VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности современной педагогической технологии в воспитательной работе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010876
Тема: Особенности современной педагогической технологии в воспитательной работе
Содержание
     Введение
     
      На сегодняшний день в педагогике существует множество педагогических технологий. Каждая из этих технологий имеет определенную педагогическую концепцию, которая гарантирует достижение поставленных целей. Умение самостоятельно разрабатывать воспитательные и образовательные технологии поможет педагогу повысить свою компетентность, профессиональный уровень и педагогическое мастерство. Освоение передовых педагогических идей и практических умений позволит добиться успешных результатов в учебном процессе и повысит качество и компетентность деятельности всех субъектов воспитания. Таким образом, участникам воспитательного процесса необходимы фундаментальные знания о технологиях воспитательной работы.
     Зарождение идей технологизации педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
     Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял  А.С. Макаренко.
     Впервые предметом исследования педагогическая технология стала в работах Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Н.Г. Осуховой, Е.Ю. Рогачевой, С.И. Мезенцевой, Л.И. Богомоловой, М.Г. Плоховой, Л.Л. Кирсановой и др.
     Определением понятия  «педагогическая технология»  занимались такие педагоги, как В.П. Беспалько, И.П. Волков, Ю.К. Бабанский, С.Н. Лысенкова, В.М. Шепель, В.Ф. Шаталов, И.П. Подласый, Л.И. Маленкова, О.Б. Епишова, В.А. Сластенин. 
     Цель исследования – на основе анализа научной литературы теоретически обосновать необходимость применения воспитательных технологий в практике образовательных учреждений.
     Объект исследования – воспитательные технологии в практике образовательных учреждений.
     Предмет исследования – особенности современной педагогической технологии в воспитательной работе.
     Задачи исследования:
     1. Проанализировать литературу по данной исследуемой теме.
     2. Раскрыть сущность понятий педагогические и воспитательные технологии.
     3. Рассмотреть классификации современных воспитательных технологий.
     При написании курсовой работы мы использовали комплекс теоретических методов: анализ психолого-педагогической литературы, научных работ о проблемах организации воспитательной работы в учебных учреждениях, обобщение, моделирование.
      
     
     
     
     
     

Глава 1. Педагогические технологии в системе профессиональной деятельности педагога

1.1. Сущность, понятие «воспитательная технология»

     Идея полного управления педагогического процесса появилась в 70-е годы, в основе которой находится решение дидактических проблем благодаря управлению учебным процессом с конкретно поставленными целями, достижение которых должно происходить по четкой схеме, которая неоднократно апробирована.
     Это означает единство целей, задач, содержания, методов, форм, средств воспитательного взаимодействия и воздействия.
     «В последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер. При технологическом решении проблем воспитания каждый учитель обязан пройти путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных этапах деятельности. В воспитательную работу внедряются апробированные, приносящие пользу технологические находки: разработка спецкурсов, элективных курсов и др. В практической технологии воспитательный процесс осуществляется через комплексный подход» [3, с.78].
     А в педагогическую практику  прочно вошло понятие педагогической технологии. 
     Технология (от греч. Тechne  –  искусство, мастерство, logos –   учение, понятие) –  это совокупность знаний о способах и средствах проведения любых процессов, а также самих этих процессов, при которых происходит качественное изменение любого объекта [2, с.82].
     Общепризнанного определения понятия "педагогическая технология" в отечественной педагогике и психологии не существует. Существует несколько подходов к пониманию педагогических технологий.
     Анализируя разницу между методикой и технологией, В.В. Монахов уточняет, что методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебно-воспитательного процесса, в то же время педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:
     1) она гарантирует конечный результат;
     2) является проектом будущего учебно-воспитательного процесса.
      Педагогическая технология – это планируемое описание процесса достижения результатов обучения и воспитания.
     Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [10, с. 97].
     В.П. Беспалько: «Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса». 
     «Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» –  В.М. Шепель.
     И.П. Волков определяет педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
     Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:
     1) научный;
     2) процессуально – описательный;
     3) процессуально – действенный[21, с.141].
     По М.В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [7, с.47].
     М.В. Кларин справедливо заметил, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения [6,с. 32].
     Таким образом, педагогическая технология – системный  метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
     Педагогические технологии подразделяются на «технологии обучения и воспитания». 
     Термин «технология воспитания» в педагогическую науку впервые ввел А.С. Макаренко. Он считал, что настоящее развитие педагогической науки связано с ее способностью «проектировать личность», то есть четко предвидеть те ее качества и свойства, которые должны сформироваться в процессе воспитания. Определенность целей дает возможность перейти к четкой технологии воспитания[13, с.68].
     Тщательное изучение и анализ педагогических технологий прошлого, выявление важнейших их структурных элементов важнейшее для современной педагогики знание, которое помогает глубже вникать в сущность педагогических технологий. 
     
1.2. Содержание, структура, принципы педагогических технологий
     
     М.В.Кларин отмечает, что педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Современная педагогическая теория дошла до технологического подхода в воспитании, признает его рационализм и целесообразность.
     Проанализировав психолого-педагогическую литературу, научные работы о проблемах организации воспитательной работы в учебных учреждениях, мы узнали основные признаки педагогических технологий:
     1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определенная методологическая, философская позиция авторов.
     2. Технологическая цепь педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
     3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагогов и детей на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технологических возможностей, диалогического общения.
     4. Элементы технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимым любым педагогом, а с другой, гарантировать достижение запланированных результатов всеми учениками.
     5. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
     В основе лежит определенная направленность, последовательность действий, которая ведет к желаемому результату.
     Что дает современной практике воспитания педагогическая технология?
     1.  Контекст «воспитательная задача  – технология воспитания» сводит к минимуму педагогические экспромты в практической деятельности и переводит последнюю на путь предварительного проектирования воспитательного процесса.
     2. Вместо отдельных «воспитательных мероприятий» технология воспитания предлагает проект воспитательного процесса, определяет содержание и соответствующие виды деятельности каждого воспитанника.
     3. Иерархия целей (определение трех уровней целеполагания: глобального –  на уровне заказ общества, этапного  – на уровне этапов обучения, оперативного  – на уровне конкретных воспитательных задач) позволяет достичь гармоничного взаимодействия всех компонентов воспитательной системы по горизонтали (в пределах одного периода обучения – учебного года, полугодия, четверти) и вертикали (на весь период обучения в школе).
     4. Избавиться от формализма. Формализм в воспитании означает невнимательное, шаблонное отношение к воспитаннику или к коллективу, а значит односторонность и неадекватность воспитательных воздействий[14].
     Педагогическая технология базируется на основные структурных элементах:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
•	цели обучения;
•	содержание учебного материала;
в) процессуальная часть — технологический процесс:
•	организация учебного процесса;
•	методы и формы учебной деятельности школьников;
•	методы и формы работы учителя;
•	деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
•	диагностика учебного процесса.
     Воспитательные технологии бывают: отдельно – методические и локальные, групповые, шоу-технологии, игровые технологии. В отдельно-методических и локальных технологий относятся технология коллективной творческой дела И.П. Иванова, технология личностно ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова, технология педагогической поддержки А.С. Газмана и др. Технология воспитательного процесса опирается на общие принципы педагогики, однако есть и такие положения, которые помогают педагогу осуществлять педагогический процесс на технологическом уровне, избегать ряда ошибок. Рассмотрим специальные принципы осуществления воспитательной технологии:
     • педагогическая ориентированность на отношения – это стратегический принцип требует от педагога постоянно помнить, что он имеет дело с отношениями личности и в каждом конкретном моменте стратегической итоговой целью является отношение воспитанника;
     •  учет уровня воспитанности – предусматривает от педагога знания особенностей воспитанника, уровня воспитанности на данный момент, сравнение с предыдущим уровнем воспитанности;
     •  принцип меры  – диктует необходимость «не переиграть», не свести педагогическую технику до уровня манипулирования. Это мера доли эмоционального и рационального воспитательного воздействия, в игровых и неигровых формах деятельности, традиционных и новых формах работы с детьми;
     • принцип компенсации – означает возможность возмещения недостающей у педагога деятельностного качества;
     • принцип оригинальности и новизны воздействия – педагог должен постоянно заботиться о своем профессиональном росте и использования в педагогической деятельности новые формы и методы, обогащать свои личностные качества как педагог и повышать свою компетентность, как воспитатель;
     • принцип профессиональных аналогий и заимствований – этот принцип носит культурологический характер. В первую очередь такое заимствование осуществляется из сферы актерского мастерства.
     К таким специфическим сущностным признакам относятся:
     1)  концептуальность (предполагает опору технологии на конкретную научную концепцию или систему представлений);
     2) диагностическое определение целей и результативности (заключается в гарантированном достижении целей, эффективных результатов при оптимальных затратах для достижения определенного стандарта обучения);
     3) экономичность (выражает качество, которое обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда педагога и достижения запланированных результатов в кратчайшие сроки);
     4) алгоритмизированность, проектированность, целостность, управляемость (предусматривает легкое воспроизведения конкретной технологии любым педагогом в любом образовательном учреждении). Каждый этап и прием работы должен обусловливаться математически точно и предусматривать возможность замены другим. Управляемость связана с возможностью четкого целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, поэтапной диагностики;
     5) корректируемость (возможность постоянного оперативного обратной связи, последовательно ориентированного на четко определенные цели). В этом плане признаки корректируемости, диагностического целеполагания и результативности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Система контроля и оценки развития должна обеспечивать ежедневную фиксацию динамики изменения состояния навыков, знаний, то есть каждое действие педагога должна оговариваться точной диагностикой состояния объекта;
     6) визуализация (характерна для отдельных технологий, предусматривает использование аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий).
        Можно выделить еще такие признаки педагогической технологии:
     7)  декомпозиция педагогического процесса на взаимосвязанные этапы;
     8) скоординированность и поэтапность действий, направленных на достижение запланированного результата (последовательность и порядок выполнения действий должны базироваться на внутренней логике процесса);
     9)  однозначность выполнения предусмотренных процедур и операций (необходимое условие достижения адекватных поставленной цели результатов: чем значительнее отклонения в действиях субъекта от приписанных технологии параметров, тем реальнее и серьезнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствует ожидаемому).
     Таким образом, воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками. Структурными компонентами воспитательной технологии является: учебно-поставленная ??цель, проектирование, содержательный компонент, пошаговый анализ.
     При выборе воспитательной технологии следует учитывать следующее:
     1) соответствие технологии концепции воспитания (в том числе и предмета воспитания), которая реализуется в конкретном образовательном учреждении;
     2) системная сопрягаемость технологии с воспитательным процессом образовательного учреждения;
     3) достаточная управляемость, наличие диагностического инструментария; сравнения по результатам новой технологии с той, что использовалась ранее;
     4) наличие данных об опыте других образовательных учреждений (особенно близких по профилю деятельности). 
     К условиям реализации воспитательных технологий относят: закрепление идей технологий воспитательной работы в педагогической культуре; вхождение идеи и феномена воспитательных технологий в организационную культуру образовательного учреждения как предмета инновационной работы в ней, как предмета текущей управленческой работы, как распространение передового опыта воспитателей; овладение технологиями воспитания как личностная профессиональная ценность и, соответственно, как критерий оценки своего профессионализма[8, с.87]. Соответственно, мы можем сделать вывод, что прежде, чем ввести какую-либо технологию в воспитательный процесс общеобразовательного учреждения, необходимо четко и фундаментально изучить принципы каждой технологии и условия, которые нужны для внедрения той или иной педагогической технологии. 
     
1.3. Факторы, критерии педагогических технологий
     
     Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс, их развитие требует создания оптимальных условий, которые будут способствовать плодотворному процессу воспитания учащихся. От тех факторов, что сложились в среде участников воспитательного процесса будет зависеть и постановка целей и заданий дальнейших воспитательных процессов. Ведь именно они определяют уровень развития каждого воспитуемого.
     Таким образом, мы познакомились с такими   факторы технологии воспитания:
     1. Образ жизни школьника, который уже сложился и может содействовать развитию заданных качеств или, возможно, ему противодействовать;
     2. Уровень жизни ученика и условия, которые содействуют становлению образа жизни в рамках города или села.
     3.  Также средства массовой информации;
     4.  Уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника;
     5. Нормы личных взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений (можно определить с помощью социометрии);
     6.  Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
     Среди критериев эффективности результатов применения педагогической технологии:
     - усвоение полученных знаний (их глубина, осознанность, системность, целостно-смысловое отношение, действенность, прочность, самостоятельность и т.д.);
     -  развитие ценностных ориентаций;
     -  самореализация учителя и ученика;
     -  изменение отношений в педагогическом процессе;
     - специфика мышления (диалектичность, проблемность, аналитичность и т.д.).
     Современная педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного уровня обучения и воспитания, быть эффективной по результатам, оптимальной по срокам внедрения, затраты сил и средств.
     Необходимо обязательно  также учитывать моральный аспект технологизации образования. Важно, чтобы в основу каждой из технологий были положены принципы гуманитарного мировоззрения, которые предусматривали формирование таких качеств, как четкое понимание единства природы и человека, отказ от авторитаризма в мышлении, успешное и плодотворное взаимодействие педагога и ученика, терпимость, склонность к компромиссным действиям и решениям, уважительное отношение к мнению других людей, других культур, моральных и духовных ценностей.
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 2. Классификация современных воспитательных технологий

2.1. Характеристика коллективной творческой деятельности
     
     Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
     Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
     Первым в педагогической деятельности использовал технологию коллективного творческого воспитания А.С. Макаренко. Вся деятельность его колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Дзержинского была основана на идеях этой технологии: коллективное решение и выполнение всех действий; изменение составов сводных отрядов; система перспективных линий.
     Впоследствии санкт-петербургский учитель И.П. Иванов, обобщив идеи А.С. Макаренко, разработал и апробировал технологию коллективного творческого воспитания. 
     Сущность технологии коллективного творческого воспитания - формирование личности в процессе работы в пользу других людей; в организации "определенного образа жизни коллектива, где все основывается на принципах нравственности и социального творчества.
     Технология коллективного творческого воспитания позволяет совершенствовать познавательно – мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную сферы личности ученика и педагога.
     Эта технология – личностно – ориентированная, поэтому каждому ребенку найдется дело для души, которую она может организовать, сделать лучше, чем другие. Сегодня ученик руководит, организует, создает совместно с другими такими же заинтересованными людьми. Завтра он же с таким же интересом примет участие в новой коллективной творческой деятельности, но уже в роли исполнителя. Эта технология объединяет деловую и межличностное сферы деятельности человека.
     Особенность технологии заключается в том, что между воспитателями и воспитанниками складываются в процессе деятельности субъект-субъектные отношения, в силу которых и учитель, и ученик в равной степени чувствуют себя ответственными за качественное выполнение поставленных задач.
     Одна из главных идей методики коллективного творческого воспитания – формирование личности через единый воспитательный коллектив, с одинаковыми требованиями к старшим и младшим. Творческий подход к процессу воспитания обеспечивается как группой средств дружественной воспитательной заботы (возбуждение, убеждение, приучение, дружественного уважения, доверия, одобрения "секретного договора"), содружества старших и младших коллективов, работы с родными воспитанников, содружества педагогов, так и основными воспитательными средствами (коллективная организаторская деятельность, коллективные творческие дела, творческие игры, творческие праздники).
     Коллективные творческие дела – это, прежде всего, проявление жизненно – практической общественной заботы об улучшении совместной жизни, это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. Это дело коллективное, так как планируется, готовится, осуществляется и обсуждается всеми участниками. 
     Коллективные творческие дела различаются по направлениям воспитания: общественные, трудовые, познавательные, спортивные, оздоровительные, художественно – эстетического творчества и тому подобное.
     Технология коллективного творческого воспитания предполагает: 
     - создание коллектива на основе стремления к высоким идеалам, привлекательных для детей, формируются жизненной позицией педагога и делами, направленными на общественное заботу об улучшении окружающей жизни;
     - построение коллектива на принципах сменности всего актива, коллективного планирования, организации и анализа общих дел, взаимоотношений, поступков;
     - организацию деятельности, общественно значимой (для людей), личностно значимой ("творчески – иначе зачем"), художественно-инструментованных (ритуалами, законами, традициями), одухотворенной искренностью, юмором и пониманием взрослыми потребностей детства;
     - особую позицию педагога, как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками, позицию, обеспечивающую полное взаимопонимание, взаимодействие коллективов педагогического (старших друзей) и детского (друзей младших).
     Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел являются: единство жизненно  – практического и воспитательного направления для улучшения жизни внутри коллектива и окружающей жизни; творческий характер каждого дела: осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важных задач на всех стадиях организации; единство отдельных стадий организации каждого дела.
     Основной педагогический результат технологии  – развитие гражданского самосознания и способностей к социальному творчеству.
     В основу организации коллективного творческого воспитания положены следующие структурные компоненты технологии:
     1. Коллективная организаторская деятельность.
     2. Коллективное творчество.
     3. Коллективная постановка цели.
     4. Ситуации-образцы.
     5. Эмоциональное насыщение коллективной жизни.
     6. Общественное направление деятельности коллектива. Базовым компонентом технологии является коллективная организация деятельности, то есть таким образом ее организации, при котором все члены коллектива вовлекаются в процесс планирования, подготовки, выполнения и анализа общих дел. Такая методика работы формирует у учащихся навыки построения эффективных межличностных отношений в коллективе, умение решать задачи, учитывая интересы и каждого члена коллектива, и дела в целом.
     Показателем уровня развития коллективного мышления является коллективное творчество, что дает возможность общаться в коллективе не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, импровизацией, игрой, открывает новое именно для этих детей, для этого коллектива.
     Любая деятельность должна начинаться с предварительного целеполагания. В этой технологии  –  это коллективная постановка цели. Дети и взрослые совместно производят цель коллективной жизни. Коллективное целеполагание имеет два направления: выработка общей долгосрочной цели и определения конкретных действий на определенный период времени.
     Обязательным компонентом технологии есть ситуации-образцы. Это ограниченный во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок коллективной жизни, в котором дети и взрослые живут повышен интенсивным, напряженным коллективным жизнью в соответствии с принципами демократизации, гуманизма, творчества.
     Особое значение придается эмоциональной насыщенности коллективной жизни, то есть набора средств, специально направленных на увеличение эмоционального напряжения, возбуждения чувств единения, доверия, душевного подъема. Эти средства делятся на две группы  –  символы и обряды. Символами являются значки и эмблемы, форма и девизы, символические жесты. Обряды, как принято форма поведения в конкретных ситуациях, тесно связанные с эмоциональной жизнью коллектива и способствуют духовному единению участников деятельности.
     Характерным компонентом технологии называют общественное направление деятельности коллектива. Важно, чтобы дети в процессе деятельности, осуществляемой на пользу людям, понимали состояние этих людей и хотели помочь им. Необходимо, чтобы в работе наряду с формированием у учащихся таких качеств, как творчество, ответственность, деловитость, коммуникативность, развился и гуманистический, нравственный смысл деятельности.
     Среди форм коллективной деятельности, наиболее  распространенной в школьной практике форма КТД, разработанная И.П. Ивановым.  
     Основные этапы организации коллективной творческой деятельности:
     Этап I. Предварительная работа коллектива или коллективное целое-возложение: определение темы, цели, задач будущей деятельности, выдвижение перспектив перед учениками, выработка у них убеждение в общественной значимости и необходимости будущей деятельности, захват всех общим делом. Начинается любая коллективное творческое дело с предыдущей работы воспитателей: классных руководителей, педагогов, родителей, шефов. Они определяют воспитательные задачи следующей КТД, намечают выходные действия для разработки совместными усилиями взрослых и детей оптимального проекта будущей КТД. 
     Этап II. Коллективное планирование дела: обсуждение различных предложений, вариантов плана, конкурс на лучшую разработку плана, определение оптимального для данных условий варианта, подбор материала, составление вопросов-задач, выбор совета дела.
     Этап III. Коллективная подготовка дела: распределение поручений между участниками, определение задач, выборы ответственных, проведение анкеты, организация контроля за выполнением задач. 
     Этап IV. Проведение дела: содержание и методика проведения дела зависят от его формы, цели и задач: сбор, деловая игра, конференция, диспут, ярмарка и др.
     Этап V. Коллективный анализ: была польза, радость от деятельности окружающим людям? Был коллектив дружественным, организованным, доброжелательным? Кто показал себя с лучшей стороны и в чем? Кому можно выразить общую благодарность? Что нужно учесть в будущей работе? Главное, чтобы каждый участвовал в анализе опыта (и своего собственного, так и своих товарищей) проведенной КТД, учился оценивать, анализировать, извлекать уроки на будущее. Опираясь на тот положительный опыт, который участники КТД получили в организации коллективной творческой дела, учитывая уроки из ошибок, взрослый убеждает воспитанников в необходимости дальнейшей работы по улучшению окружающей жизни. Слово взрослого – это размышление вслух, это новая идея, новая задача, новое предложение.
     Этап VI. Ближайшие последействие: выполнение решений, принятых после анализа дела. Здесь руководитель направляет на использование воспитанниками в учебной работе, в внеурочной жизни и деятельности коллектива опыта, приобретенного при планировании, подготовке, проведении КТД и обсуждении результатов. Сразу же после подведения итогов следует приложить максимум усилий к коллективной реализации предложений, высказанных на итоговом сборе, коллективно наметить программу следующих действий.
     Для того, чтобы идеи технологии коллективного воспитания внедрять в деятельность какого-либо коллектива, в первую очередь необходимо найти в этом коллективе личности особого типа, лидера, который может увлечь за собой детей. Педагог, работая с детьми по этой технологии, должен иметь высокий уровень развития творческого потенциала, широкий кругозор, глубокие знания психологии ребенка, развитую рефлексию, обладать достаточными умениями в сфере организаторской и коммуникативной деятельности. Свое общение с воспитанниками учитель должен строить на основе дружеского расположения и увлеченности совместной творческой деятельностью, быть примером для детей в соблюдении законов-заповедей коллектива, серьезно относиться к обрядам и символов, в саму форму жизнедеятельности коллектива. Ученики должны почувствовать, увидеть родство деятельности воспитателей и учеников, понять, что для педагогов коллективная организация творческой деятельности является не только технологии воспитания, но и личной жизненной позицией.
     
2.2. Характеристика воспитательной деятельности
     
     Воспитательная деятельность для современного учебного процесса – это ключ к познанию личности ученика. С помощью правильно организованный эффективных воспитательных мероприятий педагоги не только повышают свою компетентность, но и компетентность воспитанников.
        Формы воспитательной деятельности должны совпадать с содержанием и композиционной структурой воспитательных мероприятий. 
     Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер. Коллективные творческие дела, как отмечает один из их основателей  И.Иванов,  – это способ организации яркого, полного трудом и игрой, творчеством и общительностью, мечтой и радостью жизни и, вместе с тем, самое важное воспитательное мероприятие. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей и воспитанников.
     В любом воспитательном мероприятии  выделяют следующие этапы: 
     1) определение целей и задач (анализ ситуации, формирование доминирующей и вспомогательных воспитательных задач); 
     2) планирование; 
     3) организация и подготовка; 
     4) непосредственная организация дела; 
     5) анализ достигнутых результатов. 
     Эти этапы определяют основные действия педагога при организации воспитательного процесса.
     Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные качества и умения.
     Основой воспитательных дел служат два подхода – деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентационной и свободного общения, а второй - органического сочетания всех видов деятельности. Деятельностный подход указывает направление воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.
     В процессе воспитания формы воспитательной работы должны функционировать в крепкой взаимодействия и обеспечивать достижение единой цели. При этом каждая из форм воспитания предполагает единство общего, особенного и единичного. Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
     Наиболее существенные и важные компоненты воспитательной системы класса:
     1. Индивидуально-групповой.
     2. Ценностно-ориентационный.
     3. Пространственно-временной.
     4. Функционально-деятельностный.
     5. Диагностико-аналитический.
     А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
     Многогранность форм воспитательной работы, их система соответствуют многогранности внутреннего мира личности, ее всестороннему развитию.
     В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы ученики: массовые формы (участие всего класса), кружковая (групповая) форма и индивидуальная.
     Классный коллектив выполняет следующие роли: образовательную; воспитательную, мировоззренческую; психологическую; компенсирующую; интегрирующую и корректирующую.
     Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:
     I этап проекта;
     II этап становления;
     III стабильное функционирование;
     IV завершение функционирования или коренное обновление.
     Так, на первом этапе преобладают изучение интересов потребностей членов классного сообщества, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая форма деятельности становится главным системообразующим фактором.
     На втором этапе воспитательной деятельности особое внимание акцентировано на укрепление межличностных отношений, апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива, в основном воспитанники копируют деятельность классного руководителя и класс живет под девизом «Делай, как я!».
     Воспитательная деятельность на третьем э.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44