- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности развития архитектуры Санкт-Петербурга 18 века
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003005 |
Тема: | Особенности развития архитектуры Санкт-Петербурга 18 века |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Кафедра методики обучения изобразительному и декоративному искусству (наименование кафедры) КУРСОВАЯ РАБОТА по истории изобразительного искусства тема: «Особенности развития архитектуры Санкт-Петербурга 18 века» Выполнил студент: 21 группы 2 курса Очной формы обучения Факультета ИЗО и НР Читава Софико Эдуардовна Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики обучения ИЗО и ДИ Мезенцева Ю.И. (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) Дата защиты: «__» _____________ 20 __ г. Оценка: ____________________________ __________________________________ (подпись научного руководителя) Регистрационный номер _______ Дата регистрации ______________ Москва, 2017 г Содержание Введение .........................................................................................................................3 Глава 1. Архитектурные стили Санкт- Петербурга 18 века. ………..................5 1.1 История строительства Санкт- Петербурга. ….………......................5 1.2 Архитектурные стили Петербурга в 18 веке. …………………........8 1.3 Основные особенности архитектуры ассамблеи города. ………..14 Глава 2. Архитектура. ……………………………………………………………....16 2.1 Памятники архитектуры Санкт- Петербурга 18 века. ……………16 Заключение ……………………………...…………………………………………..21 Приложение ……………………………………………………………...……..……23 Список литературы …………………………………………………….……..…..29 Введение В данной работе рассматривается тема «Особенности развития архитектуры Санкт-Петербурга 18 века». В своей работе я обращаюсь к теме особенностей архитектурного стиля Санкт-Петербурга в 18 веке. История этого прекрасного города неразрывно связанна с великой личностью русского царя - Петра 1. Молодой царь прорубивший окно в Европу стремился вывести русское искусство в один ряд с Европой, больше всего он ценил в людях тягу к знаниям, работоспособность и увлечение искусством. Поэтому при строительстве второго по величине города особую роль уделяли внешнему облику, т.е. архитектуре. Выбором этой темы послужила её актуальность. В 2003 году произошло важное событие для Петербурга - северной столице нашей странны исполнилось 300-то лет. В связи с этим многие обратили свой взгляд на историю этого замечательно города, и на его современный архитектурный облик. Оба этих вопроса рассматриваются в данной работе. Кроме это были рассмотрены особенности развития архитектуры, новые тенденции, влияния и стили, наблюдавшиеся в архитектуре, и проявившиеся при формировании облика Петербурга. Актуальность этой работы подкрепляется её новизной. Она состоит в том, что в настоящие время в современной архитектуре Петербурга и других городов нашей страны наблюдаются тенденции к использованию отдельных элементов и стилей того времени: классицизм и русского барокко. Постепенный возврат к лучшим традициям не только русской архитектуры, но и всего искусства в целом. Целью исследования стало ознакомление с историей архитектуры Санкт- Петербурга и выяснить какие произошли изменения в её развитии. Во время правления Петра 1 из лесов и болот возник великолепный город дворцов и парков, он отразил в себе значение петровских реформ для русской культуры. Во время развития преобразований был представлен выдающийся по выразительности архитектурный столичный комплекс далеко превосходящий самые смелые конкретные цели. Таким образом материалом для исследования послужили первые постройки, воздвигнутые во время правления Петра 1: Петергоф и Адмиралтейство и т. д. Для достижения поставленной цели в работе рассматриваться следующий задачи * Охарактеризовать архитектуру Санкт- Петербурга во время его строительства. * Проанализировать архитектурные стили. * Проанализировать особенности архитектурного стиля города. * Сравнить архитектуру города 18-го века с современной. Основой для исследования послужили труды известных отечественных писателей и учёных. В качестве теоретической базы были использованы публикации, научно-популярная литература, так и монографии авторов, занимавшихся вопросами архитектуры Петербурга, исторические факты и конкретные сведенья посвященные строительству и развитию Петербурга в 18- м веке. Также в этой работе был сделан сравнительный анализ разных источников информации, выявление главного. Анализ особенностей архитектурного стиля Санкт- Петербурга представляет собой выдающийся по выразительности архитектурный комплекс. Таким образом, главной задачей данной работы является выявить основные особенности развития архитектуры в северной столице нашей страны. Глава 1. Архитектурные стили Санкт- Петербурга 18 века. 1.1 История строительства Санкт- Петербурга. Санкт- Петербург - один из самых чудесных городов Европы, заслуженно называемый Северной Пальмирой. Можно писать целые тома, рассказывая, как создавался этот великолепный город, про его величие и красоту, не даром великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин посветил строки этому прекрасному городу: «Громады стройные теснятся Дворцов и башен; кораблик Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелёными садами Её покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова» [6. с. 479] Но его история не менее интересна. Санкт- Петербург был основан в 1703 году, по плану Петра 1, который он лично разработал. В этой крепости самыми первыми были заложены храм Петра и Павла, позднее Петропавловская крепость. Новый город возник на реке Неве и на побережье Невской губы Финского залива в Балтийском море, а также на многочисленные острова Невской дельты. Он должен был стать «окном в Европу» - способствовать возрождению России в более живую и тесную связь с общеевропейской жизнью. Царь Пётр 1 понимает, что Россия нуждается в кардинальных реформах, причём во всех сферах, начиная от управления и заканчивая искусством, и технологией производства. Поэтому к строительным работам преступили сразу, летом 1703 года, по приказу государя в эту часть нашей страны начинают стекаться рабочие люди. Через два месяца крепость была возведена на половину, в ней 29 июня 1703 года был заложен храм Петра и Павла, Позднее Петропавловская крепость. Зимой в Финском заливе на острове Котлин был сооружен форт Краншлот, на левом берегу Невы заложено Главное адмиралтейство с верфью, вокруг которо встали укрепления Адмиралтейской крепости. Заложенный как крепость, Петербург уже в 1712 году становиться столицей России, оставался ею более 200-т лет, это решение Петра 1 принял сразу же, как началось строительство города. В 1705 году вышел царский указ обязывающие администрации многих городов должны были отправить в Петербург самых лучших плотников, какие только были. Облик Петербурга даже отдалённо не напоминает города старой Московской Руси. Практически все здания при строительстве были деревянными, но примерно с 1711 года их начали перестраивать в каменные и кирпичные. В 1712 году указом Петра 1 определенны 1212 семья из дворян, которым надлежит начать строительство домов с тем, чтобы по окончанию войны в них переселяться не только они, но участники сражений, отличившиеся во время сражений. Первоначально городской центр формируется на правом берегу Невы. Здесь, близь домика самого царя, дома высших санников. В этом же году Адмиралтейском острове был основан Галерный двор - Новое адмиралтейство. Позднее построены Партикулярная и Охтинская верфи. В 1711 году заложен Литейный двор. В 1714 году построены Крестовский и Охтинский пороховые заводы, Смоляной двор, на котором вырабатывался дёготь и храниться запасы смолы. С 1714 года указы Петра 1 запрещают возведение каменных зданий по всей России кроме Санкт- Петербурга. В 1715 году вышел указ о замещении улиц города, 2-мя годами принят план застройки центра города с прямоугольной сетью улиц и каналов. В первой половиной 18-го проведены большие работы по превращению рукавов дельту Невы, в водную магистраль. В 1718 году основаны казенные водочные заводы, табачная мануфактура. В 1720-х годах основан канатный двор, на базе Ижорской лесопильни начинается формирование якорного, медного, проволочного и других производств. К тому времени в Петербурге уже налажено производство предметов роскоши: * шпалерная (гобеленная) мануфактура, * мануфактура по производству бархата, * мануфактура по производству шелковой парчи, * производство позументная. В 1724 начинает работу Монетный двор в Петропавловской крепости. Работают также Сахарный, Поваренный, Восковые дворы. В 1716 году в Петербург приехал французский зодчий Жан-Батист Леблон, который был назначен главным архитектором города. В 1725 году тут была открыта Академия наук, что сделало город не только государственной, но и культурной столицей империи. В 1744 году построен Фарфоровый двор. Правительство принимает чрезвычайные меры для превращения Петербурга в крупнейший торговый город-порт. Сооружение Вышневолоцкого канала соединило Неву с Волгой и связало Петербург со многими районами страны, водными магистралями. Строительство в 1718 году Ладожского обходного канала значительно обезопасило плаванье вдоль южного берега Ладожского озера. Сухопутные дороги соединяют новую столицу российскими городами. Большие работы связанны с развитием торговли, ведутся в самом городе. На Неве и её рукавах строиться пристань, в центре города возникают рынки, гостиные дворы торговые ряды, торговые заведения, Мытный двор, было построено здание Сената, коллегии, типография и другое. Другой центр застройки возник на левом берегу Невы вокруг Адмиралтейской крепости, и выше по реке. Адмиральский остров и Московская сторона оказываются самыми удобными площадками для развития города. Новая столица строилась очень быстро, по чёткому плану, благодаря опытным и хорошим мастерам. Но не малую роль сыграли все те архитекторы, по Чим чертежа, и под их чутким руководством, были возведены все эти великолепные памятники архитектуры. 1.2 Архитектурные стили Петербурга в 18 веке. Русское искусство всего за несколько лет превратилось из религиозного в светское, архитекторы того времени освоили новые жанры и открыли совершено новые стили : * Барокко * Классицизм * Эклектика * Модерн * Кирпичный * Неорусский * Византийский * Неоклассицизм * Неоренессанс * Псевдоготика * Необарокко * Ретроспективизм * Конструктивизм * Сталинский неоклассицизм * Рядовая застройка * Современный * Стиль не определён Поэтому жанров и техник в искусстве России большое множество, и большинство из которых отразились в северной столице нашей страны. В этой работе будут описаны только те стили, которые появились в 18-м веке, такие как Барокко и Классицизм. Барокко. Барокко - это характеристика европейской культуры и художественный стиль, преобладающий с конца 16-го до середины 18-го века, центром которого была Италия. Он появился в эпоху Позднего Возрождения в Риме, и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Барокко тяготил архитекторов того времени к созданию грандиозных образов для прославления могущества России. Самыми яркими архитектурными сооружениями, по мима Петергофа, стали: * Зимний дворец; * Строгановский дворец; * Екатерининский дворец. Их создателем был один из самых великих архитекторов 18-го века Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771 года.). Колоссальный размах этих памятников архитектуры поражает воображение, и вызывает восхищение. Основным отличием этих строений было необычное богатство и пышное убранство сооружений, двухцветная и трёхцветная роспись фасадов с использованием золота. Большое внимание хочется уделить самым знаменитым архитектурным постройкам этого стиля, таким как Эрмитаж, Зимний дворец и Петергоф. Эрмитаж - это один из больших музеев мира, шестое по счету здание Зимнего дворца. Не смотря на различие в архитектурных стилях все здания образуют единый ансамбль, объединяемый со стороны Невы одинаковой высотой строений, основными горизонтальными членениями фасадов и портиками - колоннадами большого. Здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра, расположенные на противоположных берегах Зимней канавки, связаны между собой одно арочным мостиком с галерей. Корпуса Малого Эрмитажа соединяется Висячим садом. К зданию Старого Эрмитажа примыкает «Лоджия Рафаэля» - галерея, идущая вдоль набережной Зимней канавки (архитектор Джакомо Кваренги). В 1850 - 1860-х годах Малый и Старый Эрмитаж были внутри пристроены архитектором Андрей Иванович Штакеншнейдером. В Малом Эрмитаже был создан Павильонный зал по мотивам арабского зодчества и архитектурной эпохи Возрождения, в Старом Эрмитаже был расположен Большой зал, - ныне зал Итальянского искусства 16-го века, и Мраморная лестница. В 1904 году в фойе Эрмитажного театра было отделано по проекту архитектора Леонтий Николаевич Бенуа. Петергоф - самый удивительный в мире дворцово-парковый ансамбль. Появление этого чуда стало возможным благодаря инициативе Петра 1, который собственноручно разработал системы подачи воды. Великолепный парк начинается возле Большого Петергофского дворца, с Большого каскада, от которого прямо до Финского залива ведёт канал - своеобразная линия симметрии Петергофского парка. Сам каскад и несколько других фонтанов Петергофа посвящены победе России в Северной войне, про этот замечательный дворцовый -парковый ансамбль писало много поэтов и писателей: «Петергофские фонтаны: «Солнце», «Ева», и «Адам»… Изогнув злотые станы, «Нимфы» воду льют к ногам. От восторга обнимает, Кто однажды видел сам, Как друг друга обгоняя, Струи рвутся в небеса. Плеск в начале еле слышан, А потом за рядом ряд Все звонче, полнее, выше, Рукотворный водопад.» так незатейливо и просто описывает Петергоф Егорова Елена. [10, с. 50] Первым архитектором Петродворца стал Иоган Фридерих Браднштейн, работавший, осуществляя царские замыслы. За два года строительства планировки Нижнего и Верхнего садов, начато строительство Верхних палат и средней части Монплезира, построен Большой грот будущего Большого каскада, прорыт Большой канал. В 1716 году царь выписал из Франции известного архитектора Александра Леблона, назначив его генерал- архитектором будущего Петергофа. Нижний парк у подножья террасы украшали мощные фонтаны, ставшие самой знаменитой достопримечательностью Петергофа. Классицизм. Классицизм - это художественное направление, сложившиеся в Европе 17-го века, в основе которого происходит признание только античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведения античности- художественной нормой. Время классицизма в истории России часто называют эпохой «просвещенного абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правителя. Этот стиль воплощал в себе развития, гармонию, простоту и величия. Внешними проявлениями стиля в архитектуре стало использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции. Язык классицизма оказался на удивление универсальным: он позволял создавать как, дворцы, храмы, так и государственные учреждения, и усадьбы. Вместе с этим прекрасным стилем искусства в Петербурге появились новые методы строительства. Если при строительстве зданий Растрелли, мастера разрезали и крепили элементы декора, то в этот период закрепилось разделение труда: архитектор отвечал за замысел, чертежи и облик сооружения, а за строительства подрядчик. Благодаря классицизму в нашей северной столице, было возведено множество прекрасных построек, благодаря которым облик города так величественен. Самыми яркими архитектурными сооружениями этого стиля стали: * Адмиралтейство, * Александро-Невская лавра * Петропавловская крепость. Про эти произведения архитектурного искусства и пойдёт речь в данной работе. Адмиралтейство - первая русская корабельная верфь на Балтийском море, заложена 5 ноября 1704 года по собственноручному чертежу Петра 1. В 1721 году началась замена фахверковых адмиралтейских строений каменными. В 1732 году архитектор И. К. Коробов приступил к перестройке каменного корпуса и к сооружению башни, увенчанной позолоченным шпилем, его описывали в своих произведениях многие авторы, одним из которых был Николай Агнивцев :«Санкт - Петербург - гранитный город, взнесённый славой над Невой, где небосвод давно распорот - Адмиралтейскою иглой!». [18] Работы по пристройке Адмиралтейства и сооружению башни и шпиля были закончены в 1738 году. В 1783 году в связи большим пожаром, уничтожавшим часть строений Адмиралтейства, было решено перевести его в Кронштадт. Важнейшим мотивом для принятия такого решения была близость Адмиралтейства к Зимнему дворцу и кварталам, застроенным дворцами знати и домами дворянства и купечества. Но реализовать этот замысел не удалось. Вот почему перед строителями, реконструировавшими в начале 14-го века столетия центральные районы города, возникла необходимость изменить облик столь утилитарного сооружения, примитивного по характеру своей архитектуры, за исключением эффектной башни с её стройным шпилем, увенчанным корабликом- флюгером. Эта задача была решена гениальным русским зодчим Андрее Дмитриевичем Захаровым. Главный горельеф «Заведение флота в России» (скульптор И. И. Теребенев) на башни связан с функциональным назначением и историей здания. На горельефе изображен Бог морей Нептун, вручающий Петру 1 трезубец - символом власти над морем. Боковые части горельефа заполнены фигурами тритонов и нимф, занятых корабельными работами и приветствующих уже спущенные на воду суда. Созданная архитектором Теребеневым многофигурная композиция - одна из вершин русской монументальной скульптуры. Наиболее насыщенно и содержательно скульптурное убранство башни. По сторонам главной арки на гранитных пьедесталах убранства башни. По сторонам главной арки на гранитных пьедесталах установлены скульптурные группы «Нимфы, несущие глобус», высеченные из пудостского камня по модели скульптора Щедрина. Им же испоенной статуи Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра, стоящие на углах аттика башни. 28-мь статуй над верхней колоннадой башни символизируют 4-е времени года, 4-е стихии, 4-е главных ветра, богиню Изиду - покровительницу кораблестроения и музу астрономии Уранию. Кроме Феодосий Фёдорович Щедрина и Иван Теребенева, в использовании моделей скульптуры участвовали Степан Степанович Пименов, Василий Иванович Демут - Малиновский и Андрей Альбертович Анисимов. Александро- Невская лавра - потрясающие произведение архитектурного искусства, возведённый в стиле классицизма, посвящённое святому князю Александру Невскому. Храм был заложен в 1710 году на том месте у Невы. Строительство монастыря продолжалось с перерывами на протяжении всего 18-го века и было завершино в 1790 году. Архитекторами это храма был Доменико Трезини, этот великий архитектор задумал монастырский комплекс как резиденцию, учреждение и дворец вместе взятые. Композиционным центром собора стал Троицкий собор, построенный архитектором Сторовым. Освещение храма храма происходило в августе 1790 года. Собор увенчан куполом на высоком барабане, его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырским комплексом. В ансамбль монастыря по новому истолковал древнерусского зодчество: чёткость и ясность композиционного построения, основанного на противопоставления монументального собора и угловых башен , замечательных по красоте пропорций и силуэта, всем горизонталям монастырских корпусов. Среди икон собора особо почитаемая икона Серафима Саровского Чудотворца. Петропавловская крепость - уникальный военный, исторический и архитектурный памятник, судьба которого тесно связана с нашей великой державой. Крепость была заложена 16 мая 1703 года, она строилась в ускоренном темпе, царь и его приближённые следили за процессом строительства. Её задумывали как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы и как писали приближённые Петра 1: «сам Его величество сочинил чертёж оной крепости» [2, с. 73] План крепости представлял собой вытянутый шестиугольник с бастионами, 5-ть из которых названы по имени сподвижников государя, а 6-й Государевым. Архитектором Петропавловской крепости стал Доменико Трезини, строили её русские солдаты, пленники войны, крестьяне, согнанные по приказу царя и заключённые. Петропавловская крепость стала военное - инженерным произведением искусства, высота её стена - 9-ть метров, ширина- около 20-ти метров, со всех сторон она окружена рекой. Крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, в её ансамбль входят такие постройки как: * Петропавловский собор; * Комендантский и Инженерный дома; * Артиллерийский цейхгауз; * Монетный двор; * Главное казначейство; * Ботный домик; * Гаувахта и другие исторические сооружения. Петропавловская крепость была деревянной, но в 1706 году под руководством Доменико Трезини началась сменна старых сооружений на каменные. 1.3 Основные особенности архитектуры ассамблеи города. За три столетия Петербург сложился, как красивейши город мира. Его красота по истине легендарна, великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы надолго заворожили русское искусство. Каждый, кому приходилось побывать в Санкт- Петербурге, не перестаёт удивляться художественной цельности и гармонии великого города на Неве, красоте его архитектурных ансамблей и памятников. Тот архитектурный облик, который сохранился до наших дней, в основном сложился в 18-го веке. Существенное значение в облике города приобретают дворцы и усадьбы, здания общественного характера. Благодаря им архитектурный ансамбль города получил заслуживающую славу, по мимо этого не малую роль играют многочисленные произведения зодчества, садово- парковое искусство, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богата наша северная столица и её пригороды: * Петродворец; * Пушкин; * Павловск; * Гатчина; * Ломоносово. В отличии от всех городов Санкт- Петербург представляет собой обширный комплекс собранные в определённую систему архитектурных ансамблей города. Здания выходят из глубины дворов прямо на улицу или отделяются от неё прозрачной решёткой. Его красоту очень часто, и красочно в своих произведениях описывал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин: «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой её гранит…» [9, с. 20] Самыми важнейшие сооружения, возведённые на территории Невы, считаются: * Петропавловская крепость; * Адмиралтейство; * Петергоф; * Эрмитаж * Зимний дворец, эти постройки предают городу его характерный облик, сохранившийся до наших дней. Так, уже в первой половине 18-го века сложилась ограниченна Невой и Финским заливом, слитая воедино, с развитым городским центром 3-х лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улиц. Наиболее значительная по своим планировочным и архитектурно- художественным качествам центральная группа ассамблей города, созданных по берегам Невы в той её части, где она разделяется на 2-а рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. Частая облачно пасмурная погода, обычное отсутствие резких теней широко использовались в архитектуре Петербурга разная расцветка зданий для лучшего выявления их форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием за частую яркие тонов, и контрастирующих светлых. Вся эта живописность оживляет архитектурный облик сооружений, предавая городу своеобразный русский колорит. Постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней, архитектура и по сей день получает развитие, которое отражается в современный постройках, не нарушая тот колорит и красоту Петербурга. Исторически сформировывавшаяся планировочная структура города стала результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Глава 2. Архитектура. 2.1. Памятники архитектуры Санкт- Петербурга 18 века. В 1703 году на Заячьем острове был заложен Петербург, в лице Петропавловской крепости, вскоре после начала строительства началась застройка берегов Невы. Позже возник порт, развернулись жилые постройки, в частности «работных людей» [9, с. 480], были возведены первоначальные административные и торговый центры города со зданием Сената. Санкт- Петербург богат архитектурными памятниками, большинство из них известны на весь мир, но в этой главе пойдёт речь про не мало важные и интересные достопримечательности города. Проспекты и улицы Петербурга того времени были застроены соответствующим жилым домам, церквям, государственным сооружениям, все они изначально были деревянные. Чтобы это исправить, и чтобы город на Неве не был похож на Москву, стал более «европейским», все деревянные сооружения стали расписывать под камень и кирпич, на их фасадах сооружались необычной формы башни и шпили. Вся эта роспись показывала, что будет в дальнейшем с городом. В 1711 году все деревянные здания стали перестраивать в каменные. В 1703 году был построен Домик Петра, выполненный как старый деревенский дом из бревен. Эта постройка единственный уцелевший памятник столь ранней эпохи. При Екатерине 2 он был накрыт каменным колпаком, причём его не раз основательно чинили и реставрировали. Дворец сподвижника Петра 1 А. Д. Меньшикова на Васильевском острове - одно их первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившиеся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году по проекту архитектора Джиовани Фонтана и продолжена архитектором Готфритом Шеделем. Первоначально дворец состоялся из основного корпуса на набережной и флигеля, а после к нему добавился ограничивавшаяся с севера, запада и востока небольшой двор, окружённый открытой галерее на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам причаливать близ парадного подъезда. Одним из первых зданий в стиле раннего классицизма в регулярными садами и дворцами является дворец графа Кирилл Григорьевич Разумовского построенный в период с 1762 по 1766 года. Его архитекторами были Александр Филипович Кокориновым и Ж. Б. Кокориновым. Дворец Разумовского - один из лучших достижений русского зодчества 1760-х годов. По плановой композиции было частично искаженной в результате перестроек, произведённых в 19-м веке, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях. В архитектуре дворца были использованы элементы ионического и коринфского ордеров , аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко. Торжественность дворца подчеркивал парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную. Характерен доминирующий в композиции центральных массивов и строго симметричное построение всего ансамбля, включающего главное здание и флигеля. В композиции главного фасада основной акцент сделан на обработке центра, декоративной колоннадой из 6-ти коринфских колонн, построенных над аркадой первого, цокольного этажа. Колоннаду венчают антаблемент и ступенчатый аттик. В скульптурно- орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко барельефы. Не менее интересно задуман фасад сада с сильно выступающим боковыми ризалитами, колоннадой из 4-х коринфских колон в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада. Первая деревянная церковь, Петропавловский собор, в Петропавловской крепости была построена в 1703 году. Перестройка из деревянного, а каменный собор произошла 8 июня 1712 года, по проекту архитектора Доменико Трезини. В первую очередь была возведена многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, обитым медными вызолоченными листами. Шпиль завершался флюгером в виде фигуры летящего ангела и крестом. Собор построен на Заячьем острове, этот остров являлся крепостью, которая защищала строящийся город и порт Петербург. Петропавловский собор с высокой колокольней и стройным золоченым шпилем, шириной 122,5 метров, является уникальным памятником архитектуры в стиле классицизма. Также по проекту Доменико Трезини были выстроены мощные, двойные стены крепости из кирпича. Этот собор с монументальной колокольной и великолепным иконостасом - подлинным шедевром русского декоративного искусства, один из немногих в Санкт -Петербурге хорошо сохранившихся памятников зодчества начала 18-го века. Долгое время Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Сам основатель города, Пётр Великий, похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра 2 и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, оны выполнены из яшмы и орлеца. Здание Академии художеств - одно из самых выдающихся произведений русского зодчества 18-го века, занимающего значительное место в панораме Невы, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепный вид на задние открываться с противоположного берега Невы - с Английской набережной. Здание построено в период 1764 по 1788 годах, оно является одним их первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма. Архитектором Академии художеств были Жан- Батист Мишель Валлен- Деламот и Александр Филипович Кокоринов. Здание окрашено в светло- персиковые тона, не считая элементов ордера и декора, которые по традиции сделаны более светлыми. Главный фасад имеет тёхосевую композицию с четырёх колонными портиками в центре и по краям. Центральный вход расположен в центральном портике, между сдвоенными колоннами стоят статуи Геракла и Флоры - копии античных ордеров. Они не связанны на прямую со стеной, но тем не менее хорошо сочетаются с архитектурной благодаря обрамляющим их колоннам. Над фигурами на 3-м этаже также, введена скульптура, но уже в форме барельефов, изображающих подвешенные на лентах предметы - палитры, мольберты и другое. Центральная ось здания подчёркнута также куполом с групповой скульптурой «Минерва, коронующая художества и науку», с выступами нижнего этажа в центр и углубление верхнего этажа в портике. Первый этаж с горизонтальным рустом и большим полуциркульными окнами трактован как массивный цоколь. Строгость главному фасаду Академии придают тосканские колонны, объединяющие два верхних этажа, но они зрительно не сливаются, их разделяет узкая декоративная полоса; к тому же, верхний этаж более высокий, чем нижний. Ряд пилястра также придаёт строгость облику здания; между базами пилястр высокая балюстрада. Следует отметить, ордерные элементы в здании Академии выявляют архитектурную основу здания, подчёркивают членение по этажам. Венчает композицию сильно выступающий карниз. Аналогичная, но более сдержанная композиция фасада, выходящего в сад, предельно просто решены вдоль 3-й и 4-й линии. План здания Академии художеств сравнительно прост и соответствует назначению здания. Трёхэтажный учебный корпус расположен по сторонам прямоугольника; в центре этой композиции вписан кольцеобразный без ордерный корпус, ограничивавший круглый двор диаметром 55 метров. Предполагается , что Екатерина 2 предложила так построить здание, чтобы внутри был круглый двор «для того, чтобы все дети, кто тут учатся будут, имели перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились.» [9, с. 150] Здание Двенадцати коллегий - центральный образец гражданской архитектуры первой трети 18-го века и одно из самых ранних сооружений на стрелке Васильевского острова. Оно предназначалось для высших органов государственного управления - Сената и коллегии, учрежденных Петром 1 взамен «приказов». Вначале Сенат и коллегии располагались на Петербургской стороне в мазанковом здании, построенном в проекту Доменико Трезини. В 1724 году, уже после начала строительных работ, состоялся первый в России архитектурный конкурс на разработку проекта здания «Двенадцати коллегий». В нем приняли участие такие архитекторы как: Доменико Трезини, Теодор Швертфегер, Бпрталомео Растрелли и другие. Здание двенадцати коллегий является одним из самых ранних сооружений на Васильевском острове, сохранившихся до наших дней. Зданий состоит из двенадцати корпусов. Здание состояло из расположенных по одной оси двухэтажных корпусов, имеющих самостоятельные крыши. Тот же композиционный приём лёг в основу решения каменного здания коллегий, заложенного в 1722 году. Сначала коллегий было 9-ть, но затем их число увеличили до 12-ти. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как Александр Данилович Меншиков, Гаврил Иванович Головкин, Фёдор Матвеевич Апраксин, Яков Фёдорович Долгорукий и другие. Важные государственные дела теперь решались коллегиально - вместе, на совещаниях с участием не только бояр, но и людей сословий. Первоначально Сенат и коллегии размещались в мазанковом здании, построенного по проекту Доменико Трезини. Затем Петр 1 поручил Доменико Трезини построить здания для органов упрапвления на Васильевском острове. Заключение Подводя итоги можно сказать, что цель данной работы была выполнена, так как были рассмотрены основные особенности развития архитектурного ансамбля Санкт- Петербурга 18 века. Для достижения этого были выполнены задачи данной работы: * Охарактеризовать архитектуру Санкт- Петербурга во время его строительства. * Проанализировать архитектурные стили. * Проанализировать особенности архитектурного стиля города. * Сравнить архитектуру города 18-го века с современной. Из всего выше перечисленного были сделаны выводы, что 18-ый век является начальным и практически основным этапом в развитии самог....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: