VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности работы учителя начальных классов по формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007244
Тема: Особенности работы учителя начальных классов по формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни
Содержание
МИНИСТЕРСТВО образования И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Социально-педагогический колледж



Курсовая работа



«Особенности работы учителя начальных классов по формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни»







Специальность  44.02.05  –   Коррекционная педагогика в начальном образовании                                                                      	                         (код)	                                              (наименование специальности)



 «Допустить к защите»

«___»__________________2016г.

                               			______         ______	      Головина Л.Е.

                                                                                             (подпись) 	      (дата) 		    (Ф.И.О.)

«Процент оригинального текста составляет ___ %»





Менеджер СПК МГППУ                   	          ______            Ипатова Н.А.

                                                                                                 (подпись) 	     (дата) 	           (Ф.И.О.)

Руководитель 				 ______      ______	    Головина Л.Е.

                                                                                                 (подпись) 	  (дата) 		     (Ф.И.О.)

Студент 					 ______      ______              Дунаева Е. И.

                                                                                                 (подпись) 	  (дата) 		     (Ф.И.О.)



Москва,2016



Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1 Особенности работы учителя начальных классов по формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни ………………………

Сущность понятий   "здоровье", "здоровый образ жизни" 

Основные факторы здоровья 

Особенности формирования у учеников начальной школы ценностного отношения к здоровью и культуры здорового образа жизни

Глава 2 Условия формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте

2.1. Основные направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

2.2. Диагностика уровня сформированности у младших школьников основ культуры здорового образа жизни

2.3. Разработка мероприятий по воспитанию здорового образа жизни

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………....

















Введение:

Актуальность темы объясняется ухудшением  здоровья  современных детей.  Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья, воспитание и развитие представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста.

Цель: Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего  здоровья у учащихся начальных классов.

Задачи: 1. определить понятие и сущность здорового образа жизни 2.Изучить научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по изучаемой проблеме; 3. изучить главные аспекты воспитания у ребенка осознанного ценностного отношения к своему здоровью; 4. определить самые эффективные   современные  формы  и  технологии  воспитательной  работы  по воспитанию и формированию здорового  образа  жизни; 5. провести диагностику сформированности у учащихся ценностного отношения к своему здоровью.

Объектом исследования  будет  являться усвоение основ здорового образа жизни и осознанного отношения к нему у учеников младших классов.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания  у детей основ культуры здорового образа жизни.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, беседа.

Здоровье человека – тема  достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. В сегодняшних условиях мы встречаемся  с сильным  общим ухудшением состояния здоровья детей, что  в свою очередь связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д. Стоит  отметить, что в  последние годы поступает много информации о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в детских садах, школах  на состояния здоровья учащихся. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни ребенка, в котором закладываются основные физические и психологические характеристики личности. Поэтому  очень беспокоит состояние здоровья младших  школьников, потому что именно   этот  период  характеризуется увеличением физической и психологической нагрузки. Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечивать школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, развить у него все нужные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить и дать возможность  использовать эти знания в повседневной жизни. Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. однако воспитание и развитее у учащихся начальных классов навыков здорового образа жизни остается актуальным до сих пор. Сегодняшние условия жизни запрашивают высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в высокой   степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности не только младших школьников но всех людей в целом. Здоровый образ жизни активно пропагандируется как в модных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека. Для взрослых людей, которые привыкли жить не обращая внимание на нормы здорового образа жизни, есть вариант выбрать либо свое здоровье и долгую жизнь, либо плохое здоровье и старость полную болезней. Если говорить о подрастающем поколении, нужно с делать акцент на том, что в последние годы, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни далеко не все принимают его нормы. Процесс формирования здорового образа жизни растущего поколения до недавнего времени ассоциировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессии и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагоприятных условий существования физическому воспитанию не удается справиться с стоящими задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла большая необходимость выделения самостоятельной области воспитания, которая носит название «формирование культуры здоровья учащихся». Не стоит забывать, что только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны и сохранения здоровья, которые впоследствии являются   важнейшим компонентом общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества. Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация учебного процесса способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих. Воспитание и развитие навыков  здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ. Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу.

































Глава 1 Особенности работы учителя начальных классов по формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни.

1.1.	Сущность понятий  «здоровье», «здоровый образ жизни»

Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди всецело представляют, что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в определенный этап жизни не наблюдается каких-либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, определяя при этом, что у него нет не только жалоб на болезни. Здоровье - это не только отсутствие болезни. Медицинская формула «практически здоров» подчёркивает нетождественность этих понятий. Специалисты спортивной медицины также не считают возможным ставить между ними знак равенства. По С.Б. Тихвинскому, существует несколько «градаций здоровья». Оно считают, что проверяемый человек может быть абсолютно здоровым, здоровым или почти здоровым. Абсолютно здоровых людей очень мало, но они есть. Абсолютно здоров тот, у кого все органы или системы осуществляют свою функцию в равновесии с окружающей средой и в них отсутствуют болезненные отклонения. В то же время В.М. Шубик и М.А. Левин считают, что здоровье - понятие весьма относительное: «при тщательной проверке у многих обнаруживаются незначительные, а иногда и более серьёзные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях». Действительно, хорошее самочувствие не всегда говорит о хорошем здоровье. Некоторые тяжёлые заболевания (туберкулёз, злокачественные новообразования) можно найти совершенно случайно при медицинских осмотрах на фоне вполне хорошего состояния организма человека. Объективными показателями здоровья служат данные стетоскопии, результаты клинических, физиологических, биохимических исследований. Диагноз «практически здоров» по мнению С.Б. Тихвинского, обозначает такое соотношение организма, при котором определенные патологические сдвиги никак не влияют на трудоспособность умения и навыки в определенной профессии. Также, существует понятие и «динамическое здоровье» которое характеризуется адаптационными возможностями организма. Вопрос об адаптационной возможности человеческого организма рассматривается в работе С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущёвой «Детская спортивная медицина»: «Основным компонентом механизма общей адаптации является мобилизация энергетических ресурсов, пластического резерва и всех защитных способностях организма». Логично было бы считать, что здоровыми могут являться только те люди, которые имеют хорошее динамическим здоровьем. Со времён Гиппократа и Авиценны предложено несколько десятков определения понятия «здоровье». Имеется и несколько определений, носящих официальный характер (Большая Советская Энциклопедия, устав ВОЗ). По определению БСЭ, «здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». И далее: «Здоровье человека определяется комплексом биологических и социальных факторов». Большая медицинская энциклопедия даёт сходное определение: «Здоровье - такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения... В понятие здоровья вкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки, поскольку существует понятие о степени здоровья... В понятие здоровья входит и социальная полноценность человека».

Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России было предложило более конкретное определение здоровья: «здоровье - отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды.

В медицинской энциклопедии различается здоровье населения и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей (рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни).

Вероятно, ни ото ни другое определение здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровья вынуждает рассматривать его по определённым компонентам, набор которых ещё нуждается в уточнении.

Помимо понятий «здоровье» и «болезнь» некоторыми учёными, такими как И.И. Брехшан, приводится понятие «третьего состояния». «Состояние человека, которое находится между здоровьем и болезнью, объединяет в себе и то и другое». Это так скажем называется «третьем состоянием». К людям, которые находятся в так называемом третьем состоянии, И.И. Брехшан относит людей, которые подверглись вредным химическим воздействиям; людей регулярно потребляющих алкоголь; людей нарушающих правила здорового и правильного питания, лиц с тенденциями к гипотонии и гипертонии и т.д. По мнению И.И. Брехшана, «больше половины всей популяции людей находится в третьем состоянии». Оно имеет ряд существенных отличий, как от здоровья, так и от болезней. Если последняя продолжается сутки, недели, месяцы и редко дольше, то третье состояние сохраняется годы, десятилетия и даже всю жизнь... В третьем состоянии «истоки всех болезней». Умение определить и упразднить третье состояние - одна из важнейших задач медицины.

Также, выделяется несколько других компонентов здоровья:        Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основа которого содержит биологическая программа индивидуального развития. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

 Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

  Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

     Существует большое количество определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.  По определению БСЭ (Большая Советская Энциклопедия), «здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, которое определяется комплексом биологических и социальных факторов».

      По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

     И поэтому, проблема здоровья также интересовала и многих педагогов. В.А. Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной целостности всех физических и духовных сил, и верхушкой этой гармонии является радость творчества”. Также В. А. Сухомлинский писал, что плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебе.  Одним из показателей плохого состояния здоровья является стресс ребенка.

Под «школьными стрессами» имеется в виду состояния психоэмоционального напряжения различной величины – от кратковременных, острых, до хронических, продолжающихся недели и месяцы.

Они скорополительно сопровождаются ощущением дискомфорта и характерны не только для учащихся, но и для педагогов, поскольку связаны с образовательным процессом.

Стресс может выражаться: нарушениях сна, и перепадах настроения, и низкой успеваемости на уроках, и даже навязчивые движения, покашливания, теребление пуговицы, щёлканье пальцами и так далее.

Причины стресса: как правило, это школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают осознавать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической проблемой и нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. И  не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный "возбудитель" стресса у школьников - учителя. Их боится и не воспринимает каждый десятый ребенок.

Причиной детского стресса в любом возрасте может также стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд в другой город, район и др; также на состояние младших школьников может повлиять конечно же смерть домашнего питомца, к которому именно у детей младшего школьного возраста всегда возникает большая и сильная привязанность. 

Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "школьная зрелость" и включает три составляющие:

 адаптацию физиологическую,· 

психологическую,

социальную, или личностную.

Все составляющие элементы тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них оказывают негативное или положительное влияние на успешность обучения, самочувствие и состояние здоровья первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Школьная зрелость

Под школьной зрелостью имеется в виду достижение ребенком особой ступени физического, психического и социального развития, которая позволяет ему без ущерба для здоровья, нормально справляться с учебой в школе.

Критерии психофизиологической зрелости: к семи годам у ребёнка должны быть сформированы структура и функции мозга, близкие по многим показателем к мозгу взрослого человека. Дальнейшее психофизиологическое развитие в школе ребенка связано с улучшением качества анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п.), совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте включает в себя:

развитие органов чувств;

овладение сенсорными эталонами (цвет, форма, размер, фактура),

усвоение способов изучения предметов (восприятие предмета в целом, выделение основных частей, мелких деталей и соотношений между ними, нахождение отличительных признаков).

Психологическая готовность к школьному обучению заключается не в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Предпосылка психологической готовности - наличие у ребенка выраженных познавательных интересов, а также умение в определенной степени "владеть собой".

Социальная, или нравственная, готовность – это сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п. В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить допустимый, достоверный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающей среде, в которой существует человечество.

Критерии установления школьной зрелости :

1) Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус).

2) Установление биологического возраста.

3) Проверка развития речи (пересказ).

4) Проведение дозированной работы ( 2 мин).

5) Психофизиологический тест Керна-Иррасека. 

      Еще одним из факторов влияющих на состояние здоровьяявляется утомляемость. Нерегулируемое накопившееся утомление ведет к переутомлению. Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы взаимопоказывающее истощение, приводят к возникновению неврозов. Одна из самых глобальных проблем – ограничение двигательной активности детей. Неподвижная намного сильнее утомляет, чем движения. Поэтому при организации процесса обучения следует избегать продолжительного  сидения за партой.

      Поэтому понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

     Естественно надо понимать, что человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество  факторов, приходящих из внешней среды, а также социальных. Ведь здоровье зависит лишь на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды(экологии),  и только на 10% - от деятельности системы здравоохранения.  Остальные 50%  зависят  от самого человека, от того образа жизни, которого он придерживается. Если на первые 50% здоровья, в процессе обучения младших школьников, повлиять невозможно, то другие 50% должны быть своевременно даны детям .    

     Одним из наиболее эффективных способов противодействия многим  факторам  является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ).

 К социальным принципам здорового образа жизни относятся:(Эстетичность нравственность; присутствие волевого начала; способность к самоограничению.

       Здоровый образ жизни  - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, помогающих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям внешней среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

       Современная стратегия образования обозначает культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базу всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Главной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, воспитания здорового образа жизни народа.

1.2.	Основные факторы здоровья

Человек - единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния: его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано самим им.

(Ф. Энгельс).

Здоровье человека, заболеваемость, течение и исход болезней (в частности вероятность возникновения хронических форм), продолжительность жизни, рабочий и творческий потенциал зависят от большого числа факторов, которые объединяются в триединый поток информации. Стадия «жестокости» этого потока зависит от социально-экономических условий жизни определённых характером общественной жизни. В условиях современной научно-технической революции эта «жёстокость» достигла прилично высокого уровня и приводит помимо прочего к определённой дезорганизации природных основ качественной жизни личности, кризис эмоциональности, основным проявлениями которого являются стресс, эмоциональная дисгармония, отчуждённость и незрелость чувств, ведущие к ухудшению состояния здоровья и заболеваниям. Младший школьный возраст считается одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в развитии полноценной личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются именно в  детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно развивать уровень здоровья ребенка и базисную составляющую физической культуры будущего взрослого человека.

Формирование здорового образа жизни требует создания в классном коллективе здоровьесберегающей образовательной среды.

Образовательная среда - это среда, состоящаяя из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования. Опираясь на определения образовательной среды, следует обговорить жизненно важные для школьника потребности.

Потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании, оптимальных параметров физических факторов среды в пирамиде потребностей, по А.Маслоу, занимают самую нижнюю ступень. Это биологические (физиологические) потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь.

Исходя из потребностей ребенка, можно выделить характеристики образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья: (общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.); технологии обучения; стиль взаимодействия участников образовательного процесса; двигательный режим учащихся; санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания; медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня; питание.

Образовательная среда учащегося - это все то, что его окружает в процессе обучения, все с чем он взаимодействует в данном процессе. Характеристику здоровьесберегающей образовательной среды детей младшего школьного возраста следует рассматривать как обеспечении организации образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается причинением вреда их здоровью и личности.

   Педагогическая задача состоит не в том, чтобы обрушить на ребенка поток информации, которая ему непонятна, она состоит в том, чтобы дать ребенку осмыслить составляющие элементы здорового образа жизни и его собственного здоровья. Так как, здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осмысленное, правильное поведение в различных ситуациях, поэтому главной задачей считает развитие у них способности самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44