VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности социального интеллекта менеджеров как условие креативного решения управленческих задач

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011239
Тема: Особенности социального интеллекта менеджеров как условие креативного решения управленческих задач
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА	5
1.1	Социальный интеллект в понимании отечественных и зарубежных ученых	5
1.2	Структурные особенности социального интеллекта	13
1.3 Факторы, обуславливающие развитие и становление социального интеллекта	16
1.4 Понятие креативности	20
1.5. Соотношение социального интеллекта и креативности	23
1.6 Основные управленческие задачи	25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЕНЕДЖЕРОВ СО СПОСОБНОСТЬЮ К КРЕАТИВНОМУ РЕШЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ	28
2.1. Замысел и процедура исследования	28
2.2. Характеристика методологического инструментария исследования	30
2.3. Результаты исследования и их анализ	34
2.4. Составление рекомендаций для менеджеров согласно результатам исследования	53
ПРИЛОЖЕНИЯ	57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	68

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы исследования. На современном этапе развития психологической науки и психологического знания одним из ключевых направлений для изучения является проблема социального развития личности. Именно благодаря гармоничному социальному развитию человек способен в полной мере, успешно и плодотворно взаимодействовать в социуме. 
     Успешное социальное развитие обеспечивает социальный интеллект. Стоит отметить, что для современной психологии это понятие является относительно новым. Под социальным интеллектом принято понимать способность человека давать адекватную оценку поведению других, то есть, выражаясь проще – понимать поведение людей. Еще в 1920 году Э. Торндайк ввел термин «социальный интеллект» в психологическую науку и применялся для обозначения «дальновидности в межличностных взаимодействиях» 
     В настоящее время перед современным человеком ставится огромный ряд задач, связанных с умением чувствовать людей, правильно взаимодействовать с ними. Особенно это касается тех людей, чья профессия или же служебное положение обязывает их непосредственно руководить живой группой. Существует проблема, связанная с неподготовленностью или же с неспособностью менеджеров грамотно выстраивать отношения и оказывать необходимое воздействие на подчиненных. Не существует, наряду с этим, и четкого понимания того, чем обусловлено успешное выполнение управленческих задач. Данная область мало изучена в научном сообществе. В виду того, что управленческая деятельность является, в настоящее время, одной из главенствующих на рынке труда, остро встает вопрос о глубинном понимании основ механизма взаимодействия между менеджером и подчиненными, способов совершенствования управленческих навыков и методов отбора управленческого персонала по тем или иным критериям. Управленец должен проявлять креативность в решении различных рабочих задач, в виду того, что их спектр крайне широк, разнообразен и нестандартен. Это и определяет актуальность исследования. 
     В данной дипломной работе будет произведена попытка изучения социального интеллекта у менеджеров и выявление взаимосвязи социального интеллекта и способности к креативному решению управленческих задач. 
     Теоретической основой данного исследования являются труды Г. Олпорта, Э. Торндайка,  Д. Гилфора, Г. Айзенка в сфере изучения социального интеллекта; Дж.Гилфордом, Е.П.Торренса, Л. Терстоуна, Л. Кронбах , Г. Домино в изучении креативности; Е.Е. Вендрова и Л.И. Уманского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Ю. В. Щербатых в области психологии управления. 
     Объект исследования: социальный интеллект менеджеров высшего и среднего звена предприятий г. Калуги.
     Предмет исследования: особенности социального интеллекта менеджеров как условие креативного решения управленческих задач.
     Цель работы состоит в выявлении и изучении взаимосвязи социального интеллекта со способностью менеджеров к креативному решению управленческих задач
     Задачи исследования:
     1) Теоретический анализ литературы по теме исследования
     2) Составление диагностического инструментария для проведения исследования
     3) Формирование выборки
     4) Проведение исследования
     5) Анализ полученных результатов
     6) Составление рекомендаций согласно полученным результатам
     Гипотеза исследования: Чем выше социальный интеллект у менеджеров, тем более высокий уровень креативности в решении управленческих задач они демонстрируют. 
     Методы, используемые для проведения исследования:
     1) Теоретические: анализ литературы, статей, монографий
     2) Эмпирические: тут будут методики…
     3) Методы статистической обработки данных: тут тоже пока не знаю
     Практическая значимость: Результаты настоящего исследования позволят людям, работающим в сфере управления и активного взаимодействия с людьми совершенствовать свои коммуникативные и управленческие навыки, а потенциальным работодателям применить полученные результаты и методы определения социального интеллекта при отборе кандидата на соответствующую должность. Также, работодатели и кадровые службы, опираясь на результаты исследования могут формировать необходимый им кадровый резерв. Авторская методика позволит провести экспресс – тест на креативность персонала с целью оценки эффективности деятельности управленца. 
     Дипломная работ состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части (две главы и выводы), заключения, списка литературы и приложений. 













ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

1.1 Социальный интеллект в понимании отечественных и зарубежных ученых

     Понятие «социальный интеллект» было введено в психологическую науку Э. Торндайком в далеком 1920 году для обозначения способности понимать других и мудро, адекватно вести себя по отношению к ним. Многие знаменитые психологи внесли свою лепту в объяснение этого понятия. Необходимо кратко ознакомиться с их представлениями о социальном интеллекте. 
          Г.Оллпорт описывал социальный интеллект как особое умение верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. [26] В этой связи он выделил несколько основополагающих качеств личности, обеспечивающих взаимопонимание в социуме:
     1) Опыт. Эта структура выполняет роль своеобразного «атласа», хранящего в себе накопленные знания о людях и последствиях различных взаимодействий с ними;
     2)  Сходство. Необходимо, чтобы человек, выстраивающий определенные суждениях о других, по своей сути, был похож на тех, кого он пытается понять;
     3) Интеллект. Интеллект помогает человеку усваивать опыт прошлых связей, выявлять причинно – следственные связи; 
     4) Глубокое понимание себя. Незнание себя или ошибочное представление о себе неизбежно приведет к недостоверности суждений о других людях;
     5) Отстраненность. Для того, чтобы быть более объективным в своих суждениях, необходимо наблюдать за ситуациями взаимодействия людей со стороны, не являясь их участником;  
     6)  Эстетические склонности. Высокий уровень развития эстетического ума позволяет возмещать до некоторой степени недостаток опыта, интеллекта и так далее. 
     Как считал Г.Оллпорт, социальный интеллект обеспечивает легкость во взаимодействии людей.  Благодаря прогнозированию наиболее вероятных реакций других участников взаимодействия формируется тактичное общение и поступки. Социальный интеллект, тем самым, относится в большей степени к поведению, нежели к использованию тех или иных понятий.
         Д.Векслер в своей формулировке сводит множество точек зрения на социальный интеллект к единой дефиниции этого понятия. Звучит оно следующим образом: «Социальный интеллект – это приспособленность индивида к человеческому бытию, т.е. умение хорошо справляться с жизненными ситуациями» [29]
     Дж. Гилфорд понимал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые, как и обще интеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. 
     Дж. Гилфорд выделил одну операцию – познание – и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Он говорит, что в его модели интеллекта не менее 30 способностей, относящихся к социальному интеллекту. Некоторые из них относятся к пониманию поведения, некоторые к продуктивному мышлению в областе поведения и некоторые -— к его оценке. Важно и то, что Дж. Гилфорд особо подчеркивает, что понимание поведения других людей и самого себя имеет в значительной степени невербальный характер. [3]
     Эта способность включает в себя шесть взаимосвязанных компонентов:
     1) Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;
     2) Познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;
     3) Познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении;
     4) Познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;
     5) Познание преобразований поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
          Некоторые психологи того времени отождествляют социальный интеллект с социальным мылшлением или познанием, то есть подразумевают под этим социальный характер как процесс. Одним из таких ученых был Ж. Годфруа. Данный взгляд обусловлен традицией изучения этих феноменов раздельно друг от друга в общей и социальной психологиях.           
        Р. Сэлман рассматривал социальный интеллект как некую форму приобретенного опыта. Являясь условным «инструментом» человеческой психики, социальный интелелкт обеспечивает индивиду ориентирование в социальном бытие. В этой связи ученым было выделен ряд этапов развития социального интеллекта. Рассмотрим каждый из них:
1)  Нулевой или досоциальный этап -  ребенок на данной стадии не различает никаких принципов поведения, будь то внутренние, внешние или психологические. Она заканчивается тогда, когда мысли и чувства свои и других людей выстраиваются в самостоятельную реальность;    
2)  Первый этап развития социального интеллекта - стадия дифференцирования внешнего мира от внутреннего;
3) На втором этапе социального развития ребенок осуществляет попытки обмена позициями с партнером по взаимодействию;
4) На третьем этапе развития социального интеллекта к ребенку приходит осознание взаимозависимости всех актов человеческого взаимодействия, а представления о поведении людей структурируются и систематизируются
5) Четвертый этап социального развития предполагает осознание разных уровней человеческой близости и умение, или способность, учиться способам построения отношений на разных уровнях близости [29].
     Г. Айзенк понимал социальный интеллект как некую ментальную структуру, которая формируется в ходе непрерывной социализации индивида в социуме в виду методичного воздействия социальной среды.  
     В онтогенезе социальный интеллект развивается гораздо познее, чем эмпатия. Как правило, основным стимулятором развития социального интеллекта выступает открытое взаимодействие – школа, детские сады и так далее. Происходит это благодаря расширению круга общения ребенка, в следствие этого развивается его сензитивность, способность к сопереживанию, структуры социальной перцепции, а также умение вставать на точку зрения другого человека.    
     Существует множество факторов, влияющих на формирование социального интеллекта, но основными, как правило, выделяют социальные представления личности и ее социальное мышление. личности. Благодаря этим структурам формируются стереотипы, социальные нормы и законы, насыщая жизненный опыт взаимодействия.
     Не только зарубежные психологи всецело занимались изучением социального интеллекта. В Отечественной психологии ему уделялось огромное внимание. Рассмотрим представления о социальном интеллекте отечественными учеными. 
     Одним из первых ученых, кто дал определение понятию социальный интеллект была М.И. Бобнева (1979). Психолог рассматривала социальный интеллект в контексте развития личности в социуме. Социальная адекватность является основополагающим результатом социально- - психологического роста личности. Достижение социальной адекватности обуславливается планомерным ростом и развитием некоторых способностей, таких как социальное воображение и социальный интеллект. Социальное воображение стоит понимать, как способность индивида проектировать предстоящую социальную ситуацию и адекватно реагировать на нее. Социальный интеллект — же это умение индивида анализировать и «улавливать» множество взаимосвязей в социальной среде. Бобнева М.И. расценивает социальный интелелкт как специализированное и узконаправленное умение взаимодействовать в социуме, которое формируется по мере накопления жизненного опыта. Также она заостряет внимание на том, что высокий уровень общего интеллекта является необходимым, но не основным условием роста именно социального интеллекта. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. [4, с. 162].
     Другой отечественный исследователь, Ю.Н. Емельянов, изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности - повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу возможностей субъект - субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [8, с.65]. Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий, которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности - особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.
     Ю.Н. Емельянов так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект и ситуативную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения.
     А.Л. Южанинова (1984) также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект - объектных отношений, а социальный интеллект - субъект - субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения [42, с. 28].
     Социально-перцептивные способности - это такое целостно-личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения индивидуальных, личностных свойств реципиента, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими. С другой стороны, учитывая связь рефлексивных процессов с социально-перцептивными, следует дополнить психологическое содержание данного феномена способностью самопознания (осознание своих индивидуально-личностных свойств, мотивов поведения и характера восприятия себя другими) [Корчагина Н.В.].
     Социальное воображение - это способность адекватного моделирования индивидуальных и личностных особенностей людей на основе внешних признаков, а также способность прогнозирования характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия.
     Социальная техника общения - это «действенный» компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих. Е.С. Михайлова (Алешина) определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека, по невербальной и вербальной экспрессии. К процессам, его образующим, автор относит социальную сензитивность, социальную перцепцию, социальную память и социальное мышление. Социальный интеллект, по утверждению Е.С. Михайловой, является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек--человек», а также некоторых профессиях «человек --художественный образ».
     А.А. Бодалев под социальным интеллектом понимает совокупность психических образований человека, проявляющихся в способности успешно общаться с другими людьми, а именно:
     - мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы, несущие в себе конкретные характеристики;
     - воля, отличающаяся определенными качествами;
     - набор психических свойств личности, соответствующих коммуникативной активности (общение) человека;
     - богатый репертуар чисто поведенческих реакций при осуществлении общения.
     Таким образом, очевидно, что социальный интеллект учащегося способствует общению с другими людьми, дает возможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.
     По утверждению ряда авторов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Х. Харднер, В.Н. Мясищев, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев), социальный интеллект человека проявляется во внимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая, целостная система и актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Близким в какой- то степени понятию социального интеллекта является используемое В.А. Лабунской понятие «социально-перцептивная способность», под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.
     Таким образом, социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности. В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либо вызвать склонность к таковому [21, с. 49].
     То, на что способен социальный интеллект многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.
     Ганс Юргенс Айзенк исходит из того, что интеллект – это научное понятие. Останавливаясь на трудностях определения интеллекта, он указывает: во многом это вытекает из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепций интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей». Кратко представим три структуры интеллекта по Г. Айзенку:
1) Биологический интеллект –это фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение. Д. Векслер утверждает, что «…любое работающее определение интеллекта должно в основе своей быть биологическим…» [2, с. 117].
2) Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (g). Другими словами, то, что измеряется тестами интеллекта, есть не что иное как психометрический интеллект [2, c. 118].
3) Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды [2, c. 119].
     В 60-е годы другой ученый – Дж. Гилфорд, – создатель первой методики для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда [17, c.35]
     Факторно-аналитические исследования, которые более двадцати лет проводились Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете Южной Калифорнии с целью разработки тестовых программ измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта. Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс переработки информации:
      1) Характер стимульного материала;
      2) Умственные действия; 
      3) Результаты освоения и переработки информации.
     Каждая интеллектуальная способность описывается в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов. Ниже представлены соответствующие каждой группе индексы и их краткая характеристика:
1) Содержание предъявляемой информации
         А) Образы (F) – зрительные, слуховые, проприоцептивные и другие образы, отражающие физические характеристики объекта.
         Б) Символы (S) – формальные знаки: Буквы, цифры, ноты, кодовые обозначения и т.д.
        В) Семантика (M) – концептуальная информация, чаще всего словесная; вербальные идеи и понятия; смысл, передаваемый при помощи слов или изображений.
        Г) Поведение (B) – информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы, потребности, настроения, мысли, установки, определяющие поведение людей.
     2) Операции по переработке информации:
         А)     Познание (C) – обнаружение, узнавание, осознание, понимание информации.
         Б)     Память (M) – запоминание и хранение информации.
         В) Дивергентное мышление (D) – образование множества разноообразных альтернатив, логически связанных с предъявляемой информацией, многовариантный поиск решения проблемы.
         Г) Конвергентное мышление (N) – получение единственно логического следствия из предъявляемой информации, поиск одного правильного решения проблемы.
         Д) Оценивание (E) – сравнение и оценка информации по определенному критерию.
     3) Результаты обработки информации:
        А) Элементы (U) – отдельные единицы информации, единичные сведения.
        Б) Классы (C) – основания отнесения объектов к одному классу, группировки сведений в соответствии с общими элементами или свойствами.
        В) Отношения (R) – установление отношений между единицами информации, связи между объектами.
        Г) Системы (S) – сгруппированные системы информационных единиц, комплексы взаимосвязанных частей, информационные блоки, целостные сети, составленные из элементов.
       Д) Трансформации (T) – преобразование, модификация, переформулирование информации.
      Е) Импликации (I) – результаты, выводы, логически связанные с данной информацией, но выходящие за ее пределы.
     Предложенная Дж. Гилфордом система хороша тем, что охватывает 120 различных факторов, характеризующих интеллект и его деятельность. 
     Наряду с вышеизложенным, социальный интеллект является интегральной интеллектуальной способностью, определяющей успешность общения и социальной адаптации. Наиболее полной представляется модель социального интеллекта российского ученого, профессора Савенкова А.И [31, с. 9]. В структуре социального интеллекта выделяют три группы способностей: познавательные, эмоциональные и поведенческие [15, c. 96]. 
     Социальный интеллект субъекта развивается в пределах определенного социокультурного пространства, в котором существуют нормы поведения и социального взаимодействия. В структуре индивидуального социального интеллекта есть определенный репертуар стереотипных способов, приемов и средств, которые позволяют устанавливать контакт с другими людьми и осуществлять оптимальное взаимодействие и должны усваиваться в процессе социализации. Теоретические предпосылки становления представлений о социальном интеллекте заложены в культурно-исторической теории психического развития человека Л.С. Выготского, который рассматривал интеллект как результат опосредованного общением освоения ребенком ценностей культуры. В современной психологии среди социальных факторов психического развития, которые влияют на формирование социального интеллекта, ученые обращают внимание на особенности семейных отношений, отношения с работниками воспитательных и образовательных учреждений, средства активного обучения, некоторые особенности социального окружения и т. д. 
     Процесс формирования способностей социального интеллекта личности начинается в самом раннем детстве. Различные социальные истоки развития социального интеллекта в отдельные возрастные периоды были предметом исследований отечественных и зарубежных ученых (А.В. Белавина, М.А. Вышквыркина, И.Ю. Исаева, Е.А. Капустина, Н.Н. Князева, Я.И. Михайлова, Н.В. Панова, А. Порядина, С.А. Рахманкулова, Н.В. Рублева, Р. Селман, М.Л. Тарасенко, И.В. Харитонова, О.Б. Чеснокова, А.В. Шешукова, О.В. Шилова, П. Эрвин, Л.А. Ясюкова и др.). Ряд ученых изучали влияние особенностей семьи и воспитательной практики родителей на особенности формирования социального интеллекта личности (Л.Д. Демина, И.Б. Кудинова, Н.А. Лужбина, Е.И. Пащенко, С.В. Харченко, О.В. Шилова). 
     Отношения с работниками воспитательных и образовательных учреждений как фактор раз- вития социального интеллекта были предметом исследования О.В. Шиловой, М.В. Оданович и др. Отдельные группы составляют исследования, посвященные влиянию социо- и этнокультурных условий на формирование социального интеллекта личности (Л.Л. Добротворская, А.И. Ко- марова, С.А. Минюрова, Н.М. Рубцова, А.А. Федорова) и изучение социального интеллекта правонарушителей (Н.В. Греса, М.Г. Чухрова, Е.В. Черепкова, А.А. Шилина). Развитый социальный интеллект важен для успешной социальной и профессиональной адаптации субъекта. Особенности и уровень социального интеллекта детерминируют социальные условия, в которых существует личность. Актуальным является анализ различных социальных детерминант развития социального интеллекта. 
     Благоприятными для развития социального интеллекта особенностями семейной среды следует назвать положительный семейный микроклимат, активное использование разговоров, удовлетворение коммуникативных потребностей ребенка, интенсивное взаимодействие в форме неситуативного личностного общения с приоритетной положительной личностно ориентированной позицией в общении взрослого. Также позитивную роль играет такой стиль семейного воспитания, как «кооперация», отсутствие со стороны родителей попыток неоправданно форсировать психическое развитие ребенка. Важной для развития социального интеллекта у девочек является автономия в воспитании со стороны матери и отца. При этом влияние воспитательной практики отца на развитие способностей социального интеллекта у девочек становится более определенным, чем влияние матери. 
     О.И. Власова доказывает, что социальная изоляция ребенка и авторитарность позиции родителей, их стремление полностью контролировать активность детей, нетерпимость и эмоциональная реактивность не способствуют дифференциации эмоций и активному формированию эмоциональных эталонов у ребенка дошкольного возраста. По данным О.И. Власовой, взрослые, которые были в семье старшими детьми, продемонстрировали значительно более высокие социально-когнитивные свойства, а младшие сиблинги лучше осознавали содержание вербальной экспрессии, дифференцировали собственные эмоции.
      Влияние фактора семьи на развитие социального интеллекта в раннем юношеском возрасте изучали Л.Д. Демина и Н.А. Лужбина. Авторы выяснили, что социальный интеллект выше у старшеклассников из полных, многодетных семей со средним материальным обеспечением. Также социальный интеллект выше у старшеклассников, чьи родители имеют разное социальное положение (один – рабочий, а другой – из служащих или интеллигенции и т. д.) [5, с.14]. Некоторые ученые (А.В. Макаров, Т.С. Цыбуленкова, О.В. Шилова) утверждают, что благоприятным периодом формирования социального интеллекта является дошкольный возраст, чему способствует ряд социальных условий этого возрастного периода: вхождение ребенка в дошкольную группу, которое расширяет опыт социальных отношений, активное развитие коллективных игр, использование технологий психолого-педагогического сопровождения в дошкольном учебном за- ведении и т. п. Следует отметить, что в последнее время до 40 % дошкольников в свободное время не играют, а занимают себя предметными действиями, рисованием, гаджетами [6, с.55], что не может не оказывать негативного влияния на формирование способностей социального интеллекта. 
     Исследование влияния этнокультурного фактора на особенности социального интеллекта показало, что среди представителей таких этнических групп, как русские, украинцы, казахи, татары и калмыки, различий нет. Следует отметить, что ученые диагностируют определенную негативную тенденцию по снижению уровня социального интеллекта и его отдельных способностей в пределах нормы в последние годы [14, 38]. Основные социальные факторы, которые препятствуют формированию или мешают оптимальному функционированию социального интеллекта, следующие: 
1) Социальная деривация;
2) Ограничения эмоционально-личностной интенсивности или разнообразие коммуникативных ситуаций. 
     Наличие данных факторов в детстве снижает возможности формирования общих интеллектуальных способностей ребенка, и в частности социального интеллекта. Недостаток коммуникативного опыта приводит к тому, что ребенок плохо понимает мотивы и последствия поведения, невербальную и языковую экспрессию и т. п. 
     В зрелом и пожилом возрасте функции социального интеллекта, которыми субъект активно не пользуется, в результате ограничения непосредственного социального взаимодействия теряют свою актуальность, а их эффективность снижается, что является следствием общепсихологических закономерностей функционирования познавательных процессов в онтогенезе.  
     Уровень социального интеллекта связан с определенными социокультурными факторами жизни личности: местом жительства, особенностями воспитания, содержанием обучения, а также с опытом разноплановой деятельности как главным условием ее развития. Для полноценного развития социального интеллекта личности нужны определенным образом организованное получение человеком социального опыта и практика социальных взаимодействий.
1.2 Понятие креативности

     Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться учеоные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.
     Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет уже наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств критичности и рассудочности в сознании ребенка.
     Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность. Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом - минимальную представленность поведенческих стереотипов (пятилетние дети). Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем - на продуктивном (поведенческом) уровне. В результате огромной работы исследователи креативности установили, что она проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет).
     Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:
1) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности; 2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализиро.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44