VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности социального интеллекта осужденных

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008095
Тема: Особенности социального интеллекта осужденных
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВО «АмГУ»)





Факультет социальных наук

Кафедра Психологии и педагогики

Направление подготовки 37.03.01 – Психология





ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой

 ______________Е.А. Иванова

«______»_____________2016г.



БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА





на тему: Особенности социального интеллекта осужденных





Исполнитель

студент группы 364 сб 1





 

        Е.О. Алексеева



Руководитель

доцент, канд.псх.наук







        Н.А. Кора



Нормоконтроль

 

        В.С. Клемес

























Благовещенск 2016

РЕФЕРАТ



	Бакалаврская работа содержит  страниц, 51 источник, 7 рисунков, 2 таблицы, 4 приложения.



	СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ОСУЖДЕННЫЙ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

	

В данной работе раскрыта тема «Особенности социального интеллекта осужденных».  В первой главе обозначены теоретические основы изучения социального интеллекта осужденных, а именно: понятие, сущность и структура социального интеллекта,  а также факторы, влияющие на социальный интеллект осужденных в исправительных учреждениях и психологические особенности личности осужденных за различные преступления.

	Во второй главе описано проведенное исследование социального интеллекта у осужденных, отбывающих наказания за преступления против собственности и за преступления против личности. В первую очередь были обозначены организация и методы исследования, а затем анализ и интерпретация результатов исследования.























СОДЕРЖАНИЕ



Введение

  

1 Теоретические основы изучения социального интеллекта осужденных



1.1 Понятие, сущность и структура социального интеллекта



1.2 Факторы, влияющие на социальный интеллект осужденных в исправительных учреждениях



1.3 Психологические особенности личности осужденных за различные преступления



2 Исследование особенностей социального интеллекта осужденных



2.1 Организация и методы исследования



2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования



Заключение



Библиографический список



Приложение А Тест Гилфорда «Социальный интеллект»



Приложение Б  Методика диагностики  эмпатических  способностей    В.В. Бойко

Приложение В Сводная таблица данных



Приложение Г Результаты корреляционного исследования

  















	

	

	

	ВВЕДЕНИЕ

	

		На протяжении всей жизни каждому человеку, так или иначе, приходится взаимодействовать с другими людьми. Чтобы процесс коммуникации протекал успешно, необходимо уметь распознавать вербальные и невербальные сигналы, стараться понять собеседника и самому быть понятым. И если в обычной жизни, в случае возникновения у человека проблем во взаимодействии с другим человеком, или группой людей, он может абстрагироваться от них и прекратить общение с ними. То в условиях отбывания наказания  возникает сложность, проявляющаяся в том, что возрастает роль социального интеллекта, так как процесс взаимодействия, как с администрацией, так и с другими осужденными,  не избежен в связи с их изоляцией от социума. 

	Высокий показатель развития социального интеллекта обеспечивает осужденному успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всего периода отбывания наказания. Благодаря данной способности происходит приспособление осужденных к суровым условиям социальной среды, которая осложнена криминальной зараженностью. А значит, наличие у осужденных  понимания межличностных отношений и управления ими способствует их эффективной адаптации к местам лишения свободы, обеспечивая, главным образом, позитивное социальное самочувствие. Важным моментом в развитии социального интеллекта осужденных, является наличие в каждом исправительном учреждении как психологов, так и лиц, чья работа направлена непосредственно на воспитание и исправление осужденных. В купе работа данных специалистов даст положительный толчок в формировании и развитии социального интеллекта осужденных.

	Теоретический анализ и обобщение положений, содержащихся в работах Э.Торндайка, Г.Оллпорта, Г Айзенка, Дж.Гилфорда, Ю.Н.Емельянова, В.Н.Куницыной, А.И.Савенкова и других зарубежных и отечественных учёных позволит раскрыть общие положения и содержание психологического феномена социального интеллекта, а также описать его характеристики.

				Объект исследования: социальный интеллект.

				Предмет исследования: особенности социального интеллекта осужденных.		

				Цель исследования:	 изучение особенностей социального интеллекта осужденных.  

				Гипотеза исследования: существуют особенности социального интеллекта осужденных, а именно – у осужденных за преступления против собственности уровень социального интеллекта выше, чем у осужденных за преступления против личности.

				Задачи исследования:

					1.	Рассмотреть теоретические основы изучения социального интеллекта  осужденных.

					2.	Исследовать уровни социального интеллекта и эмпатии у осужденных, отбывающих наказание за преступления против собственности и отбывающих наказание за преступления против личности. 

					3.	Выявить особенности социального интеллекта осужденных, отбывающих наказание за преступления против собственности и преступления против личности.

				Методы исследования: анализ литературы, тестирование, метод математической обработки.

				База исследования: Федеральное казённое учреждение колония поселения-4, Федеральное казенное учреждение исправительная колония-3. 

				Выборка: 40 осужденных.

	

	

	

	

	1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОСУЖДЕННЫХ

	

	

	Понятие, сущность и структура социального интеллекта

		Понятие «социальный интеллект» относительно ново для отечественной психологии, хотя оно стало активно употребляться за рубежом еще в начале ХХ в. Данное понятие ввел в научный оборот Э. Торндайк в 1920 г., определив его как одну из разновидностей интеллектуальных способностей, основная функция которой заключается в «понимании людей, что делает возможным управление ими и мудрое поведение» [31, c. 74].

	В работах Г. Айзенка социальный интеллект рассматривается как одна из

	трех относительно самостоятельных концепций интеллекта. К ним он относил

	биологический, психометрический и социальный интеллект. Ученый считал,

	что социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации под воздействием социокультурных условий.

		Д. Хебб, опираясь на концепцию Г. Айзенка, уточнил функциональное значение данной концепции интеллекта, которое, по его мнению, заключается в использовании психометрического интеллекта в целях адаптации к требованиям общества.

	Значительную роль в становлении социального интеллекта как самостоятельного психологического феномена сыграли имплицитные теории интеллекта, основанные на изучении обыденных представлений об интеллекте, интеллектуальности, умном или мудром человеке (Дж. С. Брунер, Р. Тагинри, Д. Шапиро; Р. Стернберг; Дж. Барри; П. Дассен; Х. Азума и К. Кашиваги; Н.Л. Смирнова).

	В целом, исследования, проведенные в разное время зарубежными и отечественными психологами, показали, что для описания умного человека используются две составляющие: предметный (проблемный) интеллект и социальный интеллект. Общим для имплицитных теорий интеллекта является понимание социального интеллекта как способности решать практические задачи в сфере межличностных взаимоотношений [42]. 

	Многие авторы в своих работах используют понятия, тождественные, по

	своему содержанию, социальному интеллекту. Часть из них отождествляет социальный интеллект с когнитивной способностью, принадлежащей к области познания социальной сферы. Так, Л.И. Уманский определяет социальный интеллект как относительно независимое праксеологическое образование – то, что нестрого можно определить как практически-психологический ум.

	Х. Гарднер говорит о наличии семи видов интеллекта, среди которых он

	выделяет: межличностный интеллект, представляющий собой способность понимать других людей и налаживать с ними отношения; а также внутриличностный интеллект – способность понимать себя, свои чувства, стремления [31, c. 83].

	Дж. Гилфорд исходя из общей модели «структуры интеллекта (SI)» определяет социальный интеллект как «интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации». Данная способность, считает ученый, основывается на познании человеческого поведения и включает такие компоненты, как способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем; способность к выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека; способность понимать изменения значения сходных вербальных реакций человека; способность понимать логику развития ситуации взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях. На основе выделенных компонентов Дж. Гилфорд в 60-е г. ХХ в. разработал тест, который в настоящее время используется для диагностики уровня развития когнитивного компонента социального интеллекта.

	Р. Селман исследовал социальный интеллект в рамках теории социального познания. Им была разработана теория принятия социальной роли. В частности, он утверждает, что в процессе накопления опыта межличностного взаимодействия у человека развивается способность относиться и к себе, и к другим людям как к субъектам, реагировать на действия окружающих так же, как на свои собственные, и рассматривать свое поведение с точки зрения других людей. Значительным вкладом в развитие представлений о социальном интеллекте можно считать выделение ученым основных стадий развития социального интеллекта [31, c. 84].

	Понимание социального интеллекта как когнитивной способности характерно и для отечественных психологов. Так, например, О.Б. Чеснокова определяет социальный интеллект как общую познавательную способность, обеспечивающую познание и ориентацию в реальных жизненных отношениях личности с социальной действительностью, формирующихся и проявляющихся в конкретных ситуациях.

	М.А. Холодная выделяет шесть типов интеллектуального поведения, особого внимания среди которых заслуживает тип поведения, свойственный «мудрым» людям. Такое поведение обуславливается высокими интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей. В этом случае понятие «мудрость» по своему содержанию тождественно понятию «социальный интеллект» [49].

	Наиболее разработанным понятием, близким по определению к социальному интеллекту, для отечественной психологии является понятие «коммуникативная компетентность». Некоторые авторы рассматривают исследуемую категорию как один из ее компонентов.

	Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина рассматривают социальный интеллект как

	когнитивный компонент коммуникативной компетентности, проявляющийся в

	способности встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми [40].

	Создатель структурно-динамической теории интеллекта Д.В. Ушаков социальный интеллект понимает как «способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их» [42]. 

	Дальнейшие исследования отечественных ученых-психологов в обозначенной области привели к расширению содержания понятия «социальный интеллект». Данная категория определяется уже не только как когнитивная способность, но включает в себя и рефлексивные способности, самооценку, а позже – и эмоциональный компонент.

	Так, в работе Ю.Н. Емельянова социальный интеллект рассматривается

	как «устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [12, c. 64]. В качестве содержательных элементов социального интеллекта, опираясь на основные положения его работы, можно выделить мыслительные процессы, сензитивность, рефлексию и опыт социального взаимодействия.

	По мнению В.Н. Дружинина, социальный интеллект базируется на социально-психологической наблюдательности, наглядно-образной памяти, рефлексивном осмысливании действительности и поведения людей, способности к анализу-синтезу психологической информации и развитом воображении» [11, c. 207].

	Н.А. Кудрявцева определяет социальный интеллект как способность к рациональным мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом важным компонентом социального интеллекта она считает самооценку человека. Особого внимания заслуживает положение о мотивационном компоненте как важной детерминанте социального интеллекта и способности к самоорганизации интеллекта. Основываясь на этом положении, можно выделить ряд основных компонентов социального интеллекта. Среди них: самооценка, коммуникативные умения, мотивационный компонент, социальное мышление, психологическая автономность и независимость субъекта [23, c. 53].

	Е.С. Михайлова (Алешина) определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность, обеспечивающую успешность общения и социальной адаптации, способность прогнозировать поведение людей в различных житейских областях, в разных житейских обстоятельствах, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния по невербальной и вербальной экспрессии. К социальному интеллекту она относит социальную сенситивность, социальную перцепцию, социальную память и социальное мышление [26, c. 6].

	Обозначенные компоненты условно можно объединить в две группы: когнитивные элементы и эмоциональный компонент.

	А.Л. Южанинова делает акцент на когнитивном компоненте социального

	интеллекта и выделяет его в качестве самостоятельного компонента в общей

	структуре интеллекта. Данное понятие, по ее мнению, включает в себя социально-перцептивные способности, социальное воображение и социальную технику общения.

	В исследованиях В.Н. Кунициной социальный интеллект понимается как

	глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных,

	личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции. Эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений [23, c. 37]. Таким образом, она значительно расширяет содержание социального интеллекта, определяя его как многокомпонентную способность, тесно связанную с личностными особенностями.

	К числу современных подходов к определению анализируемой категории

	относится концепция А.И. Савенкова, в которой рассматриваются три группы

	критериев, описывающих социальный интеллект: когнитивные (социальные знания, память, интуиция и социальное прогнозирование), эмоциональные (социальная выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции) и поведенческие (социальное восприятие, социальное взаимодействие и адаптация). Ученый предлагает включить в рассмотрение социального интеллекта эмоциональный интеллект, считая их разделение непродуктивным [37].

	Для более глубокого понимания понятия «Социальный интеллект» необходимо рассмотреть его структуру.

	Широко известна модель структуры социального интеллекта, предложенная Дж. Гилфордом [13]. В своей кубической модели структуры интеллекта он описывает три плоскости: операции, содержание, результат. Чтобы рассмотреть структуру социального интеллекта, автор выделяет одну операцию – познание – и сосредотачивает свои исследования на познании поведения. На рисунке 1 представлена модель структуры интеллекта, где серым цветом выделен социальный интеллект.

	

	Рисунок 1 – Cтруктура социального интеллекта в модели

	Дж. Гилфорда 

	

	Таким образом, социальный интеллект включает в себя 6 факторов:

	познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

	2) познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

	3) познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении;

	4) познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

	5) познание преобразований поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах;

	6) познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

	Г. П. Геранюшкина включает в свою концепцию структуры социального интеллекта модель Дж. Гилфорда. В своей работе она рассматривает не только содержание, но и динамику развития социального интеллекта отдельной личности. Г. П. Геранюшкина выделяет 3 уровня развития социального интеллекта, каждому из которых присущи определённые элементы [6, c. 8]:

	1) уровень потенциальных способностей – когнитивный и эмотивный эле-

	менты;

	2) уровень актуальных способностей – шесть факторов социального интеллекта, предложенных Дж. Гилфордом;

	3) результативный уровень – коммуникативный, организаторский, комплексный компоненты.

	В отечественной психологии широкое распространение получила трехкомпонентная структура интеллекта, которую рассматривали такие исследователи как Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, А. И. Савенков и др. В своих работах они выделяют три составляющие социального интеллекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. А. И. Савенков  подробно описывает эти компоненты [37]:

	Когнитивный: 

	- социальные знания – знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

	- социальная память – память на имена, лица;

	- социальная интуиция – оценка чувств, определение настроения, пони-

	мание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

	- социальное прогнозирование – формулирование планов собственных

	действий, отслеживание и рефлексия своего развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

	2) Эмоциональные:

	- социальная выразительность – эмоциональные выразительность, чувствительность, контроль;

	- сопереживание – способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

	- способность к саморегуляции – умение контролировать собственные эмоции и настроение.

	3) Поведенческие:

	- социальное восприятие – умение слышать собеседника, понимание чувства юмора;

	- социальное взаимодействие – способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и его высшему типу – коллективному творчеству;

	- социальная адаптация – умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношении с окружающими.

	И. Ф. Баширов, опираясь на эти работы, представляет свою модель структуры социального интеллекта, включающую когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный компоненты, которые более подробно описаны в таблице 1 [2, c. 13].

	

	Таблица 1 – Структура социального интеллекта по И. Ф. Баширову

	Компоненты

	Состав компонента

	Показатели

	1

	2

	3

	

	Когнитивный

	Социальные знания

	Знание специальных правил поведения

	

	Социальная память

	Память на имена и лица

	

	

	Социальное мышление

	Определение чувств

	

	

	Определение настроения

	

	

	Рефлексия поступков других людей

	

	

	Социальное

	прогнозирование

	Формулирование планов собственных действий

	

	

	Рефлексия собственного развития

	

	

	Социальная перцепция

	Умение слушать собеседника

	

	

	Умение понимать язык жестов

	

	

	Эмоциональный

	Социальная

	чувствительность

	Эмоциональная выразительность

	

	

	Эмпатия

	

	Способность к

	саморегуляции

	Самоконтроль

	

	

	Эмоциональная устойчивость

	

	

	Коммуникативно-

	организационный

	

	Социальная

	адаптивность

	Умение объяснять и убеждать других

	

	

	Открытость в отношениях с окружающими

	

	

	Социальное

	взаимодействие

	Способность и готовность работать совместно

	

	

	Способность к коллективному взаимодействию

	

	И. Ф. Баширов также описывает и взаимодействие компонентов социального интеллекта между собой. Так, из взаимодействия когнитивного и эмоционального компонентов состоит структура самооценки: когнитивный компонент отражает знания человека о самом себе, а эмоциональный – его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: через общение с другими людьми человек приобретает знания о себе, которые обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости полученной информации для человека. Коммуникативно-организационный компонент взаимодействует с эмоциональным компонентом: эмоциональное благополучие человека зависит от его места в коллективе, отношений с товарищами и их мнения.

	Е. А. Федорова разрабатывает модель феномена «социального интеллекта», обобщая в ней классическую трехкомпонентную структуру и динамический подход Г. П. Геранюшкиной. Данная модель представлена в таблице 2 [47, c. 12].

	

	Таблица 2 – Модель феномена «социальный интеллект» Е. А. Федоровой

	Уровень развития

	Способностей

	Компоненты социального интеллекта

	

	Когнитивный

	Эмоциональный

	Поведенческий

	1

	2

	3

	4

	Уровень

	потенциальных

	способностей

	Способность к

	Рефлексии

	Способность к

	Эмпатии

	Уровень коммуникативной потребности; тип темперамента

	Уровень

	актуальных

	способностей

	Личностная

	Креативность

	Эмоциональный

	Интеллект

	Перцептивно-

	невербальная компетентность; ролевые позиции в межличностных

	отношениях

	Результативный

	Уровень

	Социальная

	Креативность

	Самооценка

	Личности

	Коммуникативно-

	социальная

	компетентность

	

	Е. А. Федорова делает акцент на существенном отличии в своей модели содержания компонентов:

	1) Когнитивный компонент:

	- способность к рефлексии – позволяет отобразить такое свойство личности как способность анализировать собственное поведение и поведение других людей в процессе межличностного взаимодействия;

	- личностная и социальная креативность – способность принимать неординарные решения в процессе формирования и развития межличностных отношений, а так же рассматривать жизненные ситуации с различных точек зрения;

	2) Эмоциональный:

	- способность к эмпатии – основа для понимания переживаний другой личности;

	- эмоциональный интеллект – способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими;

	- самооценка – показатель взаимосвязи личностных характеристик и феномена социальный интеллект;

	3) Поведенческий:

	- коммуникативная потребность и тип темперамента; последний рассматривается Е. А. Федоровой, вслед за В. Н. Куницыной, как аналог понятия «энергетический потенциал» – способность человека к реализации определённого количества коммуникативных контактов;

	- перцептивно-невербальная компетентность и ролевые позиции в межличностных отношениях – позволяют характеризовать объективность восприятия информации, адекватность выбора стратегии межличностного поведения;

	- коммуникативно-социальная компетентность – результат развития социального интеллекта.

	Таким образом, в структуре социального интеллекта можно выделить

	две стороны: содержательную и динамическую. Содержательная включает в себя компоненты, выделяемые такими исследователями, как Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, А. И. Савенков, И. Ф. Баширов, носит название классической трехкомпонентной структуры интеллекта и включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Такой подход наиболее популярен в отечественной психологии. Динамическую сторону предложила рассматривать Г. П. Геранюшкина. Ею были выделены 3 уровня развития социального интеллекта: уровень потенциальных способностей, уровень актуальных способностей и результативный уровень. Этот подход появился относительно недавно и пока не получил широкого распространения.

	Е. А. Федорова в своем исследовании объединяет эти два подхода.

	Предложенная ею модель феномена «социальный интеллект», на наш взгляд, наиболее полно отражает структуру данного явления.

	Необходимо отметить, что основополагающими составляющими социального интеллекта можно назвать способность к решению практических задач, вербальные способности и социальную компетентность [39]. 

	Для того чтобы выяснить мнение обычных людей о социальном интеллекте, Р. Штернберг в 1981 г. провел исследование. Его результаты показали, что люди понимают под социальным интеллектом следующее [39]:

	1. Способность человека успешно находить решение практических задач. Людям присуща логика рассуждений, здравомыслие, они замечают все аспекты задачи, способны принимать верное решение, изучают подлинные источники значимого для них материала, внимательно выслушивает все доводы и т. д.

	2. Вербальные навыки. Человек ясно выражает свои мысли, четко проговаривая слова, уясняет смысл того, что прочитал, имеет в своем распоряжении богатый словарный запас, не затрудняется при изложении речи в письменном виде, при общении с людьми активен и т. д.

	3. Социальная осведомленность (социальная компетентность). Человек способен принимать окружающих такими, какие они есть, вовремя является на назначенные встречи, предлагает правильные версии и соображения, с чуткостью и пониманием относится к нуждам и желаниям окружающих людей, ему присущи пытливость, широкий круг интересов и т. д.

	Р. Штернберг же выявил одну особенность: черты, которыми характеризуют толкового человека, в тех ситуациях, когда описывают академический интеллект, заметно не походили на характеристики, получившиеся при описании повседневного (практического, социального) интеллекта. У человека, обладающего достаточно высоким академическим интеллектом, не всегда  присутствует социальный интеллект

	Таким образом, с течением времени анализируемая категория выходит за

	рамки когнитивной способности, относящейся к социальной сфере, и обнаруживает тесную связь с личностными, эмоциональными и поведенческими характеристиками, которые можно обозначить в качестве самостоятельных компонентов социального интеллекта.

		Итак, проанализировав и обобщив все вышесказанное можно отметить, что социальный интеллект является важной характеристикой личности, определяющей успешность взаимодействия человека с другими людьми. Основная сущность социального интеллекта состоит в том, что человек способен интерпретировать и прогнозировать как поведение партнера по общению, так и свое собственное поведение. Эта способность к интерпретации и прогнозу позволяет регулировать процесс общения и взаимодействия, делать его более продуктивным.

		

	Факторы, влияющие на социальный интеллект осужденных в исправительных учреждениях

		Испокон веков среди факторов, влияющих на социальный интеллект людей, выделялись семья, условия воспитания, непосредственный круг общения, а именно друзья, коллеги, родственники, также уровень образованности и т.п. В условиях отбывания наказания данные факторы, помимо непосредственного общения, практически перестают играть определенную роль в формировании и развитии социального интеллекта и сменяются специфическими, характерными для данных мест факторами. 

		Наиболее важными и определяющими факторами, влияющими на социальный интеллект осужденных в исправительных учреждениях, являются: срок отбывания наказания, тяжесть совершенного преступления, соответственно вид исправительного учреждения (наиболее весомый фактор и первостепенный), далее условия отбывания наказания, которые также зависят от вида исправительного учреждения.

		Исправительные учреждения – органы государства, входящие в уголовно-исполнительную систему, на которые в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» возложена организация исправления осужденных, предупреждения с их стороны новых преступлений, обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального обучения, охрана здоровья и т.п. [10, с. 74] .

		Существует несколько видов исправительных учреждений, которые отличаются режимными требованиями и частично условиями отбывания наказания [44, с. 23]:

		Следственный изолятор (СИЗО). В СИЗО отбывают наказание осужденные, срок которых составляет менее шести месяцев, либо впервые осужденные,  по собственной воле (при соответствующей статье) оставшиеся в СИЗО для выполнения различных хозяйственных работ. В следственном изоляторе находятся подозреваемые, обвиняемые и осужденные. Содержатся они в камерах. При нарушении правил внутреннего распорядка их переводят в карцер (мера наказания). У подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе больше возможностей и прав, нежели у осужденных, содержащихся в других исправительных учреждениях. Их распорядок дня упрощен, им можно спать на спальном месте в течение дня, они могут носить гражданскую одежду. Также для матерей с детьми до трех лет оборудованы камеры, в которых есть все необходимое для их содержания.

		Вообще следственный изолятор прировняли лишь потому к исправительному учреждению, что там остаются осужденные для выполнения хозяйственных работ. Больше оснований для определения его как исправительное учреждение нет. Так как подозреваемые и обвиняемые не отбывают наказание, а либо ждут приговора суда, либо находятся в стадии выяснения их причастности к совершенному преступлению. 

		Колонии-поселения.  В таких колониях отбывают наказание осужденные, совершившие преступление по неосторожности, либо имеющие первую судимость, если преступление небольшой и средней тяжести, или осужденные, положительно характеризующиеся при переводе из колонии общего или строгого режима. 

			Режим отбывания наказания в таких колониях «полусвободный». Отсутствует охрана территории. Осужденные могут свободно передвигаться по территории колонии. 

			В колонии-поселения могут одновременно содержаться как мужчины, так и женщины. Необходимости создания отдельной колонии для мужчин и отдельной для женщин нет. Это связано в первую очередь с тем, что их условия максимально приближены к жизни на свободе, что в свою очередь обосновывается совершением с их стороны преступлений небольшой и средней тяжести.

		Воспитательные колонии. В таких колониях содержатся несовершеннолетние преступники. Основная задача таких колонии – вернуть уважение к правопорядку. В таких колониях, как и во всех других, устанавливаются различные условия для заключенных.  Они могут быть обычными, облегченными, льготными и строгими. Их отличает лишь суровость режима отбывания наказания. 

			Те подростки, которым судом назначены обычные условия отбывания наказания, живут в общежитиях. Им положено два длительных и шесть краткосрочных свидания в год. Разрешен также ежемесячный расход личных денег, но в определенных пределах. 

			Больше свиданий как длительных, так и краткосрочных, а также выше размер ежемесячного расхода личных денег позволен осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях. 

			Осужденные в воспитательных колониях с льготными условиями отбывания наказания могут проживать без охраны за территорией колонии. Надзор за такими осужденными осуществляет только администрация. 

			Осужденные подростки, отбывающие наказание в строгих условиях, содержатся в помещениях камерного типа.

		Исправительные колонии общего режима. В таких колониях могут содержаться осужденные мужчины, совершившие тяжкие преступление и ранее не отбывавшие наказание, а также осужденные женщины.

		 Исправительные колонии строгого режима. Отбывают наказание мужчины, совершившие особо тяжкие преступления. Также могут отбывать наказание в таких колониях рецидивисты, то есть неоднократно совершавшие преступления. 

		Исправительные колонии особого режима. В таких учреждениях отбывают наказание осужденные при особо опасном рецидиве и осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы.

		Тюрьмы. Их отличие от исправительных колоний заключается в том, что они не подразделяются по видам режима отдельно. Каждая тюрьма подразумевает общий и строгий режим. В тюрьмах содержатся 2 категории осужденных. Первую составляют лица,  осужденные к лишению свободы свыше пяти лет с отбыванием части наказания в тюрьме при особо опасном рецидиве. Во вторую категорию входят осужденные, систематически нарушающие режим отбывания наказания в колониях строгого и общего режима. 

			Условия отбывания наказания - это этапы исправления осужденного, соединенные с увеличением или уменьшением правоограничений в зависимости от его поведения. В процессе отбытия наказания условия содержания осужденного в пределах одного исправительного учреждения меняются.

		С этой целью УИК РФ предусмотрел:

		- в исправительных колониях трех ступенчатую систему отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие условия содержания);

		- в воспитательных колониях – четырех ступенчатую (обычные, облегченные, льготные и строгие) условия содержания;

		- в тюрьмах – двух ступенчатую (общий и строгий) виды режима.

	Базовыми являются обычные условия.

		В зависимости от поведения осужденных, возможно, их перемещение на облегченные условия, где им предоставляются дополнительные преференции, и наоборот – в случае нарушения режима перемещают на строгие условия, где, напротив, сокращается объем прав осужденных с одновременным содержанием их, к примеру, в запираемом помещениях. УИК РФ допускает повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные, из обычных - в облегченные.

		Содержание условий.

		а) Осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, кроме заработанных ими в период отбывания наказания, устанавливается в зависимости от вида исправительного учреждения. Размер расходов.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.