- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности рекламы провинциальных городов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000099 |
Тема: | Особенности рекламы провинциальных городов |
Содержание
Содержание. Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1 Исторические корни и традиции отечественной рекламы 1.1 Столичная и провинциальная реклама в России до 1917 года 1.2 Специфика рекламы в первых печатных изданиях ………………. 1.3 Структура рекламы в современной России………………………….…… хх Глава 2 Особенности рекламы провинциальных городов Липецкой области………………………………………………………………………. 2.1 Структура современной рекламы провинциального города…………..хх 2.2 Реклама как отражение общекультурного уровня ......................xx 2.3 Реклама как отражение уровня благосостояния граждан ……………… xx Заключение……………………………………………………………………….хх Список литературы…………………………………………………………….. хх Приложение ….……………………………….…………………………………хх Введение. Лишь немногие коммерческие предприятия могут сегодня успешно вести дела без рекламы в том или ином виде. Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения так, как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу. Но от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а изучение с определённой, вполне конкретной целью – увеличение спроса на товар. Реклама вошла в жизнь общества, ею заинтересовались, о ней заговорили. Есть основания утверждать, что реклама – лучшая гарантия качества товара (услуги). Ложная, сомнительная реклама обрекает товар на гибель. Только удовлетворённый покупатель даёт возможность производителю удержаться на рынке. Ни один преуспевающий предприниматель не будет рисковать своими деньгами, размещая рекламу товара с плохими качествами. Разумеется, находятся «временщики», «бизнесмены-однодневки», делающие попытки использовать рекламу в своих целях, но покупателя обмануть удаётся только раз. Во второй раз товар, не соответствующий рекламным утверждениям, останется невостребованным. О рекламе можно сказать, что это отрасль, которая откликается на запросы и настроение общества, и, следовательно, согласуется с состоянием общества и его стандартами. И если развитию рекламы в столичных городах уделяется большое внимание в научной литературе, то состояние рекламы в провинциальных городах России пока не является предметом научных исследований. Поэтому актуальность нашей работы определена насущной необходимостью анализа рекламы провинциального города, который бы способствовал формированию самого общего представления о развитии рекламного дела современной России за пределами столицы. Актуальность работы определила ее цели и задачи. Основной целью исследования является анализ современного состояния рекламы в городах Липецкой области и основных направлений его развития. Гипотеза исследования: реклама провинциального города может и должна играть ключевую роль в экономическом развитии города . Таким образом, объектом исследования в данной работе является отечественная реклама, предметом исследования – реклама городов Липецкой области. Поставленная цель требует выполнения следующих задач: 1) выявить исторические корни и традиции отечественной рекламы; 2) проанализировать структуру рекламы современного провинциального города; 3)выявить позитивные и негативные стороны развития рекламы провинциальных городов Липецкой области; 4)предложить меры по усовершенствованию состояния городской рекламы в Липецкой области. Определение круга задач дипломного исследования обусловило структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении содержится основной научно-методологический аппарат дипломного исследования: определяются актуальность работы, цели и задачи, объект и предмет исследования, его практическая значимость. В первой главе Исторические корни и традиции отечественной рекламы выявляются теоретические основы развития рекламы в России , во второй главе Особенности рекламы провинциальных городов Липецкой области – возможности и перспективы использования рекламы в провинциальном городе. Заключение посвящено итогам и выводам проведенного исследования. Список литературы, насчитывающий хх названий, включает использованные в ходе исследования источники. Приложение содержит материалы, иллюстрирующие основное содержание исследования. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования его результатов и выводов при анализе рекламы провинциального города, а также при проведении рекламных кампаний. Глава 1 Исторические корни и традиции отечественной рекламы 1.1. Столичная и провинциальная реклама в России до 1917 года Российская реклама развивалась медленно. Причина этому – специфические для России условия жизнедеятельности. Общественно-экономический и бытовой уклад, основой которых были домострой и натуральное хозяйство, когда все необходимое для жизни производилось внутри поместья или крестьянского двора, а также большая удаленность городов друг от друга и плохо развитые коммуникации существенно замедляли развитие рынка, а, следовательно, и рекламы. Не могли не сказаться на рекламной деятельности низкий культурный уровень населения, абсолютное большинство которого было неграмотно, длительное отсутствие печатных средств массовой информации и слабое развитие книгопечатания. Наиболее значимым фактором, оказавшим серьезное воздействие на становление российской рекламы, был постоянный государственный прессинг, выражающийся в попытках власти регламентировать рекламную деятельность, держать ее под контролем. Понимая, какую силу почувствуют частные издатели, получив возможность публиковать рекламные объявления, правительство до 1862 года сохраняло монополию на печатную рекламу. Все эти факторы непосредственно сказывались на процессе развития рекламы в России, предопределяли главенство одних рекламных средств над другими: длительное время российская реклама развивалась почти исключительно в устных и визуальных формах. Устная торговая реклама на Руси уходит корнями вглубь веков. Издавна характерной чертой российского быта была такая форма традиционного промысла, как розничная продажа «в разнос» с участием уличных торговцев и ремесленников. Именно их зычные выкрики и легли в основу всех форм российской устной рекламы, в которой условно можно выделить три ведущих направления: - рекламное творчество разносчиков, коробейников, бродячих ремесленников; - реклама стационарных зазывал; - театрализованная ярмарочная реклама. Уличные лотошники, лудильщики, точильщики «ножей-ножниц», татары-старьевщики, цветочницы, пирожники, продавцы бубликов, игрушек, папирос, воздушных шаров и офени (в основном, это определение прикреплялось к разносчикам печатной продукции) использовали, как правило, нехитрые, немногословные объявления, состоящие либо из одного слова («Пирожки! Пирожки!»), либо из нехитрых словосочетаний («Селедки голландские – селедки», «Кильки ревельские – кильки!», «Огурчики малосольные, огурчики!»). Были в ходу присказки, двустишия, заклички и прибаутки. Заклички – рифмованные двустишия или четверостишия, содержащие эмоционально окрашенную характеристику товара. Прибаутки отличаются гораздо большим размером, сложной структурой, включающей обращение к покупателю-клиенту, веселую характеристику и товара и торговца, указание цены и т.д.; они тоньше, глубже по содержанию, нередко в них использовались ассоциации. Внешний вид (костюм, аксессуары) и поведение разносчиков указывали на товар лучше всяких слов. Старьевщики (ими были, в основном, татары) расхаживали в долгополом азиатском кафтане, в меховой шапке, из-под которой выглядывала татарская тюбетейка; за плечами висела котомка. На плече селедочницы лежало деревянное коромыслице с подвешенными к нему тоже деревянными кадочками с плотно подогнанными крышками. Третья кадочка, поменьше, с любительским посолом – в руке. Издалека были видны продавцы разноцветных воздушных шаров, которые впервые появились на улицах Петербурга в конце 1850-х гг. Продавцы стремились привлечь к себе внимание покупателей с помощью самых разнообразных средств. Использовались музыкальные инструменты – трещотки, дудки, губные гармошки. Текст, как правило, рифмованный, исполнявшийся речитативом, сопровождался пританцовываниями, экспрессивными жестами. Немалую роль играли детали одежды, внешнего облика в целом (седые подвязанные бороды, украшавшие костюм яркие заплаты, шутовские аксессуары) и т.п. Продавцы стремились привлечь к себе внимание покупателей с помощью самых разнообразных средств. Использовались музыкальные инструменты – трещотки, дудки, губные гармошки. Текст, как правило, рифмованный, исполнявшийся речитативом, сопровождался пританцовываниями, экспрессивными жестами. Немалую роль играли детали одежды, внешнего облика в целом (седые подвязанные бороды, украшавшие костюм яркие заплаты, шутовские аксессуары) и т.п. Стационарные зазывалы использовались у входа в кабачки, торговые павильоны, лавки и т.п.; их задачей было не только привлечь внимание прохожего, но и во что бы то ни стало завлечь его в магазин или лавку, где тот превращался в потенциального потребителя и подвергался атаке более профессионально действующих приказчиков, использующих для убеждения отработанные веками приемы увещевания. Театрализованная ярмарочная реклама была представлена еще более богатым арсеналом рекламных средств. Это была реклама балаганных представлений. Для этих целей привлекались клоуны, разыгрывавшие сценки и пантомимы у входа в балаган, музыканты, кукловоды, вожаки с медведями, а также театральные труппы мимических актеров, которые выступали со специально построенных по внешнему периметру балаганных строений балконов. Иногда владельцы балаганов выпускали перед началом представления на балконы часть труппы или отдельных актеров, чтобы дать зрителю возможность понять характер спектакля, номеров, продемонстрировать костюмы. На деревянном помосте, окружающем строение, разыгрывались занимательные сценки, показывались эффектные трюки, фокусы; паяцы-комедианты заигрывали с публикой. В целом ярмарочная реклама – это наиболее яркий, интересный и разнообразный вид устного рекламирования в России. Именно ярмарки породили новые формы рекламы. Только здесь действовали раешники и использовался особый балконный жанр – «раус», который строился в форме диалога между персонажами и часто с участием зрителей, расцвет которого пришелся на последнюю четверть девятнадцатого века. Именно в дореволюционной России произошло становление изобразительных рекламных форм. Лубочные картинки или лубки – особый вид изобразительного народного творчества, очень популярный в России с XVI века; их приобретали как для царского дворца, так и в дома горожан, купечества и крестьянства. Лубочные картинки изготавливали тысячами, а в начале ХХ века – в миллионном количестве экземпляров; продавали их или прямо в мастерских или в местах скопления людей – на рынках, ярмарках и гуляньях; офени, бродячие торговцы печатной продукцией, разносили их по городам и селениям Российской империи. Луб – это подкорный слой. Более мягкий луб шел на лыко или мочало. Снимавшийся с дерева весной, во время движения соков, луб затем расправлялся под гнетом, высушивался и в таком виде представлял собой прочную, эластичную, непроницаемую пластину около 30 мм толщиной. Используя его стойкость к влаге, из него возводили хозяйственные постройки, им крыли кровли. Легкость и тонкость пластины луба, ее гладкая и глянцеватая поверхность, вместе с водонепроницаемостью, определили и другое его назначение, а именно – использование его вместо бумаги. Техника производства лубка: на досках (обычно из липы или груши) вырезали рисунок, затем с них делали оттиски на бумаге, которые потом раскрашивались. Лубочные картинки использовались не только в целях коммерческой рекламы, демонстрируя сцены отечественной торговли и представляя иноземную рекламную продукцию, но и с явно пропагандистской целью, насаждая в народе новые обычаи и идеи: способствовали внедрению в российский быт табачной продукции, пропагандировали необходимость прививок против опасных болезней. Так, при Екатерине II появилась целая серия лубочных картинок под названием «Споры и покоры рябых и похвальбы спасших себя послушанием от безобразия оспы» – реклама, которую мы с полным правом можем назвать социальной. На одной из картинок были изображены две женщины, одна здоровая, румяная, красивая, другая – худая, обезображенная оспой; у каждой по трое детей, причем, дети первой женщины толстощекие, румяные, жизнерадостные, а второй – худосочные, бледные, в оспинах. Изображение сопровождалось текстом. Главное достоинство лубочных картинок – яркие краски (использовалось, как правило, пять цветов), праздничность. Авторы лубков часто использовали прием контраста: здоровье-болезнь, красота-уродство, святость-греховность. Зрителя побуждали к выбору линии поведения, определенного образа жизни – лубки доносили не только информацию, но и ведущую идею. Вывеска стала использоваться в России значительно позже, чем в Западной Европе. Объяснялось это особенностями организации торговли в российских городах. Товары продавались рядами («улицами», как писал один из иностранных путешественников). Ряд торговцев шелком, тканями мог соседствовать с рядами золотых дел мастеров или ремесленников. Были ряды кушачный, рукавичный, чулочный, башмачный, голенищный, подошвенный, пушной. Отдельно располагался иконный рынок, где продавались изображения святых. В царь-городе торговали, в основном, съестными припасами. Там же находились скотный рынок и кабаки для пива, меда и водки. Вот почему вплоть до XVII века в России практиковалась предметная демонстрация товара: на воротах домов и торговых помещений вывешивались предметы сбыта или ремесленного производства (к козырьку у входа в обувную мастерскую или лавку подвешивались сапоги из дерева или железа, к двери щепника прикреплялось колесо; обруч указывал на лавку бондаря, кожа – сыромятника). Над постоялым двором прикреплялся пучок травы или соломы. Иногда товар вывешивался из окон. Это была наглядная демонстрация товара. В вывесках не было необходимости, при существующей тогда системе торговых рядов использовались лишь предметные (эмблематические) вывески - в виде сапога, перчатки, кренделя и пр. Живописная щитовая вывеска пришла в Россию в петровскую эпоху вместе с другими европейскими новшествами и очень быстро прижилась здесь. Активно использовались вывески на ярмарках. Они размещались на торговых лавках, цирковых и театральных балаганах. Были цветисты, ярки, просты по содержанию и предметны (на вывеске бакалейной лавки тщательно прорисовывались коробки чая, головы сахара, банки с вареньем, причем, так, чтобы было видно, какое это варенье – вишневое или клубничное; вывеска хлебной лавки представляла весь ассортимент булок, плетенок, баранок, сухарей, калачей). Все вывески отличались четкой прорисовкой контура, уравновешенной композицией (предметы равномерно распределялись по всей поверхности). Содержание и внешний вид вывесок регламентировались государственными правилами. Каждому заведению или складскому помещению предписывалось иметь собственную вывеску; не разрешено было «рисовать на вывесках неприличных картинок» и нельзя было помещать на вывеску изображения государственного герба без специального разрешения. Жесткий контроль осуществлялся городским начальством: эскиз будущей вывески полагалось представлять градоначальнику с точным указанием мечта ее размещения на фасаде, размера и текста. Этот порядок привел в 1830-е годы к некоторому стилевому единству оформления главных улиц столичных и губернских городов. Особенности вывесок тех лет: - сходство вывесок магазинов, торгующих одинаковым товаром; - явное преобладание шрифтовых вывесок (живописных вывесок совсем немного, в основном, это реклама магазинов одежды); - единообразие вывесок в пределах одного фасада: различные заведения – магазины, рестораны, принадлежащие разным владельцам, – имеют вывески, написанные одинаковым шрифтом, одинаковым цветом и на одинаковом фоне, создавая единство стиля, что придает фасаду строгость и изысканность; - наличие вывесок на иностранных языках (французском и немецком), которые, как правило, дублируются русским переводом. Потребность в афишах – еще одной форме изобразительной рекламы – возникла в первой половине XVIII века в связи с развитием театрального искусства в России. Свои театры открывались при духовных учебных заведениях, а во второй половине XVIII века было немало крепостных театров – у князей Шереметевых, Юсуповых, Голицыных и даже третьеразрядных помещиков. Они, как правило, располагались в сельской глубинке и требовали дополнительных мер для привлечения зрителей. Чтобы известить о спектаклях широкую публику, и стали использовать специальные афиши, которые в этот период назывались перечневыми. Такое название хорошо отражало характер их содержания: текст афиш содержал информацию не только о том, где, что и когда состоится, но и о ходе представления, о пьесе, декорациях, танцах, актерах, оркестре и т.д. Печатные афиши использовались не только для информации о театральных зрелищах, но и о праздничных шествиях, народных гуляниях, организованных правительством по случаю значительных церковных дат или важных политических событиях – о крестных ходах, например, которые проходили в Москве в среднем раз в месяц. Главное, что сразу же бросается в глаза при знакомстве с первыми художественными печатными плакатами, использующимися в качестве рекламного средства, – довольно примитивная форма подачи продукции, не отличающаяся ни фантазией, ни соблюдением элементарных рекламных норм. Только в последней четверти XIX века профессионализм художников-плакатистов заметно вырос. Поскольку в этот период особое значение начинает приобретать имиджевая реклама, это сразу же оказало воздействие не только на образный ряд, но и на текст плакатов, который, как правило, стал носить назывной характер: «Бисквит Жорж Борман», «Пудра «Царевна Лебедь» Э.Бодло и К», «Гильзы Викторсона старшего», «Жженный кофе товарищества Эйнем в Москве» – указывался характер продукции и фирма-изготовитель. Это делалось для того, чтобы в сознании потребителя тот или иной товар ассоциировался с именем производителя – так формировался престижный образ, создавалась торговая марка-бренд. В периоды обострения политической жизни в России – во времена войн, революций, других общественных потрясений – проявляла себя еще одна форма изобразительной рекламы – политический плакат, плакат-призыв, плакат-лозунг. Примерами социальной рекламы могут служить плакаты «Купите цветок ромашки. Ваши копейки пойдут на борьбу с чахоткой в Н.-Новгороде и губернии» (1913), «Помогите несчастным детям...»(1913), «Жертвуйте для устройства дома для увечных воинов»(1914), «Куклы в пользу детей, сирот воинов»(1914). Как видим, печатные афиши и плакаты развивались в различных формах: коммерческий (торговый) плакат, социальный и политический плакат, афиша зрелищ. Плакаты и афиши, адресованные народу, продолжали художественные традиции, заложенные лубочными картинками и афишами (заполненность всего поля картинками, примитивизм изображения, четкая прорисовка контура, использование ярких, «неразмытых» цветов и др.), а рекламные формы, предназначенные для высших, образованных сословий, отражали характерные художественные тенденции культурной жизни России конца XIX - начала ХХ веков (историческая стилизация, аллегоричность изображения, изысканная силуэтность, использование необычных шрифтов и др.). 1.2 Специфика рекламы в первых печатных изданиях В отличие от западной рекламы, которая к моменту своего рождения в печатной форме уже имела значительную историю, зарождение и становление российской печатной рекламы было неразрывно связано с развитием журналистики. Даже сам факт появления первых проплаченных рекламных объявлений (а именно их мы в полной мере можем считать полноценной рекламой) в газете «Санкт-Петербургские ведомости» был обусловлен не столько потребностями самого общества (хотя и она имела место), сколько желанием российских академиков, отвечающих за издание этого органа печати, получать дополнительные средства на развитие газеты. В течение длительного периода – вплоть до начала 60-х гг. XIX века, когда впервые будет разрешена коммерческая рекламы в частных периодических изданиях – печатание рекламных сообщений было исключительным правом лишь правительственных официальных газет - «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости», а в первой половине XIX столетия и некоторых ведомственных изданий (таких, например, как «Земледельческая газета», «Коммерческая газета», «Купец»). Это предопределило одну из главных отличительных особенностей газетной рекламы и в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях» – ее явную зависимость от характера правления и особенностей не только социально-экономической, но и внутренней и внешней политики того или иного монарха. Рекламные объявления активно использовались чиновниками различных министерств и ведомств как удобная форма оповещения о массовых мероприятиях: о найме на работу, распродажах, новых услугах. Характер правления, политика государя сказывалась и на содержании рекламных полос. Так, в частности, значительное изменение отдела под названием «Продажа» последовало после принятия целого ряда государственных указов времен правления Петра III и Екатерины II. Указ «О вольности дворянской» и последующее за ним разрешение на продажу крепостных крестьян стали причиной появления соответствующих объявлений в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Крестьяне, их семьи, а то и деревни становились объектом купли-продажи, выставлялись на продажу вместе со скотом, мебелью, продуктами питания. Третья специфическая особенность рекламы XVIII века связана с самим характером рекламных объявлений. Это не была реклама в том виде, в каком мы привыкли воспринимать ее сегодня. Тогда это были информационные сообщения с элементами рекламы. Точная и как можно более подробная информация была их главной целью. Она была совершенно лишена эмоций, побудительных приемов, суггестивных средств и может характеризоваться как предельно добросовестная (в объявлении иногда сообщалось о недостатках товара или о его порче). Оформление рекламных блоков в газетах XVIII века было стандартно и предельно примитивно. Рекламные объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях» печатались в конце номера газеты, на последней странице под общим заголовком «Для известия», с 1729-го года отделяясь от других материалов номера лишь жирной линейкой во всю ширину страницы – это было узаконенное место для рекламы на протяжении долгих лет. Сами объявления начинались стандартно: «Охотникам до...(ведомостей, изрядных книг, хорной или камерной музыки и т.д.)», «Чрез сие чинится известно, что... «. В 1733 году единственным изменением была формулировка «Чрез сие объявляется...», которая вместе с предыдущим вариантом просуществовала до конца XVIII века. Объявления печатались сплошным «слепым» текстом, каждое новое объявление отделялось от следующего только абзацем. Только с середины 60-х годов начинает использоваться рубричная реклама: у каждого вида объявлений есть своя рубрика, содержание рекламных объявлений внутри которого классифицируется по принципу аналогии («Продажа», «Отъезжающие», «Подряды», «Объявления о книгах»). Это упрощало для читателя поиск информации, экономило газетную площадь, а также позволяло унифицировать тексты объявлений, значительно сокращая их и избавляя от ненужных повторов. Содержание отдела объявлений в газетах XVIII отражало все многообразие жизни, позволяя судить об изменениях в социально-экономической и культурной жизни России, о жизненных приоритетах россиян и об особенностях бытового и социального уклада. В конце столетия все чаще появлялись объявления об услугах и запросах в сфере образования, медицинского обслуживания, о поиске наследников и совершении браков. В рекламе находили отражения как события массового характера – спектакли, цирковые представления, народные гуляния, крестные ходы, так и развлечения индивидуальные, например, частная демонстрация всяких уродств, диковинных зверей и растений. Именно для этого периода характерно преимущественное внимание рекламе печатной продукции. И в рекламном отделе газет, и в специальных приложениях главное место занимали сообщения о книжных новинках, календарях. А во второй половине XVIII века стала использоваться самореклама изданий. Пример первой российской рекламной акции продемонстрировал журнал Екатерины II под названием «Всякая всячина»: первый номер раздавался бесплатно в людных местах, и на первом листе было напечатано: «Сим листом бью челом, а остальные изволь покупать». Издатель журнала «Почта духов» И.А. Крылов напечатал объявление о готовящемся к выпуску журнале «Почта духов» на отдельном листе и распространял его в книжной лавке, известив об этом заранее в одном из номеров «Санкт-Петербургских ведомостей» (№100, 1788 г.), а затем продублировав уже в самом журнале «Почта духов». Адресуясь к потенциальному читателю, он обращал особое внимание на оригинальный характер своего журнала, основными героями которого были представители всех земных сфер – сильфы, гномы, наяды – словом, все те, кто незримо мог наблюдать за представителями самых разных сословий, а затем в своих письмах осмеивать их, делясь своими впечатлениями друг с другом и с читателями журнала. Благодаря журнальной саморекламе существенно изменился язык рекламных сообщений: он стал более экспрессивным, ярким, куртуазным, хотя основная масса рекламных сообщений продолжала носить ярко выраженный информационный характер, грешила казенной сухостью и отсутствием суггестивных приемов. Постепенно расширялась тематика рекламы благодаря развитию сферы частного образования и медицинского обслуживания, торговле крепостными крестьянами, появлению на журнальном рынке первых журналов мод. С воцарением Екатерины II в газетах все чаще появляются материалы, имеющие целью поднять и укрепить авторитет верховной власти, пропагандировать акции милосердия и благотворительности. И – что наиболее важно – реклама начинает воздействовать на своего потребителя, формируя его пристрастия и привычки. Наблюдается все большая унификация рекламной информации, т.е. распределение объявлений близкой тематики по рубрикам. К 1810-ому году число рубрик возрастает многократно. Появлялись новые услуги – тут же открывались новые рубрики: «Прокат», «О лотереях», «Продажа движимого и недвижимого имения», «Перемена квартир» и др. Появление рубрики «Отдача в наем или на откуп» было обусловлено расширением практики устройства крепостных на фабрики или на работу в город, на оброк. Постоянно печатались уведомления о банкротствах, о взыскании кредиторами уплаты по векселям, о продлении или завершении сроков заключения договоров, о вызове кредиторов, должников, наследников, отдаче в наем, принудительной распродаже имений с публичного торга, в том числе для покрытия ущерба от расхищения казенного имущества. В 1826 году в Петербурге появляется бюро услуг, которое мы вправе считать первым в России рекламным агентством, поскольку наряду с предоставлением самого разного спектра услуг (здесь устраивались встречи «с отыскиваемыми особами», договаривались о продажах, найме квартир и денежных займах, пользовались различными справочными материалами и печатными изданиями). В 30-50 гг. XIX века положение рекламы заметно меняется. Одной из причин этого был процесс коммерциализации в самой журналистике (устанавливается такса на различные виды литературного труда, вводится в практику гонорарная система оплаты работы журналиста). Журналистика впервые в отечественной практике становится прибыльным делом, а не затратным, как было раньше. Ориентацией на успех во что бы то ни стало, на получение прибылей особо славилось так называемое «торговое направление» в журналистике, представленное именами Н.Греча, Ф.Булгарина, О.Сенковского. Этим журналистам – и ФаддеюБулгарину в особенности – мы обязаны появлением такого понятия, как «косвенная реклама» и выработке основных приемов ее подачи. Нельзя не отметить и удачные приемы в оформлении рекламного материала: используются рисунки, игра шрифтов разных начертаний и насыщенности, необычное расположение текста. Вторая причина, изменившая рекламный процесс в 30-50 гг., – появление сети региональных и специализированных правительственных изданий, которым разрешалась публикация объявлений узко специального содержания (орган департамента внешней торговли «Коммерческая газета» (1825-1860 гг.), еженедельник «Купец» (1832-1835 гг.), издававшийся на русском, французском и немецком языках, целью которого было «способствовать успехам отечественной промышленности указанием торговых домов, фабрик, заводов и мастерств со всеми условиями, к сбыту и приобретению товаров и изделий»). В губерниях Российской империи право печатать объявления получили в 1830 году «Губернские ведомости». В п.14 Положения об издании «Губернских ведомостей» следующим образом регламентировалось содержание отделов объявлений этого типа газет: «Печатаются частные известия, ...подобные нижеследующим: 1) о продаже или покупке недвижимого или движимого имения; 2) об отдаче в наем долгов, людей и проч.; 3) о предложении услуг; 4) о побеге людей; 5) о потерянных и украденных вещах; 6) об уничтожении доверенностей и актов; 7) предостерегательные известия; 8) вызовы частными людьми кредиторов и должников; 9) вообще известия и объявления, не клонящие ни к какому вреду, и обо всех предметах, о коих дозволяется печатать в ведомостях обоих столиц». Специфика книжной рекламы в журналах: 1)указывалась ее цена, формат, особенности оформления (бумага, иллюстрации), возможные скидки и даже вес издания (очевидно, для того, чтобы читатель мог самостоятельно высчитать стоимость пересылки по почте) или давалась информация о понижении цен в какой-либо лавке с подробным перечислением книг и всех уступок; 2)место продажи – вероятно, для того, чтобы читатель мог сразу сориентироваться; 3)использовались такие приемы, как концентрированная оценочность («прекрасное произведение необыкновенного нашего поэта») и настойчивая апелляция к потенциальным покупателям («Читатели наши с удовольствием услышат, что...»). 4) с целью привлечения внимания читателей публиковались наиболее эффектные страницы из книги с редакционными комментариями или полноценной рецензией (см., например, «Московский телеграф» Н. Полевого или «Современник» А.С. Пушкина); Но в целом объявлений в журналах было мало, они долго считались жанром сугубо газетным. Новая эпоха в истории российской рекламы начинается в 1862 году, когда правительство, проводя реформы во всех важных сферах общественной жизни России, решает изменить и законодательство в области рекламы. Вышедшие 12 мая 1862 г. «Временные правила о цензуре (с особыми прибавлениями)» снимают ограничения на рекламу в частных изданиях, оставив за правительством право запрещать публикацию объявлений на месяц, два, а то и на три в случае неугодных и нелояльных высказываний. В 1865 году разрешается продажа газет уличными разносчиками. Появление этих постановлений спровоцировало бурное развитие журналистики, а следовательно, и рекламы. Раздел «Объявления» появился во многих изданиях. Характерной приметой времени стали бесплатные рекламные приложения и бесплатные рекламные газеты, такие как «Торговый листок», «Киевская справочная газета», «Всеобщий листок объявлений промышленности и торговли» и др. На развитие пореформенной рекламы заметное влияние оказали выставки. Их не обходили вниманием крупные и мелкие газеты, рекламированием демонстрируемой на выставках продукции занимались специализированные печатные издания, при этом широко использовались самые разные рекламные формы. Именно выставки породили новые для России типы издания - выставочную брошюру, содержавшую анализ выставочной деятельности, и выставочную газету - периодическое издание, выходившее в период работы выставки (например, «Российская мануфактурная выставка 1870 года», «Известия Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде»). Выставки породили также азличного рода указатели, каталоги, путеводители, альбомы, справочники. Начиная с 60-х годов, в России начинает формироваться система рекламных агентств – учреждений-посредников между газетами и рекламодателями. Одной из крупнейших была Центральная Контора объявлений «Торгового Дома Метцль и К?» основанная в 1870 году. Контора принимала объявления и для провинциальных, и для столичных газет, хотя позиционировала себя как агентство Русской Провинциальной Прессы. Девизом ее было изречение, сделавшееся крылатым: «Объявление есть двигатель торговли». В конце XIX века с Конторой объявлений «Торгового Дома Метцль и К?» конкурировало уже немало подобных учреждений. Помимо рекламных агентств, существовали также рекламные отделения на предприятиях и при редакциях изданий. При газетах и журналах работали агенты, в чьи функции входили поиск и прием частных объявлений. Рубеж XIX-XX веков – наиболее благоприятный период для развития рекламы в дореволюционной России. Рекламные возможности периодических изданий теперь прекрасно осознаются всеми издателями. В 90-е гг. XIX века реклама является главной статьей дохода изданий. Она занимает до половины всей газетной площади. По-прежнему под рекламные объявления отводится большая часть первой полосы – самой важной, а следовательно, самой дорогой, престижной - и несколько полос в конце издания. Реклама рубежа веков красноречиво свидетельствует об увеличении рынка товаров, о развитии самых разных сфер деятельности. Тематика рекламных объявлений – самая разнообразная: рекламируются предметы быта, гигиены, услуги в сфере обучения, медицины. География объявлений тоже широка: предлагаются товары не только из России, но и из других стран, особенно из Франции, Бельгии, Австрии. Как всегда, реклама отражает приметы времени – появление новых, специфических именно для этой эпохи новинок для работы и отдыха: «волшебных фонарей» (первых проекторов) с набором световых картин, подъемных кранов, минифотоаппаратов, автопианино, холодильников, стерилизаторов-кипятильников, сливкоотделителей (сепараторов), «самозажигающихся, без накачивания, без проводов» фонарей. Свои услуги предлагают водо-электро-светолечебницы, бюро по обучению собак, кассы взаимопомощи, которые организовывались для поддержки малообеспеченных....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: