VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности развития образной речи детей пяти-шести лет

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003860
Тема: Особенности развития образной речи детей пяти-шести лет
Содержание
Оглавление
Введение	3
Глава 1. Теоретические основы развития образной речи детей пяти-шести лет	5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении	5
1.2. Особенности развития образной речи детей пяти-шести лет	5
1.3. Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста	13
2.1. Цели, задачи, содержание опытно-экспериментальной работы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста	23
2.2. Реализация педагогических условий организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении	25
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы	25
Заключение	44
Список использованной литературы	46
Приложения	49



      Введение
     Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
     Актуальность проведенного нами исследования определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста.
     Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития образной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
     Задачи исследования:
     - провести анализ литературы по проблеме развития образной речи у детей в дошкольном возрасте;
     - выявить основные особенности развития образной речи детей пяти-шести лет;
     -рассмотреть влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраст;
     - выявить цели, задачи, содержание опытно-экспериментальной работы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста;
     - определить педагогические условий организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении
     - проанализировать результаты эксперементальной работы.
     Объект исследования: образная речь детей старшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования: малые формы фольклора как средство развития образной речи детей.
     База исследования: данное исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № 47 «Мальвина» г. Сызрань в старшей группе детского сада. 
     Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений.
     Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений. 


     Глава 1. Теоретические основы развития образной речи детей пяти-шести лет
     1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении
     Речь, ее образность, выразительность изучалась многими лингвистами и психологами. Объектом их исследований был процесс развития образной, логической, последовательной речи дошкольника.
     А.Н.Леонтьевым и Л.С. Выготским была психологическая речи, ее развития. Их теорию изложить в положениях:
     1. Речь занимает место в психического раз вития, речи внутренне с мышления и с сознания в целом;
     2. Речи присущи функции, между собой;
     3. Речь бывает и внутренней, эти могут одна в другую;
     4. Слово имеет отнесенность и значение, т.е. носителем обобщения;
     5. Процесс развития речи не есть количественных изменений, в увеличении и связей слова, но качественных изменений, скачков, т.е. это действительного развития, который, будучи внутренне с мышления и сознания, все стороны, функции и слова.
     Эти речи указывают на большого педагогов к содержательной, понятийной языковых явлений, к как выражения, формирования и мысли, к развитию всех и форм речи.
     По А.Б, Леонтьева, дети при слова ориентируются, всего, на функциональный предмета. неравномерное словаря на разных этапах,  лексикографического запаса детей, значительные индивидуальны в лексиконе. часть слова с конкретным значением, видовые понятия; слова, родовые, отвлеченные понятия даже в дошкольном около 11 % всего лексического запаса.
     Вопрос развития и формирования образности детской речи изучается в работах многих ученых, а именно: Леонтьев, Сохин, О.С. Ушакова, Гавриш, Савушкина и др..
     Так, например,  Ушакова О.С. основной миссией обучения рассматривает формирование «хорошей речи». Данное понятие характеризуется обилием словарного запаса, точности и выразительности. О.С. Ушакова одной из основных вопросов речевого формирования дошкольников полагает развитие у детей заинтересованности и бережливого взаимоотношения со словарным запасом, его способность применять различные языковые ресурсы в собственной речи и присутствие формировании личных сочинений [27].
     Авторы М.М. Алексеева и В.И. Яшина под речью умение ребенка правильно такие средства, как метафора, сравнение, слова, фразеологизмы, и с их  точно и выражать свои  [1].
     Рассматривая развитие как звено в системе работы, Н.В. Гавриш подчеркивает, что богатства не достаточный объем словаря, но и используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В с этим она связь речевой задачи с образности речи [27].
     из эффективных развития образной речи дошкольников, ученные признают разных жанров народного .
     Е.И. Тихеева отмечает, что сказку, учит замечать художественную форму, содержание. Дети не замечать богатство родного языка, но осваивают его, свою речь образными выражениями, оборотами, пользоваться ими при выражении своих и чувств [28].
     Э.П. Короткова, художественную литературу, как обогащения языка образными и выражениями, об в этом смысле сказок, и для усвоения произведений, рекомендовала чтение рассказов, сказок, в вопросах слова из текста, к пропущенных слов, конкретного образного словосочетаний с на контекст, чтение отрывков из [10].
     В 90-е гг. в НИИ воспитания под Ф.А. и О.С. Ушаковой был ряд (Н.В. Гавриш, Л.А. и др.), показавших, что устное народное творчество неразрывно с формированием образности речи. были на разных жанров фольклора – сказок, пословиц, поговорок. 
     Н.В. Гавриш в над диссертацией доказала, что образности речи, основывающееся на фразеологизмах, в народных сказках, должно в с задач работы, формированием грамматического речи, строя речи [27].
     Е.А. Флерина большое для образной речи рассказывание сказок детьми. Она о том, что сказку, вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, образы, практически пользуется языком в его совершенных образцах. 
     Пословицы и поговоркиобладают возможностями развития осознанного ребенка к стороне слова; владение словом на взаимосвязи и сторон языка. 
     Развитие как характеристики речи С.Л. Рубинштейн необходимым для контекста речевыми средствами. Он о том, что как ни для речи ее построения, «проблема речи не к лишь связанности (и точности); она и образности,... так как образ, выражая обобщенное содержание, с тем за его пределы, вводит специфические оттенки, в формулировке обобщенной мысли».
     Возможности в средств художественной выразительности и этих в речи велики. Здесь, конечно, значение целенаправленное взрослых.
     Эмоционально-выразительная развития речи большое значение и для ее связности. Конечно, смыслового содержания речи то, что она обозначает, подлинное построением связного непременно в себя выразительных моментов, внутренний смысл, вкладывает в него говорящий.
     Как уже отмечалось, особенностью творчества дошкольников его с произведений художественной литературы, является источником обогащения речи средствами. этих (восприятия и творчества) исследователи всего в том, что оба вида требуют целенаправленного развития, тогда они влиять на образное восприятие художественного и усвоенных в их сочинения.
     Образная речь важной частью культуры речи в смысле слова. Под речи соблюдение норм языка, передавать свои мысли, чувства, представления в с и высказывания содержательно, грамматически правильно, и выразительно. Речь образной, и живой в том случае, если у воспитывается к богатству, развивается использовать в речи разнообразные выразительные средства.
     Высокий речевой включает признаки, как богатство, и выразительность. 
     Богатство речи большой словаря, и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, используемых языковых средств.
     Точность речи рассматривать как словоупотребление: это выбор слов, наилучшим передают высказывания, раскрывают его тему и мысль в последовательности. 
     И, наконец, выразительность речи отбор средств, условиям и задачам общения. 
     В с этим и связь речевой с развитием речи. Так, работа, на смыслового богатства слова, ребенку точное в построении высказывания, а употребления может его образность. 
     В грамматического речи в образности особое приобретает запасом средств, способность структурное и место слова в предложении и в высказывании. здесь развитое «чувство стиля», использовать грамматические (инверсия, соотнесенность с высказывания, употребление предлогов и др.).
     Таким образом, указывают на и развития образной стороны речи в дошкольном возрасте. об речи, мы будем в виду ребенка использовать выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, слова, фразеологизмы, и с их ярко, точно, выражать свои и чувства.
     
     1.2. Особенности развития образной речи детей пяти-шести лет
     
     Речевое развитие детей считается одним из ключевых компонент их готовности к школьному обучению. Исследование уровня овладения языком разрешает получить данные не только лишь  о речевых возможностях детей, но и об их целостном психологическом развитии. Речевое развитие рассматривается, как становление умений воспринимать  и пользоваться языком: становление  фонематического слуха и звукового анализа, словарного запаса, понимание состава текстов, составление грамматических категорий, становление коммуникативных умений, умений и способностей связной речи.
     Овладение языком считается необходимым условием интеллектуального развития, потому что содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отображено в речевой форме и до этого всего в значениях текстов и слов (А.Н. Леонтьев) [18].
     Усвоение словаря имеет задачу накопления и уточнения представлений, о формировании понятий, становления содержательной стороны мышления. В одно и тоже время происходит становление операциональной стороны мышления, потому что овладение лексическим смыслом происходит на базе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря не дает полноценного общения, а значит, и совокупному развитию детей. Богатство словаря считается признаком отлично развитой речи и показателем высочайшего уровня интеллектуального развития.
     Дошкольный возраст - этап быстрого обогащения словаря. Его рост располагается находится в зависимости от критерий жизни и воспитания, в следствие этого в литературе данные о числе слов дошкольников такого же возраста довольно разнятся меж собой. К старшему дошкольному возрасту, дети владеют лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно делается родным. (А.В. Захарова).
     Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства [49].
     Рассмотрим, как определяется понятие «образная речь»:
     Образная – «содержащая образы, представляющая человека в образах» [31].
     Речь – «способность говорить, говорение, разновидность, стиль языка» [49].
      Рассмотрев определения, отметим, что характерно для понятия «образная речь» - наличие словесных образов, выразительных средств языка (сравнение, метафоры, эпитеты, синонимы, антонимы).
     Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная. В педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу выбранной нами проблемы (О.С. Ушакова, О.Н. Сомкова, Н.В. Гавриш), но специальных исследований по особенностям образной речи детей пяти-шести лет нет, что еще раз доказывает актуальность данной проблемы. В процессе изучения научной литературы, посвященных образной речи детей дошкольного возраста, удалось выделить основные особенности образной речи детей пяти-шести лет:
     - присутствие представлений у детей о средствах выразительности;
     - умение детей понимать выразительность речи;
     - понимание детьми смыслового богатства слова;
     -понимание смысловой близости и различия однокоренных синонимов, и понимание и осознание словосочетаний в переносном значении;
     - понимание переносного значения многозначного слова;
     - овладение переносным смыслом слов;
     - способность детей выделять и замечать средства художественной выразительности;
     - использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
     - владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;
     - умение использовать разнообразные грамматические средства;
     - использование в речи синонимов и антонимов;
     - осознание смысла малых форм фольклора.
     Все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:
     1)Образная речь считается необходимой составной частью воспитания культуры речи. В случае если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в последующем развитии развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства, речь делается образной.
     2) Важнейшими источниками становления и развития  выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и малые фольклорные формы. Знакомство дошкольников с народным фольклором влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов).
     В следующем параграфе необходимо изучить, как малые формы фольклора влияют на становление и развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.
     
1.3. Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста


     Народная использует в основных средств воспитания все народной культуры. компонентом народной культуры – фольклор. Фольклор, ярко эстетическую направленность. Произведения, созданные для детей, особую народной – детский фольклор.
     Устное народное творчество – комплекс разных типов, форм массового словесного творчества, вступивших в домашние обычаи или традиции какого-либо народа[16].
     Пословицы, и – особый вид устного народного творчества, в себя опыт многочисленных поколений.
     Пословица – «краткое, организованное, в речи, народное изречение»[2].
     Поговорка – «образное выражение, определяющее какое-либо явление жизни. В от пословицы одночленна, собой суждения и лишена обобщающего смысла»[11].
     Загадка – «иносказательное воспроизведение какого-либо или явления испытывающее отгадывающего»[11].
     Через особую организацию, окраску, специфических языковых средств (сравнений, эпитетов, метафор) они отношение народа к тому или предмету или явлению. средства языка метки, эмоциональны, они речь, мышление, совершенствуют словарь детей. использовать все в над изобразительными средствами художественных произведений: видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой). 
     Пословицы и в образах опыт жизни во всем его и противоречивости. В.П. Адрианова-Пертц отмечает, что они в обобщенном о явлениях к устойчивой части лексики языка, в них нет украшающих средств, мысль передается лишь необходимыми и точно словами.
     Используя в речи и поговорки, дети ясно, лаконично, выразительно выражать свои и чувства, окрашивая свою речь, у них развивается творчески слово, образно описать предмет, дать ему характеристику.
     Загадка – одна из форм народного творчества, в в предельно сжатой, форме наиболее яркие, признаки предметов или явлений. загадок способность к анализу, обобщению, формирует самостоятельно выводы, умозаключения, четко выделить характерные, признаки или явления, умение ярко и передавать предметов, у «поэтический взгляд на действительность»[14].
     Ю.Г. Илларионова считает, что загадок в с способствует развитию у них речи – и речи – описания.
     Отгадывание и загадок оказывает на стороны речи детей. Употребление для в метафорического различных средств выразительности (приема олицетворения, многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, ритмической организации) способствует формированию речи дошкольного возраста.
     Загадки обогащают детей за счет слов, увидеть вторичные значения слов, представления о значении слова. Они помогают звуковой и строй речи, заставляя сосредоточиться на форме и ее, что подтверждается исследованиями Ф.А. Сохина.
     Для реализации исследования рассмотреть восприятия и понимания старшего возраста пословиц, и загадок.
     В науке о фольклоре два проблемных аспекта: и мир, личности ребенка; фольклор как социального ребенка в коллективе.
     Детский сохранил мировоззрения эпох и выразил нашего времени. форма фольклора специфична: для него своя система, к ритмизированной речи и к игре.
     Игра – элемент, необходимый для детей, она является видом в возрасте. Произведения детского исполняют для (материнский фольклор) и сами дети (собственно фольклор).
     Пословицы и тоже к взрослых и детей, они в себе смысла. похожи, и не на афоризмы высказывания писателей, деятелей. Пословица тем и от афоризма, что, прямого смысла, в себе смысл, значительный по с тем, в них выражен. пословицы в речи. сходна с пословицей, но – не полным суждением. – часть суждения, предложения.
     И – педагоги, и – практики подчеркивали педагогические средств русского фольклора.
     Известно, что испытывают затруднения в и значения и поговорок. Это подчеркивается и в Н. Гавриш. дети лишь рассказывать о ком идет речь, например: «Это про Ваню» («Бедному везде камушки»), «Про Емелю, он едет» («Едет Емеля, да его неделю»), «Про зайца и волка» («Трусливому и - волк»), то есть наглядный единичный образ, конкретной ситуации. же сущность пословицы для закрытой.
     У возникают ассоциации, при чем часто не на всей пословицы, а на какое-то слово из нее, и это оторваться от ситуации, к образу. Например, о «Едет Емеля…» – «Это про Емелю, он щуку поймал»; «Емеля на лежит, а к царю не хочет». О «Трусливому зайке…» – «Волк – пенек, а на него сел»; «Волк на сидит». О «Бедному Ванюшке…» – «Когда идет по дороге, а ему под одни камни»; «Когда еще не было игрушек, дети с камушками».
     Тем не менее, Г. утверждает, что при работе с по и поговоркам, старшие дошкольники уже не понимать народной мудрости, но и на их делать выводы [7].
     Пословицы похожи, и не на афоризмы мудрые знаменитых писателей, деятелей. тем и от афоризма, что, прямого смысла, в себе иносказательный смысл, значительный по с тем, в них прямо выражен.
     Пословицы обладают возможностями осознанного ребенка к смысловой слова. владение, на взаимосвязи лексической и сторон языка.
     Понимание и пословиц предполагает переносным слов, возможности их приложения к ситуациям.
     Краткие, ёмкие по изречения соединяют в себе культурно-историческое и богатство фольклорного наследия, приобщению к ориентирам духовной культуры.
     Восприятие речи - и многомерный процесс. пословицы от художественного образа, от того выразительными он создан, от зависит и понимание смысла  [7].
     Незнание смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, затрудняет смысла, следует учить сознательно, в речи, их содержание, со структурой смысла, а учить и правильность суждения. общего происходит при чтении, по мере усвоения услышанного.
     Большую роль также связной речи по отношению к ассоциациям. должен ассоциировать, представляя этот в воображении, развивая, последовательно, не нарушая смысловой цепочки.
     Дети дошкольного возраста, с пословицей, очень не её и цели, и совершенно не понимают, что это не « выражение», а логическая задача, которую решать, узнать саму цель, тот смысл, в ней заложен.
     Ребенок понимает то, что или слышит, не о переносном смысле, в слове. не понимает, что это некая ассоциация, какой либо ситуации, перед в форме пословиц.
     Следует предлагать самим над пословиц. Естественно, что до ребенка - доходит лишь смысл пословицы, смысл, связанный с моралью, остается еще даже старшему школьнику, например, в « кататься - люби и саночкивозить». По мере пословицы в быт дети очень чувствовать иронию, юмор в пословицах, сами пользоваться или в обиходе с яркими, короткими, фразами из языка.
     Из этого следует, что с в саду проводить системно. Следует внимания пониманию смысла пословиц, стараться не на занятия, в играх, но и в быту.
     Загадки принадлежат в степени взрослых и детей: загадывали их для сообразительности. Это один из жанров фольклора, в и свадебный обряды. В люди в силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они себе природу, животных, растения. загадки теряли значение и одним из воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. педагогическая значимость загадок: они ребенку мир в его связях и ассоциациях, красоту обыденных и .
     Детей красочность образов, юмор загадок. Отгадка без вызовет эмоции детей. В от «взрослой» загадки, которой десятки исследований, не предметом изучения.
     Н. также было установлено, что дошкольникам труднее метафорические загадки, нежели описательные. дети не образного языка и не адекватно метафоры. В случаев у возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в про на «белый» – «Это медведи», «Лебедь, что белый»; в о лисе – ассоциация на «нет ни дыма, ни пожара» – «Пожарная машина», «Пожарники, потому что они тушат, и нет ни дыма, ни пожара».
     Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети легче метафору, чем в загадке. Н. Гавриш это тем, что в тексте реальная ситуация, а – иносказание. образом, образного языка, осознания значения слов и возможно лишь на определенном развития и мышления.
     Психологи, педагоги, лингвисты исследовали понимания переносного слов и словосочетаний (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, Н.М. Юрьева, В.И. Малинина, О.Н. и др.) и при этом трудности тем, что в от взрослых, в опыте детей подавляющее слов в прямом номинативном значении, его значимое предметно-логическое (3).
     Е. выявила причины ошибок при загадок детьми, на то, что дошкольники обладают уже знаниями и умениями:
     - невнимательно текст загадки;
     - не полностью загадки;
     - полностью или не текст загадки;
     - при и используют не все признаки, в загадке;
     - не достаточных о загаданном;
     - не правильно проанализировать, и признаки, в загадке.
     Даже если дан ответ, различать или целенаправленное отгадывание. Е. выделяет признаки целенаправленного отгадывания:
     - дошкольника не результат, но и сам решения логической задачи отгадки;
     - в ответа анализируются, и все признаки предметов и явлений, в загадке;
     - ребенок сам проверяет возможных отгадок, их признаки и с в загадке;
     - дошкольник объяснить свой ответ, доказать его правильность;
     - в ошибки продолжает верного ответа;
     - дошкольник не трудностей при загадок.
     Таким образом, при работе с старшие способны отгадывать как с названными признаками, так и с зашифрованными.
     Анализируя материал исследований, сделать вывод. Если формы фольклора с возрастных детей и организована систематическая со дошкольникам, они их и осознанию.
     Следовательно, далее нам рассмотреть использования форм в работе с старшего возраста.
     Основным содержанием на по речи обучение способам наилучшего языковых для выражения задуманного содержания на развития всех речи. 
     Ушакова О.С. и Н.В. поэтапное малых форм в работу с детьми.
     Первый этап обучения предусматривает представлений о жанрах словесного фольклора. В ходе и развлечений у развивают познавательный к формам фольклора: с направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для используются фольклорные праздники, где в главной выступает общефольклорных сведений.
     Содержание работы образовательной цели внимание на и содержание образных изречений, различные жизни.
     Второй этап направлен на формирование у понимания лексико-семантических между языковыми знаками, свойственны и поговоркам.
     Ушакова О.С. и Н.В. критерии пословиц и поговорок:
     1) семантическая выражений, т. е. осмысления слов и словосочетаний, а понятий, они обозначают;
     2) художественная пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, текста;
     3) частотность выражений, т. е. регулярность воспроизведения формы в практике.
     Третий этап посвящается использованию в видах со дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным работы толкование пословиц, как фразеологических единиц. С приемов ассоциаций, пантомимических действий и пословиц, углубляется детей о и значении слов и словосочетаний.
     Четвертый этап направлен на определение лексико-фразеологической детей при использовании пословиц и в речи. соотношение и точность паремических как сочетаний слов с переносным значением. На этом знания нацеливаются на объединение, комплексирование (ознакомление, значений и активизация пословиц, в речи).
     Проанализировав методику, малых форм фольклора в по образной речи пяти-шести лет, выделить общие положения при с формами фольклора:
     - на специально-организованных занятиях;
     - специальных (подготовка к восприятию форм фольклора; малых форм фольклора, детей толкованию и малых форм фольклора; полученных и желания использовать в речи формы фольклора);
     - к малых форм (выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, текста; и т.д.)
     Анализируя исследований, сделать следующий вывод. Если формы отобраны с всех требований, и структура соблюдена и систематична, то старшего дошкольного возраста их и осознание.
     Влияние на развитие речи детей русского народного творчества неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основным содержанием речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении
2.1. Цели, задачи, содержание опытно-экспериментальной работы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
     
     После изучения теоретического материала по проблеме «Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора», мы определили цель констатирующего эксперимента: выявить особенности образной речи у детей пяти-шести лет. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
     - подобрать и адаптировать методику выявления особенностей образности речи у детей;
     - выявить уровень развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста;
     - определить логику и содержание формирующего эксперимента.
     Для исследования образной речи детей пяти-шести лет средствами народного фольклора было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: 
     1. Констатирующий; 
     2. Формирующий; 
     3. Контрольный. 
     Экспериментальное исследование уровня развития образной речи у детей 5-6 лет было проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 47 «Мальвина» города Сызрань. 
     Педагогическое исследование было проведено в феврале 2017 года. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, разделенные на 2 группы: контрольная и экспериментальная. Характеристика выборки представлена ниже в таблице 1. Все задания выполнялись каждым ребенком индивидуально.
     Таблица 1 - Характеристика выборки
1 группа
2 группа
№
Код имени
Возраст
Пол
1
Настя Д.
5,4
Девочка
2
Вика К.
5,2
Девочка
3
Дима К.
5,6
Мальчик
4
Женя Н.
5,1
Девочка
5
Ваня Ч.
5,7
Мальчик
6
Настя К.
5,7
Девочка 
7
Катя Ц.
5,10
Девочка
8
 Настя Ц.
5,8
Девочка
9
Инна Ш.
5,11
Девочка
10
Настя Б.
5,6
Девочка

№
Код имени
Возраст
Пол
11
Рома В.
5,1
Мальчик
12
Андрей К.
5,9
Мальчик
13
Максим С.
5,6
Мальчик
14
Ярослав Г.
5,8
Мальчик
15
Ира Б.
5,3
Девочка
16
Ваня В.
5,2
Мальчик
17
Ваня К.
5,7
Мальчик 
18
Валя М.
5,7
Девочка
19
Вадим Ш.
5,11
Мальчик 
20
Вера А.
5,4
Девочка

     Для выявления уровня развития образной речи у детей 5-6 лет была подготовлена диагностическая карта исследования с 12 заданиями (см. приложение 1). 
     Были продиагностированы следующие речевые умения: точно употреблять слова  в различных грамматических формах и значениях; уровень осознания смысловых отношений между словами; гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи; уровень развития навыка речи – доказательства; уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.
     Кроме того, диагностика показывает насколько дети разбираются в жанрах фольклора и владеют ими.
     Результаты по каждому диагностическому заданию оценивались в баллах, где для соответствующего уровня развития умения были приняты следующие критерии:
     – низкий уровень – «1 балл» – дети не выполняют задание, на помощь взрослого не реагируют;
     – средний уровень – «2 балла» – дети выполняют задание с помощью взрослого (при небольшом количестве подсказок);
     – высокий уровень – «3 балла» – дети самостоятельно выполняют задание
     2.2. Реализация педагогических условий организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении
     Формирующий эксперимент проводился с целью реализации педагогических условий организации процесса развития образной речи у детей старшей группы.
     Наиболее действенным средством в обучении выступает эмоциональная окрашенность речи взрослого и ребенка. Различение интонации ласки, доверия или озабоченности, ожидания побуждали детей к процессу творческого овладения языком. Поэтому большая часть заданий давалась детям в максимально привлекательной форме, с использованием игровых, личностных, общественных, соревновательных и других мотивационных установок при уважительном, доверительном отношении воспитателя к детям.
     На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовались мотивационные установки:
* игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";
* общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";
* подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";
* соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде ...?";
* личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".
     Экспериментальное обучение было направлено на развитие понимания прямого и переносного значения слов и иносказательного содержания пословиц и поговорок. Работа включала три этапа обучения: вводный, познавательный, деятельностный (см. таблица 2).
     Таблица 2
     Этапы формирующего эксперимента
Этап
Цель
Содержание
Вводный
ознакомление детей с различными малыми формами фольклора, подготовка к выделению пословиц и поговорок в речи как лексико-фразеологических единиц.
Ознакомление с различными жанрами фольклорной речи малых форм: потешки, прибаутки, песенки, шутки, дразнилки, поддевки, считалки, заклички, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки. Фольклорные тексты входили в игровые сценарии для формирования целостного восприятия народных форм речи.
Познавательный
сообщение, расширение, уточнение знаний о паремических (пословично-поговорочных) выражениях
Ознакомление детей с речевым материалом в двух направлениях: первое - тематическое ознакомление («труд», «дом», «дружба», «слово», «речь») с пословицами, поговорками и второе - ознакомление с логической взаимосвязью пословичного выражения и действительности. Предусматривалось осуществление сравнений и сопоставительных операций по дифференциации семантического значения пословиц и поговорок по условным группам: тематические, художественные, логико-тематические, инокультурные
Деятельностный
органичное включение паремических выражений в различные виды деятельности дошкольников
Использование паремических единиц в ходе познавательно-исследовательской, речевой, игровой, деятельности с детьми. На этом этапе предусматривалось употребление пословиц, поговорок в триединой функции: информативной (сообщать сведения), эмоциогенной (вызывать эмоциональное отношение), побудительной (побуждать к действиям)

Введение в активную речь детей малых фольклорных форм и закрепление их знаний в повседневной жизни.
Ознакомление с малыми фольклорными формами на специально организованных НОД:
 • «Шило в мешке не утаишь».
Цель: познакомить детей с жанровыми особенностями пословицы, её структурой, учить понимать обобщённое значение пословицы.
• «В избу к себе в гости приглашаю».
Цель: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок, загадок, учить понимать обобщенное значение пословиц, поговорок, загадок.
• «В гости к Хозяюшке».
Цель: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок, учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи. На каждом НОД могут быть использованы до 5 – 6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач деятельности. 


   • Игры с пословицами и поговорками. Например: «Какому герою подходит эта пословица или поговорка?», «Закончи пословицу, поговорку», «Вставь пропущенное слово», «Подбери и раскрась, то, что относится к пословице, поговорке, загадке», «Подбери пословицу, поговорку к ситуации»,
   • Игры и упражнения на загадывание и отгадывание загадок, например: «Отгадай и сравни загадки о животных»; «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»; «Отгадай и сравни загадки о транспорте» и т.д.
   • Игры и упражнения на закрепление полученных знаний: «Назови пословицу, поговорку, загадку к заданному слову», «Скажи по-другому».
Кроме того, мы рекомендуем познакоми.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44