- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности уголовной ответственности и наказания женщин в российском уголовном законодательстве
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002154 |
Тема: | Особенности уголовной ответственности и наказания женщин в российском уголовном законодательстве |
Содержание
§2.3. Особенности уголовной ответственности и наказания женщин в российском уголовном законодательстве Уголовное наказание является формой реализации уголовной ответственности. От иных форм оно отличается набором и интенсивностью правоограничений, ущемляющих статус лица, совершившего преступления. Эти ограничения (лишения) прав и свобод выступают содержанием уголовного наказания. В зависимости от вида ущемляемых прав определяется вид наказания; в зависимости от объема ограничения - его мера в рамках конкретного вида. Выбрать право, подлежащее ограничению, и определить степень его ограничения – задача, которую решает и законодатель, устанавливая лестницу наказаний и конструируя санкции статей Особенной части УК РФ, и правоприменитель, постановляя приговор. На уровне правотворчества отечественный законодатель предусматривает для женщин целый ряд изъятий в системе наказаний. Анализ Уголовного кодекса Российской Федерации показывает, что большая часть из них связана с необходимостью обеспечить женщине возможность выполнения материнских функций; кроме того, некоторые изъятия связаны с достижением женщиной пенсионного возраста (в этом случае изъятия не являются специфически «женскими», поскольку в равной мере распространяются и на мужчин пенсионного возраста). Трактуя в своих статьях женщину в подавляющих случаях как «мать», закон не оговаривает практически никаких иных ролей женщины в обществе, и не создает в связи с этим дополнительных льгот и привилегий. Суть установленных в системе наказаний женщин изъятий состоит в том, что беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, не могут быть назначены наказания в виде обязательных работ (ст. 49 УК РФ) и исправительных работ (ст. 50 УК РФ); беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, не могут быть назначены наказания в виде ограничения свободы (ст. 53 УК РФ) и ареста (ст. 54 УК РФ); женщинам не назначается наказание в виде пожизненного лишения свободы (ст. 57 УК РФ) и смертной казни (ст. 59 УК РФ)1. В теории и практике неоднократно поднимался вопрос о справедливости и конституционности запрета применения к женщинам некоторых видов наказаний, в частности, смертной казни и пожизненного лишения свободы. Мы можем полностью согласиться с позицией Конституционного Суда России, высказанной по этому поводу в Определении по жалобе гражданина Шефлера Ю.В. на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, статьями 57 и 59 Уголовного кодекса РФ и Указом Президента РФ о его помиловании. Пункт 2.2. определения гласит: «Содержащийся в статьях 57 и 59 УК Российской Федерации запрет назначать пожизненное лишение свободы перечисленным в ней категориям лиц основывается на вытекающей из принципов справедливости и гуманизма необходимости учета в уголовном законе социальных, возрастных и физиологических особенностей различных категорий лиц в целях обеспечения более полного и эффективного решения задач, которые стоят перед уголовным наказанием в демократическом правовом государстве. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации2, в Определении «По жалобе гражданина Шефлера Юрия Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии….»3, конституционному запрету дискриминации и выраженным в нарушении принципам справедливости и гуманизма. Новейшая судебная практика[H1] показывает, что женщина, обвиняемая в убийстве с квалифицирующими[H2] признаками, теперь имеет право на рассмотрение уголовного дела судом присяжных. Так, А.С. Лымарь подала жалобу в конституционный суд о нарушении ее права рассмотрения уголовного дела судом присяжных. Побудительную силу подачи такой жалобы объяснить очень просто – надежда на оправдательный вердикт или обвинительный, но с наказанием ниже нижнего предела.4 Ограниченность видов уголовного наказания, применимых к женщинам, заставляет обратить особое внимание на правила их назначения. Общие и специальные правила назначения наказания идентичны как для мужчин, так и для женщин, идентичен также максимальный и минимальный размер наказания, что вполне оправдывается принципом равенства перед законом. Однако в литературе высказывается мнение о необходимости снижения максимального срока наказания в виде лишения свободы для женщин. Судебная практика назначения уголовных наказаний женщинам свидетельствует об их значительном смягчении по признаку пола, что обусловлено спецификой социального статуса женщин, уклада их жизни, физического состояния и т.п. В силу этих обстоятельств, на наш взгляд, есть необходимость законодательного снижения максимального уголовного наказания в виде лишения свободы сроком до 15 лет и внесения соответствующего изменения в ст. 56 УК РФ. Действительно, судебная практика назначения наказания женщинам мягче, однако в отношении собственно лишения свободы судебная практика в отношении женщин жестче, нежели в отношении мужчин. Так что аргументировать снижение максимального срока лишения свободы женщине только судебной практикой вряд ли возможно. Практика реже лишает женщину свободы, но если лишает, то на более длительные сроки, что обусловливается высокой степенью общественной опасности совершенного преступления. Законодательное снижение максимального наказания только на основании пола в данном случае противоречило бы идее тендерного равенства. При вынесении обвинительного приговора в отношении женщин, практика значительно отличается от наказания, вынесенного в отношении мужчин указанного в обвинительном приговоре или обвинительном вердикте. По указанным показателям следует поднять вопрос о реформировании уголовных наказаний не по отношению к женщинам, а в целом, включая в систему виды наказания не связанные с изоляцией от общества. Сознавая, что разработка предложений в данной области - тема самостоятельного исследования, приведем только рекомендации международного сообщества на этот счет. Основным международным документом, обобщающим позитивный опыт применения альтернативных наказанию (в первую очередь, лишению свободы) мер, являются Стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, принятые Генеральной Ассамблеей в декабре 1990 г. В правиле 8.2 указанного документа перечислены возможные наказания, не связанные с лишением свободы, которые может назначить суд; среди них: а) устные санкции, такие как замечание, порицание и предупреждение; б) условное освобождение от ответственности; в) поражение в гражданских правах; г) экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые штрафы, поденные штрафы; д) конфискация или постановление о лишении права собственности; е) возвращение имущества жертве преступления или постановление о компенсации; ж) условное наказание или наказание с отсрочкой; з) условное освобождение из заключения и судебный надзор; и) постановление о выполнении общественно полезных работ; к) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием; л) домашний арест; м) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением; н) какое-либо сочетание перечисленных выше мер[H3]5. Уголовный закон Российской Федерации соответствует требования[H4]м международных стандартов и содержит такие меры воздействия на осужденных как: штраф, условное осуждение, условно-досрочное освобождение. Однако он все еще содержит резервы для совершенствования. Речь идет, в первую очередь, о возможности использования при конструировании системы уголовных наказаний так называемого компенсаторного механизма уголовного права6. Уголовно-правовые гарантии защиты женщин можно классифицировать по трем направлениям: 1. ограниченное количество видов наказаний, применяемых к женщинам; 2. порядок и условия отбывания наказания женщинами; 3. освобождения от уголовного наказания женщин на определенных основаниях. Из 13 видов наказаний, закрепленных в УК РФ, наиболее распространенным видом, назначаемым женщинам-преступницам, является лишение свободы. Помимо этого, женщинам назначаются также штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы. Однако удельный вес этих видов наказаний в общей структуре наказаний весьма небольшой. Так, доля штрафа в 2014 г. составила примерно 20 %, удельный вес обязательных работ – 11 %, исправительных работ – 6 %, в то время как удельный вес лишения свободы в общей структуре наказаний колеблется от 68 % в 2009 г. до 41 % в 2014 г. Так, самым распространенным наказанием, назначаемым женщинам, является лишение свободы. В 2012 г. 41,6 % женщин было назначено лишение свободы на определенный срок, из них 62,7 % отбывают лишение свободы условно. Примерно такая же ситуация наблюдается во всем исследуемом периоде. С 2006 г. удельный вес условного осуждения в структуре лишения свободы изменился незначительно: с 69,2 до 62,7 %. Более половины женщин, которым назначено лишение свободы, отбывают наказание условно. Условное осуждение менее репрессивно, чем реальное лишение свободы, но само его назначение оказывает принудительно-воспитательное воздействие на осужденного, способствуя тому, чтобы он отказался от совершения преступления в будущем. Подобного воздействия, конечно, недостаточно для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Кроме того, в настоящее время эффективный контроль за условно осужденными лицами не осуществляется в полной мере, и женщины попадают в ту же среду, в которой находились до совершения преступления. Лишение свободы как вида наказания, следует сокращать, по возможности, на практике применения в отношении женщин. В рамках уголовной юстиции на все этапах уголовного судопроизводства внимание, гуманность и милосердие к женщинам является показателем культуры в нашем обществе. С учетом женского здоровья и женской психологии, а также ее личности и совершенного общественно-опасного деяния решать вопросы о возбуждении уголовного дела, о принятии меры пресечения, о назначении наказания, т.е. в целом об уголовной ответственности.7. Все меры уголовно-правового характера, применяемые к осужденным женщинам, условно можно разделить на группы. К одной из групп относятся обстоятельства, смягчающие наказание в целом, и влияющие на индивидуализацию наказания при его назначении. К таким мерам относятся п. п. «в», «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ. Беременность признается обстоятельством, смягчающим наказание виновной, прежде всего исходя из принципа гуманизма, что диктуется заботой о здоровье ребенка и самой женщины. При беременности наблюдается повышенная раздражимость, вспыльчивость, и это должно учитываться при назначении наказания, однако в каждом конкретном случае указанное обстоятельство подлежит тщательному исследованию, и ему должна быть дана соответствующая оценка. Наличие малолетних детей у виновного также рассматривается как обстоятельство, смягчающее наказание, которое требует исследования и соответствующей оценки. Это обстоятельство может быть признано смягчающим в том случае, если установлен не только факт наличия малолетних детей у виновного, но и его участие в их воспитании и материальном содержании. Указанное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновный лишен родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко относится к ним, либо совершил в отношении детей преступные действия. К мерам уголовно-правового характера, применяемых к осужденным женщинам, можно отнести неназначение отдельных видов наказания. Так, по УК РФ, к женщинам не применяются такие виды наказаний, как пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, не назначаются обязательные и исправительные работы. Принудительные работы не назначаются беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста. Арест не назначается беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Кроме того, к женщинам применяются особые (специальные) меры уголовно-правового характера: отсрочка отбывания наказания беременным женщинам; отсрочка отбывания наказания женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Анализ судебной практики показал, что более половины женщин, имеющих детей до 14 лет, не получают отсрочки приговора, так как осуждены по так называемым тяжким статьям. Нередки случаи, когда суд не идет навстречу женщинам, имеющим малолетних детей, хотя осуждаются они не за убийство, а за экономические преступления. Отдельного внимания заслуживает вопрос о целесообразности многолетней отсрочки от отбывания наказания, предоставляемой беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей (всего возможно до 14 лет). За длительный промежуток времени утрачивается общественная опасность содеянного, фактически наказание не может быть исполнено длительный период. Таким образом, возникает риторический вопрос: какой из двух вариантов лучше? Назначить женщине, совершившей преступление, наказание в виде реального лишения свободы и обязать возместить причиненный вред или дать возможность матери самой вырастить и воспитать ребенка. Однозначного ответа на этот вопрос в настоящий момент нет, однако совершенствование законодательства и обобщение опыта зарубежных государств, думается, должно помочь в выработке единого подхода к данной проблеме. Следующее направление, УИК РФ8 конкретизировал определенные права и льготы для осужденных женщин. Установленные права и льготы призваны облегчить их положение, например, в ст.74 УИК РФ закреплен только один вид колонии для женщин – это колония общего режима; ст.88 УИК РФ закрепляет право матери, имеющей при себе ребенка в колонии, приобретать продукты питания и другие предметы первой необходимости в неограниченном количестве на денежные средства, имеющиеся на ее лицевом счете; на основании ст. 90 УИК РФ осужденные женщины имеют право получать неограниченное количество посылок, передач и бандеролей в отличие от осужденных-мужчин; ст. 97 УИК РФ разрешает осужденной женщине посещать своего ребенка в доме малютки (ребенка) с краткосрочным выездом за пределы исправительного учреждения до 15 суток, не считая промежуток времени потраченный на проезд; на основании ст.98 УИК РФ осужденные беременные обеспечиваются пособиями на общих основаниях; нормы проживания для осужденных женщин увеличены по сравнению с осужденными мужчинами, а нормы жилищно-бытовых условий проживания для беременных и кормящих матерей увеличены и улучшены на основании ст.99 УИК РФ; существуют дома ребенка при исправительном учреждении и осужденные женщины могут помещать в эти дома своего ребенка до трех лет, общаться с ним в свободное от работы время без ограничения и даже проживать совместно с ребенком; имеют право на специализированную медицинскую помощь ст. 100 УИК РФ; беременные женщины привлекаются к труду только с их согласия, и не более чем на четыре часа (ст. 106 УИК РФ); на лицевой счет беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка, в исправительных учреждениях зачисляется не менее 50 % заработной платы или иных доходов (пособия по беременности и по уходу за ребенком) (ст. 107 УИК РФ); взыскания в виде водворения в помещения камерного типа к беременной женщине и женщине с ребенком не применяются (ст. 117 УИК РФ). При отбытии наказания для беременных женщин, в учреждениях исполнения наказания (домах ребенка) создаются благоприятные условия для протекания беременности, лактации и воспитания малолетнего ребенка до трех лет. Цель – создание льготного и мягкого режима для выполнения материнских функций и прохождение реабилитации. При этом, какие бы льготы не были созданы, уголовно-исправительное учреждение не способно создать такую психологическую обстановку, которая необходима для полноценного процесса воспитания ребенка. Поэтому наша пенитенциарная система крайне редко применяет наказание в виде лишения свободы или другое связанное с изоляцией от общества, наоборот, стремится максимально улучшить положение женщин, в связи с чем назначаются условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, предоставление отсрочки беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, амнистии и помилования. Указанные институты уголовного права являются важными средствами для сокращения сроков в местах лишения свободы или другой изоляции от общества в отношении женщин. Несмотря на сказанное выше, в местах отправления и исполнения наказания в виде лишения свободы содержится достаточно большое количество осужденных женщин (см. параграф 1.3.), в связи с чем остаются актуальными и значимы некоторые вопросы организации исполнения наказания осужденных женщин в виде лишения свободы и, как следствие, их реабилитация. Осужденным женщинам, имеющим малолетних детей (в возрасте до четырнадцати лет) и беременным женщинам, суд имеет право отсрочить реальное отбывание наказание в виде лишения свободы или другой изоляции от общества до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. Закон предусматривает исключение из правил для женщин осужденных на срок свыше пяти лет лишения свободы, за преступления тяжкие и особо тяжкие, такая отсрочка не применяется. Отсрочка отбытия наказания применяется в отношении женщин судом при вынесении приговора, где женщина из зала суда отправляется по прежнему месту жительства для рождения и воспитания ребенка до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. В некоторых случаях, необходимость в отсрочке возникает в процессе отбытия наказания, тогда суд по месту нахождения исправительного учреждения рассматривает и принимает решение по отсрочки наказания по беременности. Судом может применяться гуманизация по исполнению наказания не только в отсрочке, но и замене на более мягкое наказание. В данном случае суд преследует цели по воспитаю ребенка не в местах лишения свободы, а в нормальных условиях на свободе. Законодателем предусмотрены основания отмены отсрочки отбывания наказания: отказ от ребенка и уклонение от его воспитания после предупреждения. Официальный отказ от ребенка оформляется в родильном доме, в случае его отсутствия в другом медицинском учреждении, где проходили роды. Решение об уклонении от воспитания принимается после предупреждения уголовно-исполнительной инспекции на основании отказа от ухода за ребенком, его материального содержания и другое. В случае, если женщина сделала аборт или ребенок умер во время родов или после, необходимость в отсрочке отпадает9. [H5]По истечению сроков давности исполнения обвинительного приговора осужденная женщина освобождается от отбывания наказания. В случае достижения возраста четырнадцати лет ребенком и не истечения сроков, суд также освобождает осужденную от отбывания наказания полностью или оставшейся части наказания, либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом. При совершении нового преступления в период отсрочки, суд назначает наказания по совокупности приговоров на основании ст. 70 УК РФ. Специалисты в области пенитенциарной системы однозначно понимают, что отбытие наказания в виде лишения свободы – это потеря социальных и общественных связей, в частности, с семьей, психологическая деформация, и, конечно, речь не идет ни о каком-то перевоспитании. В результате после отбытия женщинами назначенного наказания, они не могут найти своего места в обществе, им психологически тяжело, что приводит к преступной деятельности и опять по кругу. На основании женской рецидивности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы должна произойти коррекция самой исправительной работы, в том числе и в области реабилитации. Один из вариантов реабилитации женщин осужденных может выражаться в виде отбытия части наказания на основании приговора в колонии общего режима (половины срока), а оставшуюся часть по решению суда в колонии поселения. Мы не говорим о переводе из одной колонии в другую на основании отдельного судебного решения, например, по причине несоблюдения режима. Речь идет об одном судебном решении. Таким образом, будет происходить целенаправленный и позитивный процесс адаптации женщин Основной целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных. Известный ученый – исследователь H.A. Беляев на этот счет пишет: «Исправление – это та минимальная задача, которая должна быть решена при исполнении наказания. Об исправлении преступника можно говорить тогда, когда под влиянием наказания в его сознании происходят изменения, при наличии которых преступник, хотя и не превращается в активного и сознательного члена нашего общества, но уже становится безопасным для общества»10. Наряду с исправлением, перевоспитание является более широким понятием, по мнению H.A. Беляева перевоспитание – это «исправление преступника плюс воспитание из него сознательного строителя коммунистического общества». Это более широкий процесс, который предполагается искоренение негативных свойств личности осужденного, в нашем случае осужденных женщин, или коррекцию негативных черт, и возможного формирования новых социально-значимых и одобряемых качеств при помощи реабилитации. УК РФ [H6]не ставит перед наказанием главной целью перевоспитание осужденного. Нравственная коррекция личности путем каких-либо лишений и правоограничений невозможна, но это не значит, что наше общество не нуждается в уголовно-исправительных учреждениях для женщин осужденных. Потребность социального общества заключается в формировании позитивных качеств и свойств. Только исполнением наказания в виде лишения свободы не искореняются негативные свойства человека, а наоборот, могут появиться еще и новые, чего ранее не было. По проблемам назначения уголовного наказания женщинам, считаем возможным сделать следующие выводы: 1. Лишение свободы как вид наказания является самым распространенной формой реализации уголовной ответственности для женщин. Удельный вес осужденных женщин на длительные сроки, превышает это же количество мужчин. 2. Широкая практика применения условного осуждения является единственным способом смягчения уголовного наказания в отношении женщин. Применение только условного осуждения является существенным недостатком в уголовной политике, так как отсутствует альтернатива наказания для ее обеспечения без изоляции от общества. 3. При индивидуализации уголовного наказания в отношении женщины учитываются такие критерии как условия жизни семьи осужденной, ее беременность, наличие малолетних детей. Конкретизированных условий жизни семьи осужденной в уголовном законодательстве не указано, в отличие от беременности виновной и наличия у нее малолетних детей, поэтому, видится необходимость в законодательном уточнении для дальнейшего квалифицированного понимания в судебной практике. К третьему направлению относятся специфические виды освобождения от уголовного наказания – отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Этот институт, предусматривает возможность предоставления отсрочки отбывания наказания женщинам в связи с их беременностью или наличием малолетних детей только во время отбывания ими лишения свободы. Уголовный кодекс РФ предоставил суду право применить отсрочку отбывания наказания в отношении данной категории подсудимых также при вынесении приговора. Этому способствовало и присоединение России ко многим международно-правовым актам в области охраны прав и интересов личности, в том числе малолетних детей, что не могло не сказаться на внутреннем уголовно-правовом законодательстве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.11 каждый ребенок без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку, в том числе и рождения от осужденной матери, имеет «право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства». В Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен со своей матерью...» 12. Данная мера уголовно-правового характера предусмотрена ст. 82 УК РФ, ее смысл заключается в создании более благоприятных условий для рождения и воспитания ребенка. По своей социально-правовой природе появление данного института обусловлено реализацией естественного права женщин на материнство, на повышение их роли в воспитании детей. Отсрочка отбывания наказания направлена на защиту интересов ребенка и его матери и на решение целей наказания без его реального исполнения. По своей видовой принадлежности изучаемые меры уголовно-правового характера относятся к институту освобождения от наказания, представляют собой приостановление исполнения назначенного судом наказания в виде лишения свободы, ареста, ограничения свободы, исправительных работ, обязательных работ и являются самостоятельным уголовно-правовым институтом специфического воздействия на осужденных женщин. Кроме того, отсрочка отбывания наказания является своеобразной формой индивидуализации уголовной ответственности. Ее применение призвано содействовать исправлению осужденных женщин, предупреждению совершения ими новых преступлений, а также воспитанию и развитию малолетних детей. Наказывая женщину за совершенное преступление и заботясь об облегчении участи женщины-матери, закон ограждает в первую очередь малолетних детей, которые вынуждены следовать за матерью в места лишения свободы или обречены на рождение в этих местах, от незаслуженной кары13. Практика показывает, что сам по себе факт наличия детей или беременности еще не является достаточным основанием для освобождения женщин от отбывания наказания. Находит этот подход поддержку и в научной литературе. В.А. Сушко пишет в связи с этим: «В основе решения суда о возможности применения отсрочки отбывания наказания женщине... лежат всесторонние данные о ней как о матери, ее поведении, отношении к труду и иные сведения исправительно-трудового, а также медицинского характера»14. Ей вторит Т.Ф. Минязева: «Основанием применения отсрочки исполнения наказания является не только беременность осужденной женщины и наличие у нее малолетних детей, но и данные о самой женщине, ее поведении после совершения преступления или в период отбывания наказания, степень тяжести совершенного преступления и срок назначенного наказания в виде лишения свободы»15. Анализ статистики показывает, что 60 % освобожденных женщин не имели взысканий во время отбывания наказания; 70 % добросовестно относились к труду; значительная часть раскаивалась в содеянном и не сомневалась в справедливости назначенного им наказания (69 %). Основная масса (48 %) отбыла в исправительном учреждении от одного года до трех лет. При этом срок наказания в виде лишения свободы, назначенный по приговору суда, у большинства осужденных женщин составил от трех до пяти лет. Это связано с тем, что практика руководствуется следующим правилом: осужденная женщина должна отбыть не менее одного года в данном исправительном учреждении и зарекомендовать себя с положительной стороны. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, обладает мощным гуманистическим потенциалом16. Теоретическим и социальным обоснованием отсрочки является возможность посредством ее применения способствовать достижению целей уголовной ответственности путем минимального ограничения личной свободы осужденной, стимулирования ее позитивного постпреступного поведения, мобилизации внутренних сил личности в достижении цели исправления. Законодатель неоднократно предпринимает попытки совершенствования правовой регламентации рассматриваемого вида освобождения от наказания. Вместе с тем определения нуждаются в совершенствовании предписания относительно оснований предоставления отсрочки. Не претендуя на исчерпывающий уголовно-правовой и от части уголовно-исполнительный анализ, отметим некоторые, на наш взгляд, возможные направления редактирования соответствующих правовых норм. На сегодняшний день отсрочка не предоставляется женщинам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Буквальное толкование нормы предполагает, что речь идет об ограничении применения отсрочки осужденным за преступления, предусмотренные разделом 7 УК РФ. Вместе с тем, некоторые исследователи расширяют перечень ограничений. В частности, В.А. Сушко, А.И. Рарог полагают, что отсрочка не должна применяться в отношении женщин, осужденных по нормам других разделов УК, но за преступления, связанные с посягательством на жизнь или здоровье человека, то есть за «двуобъектные» преступления17. Предлагаются и иные варианты совершенствования нормы. С.А. Кацуба считает возможным изменить редакцию соответствующего предписания закона следующим образом: «кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с применением насилия или угрозой его применения к личности» . П.К. Гаджирамазанова считает, что отсрочка не должна применяться к женщинам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления против личности (в которых она выступает основным или дополнительным объектом), а также против общественной безопасности и общественного порядка18. О.В. Тюшнякова расширяет перечень ограничений применения отсрочки, формулируя следующее примечание к ст. 82 УК РФ: «Под тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности, указанными в ч. 1 ст. 82 УК РФ, следует понимать, помимо преступлений, предусмотренных разделом VII Особенной части УК РФ, также преступления, в которых личность выступает обязательным дополнительным объектом, предусмотренные ст. 162, 205, 206, 209, ч.2 ст. 213, ч. 4 ст. 226, 277, 295, 317 УК РФ»19. 1.Суть предложений сводится к расширению оснований неприменения отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Не возражая против такой постановки вопроса, считаем необходимым отметить, что предлагаемые ограничения должны согласовываться с социальным предназначением отсрочки. Оно, как известно, определяется заботой государства о наилучшем обеспечении прав и интересов детей. В связи с этим считаем возможным на законодательном уровне запретить предоставление отсрочки отбывания наказания на основании ст. 82 УК РФ следующим категориям женщин: - осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с применением опасного для жизни или здоровья насилия над личностью; - осужденным за совокупность преступлений или совокупность приговоров, если хотя бы одно из входящих в совокупность преступлений является тяжким или особо тяжким преступлением, связанным с применением опасного для жизни или здоровья насилия над личностью - осужденным женщинам, лишенным родительских прав; - женщинам, осужденным за совершение преступлений против интересов несовершеннолетних; - женщинам, страдающим алкоголизмом или наркоманией. 2. Следующим направлением совершенствования института отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может служить корректировка сроков предоставления отсрочки. Первоначальная редакция ст. 82 УК РФ допускала применение отсрочки к женщинам, имеющим ребенка в возрасте до восьми лет. После вступления в действие Федерального закона № 25-ФЗ от 9 марта 2001 г. отсрочка стала предоставляться до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, что привело к противоречию ее норм с предписаниями иных уголовно-правовых институтов, и в частности института давности обвинительного приговора. Л.В. Яковлева справедливо указывает: «Предоставление отсрочки большей длительности, чем установленные УК РФ сроки давности обвинительных приговоров, вынесенных за преступления определенной категории, незаконно. Разрешению создавшейся коллизии может способствовать изменение законодательства, в результате которого момент окончания отсрочки будет дифференцирован с учетом ряда обстоятельств. К последним относится категория совершенного женщиной преступления, назначенный судом срок наказания, возраст ребенка»20. Полагаем, что выходом из сложившейся ситуации может стать законодательное закрепление правила о том, что срок предоставляемой отсрочки не может превышать сроков давности обвинительного приговора суда, установленных ст. 83 УК РФ. 3. Представляется, что в законе следует предусмотреть дополнительные стимулы позитивного постпреступного поведения освобожденных женщин. Речь идет о возможности досрочного прекращения отсрочки при хорошем поведении женщины и добросовестном отношении к воспитанию ребенка. Если бы у женщин была перспектива досрочного изменения своего правового положения во время отсрочки, а уголовно-исполнительная инспекция обладала бы соответствующим полномочием, то осужденные могли бы более ответственно относиться к соблюдению предписаний закона и выполнению предъявляемых к их поведению требований. 4. Важным направлением совершенствования практики применения отсрочки женщинам на основании ст. 82 УК РФ является организация должной поддержки, помощи и контроля за поведением освобожденных. Отсрочка предусматривает предъявление к поведению осужденной женщины определенных требований, несоблюдение которых влечет за собой реальное исполнение наказания, назначенного приговором суда. Контроль за соблюдением требований осужденными женщинами, указанных в законе, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Важной и сложной задачей инспекций является осуществление контроля за выполнением осужденными женщинами своих обязанностей матери по отношению к своему ребенку (по его воспитанию и уходу за ним). Факты уклонения от воспитания ребенка необходимо устанавливать индивидуально. Однако в любом случае необходимо учитывать следующее: ребенок должен быть всегда накормлен, одет и обут по сезону; мать должна следить за соблюдением правил личной гигиены ребенка, а также соблюдать порядок и чистоту в квартире (доме), где проживает; мать должна обеспечить ребенку возможность посещать детские образовательные учреждения (детский сад или школа); мать с ребенком должна регулярно посещать детского врача. Вместе с тем, проверками, проведёнными Генеральной прокуратурой Российской Федерации, установлено, что подразделениями службы исполнения наказаний не осуществляется надлежащего контроля за соблюдением отсрочки отбывания наказания осуждёнными беременными женщинами и осуждёнными женщинами, имеющими несовершеннолетних детей. Вследствие этого, осуждённые продолжают вести антиобщественный образ жизни, воспитанием св....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: