- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности шумерской и аккадской мифологии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004943 |
Тема: | Особенности шумерской и аккадской мифологии |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Кафедра культурологии ЖЕЛТОК Екатерина Геннадьевна ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ И ИДЕЯ ПОСМЕРТНОГО ВОЗДАЯНИЯ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И ИУДЕЙСКО-ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Дипломная работа Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры культурологии Синило Галина Вениаминовна Допущена к защите __________2017 г. _______________ Заведующий кафедрой культурологии доцент Э.А. Усовская Минск, 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6 ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ И ВОЗДАЯНИИ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНЕГО МИРА…………………………………………..12 1.1 Особенности египетской мифологии и представлений египтян о загробном мире……………………..……………12 1.2 Особенности шумерской и аккадской мифологии и их представления о загробном мире………………………...………………20 1.3 Особенности греческой мифологии и представлений греков о загробном мире…………….……………….……..25 1.4 Специфика представлений о посмертной жизни и воздаянии в древнееврейской и раннехристианской культурах…………………….…...30 ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АДЕ И РАЕ В ИУДЕЙСКОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРАХ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ………....33 2.1 Сравнительный анализ иудейских и христианских представлений о загробном мире в эпоху Средневековья………………………………….….33 2.2 Загробный мир в «Божественной комедии» Данте ……...…….………....36 ГЛАВА 3. ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ И ЗАГРОБНОГО ВОЗДАЯНИЯ В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ…………………....41 3.1 Видения загробного мира в поэме Джона Милтона «Потерянный Рай»…………………………………………………...………....41 3.2 Эммануэль Сведенборг и его видения загробного мира……………...….43 3.3 Представления о загробном мире в православной, католической и протестантской конфессиях……………………………..…..45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……….….52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...56 РЕФЕРАТ Тема дипломной работы: Представления о загробном мире и идея посмертного воздаяния в культурах Древнего Ближнего Востока и иудейско-христианской цивилизации. Структура и объем работы: работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованных источников, насчитывающего 59 источников. Общий объем работы составляет 59 страниц. Ключевые слова: религия, загробный мир, ад, рай, культуры Древнего Ближнего Востока, древнегреческая культура, древнееврейская культура, раннехристианская культура, Библия, иудаизм, православие, католицизм, протестантизм. Цель работы – выявить динамику представлений о загробном мире в культурах Древнего Ближнего Востока и иудейско-христианской цивилизации, а также их значимость для духовной жизни человека. Актуальность: проблема смысла жизни и смерти, а также жизни после смерти является одной из «вечных» проблем, стоящих перед каждым человеком и до сих пор волнующих человечество; эволюция представлений о загробном мире наглядно отражает динамику общечеловеческой культуры. Объект исследования – мифологические представления о загробном мире в египетской, шумерской, аккадской, древнегреческой, иудейской и христианской культурах. Предмет исследования – генезис и эволюция представлений о загробном мире в культурах Древнего Ближнего Востока и иудейско-христианской цивилизации, а также их репрезентация в религиозно-философских и художественных текстах. Методологическая база исследования – синтез мифо-ритуалистского подхода Дж. Фрэзера, структурной антропологии К. Леви-Стросса, соединившего антропологический подход и психоаналитическую концепцию К. Г. Юнга, символического похода Э. Кассирера и традиций культурно-исторической школы. Основные методы – культурно-исторический, сравнительно-типологический, герменевтический, метод целостного анализа художественного текста. Выводы. Как показало проведенное исследование, представления о загробном мире во многом отражают универсалии культуры, главные бинарные оппозиции человеческого мышления. Сущность и динамика этих представлений несет в себе важнейшие характеристики отдельных культур и эпох. На фоне древнейших культур важное открытие принадлежало египетской культуре, генерировавшей идею загробного воздаяния и личного бессмертия. Эта идея получила прежде всего духовно-этическое наполнение в древнееврейской и раннехристианской культурах (при этом в последней сохранен древнейший архетип сошествия в подземное царство и воскресения) и была далее развита монотеистическими религиями, базирующимися на Библии. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении дисциплин «Библия и мировая культура»,«Диалог культур», «История мировой литературы». РЭФЕРАТ Тэма дыпломнай работы: Уяўленні пра замагільны свет і ідэя пасмяротнай адплаты ў культурах Старажытнага Блізкага Ўсходу і іудзейска-хрысціянскай цывілізацыі. Структура і аб'ём работы: работа складаецца з Уводзін, трох раздзелаў, Заключэння і Спіса выкарыстаных крыніц, які налічвае 59 пазіцый. Агульны аб'ём работы складае 59 старонак. Ключавыя словы: рэлігія, замагільны свет, пекла, рай, культуры Старажытнага Блізкага Ўсходу, старажытнагрэцкая культура, старажытнаяўрэйскай культура, раннехрысціянская культура, Біблія, іудаізм, праваслаўе, каталіцызм, пратэстантызм. Мэта работы – выявіць дынаміку ўяўленняў пра замагільны светў культурах Старажытнага Блізкага Ўсходу і іудзейска-хрысціянскай цывілізацыі, а таксама іх значнасць для духоўнага жыцця чалавека. Актуальнасць: праблема сэнсу жыцця і смерці, а таксама жыцця пасля смерці з'яўляецца адной з «вечных» праблем, якія стаяць перад кожным чалавекам і да гэтага часу хвалююць чалавецтва; эвалюцыя ўяўленняў аб замагільным свеце наглядна адлюстроўвае дынаміку агульначалавечай культуры. Аб'ект даследавання – міфалагічныя ўяўленні аб замагільным свеце ў егіпецкай, шумерскай, аккадскай, старажытнагрэцкай, іудзейскай і хрысціянскай культурах. Прадмет даследавання – генезіс і эвалюцыя ўяўленняў аб замагільным свеце ў культурах Старажытнага Блізкага Ўсходу і іудзейска-хрысціянскай цывілізацыі, а таксама іх рэпрэзентацыя ў рэлігійна-філасофскіх і мастацкіх тэкстах. Метадалагічная база даследавання – сінтэз міфа-рытуалісцкага падыходу Дж. Фрэзера, структурнай антрапалогіі К. Леві-Стросса, які злучыў антрапалагічны падыход і псіхааналітычную канцэпцыю К. Г. Юнга, сімвалічнага падыходу Э. Касірэра і традыцый культурна-гістарычнай школы. Асноўныя метады – культурна-гістарычны, параўнальна-тыпалагічны, герменеўтычны, метад цэласнага аналізу мастацкага тэксту. Высновы. Як паказала праведзенае даследаванне, уяўленні пра замагільны светшмат у чым адлюстроўваюць універсаліікультуры, галоўныя бінарныя апазіцыі чалавечага мыслення. Сутнасць і дынаміка гэтых уяўленняў нясе ў сабе важнейшыя характарыстыкі асобных культур і эпох. На фоне самых старажытных культур важнае адкрыццё належала егіпецкай культуры, якая генерыравала ідэю пасмяротнай адплаты і асабістай бессмяротнасці. Гэта ідэя атрымала перш за ўсё духоўна-этычнае напаўненне ў старажытнаяўрэйскай і раннехрысціянскай культурах (пры гэтым у апошняй захаваны найстаражытны архетып спускуў падземнае царства і ўваскрэсення) і была далей развіта монатэістычнымі рэлігіямі, якія базіруюцца на Бібліі. Практычная значнасць. Вынікі даследавання могуць быць выкарыстаны пры вывучэнні дысцыплін «Біблія і сусветная культура», «Дыялог культур», «Гісторыя сусветнай літаратуры». ABSTRACT Graduate work topic: Notions about postexistence and idea of postmortal recompense in Ancient Middle East culture and Judeo-Christian civilization. Work structure and volume: the work consists of an introduction, 3 chapters, a conclusion and the list of 59 sources studied. The total volume of the work is 59 pages. Key words: religion, the after-life, hell, paradise, Ancient Middle East cultures, Ancient Greek culture, Hebrew culture, early Christian culture, the Bible, Judaism, Orthodoxy, Catholicism, Protestantism. Work goal: to determine the dynamics of notions about postexistence in Ancient Middle East culture and Judeo-Christian civilization and their significance for spiritual life of the man. Relevance: the problem of life purpose and death, as well as life after death, is one of the "eternal" problems facing every human being and still worrying humanity; The evolution of notions about postexistence clearly reflects the dynamics of the universal human culture. Work object: mythological notions about postexistencein the Egyptian, Sumerian, Akkadian, Ancient Greek, Jewish and Christian cultures. Work subject: the genesis and evolution of notions about postexistence in the cultures of Ancient Middle East and Judeo-Christian civilization, as well as their representation in religious, philosophical and artistic texts. Work methodological basis: the synthesis of J. Frazer's myth-ritual approach, K. Levi-Strauss's structural anthropology, which combined the anthropological approach and the psychoanalytic concept of C. G. Jung, the symbolic approach of E. Cassirer and the traditions of the cultural-historical school. Main methods: cultural-historical, comparative-typological, hermeneutic, method of integral analysis of the artistic text. Conclusion: According to the conducted study, the notions about postexistence largely reflect the universals of culture, the main binary oppositions of human thinking. The essence and dynamics of these representations carry the most important characteristics of individual cultures and eras. Against the backdrop of ancient cultures, an important discovery belonged to the Egyptian culture, which generated the idea of ??an after-life and personal immortality. This idea was primarily a spiritual and ethical content in the Hebrew and early Christian cultures (while the latter preserved the oldest archetype of descent into the underworld and resurrection) and it was further developed by monotheistic religions based on the Bible. Practical significance: The results of the research can be used in the study of disciplines "The Bible and World Culture", "Dialogue of Cultures", "History of World Literature". ВВЕДЕНИЕ Смысл жизни и смерти, тайна загробного мира – вечные темы, над которыми размышляли религиозные мыслители, философы, писатели на протяжении всей истории человечества. Практически каждый человек задумывается над тем, зачем он живет, в чем смысл его жизни, размышляет о предстоящей смерти и посмертном существовании. Многие философы считали, что после смерти нет загробной жизни, в то время как взгляды многих религий и религиозных мыслителей основывались на том, что в каждом человеке, кроме материальной составляющей, есть еще и духовная, без которой тело человека не может существовать. И если тело смертно, то душа живет вечно. Фундаментальными убеждениями иудаизма, христианства и ислама является вера в бессмертие души и воскресение из мертвых. Все три монотеистические религии убеждены, что жизнь души после смерти во многом зависит от жизни на земле, от совершенных поступков, соблюдения заповедей. «Смерть – великое, сокровенное таинство; оно – рождение человека, переход из временной жизни в вечность. Она является таинственным процессом разложения и освобождения от плоскости – для восстановления того нового, тонкого, духовного, славного, крепкого и бессмертного тела, которое было дано прародителям и утратилось ими для себя и всего их потомства – человечества», – говорил монах Митрофан [38, с.113]. Мифы о потустороннем мире есть почти в каждой системе религиозных верований. Представления о загробном мире формируют мировоззрение той или иной культуры. В различных культурах загробный мир представляется далеким, сокрытым и, несомненно, противопоставляется миру живых. Большое место в мифологических представлениях о загробном мире занимают рассказы о путешествиях в иной мир и о возвращении героев оттуда. Исследуя представления о загробном мире можно выявить большое количество общих черт у народов, которые не имели культурных контактов между собой. Это означает, что эти представления являются архетипическими и наглядно демонстрируют универсалии культуры. Как известно, слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание» Долгое время, вплоть до конца XVIII в., образованные европейцы изучали только греческую и римскую мифологии и библейские мифологические сказания (но последние как раз и не считались мифологией). В XIX в. и позднее узнали другие древние мифологии – египетскую, аккадскую, ханаанейско-финикийскую, шумерскую. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные мифологические предания, подвергшиеся переработке. Итак, представления о соотношении жизни и смерти, о загробной жизни являются важнейшими показателями менталитета того или иного общества, сущности мифологии, созданной той или иной культурой. Белорусская исследовательница Г. В. Синило пишет: «Мышление человека в целом является мифологическим: именно на языке мифа он высказывает свое понимание мира и себя самого. Миф как совокупность важнейших мифологем, порожденных той или иной культурой, суммирует ее духовный и исторический опыт, является наиболее концентрированным выражением последнего» [46, c. 19]. Обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех, известных науке, народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности, причем преобладало аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон противопоставил наряду с мифологией философско-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV–III вв. до н.э.) видел в мифических образах обожествление исторических деятелей, положив начало «эвгемерическому» истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые христианские теологии дискредитировали античную мифологию. Интерес к ней возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о душе, возникающему у «дикаря» из размышлений о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким образом, со своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не более чем пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоятельных значений. Серьезные коррективы в эту концепцию внес Дж. Фрэзер, вышедший из английской антропологической школы. По его мнению, магия, религия и наука являются последовательными этапами развития мировоззрения. Миф ученый рассматривал не как сознательную попытку объяснения окружающего мира, а как осмысление определенного магического ритуала. Фрэзер внес немалый вклад в развитие мифологической науки благодаря своим обширным исследованиям, материалом для которых служили различные источники – от древних рукописей до личных сообщений этнографов и миссионеров. Основное внимание ученый уделял изучению мифов, связанных с аграрными календарными культами умирающих и воскресающих богов. Результаты исследований нашли отражение в работе Дж. Фрэзера, которая получила название «Золотая ветвь» (1890). Идеи Фрэзера послужили отправной точкой для распространения ритуалистской доктрины, которая была взята за основу так называемой кембриджской школой классической филологии. Среди ее представителей следует назвать Д. Харрисона, Ф. М. Корнфорда, А. Б. Кука и Г. Марри. Также, как и Дж. Фрэзер, в своих исследованиях эти ученые исходили из безусловного приоритета ритуала над мифом и именно в ритуалах видели важный источник развития религии, философии и искусства Древнего мира. Немецкий философ Э. Кассирер разработал символическую теорию мифа, которая позволила углубить понимание интеллектуального своеобразия мифологического мышления. По мнению Кассирера, мифология потому является символической, что конкретно-чувственное мышление способно обобщать лишь через систему знаков, или символов. Иначе говоря, конкретные предметы могут символически заменять другие предметы или явления, не утрачивая при этом своей конкретности. Поэтому мифическое сознание философ сравнивал с кодом, к которому нужно подбирать ключ. Кассирер видел специфику мифологического мышления в неразличении реального и идеального, вещи и образа, тела и свойства, а также в отождествлении части с целым. Он выдвинул идею «конструирования» символического мира в мифологии по единой модели, на основе противопоставления сакрального (первоначального) и профанного (современного) времени. Одну из попыток проследить взаимосвязь мифов с бессознательным психическим началом предпринял швейцарский ученый К. Г. Юнг. Он в своих воззрениях опирался на коллективные представления и символическое толкование мифов. С этой точки зрения его учение родственно теории Кассирера. Юнг считал, что все люди обладают врожденной способностью генерировать некие символы общего характера, которые назвал архетипами. Эти архетипы проявляются в первую очередь в сновидениях. По словам К.Г. Юнга, «Бог говорит в основном посредством снов и сновидений» [59, с. 98]. Теория Юнга таила в себе опасность растворения мифологии в психологии, а также расширения понятия мифа до продукта воображения в общем. В этом случае в качестве мифа воспринимался бы любой фантастический образ, возникший в галлюцинации, сне или описанный в индивидуальном литературном произведении. Французский этнолог К. Леви-Стросс стал основоположником структуралистской теории мифа. Он доказал, что при всей своей конкретности, эмоциональности и метафоричности мифологическое мышление способно к некоторым обобщениям, классификациям и логическому анализу. Основную роль в теории Леви-Стросса выполняют двоичные противопоставления или бинарные оппозиции: верх – низ, жизнь – смерть, мужское – женское начала и т. п., а также идея посредничества между ними, которое способствует преодолению противоречий, характерных для человеческого сознания. Леви-Стросс расчленяет миф на составные части, обладающие различными кодами – этическим, социологическим, астрономическим и др. Коды, в свою очередь, подразделяются на элементы, в результате чего текст, наполняясь знаками различных математических трансформаций, приобретает красивую научную структуру. На основе рассмотренных теорий, можно сделать вывод о том, что на протяжении двух с половиной тысячелетий так и не было найдено исчерпывающего определения мифологии. Стройной и непротиворечивой теории мифа до сих пор не существует, и эта проблема продолжает оставаться в центре внимания ученых. В связи с этим, в качестве методологической базы исследования мы избрали синтез ритуалистского подхода Дж. Фрэзера, структурной антропологии К. Леви-Стросса, соединившего антропологический и психоаналитический подход К. Г. Юнга, символического подхода Э. Кассирера и традиций культурно-исторической школы, исследующей явления культуры в определенном социокультурном и историческом контексте. Актуальность нашей работы заключается в том, что эволюция представлений о загробном мире тесно связана с общим развитием культуры. проблемы тесно связана с развитием общей культуры. С течением времени меняется культура, а вместе с ней и представления о загробном мире. Данная тема представляет огромный интерес еще и потому, что является одной из «вечных» проблем, стоящих перед каждым человеком. Смерть настигнет рано или поздно любого, и именно поэтому представления о загробном мире сохраняют свое значение и не теряют интереса на протяжении всей истории мировой культуры. Они также важны и для культурологических исследований, так как помогают лучше понять духовную и материальную культуру той или иной цивилизации. Кроме того, следует отметить, что представления о загробном мире сыграли важную роль в художественной культуре человечества и множество произведений искусства не могут быть поняты без досконального изучения идей, связанных с загробным миром. Объект исследования – мифологические представления о загробном мире в древнейших письменных культурах (египетской, шумерской, аккадской, древнегреческой), а также в иудейской и христианской культурах. Предмет исследования – генезис и эволюция представлений о загробном мире в культурах Древнего Ближнего Востока и иудейско-христианской цивилизации, а также их репрезентация в религиозно-философских и художественных текстах. Цель исследования – выявление генезиса и динамики представлений о загробном мире в культурах Древнего Ближнего Востока и иудейско-христианской цивилизации, а также их значимость для духовной жизни человека. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Исследовать особенности египетской мифологии и представлений египтян о загробном мире. Определить особенности шумерской и аккадской мифологий и представлений о загробном мире в шумерской и аккадской культурах. Выявить особенности греческой мифологии и представлений греков о загробном мире. Исследовать специфику представлений о посмертной жизни и воздаянии в древнееврейской и раннехристианской культурах. Провести сравнительный анализ иудейских и христианских представлений о загробном мире в эпоху Средневековья. Рассмотреть представления о загробном мире в литературе Средневековья на примере поэмы Данте «Божественная Комедия». Определить особенности взглядов на загробный мир в литературе Нового времени на примере эпической поэмы Джона Милтона «Потерянный Рай». Изучить представления Эммануэля Сведенборга о загробном мире. Рассмотреть представления о загробном мире в православной, католической и протестантской конфессиях. Конкретными методами исследования явились культурно-исторический, сравнительно-типологический, герменевтический, метод целостного анализа художественного текста. Апробация исследования. Результаты исследования были апробированы на научных студенческих конференциях БГУ. На 74-й конференции (2017 г.) доклад был отмечен дипломом III степени. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении дисциплин «Библия и мировая культура», «Диалог культур», «История мировой литературы». Дипломная работа состоит из Введения, в котором сформулированы цель и задачи исследования, определен объект и предмет исследования; трех глав: «Представления о загробном мире и воздаянии в культурах Древнего мира», «Представления об аде и рае в иудейской и христианской культурах эпохи Средневековья», «Идея бессмертия и загробного воздаяния в христианской культуре Нового времени»; Заключения, содержащего выводы, к которым привело исследование проблемы; Списка использованных источников. Глава 1 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАГРОБНОМ МИРЕ И ВОЗДАЯНИИ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНЕГО МИРА Особенности египетской мифологии и представлений египтян о загробном мире Среди древних культур и цивилизаций одними из первых сохранили для нас в своих текстах и других памятниках представления о загробном мире египтяне. Более того, именно египетская культура первой осмыслила идею загробного воздаяния и бессмертия человека в иной, вечной жизни. Египет – это греческое название страны Кеме, что в переводе означает «черная земля» – узкая полоска чернозема по берегам Нила. Уже два века продолжается научное изучение древнеегипетской цивилизации, но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению даже относительно ее возраста. Великий народ Нильской долины создал в течение четырех тысячелетий упорным трудом бесчисленных поколений богатую и многогранную культуру. Он внес непреходящие ценности в общую сокровищницу религиозной, художественной и научной мысли человечества. В центре же этой всеохватывающей духовной жизни стоял заупокойный культ, царила мысль о смерти, властвовавшая над сознанием и знатного и незнатного, бедного и богатого, старого и молодого. Заупокойный культ Древнего Египта давал направление развитию и религии, и искусства, и науки. Словом, он являлся и является ключом к пониманию всей египетской культуры. Но это господство в сознании мысли о смерти не было вызвано мрачным, не признающим ценность жизни, характером египетского народа. Напротив, египтяне были народом жизнерадостным, любящим свое яркое солнце и небо, тучную черную землю. Эта любовь к жизни и ненависть к настоящей смерти, которая могла отозвать из прекрасного земного мира, заставляла мысль их постоянно вращаться вокруг проблемы победы над смертью, проблемы достижения вечной жизни. Египетская мифология начала формироваться в 6–4-м тыс. до н.э., задолго до возникновения централизованного государства. В каждой области складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные и художественные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц, мифологические сказания, философская лирика. Одним из древнейших памятников египетской литературы, известных исследователям, являются «Тексты пирамид». Этот памятник был обнаружен в конце XIX в. выдающимся французским египтологом Г. Масперо. «Тексты пирамид» – это первый в мировой литературе сборник ритуально-магических текстов. Само их появление было связано с представлениями египтян о сущности человека и его загробном существовании. Г. В. Синило по этому поводу отмечает: «У многих народов был распространен обычай давать покойнику в последний путь еду, питье, предметы бытия. Однако в пределах Древнего мира только в египетской цивилизации отмечен обычай хоронить вместе с умершим особые тексты – произведения заупокойной литературы» [46, c. 27]. В «Текстах пирамид» можно увидеть страстное стремление смертного достичь бессмертия. В них, по словам Г. В. Синило, выражено «извечное желание преодолеть смерть, заглянуть по ту сторону жизни» [46, с. 28]. В одном из фрагментов «Текстов пирамид» читаем: И летит он, летящий далеко, Он улетает от вас, о люди! На земле его нет, он на небе. Он пронзил небеса, словно цапля, Он лобзал небеса, словно сокол, Он вскочил к небесам саранчою. (Перевод Д. Редера) [42, с. 28] Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела. Согласно представлениям египтян, человек имел несколько «душ». Причем каждая из этих «душ» выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой «душе» заботились, что отражалось в погребальном обряде. Краткая характеристика каждой «души»: Ка – незримый двойник человека. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке. Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего. Ба – душа сердца, связанная с Ка, с которым она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда в некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осирисом на небесах. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно. Аб – сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке; здесь, однако, сердце рассматривается как центр духовной жизни человека и его мышления, а также как орган, в котором проявляются его пороки и добродетели. «Сердце» олицетворяло все, что для нас сегодня олицетворяет «совесть». Кхаибит (Шуит) – тень, которая была тесно связана с Ба и считалась неотьемлемой частью человека. Подобно Ка, Кхаибит питалась подношениями и передвигалась, где ей вздумается. Кху – «душа» духа, часто упоминается вместе с Ба; по-видимому, она считалась эфирным существом, т.е., по сути, той самой душой, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека. Секхем – сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека, Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом. Рен – имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали, что без имени человек и его душа исчезают. Имя у египтян воспринималось как нечто органически присущее его носителю, и поэтому всякие враждебные магические действия против имени считались направленными непосредственно против носителя имени. И, наоборот, восхваление имени было благоприятно для его носителя, увековечивание имени увековечивало жизнь. Это полностью относится и к имени в его графическом изображении: соскоблить или стереть написанное имя было равносильно покушению на его носителя. Саху – духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из «душ» (судя по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхождении. Из приведенного в этом пункте материала можно сделать вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы. Это обусловливало столь трепетное отношение к «душам» и имени умершего. Известный российский? египтолог М. А. Коростовцев отмечает: «Приведенный выше обзор понятий грешит, как это бросается в глаза, полным отсутствием четких дефиниций и разграничений. Как отмечено выше, это прямое следствие диффузности представлений самих египтян. Значения понятий во многом пересекаются, и за разными названиями, безусловно, скрывается нечто общее. Несомненно, однако, что слова, обозначающие эти понятия, не были абсолютными синонимами, а, следовательно, существовали и существуют до сих пор трудноуловимые оттенки значений. Однако введение четких разграничений было бы шагом преждевременным и научно не оправданным, фальсифицирующим египетскую действительность» [25, с. 137]. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земной. Они создали мир, который встречает человека за порогом смерти, по образцу и подобию нашего мира. Только все в нем было соответственно улучшено. Хотя человека в том мире тоже ожидали испытания и опасности, но у него было гораздо больше сил для их преодоления. Весь загробный мир был некоей нематериальной репродукцией реального мира, и мертвые превращались как бы в духов; а сам этот мир находился под нашим, т. е. в преисподней. Большая часть фрагментов «Текстов пирамид» является обращением к разным богам (особенно к богине неба Нут) и представляет собой начало жанра культового гимна: О Великая, ставшая небом… Наполняешь ты всякое место своей красотою. Земля вся лежит пред тобою – ты охватила ее, Окружила ты и землю, и все вещи своими руками. (Перевод М. Э. Матье) [36, c. 64] Представления египтян о загробной жизни с эпохи Среднего царства неотделимы от культа Осириса – умирающего и воскресающего бога, ставшего владыкой в подземном царстве и определяющего судьбы умерших. Как мы знаем, Осирис был членом «Великой Девятки» гелиопольских богов, сыном бога Земли Геба и богини Неба Нут. Он первым стал властвовать над египтянами как фараон, вывел их из животного состояния, дал им навыки крестьян и ремесленников, таким образом превратив их в цивилизованных людей. Но его брат Сет очень завидовал его могуществу и авторитету. В конце концов, Сет решил убить брата. Он устроил в честь Осириса пир. И на этом пиру, когда все уже были возбуждены, Сет поспорил с братом, что тот не сможет поместиться в большом саркофаге, который он ему подарил. И только стоило Осирису лечь в саркофаг, как Сет захлопнул крышку, забил ее гвоздями и с помощью своих приятелей сбросил саркофаг в Нил, а течение унесло саркофаг в море. Исида, узнав об этом преступлении, долго искала и нашла мертвого Осириса. Тогда Сет разрубил труп Осириса на куски и разбросал их по всему Египту. Но Исида постепенно разыскала, собрала части тела Осириса и похоронила его со всеми почестями; но перед этим она при помощи своих заклинаний соединила все части тела Осириса и ненадолго вдохнула в них жизнь, чтобы Осирис оплодотворил ее и оставил после себя потомка. Этим потомком стал бог Хор, который мстил Сету за отца. И после долгой борьбы, которая проходила с переменным успехом, Хор победил Сета и в качестве законного наследника Осириса стал править миром. Но и Осирис не был забыт: верховный бог Атум-Ра послал бога Анубиса, который раньше был владыкой царства мертвых, а затем стал стражем мертвых и мест погребения, чтобы тот набальзамировал тело Осириса и исполнил все обряды, которые обеспечили бы ему вечную жизнь. После завершения обряда Осирис встал во главе мира мертвых, а Хор – во главе мира живых. В сотнях египетских гробниц были такие надписи: «Воистину, как живет Осирис, так живешь и ты»; «Воистину, как не умер Осирис, так не умрешь и ты»; «Воистину, как не исчез Осирис, так не исчезнешь и ты». На протяжении многих тысячелетий этот миф служил египтянам основанием для мумификации тел и гарантией вечной жизни. Для египетских царей этот миф представлял собой главный аргумент, который позволял им именовать себя «богами, правящими вечно», – они считали себя воплощением бога Хора на земле и бога Осириса – в загробном мире. Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причинами: во-первых, Осирис сначала был человеком; во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным богом – п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: