VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ процесса социальной адаптации студентов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003214
Тема: Анализ процесса социальной адаптации студентов
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»


кафедра истории, теории и прикладной социологии
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               


УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СГУ

 БАКАЛАВРСКАЯ  РАБОТА


студентки 4 курса   411 группы
направление 39.03.01   -   Социология
Социологического факультета
 Гончаровой Ирины Алексеевны




Научный руководитель 
доктор исторических наук, профессор ______________  А.Д. Крахмалёва 
                                                                                                                                          подпись, дата                                      

Зав. кафедрой
доктор социологических наук, профессор ______________ Д.В. Покатов 
                                                                                                                                          подпись, дата                                               








Саратов 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . 3
Раздел 1. Теоретические подходы к исследованию социальной адаптации студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .6
Раздел 2. Анализ процесса социальной адаптации студентов. . . . . . .. . . . . . .24
Раздел 3. Условия и факторы социальной адаптации студентов СГУ. . . .. . . 35              Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .. . . .43
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . 46
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .. . . . . . 51
     

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена современными условиями социальных изменений, связанными с развитием науки и техники, а также информационной перегрузкой, спецификой интерактивного общения. Увеличивается число новых и необычных по характеру воздействия факторов риска, обусловливающих нервно-психическое и соматическое здоровье. Это, в первую очередь, касается студентов младших курсов, которые находятся в новых для них социальных условиях перехода от школьной к вузовской системе обучения.
     Неблагоприятное сочетание комплекса негативных внешних факторов и определенных психологических и физиологических возрастных особенностей студентов негативно влияет на адаптацию в вузе и может вызвать нежелательные изменения в их деятельности (потерю внутренней органичности психических процессов, смещение или потерю цели, снижение активности и уровня работоспособности, срыв функционирования психики).
     Проблемой адаптации студентов к обучению интересуются психологи и медики, биологи и педагоги, философы и социологи. Из-за наличия противоречий во многих аспектах изучения проблемы, начиная с определения понятия, выделения стадий факторов, механизмов, продолжая выработкой эффективных стратегий, методов, средств и приёмов для успешной социальной адаптации, необходимость исследования её неуклонно растет.
     Проблемы адаптации нашли своё отражение в научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, в которых раскрыт целый ряд факторов социальной адаптации студентов. Понятие адаптации имеет междисциплинарный характер, изучается в различных научных плоскостях и связано с такими феноменами как адаптивность (способность индивида к процессу адаптации) и адаптированность (результат процесса адаптации).
     Анализ источников, освещающих те или иные аспекты социальной адаптации студентов, позволяет утверждать, что независимо от того, к какой группе относятся адаптационные механизмы и стратегии поведения, степень сформированности адаптационных процессов обеспечивает условия для развития индивидуальности. Эти механизмы становятся автоматизированными навыками, привычками, подсознательными регуляторами поведения без снижения регуляционной функции. Это открывает практически неограниченные возможности для развития личности студента.
     Теоретический анализ проблемы социальной адаптации студентов обнаружил недостаточность исследований условий и факторов студентов в процессе адаптации к условиям вуза.
     Предмет исследования – условия и факторы социальной адаптации студентов СГУ. Объект исследования – студенты вуза СГУ. 
     Цель бакалаврской работы – раскрыть современные резервы успешной социальной адаптации студентов в СГУ. 
     Цель обусловила задачи работы:
     1. Раскрыть основные направления отечественных и зарубежных исследований социальной адаптации студентов;
     2.  Проанализировать процесс социальной адаптации студентов;
     3. На основе проведенного исследования условий и факторов социальной адаптации студентов СГУ аргументировать практические рекомендации.
     Теоретико-методологической основой исследования являются концепции социологов – классиков: Э. Дюркгейма, показавшего, как в процессе адаптации происходит интериоризация индивидом социальных норм; Ф. Знанецкого, Г. Спенсера и У. Томаса,  акцентировавших социальность процесса адаптации, М.Вебера, обосновавшего целерациональность адаптации; Т.Парсонса, понимавшего адаптацию как взаимный компромисс между личностью и обществом; Р. Мертона, описавшего адаптацию в условиях социальной дезорганизации.
     Эмпирической базой является авторское исследование и данные результатов исследования, опубликованные в печать.
     Структура исследования включает введение, три раздела, заключение, список использованных источников, приложение.
     


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
     Процесс адаптации изучается не только социологией, но и многими другими науками, в частности психологией, физиологией, медициной, философией. Причиной растущего интереса к адаптационным процессам является динамизм современной жизни и научно-техническая революция.
     Термин «адаптация», который был предложен немецким физиологом Х. Аубергом, появился еще в конце XVIII в. Ученый использовал данный термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения (или слуха), что выражается в повышении или снижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя.
     Понятие «адаптация» является общеупотребительным в исследованиях по изучению системы «человек-среда».
     Л.В. Корель пишет, что понятие адаптации как общенаучное понятие, способствует синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Вместе с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения1.
     Исследование адаптации осуществлялось многими учеными. Анализ научных источников по данной проблеме свидетельствует, что адаптация человека является сложным социально обусловленным явлением, взаимодействием биологической, психологической и социальной сторон адаптивного поведения.
     В трудах зарубежных и отечественных ученых существуют различные достижения в направлении исследования адаптации человека.
     В концепции гомеостаза, благодаря поддержке устойчивости, живая система выступает независимой от любых внешних воздействий, в ней поддерживается стабильность энергетики, работоспособности, благодаря адаптивности к среде. Поддержка состояния гомеостаза, рассматривается как внутреннее состояние и как отношение в системе «организм-среда», выступает важной задачей осуществляемого процесса адаптации. Впервые основные положения концепции гомеостаза были представлены в работах по физиологии К. Бернара2 о постоянстве внутренней среды организма как необходимого условия свободной жизни. Всё, что находится внутри организма – его клеточное государство, постоянно противостоит его внешней среде и активно защищается. Из этого следует, что нарушение равновесия системы происходит как под влиянием внешних факторов, так и в результате возникновения в ней самой в процессе её функционирования и развития новых внутренних противоречий. Основным объектом гомеостаза выступают все процессы, которые происходят в организме, направленные на сохранение своей стабильности. Это может быть достигнуто благодаря механизмам адаптивной саморегуляции с помощью обратных связей. 
     Концепция К. Бернара получила своё в дальнейшем. Гомеостаз рассматривают как подвижное равновесное состояние какой-либо системы, которое сохраняется путем её противодействия воздействиям внешних и внутренних факторов, которые могут нарушить это равновесие3.
     Как отмечает В.Г. Леонтьев: «уравнивание в одной системе организма или личности ведет к нарушению равновесия в другой, а равновесие в этой – к нарушению в третьей и так до бесконечности»4.
     Отметим, что сохранить гомеостаз помогает процесс адаптации, происходящий при взаимодействии организма и среды. Взаимосвязь адаптации и гомеостаза исследовали психологи и физиологи, критерием адаптации здесь выступала поддержка существенных переменных в физиологических пределах. Ученые рассматривают понятие «гомеостаз», «стабильность», «адаптация» как синонимы.
     В рамках теории стресса, предложенной Г. Селье, рассматривалась адаптация, как биологическая функция стресса, обеспечивающая защиту организма от психических и физических воздействий. Стресса избежать невозможно, он выступает обязательной составляющей жизни человека, защитным механизмом биологической системы. Для каждого существует свой оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности. Содержание реакции адаптационного синдрома описывалось, прежде всего, со стороны обычных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма5.
     Психоаналитическая теория З. Фрейда6 ??и А. Фрейд7 рассматривала проблемы адаптации и адаптивных защитных механизмов. Адаптация включает процессы, связанные с конфликтными ситуациями, и процессы, имеющие отношение к свободной от конфликтов сферы (конфликтные и бесконфликтные). Психологические защитные механизмы защищают сознание от негативных внешних и внутренних воздействий в процессе приспособления. Суть психоаналитического подхода к адаптации заключается в том, что когда человек научится избавляться от детских травм, то, как следствие, будет чувствовать себя здоровым и адаптированным.
     Определенные изменения в психоаналитическую теорию преодоления стресса с учетом феноменов процесса адаптации внес Г. Вайллант. Он рассматривал четыре вида защитных механизмов, классифицируя их по осознанности (проективные – неспособность признать, что событие произошло; незрелые – приписывание гнева другому человеку; невротические – трансформация агрессии в необоснованное увлечение; зрелые – сублимация своих переживаний) – они используются в повседневной жизни в процессе адаптации8.
     Выделяют два типа адаптивных процессов, а именно: аллопластические и аутопластические. Когда индивид изменяет среду в пользу своих потребностей и желаний (изменение мира «под себя»), то адаптацию называют аллопластической, а когда происходят внутренние (психические) модификации в ответ на восприятие внешнего мира (изменение себя «под мир») – аутопластической.
     Х. Хартман утверждает: «Широкий диапазон аллопластической адаптации доступен только человеку. Два процесса могут быть привлечены сюда: человеческое действие адаптирует окружающую среду к человеческим функциям, а затем человек адаптируется (повторно) к окружающей среде. Третьей формой адаптации является выбор новой окружающей среды, благоприятной для функционирования организма»9.
     Как отмечает Т.В. Алексеева, понятие механизмов психологической адаптации как определенных длительных поведенческих психологических паттернов, образовавшихся у индивидуума для достижения уравновешенности системы «человек - среда», объединяет интрапсихические (вытеснение, обесценивание исходных потребностей, соматизация тревоги, концептуализация, фиксация) и аллопсихические (изменение установок и динамических стереотипов, овладение новым набором социальных ролей) адаптационные механизмы. Эти адаптационные механизмы имеют как конструктивные, так и неконструктивные варианты решения проблемы психологической нестабильности. В процессе изменения условий внешней среды все адаптационные механизмы взаимосвязаны и направлены на снижение уровня тревоги и фрустрационного напряжения10.
     Таким образом, в процессе жизнедеятельности у каждого человека проявляется преимущество тех или иных адаптационных механизмов. В адаптационном процессе можно использовать эти защитные механизмы как независимо друг от друга, так и взаимосвязано.
     В своей типологической модели К.Г. Юнг11 описал два существенно различающихся типа адаптации – интроверсию и экстраверсию. Он также связал нарушение адаптации с возникновением невроза. Адаптация выступает центральным понятием, которое связывает аналитическую психологию с биологией. Адаптацию, которая имеет активные и пассивные компоненты, следует отличать от приспособления, представляющего преимущественно пассивный аутопластический феномен.
     Классический психоанализ считает, что младенец руководствуется только принципом удовольствия без учета внешней реальности. Здесь адаптация рассматривается как функция, которая накладывается на индивида и которая развивается извне, как результат переживания им фрустрации. Также существует другая точка зрения, согласно которой ребенок начинает жизнь уже адаптированным к среде и его адаптация становится всё более усложненной по мере взросления и приобретения опыта.
     Психоанализ рассматривает проблему адаптации в трех формах: как проблему эго-психологии, терапевтическую проблему и педагогическую. Адаптация становится центральной концепцией психоанализа, так как для решения ряда проблем обращается именно к соответствующему понятию12.
     В работе Х. Хартмана13 представлена ??авторская психоаналитическая модель исследуемого феномена. Ученый считал, что только психоанализ может решить проблемы адаптации, которая выступает непрерывным процессом и тесно связана с биологическими изменениями и социальной средой. Представители психоанализа указывают на различия между адаптацией как процессом и адаптивностью как результатом этого процесса. 
     Х. Хартман пишет: «Мы можем проводить различие между состоянием адаптивности, которое достигается между организмом и окружающей средой, и процессом адаптации, который вызывает это состояние. Мы можем сказать, что полное развитие этих процессов способствует возникновению взаимосвязи между генотипом и окружающей средой, благоприятное для выживания. Состояние адаптивности соотносится и с настоящим, и с будущим временем. Процесс адаптации всегда предполагает соотнесенность с будущим состоянием: и мы не имеем здесь ввиду так называемые границы адаптации, обусловленные естественным отбором и т.п.»14.
     Анализ научной литературы позволяет утверждать, что Б. Ф. Скиннер, Э. Торндайк, Э. Ч. Толмен, Дж. Уотсон, К. Халл, которые были представителями бихевиористского направления, в своих исследованиях указывают на то, что проблемы, тревога вызывают неадаптивное поведение и психосоматические расстройства, что приводит к нарушению психического равновесия человека.
     Необихевиористский подход к адаптации представлен в трудах Г.Айзенка и его последователей. В своих исследованиях адаптацию они рассматривают с двух сторон: как состояние гармонии, в котором потребности индивида и требования среды полностью удовлетворены, и как процесс, посредством которого это состояние и достигается15.
     В рамках гештальт теории (Ф. Перлз, П. Гудмен и др.) адаптацию рассматривают как результат взаимодействия двух самостоятельных процессов – воздействия окружающей среды и ответных реакций организма. Гештальттерапия изучает связь между организмом и средой, субъектом и объектом с трех позиций, а именно: каким образом организм как субъект своего опыта влияет на окружающих; как и с помощью каких механизмов противостоит воздействиям окружающей среды; с помощью каких механизмов организм сохраняет динамическое равновесие. Необходимо отметить и то, что при решении проблем адаптивной саморегуляции важными принципами гештальт теории выступают целостность, равновесие, творческое приспособление16.
     В контексте нашего исследования привлекает внимание теория когнитивного развития Ж. Пиаже, где организация умственной деятельности развивается от простых двигательных координаций к абстрактно-логическому мышлению, и на этой основе решается проблема адаптации индивида. Согласно его концепции процесс социальной адаптации выступает единством противоположно направленных процессов – аккомодации и ассимиляции, как результат встречной активности субъекта и социальной среды. Процесс аккомодации – это усвоение правил окружающей среды, приспособление к различным её требованиям, а процесс ассимиляции – это изменение человеком тех или иных компонентов среды, в соответствии со структурой организма, применяя совокупность интеллектуальных действий.
     Г.А. Балл, утверждает, что в адаптации процессы аккомодации и ассимиляции плотно взаимосвязаны между собой и опосредствуют друг друга. Всегда один из данных процессов выступает ведущим. Важным условием активного функционирования субъекта выступает их единство17.
     Ж. Пиаже определяет интеллект через адаптацию: «интеллект с его логическими операциями, обеспечивающими устойчивое и вместе с тем подвижное равновесие между универсумом и мышлением, продолжает и завершает совокупность адаптивных процессов»18.
     Благодаря интеллекту человек может приспособиться к новым условиям среды. При изучении адаптации большее предпочтение отдается внутреннему миру, чем внешнему. Поэтому адаптацию можно рассматривать с двух сторон как успешность выполнения деятельности и как психическое благополучие.
     В своей концепции Ж. Пиаже, рассматривая три формы когнитивного уравновешивания, установил, что при нарушении равновесия происходит не возврат к предыдущей форме, а возникает лучшая форма, которая характеризуется ростом взаимозависимости.
     В отечественной психологии адаптация рассматривается в контексте системно-деятельностного подхода, где выделяются основные принципы системного подхода, а именно: целостности, структурности, взаимосвязи системы и среды, иерархичности.
     Согласно исследованиям П.К. Анохина, в теории функциональных систем выделяют пять связанных между собой блоков: афферентного синтеза, принятия решений, формирования программы действий, исполнения и полученных результатов (акцептор результата действия), а также блок обратной связи, поставляющий информацию о результатах выполненного действия. Ученый раскрыл сложный нейрофизиологический механизм активной деятельности, где основным понятием выступает саморегуляция. Саморегуляция рассматривается ученым как принцип динамической организации систем различного уровня, который необходим для нормальной жизнедеятельности организма и его уравновешенности с внешней средой. Саморегуляция выступает ведущим механизмом в процессе адаптации19.
     По мнению А.Ф. Лазурского, основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которое понимается в широком смысле. Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной. Процесс психического развития человека находит отражение в трех психических уровнях – низком, среднем и высоком. Если нижний психический уровень даёт нам, в основном, индивидуалистов недостаточно приспособленных, средний уровень – тех, кто приспосабливаются, то представителей высшего уровня можно назвать такими, которые приспосабливают и такими, которые приспосабливаются20.
     Мы обнаружили отсутствие единых общепринятых научных толкований относительно таких понятий как «адаптация», «адаптивность», «адаптация к обучению».
     В научной литературе предлагаются определения понятия адаптации, которые имеют разное смысловое наполнение:
     адаптация – это приспособление организма к условиям окружающей среды, обеспечивающее ему выживание и поддержание нормальной жизнедеятельности21; 
     адаптация – это целенаправленная системная реакция организма, которая обеспечивает возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса22; 
     адаптация – процесс взаимопонимания с внешним миром, со своими личными уникальными психологическими характеристиками, предполагающий способность распознавать субъективные образы и образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду23; 
     адаптация – это формирование различных личностных качеств, интегрирующее не только знания, умения и навыки, полученные субъектом, а также объединяющее сложную систему межличностного взаимодействия с учебной социокультурной средой вуза24; 
     адаптация – это многоплановое явление, общенаучная категория для всех наук, изучающих деятельность и поведение человека25; 
     адаптация осуществляется в процессе социализации в ходе индивидуального развития, трудового и профессионального становления личности26.
     В результате теоретического анализа научных работ, посвященных проблематике социальной адаптации, в нашем исследовании за основу принято понимание адаптации как процесса взаимодействия личности со средой, в которой личность должна учитывать особенности среды и активно влиять на неё, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей.
     Адаптация зависит от общих и парциальных свойств нервной системы, от индивидуальной способности к саморегуляции. Так, Б.М. Теплов считал, что между общими и парциальными свойствами нервной системы существуют функционально-психологические различия: общие свойства являются основой темперамента, а частные – специальных способностей27. 
     Эти взгляды получили развитие в трудах В.Д. Небылицына, который указывает на то, что адаптация проходит с разной скоростью в зависимости от объема учебной информации, умения студента планировать время, устанавливать контакты с одногруппниками28.
     Разграничим понятия «адаптивность» и «адаптация». Относительно определения понятия «адаптивность» существуют следующие варианты: 
     адаптивность – это врожденная и приобретенная способность к адаптации, то есть приспособление ко всей многогранности жизни при любых условиях29; 
     адаптивность – это способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой30; 
     адаптивность – тенденция личности к изменению самой себя и своего отношения к жизни, мобильность по отношению к новому опыту и способность менять Я-реальное и Я-идеальное в направлении их сближения31; 
     адаптивность – это сама способность человека к адаптации32.
     А.В. Фурман в концепции личностной адаптируемости в качестве критериев адаптации использует степень реализации внутриличностного потенциала, эмоционального самочувствия. Автор создал методику определения личностной адаптированности детей и взрослых (уровни адаптированности личности: чрезмерный, оптимальный, низкий, дезадаптативный), исследуя внутренний мир индивида по трем метасферам способностей – умственным, социальным, креативным можно диагностировать эмоционально-психологическую настроенность участников учебного процесса на взаимодействие33.
     По мнению А.Н. Кокун, именно недостаточная адаптированность к действию различных стрессоров влияет на снижение эффективности деятельности личности, а также на возникновение различных нервно-психических и психосоматических заболеваний34.
     Отметим, что Б.Г. Ананьев в адаптированности рассматривает три подсистемы в соответствии с индивидуально-типологическими свойствами: подсистему индивидуальных различий (темперамент), подсистему личностных свойств (характер), подсистему субъектных свойств (способности). Каждое из разноуровневых свойств выполняет адаптивные функции в общей структуре, которые становятся понятными только в анализе функциональной активности целостного объекта35.
     В современной научной литературе выделяют несколько видов адаптационных процессов человека, а именно:
     по видам адаптационной среды – биологическая, социально-психологическая, социальная, педагогическая, профессиональная, социально-профессиональная, производственная, поведенческая адаптация и т.п.;
     по структурным компонентам адаптивной среды – предметно-деятельностная, технологическая, личностная адаптация и др.;
     по влиянию на личность – положительная, отрицательная;
     по процессу адаптации – внутренняя, внешняя, активная, пассивная, псевдоадаптация и т.п.
     Б.М. Коган выделяет в процессе адаптации внутреннюю адаптацию (полное внутреннее приспособления индивида к нормам, обычаям, требованиям общества); внешнюю адаптацию (приспособление формальное); действительную адаптацию (успешное приспособление за счет изменения личности). Она может быть активной – в результате самостоятельной и сознательной работы, пассивной -  результате изменения отношений за счет влияния положительных факторов извне; псевдоадаптация – изменение отношений в результате благоприятных жизненных ситуаций36.
     Л.И. Пухачева приводит три основных направления исследований процесса адаптации.
     Первое направление исследований связано с медико-психологическими компонентами адаптации, которую рассматривают в научной и профессиональной деятельности, где основную роль играют внутриличностные процессы. Изучается стрессовая ситуация с двух сторон как источник возникновения и как источник преодоления стресса.
     В рамках второго направления исследуют психофизиологическое описание функционирования отдельных органов и систем, психических процессов, которые в условиях изменений в окружающей социально-профессиональной среде способны не нарушать достижения и поддержания внутреннего гомеостаза.
     Комплексное изучение психических и функциональных состояний человека в трудовой деятельности рассматривает третье направление исследования адаптации как процесса уравновешивания37.
     При исследовании процесса адаптации студентов к обучению, ученые сосредоточены как на рассмотрении адаптации, так и на процессе развития личности и её психологических механизмах.
     Относительно определения понятия адаптации к обучению также нет единства, существуют различные точки зрения.
      Г.П. Шолохова и И.В. Чикова рассматривают адаптацию первокурсников к обучению в вузе как процесс приспособления личностных качеств в условиях учебного заведения и формирование на этой основе новых личностных социально и профессионально значимых качеств, обеспечивающих реализацию личностного потенциала студентов38.
     Ю.В. Жегульская рассматривает общий процесс адаптации, как сложное явление, которое имеет определенную структуру, состоит из многих относительно независимых процессов (внешние условия; отношения, возникающие у человека, который адаптируется к соответствующим явлениям; индивидуальные особенности самого человека, соответствующие или не соответствующие требованиям)39.
     Г.Ф. Токарева изучает процесс приведения основных параметров социальных и психологических характеристик студента в состояние динамического равновесия с новыми требованиями вузовской среды. При исследовании процесса адаптации к новым условиям обучения выделяет следующие аспекты:
     психофизиологический (связанный с перестройкой динамических стереотипов);
     социально-психологический (усвоение новых социальных норм, определенного социального статуса);
     дидактический (приспособление к новым методам и формам обучения)40.
     Процесс социальной адаптации к обучению в нашем исследовании – это динамика изменений взаимодействия субъекта, зависит от объективных и субъективных условий развития личности и обеспечивает эффективность учебной деятельности. Отметим, что эффективность социальной адаптации человека зависит от многих особенностей, а именно: личностных, нейродинамических, психологических, конституционно-морфологических, психодинамических, социально-психологических, индивидуально-типологических и других.
     Адаптированная личность – личность, которая находится не всегда, но в большей степени в адаптированном состоянии и обладает высокоразвитыми способностями и умениями к выходу из состояния дезадаптации, «снятия» дезадаптирующих факторов41.
     Процесс перехода из школы в вуз имеет определенные характерные черты. Студенты-первокурсники в этот период испытывают наибольшие трудности в приспособлении к новым условиям обучения и жизнедеятельности, что вызвано противоречиями и трудностями личностного развития (становления самооценки, самосознания, ценностей, формирование образа «Я»).
     Положительным является пример программы исследования психолого-социальных факторов адаптации к обучению в вузе и будущей профессии, которую предложили О.Л. Подлиняев и О.А. Молокова, учитывающую трудности начального этапа обучения и психофизиологические и социально-психологические аспекты, влияющие на процесс адаптации42.
     Большинство исследователей соглашается с тем, что у абитуриентов после периода психического состояния радости, успеха, веры в будущее, планирования перспектив студенческой жизни, ожидания начала учебного года наступает вполне реальный и достаточно сложный для большинства первокурсников период социальной адаптации. К сожалению, не каждый первокурсник успешно включается в студенческую жизнь, что объясняется появлением профильных дисциплин, большим объемом теоретических знаний, неравномерностью академической нагрузки, новыми социальными обстоятельствами общения со сверстниками и педагогами, формами и методами обучения, качеством быта и прочее.
     С.А. Гапонова отмечает, что обучение в вузе часто сопровождается усталостью, напряжением, тревогой и стрессом, что приводит к невротическим заболеваниям. Именно поэтому она рассматривает не только теоретические, но и практические проблемы адаптивных антистрессовых психотехнологий, предлагая упражнения и техники для адаптации и поддержания здоровья43.
     Т.М. Маленкович, проанализировав причины и симптомы неуспешной адаптации студентов в условиях вуза, основной причиной дезадаптации студентов выделяет несогласованность между интеллектуальным, творческим потенциалами и возможностью их реализации44.
     Между учебной деятельностью в условиях школы и вуза существуют различия. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются первокурсники, выделяют следующие:
     негативные переживания, обусловленные выходом из школьного коллектива;
     неопределенная мотивация выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней;
     отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с научной литературой, словарями, каталогами и тому подобное;
     неумение осуществлять саморегулирование поведения и деятельности, что усиливается отсутствием ежедневного контроля со стороны преподавателей;
     поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.
     Как видим, перечисленные трудности не являются одинаковыми по своему происхождению. Некоторые из них имеют объективный характер, а другие обусловлены недостатками в школьной подготовке, а также в воспитании в школе и семье.
     Успешность процесса адаптации зависит от наличия субъективных (возраст, пол, физиологические и психологические характеристики, уровень мотивации, уровень развития морально-волевой сферы, навыки самостоятельной работы) и объективных (условия труда, режим и характер деятельности, особенности учебной среды, наличие или оптимальных форм обучения, профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса, воспитания культуры умственного труда, формирование навыков самостоятельной работы) условий. Эти условия тесно взаимосвязаны.
     Адаптивное поведение человека обусловлено не только субъективными психологическими, но и социально-психологическими факторами. Адаптация в социуме – это усвоение личностью социального опыта общества в целом и опыта той среды, к которому она принадлежит45.
     В результате изучения научных работ выявлен тот факт, что в настоящее время не существует однозначного отношения к определению критериев адаптации. Поиск таковых критериев затруднен тем, что адаптация выступает и условием различных адаптационных процессов, и конечным результатом приспособления к условиям.
     Критериями адаптированности личности Л.А. Пономаренко выделяет: способность отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым социальной средой, собственная социальная роль; выявление необходимых механизмов и форм поведения для решения внутренних и внешних конфликтов; возможность в полной мере проявлять творческие, конструктивные возможности, переживать состояние самоутверждения, собственной ценности, значимости; принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм предметной деятельности; адекватное восприятие себя и своих социальных связей46.
     Л.С. Елгина, изучая сущность адаптационного процесса, указывает, что основным критерием для изучения его этапов является поведение личности, которое проявляется в сфере взаимоотношений с окружающими и проходит три стадии: ориентировочную, истинной адаптации и стабилизации47.
     Согласно проявлениям активности студента адаптационный процесс рассматривают с двух сторон: активной или пассивной адаптации. Анализ исследований проблемы процесса социальной адаптации к обучению в вузе показывает, что достаточно длительная адаптация может вызвать снижение успеваемости студента в учебной деятельности. Именно в зависимости от быстрого включения студента в учебно-воспитательный процесс вуза на первом курсе формируется надлежащий уровень учебной деятельности и закладывается фундамент дальнейшего развития будущего специалиста.
     Таким образом, на начальных этапах обучения в вузе процесс социальной адаптации является достаточно важным, ведь меняются условия среды жизнедеятельности (организационная модель обучения), требующие выработки определенного режима функционирования в новых условиях обучения и воспитания. В процессе социальной адаптации к условиям обучения в вузе студент преодолевает адаптационные проблемы и трудности, вызванные новыми формами деятельности, общения, самосознания. Основными проблемами студента, препятствующими успешной адаптации к обучению в вузе, выступают: система обучения, система социальных отношений, новые условия жизни, недостаточный уровень подготовки, неравно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44