- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности психофизиологической и социальной адаптации подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004212 |
Тема: | Особенности психофизиологической и социальной адаптации подростков |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» Институт биологии, экологии и природных ресурсов Кафедра физиологии человека и психофизиологии Ромчанова Татьяна Алексеевна Особенности психофизиологической и социальной адаптации подростков с учетом индивидуально-типологических особенностей Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) по направлению подготовки 06.04.01 «Биология» направленность (профиль) подготовки «Физиология человека и животных» Научный руководитель: д.б.н., профессор, зав. кафедрой А. И. Федоров Работа защищена с оценкой: ____________________________________ протокол ГЭК №_____ от «_____» ______________ 20___ г. Секретарь ГЭК: _________________ подпись ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Ускорение темпа современной жизни, социально-экономическая напряженность в обществе, урбанизация и научно-технический прогресс во многом определяют увеличение числа стрессорных воздействий и рост психогенных и психосоматических расстройств [12]. Отмечается, что у учащихся средних школ и лицеев достаточно высокий уровень тревожности, проявлением которого является неустойчивость эмоциональной сферы и, как следствие, возникновение аффективных, деструктивных реакций, сопровождающиеся проявлениями агрессивности и враждебности. Одной из наиболее острых проблем является повышенная агрессивность подростков, рост которой вызван рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни, кризис семейного воспитания, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, увеличение доли патологических родов [3]. Во многом причины агрессивности и враждебности можно связать и с нарушением адаптации индивида к условиям окружающей среды, к нарушению взаимодействия экзогенных и эндогенных факторов в критические периоды онтогенетического развития. Как известно подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, который характеризуется напряжением адаптационных механизмов, связанным с интенсивными физиологическими изменениями и специфическим психологическим содержанием этого периода [1]. Специальных исследований, посвященных изучению психофизиологических механизмов формирования агрессивного поведения у подростков, явно недостаточно, а имеющиеся данные зачастую противоречивы [10], в связи с чем, особую актуальность приобретает изучение особенностей проявления агрессивности и враждебности в рамках формирования механизмов поведения подростков с учетом индивидуальных нейродинамических и типологических особенностей. В связи с имеющимися в научной литературе данными о росте возникновения дезадаптивных отклонений в психическом развитии и личностном становлении в период возрастных кризисов особую значимость проблема социально-психологической адаптации школьников [8]. Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа нейродинамических и типологических особенностей, социально-психологической адаптации подростков с учетом уровня проявления агрессивности и враждебности. Исходя из поставленной цели, необходимо выделить следующие задачи исследования: 1. Выявить особенности нейродинамических показателей младших и старших подростков с учетом различного уровня агрессивности и враждебности. 2. Изучить взаимосвязь социально-психологической адаптации и дезадаптации с проявлением агрессивного и враждебного поведения у обучающихся основной школы. 3. Оценить характер приспособительных реакций организма по показателям вегетативной регуляции сердечного ритма подростков с различной выраженностью агрессивности и враждебности. 4. Выявить специфику психофизиологической адаптации подростков с учетом индивидуально-типологических, социальных особенностей, а также степени выраженности агрессивности и враждебности. ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 Общие методологические подходы к проблеме адаптации Сущность человека и его психофизиологические свойства, формировавшиеся в течение многих веков, не могут изменяться с такой же быстротой и такими же темпами, как технологические условия производства, техника, природа и социальные отношения. Несоответствие между этими процессами ведет к возникновению сложных и противоречивых взаимоотношений биологической природы человека с окружающей средой. Любой процесс взаимодействия человека со средой следует изучать с трёх позиций: физиологической, индивидуально-психологической и социально-психологической, которые настолько тесно переплетаются между собой, что попытка рассмотреть только одну сторону, одну позицию может привести к ошибочным заключениям, и тогда будет необходим дополнительный анализ возможного влияния других, свойственных только человеку особенностей (Э.М. Казин и др., 2011). Центральной и одной из наиболее важных задач физиологии является выявление общих и частных изменений в организме при изменении свойств внешней среды. В зависимости от характера действующих эндогенных и экзогенных факторов ответные реакции живого организма будут различны, но в целом они объединяются в один класс явлений, обозначаемый процессом приспособления – адаптации. Выраженность, форма реакции, набор вовлеченных в неё механизмов и, что самое главное, динамика оценки целей адаптационного процесса отражают взаимодействие двух глобальных механизмов: физиологического, обеспечивающего постоянство внутренней среды, и психологического, который направлен на минимизацию физиологических реакций при действии стрессового фактора и обеспечение возможности трудовой и социальной активности. Это взаимодействие и тот вклад в общую картину адаптации, который вносят физиологический и психологический компоненты, определяются соотношением двух целей адаптации: сохранности гомеостаза и выполнения задач деятельности (В.И. Медведев, 1982). Современная наука располагает несколькими аспектами рассмотрения явления адаптации. В широком смысле слова адаптацию следует понимать, как особое свойство объекта, направленное на сохранение его целостности вследствие произошедших изменений в окружающей среде [5]. На философском уровне понятие адаптации рассматривается как процесс активного взаимодействия саморазвивающейся и самоуправляемой системы (организм, популяция и т.п.) со средой в направлении повышения устойчивости путей развития этой системы в определенных условиях среды [9, с. 131]. Необходимо отметить, что на уровне социально-психологического анализа адаптация выступает как приспособление личности к новым группам (культурным, профессиональным, этническим и др.), в то время, как на уровне педагогического и психолого-педагогического анализа процесс адаптации связан в основном с включением субъекта в новую учебно-воспитательную ситуацию и служит показателем успешности обучения [21, с. 75]. Таким образом, в зависимости от акцента на определенную сторону явления адаптации, в науке выделяют несколько трактовок данного термина. Адаптация рассматривается как: - процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства); - состояние динамического равновесия между средой и организмом; - результат оптимального взаимодействия организма и среды [6]. Впервые понятие «адаптация» было использовано физиологом Г. Аубертом в 1865 году и стало употребляться в медицинской и психологической литературе, где означало первоначально изменение восприимчивости органов чувств к действию раздражителей [2]. Согласно теориям, таких ученых, как И. М. Сеченов и И. П. Павлов, адаптацию следует рассматривать как меру единства противоположных процессов, происходящих с организмом в изменяющихся условиях, а также результат и средство разрешения внутренних и внешних противоречий [7]. С точки зрения А. В. Мудрика, адаптация – это устойчивая модель поведения в определенных условиях и ситуациях [3]. Акцентируя внимание на принадлежность человека к биосоциальному, следует рассмотреть еще одну сторону «адаптации», а именно её социальную обусловленность. Так, А. Г. Мороз определяет социальную адаптацию как «многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения личности и среды» [4]. Разнообразие взглядов на феномен адаптации представлено и в зарубежных исследованиях. Так, Т. Парсонс определяет адаптацию как процесс понимания и осуществления ролей в социуме, Г. Селье – способ выхода ситуации стресса. В научной литературе отсутствует единство в трактовке вопроса о видах и формах адаптации. При всём многообразии классификаций моделей адаптации, условно выделяют следующие виды: * физиологическая адаптация (взаимодействие различных систем организма); * биологическая адаптация (изменения в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий); * психологическая адаптация (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний); * социально-психологическая адаптация (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе) [12, с. 66-67]. Изучение феномена адаптации как физиологического механизма началось в начале XX века благодаря работам И.П.Павлова, Н.Е.Введенского, А.А.Ухтомского, В.М.Бехтерева. Значительный вклад в развитие современной теории адаптации внесли работы ряда отечественных и зарубежных ученых, в том числе Г.Селье (1960), А.П. Авцина (1974) П.К.Анохина (1973; 1975; 1979), Р.М.Баевского (1979; 1984), Н.Н.Василевского (1979), А.Д.Слонима, Ф.З.Меерсона (1981; 1986), В.П.Казначеева (1986), В.И.Медведева (1984; 1998) и других. Более глубокие психолого-физиологические подходы к формированию приспособительных реакций опираются на специфику и широту адаптивных перестроек, норму адаптации базовых механизмов жизнеобеспечения, на механизмы обеспечения основного обмена и постоянства внутренней среды организма (Л. Х. Гаркави и др., 1990); активного взаимодействия с окружающей средой с участием опорно-двигательной системы, висцеральных органов, вегетативной и центральной нервной системы (А. И. Воложин, Ю. К. Субботин, 1998; Н. Я. Прокопьев и др., 2003).. Психоэмоциональная напряженность на фоне снижения двигательной активности и нерационального питания в сочетании с вредными привычками усилили дисбаланс во взаимоотношениях человека с природой. Урбанизация, рост темпа жизни, интенсификация психической деятельности в результате «информационного взрыва», увеличение эмоциональных нагрузок, монотонность, социальная изоляция, неумение регулировать напряжение и расслабление организма поднимают вопрос о восстановлении связей человека с природой. Загрязнение окружающей среды (воздух, вода, пища) требует от организма постоянных усилий по приспособлению к повреждающим воздействиям. Социально-бытовая обстановка, особенно в нашей стране, создает длительный, постоянный психоэмоциональный стресс у подавляющего большинства людей, что в целом отражается на состоянии здоровья населения: приводит к росту заболеваемости, к уменьшению приспособительных возможностей человека к окружающим условиям и, в конечном итоге, - к снижению выживаемости человека как биологического вида (Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, 2000). Четверть века назад А.П. Авцын (1974) предложил термин «цена адаптации», который, по существу, отражает результат взаимодействия организма с окружающей средой с точки зрения теории адаптации. Если «цена адаптации» слишком высока и превышает функциональные резервы организма, то возникает дезадаптация (срыв адаптации) или, по представлениям традиционной медицины, болезнь. Знание фундаментальных закономерностей теории адаптации является необходимым для сохранения здоровья индивида в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды, поскольку резервные возможности организма должны быть достаточны для того, чтобы поддерживать основные жизненно важные константы в нормальных пределах (W.B.Cannon,1932, К.Бернар, 1866; В.П. Петленко, 1968, 1982; И.В. Давыдовский, 1971; В.П.Петленко, Г.И. Царегородцев, 1979; П.Б.Славин, 1983; Д.С. Саркисов, 1987; Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 2000). При анализе показателей адаптации следует обратить внимание на её зависимость как от экзогенных (внешних) так и эндогенных (внутренних) факторов (В.П. Казначеев,1980; Р.М. Баевский, 1998). Экзогенные факторы в значительной степени регулируются человеческим обществом, сюда входят социальные факторы (воспитание, обучение, быт, работа), которые в основном являются определяющими в формировании образа жизни (Э.М.Казин и др., 2000). К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, следует отнести: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характер атмосферы, водный компонент, физические, химические и механические характеристики поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений и другие. Большая часть эндогенных факторов не определяется человеком, его волей: пол, возраст, этническая принадлежность, наследственность с конституциональными особенностями, строение и формирование отдельных органов и систем, их взаимодействие, возрастные и индивидуальные особенности обменных процессов, индивидуальные особенности типа нервной системы, индивидуальный генофонд (Г.Л.Апанасенко, 1995; 1996). Адаптация к новым условиям среды может происходить за счет включения организмом древних элементов (программ), не использовавшихся на протяжении многих предшествующих поколений (Л.А.Орбели, 1949). Заметным научным явлением стало обобщение представлений о закономерностях структурно-функционального обеспечения компенсаторно-приспособительных реакций организма в рамках двух основных концепций (Ф.З.Меерсон, 1981; Д.С.Саркисов, 1977; В.А.Шидловский, 1982). Первая концепция – "принцип структурно-функционального единства, смысл которого заключается в том, что любое функциональное изменение обязательно сопряжено с морфологическим (субъективно недомогание ощущается лишь тогда, когда структурно-функциональные изменения уже весьма значительны, и, в принципе, могут быть обнаружены тонкими методами при сколь угодно малой величине патогенного агента). Вторая концепция – наличие в организме большого, «глубоко эшелонированного» запаса приспособительных возможностей. Эти возможности могут осуществляться несколькими путями: в первую очередь, они могут быть реализованы за счет мобилизации – мгновенного увеличения функциональной мощности органа или какого-либо другого элемента системы от уровня покоя до некоторого потребного уровня за счет имеющихся в наличии резервов (например, при интенсивной мышечной деятельности несколько раз увеличиваются легочная вентиляция и минутный объем крови); в качестве этих элементов могут выступать клетки, их органеллы, макромолекулы и гены. Во-вторых, адаптация может происходить за счет мультипликации (гиперплазии) элементов, к которым предъявляется повышенная функциональная потребность. В-третьих, приспособительные возможности могут осуществляться за счет компенсации – использования запасных путей реализации одной и той же функции, причем тем большего их количества, чем эта функция более важна, например, на один гормон, обусловливающий понижение уровня сахара в крови (инсулин), приходятся семь гормонов, обусловливающих его повышение, так как для организма гораздо более критичным (болезненным) является понижение уровня сахара в крови, нежели его повышение. В-четвертых, приспособительные возможности организма реализуются за счет жертвы в экстремальных ситуациях не жизненно важными функциями ради выживания целого организма (И.П.Павлов, 1949). По мере усиления патогенности воздействия наблюдается прогрессивная мобилизация компенсаторных механизмов (А.Я.Чернух, 1966; В.П.Петленко, 1982; А.Н. Меделяковский, 1987). Изучение оптимальности или эффективности деятельности в свою очередь тесно взаимосвязано с принципом уравновешенности резервов функциональных мощностей целостного организма, поскольку только на этой основе возможна интегральная оценка уменьшения резервов при нагрузках и "одновременное" их исчерпание при перегрузках (В.И.Медведев, 1982). Интегральным критерием адаптации человека и его здоровья считаются функциональные резервы организма, которые могут быть выделены на разных уровнях – от клетки до сложноорганизованных функциональных систем (А.А. Айдарлиев, 1986; Р.М. Баевский,1979). Увеличение резервных возможностей организма базируется на согласованности в интересах целостного организма реакций отдельных органов и систем, и мобилизация физиологических резервов является реакцией высокой биологической значимости. В свою очередь, резервные возможности и степень их компенсированности зависят от состояния механизмов регуляции, их совершенства, что имеет значение в процессах адаптации в бытовых, экологических и производственных условиях (Э.М. Казин и др., 2000). Функциональные (физиологические) резервы отражают приобретенную в ходе эволюции способность организма нести повышенную, по сравнению с обычной функцией, нагрузку (Г.Л.Апанасенко,2000). Расходование функциональных резервов происходит в интересах поддержания необходимого уровня функционирования основных систем организма, которые играют ведущую роль в сохранении постоянства внутренней среды организма, в обеспечении гомеостаза. В неадекватных условиях организм вынужден адаптироваться, приспосабливаться к окружающей среде путем изменения уровней функционирования отдельных систем, что требует расходования функциональных резервов. Благодаря деятельности регуляторных механизмов происходит перестройка внутренней среды в соответствии с внешними условиями. При этом из-за нелинейного характера гомеостатических кривых существуют лишь ограниченные области внешних условий, где возможно сохранение гомеостаза (В.Н.Новосельцев, 1978). Необходимость приспособления к изменяющимся условиям внешней среды и поддержания гомеостаза требует определенного напряжения регуляторных механизмов (Р.М.Баевский, 1979). Чем выше функциональные резервы, тем ниже степень напряжения этих механизмов, необходимая для адаптации к условиям внешней среды, для поддержания гомеостаза. Данное положение вытекает из понимания функциональных резервов как потенциальной способности тех или иных функциональных систем увеличить интенсивность своей работы, а не как физического наличия резервных запасов. Функциональный резерв складывается из информационного, энергетического и метаболического комплексов, которые взаимосвязаны в единой приспособительной реакции, поэтому нельзя говорить о функциональном резерве организма или отдельных его систем, рассматривая только один из компонентов (Н.А.Агаджанян и др., 2000). Ф.З.Меерсон (1973) пишет: «Основой увеличения функциональных возможностей системы, ответственной за адаптацию, является изменение соотношения клеточных структур, развивающихся в процессе формирования системного структурного следа – избирательное увеличение массы и мощности структур, ответственных за управление, ионный транспорт, энергообеспечение. Именно благодаря этому растет мощность доминирующих систем, обеспечивается переход от оперативной, срочной адаптации к долговременной, снижается стресс-синдром, с которым связано неспецифическое увеличение напряжения адаптационных механизмов". В зависимости от степени тренированности и подготовленности организма мощность этих ресурсов при действии тех или иных факторов может быть достаточной или недостаточной для уравновешивания организма со средой, для сохранения гомеостаза основных жизненно важных систем». Как известно, именно недостаток энергетических ресурсов является на уровне клетки пусковым механизмом долговременной адаптации (Ф.З.Меерсон, 1981, 1983). Благодаря этому механизму происходит активизация синтеза белков и нуклеиновых кислот, возрастание мощности митохондриального аппарата клеток за счет формирования соответствующих структурных перестроек (формирование системного "структурного следа"). Переход от срочной адаптации к долговременной означает значительное увеличение функциональных резервов организма, и особенно тех систем, которые ответственны за адаптацию: показано в частности, что при воздействии физических нагрузок, гипоксии, температурных факторов важнейшую роль играют резервные адаптационные возможности кардиореспираторной системы. Необходимые уровни минутного объема дыхания и кровообращения, скорости кровотока, артериального давления обеспечиваются только в случае наличия соответствующего функционального резерва. Если необходимые информационные, энергетические, метаболические ресурсы отсутствуют, то возникает функциональная недостаточность организма, которая проявляется в виде патологических синдромов или заболеваний (В.В.Парин, Р.М. Баевский,1970; Ф.З. Меерсон, 1986; Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский и др., 2000; П.К.Анохин, 1975; С.Б.Пономарев и др., 2000; Д.Д.Панков, 2002; О.Н.Московченко, 2002; Э.М. Казин, 2003). Процесс расходования оперативных и стратегических функциональных резервов зависит от активности нейроэндокринных регуляторных механизмов включающих центральные и автономные регуляторные звенья (В.И. Медведев, 1984). Оперативные резервы мобилизуются и расходуются автономными регуляторными механизмами, а стратегические – центральными (Р. М. Баевский, 1998). Любое воздействие среды на организм вызывает прежде всего стресс-реакцию, которая выражается увеличением уровня функционирования определенных систем организма (например, при физической нагрузке систем кровообращения и дыхания), одновременно включаются регуляторные системы, которые мобилизуют функциональные резервы. Контролируя уровень функционирования (обратная связь) и управления им (прямая связь), регуляторные системы так регулируют расходование функционального резерва, чтобы обеспечить гомеостатический режим взаимодействия систем, участвующих в реакции на воздействующий фактор. Если автономные (симпато-парасимпатические) механизмы не обеспечивают поддержания необходимого уровня функционирования отдельных систем, мобилизация стратегических резервов осуществляется центральными нейрогормональными регуляторными механизмами. Важно отметить способность центральных механизмов регуляции обеспечивать реакции компенсации, то есть при недостатке функциональных резервов одной из систем активизировать расход функциональных резервов другой, связанной с ней системы, что позволяет получить необходимый конечный результат различными путями. В этом плане полезным является представление об эффекторном интеграле, объясняющее мультипараметрический характер гомеостаза (В. Н. Новосельцев, 1978). Р. М. Баевским (1979) предложена классификация результатов адаптивного поведения биосистемы, а также классификация состояний в системе "норма – переходное состояние – патология". Показано, что переходное состояние реализуется через следующие фазы: 1) минимальное напряжение регуляторных механизмов (полная или частичная адаптация); 2) состояние напряжения с повышением активности симпатоадреналовой системы и других адаптивных систем (такое приспособление может быть только кратковременным); 3) состояние перенапряжения с недостаточностью компенсаторно-приспособительных механизмов; 4) срыв адаптации, или предболезнь (сначала истощение регуляции с преобладанием неспецифических элементов и далее - специфические патологические изменения). В качестве причин развития патологических состояний В. М. Дильман (1980) основываясь на теории медицины предлагает следующий набор основных причин: генетические нарушения; метаболические (износ и повреждения на молекулярном уровне в процессе нормального метаболизма); экологические (повреждающие и изнашивающие факторы среды); регуляторные, являющиеся следствием нарушения установок (изменения порогов чувствительности рецепторов) в системе нервной эндокринной регуляции в силу инерционности программы развития организма и возникновения в результате патологических контуров регуляции. Наиболее ярко адаптационные изменения регуляторных механизмов проявляются в процессе регуляции кардиореспираторной системы, ответственной за обеспечение тканей и органов кислородом и питательными веществами (Н. А. Агаджанян и др., 1997). В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам социальной адаптации, необходимости приспособления производственных и бытовых условий к потребностям организма, и незаслуженно меньшее – роли индивидуально-приспособительных возможностей организма человека в повышении своей жизнеспособности, биологической надежности. Изучение индивидуальной реактивности организма, степени устойчивости и пластичности систем физиологической регуляции имеет важное фундаментальное и прикладное значение в связи с разработкой критериев оценки адаптивности и прогнозирования функциональных состояний, профилактики, лечения, а также отбора лиц, находящихся в различных, в том числе экстремальных, экологических и производственных условиях (А.Д.Слоним, 1962; А.И.Клиорин, В.П.Чтецов, 1979; В.П.Казначеев, 1980; В.И.Медведев, 1982, 1984). Формирование дифференцированных ответов человека на раз¬личные внешние воздействия связано с творческой деятельностью мозга, реализующийся на основе жесткого сплава эндогенных и экзогенных компонентов в индивидуальной структуре организма, его конституционных свойств, детерминированных генетически и приобретенных в процессе индивидуального развития (М.В.Черноруцкий, 1925; Р.Уильямс, I960). По И.П.Павлову (1951), основными критериями силы нервных процессов является работоспособность головного мозга, выражающаяся в способности выдерживать длительное концентрированное возбуждение или действие очень сильного раздражителя, не переходя в состояние запредельного торможения. Типологические различия по силе нервных процессов И.П.Павлов связывал с большим или меньшим содержанием в клетках коры головного мозга гипотетического «раздражимого вещества». Свойства нервной системы накладывают глубокий отпечаток на психический склад человека и его поведение, определяя в значительной мере индивидуальные различия динамики психической деятельности: ее быстроту, объем, скорость и т.д., что в свою очередь может влиять на конечную результативность работы человека. Таким образом, люди реагируют на комплекс экстремальных факторов индивидуально, в зависимости от их психофизиологического потенциала, от индивидуальной устойчивости к стрессовым воздействиям. типологические свойства высшей нервной деятельности, детерминируя нейродинамические характеристики, память, внимание, личностные особенности, существенно влияют и на становление, реагирование вегетативных функций организма человека, которые обеспечивают заданный нервной системой режим функционирования всех подсистем организма, осуществляет поддержание гомеостаза и адаптационных процессов и вносит свой вклад в настройку внутриорганной гомеостатической системы (Н,В, Дубровинская и др., 2000). Индивидуальные различия современного человека достаточно велики. По данному параметру человек относится к видам с повышенным полиморфизмом, который зафиксирован практически во всех системных признаках (Е.Н. Хрисанфова, 1990; В.З. Тарантул, 2003). Отсюда, существующая до настоящего времени многоплановость понятий «норма» и «индивидуальное здоровье» определяет необходимость системного подхода в оценке индивидуально-типологических особенностей организма. В основе такого подхода на первом этапе лежит выделение системообразующего (типового) признака, который позволяет многообразие морфофункциональных и психофизиологических проявлений каждого организма объединить в отдельные группы (типы), что в последующем даёт возможность установить различные стратегии взаимодействия организма со средой и оценить их преимущества и недостатки (И.А. Корниенко, 2000; Б.А. Никитюк, 2000; В.Д.Сонькин, 2007). Важное место при анализе механизмов психофизиологической адаптации к различным факторам и условиям необходимо отвести конституциональным особенностям организма. Несмотря на многообразие предложенных вариантов оценки организма как единого целого (П.К. Анохин, 1980; Н.А. Агаджинян 1996; Н.В. Дмитриева, 2000; К.В. Судаков 2007), выделение конституциональных типов до настоящего времени во многом является определяющим (В.П. Чтецов, 1972; А.И. Клиорин 1979). Последнее связано, прежде всего, с тем, что в комплекс конституциональных признаков обязательно включаются важнейшие характеристики телосложения, а также физиологические и психофизиологические параметры. Их вычленение и согласование между собой постоянно уточняются по мере объективизации методик исследования и совершенствования методов статистического анализа полученных данных (Е.Н. Хрисанфова, 2002; В.Д. Сонькин 1994). Исходный вегетативный тонус отражает фоновую активность структур, осуществляющих регуляцию функций организма в ходе приспособительной деятельности, следовательно, его можно рассматривать в качестве одной из конституциональных характеристик, определяющих тип реагирования на воздействие адаптогенных факторов. Исходный вегетативный тонус оценивается как симпатонический, парасимпатотонический (ваготонический) и смешанный (амфотонический, эйтонический), характкризующийся различным вегетативным балансом в покое и при проведении функциональных проб (В.П.Казначеев, 1980; А.И.Клиорин, 1979; К.В.Судаков,1990). В новых природных и производственных условиях человек нередко испытывает влияние весьма необычайных, чрезмерных и жестких факторов среды, неадекватных его природе, причем речь идет не только о микроклиматических и геофизических параметрах среды обитания. В настоящее время следует рассматривать в качестве одной из наиболее важных компонент адаптационного процесса социально-биологическую адаптацию на уровне системы "общество-природа" (Г.И. Царегородцев, 1968; И.А.Брехман, 1990). Особое внимание следует обратить на то, что в процессе онтогенетического постнатального развития организма происходят изменения нормального уровня функционирования либо в соответствии с внутренней программой развития, либо под влиянием внешних факторов. Эти же процессы лежат в основе динамики устойчивости, резистентности организма, детерминируя тем самым значительный интерес ученых к проблемам становления и развития адаптационных свойств растущего человеческого организма в ответ на возмущающее воздействие окружающей среды на сами регуляторные механизмы, реализуемые на уровне как гормональных, так и нервно-рефлекторных реакций. Степень отклонения зависит от природы и силы фактора, длительности его действия, а также от возрастного периода, в котором он оказывает действие. Онтогенез в ходе своем неоднороден, дискретен, разделяется на несколько фаз развития, что объясняется периодическим характером функционирования наследственного аппарата. Каждая фаза развития соответствует включению в действие какой-то части генома. Между такими фазами существуют короткие периоды, в которые ослабевает действие наследственного фактора и организм открывается для влияния среды, становится более пластичным (причем как для позитивных, так и для негативных воздействий); повышается неспецифическая чувствительность к действию внешних агентов. Эти относительно короткие циклы получили название сенситивных (чувствительных) периодов индивидуального развития (П.С.Светлов, 1978). По данным фундаментальных исследований в области онтогенеза, адаптации, здоровья, рассмотрение витального цикла человека в динамике постнатального онтогенеза открывает чрезвычайно важные перспективы для экологии, профилактики нарушения здоровья, анализа формирования адаптивно-развивающих функций в периоды психосоматического созревания, социальной идентификации индивида, совпадающие с процессом получения общего и профессионального образования. 1.2 Особенности психофизиологии и адаптации подростков Одним из важнейших этапов роста и развития организма является подростковый возраст – период перехода ко взрослому состоянию как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Специфика этого периода в значительной мере определяется биологическим фактором – процессом полового созревания, который обеспечивается усиленной активностью центрального звена гуморальной регуляции – гипоталамо-гипофизарной системы, опосредующей не только интенсификацию секреции желез внутренней секреции, но и значительные перестройки функционирования всех физиологических систем и органов. Пубертатная перестройка организма характеризуется этапностью, связанной с динамикой развития репродуктивной системы. Общепринятым является выделение пяти стадий полового созревания (Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова 1974). У мальчиков первая стадия полового созревания обозначается как препубертатная или стадия детства и приходится у большинства подростков на возраст 11-12 лет. Вторая стадия, в течение которой отмечается резкая активация деятельности гипофиза, выявляется в возрасте 12-13 лет, третья стадия регистрируется в 14-15 лет. На четвертой стадии (15-16 лет) наблюдается максимальное нарастание выделения половых гормонов гонадами и корой надпочечников. На протяжении пятой стадии (15-17 лет) завершается формирование репродуктивной системы. У девочек отмечается более ранняя инициация пубертата и, соответственно, наступление его стадий выявляется на 1-2 года раньше, чем у мальчиков (Д. Таннер 1979; Д. А. Фарбер и др., 1988, А. Г. Хрипкова и др., 1990). Особенностью подросткового периода является «скачок» развития, в результате которого, в относительно короткие сроки происходит завершение ряда морфофизиологических процессов, отличающих детский организм от взрослого. Наиболее интенсивными изменениями характеризуются 2-я и 3-я стадии полового созревания, когда активно перестраиваются регуляторные механизмы и нейрогуморальные взаимоотношения. Ведущим звеном в эндокринной перестройке является активация деятельности гипофиза и, тесно связанной с ним, гипоталамической области. Повышение гипоталамической активности обуславливает многоплановые изменения гормонального статуса в подростковом возрасте характеризующиеся гиперинсулемией, усиленной продукцией адреналина, норадреналина и их предшественников, увеличением содержания глюкокортикоидов, минералокортикоидов, андрогенов, изменением функционального состояния щитовидной железы. Значительным изменениям подвергаются симпатоадреналовая и холинергическая системы, находящиеся в тесном функциональном единстве (Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова 1974). Известно, что активация деятельности центрального звена эндокринной регуляции – гипоталамо-гипофизарной системы является ведущей в эндокринной перестройке подросткового периода и обуславливает существенное изменение гормонального фона, что неизбежно сказывается на деятельно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: