увеличение вероятности или реальности наступления неблагоприятного события. Основные факторы социального риска, негативно сказывающиеся на развитии и здоровье учащихся: o Макрофакторы- социальная нестабильность и криминализация общества, социальное расслоение. o Специфика функционирования социальных институтов агрессивность информационной среды, девольвации духовно- нравственных ценностей. o Факторы социального риска образовательной среды- педагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса у обучающихся. o Групповые факторы, обусловленные пребыванием учащихся в группах социального риска- неформальные молодежные группировки, деструктивные религиозные организации. o Негативные поведенческие особенности детей и молодежи( девиантное, аддиктивное, виктимное, асоциальное поведение) вследствие усвоенных в процессе социализации асоциальных норм, ценностей и мировоззренческих установок. Основными критериями эффективности процесса формирования социально- психологического здоровья ребенка являются: o Мотивационно- ценностный критерий Это стремление к участию в многоаспектных социальных отношениях: потребность к социально- позитивному общению в различных группах детей и взрослых; направленность на достижение результатов в социальной деятельности; адекватная самооценка своего участия в деятельности. o Когнитивный критерий В этот критерий входит интериоризация различных аспектов социального опыта: знание особенностей и специфики общения в межличностных отношениях, принятие других; понимание своих эмоциональных реакций и умение выразить их словами, эмпатия к другим людям, рефлексия своего поведения; осознание зависимости своего жизненного успеха от индивидуально- творческого и психофизиологического развития своей личности. o Деятельностный критерий Поиск путей и реализация своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности: проявление инициативы и активности в деятельности; самостоятельное решение проблемных ситуаций участие в социально- значимой деятельности; творческий подход к деятельности. Очень важную роль в развитии, сохранении и укреплении социально- психологического здоровья детей и подростков играют классные руководители. Работа классного руководителя может базироваться на различных направлениях, таких как: o Формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом, совместные мероприятия с родителями. o Создание условий для самопознания и саморазвития каждого ребенка. Важная роль в этом принадлежит органам ученического самоуправления и детским объединениям, создаваемым в образовательных организациях. Благодаря самоуправлению, детские и молодежные общественные организации способствуют установлению норм демократической культуры, формированию навыков социально- позитивного общения и деятельности, способствуют развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире. Также это- коллективное творческое дело; создание ситуации успеха (конкурсные мероприятия внутри класса, школы, города, области); игры (развивающие, деловые, дидактические). o Воспитание нравственности, социальное проектирование, социальное партнерство. o Работа с родителями. А конкретно- тематические сообщения, посвященные возрастным особенностям детей, адаптации к обучению в начальной, средней и старшей школе, профилактике нарушений социально- психологического здоровья, роли родителей в формировании классного коллектива, профилактике нарушений детско- родительских отношений. o Психолого- педагогическое сопровождение учащихся. o Организация групповых и индивидуальных консультаций для учащихся и родителей по разрешению проблемных ситуаций. o Проведение профилактических мероприятий с привлечением специалистов разного уровня. o Профилактика насилия. o Форумы по различным проблемам учащихся на школьном сайте. 2.1 Роль образовательной среды в формировании социально- психологического здоровья учащихся В психолого- педагогических исследованиях под образовательной средой понимается совокупность определенных условий организации образовательного процесса или совокупность образовательных технологий, внеучебной работы, управления учебно- воспитательным процессом, взаимодействий с внешними общественными и социальными институтами. По мнению Н. В. Груздевой, образовательная среда школы- это целостное системно- синергетически организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность человека. Образовательная среда имеет свою структуру. В научных исследованиях имеются различные подходы к ее рассмотрению. К примеру, с позиций эколого-психологического подхода В. А. Ясвиным была составлена четырехкомпонентная структура модели образовательной среды: o Субъекты образовательного процесса, т.е. учащиеся, педагоги, родители, администрация образовательной организации; o Социальный компонент образовательной среды, который определяется особой, присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности; o Пространственно- предметный компонент образовательной среды, включающий предметно- архитектурную среду, окружающую учеников и учителей; o Технологический, или психодидактический, компонент образовательной среды, в который входят содержание общественного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организация обучения [35]. Таким образом, образовательная среда есть психолого- педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно- предметное окружение, при этом ее психологической сущностью является совокупность деятельностно- коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно- воспитательного процесса. Наряду с положительным влиянием образовательной среды, важное значение имеют негативные факторы образовательной среды, которые непосредственно влияют на социально- психологическое здоровье учащихся. В частности, многочисленные исследования А.И. Захарова свидетельствует о том, что число страхов, а затем и невротических страхов, связанных со школой, наблюдается у школьников начиная с 1 по 11 классы. Меняются его конкретные источники, но психическое состояние тревоги и напряженности остается [10]. Опасность представляет противоречие между уровнем требований того или иного учебного предмета и возможности ученика. Реализуемое школой развивающее обучение имеет теоретической основой учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Главным словом в этом учении является слово «помощь», благодаря которой можно актуализировать новые возможности ученика. Невозможность получить необходимую помощь при усвоении нового сложного материала постепенно формирует внутренний конфликт, который базируется на противоречии между потребностью в самоуважении, самопринятии и одобрении со стороны значимых людей и низкими учебными достижениями [4]. К негативным последствиям современного образования можно отнести следующие личностные характеристики школьника: o Пассивность и скука на уроке. По данным А.Г. Закаблука, учителя прогнозируют переживание интереса на уроке у 75 % пятиклассников, в то время как прогноз оправдывается лишь на 15 %; o Бессилие учащихся что-либо изменить. Зачастую оно выражается в бунтарских проявлениях: прогулах, плохой академической успеваемости, негативизме; o Формирование беспомощности; o Утрата смысла учебы, чему способствуют случаи несправедливого оценивания реальных способностей учеников, результатов учебной деятельности. В связи с вышесказанным достаточно остро стоит вопрос об экспертизе различных сторон школьного обучения. Кроме того, что школы проходят аттестацию и аккредитацию, которая прежде всего выявляет соответствие работы государственным стандартам по известным параметрам, таким как содержание, кадры, методическое обеспечение и др., возникает необходимость в других видах экспертиз. Как доказал в своей докторской диссертации Г.А. Мкртычан, может быть осуществлена экспертиза инновационной деятельности школы, учителя. Действительно, это важный вид экспертизы, поскольку она будет защищать права обучающегося от односторонности в подготовке, связанной с позицией новатора, и отслеживать соответствие обучения при авторском подходе определенному уровню. С идеей гуманитарной экспертизы образования выступает С.Л. Братченко, доказывая необходимость анализировать и оценивать все стороны образовательного процесса и его участников с позиций гуманистической психологии. Он же предлагает соответствующие экспертные процедуры. При Министерстве образования создана комиссия по экспертизе учебников, задачей их является оценка текстов учебников с точки зрения их соответствия возрастным возможностям учащихся. Все это позволяет надеяться на то, что уровень безопасности учащихся в процессе обучения повысится. Можно выделить примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для социально- психологического здоровья учащихся: o Гигиенические факторы Шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, используемые стройматериалы, размещение школьной мебели в помещении; компьютеры, телевизоры; ассортимент; качество пищи, организация питания; качество питьевой воды, используемой в школе; экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования. o Организационно- педагогические факторы Объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году; организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время); организация работы медицинской, психологической, социально-педагогической, валеологической служб школы; участие родителей учащихся в жизни школы; стиль управления администрации, психологический климат педагогического коллектива, интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы; наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся; позиция и уровень компетентности руководства, всех специалистов школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся); o Психолого- педагогические факторы Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; стиль педагогического общения педагогов с учащимися; характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска); особенности работы с «трудными подростками» в классе; соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся во время пребывания в школе; личностные, психологические особенности педагогов, состояние их здоровья, степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя; профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. Е.Е. Чепурных выявляет следующие неблагоприятные педагогические факторы: o Интенсификация учебного процесса; o Стрессовые последствия авторитарной педагогики, которая все еще имеет место в нашей школе; o Раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся; o Несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса; o Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей; o Недостатки в существующей системе физического воспитания. Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации. Школьный период уязвим для формирования нервно-психических заболеваний, так как включает, по меньшей мере, два возрастных кризиса, во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным экзогенным воздействиям. К нарушениям социально- психологического здоровья относят: защитную агрессивность; деструктивную агрессивность; демонстративную агрессивность; страхи и социальные страхи. Крайним выражением психологического нездоровья являются детские и подростковые суициды. Проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи- одна из острейших проблем современного российского общества. Основные причины суицида детей: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Анализ выявленных проблем здоровья позволил сделать общий вывод: социально- психологическое здоровье подрастающего поколения резко ухудшается, школьники обладают низкой мотивированностью, компетентностью в вопросах здорового образа жизни, слабой готовностью заниматься сохранением и укреплением собственного здоровья. И поэтому в настоящее время забота о психологической безопасности и укреплении социально- психологического здоровья школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждой образовательной организации, а конкретно, в работе педагога- психолога и педагогического коллектива, показателем достижения ими современного качества образования. Перечень мероприятий на формирование социально- психологического здоро....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: