- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002106 |
Тема: | Особенности технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой |
Содержание
Особенности технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой Содержание Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой 6 1.1. История развития вольной борьбы 6 1.2. Содержание технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой 9 1.3. Характеристика анатомо-физиологических особенностей мальчиков 12-13 лет 12 1.4. Физическое развитие мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой 17 Глава II. Задачи, методы и организация исследования 22 2.1. Задачи иследования 22 2.2. Методы иследования 22 2.3. Организации иследования 27 Введение Актуальность исследования. В настоящее время большинство тренеров по вольной борьбе, работающих с детьми на этапе начальной подготовки уделяют большое внимание общей физической подготовке, а обучение сложно-координационным действиям уходит на второй план. Из литературы известно, что в онтогенетическом развитии двигательной координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 12-13 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. В последующем развитии координационных способностей может наступить застой, если систематически не выполнять упражнений для их совершенствования. Борцы вольного стиля отличаются высоким уровнем развития координационных способностей, что необходимо учитывать при наборе претендентов в спортивные секции [1, 5]. По мнению практикующих тренеров, уровень физического развития детей за последние годы значительно снизился по всей России. Этот тревожный факт (наряду с другими) послужил поводом к адаптации программ для контингента начинающих борцов. Для реализации этого важного мероприятия и доведения физических кондиций начинающих борцов до уровня, при котором возможно безопасное обучение технике борьбы, представляется разумным увеличить объем времени отводимый на общую физическую подготовку занимающихся. Для реализации гипотезы необходимо первые шесть месяцев занятий с детьми посвятить упражнениям, направленным на воспитание физических качеств и расширение их двигательных умений. В связи с изложенным тема «Особенности технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой» является актуальной. Целью нашего исследования является совершенствование методики воспитания координационных способностей юных борцов. Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по вольной борьбе. Предмет исследования: является методика воспитания технико-тактических способностей начинающих борцов вольного стиля. Гипотеза: мы предположили, что технико-тактическую подготовку мальчиков 12-13 лет можно улучшить посредством выполнения специальных упражнений, вырабатывающих ловкость и скорость: проходы в ноги, «забегание» на борцовском мосту, «подвороты». Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в практику результатов исследования и экспериментальной методики воспитания ловкости и скорости борцов, на начальном этапе обучения состоящей из подвижных и специализированных игр, эстафет и акробатических упражнений. По мнению ряда исследователей, к понятиям «ловкость» и «координационные способности» следует относиться как к однозначным, так как они отражают одни и те же свойства моторики организма. Классификация координационных способностей может быть осуществлена на основании двух обобщенных признаков: • направленность проявления; • условия управления отдельными движениями и двигательной деятельностью в целом. По первому признаку - это общие и специальные координационные способности, а по второму - стационарные и переменные. На пересечении этих двух признаков образуются четыре группы координационных способностей: общие регламентированные; общие ситуационные; специальные регламентированные; специальные ситуационные. Наиболее важным фактором достижений борцов являются условия управления отдельными движениями и двигательной деятельностью в целом. На основании этого, можно предложить следующие две группы координационных способностей: регламентированные; ситуационные. Регламентированные координационные способности проявляются в строго определенных условиях, в одной из трех плоскостей пространства (фронтальной, горизонтальной, сагиттальной), в конкретных промежутках времени, с усилиями определенной величины. Ситуационные координационные способности связаны с необходимостью не только прогнозировать двигательные ситуации, но и быстро реагировать на различные воздействия, принимать решения и перестраивать собственную двигательную деятельность. Наиболее важной из координационных способностей следует считать типологию движений, выполняемых в трех плоскостях пространства и в разных условиях опоры. Уже на начальных этапах подготовки борцы должны уметь управлять движениями из всех этих групп упражнений. Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой 1.1. История развития вольной борьбы Вольная борьба представляет собой боевое искусство с достаточно широким выбором технических приемов. Уходя к истокам возникновения данного боевого искусства, 19 век можно обозначить началом его зарождения. В истории Олимпийских игр вольная борьба появилась в 1904 году. Данный вид спорта подразумевает состязание двух соперников, которым по правилам разрешено применение определенного набора технических приемов. Схватка спортсменов может длиться до победы одного из них в течение двух раундов. Невероятно популярной вольная борьба стала в Америке. Начиная с 1904 года, на Олимпийской арене уверенно и успешно выступают американские спортсмены. Именно им и отдано наибольшее количество золотых медалей. На сегодняшний день с американскими борцами соперничают спортсмены из Ирана, Турции, России, иных стран мира. Более того, в Иране вольная борьба стала национальным видом спорта [1]. Итак, вольная борьба – это единоборство двух людей с использованием разнообразных технических приемов, например бросок, захват, подножка, подсечка, переворот и других. Главная цель каждого из спортсменов – добиться победы и положить другого на лопатки. Схватки длятся ровно 5 минут. Если за это время, никто из спортсменов не победил( не одержал чистой победы или не набрал не меньше 3 очков), тогда схватку продолжают еще три минуты. Борьба будет продолжаться до тех пор, пока один из соперников не наберет 3 и более очка или не одержит чистую победу (туше). Борьбу, как физическое упражнение, знали еще с давних времен. Подобные состязания были включены в программу олимпийских древних игр, например, в пятиборье (пентатлон). Европейские страны, в XVIII в. практиковали такие гимнастические системы, где вместе с другими различными физическими упражнениями была обязательно и борьба. Большое развитие этот силовой вид получил во Франции. Потом классическая борьба распространилась и во всех государствах Западной Европы. И это было благодаря частым выступлениям борцов-профессионалов из Франции. Техника их борьбы напоминала технику, которую культивировали в Древней Греции и Риме, поэтому ее называли греко-римская уже в те годы. История зарождения и развития вольной борьбы исчисляется десятилетиями. Свое наименование «вольная» борьба получила потому, что в ней было отличие от классической борьбы, менее ограниченными правилами. И непосредственно в правилах вольной борьбы, единоборцу предоставлялась большая свобода выборов тактических приемов для победы спортсмена. Вольная борьба появляется на спортивной международной арене гораздо позже, чем греко-римская. Родиной вольной борьбы считают Англию. Спустя некоторое время, вольная борьба появляется в Соединенных Штатах, где и начинает активно развиваться в двух направлениях – как культ профессионалов и как, вид единоборства. На профессиональных коврах практиковались самые грубые и невероятные приемы: болевые приемы, "вывертывания" суставов . Профессиональные борцы зачастую симулировали такие зверства, чтобы подогреть интерес зрителя к схваткам на ковре. Более корректно вольную борьбу стали культивировать в колледжах и университетах Америки, где называли этот вид борьбы « любительской вольно-американской борьбой». Официальные первые соревнования по этой борьбе состоялись на Олимпиаде-1904 в США. В этой борьбе принимают участие только борцы из Соединенных Штатов, в количестве 38 спортсменов. И естественно, что, начиная с этого момента Америка, традиционно хорошо выступает во всех соревнованиях по этому виду борьбы. За период с той Олимпиады и по 1996 год борцы Соединенных Штатов получают 99 медалей на Олимпиадах. Сборная Советского Союза долгие годы подряд соперничала с лучшими американскими борцами. Другие страны, где вольная борьба стала наиболее популярна – это Турция и Иран. Что же касается непосредственно развития и культивирования вольной борьбы в Советском Союзе, то необходимо отметить то, что классическая борьба здесь начинает активно развиваться гораздо раньше вольной борьбы. В большей степени вольная борьба развивалась в Закавказских республиках Грузии, Армении и Азербайджане, поскольку культивировавшиеся в этих республиках борцовские виды своими правилами были невероятно схожи на признанный, международными федерациями вид вольной борьбы. После Великой Отечественной Войны проводился сбор тренеров Советского Союза, где изучалась техника этого нового вида борьбы. Невероятно, но за развитием вольной борьбы в стране следил лично Иосиф Сталин. В 1945 году проходит и первый чемпионат страны, в котором принимают участие большое количество борцов вольного стиля и борцов-классиков. Любой вид борьбы, как и любой вид спорта (единоборств), имеет свои определенные правила, задача которых – положить своего соперника на лопатки (туше) или же победить противника по количеству набранных им очков. Необходимо знать некоторые различия греко-римской борьбы и вольной: 1. Правилами борьбы греко-римской запрещается захватывать соперника ниже пояса, также запрещено активно пользоваться ногами, выполняя приемы, а также ставить подножку; 2. Правилами борьбы вольной как раз разрешены захваты ног соперника, разрешается активно использовать ноги во время выполнения подножки или приемов; 3. В пляжной борьбе существует специфический отдельный регламент; 4. В женской борьбе запрещено использовать двойной Нельсон; 5. Национальными борцовскими видами допускается применять правила, которые могут, так или иначе, отображать специфичность каждого региона [2]. Правила борьбы постоянно меняются и совершенствуются, но их обязан знать абсолютно каждый арбитр, борец, тренер, кто пользуется справедливыми и честными приемами борьбы, для себя и удовольствия многочисленных зрителей. 1.2. Содержание технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой Известно, что борьба - естественная, обусловленная природой потребность детей и подростков в единоборстве. По мнению русского ученого и педагога П. Ф. Лесгафта, борьба - это одно из эффективнейших средств физического воспитания детей и молодежи [1]. Занятия борьбой вольного стиля рассматриваются многими специалистами в качестве одного из действенных средств физической подготовки подрастающего поколения и, следовательно, имеют большое прикладное значение. Технико-тактическая подготовка начинающих борцов вольного стиля должна включать в себя наиболее действенные средства и методы с учетом его расширения и индивидуализации на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. При этом соревновательная деятельность должна являться итоговым показателем эффективности тренировочного процесса. По мнению В. М. Салчак, борец должен быть хорошо физически развит. В вольной борьбе ко всем физическим качествам предъявляются в равной степени одинаковые требования. Невозможно добиться стабильного результата в борьбе лишь за счет одного преимущества в выносливости, силе или ловкости. Вместе с тем люди, обладающие равномерно развитыми физическими качествами, встречаются крайне редко. Как правило, одно физическое качество преобладает над другим. Например, недостаточно ловкий и сильный борец нередко отличается существенной выносливостью, средневыносливый борец может проявлять исключительную быстроту и ловкость, в меру выносливый и быстрый спортсмен - оказаться незаурядно сильным. Развитие физических качеств в определенной мере накладывает отпечаток на характер и стиль борьбы спортсмена, на его технико- тактическое мастерство [2]. Анализ существующих учебно-методических пособий и программ по борьбе вольного стиля позволяет утверждать, что на сегодняшний день проблема рациональной структуры тренировочных средств технико- тактической подготовки юных борцов с учетом индивидуальных особенностей развития физических качеств спортсмена не имеет должного научного обоснования. Научно не обоснована рациональная структура тренировочных средств технико-тактической подготовки начинающих борцов с учетом обозначенных индивидуальных особенностей. Это приводит к использованию одинаковых тренировочных нагрузок на начальном этапе подготовки, которые либо не соответствуют физическим возможностям конкретного спортсмена, либо слишком для него низки, что приводит к замедлению роста спортивных результатов на последующих этапах подготовки, и большому отсеву тех занимающихся, которые не выдерживают возложенных на них физических нагрузок [3]. Поэтому на этапе начальной технико-тактической подготовки необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности развития физических качеств юных спортсменов. Однако это не всегда учитывается тренерами детских спортивных школ и секций, в связи с чем развиваются в основном силовые и скоростно-силовые качества, а показатели таких качеств, как выносливость, гибкость и ловкость несколько отстают. Например, увлечение только силовой подготовкой может привести к потере эластичности мышц и гибкости в суставах верхних и нижних конечностей, скованности движений. Необходима разработка новых подходов в воспитании физических качеств юных борцов с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. В этих целях рекомендуется осуществлять периодический педагогический контроль развития физических качеств, определение показателей темпа их прироста с учетом физического развития юных спортсменов, соматического типа и физиологических возможностей организма. В технико-тактическую подготовку борцов вольного стиля на начальном этапе должны быть включены дополнительные упражнения, такие как бег по пересеченной местности, в гору, с поворотами; спортивные игры – футбол, гандбол, волейбол, баскетбол, занятия на тренажерах, развивающих все группы мышц в комплексе, и другое. Следовательно, обозначенную проблему можно решить только при активном участии тренеров по борьбе вольного стиля. Необходимо обеспечение их новыми знаниями, специальной литературой и материалами практических исследований российских и зарубежных авторов. Воспитание физических качеств в процессе технико-тактической подготовки начинающих борцов вольного стиля – важная задача подготовки кадров олимпийского резерва. Вороков К.А. Содержание технико-тактической подготовки начинающих борцов вольного стиля с учетом индивидуальных способностей развития физических качеств спортсмена // Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2016. Т. 1. 1.3. Характеристика анатомо-физиологических особенностей мальчиков 12-13 лет В настоящее время изменились уровни социального и психофизиологического созревания детей, что порождает множество вопросов: педагогических, физиологических и психологических. Отмечается тенденция к увеличению количества детей, привлеченных к регулярным занятиям различными видами спорта. При этом многолетняя узкая специализация в избранном виде спорта способствует формированию только специфических физических качеств. На основании этого тренировочный процесс в детских спортивных секциях должен придерживаться соблюдения важнейшего принципа адекватности: нагрузка должна дозироваться с учетом возрастных функциональных возможностей организма. Вольная борьба занимает одно из первых мест в системе физического воспитания подрастающего поколения являясь, средством всестороннего физического развития и укрепления здоровья. На протяжении длительного времени не приветствовалось привлечение, подрастающее поколения в секции вольной борьбы, т.к. считалось, что этот вид спорта оказывает вредное влияние на растущий организм подростков. Практический опыт тренеров и последующие научно-исследовательские работы показали, что занятия борьбой вольного стиля положительно воздействуют на юное поколение. В данное время наблюдается более раннее привлечение детей в секции вольной борьбы. Тренеры останавливают свой выбор, в подготовке высококвалифицированных борцов, на спортсменах, начавших заниматься борьбой с подросткового и юношеского возраста. Это объясняется следующими причинами: юные борцы имеют меньшее количество устойчивых двигательных навыков, которые мешают усваивать своеобразные приемы и движения борьбы; обладают большей подражательной способностью, чем взрослые; впечатлительны и более восприимчивы; именно в подростковом и юношеском возрасте в наибольшей степени проявляются такие ценные необходимые борцам качества, как гибкость, быстрота, ловкость. Но современные тенденции развития спорта влекут за собой целый комплекс негативных последствий, особенно опасных для детского и подросткового организма. По мнению Б.А. Никитюка, это «...неправомерности переноса взрослых норм физических нагрузок на детей и подростков». Изучение анкетных данных контингента борцов вольного стиля имеющих квалификацию кандидата в мастера спорта, показало, что заниматься вольной борьбой в 6-7 лет начали 19,2 % опрошенных; большинство атлетов пришло в секцию в 8-9 лет – это 48,6 % респондентов, в 10-12 лет – 32,7 %. Нервная система юношей отличается неустойчивостью. Несмотря на увеличивающуюся с возрастом подчиняемость чувств и других сторон психической деятельности человека сдерживающему и направляющему руководству интеллекта, у юношей все еще отличается относительное преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения, преобладание чувств над разумом. Отмеченной неустойчивостью нервной системы подростков и юношей объясняется их быстрая утомляемость, чрезмерная неуравновешенность, а нередко и потеря интересов к спорту, которым они еще недавно занимались с большим энтузиазмом. Лучшим средством борьбы с неуравновешенностью является интересное проведение каждого занятия. Подростки и юноши легко и охотно увлекаются той деятельностью, которая может привести их к конкретным, достаточно ощутимым и по времени, и по отдельным результатам. В этом возрасте происходит процесс так называемого психического возмужания, подросткам и юношам хочется, чтобы их уже не считали детьми, они стремятся ко всему героическому и мужественному, стараются во всем походить на взрослых. В связи с этим отмечается огромная склонность к переоценке своих сил и возможностей, и, в частности, к злоупотреблению в занятиях спортом, что может принести им вместо пользы вред. Прямолинейность и непосредственность являются также отличительной чертой психологических особенностей юношей. Специалисты отмечают, что, приходя в спортивный зал, ребенок слабо представляет себе, что такое борьба, и, сталкиваясь с определенными трудностями, по данным Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова в спорт высших достижений переходит всего около 2 % от всех занимающихся, т.е. из 2 млн. детей, только 34,5 тыс. становятся высококвалифицированными спортсменами [1]. Результаты опроса атлетов одной из ДЮСШ г. Ставрополя по спортивной борьбе, показали, что из секций в основном, уходят по причинам: тяжелой для детского возраста физической нагрузки; слишком сложных координационных упражнения, но малого количества приемов единоборств; упражнении, не относящихся к единоборствам; боязни соревновательных схваток; отсутствия разрядов и т.д. Это свидетельствует о том, что основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки [2]. Без необходимого научного обоснования и адекватного понимания отрицательной сущности слишком раннего привлечения детей к специализированным занятиям спортом трудно предотвратить от печальных последствий и обеспечить гармоничное развитие разносторонних физических, умственных и психологических способностей подрастающего поколения. В юношеском спорте происходит формирование основных систем и функций организма. Очень важно учитывать периоды, наиболее благоприятные для развития определенных качеств, а выявление закономерностей их развития необходимо для правильной организации физического воспитания подростков и юношей, так как каждый возрастной период характеризуется специфическими морфологическими, функциональными и психологическими особенностями. По мнению В.П. Лукьяненко физическое развитие это «...комплекс морфологических особенностей организма, его размеров и некоторых функциональных показателей». В этой связи необходимо остановиться на некоторых особенностях тренированного и не тренированного организма подростков 8-12 летнего возраста [3]. Как правило, в педагогической практике физическое развитие ребенка оценивается, главным образом, по изменениям с возрастом тотальных размеров тела (вес, рост и окружность грудной клетки), также морфологических и функциональных перестроек сердечно-сосудистой и нервной системы. Динамика изменений результатов физического развития юных спортсменов отражена в индивидуальных медицинских картах, хранящихся в спортивном диспансере весь период спортивной деятельности атлетов. В исследовании были применены: для расчета величины рекомендуемого веса индекс Брока и формула А.Ф. Синякова; методика определения уровня физического состояния Е.А. Пирогова; проба Штанге; проба Генчи; методика самооценки эмоциональных состояний А.Е. Уэссманна и Д.Ф. Рикса [4]. Общая тенденция изменения веса тела с возрастом такова, что выраженные индивидуальные различия в этом показателе сохраняются во всех случаях. Прослеживая изменения веса тела можно сказать о том, что этот показатель физического развития меняется наиболее существенно у 15-16 летних атлетов. В качественном отношении мышцы подростка не занимающегося спортом беднее белковыми веществами, жирами и минеральными солями. Эти особенности мышечной системы обуславливают быструю их утомляемость. Показатели длины тела 8-12 летних подростков еще не имеют выраженных различий. Явный прирост наблюдается в период полового созревания (13-16 лет). Подростки, занимающиеся спортом, имеют значительно развитую мускулатуру и превосходят своих сверстников в показателе роста. Это объясняется тем, что в юношеском возрасте значительная масса костной ткани покрыта хрящом, это обуславливает большую податливость костной системы. Применение в тренировочном процессе упражнений общефизической подготовки, в особенности на гибкость, положительно воздействует на развитие костной и мышечной систем. Окружность грудной клетки изменялась с возрастом более равномерно, чем вес тела. Показатель изменения окружности грудной клетки и жизненной емкости легких с возрастом увеличивается не столько за счет увеличения массы тела, сколько за счет естественных возрастных морфологических изменений костного аппарата. Прирост показателя варьируется от 70 – 76 см3 (8-12 летние атлеты) и 148-154 см3 (12-14 летние атлеты) в год. У юношей, занимающихся ациклическими и циклическими видами спорта, сохраняются высокие резервы повышения экономичности дыхания и рабочего уровня респираторной системы [5]. Известно, что напряженная мышечная деятельность сопровождается значительными метаболическими изменениями, которые позволяют уже на ранней стадии диагностировать признаки утомления, переутомления, напряжения регуляторных систем и вносить коррективы в тренировочный процесс. Нервная система юных атлетов отличается неустойчивостью. Происходит относительное преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения, это объясняется их быстрой утомляемостью, чрезмерной неуравновешенностью, а нередко и потерей интересов к спорту, которым они еще недавно занимались с большим энтузиазмом. В возрасте «психического возмужания» отмечается огромная склонность к переоценке своих сил и возможностей, и, в частности, к злоупотреблению в занятиях спортом, что может принести им вместо пользы вред [6]. Опытный тренер всегда скорректирует тренировочный процесс, учитывая возрастные анатомо-физиологические и психические особенности организма юных спортсменов для их гармоничного развития придерживаясь того что, малые нагрузки не обладают адаптогенными свойствами, а чрезмерные способны вызвать отрицательное повреждающее воздействие. Имея представления об особенностях важнейших механизмов растущего организма, в условиях расширенного двигательного режима, возможно использование данных проведенного исследования при спортивном отборе, прогнозировании перетренированности и переутомления для сохранения благоприятного морфофункционального состояния юных борцов вольного стиля. 1.4. Физическое развитие мальчиков 12-13 лет, занимающихся вольной борьбой В нашей стране все большее внимание Правительства РФ и общественности концентрируется на решении проблемы физического развития подрастающего поколения. В частности, существенно было увеличено время, отводимое для занятий физической культурой на уроках общеобразовательной школы [1]. Таким образом, забота о здоровье несовершеннолетних расценивается как приоритетное направление внутренней политики государства. Указанное заставляет искать новые эффективные пути совершенствования физической подготовки подростков. Одной из задач образования является всесторонне развитие в каждом подростке его физических и духовных качеств. В виду указанного, выбор средств и методов физической подготовки для подростков является одним из основных вопросов, решаемых при определении содержания обучения. Для определения развития физических качеств могут быть отобраны следующие упражнения: - подтягивания на перекладине, (до мах.) - отжимание от пола, (до мах.); - челночный бег 3 х 10 метров, (сек.); - бег 60 метров (с высокого старта), (сек.); - наклон вперёд из положения, сидя (см.); - прыжки в длину с места, (см.); - бросок набивного мяча весом 2 кг. (метр.); - подъем туловища за 30 сек; - тест с фиксированной длительностью бега - 6 мин. (раст.), (метр.). Указанные тестовые упражнения позволяют определить развитие физических качеств: скорости, координации, силы, выносливости, гибкости скоростно-силовых показателей. Таким образом, нами предлагается в процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» на ступени основного общего образования (5-9 классы) проводить занятия с применением следующих методик подготовки борцов вольного стиля. Для развития силы, - применять метод повторных усилий. Особенность этого метода заключается в работе «до отказа». Вес, который в первых попытках можно было легко поднять, при работе «до отказа» становится физиологическим раздражителем большой силы. Изменяется концентрация усилий. В итоге физиологическая картина становится сходной с той, которая существует при выполнении предельных усилий, при условии, что величина усилий не слишком мала. Выполнение упражнений на фоне утомления затрудняет образование тех тонких условно-рефлекторных отношений, которые обеспечивают в значительной мере дальнейшее развитие силы. Для развития скоростно-силовых качеств предлагается использовать «метод повторного прогрессирующего упражнения». Для этого метода характерны следующие особенности: максимальная интенсивность нагрузки, небольшая продолжительность, оптимальные интервалы отдыха [2]. Примерные упражнения: - выполнить определённые технические действия с партнёрами различного веса; - выполнить броски борцовского манекена (вес манекена 60% от максимального). «Метод ударных усилий», сущность которого заключается в значительной стимуляции мышц в результате спрыгивания с определённой высоты с последующим выпрыгиванием вверх. При этом происходит сочетание уступающего и преодолевающего характера работы. Методику маятниковых тренажёров, сущность которой заключается в том, что спортсмен, сидя в кресле тренажёра и отталкиваясь ногами от опоры, раскачивает тренажёр до максимальной амплитуды. При помощи специального механизма амплитуда колебания в каждом цикле отталкивания несколько сокращается, что приводит к уменьшению длительности «безопорной фазы». С каждым колебанием происходит нарастание частоты колебаний скорости сближения с опорой, что, в свою очередь, стимулирует к более мощному и сильному отталкиванию. Модификации этого тренажёра позволяют осуществить развитие скоростно-силовых качеств в сериях повторяющихся движений с нарастающей мощностью, в связи с чем этот метод был назван методом последовательного возбуждения [3]. Эффект развития «быстрой силы» в циклических движениях зависит от оптимального отягощения, темпа и длительности работы. При развитии «быстрой силы» режим работы применяемости упражнения должен соответствовать специальному движению. Поэтому в скоростно-силовую подготовку нужно включать специфические упражнения. В настоящее время считается возможным начинать тренироваться «на выносливость» уже с 9-10 лет. Интересно спланированные занятия с использованием игрового метода помогают выполнять большую работу без резко выраженного утомления [4]. Важным физическим качеством является выносливость. Основной метод воспитания общей выносливости - равномерный. Для этой цели с успехом применяется бег. Силовая выносливость воспитывается повторным (до отказа) выполнением силовых упражнений в среднем темпе с отягощением, вес которого равен примерно 50% от максимального. При воспитании силовой выносливости рекомендуется также комбинировать повторный метод с «круговым». Но при «круговом» методе в основном применяются скоростно-силовые упражнения, поэтому, пользуясь им для воспитания им для силовой выносливости, обычную величину отягощения в упражнениях следует повышать. Для развития выносливости используются следующие основные методы: увеличения времени; нарастание темпа (плотности занятий); переменный; интервальный; переменно-интервальный; повторный; круговой; соревновательный. Метод увеличения времени заключается в том, что постепенно от занятия к занятию возрастает время выполнения физических упражнений (ведения схватки). Этот же метод предполагает увеличение числа занятий. Время выполнения работы и, в частности, время схватки может возрастать до определенного предела (15-20 минут). Метод нарастающего темпа предполагает постепенное, от занятия к занятию, увеличение темпа (интенсивности) выполнения физических упражнений (схваток), а также плотности занятий в целом. Так же как и продолжительность, интенсивность выполнения физических упражнений может возрастать до определенного предела, и в конечном итоге должна превзойти интенсивность нагрузки на соревнованиях. Эффективными средствами развития общей и силовой выносливости юношей являются разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые главным образом в форме «круговой тренировки» и методом повторных усилий с многократным повторением, преодолением напряженного сопротивления до значительного утомления или «до отказа». Глава II. Задачи, методы и организация исследования Проведенный нами анализ источников показывает, что технико-тактической подготовке мальчиков 12-13 лет вольной борьбе уделено мало внимания. Большинство исследований на сегодняшний день проводится с уже состоявшимися спортсменами, сама технико-тактическая подготовка не учитывает возрастные особенности юных борцов, а также во многом дублирует методику обучения, которую используют взрослые. 2.1. Задачи исследования 1. Изучить анатомо-физиологические особенности мальчиков 12-13 лет. 2. Разработать методику обучения техническим элементам защиты и атаки в вольной борьбе мальчиков 12-13 лет. 3. Экспериментально проверить эффективность применения разработанной методики технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет на общую физическую и специальную подготовленность. 2.2. Методы исследования Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: 1. Анализ литературных источников. Цель анализа – выявление состояния проблемы исследования и определение основных путей в решении проблемы совершенствования технико-тактической подготовки мальчиков 12-13 лет в вольной борьбе, содержания базовой техники и последовательности ее формирования. 2. Контрольные упражнения по общей физической подготовленности: Бег на 100 м (с). Проводился на стадионе. Результат замерялся секундомером и заносился в протокол. Таблица 1 Оценка результатов упражнения «Бег на 100 м» Оценка 3 4 5 Результат 18,0 17,0 16,2 Челночный бег 3 х 10 м (с). Упражнение выполнялось с максимальной скоростью. Устанавливалось 3 препятствия в виде кубиков через каждые 10 метров дистанции. Испытуемый добегал до первого препятствия, касался его рукой и возвращался до линии старта, затем, аналогично, он выполнял это упражнение добегая до второго, и, наконец, до третьего препятствия. Для выполнения упражнения давалась 1 попытка. Секундомером измерялось время выполнения упражнения до десятой доли секунды. Результат заносился в протокол. Таблица 2 Оценка результатов упражнения «Челночный бег» Оценка 3 4 5 Результат 10,6 10,2 9,8 Сгибание и разгибание туловища за 30 с. (раз). Выполняется лежа на спине. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд. Таблица 3 Оценка результатов упражнения «Сгибание и разгибание туловища за 30 с.» Оценка 3 4 5 Результат 15-17 18-22 23-26 3. Контрольные упражнения по специальной физической подготовленности: Проходы в ноги (рис.1). С уклоном под руку противника борец идет вперед, падая на переднее колено, перекрывшись руками от возможног....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: