VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы и методы социальной работы с семьями по профилактике домашнего насилия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005648
Тема: Формы и методы социальной работы с семьями по профилактике домашнего насилия
Содержание
Содержание



Введение ………………………………………………………………..

3

Глава 1. Сущность и содержание понятий насилия в семье ……………………………………………………………………………



6

1.1

Определение термина   «насилие»………………………………………………………..



6

1.2

Виды домашнего насилия

…………………………………………………………………..



9

1.3

Насильственные и оскорбительные модели поведения и действия и типы насильников ………………………………..



16

Глава 2. Формы и методы социальной работы с семьями по профилактике домашнего насилия

 …………………………………………………………………….



26

2.1

Нормативно-правовая база по проблеме домашнего насилия.

26

2.2

Организация социальной профилактики насильственных действий в семье ………………………………………………..



31

2.3

Организация оказания помощи жертвам домашнего насилия

………………………………………………………….



37

2.4

Рекомендации по предупреждению и преодолению насилия в семье 

……………………………………………………………………





43

Заключение …………………………………………………………….

52

Выводы …………………………………………………………………

54

Список использованной литературы ………………………………

59

Приложения ……………………………………………………………

63







Введение



Актуальность. Проблема насилия в семье всегда была очень актуальной. Ранее была уверенность, что так называемых благополучных семей у нас, в стране развитого социализма, значительно больше, чем семей алкоголиков, тунеядцев и просто невежественных людей с грубым поведением, которым «органично» присуще насилие в отношении женщин и детей. Мы с детства усваивали истину о том, что «сор из избы выносить нельзя». А это означало полное замалчивание тех трагедий, которые разворачивались за закрытыми семейными дверями.

В 1993г. по инициативе женских общественных организаций появились первые публикации, посвященные проблемам насилия в семье. В рамках женского движения было положено начало качественно новой концепции понимания этого вопроса, стали действовать первые «телефоны доверия», кризисные центры, приюты и убежища для пострадавших от насилия.

В 2001 - 2002 годах было проведено социологическое исследование в 9 странах СНГ. Исследователи интересовались уровнем осведомленности населения о насилии в семье и сексуальные домогательства на рабочем месте и их освещение в средствах массовой информации. Было опрошено 8500 человек.

Оказалось, что население стран СНГ осознает, что домашнее насилие является достаточно распространенным, но распознает как насилие обычно только его грубые, жестокие формы (физическое и сексуальное насилие), наносящие травмы телу человека. Другие формы насилия - психологическое и экономическое - идентифицирует как насилие лишь небольшая часть опрошенных. К сожалению, приходится констатировать, что в основном население считает насилие допустимым. Исследование также показало, что на территории СНГ, как и во всем мире, чаще от всех форм насилия страдают женщины.

По данным социальных исследований, лишь 27% опрошенных женщин считают насилием над личностью грязную брань, только 37% - грубое унижение, и что интересно - только 49% - избиение, 56% - изнасилование. Еще меньше мужчин относят перечисленные действия до насилия, например, только 45% мужчин считают избиение, а 50% - сексуальное насилие женщины.

Но стоит заметить, что статистика насилия является латентной и реальные цифры значительно выше официально зарегистрированных органами милиции и учреждениями социальной помощи.

В последние десятилетия насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных проблем. На этой основе сформировалось понимание того, что недостаточно только осуждать, наказывать виновных - необходимо также реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие, для того, чтобы избежать повторения ситуации.

По данным исследования 44% всех опрошенных (N = 1800) подвергались насилию в семье (по состоянию на 2010 год). Поэтому выделение насилия в самостоятельную проблему свидетельствует о ее актуальности, необходимости разработки системы профилактических методов, направленных на решение проблемы.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обобщении форм и методов социальной профилактики насилия в семье

Для достижения этой цели поставлены для решения следующие задачи:

1) Рассмотреть сущность и содержание понятий насилия в семье

2) Раскрыть сущность и содержание социальной работы по профилактике с семьями по профилактике домашнего насилия;

3) Охарактеризовать организацию социальной  работы с семьями по профилактике домашнего насилия;

4) Разработать рекомендации по предупреждению и преодолению насилия в семье путем различных форм и методов социальной работы с семьей.

Объектом исследования является семья.

Предмет исследования - проблема социальной работы насилия в семье.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний о путях совершенствования социальной работы по профилактике  насилия в семье, раскрытии содержания социальной работы по жестокому обращению с членами семьи, направлений работы учреждений, в которых осуществляется реабилитация жертв насильственных действий.

Использованные в исследовании общенаучные методы познания: индукция, дедукция, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование.

Практическую реализацию методов наглядно проявляет такое понятие как форма «социальной профилактики». Благодаря формам, методы наполняются конкретным содержанием социальной профилактики.

Согласно действующему российскому законодательству насилие в семье рассматривается как любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного члена семьи в отношении другого члена семьи, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи.

База исследования. Государственное бюджетное учреждение города Североуральска Центр социальной помощи семье и детям «Дар жизни». 

Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, общих выводов, списка использованной литературы и приложений. Общий объем дипломной работы - 67 страниц. Основное содержание работы изложено на 61 странице.





              Глава 1. Сущность и содержание понятий насилия в семье

1.1 Определение термина «насилие» 

             Изучение насилия было и остается областью, насыщенной полемикой. Даже короткие дискуссии о насилии осложнены не только межличностным и политическим, но и научным подтекстом. Предприняв изучение насилия, получатся разные результаты, зависящие от определения, которое приняли. Законность - второе измерение, по которому различаются определения насилие. Некоторые определяют насилие только через противозаконное поведение. Другие особо подчеркивают форму действия и его намерение. Наша современная правовая система проводит различие между уничтожением людей или имущества вследствие намеренного насилия и ущербом, причиненным по небрежности. Взяв во внимание всё вышесказанное, можно определить насилие как применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий. Марксизм показал, что систематическое применение насилие в истории связано, прежде всего, с существованием антагонистических классов, т. е. объективными факторами, определяемыми в конечном счёте уровнем развития производительных сил [1, с. 205].

          Насилие в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Существует несколько основных направлений в изучении причин и интерпретации содержания насилия — биологический, психологический, социологический, юридический. Также есть интегративная модель объяснения насилия, в которой сделана попытка соединить все направления в единую концепцию.

          Обычно выделяется субъект, совершающий насилие, и жертва. Насилие — интерактивный процесс. Для объяснения его необходимо учитывать поведение обеих сторон. Согласие с насилием и готовность к нему является результатом социальной учебы — социализации, рассматриваемой в соответствии с биографическим опытом.

          Существует множество теорий преодоления и профилактики насилия, в частности, доказывается положительный эффект сублимации насилия. «Эффект катарсиса», т.е. психологической разрядки, наступающий вследствие действий, замещающих реальное проявление насилие (возможность высказаться, сочинить рассказ, выразить свое отношение к герою киносюжета и т.д.), используется для реорганизации социально опасных поведенческих реакций. Однако смена объекта агрессии не приводит к существенному изменению конфликтной ориентации поведения.

          Насилие связано с такими его проявлениями, как садизм и мазохизм.

          Насилие порождает страдание, а оно содержит в себе исполнение желаний, вызывает удовольствие. «Нравственный мазохизм», являющийся одной из форм мазохизма, проявляется в том, что субъект под влиянием бессознательного чувства вины стремится занять позицию жертвы, прямо не связанную с сексуальным удовольствием. Садизм рассматривается как сексуальность, которая связана с насилием по отношению к другому человеку. Однако в более широком плане садизм означает и проявление насилия, не связанного с сексуальным удовольствием.

          Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном?поведении или фантазировании, цель которых заключается в том,?чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д. [2, с. 423]

          Насилие имеет манифестные и структурные формы. Структурное насилие имеет характер общественного признания, оно представлено в культуре, в социальных символах, общественных и политических ритуалах и атрибутах. Таким образом, это форма легитимного насилия. Манифестное насилие различается по параметрам: насилие общественное, насилие в семейных отношениях и сексуальное насилие. Использование насилия происходит при деструктивных формах развития конфликтов. Характеризуется враждебностью, агрессивностью в отношениях между субъектами, нанесением преднамеренного либо непреднамеренного ущерба, вреда.

          В обществе установлены «первичные» и «вторичные» формы контроля за проявлением насилия. «Первичный» социальный контроль имеет характер социальных и культурных норм, традиций, обычаев. Универсализированные нормы призваны обеспечить общественный порядок. «Вторичный» социальный контроль осуществляется с помощью специальных инстанций, прежде всего государственных (полиция, работники социальной сферы, учителя и др.). Выделяют несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип насилия — жажда - крови. Насилие из мести свойственно как отдельным индивидам, так и группам, как примитивным, так и цивилизованным. Зрелый, здоровый человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести, чем слабый, либо невротик. Для последних месть стала формой восстановления чувства собственного достоинства, элементом самодвижения и восстановления идентичности.

            Выделяя структурное насилие, особое внимание обращают на «культурное насилие». Оно ведет к тому, что структурное насилие начинает выглядеть и восприниматься как справедливое или во всяком случае «не дурное дело». Оправдание насилия не является чем-то постоянным в обществе. Оно может усиливаться, превращаться в принцип социальных отношений (например, рост классовой, расовой ненависти), либо общество отказывается от подобной оценки и склоняется к гуманности, общечеловеческим ценностям, концепции сотрудничества. Происходит соответственно изменение социальных ориентации, социальной политики [3, с. 198 – 199].







		 Виды домашнего насилия



Официальная статистика по домашнему насилию не отражает реальную картину, поскольку большинство жертв не обращаются за помощью в органы внутренних дел. По данным опросов, насилие в российской семье - довольно распространенное явление. Социологические исследования свидетельствуют: 68% женщин в стране страдают от издевательств в семье, в том числе 20% «как правило, или частично» (чаще всего - это побои со стороны мужа), 50% женщин подвергались сексуальным домогательствам на работе, а 8% из них - довольно часто.

По результатам криминологических исследований, в 57,2% семейно-бытовые преступления сопровождались физическим насилием над жертвой, в 18% - их участники применяли холодное оружие. Заслуживает внимания и тот факт, что насилие в семье не является исключительной монополией мужчин – значительным есть и удельный вес лиц женского пола, совершивших преступления на бытовой почве, - 26,3%.

К сожалению, информация о масштабах этого социального зла в нашей стране является не совсем объективной и достоверной. Кроме того, случаи насилия в отношении женщин, детей, стариков, их распространенность и типология остаются в основном скрытыми и не находят отражения в статистике. Особенно это касается сексуального и домашнего психологического насилия.

Семейное насилие это форма деструктивного социального взаимодействия в семье, отражает ее общее неблагополучие и нарушения в ценностно-нормативной сфере индивидов.

Типичная модель семейного насилия - это применение силы сильнейшего по отношению к слабому члену семьи. Акты семейного насилия являются разными по своей жестокости. Мера насилия может проявляется от незначительного повреждения к смертельному случаю.

За последнее десятилетие насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, порождающая множество других социальных и индивидуальных проблем. В частности, сформировалось понимание того, что недостаточно только наказывать виновных, необходимо также реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие, чтобы избежать повторения ситуации.

Последствиями насилия в семье становятся телесные повреждения, психические расстройства, самоубийства, а также потеря чувства самоуважения у жертвы. Постоянное грубое обращение способно спровоцировать у жертвы ответные насильственные действия по отношению к агрессору.

Кроме того, насилие над взрослыми членами семьи в соответствии влияет и на детей, вызывая у них разные психоэмоциональные и психосоматические расстройства, школьную дезадаптацию и в целом приводит к нарушениям процессов развития и социализации ребенка. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как дети, которые вырастают в такой неблагоприятной атмосфере со временем становятся или жертвами, или сами совершают насилие против своих близких. По данным статистики 95% людей, находящихся в колониях, в детстве были жертвами насилия или его свидетелями.

Насилие в семье нарушает такие права человека, как право каждого на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психического здоровья.

В психолого-педагогической литературе нет данных, которые бы отражали реальность масштабов и частоту случаев насилия в семье по понятным причинам: закрытость семьи как системы (нежелание выносить сор из избы); взаимозависимость жертв и агрессоров; отсутствие доступа в семью для социальных работников; недостаточность информации из медицинских центров и правоохранительных органов, все это не позволяет делать валидные выводы о размерах данного явления. Регистрация случаев насилия затруднена еще и тем, что бывает трудно отнести некоторые акты насилия в уголовных деяний. Одновременно существуют факторы, препятствующие обращению реальных или потенциальных жертв в милицию. Это обоснованные опасения жертв, что преступник не будет арестован, недоверие к правовой системе, боязнь оскорбительного характера процесса расследования, нежелание делать свою тайну достоянием общества и др. [30].

Для объяснения механизмов насилия используются следующие концептуальные подходы: социологический и психологический.

В рамках социологического подхода ведущим фактором считается социокультурная обусловленность, то есть насилие является стереотипом семейных отношений, принятым в данной группе населения и воспитанным с детства, а также влияние социальных факторов (социально-экономическое положение ребенка (семьи), безработица, плохие бытовые условия и прочее).

В аспекте психологического подхода насилие рассматривается как результат негативного личного жизненного опыта, «травмы детства», алкоголизма, психопатологии, или как симптом дисфункциональной семьи, парадоксальным (но неадекватным) образом стабилизирующий семейную систему. Негативное отношение может также рассматриваться как результат деструктивного семейного взаимодействия, когда один из членов семьи (например, ребенок) независимо от наличия или отсутствия у него специфических психосоматических характеристик или особенностей поведения воспринимается как отклонение или тяжелый «груз», что вызывает риск насильственного действия.

С психологической точки зрения насильственное отношение и жестокость редко бывают бессмысленными. Этот момент очень важен по той причине, что любое субъективное побуждение должно освещаться с позиции личностного содержания, личностной значимости. На этом уровне мотивы агрессивного поведения, как правило, неосознаваемые.

В настоящее время более продуктивными считаются междисциплинарные подходы к проблеме, а именно: психобиологический, социально-психологический и социокультурный (или социально-структурный).

Согласно концепции психобиологического подхода насильственное поведение наиболее характерно для лиц с патопсихологическими отклонениями и обусловливается наличием у индивида патологических и девиантных черт.

Социально-психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведения той модели поведения, того жизненного опыта, что ребенок получил в семье. Например, с одной стороны, среди мужчин, которые бьют своих жен, количество тех, кто в детстве был свидетелем подобного отношения отца к матери, в 3 раза больше, чем количество тех, кто воспитывался в благополучных семьях. С другой - потребность в самоутверждении в мужской роли обычно наблюдается у тех насильников, что в детстве подавлялись матерью, находились под ее жестким контролем. Ощущение такого материнского доминирования сохраняется в сфере бессознательного и бывает настолько травматическим, что детерминирует совершение тяжких посягательств на женщин, глубинным содержанием которых является разрыв психологических связей с матерью.

В отличие от первого и второго подходов (иногда объединяемых в один - индивидуальный подход), в рамках которых семейное насилие объясняется психологическими особенностями отдельного индивида, социокультурный подход рассматривает проблему более широко - в контексте социальной и экономической ситуации внутри общества в целом. Например, различия в общественном статусе мужчины (утверждение своего превосходства) и женщины (экономическая и психологическая зависимость) переносятся и на внутрисемейные отношения [14].

С домашним насилием наиболее часто связывают четыре социально-психологические фактора, имеющие отношение как к супружеским парам, так и к людям пожилого возраста, а именно стресс, общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную приверженность к насилию.

Насилие тесно связано с социальным стрессом в семье. Среди проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать такие, как: различия в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в длительной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством нерешенными проблемами и требованиями, что предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.

В насилии как интерактивном процессе выделяются субъект, осуществляющий его, и жертва. Качественный и количественный анализ данных из зарегистрированных случаев семейного насилия показывает следующее:

- Насильственные действия чаще всего происходят в отношении женщин и детей;

- Психологическое и физическое насилия наиболее распространены;

- Насильниками чаще всего выступают родственники, а не чужие люди, то есть насилие происходит в семье;

- Насилие в подавляющем большинстве это не единичный акт, а повторяющееся явление;

- Потерпевшие и их родственники, как правило, не обращаются в милицию, а ищут поддержки и помощи у друзей (но не у родственников) или в специализированных организациях;

- Частота насилия не связана с этнической или конфессиональной принадлежностью;

- Насилие встречается чаще в семьях, где брак сохраняется ради детей;

- Семейное насилие носит циклический характер, причем замкнутый семейный круг с зависимыми членами семьи зачастую является причиной воспроизведения его в следующих поколениях.

Обобщая вышесказанное о причинах и факторах насилия в семье, можно отметить, что существует большое количество причин, что влияют на проявления насилия. Однако какими бы ни были причины насилия, оно всегда вызывает негативные последствия, с которыми жертва насилия чаще всего не может справиться самостоятельно.

В настоящее время в международном профессиональном сообществе социальных работников существует такая типология насилия, что основанная на характере насильственных действий и включает в себя такие виды насилия, как физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное), экономическое и медицинское.

К физическому насилию относят такие формы насилия, как избиение, резкие и (или) неожиданные удары, толчки, пинки, встряски, пощечины, нежелательные прикосновения, бросание в человека различных предметов, любое случайное нанесения телесного повреждения и (или) причинения физической боли, насильственное принуждение к чему-либо, а также введение в отношении человека различного рода запретов, ограничений его прав и свобод. Физическое насилие включает также угрозы (в том числе оружием) и такие косвенные действия, как разрушение частной собственности, запирания в ванной или комнате и других местах.

Психологическое (эмоциональное) насилие реализуется в различных личных формах: изоляция от членов семьи, друзей, угрозы применения насилия, унижения достоинства, ругань и оскорбления, игнорирование, издевательства, причинение душевных страданий, формирование и развитие чувства бессилия и страха, снижение самооценки человека, обвинения в безумии, искусственное создание ситуаций, в которых один из членов семьи чувствует себя психически ненормальным. Психологическое насилие выражается также в форме оскорблений, угроз, грубости, высмеивание, запретов на встречи с друзьями и занятия любимым делом, издевательстве и убийстве животных, дорогих человеку, в отсутствии понимания, поддержки и  т.п.

Сексуальное насилие - любой вид домогательства, что выражается как в форме навязанных сексуальных прикосновений, принуждения к сексу, так и осуществление сексуальных действий (например, изнасилования, инцест) кого-либо из членов семьи против его воли. Сексуальное насилие обычно включает в себя как физическое, так и психологическое насилие и особенно травмирует жертву. Во многих пострадавших от сексуального насилия развиваются чувства растерянности и предательства, тоска и депрессия, их мучают ночные кошмары и воспоминания, повышаются раздражительность и вероятность психоэмоциональных срывов, которые способны привести к суициду.

Экономическое насилие - единоличный контроль за расходом денег (зависимом члену семьи выдается только строго определенная сумма денег, за которую он должен полностью отчитаться), лишение права голоса при расходе денег, присвоение одними членами семьи собственности или сбережений без согласия других, принуждение на работу или запрет работать.

Медицинское насилие - халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарственных препаратов, специально отказ больному в получении необходимых лекарств или, наоборот, нарочитая передозировки или навязывания субстанций, приводящие к привыканию и зависимости [14].

Итак, под семейным насилием понимают агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травма или унижения, а иногда смерть. Такие действия могут представлять собой физическое и сексуальное насилие, повреждение личного имущества и неудовлетворение базовых потребностей.









1.3 Насильственные и оскорбительные модели поведения и действия и типы насильников 



В настоящее время в мировой практике выделяют следующие подходы к защите прав людей, которые могут быть применены в целях предупреждения насилия в семье [16]:

1. Информационный (просветительский), в основе которого есть знания и поддержка государством, обществом, семьями, отдельными лицами прав человека. Знание этих прав требует их соблюдения. Международные сообщества всячески поддерживают образовательные программы этого направления. Требованием ЮНЕСКО в них является учет интересов детей и подростков.

2. Силовой подход, который означает, что нарушения прав человека, закрепленных в законах, предусматривает наказание преступника независимо от того, знал ли он, что нарушает права другого человека или нет. Этот подход сейчас основной в России.

3. Подход ненасильственного сопротивления. Противостояние злу через насилие лишь умножает зло, и, поскольку зло может опираться только на насилие, нужно полностью воздержаться от последнего, чтобы лишить зло его опоры.

4. Деятельностный подход, который заключается в ежедневной работе по защите прав. Основой деятельностного подхода является противоречие между «войной и миром, насилием и покорностью, расизмом и человеческим достоинством, угнетением и гонениям и свободой и правами человека, нищетой и свободой от нужды». Стремление преодолеть эти противоречия требует действовать, приобретать опыт и качеств личности, которая бы делала невозможной мысль о применении насилия.

5. Христианский подход заключается в том, что все сдвиги происходят в полном соответствии с Провидением. Этот подход предполагает опору на положительное в человеке, собственные высокие духовные качества и надежду на Провидение. Именно поэтому «отказ от насилия» является «путем к примирению и само владение».

6. Политико-экономический подход, смысл которого заключается в том, чтобы создать людям равные возможности, оказать помощь тем, кто в ней нуждается, сохранить гражданские свободы для всех, использовать достижения научно-технического прогресса для расширения и неуклонного повышения уровня жизни.

7. Подход разоблачения насилия и ненависти, который заключается в сохранении памяти о жертвах насилия через прессу, телевидение, книги, помощь жертвам угнетения с целью предупреждения будущего насилия.

8. Взвешенный подход заключается в готовности к созданию лучшего человечного общества, совершенного миропорядка через реформы, а не революции, через защиту жертв, а не свержение или осуждения режимов; за способность сознательно рассуждать, беречь знания и опыт, развитие связей с другими социальными системами с целью выбора лучшего для жизни людей.

В процессе помощи детям жертвам семейного насилия и всем членам семьи, где существует данная проблема, особое место принадлежит специалистам, деятельность которых направлена на оптимизацию семейных отношений, преодоления причин и последствий дисгармонии семейных отношений.

Работа профессионального специалиста по конкретным случаям начинается с диагностики, то есть с процедуры идентификации состояния исследуемого объекта с определенным классом или типом социальных явлений. Поэтому нужно знать прямые и косвенные признаки, которые могут указывать на наличие насилия к детям в семье.

Ученые Т. Сафонова, Е. Цымбал, Л. Олиференко, И. Демьяненко выделяют следующие возрастные особенности психического состояния и поведения ребенка, которые позволяют заподозрить насилие в отношении них [20]:

- 0-6 месяцев - малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

- 3-6 месяцев - жидкая улыбка;

- 6 месяцев - 1,5 лет - страх родителей, боязнь физического контакта с взрослыми, испуг при попытке взрослых взять их на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль;

- 1,5-3 года - боязнь взрослых, жидкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от агрессивности к равнодушию;

- 3-6 лет - пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирения с существующим положением вещей, подобострастное поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивные проявления (действия или поступки, характерные для более младшего возраста);

- Младший школьный возраст - стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, желание уединиться, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, страх идти домой после школы, низкая успеваемость; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, попытки полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т.п;

- Подростковый возраст - депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, уголовное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков или угрозы попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т.п;

- Все возрастные категории - проявления, которые сигнализируют о применении насилия к детям: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, тик, энурез, нарушение сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или усталым, нарушение аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т. п.

Работа с семьей по решению проблем насилия, предусматривает обязательное определение основных факторов, провоцирующих насильственные действия в детско-родительских отношениях [18]:

Социальный статус семьи:

- Малообеспеченная, неполная или многодетная семья, семья с приемными детьми, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, стрессы, которые стали следствием безработицы, финансовых трудностей или смерти, потеря близких, семейные конфликты, чрезмерная занятость взрослых, специфические культурные или религиозные факторы;

- Юные родители (17 лет и моложе); низкий уровень образования родителей и недостаток знаний в области воспитания детей;

- Статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Индивидуально - психологические особенности родителей:

- Психические заболевания, частые критические состояния (попытки суицида, нервные срывы), умственная отсталость, недостаточный самоконтроль или импульсивность;

- Наличие в прошлом случаев жестокого обращения с детьми, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

- Родители, подвергавшиеся в детстве жестокости, или лишены родительских прав.

Социально - психологические особенности детей - жертв насилия:

- Нежелательный, нелюбимый ребенок;

- Наличие у ребенка физических или умственных недостатков, недоношенность при рождении и низкому весу тела, врожденные уродства или сходство с нелюбимым родственником;

- Нарушения в поведении ребенка, гиперактивность, «трудный ребенок», высокоодаренный или талантливый ребенок и т.п.

В научной литературе описываются следующие стратегии борьбы с насилием в семье:

1) исследование, с целью освещения и документирования насилия, его природы, источников, контекста, оправдание, объема и прочее;

2) действие или интервенция с целью уничтожения корней насилия, его профилактики и содействие в построении новой морали. Эти стратегии осуществляются во всех сферах жизни личности и касаются всех функций семьи.

Социально-педагогическая и психологическая превенция насилия в семье должен основываться на том постулате, что насилие в семье - это социальное явление, характеризующееся взаимосвязанностью и взаимопроникновением различных его аспектов (физического, сексуального, экономического, психологического). Чтобы определить степень насильственных действий,  достаточно выяснить такие случаи насилия: когда кто-то человека толкает, наносит пощечины, пинки и удары кулаками; швыряет предметы; угрожает оружием и наносит раны; физически препятствует ему при попытке выйти из дома, закрывает человека в помещении; оставляет одного в опасных местах; отказывается помочь; если человек болен, препятствует попыткам обратиться за медицинской помощью; не дает уснуть ночью; отказывается покупать продукты питания и другие необходимые для человека товары; портит его имущество; оскорбляет родителей; братьев и сестер; грозит обидеть родных или друзей.

Сексуальное насилие: обращение с человеком как с сексуальным объектом; принуждение раздеваться против воли; принуждение к половому акту против воли человека, изнасилования его; осуществления полового акта с особой жестокостью; принуждение к половому акту после избиения; принуждение смотреть и повторять порнографические действия.

Эмоциональное оскорбление: постоянно человека унижают, несправедливо обижают, оскорбляют (например, говорят, что человек слишком толстый, худой, глупый и т. д.). Игнорируют чувства человека; насмехаются над его убеждениями, не обращают внимания на нежные чувства человека; запрещают выходить на улицу; манипулируют личностью человека, используя при этом ложь и несогласие; оскорбляют его родных и друзей. 

Психологическое и экономическое давление:

- Ссора, перепалка, непристойное поведение, употребление нецензурных слов и угрожающих жестов, выстрелы;

- Критика (выражают, унижают, издеваются, обвиняют, подвергают критике);

- Угрозы (вербальные и невербальные, прямые и косвенные);

- Домогательства (приход в гости без приглашения, звонки, преследования, проверки, волнения жертвы на людях; остаются, если просят уйти; мешают на работе);

- Изоляция (препятствуют общению с друзьями и другими людьми, критикуют друзей, обвинительные комментарии, нежелание присмотреть за детьми, если женщина должна идти на работу или куда-то ехать);

- Применение тактики давления (заставлять женщину принимать какие-то решения, обвинять и давить, чтобы она почувствовала свою вину, часто мрачное лицо; угрозы расправы при условии, что женщина будет иметь с кем-то сексуальную связь; лишать финансовой поддержки, манипулировать детьми, уговаривать друзей против нее);

- Экономические притеснения (не давать денег, машину, кредитные карточки, снятие денег со счета жертвы и расходования их на себя, использование правовой системы против.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.