VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004133
Тема: Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Содержание
Содержание
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ06
1.1  Определение речи и ее основные теории06
2.1  Теоретические основы развитие речи в младшем школьном возрасте…......................................................................................................19
3.1  Психологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………..31
          Выводы по главе 1……………………………………………………….....43
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА043
     2.1 Организация и методы эмпирического исследования043
     2.2 Анализ и интерпретация результатов052
     Выводы по главе 2..............................................................................................60
Заключение ………………………………………………………………………..62
Список литературы ……………………………………………………………….65
Приложение 1……………………………………………………………………...72
Приложение 2……………………………………………………………………...73

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования. В современной школе на сегодняшний день проблема развития речи учащихся волнует каждого   учителя начальной школы, логопеда и психолога. Многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Школьная программа  также предъявляет высокие требования к речевому  развитию. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Известно, что одним из показателей  уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. 
     Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. 
     Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Языковое образование  и речевое развитие школьников – одна из центральных проблем в современной методике обучения. Особенно остро это задача стоит перед начальной школой, являющейся основной успешного обучения на последующих степенях. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, научить младших  школьников формулировать мысли, следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
     Работа над правильностью речи является одним из основных 
направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. 
     Цель исследования: изучить психологические особенности речи у обучающихся младшего школьного возраста.
     Гипотеза: мы предположили, что речевое развитие младших школьников будет успешно, если в процессе обучения создавать определенные  психолого-педагогические условия.
     В соответствии с целью исследования были поставлены задачи: 
1. На основе психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие, функции,  свойства и виды речи;
2. Проанализировать теоретические основы развития речи детей младшего школьного возраста; 
3. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
4. Организация эмпирического исследования;
5. Проанализировать результаты эмпирического изучения речи.
     Объект исследования: речь как психический познавательный процесс.
     Предмет исследования:  речевое развитие обучающихся младшего школьного возраста.
     Теоретико-методологические основы исследования.
     Методологическую основу исследования составили теория развития детской речи (К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ф.А. Сохина, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.М. Бородич); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); психолого-педагогические особенности речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготского и др.). Лингвометодическую основу исследования составили теория закономерностей усвоения родной речи (Л.П. Федоренко) и теория принципов речевого развития (Е.В. Архипова, М.Р. Львов). Психологические особенности младшего школьного возраста описано в работах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
     Методы и методики исследования: 
1) теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2)  диагностическое: беседа тестирование;
3) обработка и интерпретация полученных данных.
     Для тестирования испытуемых был задействован диагностический комплекс методики Л. А. Ясюковой и методика Л.В. Яссман.
     Эмпирическая база и контингент исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51 города Томска». В исследовании приняли участие 60 учеников первого класса (средний возраст испытуемых – 7 лет). 
     Научная новизна: В работе обобщен и конкретизирован  материал по вопросам речевого развития у обучающихся младшего школьного возраста.
     Теоретическая и практическая значимость исследования: проанализировано состояние проблемы изученности речи в научной литературе. Полученные данные могут служить дополнительным информационным материалом для студентов и педагогов-психологов, а также могут быть использованы любой категорией людей, заинтересованных в изучении речи младших школьников.  
     Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего  70 источников. 
     Основной текст исследования изложен на 64 страницах печатного текста. Работа иллюстрирована  4  рисунками и  7 таблицами.



ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1 Определение речи и ее основные теории
     Одним из основных отличий человека от животного мира,  отражающим закономерности его физиологического, психологического и социального развития, является наличие особого психологического процесса, называемого речью. Речь – это процесс общения людей посредством языка. В научной литературе определение речи существует множество, рассмотрим  некоторые из них: 
     1. Речь  – это язык в действии. С.В. Рубинштейн.
     2. Речь, является основным средством человеческого общения. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. И.В. Карлин.
     3. Речь – представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь. Н. И. Жинкин.
     4. Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. В.Г. Петрова.
     5. Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. И.А. Бодуэн.
     К свойствам речи относятся ее социальный характер как средства общения и обозначающий, содержательный характер. Эти свойства неразрывно связанны между собой.  
     Реальная конкретная речь или высказывание человека является  специфической деятельностью, обусловленной его конкретными мотивами и последующей определенную цель. Именно в контексте мотивов и целей говорящего объективной  смысл  или значение его выказывания приобретает новый смысл:  за объективным содержанием выступает то, что говорящий имел в виду или желал дать почувствовать, понять. Личностный контекст определяет речевое высказывание конкретного человека. Основываясь на предметном значении, личностный смысл речи и их отношения к содержанию его речи. 
     В этом смысле  конкретная речь или высказывание  обладает следующими свойствами:
     * содержательность – характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящих;
     * выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом;
     * понятность – отражает степень осмысленности речи, соотношение между ее сложностью и уровнем знаний или интересов тех, кто ее воспринимает. Для того чтобы речь была понятна, она должна быть правильно выстроена, состоять из синтаксически правильно построенных предложений, а произносящий ее человек должен расставлять в ней необходимые акценты [66, c. 12].
     * действительность – определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей. [55, c. 228] 
     По мнению Н.И. Жинкина, «Речь в качества объекта изучения привлекает внимание ряды научных дисциплин, языкознание, физиология в части проблем, связанных с деятельностью  второй сигнальной системы, физика в разделе акустики, логика и, наконец, психология. Каждая  из этих областей знаний, идя своими путями и дорогами и решая свои особые специальные задачи, объект  изучения остается общим.  [30, c.13].
     В психологии принято разделять понятие «язык» и «речь». Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык достаточно сложное образование. Всякий язык имеет, прежде всего, определенную систему значащих слов, названную лексический состав языка. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируется в процессе общения людей, вместе тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним феноменом языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет [40, c. 333]. 
     В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказа. С психологической точки зрения, общение посредством языка – это  не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово, как мы говорили, есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст.
     Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, которое мы используем для произношения высказываемой фразы.
     И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Когда мы спросили о машине, то тем самым показали собеседнику, что нас интересуют марки автомобилей и все, что с ними связано. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер скрытого смысла. Например, мы произнесли вопрос об автомобиле, зная об увлечении нашего собеседника автомашинами, и тем самым предприняли попытку изменить тему разговора или еще больше расположить собеседника к себе, показав ему, что нас интересуют те же проблемы, что и его.
     По мнению А. Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного его построения и применения разных речевых средств» [40 c. 334]. 
      Однако общепризнанно разделение языка как «системы правил» и речи «как реализации» этих правил в речевом общении. Прежде всего, различия в подходах к предмету исследования, наметившему между психологией и лингвистикой, дают основание для разграничения языка и речи. С. Л. Рубинштейн, описывая речь и общение, и функции речи, фактически не употребляет понятия «язык». «Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.  Речь – это  деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством   языка; речь это язык в действии. С точки зрения С.Л. Рубинштейна речь и единая с языком и отличается от него. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. [30, c. 42] 
     Таким образом, можно рассматривать речь и язык не только в диалектическом единстве. Но и в отдельности также, изучать разные аспекты этих явлений.
      И. А. Зимняя на основе этих посылок определяет речь как: «Своеобразный, специфически-человеческий способ формирования и формулирования мысли, посредством языка, как системы «объективно-общественных смыслов», отработанных и зафиксированных в языковых значениях». 
     Давая такое определение речи, И.А. Зимняя опирается на следующие положения:
     1. «Проблема речи с точки зрения психологии – это, прежде всего проблема общения посредством языка. ( С.Л. Рубинштейн);
     2. «Язык не есть то же самое, что речь» (Э. Косерину), и более того, речь не только «манифестация», «действительность»,  «реализация» языка, но качественно своеобразное психическое явления. Как «форма существования сознания «мыслей, чувств, переживаний для другого, служащая средством общения с ним...» ( С.Л. Рубинштейн)
     3. «Внешняя речь есть процесс превращение мысли в слово, материализация и объективизация мысли» (Л.С. Выготский);
     4. « В речи мы формулируем мысль, но формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем...» ( И.А. Зимняя).
     По мнению И.П. Павлова для изучения речевого процесса необходимо включить мыслительные операции, проблема соотношения образа и слова, понятия и слова, суждения и предложения, хода мысли и строения текста, инструкции и ее выполнения в действии и, вероятно, еще многое другое [30, c. 13].
     Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач.  Электрокимографическое исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной детальностью показала, что в самые сложные и напряженные моменты мышление у человека наблюдается повышенная активность  голосовых связок.  Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая – в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы. Экспериментально периментально доказано, что фазическая форма речедвигательных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая – общим повышением речедвигательных  активности  [48, c. 323]. 
     Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, c исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли. По словам Л.С. Выготского, речь есть процесс превращения мысли в слово, материализации мысли». 
     Известный психолог Н.И. Жинкин утверждал, что речь – это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут  усваиваться знания  [19, c. 9]. 
     В научной литературе проблема соотношения речи и мышления колеблется между двумя крайними полюсами – полное отождествление против полного разъединения.
     Отождествление речи и мышления приводит к снятию проблемы.
     Полное разъединение и противопоставление речи и мышления как независимых  и лишь внешне связанных явлений (рассмотрения слова как внешнего выражения мысли), эта внешняя связь считается механической и не принимается во внимание. Таким образом,  решение проблемы как бы обрывается  на таком рассуждении.
     В настоящее время обе тенденции продолжают существовать в различных вариантах: «менталистическое» и «механическое» направление [31, c. 39].
     Истина лежит где-то посередине. Очевиден тот факт, что между речью и мышлением существует сложная взаимосвязь. «Основу выражаемого в языке содержания образуют мысли. Именно через мышление, через отражательную деятельность человеческого мозга языковые единицы могут соотноситься с предметами и явлениями объективного мира, без чего невозможно было общение между людьми при помощи языка. Поэтому язык часто характеризует как орудие, инструмент мышления, а взаимосвязь языка и мышления как их единство» [31, c. 41].
     Речь человека весьма многообразно и имеет разнообразные формы. Однако какой бы формы мы не использовали, она будет относительно к одному из двух основных видов речи: устной и письменной. Каждый вид речи отличается по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации и регулирования, использование вспомогательных неязыковых средств (рис.1)  [40 c. 344]. 
     
     Рисунок 1 – Классификация видов речи
     Внутренней речью называют  языковое оформление мысли без высказывания, устного и письменного. Здесь языковые значения используются вне процесса реальной коммуникации. Даже из  самого названия понятно, что этот процесс, скрыт от непосредственного наблюдения  и поэтому далеко еще не изучен. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий.
     Выделяется три основных типа внутренней речи:
     * внутренне проговаривание, т.е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена его звукового или графического оформления. Такая речь типична при решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
     * собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т.п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающаяся от структуры внешней речи;
     * внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей [19, c. 1].
     Внешняя речь – это процесс речевой деятельности, включающий различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь – это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем. К внешней речи относятся устная, и письменная речь рассмотрим их подробно. 
     Устная речь имеет следующие две формы:
     Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения, состоящая из обмена высказываниями. Для него характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик, при этом необходимо обязательно учитывать условия, формы и цели общения. Кроме того, чрезвычайно важны и такие компоненты диалогической речи, как мимика и жест. На основе диалогической речи происходит активное овладение фонетическим, лексическим и грамматическим строем родного языка  [63, c. 3].
     Монологическая речь – это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке  произвольного акта построить на его основе вне речевого содержания свое высказывание). Кроме того, это организованный вид речи (каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует). Таким образом, монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместным для него высказываниями языковыми средствами, т.е. умение строить высказывание, которое бы наиболее точно и полно  передавало замысел  говорящего [63, c.4]. 
     Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной и пассивной оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь уже слушающего выступает в пассивной форме.  При этом внешне не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам [40, c.346].
     Письменная речь – основное отличие письменной речи от устной заключается в материальном носителе речи. В первом случае это бумага (монитор компьютера, иное), во втором – воздух  (а точнее воздушные волны). Существуют, однако, существенные психологические отличия в таких способах общения. 
     В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятиях слушающих, лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями. 
     Особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя. Письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности. Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику) [40, c.340]. 
     Следует отметить, что существует еще один вид речи – кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен, первоначально это было основной и, вероятно, единственным видом речи, он выполнял все речевые функции и в настоящее время используется в основном качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов [40, c. 347]. 
     Как мы узнали, существует два основных вида речи: внешняя и внутренняя речь. Внешний вид речи связан  с процессом общения, обмена информации.  Внутренняя речь – можно  сказать, что это речь про себя и для себя. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регулировании поведения. Внутренняя речь очень важна для процесса мышления, но ее нельзя отождествлять с мышлением. Значение и смысл внутренней речи определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми. В связи с тем, что внутренняя речь не служит общению, она может быть значительно сокращенной, несколько другой структуры, чем громкая речь, в ней большую роль играют чувственные представления [58, c. 234]. 
     Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут в коллективе, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Таким образом, речь выполняет определенные функции.
     В научной литературе существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи: Р.Б. Кроче считает речь средством эмоционального выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают две основные функции речи – выражение и коммуникация.   Для А.  Марти, П. Вегенера речь – только средство воздействия. К. Бюлер выделяет функцию выражения, воздействия указания, обращение и сообщения. Современные психологи указывают на две основные функции  речи: функция средства, орудия мышления. Выделяется также функции выражения, воздействия, указания обобщение и сообщение рассмотрим их подробно [30, c. 246]. 
     Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия. И эта функция воздействия в речи человека специфична. Звуки, издаваемые животными в качестве «выразительных», выполняют и сигнальную функцию, но человеческая речь, речь в подлинном смысле слова, принципиально отличается от тех звуков сигнала, которые издают животные. Крик, издаваемый сторожевым животным или вожаком стаи, табуна и т.д., может послужить для других животных сигналом, по которому они пускаются в бегство или нападают. Эти сигналы являются у животных инстинктивными или условно-рефлекторными реакциями. Животное, издавая такой сигнальный крик, издает его не для того, чтобы известить других о надвигающейся опасности, а потому, что этот крик вырывается у него в определенной ситуации. Когда другие животные пускаются по данному сигналу в бегство, они также делают это не потому, что они "поняли" сигнал, поняли то, что он обозначает. А потому, что после такого крика вожак обычно пускается в бегство и для животного наступила связанная с опасностью ситуация; таким образом, между криком и бегством создалась условно-рефлекторная связь; эта связь между бегством и криком, а не тем, что он обозначает [56, c. 276]. 
     Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека [40 c. 348].
     Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношении к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило,  при высказывании нашего отношения к чему-либо  речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь [40, c. 348].
      Функции выражения и воздействия можно объединить в функцию коммуникации, которая включает в себя средства выражения и воздействия. Как средство выражения речь сочетается с рядом выразительных движений - с жестом, мимикой. У животных тоже имеется звук как выразительное движение, но он становится речью, только когда перестает сопровождать аффектированное состояние человека и начинает его обозначать [56, c. 277]. 
     Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией  с другим человеком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития  
     В философском  энциклопедическом словаре дается следующее определение речи: «Речь, речевая деятельность, общение, опосредованное языком; один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности как одна из форм проявления возникающего сознания» [30, c. 41]. 
     По словам Л.С. Выготского под речевой деятельностью следует понимать деятельность человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковой знак выступает в качестве «стимула-средства», т.е. такую деятельность, входе которой мы формируем речевое высказывание и используем  его для достижения некоторой заранее поставленной цели [31, c. 48]. 
     Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировка, планирование (в форме внутреннего программирования), реализация  и контроль. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие. 
     Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Речевая ситуация порождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия [19, c. 10-11].
     И так мы изучили речь как познавательная функция. Понятие речи существует множество, мы узнали что речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. Конкретная речь или высказывание обладает следующими свойствами: содержательностью, выразительностью,  понятностью и действительностью. 
     Речь изучали разные дисциплины языкознания во всех аспектах, физиология в части проблем, связанных с деятельностью второй сигнальной системы. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Но речь и язык едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.
     А также мы рассмотрели виды и функции. Речь, по мнению многих психологов и лингвистов, является важнейшей психологической функцией. Благодаря речи мы познаем мир, общаемся, обмениваемся мыслями и знаниями, рассказываем о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Мы выяснили, что речь выполняет различные функции воздействия, сообщения, выражения, обозначения и обобщения. А также мы изучили, виды речи существует - письменная, внутренняя и внешняя, устная речь.
     
     
1.2 Теоретические основы развития  речи в младшем школьном возрасте
     Совершено, видимо, то, что лишь человеческое общество делает ребенка говорящим. При этом, несмотря на определенную ограниченность умственных способностей ребенка, он овладевает сложнейшей  структурой родного языка за какие-нибудь три четыре года. Более того, ребенок, сталкиваясь с новым для него явлением родного языка, довольно скоро «подводит» его под известную ему грамматику практически без сознательной помощи со стороны родителей или при очень незначительной их помощи.
     Дети достаточно быстро становятся полноправными членами своего языкового сообщества, способными производить и понимать бесконечное число новых для него, но, тем не менее, значимых предложений  языка, которыми они овладели. Отметим попутно, что процесс освоения речи ребенком принципиально отличается от процесса освоения второго языка взрослым.
     В целом же онтогенез языковой способности – это сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса  развития предметной и познавательной деятельности ребенка [14, c.60]. 
     Проблемы ее становления и развития рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, и др.).
     Человек совершенствует свою речь всю жизнь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в формирование его речевой деятельности. Наиболее важными ступенями в овладении речи являются – дошкольный и школьный периоды. В этом пункте мы более подробно рассмотрим развитие речи в младшем школьном возрасте. Современная периодизация психического развития младшего школьного возраста выделяет период от 6 -7  до 9 - 11 лет [31, c. 145]. 
     По мнению Л.С. Выготского этот возраст характеризуется как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет [6, c.98].
     А, по словам Н.С. Лейтес младший школьный возраст характеризуется – периодом  воспитания, накопления знаний, периодом освоения по преимуществу. Для благополучного выполнения этой важной функции хорошо влияют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они встречаются.
     Таким образом, младший школьный возраст является сенситивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка [21, c.128].
     Развитие речи у детей проходит в несколько этапов. Выделяют четыре этапов развития речи у детей. Первый этап является этапом подготовлено словесной речи. Он  длится до конца первого года жизни ребенка. Второй этап – это этап первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий этап – это  этап развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Он  охватывает дошкольный возраст  ребенка, т. е.  начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Последний, четвертый  связан с овладением ребенка письменной речью и регулярным обучением языка в школе [40, c. 348].
     К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остается относительно бедной: значения недостаточно правильны, иногда слишком сужены или слишком широки. Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа. Например, дети, хорошо владеющие звуковым составом языка, до начало обучения чтению с огромным трудом справляются с задачей произвольного разложения слова на звуковые компоненты. Более того, исследования А.Р. Лурия показали, что ребенок испытывает значительные трудности даже при определении смыслового значения близких по звучанию слов и словосочетаний («сын учителя» - «учитель сына») [21, c. 113]. 
     Обе эти особенности преодолеваются лишь в ходе следующего этапа развития речи – этапа  развития речи в связи с изучением языка.  Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты хорошо проявляются при изучении родного языка в школе. В процессе обучения ученики должны овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи [40, c.352]. 
     Изначально речь детей, приходящих в школу, в.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44