- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование технико-тактической подготовки в видах рукопашного боя
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010291 |
Тема: | Совершенствование технико-тактической подготовки в видах рукопашного боя |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И СЕРВИСА Кафедра теории и методики борьбы, тяжелой атлетики и бокса Направление подготовки Физическая культура Профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) Мирза Ахмед Рамазанович Студент группы 11з3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВИДАХ РУКОПАШНОГО БОЯ Выпускная квалификационная работа «Допущен к защите» Заведующий кафедрой Схаляхо Ю.М. кпн Профессор_______________ «_____»_________________2016 Научный руководитель: Макаров В.А. кпн Доцент_____________ «_____»_______________2016 Дата защита «_____» _______________2016 Оценка_____________________________ Краснодар 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КООРДИНАЦИОННО-ДВИГАТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ……… 1.1. Понятие и классификация координационных способностей…………………………………………………………….. 1.2. Координационные способности в системе факторов результативности соревновательной деятельности в спортивных единоборствах…………………………………………………………… 1.3. Взаимосвязь координационных способностей и технико-тактических умений……………………………………………………... 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……… 2.1. Методы исследования………………………………………. 2.2. Организация исследования………………………………….. 3. Формирование координационных способностей кикбоксеров различной квалификации…………………………….. 3.1. Анализ координационных способностей кикбоксеров различной квалификации…………………………………………….. 3.2. Методика развития координационных способностей кикбоксеров различной квалификации………………………………… 3.3. Экспериментальное обоснование методики развития специфических координационных способностей…………………….. ВЫВОДЫ………………………………………………………… ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………... ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки является двигательная координация. Высокий уровень её развития служит фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности. Высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей - важный компонент состояния здоровья. Необходимость контроля координационных способностей в спорте в настоящее время обоснована и не вызывает сомнений у специалистов. Разработки методов объективного измерения и оценки координационных способностей необходимы для решения целого ряда взаимосвязанных научных и прикладных задач: определения уровня развития тех, либо других координационных способностей юных и квалифицированных спортсменов; установление структур этих способностей и их взаимосвязи с кондиционными способностями, технико-тактическим мастерством, в которых координационные способности являются одним из факторов, обеспечивающих возможность достижения высоких спортивных результатов. Изучение и разработка такого фактора, как «техника-координация», определяющего достижения в спорте, рассматривается специалистами как важное условие оптимизации спортивной тренировки и неиспользованных в должной мере резерва повышения мастерства юных и квалифицированных спортсменов. Данное положение имеет особую значимость применительно к спортивным единоборствам. Это связано со специфическими требованиями соревновательной деятельности, необходимостью эффективного решения двигательных задач по выполнению сложнокоординационных действий с комплексным проявлением основных координационных качеств и способностей в условиях противоборства с соперником. Однако на сегодняшний день проблема взаимосвязи координационных способностей и технико-тактических умений спортсменов занимающихся единоборствами, изучена недостаточно. Объектом исследования является тренировочный процесс кикбоксеров на этапе спортивного совершенствования. Предметом исследования является методы и средства развития координационных способностей кикбоксёров на этапе спортивного совершенствования. Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать методику развития координационных способностей кикбоксёров различной квалификации. Задачи исследования: 1. Выявить координационные способности, наиболее значимые для достижения высоких спортивных результатов в кикбоксинге спортсменов разной квалификации. 2. Определить взаимосвязь координационных способностей и показателей соревновательной деятельности. 3. Экспериментально обосновать методику развития координационных способностей кикбоксёров на этапе спортивного совершенствования. Гипотеза. Предполагалось, что развитие координационных способностей кикбоксеров различной квалификации будет более эффективным если: - определены координационные способности, влияющие на результативность соревновательной деятельности в кикбоксинге; - разработана методика развития наиболее значимых в кикбоксинге координационных способностей; Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные дополнят раздел основ спортивной тренировки сведениями об особенностях развития координационных способностей кикбоксеров различной квалификации для достижения высокого спортивного мастерства Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена взаимосвязь показателей соревновательной деятельности и показателей координационных способностей. Выявлен коэффициент эффективности атакующих действий наиболее тесно взаимосвязан с точностью воспроизведения силы удара. Практическая значимость Разработанная методика развития координационных способностей в кикбоксинге на этапе спортивного совершенствования, которая показала свою эффективность в ходе педагогического эксперимента. Спортсмены экспериментальной группы значительно опережали спортсменов контрольной группы в таких показателях как, способность к дифференцированию пространственных и силовых характеристик удара Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, вывода, практических рекомендаций, списка литературы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КООРДИНАЦИОННО-ДВИГАТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 1.1. Понятие и классификация координационных способностей В литературе, посвященной педагогике физического воспитания, с определенной периодичностью возникают как известные, чисто познавательные так и завершенные экспериментальные работы, раскрывающие индивидуальности появления двигательной функции человека в сложных условиях спортивных состязаний. Особое место, представляя самостоятельную предметную область изучения для многих профессионалов, занимают публикации, связанные с углублением видения роли и сущности координации и координационных возможностей в процессе овладения человека двигательными навыками, формирование нужных для удачной спортивной деятельности так именуемых физических качеств. Исходя из размера накопленных эмпирических сведений, в особенности в сфере моторики и применяется к вопросам физического воспитания учащейся молодежи, можно сказать, что почти все идеи, ещё 10-15 лет назад казавшиеся теоретически слабо разработанными и неподкрепленными экспериментальным опытом, получили фактическое спецоформление в облике конкретных методических положений и советов. Понятием "координационные способности" начали обширно использовать в заключительную четверть века для конкретизации представлений так именуемого двигательного свойства ловкости. Сначала выделяли две основные способности, характеризующие ловкость. В. И. Филиппович, один из влиятельнейших профессионалов в этом вопросе, под ловкостью подразумевал, во-1-х, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность к быстрому обучению) и, во-2-х, способность к моторной адаптации, проявляемой в сравнительно обычных и вариативных (вероятностных и неожиданных, быстро изменяющихся обстановках). Такое понятие оказалось, но, это представление оказалось не соответствующим большому числу фактов, наблюдаемых в практике и приобретенных в итоге экспериментов. Способность к быстрому обучению, известная с 20-х годов, оказалась очень специфической. При помощи математических способов (корреляционный, факторный анализ) установили, что человек, скорее остальных обучающийся одним движениям (к примеру, анабатическим либо паинастическим), в остальных вариантах (к примеру, при освоении спортивно-игровых двигательных действий) не показывает высоких достижений. Необоснованность сведения ловкости лишь к нескольким возможностям доказала почти всеми иными исследованиями, начатыми ещё с истока 30-х годов. Это и стало базой для такого, чтоб вместо «основанного термина ловкость», оказавшегося чрезвычайно "многообразным, универсальным", трудноопределимым и "нечетким", ввели в науку термин "координационные способности и стали говорить о, системе "(совокупности, комплексе) таковых возможностей. Начиная с середины 70-х годов, этот термин занял ведущее место в теоретических и методических работах создателей Германии, чуть позднее Индии, Словении, России и др. Но термин координационные способности не является всюду общепризнанным, соединяющим названные выше способности в систему связанных понятий. Под координационными способностями понимают возможности индивида, определяющие его подготовленность к хорошему управлению и регулировке двигательного действия. Изучения специалистов демонстрируют, что резонно отделять последующие виды координационных способностей: "специальную", "специфические" и общие. Особые координационные способности относятся к целостным целенаправленным гомогенным группам двигательных действий, упорядоченным сообразно растущей трудности. Особыми координационными способностями являются, к примеру, координационные способности, относящиеся к группе циклических и ациклических локомоций; координационные способности применительно к акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах; координационные способности, проявляющиеся в спортивно-игровых двигательных действиях, и т. д. В соответствии с 2-мя классами координационных способностей телесной и "предметной" ловкости В. И. Лях выделяет наличие 16 особых координационных способностей, которые находятся друг с другом в определенных (более тесных, менее тесных, иногда нейтральных) отношениях. Это так именуемая вертикальная классифицирование координационных способностей. Наравне со особыми координационными способностями следует распознавать ещё так именуемые не специфические, или частные, координационные способности (горизонтальная классификация). Координационные способности спортсмена во многом определяются его двигательным опытом. Чем больше численность, сложность освоенных навыков, тем больше возможность скорого и действенного решения появившейся двигательной задачи. Поэтому большое количество двигательного опыта - одно из условий совершенствования ловкости. Координационные способности – сложное комплексное двигательное качество, степень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко - развитое мышечное чувство и так называемая пластичность нервных корковых процессов. От степени проявления крайних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к иным. Базу ловкости составляют координационные способности. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целенаправленно, целесообразно, экономно и изобретательно, находчиво т. е. более совершенно, решать двигательные задачи (в особенности трудные и появляющиеся неожиданно). Соединяя цельный разряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на 3 группы. Координационные способности, отнесенные к 1-ой группе зависят, в частности от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т. е. ощущения прилагаемого стремления. Координационные способности, относящиеся ко 2-ой группе, зависят от способности сдерживать устойчивое состояние тела, т. е. равновесие, содержащееся в стойкости позы в статических положениях и её балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к 3-ей группе, можно поделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. 1-ая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. 2-ая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с лишней энергичностью мышечных сокращений, лишним включением в действие разных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, недостаточным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что мешает формированию абсолютной техники. Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др. Координационные способности, какие характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются трудным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на базе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности. Координационные способности - это качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкий человек очень быстро овладевает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. Зависят координационные способности от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), а также от пластичности центральной нервной системы. От развития координационных способностей зависит стремительность овладения новыми двигательными навыками, важными в труде и быту, а еще способность лучшим образом в двигательном отношении отвечать на нежданно возникшую трудную, а иногда и страшную ситуацию. Тесно связанно с координационными способностями чувство равновесия (начиная с простого варианта – стояния на месте – и до такого, как прыжками с камня на камень) во многом зависит от точно скоординированной работы самых различных мышц – ног, тела, рук, шеи. Координационные способности имеют смысл во всех видах спорта, однако большую значимость получают в тех, какие различаются трудной техникой и постоянно изменяющимися критериями. Определение координационных способностей как физического качества представляет для специалистов значимые трудности. Это связано с тем, что не совсем ясен вопрос, чем могут быть измерены координационные способности. Главными измерителями координационных способностей числятся координационная сложность действия, точность исполнения и время исполнения. «Ловкие движения - это движения, очень тонкие по своей пространственной координированности и наряду с этим точно укладывающиеся в определенные, подчас очень сжатые, временные рамки. При этом пространственная и временная точность и сочетаемость движений проявляются не только в строго стандартных, но и в переменчивых условиях». Итак, координационные способности определяются, с одной стороны, как способность овладеть новыми движениями, и с другой стороны, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в согласовании с критериями изменяющейся обстановки. Различают 3 степени координационных способностей. 1-ая степень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений. 2-ая – пространственной точностью и координированностью во временные рамки. 3-я, высшая степень координационных способностей проявляется в точности и координированности движений, исполняемых в жатые сроки в переменных условиях. Прочитав написанное выше, можно сказать, что первая степень координационных способностей – это точность, вторая – точность в быстроте и третья – точность в быстроте при переменных условиях. Таким образом, несомненна зависимость проявления качеств быстроты и координационных способностей в специфичных условиях кикбоксинга, а в связи с этим и надобность параллельной работы над развитием данных качеств. Основным курсом в развитии координационных способностей считается овладение новыми различными навыками и умениями. При этом чрезвычайно принципиально поднятие координационных проблем, с которыми обязаны управляться специализирующиеся, исходя из точности движений, обоюдной согласованности и внезапности изменений обстановки на площадке. Координационные способности человека исполняют в управлении его движениями главную функцию, а конкретно взаимодействие, упорядочение различных двигательных движений в единое целое соответствующей установленной задаче. Значимость обучения координационных способностей разъясняется 4-мя главными причинами: 1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движения, к увеличению двигательного опыта. 2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствую эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями. 3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходу сил. 4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. При воспитании координационных способностей решаются две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию. Первая группа данных задач в основном решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутая степень развития координационных способностей создает большие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности. Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх. Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных возможностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором – выбранной профессией. В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц. Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие. В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства. Почти все имеющиеся и снова появляющиеся в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значимых издержек мышечных усилий, однако предъявляют завышенные запросы к ЦНС человека, в особенности к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и остальных анализаторов. Включение человека в сложную систему «человек-машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по развитию координационных способностей: 1) улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности); 2) развитие координации движений не ведущей конечности; 3) развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам. Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они: • 1.2 Методы и средства развития координационных способностей В качестве средств развития координационных способностей деток школьного возраста разрешено применять различные физические упражнения, которые связаны с преодолением проблем связанных с координацией движений; требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выборе трудных в координационном отношении двигательных действий; являются новыми и необыкновенными для исполнителя. Координационными, называют, упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований. Наиболее широка и разнообразна группа обще-подготовительных координационных упражнений. При их применении нужно учесть время, которое разрешено отметить без вреда для остальных упражнений в процессе внеклассных, внешкольных либо самостоятельных занятий; возрастные индивидуальности (в младшем школьном возрасте доля их применения больше, чем в других); половые и индивидуальные различия. Условно эти упражнения можно поделить на: 1) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений, сюда входят новые упражнения или варианты, рекомендованные школьной программой. 2) увеличивающие двигательный опыт: упражнения в парах и одиночные, с предметами и без, простые и сложные упражнения, при различных положениях тела. 3) общеразвивающие (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, спортивные игры). 4) с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий и т.д.) Круг специально-подготовительных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида. К ним относят: 1) подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий того или иного вида спорта; 2) развивающие упражнения, направленные главным образом на развитие специальных координационных способностей, относящихся к конкретным видам спорта; 3) упражнения, развивающие специфические координационные способности: к ориентированию в пространстве, ритму, равновесию, вестибулярной устойчивости и др.; 4) упражнения, вырабатывающие и улучшающие специализированные восприятия (чувство планки, оружия, снаряда, воды); сенсомоторные реакции (в боксе, фехтовании, борьбе); мнемические (оперативная двигательная память) и интеллектуальные процессы (быстрота, способность к предвидению ситуации, инициативность); речемыслительные процессы (проговаривание вслух с одновременным осмыслением двигательных действий). В согласовании с принципом предпочтительного действия на координационные способности координационные упражнения разрешено поделить на аналитические и синтетические. 1-ые ориентированы в большей степени на формирование координационных способностей, относящихся к однородным группам двигательных действий, к примеру циклические движения, бег на лыжах. Синтетические координационные упражнения способствуют развитию 2-ух и наиболее координационных способностей, к примеру спортивные игры, бег с препятствиями, круговая тренировка. Главным средством для обучения координационных способностей являются физические упражнения завышенной координационной трудности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений разрешено усиливать за счет изменения пространственных, временных и динамических характеристик, а еще за счет внешних критерий, изменяя распорядок расположения средств (их вес, высоту, изменяя площадь опор либо усиливать её маневренность в упражнениях на равновесие, сочетая двигательные навыки, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов, исполняя упражнения по сигналу либо в ограниченное время). Особенной эффективностью владеет методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (закрывание глаз, очки, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий. Более широкую и доступную группу средств наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще-подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметом (гимнастическими палками, скакалками, мячами и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (различные, кувырки, перекаты и другие), упражнения в равновесии. Для обучения способности быстро и целесообразно реорганизовывать двигательную активность в связи с внезапно меняющейся ситуацией, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, передвижения на лыжах по пересеченной местности, кроссовый бег. Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта. Упражнения, направленные на формирование координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться на автомате. Анализ литературы указывает, что способы вариативного упражнения для формирования координационных способностей разрешено доставить в 2-ух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования. К первым можно отнести три группы методических приемов: Первая группа - приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия: 1) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления); 2) изменение силовых компонентов (прыжки в длину в пол силы, в треть силы); 3) изменение скорости или темпа движений (выполнение ОРУ в среднем, быстром и замедленном темпе); 4) изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или высоту); 5) изменение исходных положений (выполнение ОРУ в положении стоя, лежа, сидя, в приседе); 6) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из И.п. стоя – ловля сидя); 7) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке); 8) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту с использованием разных вариантов техники прыжка). Вторая группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях: 1) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши); 2) комбинирование двигательных действий (соединение хорошо освоенных акробатических и гимнастических элементов в новую комбинацию); 3) зеркальное выполнение упражнения (смена толчковой ноги в прыжках). Третья группа - приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования: 1) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий; 2) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования; 3) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата; 4) совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки или на фоне утомления; 5) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль; 6) введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (отработка финта только на проход в лево). Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы: 1) варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды; 2) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря; 3) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров; 4) игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов. Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании координационных способностей в младшем школьном возрасте, не строго регламентированные - в старшем. Широкое использование в развитии координационных возможностей занимают игровой и соревновательный методы. Еще употребляют специализированные средства и методические приемы: средства кино циклографической и видеомагнитофонной демонстрации, дозволяющие разбирать технику движений, способ идеомоторного упражнения – мысленное воссоздание двигательных ощущений, методические приемы лидирования и т. д.. 1.3 Координационные способности в системе факторов результативности соревновательной деятельности в спортивных единоборствах. В спортивной литературе специалисты, сравнительно едино, выделяют совокупность причин, которые обуславливают эффективность соревновательной деятельность спортсменов единоборцев. В таблице 1 приведена конструкция причин, определяющих спортивные достижения в понимании узнаваемых известных спортсменов. Как следует, методика охватывает принятое и распространенное понимание причин(критерий), которые воздействуют на спортивные заслуги. В данной схеме для нас принципиально то, что во втором факторе «техника движения» создатели выделяют «координационные способности», как одно из решающих критерий, влияющих на спортивные заслуги на всех шагах спортивного совершенствования юного и квалифицированного спортсмена Говоря о факторах, определяющих степень личного содержания спортивной тренировки, названные выше создатели выделяют основные взаимосвязанные меж собой величины: 1) развитие кондиций собственно отдельных кондиционных способностей, 2) улучшение координации соответственно необходимых координационных способностей и обучение спортивной технике, 3) овладение тактическими умениями и умственными способностями. Данные три группы факторов, по мнению названных авторов, зависят от психических качеств, таких как психическая готовность, эмоциональная устойчивость и воля, мотивация к спортивным достижениям. Авторитетные российские специалисты, считают, что результативность в единоборствах зависит от тактической готовности, стратегического поведения тактических способностей, мышечной силы, выносливости, моральных и волевых качеств, специальных координационных способностей. Основной вклад в результативность спортсменов вносит технико-тактическая подготовленность. Так считают, известные специалисты В.И. Фетисов, И.И. Сулейманов, Ф.П. Суслова, А.М. Пидоря. Таблица 1 Спортивный успех, спортивное достижение Условия спортивных достижений Личные условия Внеличностные условия Координа-ционные способности Техника движения Спортивная тактика Социальные условия Материальные условия -силовые -выносливость -скоростные -гибкость -координа-ционные спо-собности -двигательные навыки -способность к анализу ситуаций -способность к принятию решений -способность к приспособ-ливанию -поддержка родителей, семьи, друзей, школы, тренера -тренировоч- ные и соревно- вательные партнеры -финансиро-вание и поддержка обществом -спортснаряды -спортивное снаряжение -климати-ческие условия -географи-ческие условия Соревновательные поединки в единоборствах отличаются огромным изменением тактических обстановок, неизменным и быстрым реагированием на частые и непредвиденные ситуации и действия соперника. Тут нужно непрерывно воспринимать и видоизменять решения, схватка требует от спортсмена высочайшего напряжения всех психических процессов. В похожих условиях, выделяет польский профессор, велик также смысл координационных способностей – способностей выполнять четкие и скорые движения в изменяющихся условиях соревновательной деятельности (3 уровня ловкости по В. С. Фарфелю). В настоящее время многие авторы провели исследования по установлению ведущих и значимых координационных спосо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: