VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Круглогодчная тренировка бегунов на 400 метром на этапе углубленной специализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001917
Тема: Круглогодчная тренировка бегунов на 400 метром на этапе углубленной специализации
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Шадринский государственный педагогический университет»
Факультет физической культуры
Кафедра спортивных дисциплин и физического воспитания 






Круглогодчная тренировка бегунов на 400метром на этапе углубленной специализации
Курсовая работа по теории и методике физической культуры и спорта




Исполнитель:
студентка заочного отделения
группы 7-32
Пашкова Анастасия Сергеевна



Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры СДиФВ Бурков Геннадий Михайлович

                                              Шадринск 2018

                                                 
СОДЕРЖАНИЕ




Введение
…………………………………………………………………

Глава 1.
Основы спортивной подготовки в беге на 400метров ……

1.1.
Периодизация спортивной подготовки в легкой атлетике……………………………………….……………...

1.2.
Характеристика бега на 400 метров ...………………………


Глава 2.

Особенности тренировки бегунов на 400 метров в годичном цикле на этапе углубленной специализаци..……..


2.1. 

2.2.

Учет особенностей организма 16-18 летних бегунов в процессе спортивной тренировки………….…………………
Методика тренировки бегунов 16-18 лет в годичном цикле……………………………………….…………………..








Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы …………………………….………..











ВВЕДЕНИЕ
         Актуальность темы: 
Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнения в
ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборьях.
Легкой атлетикой, из-за доступности, занимаются миллионы
людей. Она является научно-педагогической дисциплиной и имеет
свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики,
тренировки, обучения. Как всякая другая педагогическая дисциплина
основывается на ряде смежных наук - физиологии, анатомии,
биомеханике, медицине и др.
Современный уровень спортивных достижений в беге на
короткие дистанции очень высок, однако потенциальные
возможности человека так велики, что даже при сегодняшних
результатах в спринте они не раскрыты полностью. Дальнейший рост
спортивных результате видится в тесном содружестве тренеров,
врачей и ученых, в совершенствовании методики спортивной
тренировки, в улучшении спортивного инвентаря и оборудования.
Бег на 400 м. является одним из труднейших видов
спринтерского бега, так как требуется от спортсменов наличия
высокой скорости, скоростной выносливости и скоростно-силовых
качеств.
Один из ведущих тренеров США А. Буш, подготовивший
группу высококлассных спринтеров считает, что для успеха в беге на
400 м спортсмену необходимо обладать не только определенным
уровнем скорости, силы, выносливости, но и большим стремлением
добиться успеха, терпением и верой в себя и своего тренера. Только
обладая этим комплексом качеств, спортсмен сможет выполнять
большой объем тренировочной работы и добиться своей цели (по
     материалам зарубежной печати, "Легкая атлетика", № 10, 1981г.).
     Из анализа и обобщения различных систем подготовки
     сильнейших бегунов на 400 м. видно, что все эти системы роднит
     одна весьма существенная черта - большой объем тренировочной
     работы. Какими бы феноменальными данными не обладал тот иди
     иной бегун, в любом случае он много, напряженно и               систематически тренируется (Е.Н. Каймазова, 1976 г.).
           В связи с актуальностью вышеизложенного была сформулирована тема курсовой работы: Круглогодчная тренировка бегунов на 400метром на этапе углубленной специализации
     Объект исследования: процесс спортивной тренировки в беге на 400 метров
     Предметом исследования являются особенности процесса тренировки бегунов на 400 метров на этапе углубленной специализации в течение годичного цикла.
     Цель исследования: Изучив общие основы спортивной подготовки в беге на 400 метров, рассмотреть особенности этого процесса на этапе углубленной специализации в годичном цикле
     Задачи :
     1.	Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
     2.	Изучить особенности тренировки бегунов на 400 метров в годичном цикле на этапе углубленной специализаци
     3.       Изучить методику тренировки бегунов 16-18 лет в годичном цикле








Глава 1. Основы спортивной подготовки в беге на 400 метров

 1.1 Периодизация спортивной подготовки в легкой атлетике

     Принцип круглогодичного тренировочного процесса является одним из определяющих условий для достижения эффективности занятий и высоких спортивных результатов. Круглогодичность подготовки означает, что при различных вариантах планирования спортсмен ведет регулярную тренировку в течение 12 месяцев, выделяя из них несколько дней или недель для восстановления и отдыха.
     Для эффективного планирования круглогодичной тренировки используется периодизация, т.е. деление на циклы, периоды, этапы. Их соотношение и продолжительность обусловлены следующими факторами: необходимостью участвовать в определенных календарных соревнованиях, спецификой вида легкой атлетики, уровнем подготовленности спортсмена, особенностью развития его спортивной формы.
     В настоящее время в легкой атлетике принято рассматривать три основных варианта построения круглогодичной тренировки. В первом варианте год составляет один большой цикл (макроцикл) тренировки и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период имеет продолжительность около 6 месяцев (ноябрь — апрель) и в свою очередь делится на три этапа: осенне-зимний подготовительный — 3 месяца (ноябрь—январь); зимне-соревновательный — 1 месяц (февраль); весенне-подготовительный — 2 месяца (март — апрель). Соревновательный период длится 5 месяцев и делится на два этапа: ранних соревнований — 1 месяц (май) и основных соревнований — 4 месяца (июнь—сентябрь). Переходный период продолжается обычно 3 — 4 недели и приходится на октябрь месяц.

     
     Первый вариант используется для подготовки начинающих легкоатлетов, спортсменов младших разрядов, а также хорошо подготовленных бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции, скороходов, метателей, не имеющих возможности соревноваться зимой.
     На основании исследований и опыта ведущих специалистов в легкой атлетике можно рекомендовать следующее примерное процентное соотношение общей (ОФП) и специальной (СФП) физических подготовок, а также технической подготовки (ТП) к общему времени тренировочных занятий, по периодам тренировки легкоатлетов разной квалификации и специализации по первому варианту (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
     Соотношение ОФП, СФП и ТП в периодах круглогодичной тренировки легкоатлетов (по А.Ф. Бойко)
Группы легкоатлетов
                    Периоды тренировки

Подготовительный
           (%)
Соревновательный
             (%)
Переходный
      (%)

ОФП
СФП
ТП
ОФП
 СФП
ТП
ОФП
СФП
ТП
Легкоатлеты 
10-14 лет
70         15         15
50           25         25
 -              -            -
Легкоатлеты
15-16 лет
60         15         25
45           25         30
 -                -          -
Легкоатлеты 
3 разряда
50          25        25
40            30          30
70          20        10
Легкоатлеты 
2 разряда
40          35        25
30           40          30
60        30            10
Легкоатлеты 
1 разряда, КМС
35          40        25
25            40         35
50          40           10
МС: 
*бегуны на длинные дистанции, марафоны
15           80        5
5              90          5
45          50          5
*бегуны на средние дистанции, ходоки
20         75          5
10          80            10
50          45          5
*спринтеры, прыгуны в длинну,прыгуны тройным прыжком
20         50          30
15           45          40
65           30        5
     


Во втором варианте год состоит из сдвоенного цикла: осенне-зимнего — около 5 месяцев (15 октября—14 марта) и весенне-летнего — 6 месяцев (15 марта—14 сентября), а также переходного периода 3 — 4 недели (15 сентября—14 октября).
     В свою очередь, осенне-зимний цикл делится на этапы осенне-зимний подготовительный (15 октября —30 ноября) и специально-подготовительный (1 декабря —31 января). В этот цикл входит и соревновательный период (1 февраля— 14 марта).

     Весенне-летний цикл включает этапы весенне-подготовительный (15 марта—14 апреля) и специально-подготовительный (15 апреля —31 мая), а также периоды подводящих (1—30 июня) и основных соревнований (1 июля—14 сентября).
     Этот вариант применяется для подготовки тех легкоатлетов которые имеют возможность соревноваться не только в летний период, но и зимой. Его значимость заключается в том, что участие во многочисленных состязаниях года улучшает подготовленность легкоатлетов и позволяет более качественно и регулярно контролировать учебно-тренировочный процесс. Двухцикловое построение календаря соревнований требует от тренера большого искусства в управлении спортивной формой спортсменов, в под­боре средств и методов подготовки, их варьировании и тесно связано с текущим контролем за состоянием спортсмена и его работоспособностью.
     Для спортсменов, достигших предельно высоких для себя результатов и перешагнувших возрастную зону оптимальных возможностей, может быть принят третий вариант годичного построения тренировки, который состоит из нескольких (до четырех) коротких циклов по 3 — 4 месяца каждый. Особенностью этого варианта является участие спортсмена во многих соревнованиях в течение года с поддерживающими (иногда развивающими) тренировками и активным отдыхом между ними, а главная особенность — волнообразное изменение тренировочных и соревновательных нагрузок на протяжении года.
     Для всех легкоатлетов, специализирующихся в скоростно-силовых видах, третий вариант дает положительные результаты. Основываясь на исследованиях, проводимых с высококвалифицированными метателями, олимпийский чемпион А. Бондарчук предлагает делить учебно-тренировочный процесс на три периода: 1) период повышения тренированности спортсмена, называя его «периодом воспитания», который продолжается до 2 месяцев и направлен на развитие скоростно-силовых возможностей спортсмена в единстве с совершенствованием технического мастерства; 2) период сохранения тренированности спортсмена продолжительностью от 1 до 3 месяцев и задачей — стабилизировать достигнутый уровень физической кондиции и продолжать дальнейшее совершенствование техники; 3) период снижения тренированности спортсмена, называя его «периодом отдыха» (активного или пассивного), длительностью до 1 месяца и целью — восстановить растраченные силы и энергию. Для развития скоростно-силовых качеств в любом из перечисленных периодов следует обращать внимание на варьирование используемых средств и методов, продолжительность сроков для повышения функциональных возможностей организма, сохранение в соответствую­щий промежуток времени достигнутого уровня развития двига­тельных способностей за счет неизбежного кратковременного снижения физических возможностей спортсмена. Перечисленные факторы отражают закономерное изменение биологического состояния человека на протяжении года и других отрезках времени под влиянием направленного воздействия на его моторику и психику.
     Во всех трех вариантах построения годичного цикла подготови­тельный период состоит из двух этапов — общеподготовительного и специально-подготовительного. Соотношение между ними по затрачиваемому времени может быть выражено как 3:1 (для начинающих спортсменов) и 3:2 или 2:2 (для квалифицированных спортсменов). Основные задачи в подготовительном периоде: улучшение общей и специальной физической подготовленности; дальнейшее развитие силы, быстроты, выносливости и других физических качеств спортсмена применительно к избранному виду легкой атлетики; совершенствование техники и разработка элементов тактики; улучшение моральных и волевых качеств; повышение уровня знаний в области теории и методики избранного вида легкой атлетики, а также в области гигиены, анатомии, физиологии, спортивной медицины и т.д.

Решению этих задач, в зависимости от подготовленности и специализации легкоатлетов, уделяется разное количество времени. Начинающие легкоатлеты много внимания уделяют общефизической подготовке и овладению элементами техники легкоатлетических упражнений. Квалифицированные спортсмены в этот период делают упор на специальную общефизическую подготовку и совершенствование техники своего вида. Бегуны на средние и длинные дистанции в своей подготовке преимущественно применяют соревновательные упражнения — бег в различных вариантах ри с разной интенсивностью. Прыгуны и метатели в этот период больше времени уделяют средствам общеподготовительного и специально-подготовительного воздействия. Барьеристы, прыгуны, метатели и многоборцы с хорошей физической подготовкой могут больше работать над техникой, а те, кто имеет проблемы в физической подготовленности, должны уделить ей наибольшее внимание. Вместе с тем важно, чтобы в подготовительном периоде не игнорировалась специальная направленность, особенно в технических видах легкой атлетики.

Соревновательный период должен преследовать цель — достигнуть наивысших спортивных результатов в заранее запланированные сроки ответственных соревнований. Основные задачи тренировки в этот период: дальнейшее развитие физических и морально-волевых качеств, применительно к избранному виду легкой атлетики; упрочение навыка в спортивной технике; овладение разработанной тактикой и приобретение опыта соревнований; повышение уровня теоретических знаний; дальнейшее решение воспитательных задач.

В этом периоде важно с помощью повышения тренированности добиться, сохраняя спортивную форму, высоких показателей, рекордных достижений (за счет регулярного участия спортсменов в соревнованиях, прикидках, проверках, желательно в конце каждой недели).

На первом этапе соревновательного периода легкоатлеты должны много тренироваться, не бояться участвовать в соревнованиях, цель которых — проверить подготовленность спортсмена, выявить слабые стороны и определить пути их исправления. Участие в соревнованиях на этом этапе не должно вызывать особых изменений в тренировках; прежде всего не следует снижать нагрузки, необходимо проверить свои возможности, повысить тренированность, оценить эффективность тренировочного процесса, привыкнуть к новым условиям. Обычно уже после первых соревнований можно сделать выводы, которые позволят внести поправки в учебно-тренировочный процесс и лучше подготовиться к дальнейшим соревнованиям.

Тренировка на втором этапе соревновательного периода подчинена главной цели — достичь наивысших результатов. В это время необходимо снизить объем тренировочных занятий, но повысить их интенсивность, сложность и напряженность. На этом этапе спортсмен должен войти в состояние высшей спортивной формы и показать максимальные и стабильные результаты. Постепенное увеличение интенсивности занятий в сочетании с уменьшением объема нагрузок, с вариативностью тренировок и оптимальным числом соревнований — важное условие для достижения больших спортивных успехов.

Средства и методы тренировки в соревновательном периоде не столь разнообразны, как в других периодах. Здесь больше используются упражнения избранного вида легкой атлетики и специально-подготовительные средства. Разнообразие создается изменением методов и способов выполнения упражнений, а также сменой мест занятий (стадионы с различным покрытием, парк, лес, пляж и др.). В целом тренировочная и соревновательная нагрузка, ее объем и интенсивность, сложность и напряженность в соревновательном периоде имеют значительные колебания волнообразного характера. С приближением ответственных соревнований общая нагрузка снижается, хотя интенсивность занятий изменяется по-разному, в зависимости от видов легкой атлетики.

Переходный период необходим для восстановления сил спортсмена после напряженного соревновательного сезона. Цель этого периода — подвести спортсмена к началу занятий, в новом большом цикле, полностью отдохнувшим, здоровым, не снизившим своих физических качеств и не утратившим технических навыков. В этот период, в первую очередь, необходимо поддержать достигнутый уровень физической подготовленности. Важно учесть и особенности видов легкой атлетики. В переходном периоде бегуны и скороходы используют свой вид специализации, уменьшая нагрузки, а спринтеры, барьеристы, прыгуны и метатели могут не включать свой вид легкой атлетики в занятия (особенно высококвалифицированные спортсмены), занимаясь упражнениями из других видов спорта.

После ответственных соревнований во всех случаях дается крат­ковременный отдых. Если на протяжении года используются два и более макроциклов, то между первым и вторым, вторым и третьим макроциклами переходный период может отсутствовать, хотя отдых на протяжении нескольких дней (микроцикл), будет необходим, и лучше, чтобы он был активным. Такие микроциклы называют сдвоенными или строенными. В таблице 2 приведены примеры продолжительности поэтапной подготовки в годичном цикле для квалифицированных легкоатлетов различных специализаций.

В любом из приведенных вариантов построения годичной подготовки легкоатлетов в соревновательном периоде не следует снижать объем нагрузок при выполнении общеподготовительных упражнений. Лучшие результаты в овладении спортивной техникой и развитии двигательных качеств достигаются в том случае, если на протяжении года и внутри каждого учебно-тренировочного периода объем, и интенсивность нагрузок на организм спортсмена изменяется волнообразно с последовательным и оправданным опережением одного или другого компонента упражнения.


Таблица 2 «Примеры поэтапной подготовки квалифицированных легкоатлетов различных специализаций в годичном цикле тренировки (по И.А.Тер-Ованесяну)»
Циклы,периоды,этапы
Продолжительность,количество недель
                                                   Спринтеры и барьеристы
Осенне-зимний цикл
Подготовительный период
Втягивающий этап
1-базовый этап
Зимний предсоревновательный период
Соревновательный период
Восстановительный этап
Весенне-летний период
Подготовиельный период
2-базовый этам
Летний предсоревновательный 
Соревновательный период
Этап развития спортивной формы
Этап реализации спортивной формы
Восстановительный этап

26±2
16±2
2±1
11±2
3±1
8±2
2±1
26±2
13±2
9±2
4±1
11±2
6±1
5±1
2±1

                                       Бегуны на средние и длинные дистанции
Осенне-зимний цикл
Подготовительный период
Этап послесоревновательной реабилитации и постепенного увеличения нагрузок

Этап осенне-зимней базовой подготовки
Этап предсоревновательной подготовки
Соревновательный перирод
Этап развития спортивной формы
Этап реализации спортивной формы
Весенне-летний цикл
Подготовительный период
Этап послесоревновательной реабилитации
Этап весенней базовой подготовки
Этап предсоревновательной подготовки
Соревновательный период
Этап развития спортивной формы
Этап реализации спортивной формы
Переходный период
25±2
17±2
6±1



7±1
4±1
8±2
4±1
4±1
27±2
11±2
2±2

5±1
4±1
13±2
7±1
6±1
3±1













Выстраивая этапы подготовки спортсмена, следует учитывать, что оптимальный объем упражнений при заданной интенсивности сохраняется 5 — 6 недель, затем на протяжении 3 — 4 недель следует применить большие (концентрированные) объемы нагрузок. Вслед за этим, 7 — 10 дней — реабилитационная пауза для восстановления функциональных возможностей организма. Опыт работы с квалифицированными легкоатлетами показывает, что тренированный организм спортсмена способен перенести три такого рода последовательных «порции» и создать предпосылки для получения положительного адаптационного эффекта. На длительность периодов учебно-тренировочного процесса влияют также состояние спортсмена, те задачи, которые ему предстоит решить, и, конечно, календарь спортивных соревнований.

     
     
     










1.2 Характеристика бега на 400 метров.
Бег на 400 метров-одна из старейших дисциплин, относящаяся к спринтерским дистанциям беговой легкоатлетической программы. Её также иногда называют длинным спринтом или спринтерским марафоном. Требует от спортсменов спринтерских качеств, специальной скоростной выносливости.
Является олимпийской дисциплиной легкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1964 года. Наибольших успехов у мужчин добивались спортсмены США, а у женщин -спортсменки ГДР, ФРГ, СССР, России и США. Бег 400 м относится к наиболее трудным упражнениям спринтерского характера и предъявляет исключительно высокие требования к организму спортсмена.Для достижения высоких спортивных результатов на этой дистанции необходимо иметь отличную технику бега и высокий уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости. Проводится на летних и на зимних стадионах.
Так называемый длинный спринт. Требует скоростной выносливости и умения грамотно распределить силы по дистанции.

На спринтерских дистанциях 200 и 400 метров (летний стадион) считаются наиболее выгодными центральные 3, 4, 5, 6-я дорожки из восьми. 1 и 2 дорожки неудобны из-за того что малый радиус кривизны мешает спортсменам развить высокую скорость на виражах. 7 и 8 дорожки невыгодны тем, что стартующие на них спортсмены первые 150-200 метров бегут впереди и не могут ориентироваться по скорости с другими атлетами. Наиболее выгодные дорожки распределяются среди спортсменов, которые показали самые высокие результаты на предварительных кругах. Это является дополнительным стимулом для показа высоких результатов на предварительных кругах.

В связи с тем, что в спринтерских дисциплинах, как правило, принимает участие большое количество участников (больше, чем в любой другой дисциплине лёгкой атлетики), то отбор приходится делать в три и даже в четыре круга (забег, 1/4 финала, 1/2 финала, финал).
Многочисленные научные исследования, изучение спортивных биографий сильнейших бегунов мира на 400 м показывают, что в первые 3-4 года тренировки необходимо заложить базу разносторонней подготовленности спортсмена. При этом целесообразно строить тренировочный процесс с учетом будущей специализации спортсмена. Во всех спринтерских дисциплинах старт принимается из низкого положения, из стартовых колодок.
По дистанции спортсмены бегут каждый по своей дорожке, за исключением эстафеты 4x400 метров. На официальных соревнованиях IAAF обязательно оборудование стадиона системой автоматического учёта времени и фотофиниша. Попутный ветер может значительно облегчить задачу. Поэтому в спринтерском беге до 200 м на открытых стадионах учитывается попутная составляющая ветра. Если она более 2 м/c (в многоборье 4 м/c), то результат показанный спортсменом не может являться официальным или персональным рекордом.


     

Глава 2. Особенности тренировки бегунов на 400 метров в годичном цикле на этапе углубленной специализации.
2.1. Учет особенностей организма 16-18 летних бегунов в процессе спортивной подготовки.
К 15 - 16 годам юных спортсменов этап начальной специализации постепенно переходит в этап углублённой специализации. Это выражается в увеличении числа стартов в соревнованиях на основной дистанции, в основном виде прыжков и метаний, в классических многоборьях, в более углублённом совершенствовании техники отдельных видов лёгкой атлетики.

Этап углублённой специализации начинается в 15 - 16 лет и продолжается до 18 - 19 лет, постепенно переходя в этап высших достижений. Лучшие воспитанники ДЮСШ, СДЮШОР переходят заниматься в группы спортивного совершенствования и в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства.

Этот период двигательного развития подростка характеризуется стабилизацией, индивидуальной и различной физической подготовленностью юношей и девушек.

При переходе от этапа начальной специализации к этапу углублённой специализации тренер должен учитывать, прежде всего, не паспортный, а биологический возраст ученика, уровень его спортивных результатов, стаж занятий спортом, и лёгкой атлетикой в частности, уровень физического развития и физической подготовленности.

В 15–16 лет завершается половое со зревание, происходит дальнейшее нарастание мышечной массы, увеличиваются мышечная сила, выносливость, заканчивается сращение тазовых костей, окостенение стопы, кисти, грудной клетки, совершенствуется координация движений. У юношей увеличиваются рост, окружность грудной клетки, удлиняются ноги. По показателям жизненной емкости легких, кистевой и становой динамометрии юноши значительно опережают девушек. У них интенсивно укрепляются связки, сухожилия, мышцы верхнего плечевого пояса и ног. Отмечается больший прирост массы мышц по отношению к массе тела. Хотя к 15 годам скелетные мышцы, суставно-связочный аппарат достигают высокого уровня, развитие их у старшеклассников еще продолжается. Полное срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка продолжается до 23–24 лет. По скольку не закончено окостенение позвоночника, следует избегать чрезмерных нагрузок на него, особенно при поднятии тяжестей. Совершенствуется деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем. На растает минутный объем сердца, уменьшается частота сердечных сокращений в покое, стабилизируется кровяное давление, увеличивается жизненная емкость легких.

Скорость бега на короткие дистанции у юношей продолжает улучшаться с 15 до 18 лет, но в более медленных темпах, чем раньше. Частоту движений, а вместе с ней и скорость большинства движений, можно повысить с помощью специальных упражнений. В этом возрасте продолжается дальнейшее развитие способности к произвольному расслаблению мышц, улучшается дифференцировка пространственно-временных параметров, совершенствуется «мышечное чувство». Показатели физической работоспособности снижаются.

У девушек этого возраста рост и развитие еще продолжаются, но существенно отличаются от предыдущих периодов. Рост тела в длину замедляется, и наступает явное преобладание роста в ширину. Примерно у 65% 16-летних девушек рост тела в длину заканчивается. Кости становятся более толстыми и прочными. Позвоночный столб укрепляется и способен выдерживать значительные нагрузки, хотя процесс окостенения еще полностью не прекращается. Мышцы приобретают хорошую эластичность и нервную регуляцию, их сократительная способность и расслабление достаточно велики. Весь опорно-двигательный аппарат может выдерживать значительное напряжение и способен к довольно длительной работе. Девушкам противопоказаны упражнения, вызывающие сильное внутрибрюшное давление и сотрясения внутренних органов, — поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна. Завершается развитие центральной нервной системы, совершенствуются проявления анализаторов. Нервные процессы отличаются большей подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над торможением.

Происходят увеличение объема сердца, вместе с ним скачкообразное повышение артериального давления, значительно расширяется диапазон адаптационных возможностей системы кровообращения. Жизненная емкость легких и резервные возможности легочного дыхания достигают уровня взрослых. На этом уровне повышаются работоспособность девушек, способность к выполнению длительной работы, возрастает и мощность выполняемой работы. При этом отмечается повышение выносливости к работе большой и умеренной интенсивности, более экономичными становятся кислородные режимы при физических нагрузках. Максимального роста работоспособность девушек достигает к 16 годам. В этот период заметно увеличивается возможность организма работать «в долг», то есть повышается анаэробная производительность. Частота дыхания при напряженной работе приближается к показателям взрослых женщин, при чем достигается это, в основном, путем углубления дыхания. Более экономичной становится реакция системы кровообращения на физические напряжения. Таким образом, девушки-старшеклассницы располагают достаточно большими возможностями для выполнения тренировочной работы, направленной на развитие выносливости. По продолжительности без применения интенсивных нагрузок такая работа, чередуемая с достаточным отдыхом, не уступает работе, выполняемой юношами. И все же уровень и динамика работоспособности женского организма имеют свою специфику. Девушки располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большее учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей. У девушек 16 лет наблюдается стабилизация показателей кислородного обеспечения и величины физической работоспособности.

В работе с девушками следует учитывать периодичность и характер функциональных изменений, происходящих у них в период менструальных циклов, которые сопровождаются значительной перестройкой деятельности важнейших систем организма и серьезно воздействует на общее состояние и работоспособность. Вопрос о занятиях бегом и другими физическими упражнениями в менструальную фазу должен решаться сугубо индивидуально в зависимости от самочувствия девушек. При благоприятном течении менструации занятия бегом возможны, однако нагрузки не должны быть большими, ограничивается также использование упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью, увеличиваются интервалы отдыха между нагрузками, нужно исключить из занятий и упражнения, связанные с сильными сотрясениями тела.(Никитушкин)

Результативность процесса спортивной тренировки во многом зависит от правильного планирова ния материала для развития физических качеств в течение года. Тренер должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств и методов их совершенствования применительно к конкретным условиям.
















2.2. Методика тренировки бегунов 16-18 лет в годичном цикле.
Рациональная структура тренировочных нагрузок является одним из основных звеньев, определяющих эффективность подготовки юных спортсменов, так как тренировочные воздействия формируют опреде­ленный уровень физической и функциональной подготовленности. Как известно, физическая подготовка бегунов и скороходов условно делится на общую и специальную. Средства общей физической подготовки (ОФП) включают подготовительные и общеразвивающие упражнения. Подготовительные составляют гимнастические упражнения без пред­метов для мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног и направлены на развитие и поддержание гибкости и подвижности в суставах, на рас­слабление мышц. Эти упражнения применяются избирательно-локально на определенную группу мышц в течение всего годичного цикла. Обще-развивающие упражнения включают упражнения на гимнастических снарядах, с отягощениями, различные виды прыжков и метаний (набив­ных мячей, ядер, камней и др.), занятия другими видами спорта, подвиж­ными и спортивными играми. Наибольший объем средств ОФП прихо­дится на подготовительный период. Из года в год по мере роста спортив­ного мастерства их доля в общем объеме тренировочных нагрузок сни­жается.
Средства специальной физической подготовки (СФП) включают бег и ходьбу во всех их разновидностях (бег и ходьба в равномерном и пере­менном темпе; барьерный бег; повторно-переменный и интервальный бег и ходьба; бег и ходьба в гору, по снегу, песку и т. д.).
К специальным средствам подготовки бегунов и скороходов относятся также прыжковые и скоростно-силовые упражнения, близкие по своей структуре к бегу и ходьбе. Эти упражнения направлены на разви­тие мышц, несущих основную нагрузку при беге и ходьбе.
Ниже предлагается комплекс упражнений:
*  бег или ходьба с высоким подниманием бедер и движениями рук, как в беге;
* бег или ходьба с акцентированным отталкиванием стопой и не­большим продвижением вперед;
* семенящий бег или ходьба с расслаблением плечевого пояса;
*  прыжки с ноги на ногу;
*  скачки на одной ноге;
*  специальные упражнения барьериста;
* локальные скоростно-силовые упражнения на опорно-двигатель­ный аппарат бегунов и скороходов, выполняемые на тренажерах;
* специальные упражнения на гибкость.
Кроме этих упражнений в занятия могут быть включены упражнения игрового и скоростно-силового характера (с тягой бедром вверх и вниз с сопротивлением, прыжки через барьеры па обеих ногах, ходьба выпадами, с отягощением, спрыгивание с небольшой высоты, выпрыгивание вперед-вверх, различные спортивные и подвижные игры).
Специальная скоростно-силовая нагрузка оказывает благоприятное влияние на опорно-двигательный аппарат бегунов и скороходов, интен­сифицирует его приспособление к продолжительной циклической работе на выносливость, что, в свою очередь, способствует эффективности и экономичности техники движений во время бега и спортивной ходьбы.
Спортивный результат в беге и ходьбе определяется умением сохра­нить оптимальную длину и частоту шагов на протяжении всей дистан­ции. Основу технического мастерства спортсмена определяют силовые качества. Уровень силовых способностей зависит: от структуры мышечной ткани; площади физиологического поперечника мышц; совер­шенства нервной регуляции; степени внутримышечной и межмышечной координации; эффективности энергообеспечения силовой работы и развитием скоростных качеств и гибкости.
Специальная силовая подготовка должна содержать упражнения, обеспечивающие повышение силового потенциала без нарушения ко­ординационной структуры, присущей соревновательному упражнению, и должна сопровождаться развитием гибкости - важным фактором, обес­печивающим рост спортивного мастерства. Подвижности в суставах и эластичности мышц нижних конечностей - именно их развитию уделяется основное внимание.
Развитие силовых качеств и гибкости является предпосылкой для дальнейшего совершенствования технической подготовленности ско­роходов и бегунов на средние и длинные дистанции. С этой целью в подготовительном периоде развитию специальной выносливости долж­на предшествовать силовая подготовка и развитие гибкости. Такая подготовка начинается сразу же по окончании переходного периода и ве­дется параллельно с совершенствованием техники и постепенным по­вышением общего объема тренировочных нагрузок. Этот этап в зависи­мости от структуры годичного цикла может продолжаться от 2 до 6 недель, и по его окончании следует переходить к целенаправленному по­вышению уровня подготовленности за счет специфических средств. В дальнейшем средства силовой подготовки и развития гибкости применяются систематически на протяжении всего годичного цикла и способ­ствуют более эффективному решению комплексных задач.
Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок в многолет­нем тренировочном процессе характеризуется значительным приростом объемов, выполненных бегунами на средние, длинные дистанции и ско­роходами, от этапа начальной спортивной специализации до этапа спортивного совершенствования. Для этапа высшего спортивного мас­терства хара.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%