- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003641 |
Тема: | Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов |
Содержание
Содержание Введение……………………………………………………………………..... 3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных учебных универсальных действий у учащихся начальных классов……………...………………………………................... 1.1 Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в психолого – педагогических исследованиях……………………………………………. 1.2 Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов…. 1.3 Роль использования образовательной робототехники в формировании познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности по технологии……………………………... Выводы по I главе…………………………………………………………… ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности по технологии…….. 2.1 Организация и методы исследования………………………………… 2.2 Рабочая программа по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности по технологии……………………………... 2.3 Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов……………………………………………………………….. Введение В последнее время российское образование стало переориентироваться с гуманитарного направления, на техническое. Это указывает на тот факт, что Российской Федерации необходимы научно - технические кадры, для того чтобы она могла быть конкурентоспособной на рынке ближайшего будущего. Главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, являются: 1) повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий (прежде всего отечественной фундаментальной науки, а также прикладных исследований и технологий, необходимых для обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, для систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства); 2) обеспечение инновационной привлекательности сегмента исследований и разработок с целью повышения доли негосударственного финансирования сегмента исследований и разработок в Российской Федерации и снижения доли государственного финансирования до значений, достигнутых в странах с развитым рынком интеллектуальной собственности; 3) создание конкурентоспособной на мировом уровне инновационной системы и активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере, в том числе за счет развития механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере; 4) обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации [МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минэкономразвития России) _____ 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3 ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА]. Для формирования научной части знаний технических кадров, в системе образования существуют такие предметы, как алгебра, геометрия, химия и т.д. Но для формирования технической части знаний существует не так много предметов, одним из которых является «технология». Между тем на изучение данного предмета отводится относительно немного учебных часов, и за время изучения технологии в школе достаточно сложно дать ученику полное представление о технической сфере нашей жизни, и тем более сформировать устойчивый интерес к техническим специальностям. Кроме того далеко не каждая школа обладает достаточным объемом материально-технических ресурсов для достижения целей технологической подготовки. Одним из вариантов решения данной проблемы является сетевое взаимодействие образовательных учреждений. В Челябинске, в 2015 году, был разработан проект «ТЕМП», одной из фокус-идей проекта также является развитие механизмов сетевого взаимодействия, что ещё раз подчеркивает актуальность нашего исследования. Однако на сегодняшний не накоплено достаточно опыта в этой сфере. Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью развития интереса у учащихся к техническим специальностям и недостаточной методической обеспечением реализации потенциала сетевого взаимодействия в развитии интереса в этой сфере. Данное противоречие позволяет выделить следующую проблему исследования: Каковы условия развития у обучающихся интереса к техническим специальностям в условиях сетевого взаимодействия. Исходя из выделенного противоречия и сформулированной проблемы нами была определена тема исследования : «Развитие интереса к техническим специальностям средствами технического творчества у обучаемых 6-х классов при изучении Технологии в условиях сетевого взаимодействия». Объект исследования: образовательный процесс по технологии, в рамках сетевого взаимодействия, направленный на развитие у учащихся 6-х классов интереса к техническим специальностям. Предмет исследования: процесс развития интереса у учащихся к техническим специальностям. Цель исследования: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития интереса к техническим специальностям средствами технического творчества у обучаемых 6-х классов при изучении Технологии в условиях сетевого взаимодействия. Гипотеза: Развитие интереса к техническим специальностям средствами технического творчества у обучаемых 6-х классов при изучении Технологии в условиях сетевого взаимодействия будет эффективно если: * Если во время реализации программ, участвующих в сетевом взаимодействии, каждый раздел будет начинаться с профориентационного занятия по теме раздела. * При разработке программ будет охвачено как можно большее количество технических сфер деятельности. * Программы рассчитаны на использование материалов не использующихся в предмете «Технология». В соответствии с целью работы и гипотезой нами были поставлены следующие задачи: * Изучить научную литературу по проблеме формирования профессионального интереса. * Проанализировать организационно-методические условия реализации программы в условиях сетевого взаимодействия. * Разработать … * Экспериментально проверить эффективность данной программы. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение литературных источников), практические (эксперимент, тестирование, опрос). Теоретическая значимость работы состоит в Глава 1 1.1 Теория развития интереса к техническим специальностям Во многих науках, таких как: философия, психология, социология, педагогика и многих других, рассматривали такое явление как интерес. В каждой науке трактовка понятия «интерес» звучит по-разному, но есть и общее в этих понятиях. Мы проанализировали понятие «интерес» взяв его с точки зрения философии, психологии и педагогики и сравнили их. В философии понятие интерес подразумевает под собой избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, ко всему тому, что ему необходимо и важно [Некрасова Н.А.,НекрасовС.И.,СадиковаО.Г.Н20 Тематический философский словарь: Учебноепособие.–М.:МГУ ПС (МИИТ), 2008. – 164 с. с123]; в психологическом словаре интерес это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане[Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с. с110]; в педагогике это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. С51]. Проанализировав понятие «интерес» с точки зрения разных наук, мы остановились на более подходящем нам понятии предложенным Петровским А.В.: интерес это эмоциональное проявление познавательных способностей человека по восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению с фактами. Для формирования интереса выделяют такие необходимые условия, как: • педагогически правильное использование дидактических принципов; • динамичность, разнообразие приемов и средств обучения, их направленность на развитие активности школьников; • организация систематической самостоятельной деятельности школьников в учебном процессе и во внеурочное время; • регулярный контроль и объективная оценка знаний, умений и навыков; • понимание учащимися важности, целесообразности усвоения учебной программы в целом и ее отдельных разделов; • оптимальное сочетание сложности учебной деятельности и уровня ее развития и знаний; • обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной атмосферы в процессе учебной деятельности. Принято различать уровни интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования: 1) низший ли элементарный уровень интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу; 2) средний уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению; 3) высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о совместных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, взаимоконтроля обучающихся и т.п. Интересы достаточно разнообразны, что дает возможность многим исследователям разделять их по видам, согласно своим критериям. Например, Ковалев В.И. предложил следующую классификацию: 1. По содержанию (направленности): а) материальный (с подвидами); б) общественно-политический; в) профессионально-трудовой; г) познавательный: учебный, специально научный; д) эстетический; е) читательский; ж) спортивный и другие. 2. Непосредственный, опосредствованный: а) непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе – овладению знаниями, процессу труда, творчеству; б) опосредствованный – интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам. 3. По уровню действенности: а) пассивный – созерцание; б) активный – действие. 4. По объему (характеризует структуру интересов личности): а) широкий – многим интересуется, глубоко разбирается; б) узкий – любознательность, нет постоянного увлечения. 5. По глубине: а) глубокий – стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией; б) поверхностный – легкомысленность в практике, верхоглядство в познании. 6. По устойчивости: а) устойчивый – развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания; б) неустойчивый – антипод первого, характерен взрослым и детям. В действительности данные виды очень часто переплетаются между собой [Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений// Психологический журнал. – 1984. - № 4. – С.3-13, с.4-6]. По отношению к учению, по мнению Зимней И.А., дифференцируются по другому. С её точки зрения интерес может быть: 1. широким; 2. планируемым; 3. результативным; 4. процессуально-содержательным; 5. учебно-познавательным, и высший уровень интереса 6. преобразующий интерес [Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2003, с.296-297]. По предметной направленности интересов и, связанными с ними сферами деятельности, выделяют следующие интересы: художественные, познавательные и другие, но нас интересует именно техническая направленность интересов. Именно интерес, направленный в техническую сферу деятельности, развивает у учащихся интерес к техническим специальностям. Единого определения «техническая специальность», на данный момент нет, но проанализировав многие источники, и изучив профессии, которые входят в эту область знаний, мы сформулировали определение данного понятия: «Технические специальности это специальности, которые задействованы в обслуживании, модернизации и создании новых технических систем». В последнее время, в связи с набирающим обороты научно техническим прогрессом, роль технических специальностей, в жизни современного общества неуклонно растет. И чтобы быстро адаптироваться, к стремительно растущим нуждам общества, современные специалисты обязаны обладать достаточно обширными знаниями в различных областях наук и уметь решать поставленные перед ними конкретные задачи. К людям, относящимся к техническим специальностям, в настоящее время выдвигаются достаточно большие требования, это стало результатом глубокого внедрения технологий в наше общество, которое не сможет дальше развиваться без высококвалифицированных специалистов. Это делает технические специальности основой современного общества. Хотя сейчас на первый взгляд, можно показаться, что современное общество держится в основном на коммерции и других подобных сферах, но это не является абсолютной правдой, потому что в первую очередь именно профессии технических специальностей являются основным двигателем научно-технического прогресса, и поэтому технические специальности становятся, более востребованы в последнее время. Развитие медицины, производства, экономики и многих других направлений, это все результат работы специалистов технической сферы. Большинство молодых людей идут на технические специальности в основном из-за финансовой составляющей, а именно зарплат, ведь хороший специалист сейчас очень дорого ценится, и каждый заинтересованный работодатель готов будет высоко оплачивать его труд. Несмотря на это престиж данных специальностей не так велик, ибо для того чтобы овладеть знаниями необходимыми для технических профессий необходимо ещё со школы развивать интерес у учащихся к техническим специальностям. Основными критериями, которые указывают на развитие интереса у учащегося к техническим специальностям это: 1. Наличие склонности к работе в технической сфере; 2. Развитое техническое мышление, которое развивается в процессе изучения технических специальностей и практического применения полученных знаний. И тут кроется главная проблема: современная система образования не может, в полной мере, развивать у учащихся интерес к техническим специальностям потому, что большинство школ не обладают необходимой методической и технической базой для этого. Программа по технологии не может в полной мере познакомить учащегося с технической сферой жизни и развить у него необходимые навыки, потому, что на нее отводится мало учебных часов. Также необходимо заметить, что программа довольно медленно развивается, и не может успевать за техническим прогрессом. Но совсем другая ситуация происходит в дополнительном образовании. Оно динамично развивается, большинство современных инструментов, оборудования и материалов задействовано в процессе обучения. Это происходит потому, что дополнительное образование достаточно гибко в плане составления учебных программ, единственное, что ограничивает педагога дополнительного образования при разработке программы, это его собственный уровень. Однако и здесь есть и свои минусы и это, само место которое занимает дополнительное образование в системе образования, оно не является обязательным к изучению, и поэтому учреждению дополнительного образования достаточно проблематично сохранять контингент учащихся. Это происходит по причине того, что дети, у которых плохо получаются первые изделия, или им не нравиться выполнять одни и те же операции от изделия к изделию, сразу бросают кружок, и остановить их практически невозможно. Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может стать сетевое взаимодействие образовательных организаций основного образования и дополнительным. 1.2 Сетевое взаимодействие как организационное условия достижения целей современного образования. Сетевое взаимодействие в образовании – это совместная деятельность образовательных организаций, направленная на повышение качества образовательной деятельности и заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационно-методических и кадровых ресурсов. [ТЕМП]. Это понятие для российской действительности достаточно новое, но как явление существует давно. В начале XX века пред советской республикой встал вопрос об эффективном использовании имеющихся ресурсов в образовании. Одним из решений стало развитие форм взаимодействия образовательных учреждений. Следствием этого стало рассмотрение и утверждение 12 мая 1919 года, на заседании коллегии Наркомпроса, проекта положения «О Первой опытной станции по народному образованию», который разработали и предложили сотрудники коллектива общества «Детский труд и отдых», по руководством известного русского педагога и ученого С.Т. Шатского. Согласно этому Положению данная станция объединяла в себе несколько десятков образовательных учреждений Москвы и Калужской губернии. Сюда входили детские сады, школы для детей и взрослых, детские клубы, площадки, трудовые детские колонии, народные дома, избы-читальни курсы по подготовке учителей, педагогический техникум. Другими словами, все ресурсы, опыт и потенциал этих учреждений был объединён в единую сеть деятельность корой была направлена на достижение обжей цели. Первая опытная станция исследовала вопрос «об организации системы учреждений, осуществляющих в определённом взаимодействии работу по народному образованию, социальному воспитанию в условиях городской и деревенской действительности». Успешно проработав более десяти лет, станция была расформирована. Далее уже в 90-е годы, когда идеи сетевого взаимодействия в образовании вновь становятся актуальными, произошла работа по переработке, структурированию, осмыслению и теоретическому обоснованию этого процесса в педагогике. Таким образом, социолог М.М. Чучкевич, проводя свои исследования в этой области, дал определение и выделил основные характеристики сетевой организации, которые в полной мере можно отнести и к образовательной области. В качестве сетевой организации М.М. Чучкевич понимает "объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру" [Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. - М., Институт социологии РАН, 1999. - с. 24 - 32]. К основным, ученый относит следующие характеристики: - независимость членов сети; - множественность лидеров; - объединяющая цель; - добровольность связей; - множественность уровней взаимодействия. В это же время начали создаваться новые сети между образовательными организациями, первые для современного этапа исторического развития России, организаторами создания которых выступали В.Ф. Матвеев, С.Л. Соловейчик и А.И. Адамский. Иными словами, к концу ХХ века в российском образовании уже имелись не только теоретические, но и практические предпосылки создания и развития сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений в российском образовании. Новый импульс к развитию сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений дала утвержденная Правительством РФ в 2002 году Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.//Электронный ресурс. www.bestpravo.ru/rossijskojt/vrgosudarstvo/t5n.htm от 08.01.2014]., в которой выделили две основные модели организации учебного процесса: - модель внутришкольной профилизации; - модель сетевой организации. Для реализации второй модели были, в свою очередь, предложены два варианта: - ресурсный центр, предполагающий объединение нескольких школ вокруг одного наиболее сильного образовательного учреждения; - кооперация, или объединение образовательных ресурсов различных учреждений. Таким образом, при создании сетевого взаимодействия образовательные организации обменивались следующими ресурсами: * Материальными (рабочие площади, оборудование); * Интеллектуальными; * Научно-методическими; * Кадровыми. Однако, главной проблемой тормозящей развитие сетевого взаимодействия, являлось отсутствие законодательной базы для взаимодействия общеобразовательных учреждений. Отсутствие на тот период в Законе РФ "Об образовании" положения о совместной реализации учебного процесса несколькими образовательными учреждениями в значительной мере тормозило процесс. Вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" в статье 15 рассмотрел сетевую форму реализации образовательных программ. Таким образом, появилась возможность реализации образовательной программы при помощи нескольких образовательных организаций, с использованием образовательных ресурсов нескольких образовательных учреждений. Этот шаг дал школам возможность для начала выстраивания сетевых взаимоотношений. Аудиторией стали не только старшеклассники, профильного обучения, но и все остальные классы которые учились по новым Федеральным образовательным стандартам. Появление разнообразных моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений, типов кооперации свидетельствуют о необходимости сотрудничества различных сфер образования, развития такого сотрудничества, наполнения его новым содержанием, а также новых моделей и механизмов управления этими процессами. Ещё одним импульсом, для развития сетевого взаимодействия между образовательными организациями, стал разработанный в Челябинской области проект ТЕМП. Заказчиком данного проекта был координационный совет по вопросам реализации Концепции образовательного проекта «ТЕМП: масштаб – город Челябинск» при Комитете по делам образования города Челябинска. Одной из фокус-идей данного проекта является развитие механизмов сетевого взаимодействия как инструмента организации всестороннего партнерства субъектов и участников образовательных отношений в аспекте популяризации естественно-математического, технологического образования; повышения престижа инженерных и рабочих профессий.[темп] Благодаря этому проекту в городе Челябинске был запущен масштабный проект организованный Дворцом пионеров и школьников имени Н.К. Крупской, и называется он «Интеграция общего и дополнительного образования в рамках ФГОС». Данный проект направлен на создание сетевого пространства для всестороннего развития личности учащегося. Партнерами данного проекта являются следующие организации: МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска», МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска», МАОУ «СОШ № 30 г. Челябинска», МАОУ «СОШ № 147 г. Челябинска», МАОУ «СОШ № 153 г. Челябинска», МАОУ «СОШ № 41 г. Челябинска». В проекте, на данный момент реализуется 32 образовательные программы, по 5 различным направлениям: краеведческой, музыкальной, хореографической, прикладной, технической и другим направлениям, и задействовано 24 педагога дворца, разных квалификационных категорий. В проекте принимают участие учащиеся с 1 по 10 классы, которые могут за время своего обучения в школе сменить несколько программ, что позволяет учащимся познакомиться с огромным спектром деятельности. Такое взаимодействие позволяет реализовать огромный спектр приемов, для развития интереса к техническим специальностям. 1.3 Условия развития …. Проанализировав различные методы формирования интереса и соотнеся их с условиями реализации программ в рамках сетевого взаимодействия, ми выделили ряд условий, которые, на наш взгляд, будут способствовать развитию интереса к техническим специальностям. Одним из компонентов, выбранных нами, для развития интереса к техническим специальностям, стало использование профориентационного занятия, в начале нового раздела. Это позволяет вызвать у учащихся эмоциональный подъем, что в свою очередь, мотивирует учащихся полностью включиться в работу. Это происходит потому, что эмоция это самый сильный внутренний мотив, она позволяет человеку, обладая небольшим количество информации, принять решение, которое будет началом для познавательной деятельности. Связь эмоций с познавательной деятельностью, в психологии, является важным аспектом. Еще Л. С. Выготский выявлял эту связь и писал: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления». [Ольшевская, О. Роль и значение эмоций [Текст] / О. Ольшевская.- М., : 1968.- 217с С. 95 ]. С.Л. Рубинштейн, считал, что эмоции поддерживают динамическую сторону познавательных функций, тонус, темп деятельности, ее "настроенность" на тот или иной уровень активации, так же обращал внимание на то, что действие эмоций может быть как стеническим (усиливающим), так и астеническим(понижающим). Сознательная интеллектуальная деятельность понижает эмоциональный подъем, и придает направленность и осознанность работы, а в случаях аффектов, проявляется сверхэмоциональность, и в таких случаях нарушается избирательность и направленность действий, что приводит к непредсказуемости поведения. [Симонов, П.В. Что такое эмоция? [Текст] / П.В. Симонов - М., : 1962.-375с С.460]. Оценка и побуждение к действию является важной функцией эмоций, что по мнению В. К. Вилюнса обосновывает невозможность существования эмоций без познавательных процессов. [ Вилюнас, В.К. Психология эмоций[Текст] /В. К. Вилюнс- Питер., : 2006.- 63с., С.82]. Существует ряд фактов, которые подтверждают связь эмоций с познавательной деятельностью, например многие ученые считают, что познавательные процессы всегда сопровождаются эмоциональным переживанием, а так же темп, скорость, продуктивность познавательных процессов оказывает влияние на переживаемые эмоции. Следовательно, мы можем с уверенностью указывать на взаимосвязь эмоций и познавательных процессов, таких как мышление, память, воображение. Также мы выделили следующий компонент, развития интереса к техническим специальностям: наличие в программе как можно большего количества сфер деятельности. Этот фактор важен из-за психологии данного возраста учащихся. Шестой класс характеризуется тем, что именно в подростковом возрасте расширяется понятие «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных изменений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. Включение в программу как можно большего количества сфер деятельности позволяет учащимся, познакомится с профессиями, которые задействованы в этих сферах, а также получить начальные знания и умения необходимые, в будущем, для овладения ими. И последний компонент, который мы выделили, это использование, при реализации программы, материалов, которые не используются на уроках технологии. Обычно при реализации предмета технологии, используется довольно скудный спектр материалов, который в большинстве случаев сводится к дереву и металлу. Но в современное время в технике используется огромный спектр материалов, которые призваны решать довольно большой диапазон задач. Такое положение дел приводит к тому, что учащиеся попросту не знают о большинстве материалов используемых в современное время и, следовательно, не имеют навыков по обработке и использованию их. Этот момент, как ни как помогает исправить сетевое взаимодействие, потому что одним из плюсов данного взаимодействия является обеднение как баз образовательных организаций, на которых проходит реализация программ, так и ресурсов, которые используют в процессе реализации. Это позволяет расширить спектр используемых материалов, а, следовательно, и количества охватываемых профессий, которые используют данные материалы. Вывод к главе 1. Глава 2 2.1 Исследование проводилось в период с сентября 2016 года до апреля 2017 года, в связи со спецификой, исследование проводилось на базах двух образовательных учреждений: МАУДО «ДПШ» и МАОУ «СОШ №147 г. Челябинска». В исследовании принимали участие учащиеся 6 классов. Общее количество участников эксперимента 40 человек. Исследование проводилось в три этапа: * констатирующий этап; * формирующий этап; * контрольный этап. На констатирующем этапе была подготовлена база эксперимента, созданы экспериментальная и контрольная группы, проведен контрольный срез. На этом этапе была собрана и проанализирована информация по теме исследования, на основе анализа информации была разработана, совместно с учителем технологии МАОУ «СОШ №147 г. Челябинска», программа, которая предполагала использование ресурсов обеих организаций. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В экспериментальную группу вошли 20 учеников из параллели 6 классов, которые записались на занятия по нашей программе, а в контрольную вошли 20 учащихся, которые небыли записаны на наши занятия. Для проверки уровня интереса к техническим специальностям, нами был выбран Дифференциально-диагностический опросник Климова (приложение 1), также для подкрепления результатов опросника Климова мы использовали Тест Беннета на техническое мышление (приложение 2). Результаты контрольного среза представлены ниже. Контрольная группа: Экспериментальная группа Результаты контрольного среза показывают, что количество учащихся с интересом к специальностям человек-техника, в обеих группах мало: в контрольной группе 2 человек, что составляет 10%, а в экспериментальной группе 1 человек, что составляет 5 процентов. Это указывает на то, что до начала эксперимента, в обеих группа наблюдается малое количество учащихся с интересами к техническим специальностям. 2.2 Формирующий этап экспериментальной работы был направлен на развитие интереса к техническим специальностям средствами технического творчества у обучаемых 6-х классов при изучении Технологии в условиях сетевого взаимодействия. Работа проводилась в течение 2016-2017 учебного года, при разработке содержания формирующего этапа экспериментальной работы нами были выделены следующие компоненты развития интереса к техническим специальностям у учащихся: * Использование профориентационных занятий в начале изучения каждого нового раздела программы. * При разработке программы было охвачено как можно большее количество технических сфер деятельности. * Программа рассчитана на использование материалов, не использующихся в предмете «Технология». Целью профориенационных занятий было создание эмоционально-положительного образа профессий, технической направленности, на знакомство с которым был направлен раздел модуля программы. В профориентационное занятие входила беседа, презентация включающая в себя историю становления и развития профессии, а также небольшая практическая работа с заранее подготовленным конструктором. Беседа была необходима для выяснения уровня знаний учащихся о данной области технических специальностей, а также для подготовки учащихся к дальнейшей работе. Презентация включала в себя краткую историю создания и развития профессий по выбранному разделу модуля, а также истории наиболее значимых личностей, которые внесли огромный вклад в развитие данного направления. Эта часть занятия позволяла нам вызвать у учащихся положительный эмоциональный подъем и показать учащимся роль данного направления в современной истории. И заключительным этапом профориентационного занятия была сборка простейшего изделия, из заранее подготовленного набора деталей. Модель представляла собой модель планера или шкатулки из фанеры, которую можно быстро собрать и подготовить к использованию. Включение в реализацию программы материалы, которые не используются на занятиях по технологии, и захват как можно большего количества профессий технической направленности, определило особенность разработанной нами программы. Для этого были разработаны два модуля программы продолжительность по 29 академических часов, также в реализацию программы были включены сразу два педагога. Такая особенность программы позволяла использовать ресурсы двух образовательных организаций более эффективно, а вовлечение двух педагогов, разной направленности, позволило увеличить количество тем в, каждом модуле, без снижения качества преподаваемого материала. Стандартная программа по технологии подразумевает использование в основном металла и дерева, что делает её, в лице современных школьников, морально устаревшей. Современный рынок предлагает большой ассортимент конструкционных материалов, о которых ученики, в большинстве случаев, и понятия не имеют. Некоторые из этих материалов дорогие и их использование, в реалиях современной школы, невозможно, другие более доступны, но методы их использования, на современных уроках технологии, достаточно скудны. Именно поэтому наша программа построена на сетевом взаимодействии. Она опирается на навыки полученные учениками в 5 классе, но использует больший ассортимент материалов, и методы их использования в образовательном процессе. Это делает занятия, по данной программе, более увлекательными и интересными, для современного ученика, и соответственно позволяет, познакомить их с теми специальностями, которые их используют. Все эти компоненты позволяют продуктивно развивать интерес к техническим специальностям у учащихся. 2.3 После окончания первого модуля был проведен промежуточный срез на склонность к специальностям определенных типов. Результаты промежуточного среза дали, следующие результаты: ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: